рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Реферат: Монтаж кабельных линий в земле

Трасса сигнальных и силовых кабелей автоматики и телеме­ханики может проходить в пределах станции как сбоку железно­дорожного полотна, так и в междупутье. При этом расстояние между ближайшим рельсом и кабелем должно быть не менее 1,6 м. Если по местным условиям выдержать эти расстояния невозможно, то допускается прокладка кабеля на расстоянии 1 м от ближай­шего рельса при условии оборудования для кабеля изолирующей канализации. Сигнальные кабели могут прокладываться без огра­ничения в одной траншее с силовыми кабелями с рабочим напря­жением до  500  В.

Силовые кабели напряжением выше 500 В прокладываются в отдельной траншее или в общей траншее с сигнальными, но при этом силовой кабель укладывают на глубину 1,5 м и сверху за­крывают кирпичом или бетонными плитами, а сигнальный - над ним на расстоянии 0,45 м со сдвигом в сторону на 0,15 м. Расстоя­ние между силовыми кабелями и кабелями связи должно быть не менее 0,5 м.

При пересечении железнодорожных или трамвайных путей глубина прокладки кабелей связи, автоматики и телемеханики должна быть не менее 1 м от подошвы рельса, а с шоссе или авто­страдами не менее 1 м от дорожного полотна. При этом кабели в месте пересечения прокладывают в асбестоцементных трубах. В местах пересечения кабелей связи с силовыми кабелями расстоя­ние между ними в месте пересечения должно быть не менее 0,25 м, если кабель связи проложен в асбестоцементной трубе, и 0,5 м при  ее отсутствии.

Сигнальные кабели при пересечении их с силовыми кабелями и другими подземными сооружениями также должны проклады­ваться на расстоянии 0,5 м от этих сооружений; если это расстоя­ние по местным условиям выдержать нельзя, то допускается уменьшить его до 0,3 м. При этом в месте пересечения сигнального кабеля с силовыми его нужно прокладывать в асбестоцементной трубе. Расстояние между пересекающими друг друга сигнальными кабелями должно быть не менее 0,1 м.

При выборе трассы подводного кабеля на пересечениях водных преград выбирают места, где водная преграда имеет наименьшую ширину, ровное дно и отлогие берега. Кабель нельзя проклады­вать в местах зимней стоянки судов на якорях, в районе стоянки плотов, в местах водопоя и купанья скота, а также там, где на­блюдаются заторы льда или река меняет свое русло.

У железнодорожных и шоссейных мостов через сплавные и судоходные реки и водоемы прокладка кабеля допускается на рас­стоянии не ближе чем 300 м ниже моста по течению реки, а от мостов через мелкие несудоходные реки и овраги - не ближе   30-50 м.

Разбивка трассы,  рытье и подготовка траншей для прокладки  кабеля

Разбивку трассы подземной кабельной линии производят в со­ответствии с рабочими чертежами при помощи вех и колышков так же, как и разбивку трассы воздушной линии. Колышки за­бивают по оси будущей кабельной траншеи на прямых участках трассы через 5-10 м и более, а также в местах поворота траншеи.

Как правило, прокладку кабеля осуществляют механизирован­ным способом при помощи кабелеукладчиков. В этом случае пред­варительного рытья траншеи не производят, так как кабелеукладчик выполняет эту работу одновременно с прокладкой кабеля.

В городах и населенных пунктах, на железнодорожных стан­циях для рытья траншей обычно применяют траншеекопатели, а там, где и их применение затруднено (при пересечении железно­дорожных путей, в междупутьях, на склонах насыпей и т. п.), траншею роют вручную. При рытье траншеи ручным способом ее роют так, чтобы боковые стенки траншеи имели некоторый откос. Это облегчает рытье траншеи и предохраняет стенки от осыпания. Траншеи глубиной до 1 м в неосыпающихся грунтах можно   рыть   без   откосов.

Глубина прокладки кабелей связи в грунтах I-III категорий должна быть не менее 0,9 м, а в скальных грунтах - не менее 0,5 м при отсутствии наносного слоя грунта и 0,7 м при его нали­чии. В населенных пунктах и на территории больших станций глубину кабельной траншеи увеличивают до 1,0-1,2 м. Ширину траншеи при прокладке одного-двух кабелей берут равной от 0,3 до 0,4 м по дну и соответственно 0,4-0,5 м по верху траншеи. Глубина прокладки сигнальных кабелей в станционных между­путьях и сбоку путей вне населенных пунктов 0,8 м, в городах и населенных пунктах на пересечениях с железнодорожными пу­тями и шоссейными дорогами - не менее 1 м.

Траншеи для кабелей на поворотах трассы роют с таким расче­том, чтобы минимальный радиус изгиба прокладываемого кабеля со свинцовой оболочкой был не менее 15-кратного, а для кабелей с алюминиевой оболочкой - не менее 30-кратного наружного диаметра кабеля; при прокладке кабелей с пластмассовой обо­лочкой их радиус изгиба должен быть не менее 10-кратного на­ружного диаметра кабеля. На склонах оврагов (на подъемах и спусках) траншею роют зигзагообразно с величиной отклонения изгибов от прямой линии в одну и другую сторону на 1,5 м, а длину изгибов берут порядка 5 м.

В местах будущей установки соединительных и разветвительных муфт и пупиновских ящиков траншею расширяют, отрывая котлован для удобства проведения последующих монтажных ра­бот. Глубину котлована делают на 10 см глубже дна траншеи.

Дно траншеи выравнивают и очищают от камней и щебня, а перед раскаткой и прокладкой кабеля в каменистых и скалистых грунтах засыпают слоем песка или разрыхленного грунта тол­щиной до 10 см. Этот слой называют «нижней постелью». В мягких грунтах постели можно не делать.

Транспортировка кабеля и подготовка его к прокладке

Подготовку кабеля к прокладке начинают с развозки бараба­нов с кабелем по трассе на автомобилях или специальных тележ­ках. Если трасса проходит в непосредственной близости от желез­нодорожного полотна, кабель развозят на железнодорожных плат­формах. При погрузке барабанов, а также при перекатывании их по земле необходимо следить за тем, чтобы направление вращения барабана совпадало с направлением стрелки на щеке барабана.

Перед транспортировкой кабеля по трассе и перед прокладкой проверяют его состояние. Начинают проверку с внешнего осмотра кабельных барабанов, проверяя целость обшивки, болтов, скреп­ляющих барабан, и заделку концов кабеля. Кроме этого, кабель проверяют на герметичность .оболочки. Обычно все кабели дальней и местной связи в металлических (алюминие­вых, свинцовых) оболочках поступают с завода-изготовителя с на­каченным под оболочку воздухом под давлением, превосходящим атмосферное на 4,9-104-9,8-104 Па. (около 0,5-1,0 кг/см2), и впаянным в один из концов кабеля вентилем. Целость оболочки, кабелей проверяют по показаниям манометра, присоединяемого к вентилю. При наличии сохранившегося в кабеле избыточного давления испытание целости оболочки заканчивают.

Если окажется, что избыточное давление в кабеле отсутствует, то в кабель при Помощи насоса, компрессора или используя бал­лон со сжатым воздухом и редуктором накачивают воздух до дав­ления 9,8-104 Па. При накачке в кабель атмосферного воздуха его предварительно осушивают (удаляют влагу), пропуская через камеру с поглощающими влагу хлористым кальцием или сили-кагелем (двуокись кремния). Если после накачки установившееся в кабеле давление в течение 24 ч не снижается, то это свидетель­ствует о целости оболочки; в противном случае отыскивают и устраняют повреждение оболочки (трещину, прокол и т. п.). После устранения повреждения оболочки у кабелей дальней связи измеряют сопротивление изоляции жил и рабочую емкость кабельных цепей, а у кабелей местной связи измеряют сопротив­ление изоляции и производят проверку жил на об­рыв и сообщение их между собой и с металлической оболочкой.

Измерение сопротивления изоляции жил, рабочую емкость кабельных цепей и другие электрические измерения производят кабельными приборами и мостами разного рода. Методика этих измерений изложена в курсе «Электрических измерений».

Для проверки жил на обрыв и на сообщение их между собой и с металлической оболочкой оба конца кабеля на барабане осво­бождают на длине 80-300 мм от защитных покрытий и металличе­ской оболочки. Затем со всех жил одного конца кабеля снимают на длине 1,5-3 см изоляцию, зачищенные жилы соединяют друг с другом и со свинцовой оболочкой (рис. 157) при помощи медной проволоки. Жилы второго конца кабеля разделывают на так называемую пирамиду, которая получается в результате того, что жилы каждого последующего повива обрезают на 15-20 мм короче  жил   предыдущего.

При проверке жил на сообщение между собой и с оболочкой кабеля один полюс батареи напряжением 3,0-4,5 В соединяют с оболочкой кабеля (рис. 1, а), а с другой - через телефон 3 последовательно с каждой из жил кабеля, предварительно отсоеди­няя ее на время испытаний из общего пучка. Если испытываемая жила имеет сообщение с какой-либо другой жилой или с металли­ческой оболочкой, то в телефоне слышен щелчок под действием тока батареи по схеме: полюс батареи, оболочка 2 кабеля, испы­тываемая жила, телефон и другой полюс батареи.

Для испытания жил на обрыв все жилы присоединяют к обо­лочке и испытание производят со стороны пирамиды. При прикосновении к испытываемой жиле свободного конца про­вода, идущего от телефона, в последнем опять должен быть слы­шен щелчок. Если щелчок в телефоне не появился, то значит испы­тываемая   жила   оборвана.

При испытании жил на обрыв и сообщение следует иметь в виду, что при большой длине кабеля щелчок в телефоне (более слабый) может получаться вследствие заметной электрической емкости между жилами и между жилами и оболочкой. Поэтому при боль­шой длине кабеля целесообразно заменять телефон каким-либо другим прибором (амперметром, вольтметром).

Сигнальные кабели со свинцовой оболочкой и все типы сигналь­ных кабелей и кабелей связи с неметаллическими оболочками не ставятся, под избыточное давление и проверку их состояния осу­ществляют только путем электрических измерений сопротивления изоляции, отсутствия сообщения жил между собой и их обрыва, а также наружным осмотром кабеля при раскатке его с барабана. При этом измерение сопротивления изоля­ции жил и испытание их на обрыв у сигнальных и контрольных кабелей производят при помощи мегомметра.

Разделку кабеля для измерений при помощи мегомметра про­изводят так же, как и при измерении сообщения жил между собой и обрыва жил. При измерении изоляции жилы один проводник, присоединенный к выводу Л мегомметра, соединяют с испытываемой жилой, а другим проводником соединяют вы­вод 3 с металлической оболочкой или с остальными жилами, со­единенными между собой (у кабелей с пластмассовой оболочкой). Вращая ручку мегомметра с частотой около 130 об/мин, по его шкале отсчитывают величину сопротивления изоляции жилы. В зависимости от типа мегомметра им можно измерять величину сопротивления изоляции до 500-1000 МОм. При испытании мегом­метром жил на обрыв, если проверяемая жила не - имеет обрыва, то при вращении ручки мегомметра стрелка его прибора будет оставаться на нуле. При обрыве стрелка откло­нится влево, указывая величину большого сопротивления, что будет свидетельствовать о наличии обрыва жилы.

По окончании электрических испытаний жилы кабеля обре­зают и металлическую оболочку обоих концов кабеля на барабане запаивают; концы кабелей с неметаллической оболочкой тщательно изолируют при помощи полихлорвиниловой ленты или другим способом для предотвращения попадания в кабель влаги. Кабели дальней связи и кабели местной связи с металличе­ской оболочкой емкостью 50 пар и более перед прокладкой ставят под избыточное давление.

Укладка кабеля в траншею и защита его от механических повреждений

Размотку кабеля с барабанов и его последующую укладку в траншею производят механизированным или ручным способом.

Если местные условия не позволяют применить механизирован­ный способ прокладки кабеля, то кабель разматывают и уклады­вают вручную. Для этого барабан с кабелем устанавливают около траншеи на металлические или деревянные козлы, чтобы барабан мог свободно вращаться на оси, вставляемой в его втулку. Устанавливают барабан так, чтобы вращение его на оси происходило по стрелке, изображенной на щеке барабана, а кабель при разма­тывании шел сверху барабана.

После установки барабана расшивают закрывающие кабель доски и начинают размотку кабеля, причем барабан вращают за щеки, а не силой тяги кабеля. Разматываемый кабель рабочие несут на руках и сначала укладывают по бровке траншеи, а затем опускают его на дно. Число рабочих, участвующих в размотке и укладке кабеля, берут из такого расчета, чтобы масса кабеля, приходящаяся на одного рабочего, не превышала 35 кг. Опущенный в траншею кабель укладывают с некоторой слабиной по слегка волнистой линии без натяжки для предотвращения чрезмерного натяжения кабеля в дальнейшем при усадке и возможных сме­щениях   грунта.

При наличии большого количества пересечений трассы кабеля с различными подземными сооружениями, когда кабель опустить в траншею нельзя, производят его протаскивание по дну тран­шеи по роликам при помощи стального троса и ручной лебедки, тягача   или   трактора.

'Прокладку строительных длин кабеля производят с таким расчетом, чтобы в котлованах, где в последующем производится установка на кабеле соединительных или разветвительных муфт, концы кабеля перекрывали друг друга примерно на 2 м. При двухкабельной системе укладку обоих кабелей в траншею произ­водят одновременно.

После прокладки строительных длин кабеля производят по­вторную проверку их состояния (испытание герметичности обо­лочки, электрические измерения) для того, чтобы выяснить, не повредился ли кабель при прокладке, а затем приступают к за­сыпке   траншеи.

В мягких грунтах засыпку производят вынутым из траншеи грунтом, а в каменистых и скальных грунтах кабель предвари­тельно засыпают слоем песка или мягкого грунта толщиной 10 см, образуя «верхнюю постель». Засыпку и утрамбовку грунта в траншее производят в несколько приемов. Сначала насыпают слой грунта толщиной 0,2-0,3 м и плотно его утрамбовывают. Затем насыпают следующий слой грунта такой же толщины и тоже утрамбовывают и т. д. В населенных пунктах и на террито­рии станций засыпку и утрамбовку траншеи производят с одно­временной поливкой слоев грунта водой, что снижает его дальней­шую осадку.

Котлованы, в которых при монтаже кабеля будут устанавли­ваться соединительные, разветвительные муфты и пупиновские ящики при засыпке траншеи оставляют открытыми и засыпают только после окончания монтажных работ.

Защиту прокладываемого кабеля от механических поврежде­ний производят при его прокладке под железнодорожными и трам­вайными  путями  на  пересечении с шоссейными  и  грунтовыми дорогами, под проезжими частями улиц, в местах пересечений с подземными сооружениями и другими кабелями, заключая ка­бель на участке пересечения в асбоцементные трубы с таким рас­четом, чтобы они выходили на 1 м за пределы пересечения.

Кабели защищают при их прокладке в скалистых грунтах на глубине 0,5 м, в садах и огородах, при прокладке в одной траншее десяти и более сигнальных и других кабелей, а также при прокладке в траншее на глубине менее 1 м силовых кабелей с ра­бочим напряжением выше 1 кВ. В этих случаях кабель для защиты покрывают бетонными плитами или слоем красного, кирпича.

После прокладки кабеля составляют исполнительный план трассы его прокладки. При этом точно замеряют расстояние кабеля от каких-либо ориентиров (например, от оси железнодорожных путей, пикетных и километровых столбиков, построек в населен­ных пунктах и т. п.). Трассу кабелей дальней связи отмечают также при помощи установки замерных столбиков (пикетов), отмечая ими места установки соединительных и разветвительных муфт, поворотов кабеля и т. п. Железобетонные замерные столбики устанавливают на расстоянии 1,5 м от кабеля или муфты в сторону поля, зарывая их в землю на глубину 0,7 м. Каждый столбик снабжается табличкой, на которой условно обозначают назначение столбика, например соединительная муфта, пупиновский ящик, поворот кабеля вправо и т. п.

На план, кроме трассы проложенного кабеля, наносят другие подземные и надземные сооружения, например пересекающие кабель и идущие параллельно трубы водопровода и газопровода, другие кабели, дороги, кюветы и т. п., расположенные в полосе 20-30 м от кабеля.

Составление исполнительного плана облегчает в дальней­шем эксплуатацию кабеля и позволяет более точно и быстро определять места его повреждений.

Способы и особенности прокладки кабелей связи

Прокладка в канализации

         Глубину траншеи для прокладки трубопроводов кабельной канализации выбирают такой, чтобы расстояние между верхней частью трубопровода и поверхностью грунта под тротуаром было не менее 0,5 м, под мостовой - не менее 0,7 м. Ширина траншеи зависит от общей емкости трубо­провода канализации.

Перед укладкой труб дно траншеи выравнивают и хорошо утрамбовывают, а в каменистом грунте устраивают постель из песка или просеянной, земли. Укладку труб в траншее производят с некоторым уклоном (3-4 мм на 1 пог. м трубопровода) в сторону кабельных колодцев для стока воды, которая может попасть в трубопровод.

Укладываемые в траншею асбестоцементные трубы соединяют встык при помощи асбестоцементных муфт с внутрен­ним диаметром, несколько большим наружного диаметра трубы. Между трубой и муфтой  для создания герметичности устанав­ливают резиновые кольца или заделывают зазоры смоляной пак­лей , после чего место стыка заделывают цементным раствором или заливают битумной мастикой.

Более широкое распространение получил способ соединения труб при помощи манжет из кровельной стали, затягиваемых на. стыках с последующей заделкой цементным раствором. Под манжету перед ее затяжкой прокладывают бандаж из гидроизола или ткани (мешковины, миткаля), пропитанной битумной мастикой.

Находит также применение соединение асбестоцементных труб при помощи полиэтиленовых манжет в виде цилиндрической трубы длиной 90 мм. Внутренний диаметр манжеты на 5 мм меньше наружного диаметра соединяемых труб и манжеты надевают на стык, предварительно их подогрев в воде до 80-90°, вследствие чего их диаметр увеличивается и они размягчаются. Разогретую манжету сначала надевают на один конец трубы до выступа, имеющегося в середине манжеты, а затем с другой стороны на конец второй трубы до выступа. После остывания манжеты она суживается и плотно облегает место соединения труб. Полиэтиле­новые трубы соединяют между собой встык при помощи сварки. При прокладке многоотверстной канализации устраивают блок из нескольких труб, заделывая стыки в общий бетонный пояс. В местах установки колодцев отрывают котлован, в который опускают при помощи крана, или лебедки детали сборного железо­бетонного колодца, соединяя их затем цементным раствором. Трубопроводы заводят в отверстия, предусмотренные в боковых стенках колодца, и также заделывают цементным раствором. Сверху на входное отверстие колодца ставят круглый чугунный люк с двумя крышками, а внутри колодца на его сте­нах - стальные кронштейны с консолями для укладки кабелей.

Перед протягиванием кабеля в канализации предварительно проверяют состояние ее каналов. Для этого от одного колодца до другого при помощи свинчивающихся дюралюминиевых палок протягивают стальной трос, а затем при помощи троса пробный цилиндр и стальную щетку, чтобы выровнять и сгладить стенки каналов в местах стыка труб и очистить  полость труб от сора.

Кабель протягивают в канализации по участкам между смеж­ными колодцами, для чего над одним из колодцев устанавливают на козлах барабан  с кабелем, а у соседнего колодца - ручную или моторную лебедку, затем трос , протянув через канал трубопровода и пропустив его через блок, скрепляют с концом кабеля при помощи стального кабельного чулка  и, вращая ручку лебедки, протягивают кабель по каналу. Для того чтобы кабель не повредился о края трубопровода, на входе и выходе трубопровода устанавливают кабельное колено или втулку. Для уменьшения тяговых усилий поверхность свинцовой оболочки кабеля при его протягивании смазывают техническим вазелином. Кабели в пластмассовой оболочке смазывать вазелином нельзя и оболочку таких кабелей при протягивании смачивают водой. До и после протяжки кабеля его испытывают. В колодцах оставляют запас кабеля, необходимый для монтажа соединитель­ных и разветвительных муфт и укладки кабеля по стенам колодца.


МОНТАЖ   КАБЕЛЕЙ

Разделка концов кабелей связи с металлическими оболочками

Состав работ при монтаже кабелей зависит от типа кабеля, способа его прокладки и назначения кабельной линии.

К основным видам монтажных работ относятся сращивание отдельных кусков (строительных длин) кабеля в соединительных и разветвительных муфтах, монтаж оконечных кабельных уст­ройств (оконечных муфт, боксов и т. п.),. а на кабелях, содержа­щихся под избыточным воздушным давлением, -монтаж газо­непроницаемых муфт. Высокое качество и тщательность выполне­ния монтажных работ, точное соблюдение правил и инструкций по монтажу, а также соблюдение чистоты и аккуратности при прове­дении монтажа кабеля в значительной степени предопределяют надежность и бесперебойность действия кабельной линии в экс­плуатации.

Разделку концов и сращивание кабеля, проложенного непосред­ственно в земле, производят в котлованах, а кабеля, проложенного в канализации, -в кабельных колодцах. При этом работам по сращиванию концов кабелей должно предшествовать проведение испытаний  и  электрических   измерений  сращиваемых   кабелей.

Затем концы кабелей размечают с таким расчетом, чтобы кабель после установки на него муфты можно было уложить на консоли в кабельном колодце или выложить запас кабеля в котловане на случай перезаделки муфты в процессе эксплуатации кабеля. Колодец или котлован очищают от осыпавшейся земли и мусора, а над котлованом независимо от погоды устанавливают палатку. Концы сращиваемых кабелей укладывают на козлы и прочно к ним привязывают.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.