рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Реферат: Древнерусская керамика

 О кирпичниках также пишет и Рыбаков Б.А., но Тихомиров М.Н. выдвигает сомнения по этому поводу, говоря, что « В существовании особой специальности плинфотворителей или кирпичников можно сомневаться, как и в существовании особых мастеров по изготовлению поливных плиток»[10]. Далее он сслается на раскопки Воронина Н.Н. во Владимире-на-Клязьме и делает вывод, что «поливные кирпичи делали те же гончары».

Возможно, Тихомиров М.Н. и прав (по причине недостаточного количества источников по данному вопросу, мы не можем согласиться,но и отрицать это тоже не можем), но он не взял во внимание тот факт, что Рыбаков Б.А. делает ссылку на Миятева, а значит, если даже это ни так, то все вопросы должны быть отправлены ни к Рыбакову Б.А., а к Миятеву.

Несмотря на это расхождение мы продолжаем работу далее, обращаясь к недавноупомятому Рыбакову Б.А. «Большую роль в развитии кирпичного строительства сыграла христианизация Руси. Начиная с эпохи Владимира, в русских городах развивается церковное и светское зодчество, требовавшее большого количества кирпича. Источниками знакомства с кирпичной техникой могли быть как византийские горо­да вроде Херсонеса, так и северные хазарские крепости с кирпичными стенами (напр. Саркельское городище). Не исключена возможность влияния и Дунайской Болгарии, где уже в эпоху царя Симеона (конец IX — начало X в.) в Преславе существовало местное изготовление кирпичей болгарами, что доказывается наличием на них болгарских букв.

Местная выработка кирпича в русских горнах с конца X в. косвенно может указывать на появление горнов в этот период (конец Х – начало ХI вв.), но археологических памятников этой ранней эпохи нет.

Для представления хоть какого-либо вида кирпича, мы возьмём у Рыбакова Б.А. описание кирпичей: «Древнейшие русские кирпичи — квадратные, плоские. Ширина кирпича в XI в. — 40—38 см, при толщине 2.5—3 см. Постепенно стороны квадрата уменьшаются, а толщина возрастает. В XII в. встречается кирпич 19x27x4 см (Смоленск, Вщиж). Кирпич назывался греческим термином «плинта» («плинтъ», «плита»). Давая описание древних кирпичей, невозможно промолчать о том, что в Киевской Руси иногда встречаются кирпичи с клеймами. По этому поводу также до сих пор ведутся споры. Среди версий существующих по этому вопросу, ведущее место занимает версия, поддерживаемая Уваровым В.И.Он говорит, что клейма – это знаки мастеров, которые их изготовляли то или иное изделие (необязательно кирпич, это могла быть и посуда). Несмотря на сомнения о существовании кирпичников, всё-таки доверимся опять Б.А. Рыбакову и представим себе как выглядит кирпичная мастерская «оборудование кирпичных мастерских должно было состоять из деревянных рам для формовки кирпичей, навеса для просушки и горна для обжига. Сушились кирпичи на открытом воздухе и нередко на широких плоскостях их видны отпечатки козьих копыт, собачьих лап и детских ног. Судя по всему оборудованию, кирпичное дело долж­но было существовать отдельно от гончарного»[11].

«Технологическая сторона изготовления кирпичей изучена Шве­цовым"[12].

Судя по сохранившимся зданиям, выстроенным целиком из кир­пича или с частичным его применением в конструкции, кирпичное производство существовало во многих городах X—XII вв.»[13]

Как уже говорилось выше, кирпичи начали активно использоваться после введения христианства. Скорее всего именно на ранний период Руси приходятся первые каменные постройки. Кроме строительства кирпич был применим в гончарном деле. Об этом говорит Рыбаков Б.А.:

Находка здесь же обжигательных подставок и сильно прокаленной посуды убеждает в том, что раскопками Черепнина и Крейтона был обнаружен гончарный горн, точнее его под. Топочная камера в данном случае была расположена, очевидно, не внизу, а где-то сбоку. Тонкую прослойку золы под кирпичами следует рас­сматривать как теплоизоляцию. Античные обжигательные печи были также сложены из сырцового кирпича.

Старорязанский горн своей прочной кирпичной кладкой выгодно отличается от глинобитных горнов Вщижа, Донца и Райгорода.

Среди архитектурных памятников, построенных в Киевской Руси и дошедших до наших дней являются: Успенский собор Печеского моеастыря, Софиевский собор, Боголюбский дворец, Михайловский Златоверхий монастырь, а также другие памятники истории, правда, все эти памятники дошли в таком виде, что неспециалист опредилить в этих построениях элементы Киевской Руси не сможет, т.к. за период времени, который прошёл эти памятники много раз реставрировались или перестраивались.

2.2 ПЛИТКА И МОЗАИКА

Многие исследователи считают, что производство керамической плитки началось на рубеже X – XI вв. плитки употреблялись в строительстве дворцов и храмов.

«Поливные керамические плитки украшали полы и стены храмов Киева, Новгорода, Владимира, Смоленска, Переяславля и др. древнерусских городов»[14].

Самым древним памятником архитектуры, в котором использовались плитка и мозаика является Десятинная церковь, не дошедшая до наших дней. На месте Десятинной церкви был построен Софиевский собор в Киеве, построеный Ярославом Мудрым. В алтаре Софии хорошо сохранились облицовочные плитки этого времени. При шахматной разбивке рисунка они напоминают украинские ткани. Плиты политы жёлто-белой глазурью, заглушенной окисью олова. Рисунок плит простой: три зелёные продольные линии толщиной 2-3 мм. Растёки подглазурного слоя красок местами имеют вид разводов.

Раз мы начали давать характеристику архитектуре Киева с целью указания в ней на дошедшие до нас элементы плитки и мозаики, то сделаем это и для других городов.

Например, возьмём Чернигов. «Многочисленные разноцветные глазурованные плитки, мозаика, фрагменты резного белого камня, фигурная плинфа, которой украшались архитектурные сооружения Чернигова XII-XIII вв.,свидетельствуют о высоком уровне развития этих отраслей ремесла[15]»

«Мозаики Михайловского златоверхого монастыря в Киеве были созданы позднее Софии Киевской, уже при Святополке. Подобно софиевским, михайловские мозаики принадлежат одновременному византийскому искусству. Авторитетнейшие представители искусства и науки склонны признать в них ещё большее участие русских художников»[16].Самым первым художником, который упоминается в летописях, являяется некий Алимпий, но как писал Любимов Л.Д.: «Алимпий! Увы, это для нас только имя. Мы ничего не знаем о его индивидуальной живописной манере,о его творческом развитии. Но это имя для нас очень славное и очень дорогое».

«Древнерусские мастера сравнительно рано завладели техникой майоликовой керамики. Этому сопутствовало широкое строительство каменных сооружений, для опоряджения которых использовалась керамическая плитка, покрытая разноцветной поливой. Раскопки в Киеве и Белграде обнаружили полихромные плитки белого, зелёного цветов»[17]. Так, «В 1197г. на месте деревянной церкви, по распоряжению Рюрика соорудили каменный храм святых Апостолов, украшенных фресковой и золотой росписью, разноцветными майоликовыми плитками»[18].

Ещё одним городом, имевшим большое значение в культурном значении Руси, являлся Галич. В оформлении галицких монументальных зданий широко использовались рельефные кирпичные плитки с изображением разных фантастических существ – грифонов, орлов, соколов, павлинов.

Далее мы предлагаем более подробное описание плиток, т.к. приложения с рисунками здесь, к сожалению, отсутствуют.

При декорировании главных киевских храмов широко использовалась мозаика. Открытые археологами древние полы Киевской Софии выложены вдоль стен шахматным узором из смальты синего, тёмно-красного,лилогого, жёлтого, лилового и чёрного цветов. Наряду с византийскими мотивами в орнаменте широко использовались славянские сюжеты, например, четырёхконечные криныэ, известные ещё сIXв. Тогда их изображали на бытовых предметах, они были небольшими и разнообразными; на сводах и стенах храмов, Соединённые в небольшие полосы, они производят величественное впечатление. Те же крины всё в новых и новых вариантах воисппроизведены в фресковых орнаментальных росписях интерьера Софии.

С XII в. полы соборов ещё выстилали плитами красного шифера с мозаичной инкрустацией. Но постепенно особой популярностью стала пользоваться майолика (термин,происходящий из Италии от названия о.Мальорка – Майорка, через который в Италию ввозились предметы испано-мавританской керамики; изделия из гончарной глины, покрытые или расписанные цветными эмалями, - Попова О.С.), близкая народным вкусам. Подобно мозаичным полам XI в., майоликовые полы XII в. не сохранились и восстанавливаются лишь по археологическим данным. Для XII в. наиболее типичны плитки жёлтого, коричневого и зелёного цветов, но изготовлялись белые, чёрные, фиолетовые плитки. Отсутствие красного и синего цветов в наборе майоликовых полов подчёркивало красные и чёрные тона в одеждах людей, изображённых на фресках.

Из плиток составляли дкоративные композиции от простейших шахматных до циркульных фигур, плетёнки и народных мотивов. Поэтому изготовлялись плитки самых разнообразных геометрических и лекальных форм. По сложности орнамента особо выделяется майоликовый пол в Гродно. Для его выстилки понадобились плитки около 20-ти фасонов. Майоликовыми плитками выстилались полы не только храмов, но и гражданских зданий.

Пол центрального нефа (пространства между рядами столбов) был устлан майоликовыми и мозаичными плитками.

Во II-ой пол. XII в. майолика обогатилась новыми декоративными качествами. Широкое распространение получили полихромные плитки. На их одноцветный фон наносились геометрические и растительные орнаменты других цветов или в особый узор «под мрамор». Наиболее сложны по декору белгородские плитки. Линейные и растительные орнаменты жёлтого, зелёного и других светлых тонов выделяются на тёмном красновато-коричневом фоне поливы. К белгородским очень близки старорязанские и владимирские плитки. С сер.XII в. появляются плитки с сюжетами, изображающиеся в зверином стиле. В дворцовой церкви Боголюбова пол был устлан большими жёлтыми плитками с изображением грифона. В то же время майоликовые плитки стали применяться и для декора стен. Такие плитки с рельефными рисунками были найдены в древнем Галиче, а позднее в Чернигове.

Галичские плитки особенно интересны. На них в орнаментных кругах изображены птицы, грифоны и др. фантастические существа. Этими плитками, по-видимому, декорировали стены княжеских палат или княжеского храма Спаса.

Майоликовые плитки были распространены и декоре деревенских теремов, домов горожан. Черниговские плитки – зелёные с белыми разводами украшали, вероятно, обмазанные глиной и побелённые стены.

Высокие декоративное качество майоликовых плиток были уже в XII в. использованы для оформления фасадов.

На Золотом Току найдено немало рельефных плиток с разнообразными вертикальными растительными мотивами. Эти изображения также вписаны в круглые медальоны, и напоминают они по своей схеме «дерево жизни». Одна из таких плиток покрыта прозрачной зеленой поливой. Полива, собираясь в углублениях, еще больше усиливает четкие линии рисунка, близкого по характеру к контурной черни на металлических изделиях. Таким образом, майоликовая плитка из Галича совсем не похожая на поливные плитки с Борисо-Глебского дворца и Белгородского храма. Плитки из Приднепровья никогда не имели рельефов и расписывались лишь непрозрачными поливами.

Особый интерес составляет расписанная эмалью двух цветов плитка, найденная в старинном Галиче. На ней в четырехугольной узенькой рамке помещены изображения грифона в профиль (на фрагменте не хватает нижней части с лапами зверя). Гладенькое поле плитки покрыто эмалью темно-вишневого цвета, на фоне которого контрастно выступает рельефный светло-желтый силуэт грифона, рамка и растительный орнамент. Клюв грифона широко раскрыт — птица будто кричит. Растительный орнамент заполняет переднюю и верхнюю части плитки. Это — волнистая ветвь, которая идет от груди грифона и, поднимаясь кверху, заканчивается над ее головой. Рельефный эмалевый рисунок, который по своему характеру напоминает контурную чернь на украшениях из металла XII столетия, — это то новое, что галичские мастера внесли в искусство декоративной керамики давней Руси»[19].


3. РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ БЫТОВАЯ КЕРАМИКА

3.1. ГОРШКИ

Говоря о древнерусской керамике, следует остановиться на гончарном производстве, которое было непосредственно связано с сельским производством, которое было непосредственно связано с сельским и отчасти городским бытом. На ярмарках обычным явлением были возы, наполненные «звонким» гончарным товаром, который недавно выполняли крестьяне-гончары и привезли продавать свой немудрый, но удивительный по красоте товар.

Гончарная посуда представляла собой многочисленные изделия из глины, среди которых среди которых на первое место Василенко В.М. поставил «красочные и оригинальные по орнаментации миски, блюда, кувшины, горшки, глечики и др. виды посуды»[20].

Исследователь Рыбаков Б.А. даёт описание керамики, включая все мельчайшие детали того или иного описываемого изделия. Особое внимание он уделяет северной Руси, забывая о других районах, а только отделываясь фразой: «Областные различия древнерусской керамики были невелики. На юге существовали два типа горшков, выработанные еще в VIII— X вв.: один — низкий, широкий, с прямым горлом, другой — более стройный, высокий, с отогнутым венчиком»[21].

Рыбаков Б.А, пишет о наличии в деревнях печей, которые использовались для обжига горшков, не описывая их, а только вкратце говоря о том, как их использовали для изготовления сосудов: «Для большей или меньшей водопроницаемости сосудов, их, по извлечении из печи, иногда подвергали обварке в растворе муки или в кислых щах – раскалённый сосуд погружали в холодный раствор[22]». Интересным является описание видов горшков деревенских мастеров: «Ассортимент изделий деревенских гончаров очень невелик самым распространенным видом «скудельных сосудов» был обычный печной горшок — «Гърньць», хорошо известный по тысячам курганных и городещенских находок Тулового горшка конической формы с выпуклыми плечиками и широким горлом; венчик отогнут. Рисунок венчика нередко позволяет датировать горшки: у более ранних венчик отогнут мало и профиль его прост, со временем отгиб становится круче (это свидетельствует о более быстром вращении круга), и профиль становится сложнее по своему рисунку, появляются бороздки, углубления, бортики и даже складки. В городскй керамике (напр., горшок из Черной Могилы) эта эволюция венчика произошла уже в X в.

Второй тип посуды — «плоскы» (плошка, миска) встречается значительно реже, но также хорошо известен по курганным материалам, напоминает горшок с иными пропорциями— низкий, широкий. Глиняные сковороды в X в. выходят из употребления, очевидно, вытесненные железными.

Древнее название их неизвестно. Кувшины и кринки в деревенской керамике встречаются лишь в виде исключений и вооб­ще более характерны для города.

Иногда встречаются горшки с несколькими отверстиями на дне, предназначенные для откидывания творога. Керамическая посуда смоленских кривичей знает преимущественно высокие сосуды обычного типа, но иногда встречаются своеобразные горшки с горлом раструбом.

На сосудах встречаются клейма. Как и клейма на плитках, они вызывают споры у исследователей. По этому поводу существует несколько мнений, которые мы и рассмотрим, опираясь на Б.А. Рыбакова.

В грубоватых деревенских горшках, однообразие которых утомляет глаз, исследователей ранее всего заинтересовали загадочные знаки на днищах. Круги, кресты, ключи, звезды, решетки и другие изображения казались археологам прошлого столетия какими-то языческими символами, долженствующими оберегать горшок от злых сил[23]. Этой точки зрения придерживался Уваров А.С. (объясняет это тем, что его наблюдения, проведённые над гнездовской керамикой показали, что только 15% сосудов является клеймёнными.). У Рыбакова Б.А. по этому поводу другой взгляд на этот счёт, т.к. он уверен в том, что «процентное соотношение клеймённых и неклейменых сосудов невсегда таково (нередко клеймённые преобладают), но самый факт отсутствия клейм на некоторых сосудах до сих пор не может быть объяснён».

3.2. СКУЛЬПТУРА МАЛЫХ ФОРМ И БЫТОВАЯ ИГРУШКА

Особым разделом керамического искусcтва было производство игрушек.

Наиболее выразительными являются древние глиняные скульптурные изделия, найденные на территории Киева и Киевщины. Они представлены свистульками-кониками, всадниками и птицами, почти не отличными от современных украинских, и фигурками женщин, держащих иногда левой рукой младенца.

Народные скульптуры, сделанные из глины и теста, дают отдельные изображения, которые когда-то составляли группы, подобные сохранившимся в вышивках. В повсеместно распространенной глиняной игрушке – свистульке и пряниках – воспроизводятся изображения всадника, женщины, коня, оленя, быка, медведя и птицы. К этому ещё следует присоединить своеобразную глиняную скульптуру – диск на подставке, с росписью в виде перекрещённого квадрата в излучении, которая близка солярному узору дисковых пряников. В настоящее время она сохранилась, например, в игрушке из села Филимонова Одоевского района Тульской области.

В Донецком городище обнаружена мастерская в которой изготовлялись различные глиняные фигурки (бык, медведь, собака, птица, кошка, человек).

Мастерская поливных глиняных игрушек была открыта Арцихоским А.В. в Новгороде. Очень интересным набор глиняных фигурок дала территория Киева. В разных местах – и в старом городе и на Подоле – в слоях X-XII вв. найдены различные глиняные фигурки. Среди них можно встретить и птицу, и коня, и кентавра, но наболее частым было изображение женщины в причудливом головном уборе, в широкой одежде с ребёнком на руках.

Эти фигурки, имевшие по всей вероятности, в X-XII вв. ритуальное значение богини-покровительницы дома, изготовлялись мастерами особенно тщательно. Лепка всего корпуса производилась вручную с заглаживанием поверхности водой. На готовых изделиях можно заметить, как отдельно вылепленная головка прикреплялась к туловищу.

3.3. ПОЛИВНАЯ КЕРАМИКА

Изобретение поливы, как и многими другими открытиями, человечество обязано Древнему Востоку. Стекловидным веществом – поливой или глазурью – покрывали бусы из мелкого камня стеатита в Египте ещё в эпоху неолита. Применения поливы. Делающий глиняные сосуды блестящими и непроницаемыми для влаги, был открыт и оценён позже.

В IX – X вв. Северное Причерноморье становится местом оживлённой торговли Руси с Византией. Важную роль посредника в этой торговле играл Херсон. Отдельные поливные изделия южных стран попадали в Х в. на Русь. Некоторые из них сохранились до наших дней.

В ХII –XIII вв. техника полихромной росписи в Византии уже клонилась к упадку. Чёткий рисунок сменился наброском исполненным рукой, сочный и разнообразный колорит уступил место стандартной гамме коричнево-зелёных цветов.

Среди русских древностей поливные изделия занимают далеко не последнее место. Обломки посуды с зелёно-жёлтой поливой – не редкая находка в средневековых слоях русских городов. Многочисленные находки архитектурной поливной керамики могут быть предметом специального исследования. Находки эти неравноценны: они представляют собой массовую продукцию и не отличаются особым мастерством, ни изящесвом; другие поражают неожиданным совершенством исполнения и красотой. Это указывает на сложность и неравномерность развития поливного дела на Руси, на существование каких-то неравноценных производственных центров в разных местах и в разное время. Макарова Т.И. говорит, что некоторые учёные считают, что возможно древнерусская поливная керамика зародилась на Руси, однако конкретно учёных она не называет. Далее она говорит: «Зарождение производства на Руси связано со стороительством 1-х христианских храмов». Далее Макарова Т.И. говорит о том, что поливная керамика начала появляться начиная с 996г, т.е. по её словам со времени окончания строительства Десятинной церкви. Но, однако, она забывает о том, что точная дата построения Десятинной церкви нам неизвестна, к тому же явно видно, что она доверяет летописи (какой именно, неизвестно), т.к. кроме того, что идёт уверенность в окончательной дате построения Десятинной церкви, так ещё и исследовательница приводит цитату из летописи, в которой кн. Владимир «послав приведе мастеры от Грек». Однако мастера греки, организуя производство на новом месте, вынуждены были обратиться к местным силам, поэтому мастерская должна была стать по составу ремесленников смешанной, греко-русской. Правда в данном случае Макарова Т.И. доверяет не только летописи, но и археологическим данным.

Среди посуды, относящейся к X-XI вв. выделяется одна наибольшая компактная группа с устойчивым единством признаков. Это белоглиняная посуда с ярко-зелёной поливой. Она найдена в Киеве, Чернигове, Любиче, Вышгороде, Городске. Повсюду её отличают по плотности и непрозрачности ярко-зелёной поливы.

Найдённая в Руси белоглиняная посуда с зелёной поливой близка к византийской по рецептуре – это свинцовая полива. Её отличает только повышенное содержание олова, что делает её не прозрачной. Византийская полива всегда прозрачна. Но ещё более придают своеобразие признаки другого рода – стилистические. Часть найденной на Руси посуды по форме напоминает византийскую, часть – целиком напоминает формы простой круговой керамики.

Технологическая древнерусская поливная керамика этой группы близка к поливным плиткам. По-видимому, производство её возникло как побочное в мастерских по изготовлению поливных плиток для украшения первых храмов на Руси.

Ещё больше своеобразия проявила Русь в производстве поливной посуды с надглазурной росписью. Дошедшие до нас обломки принадлежат небольшим сосудам, покрытым яркой непрозрачной жёлтой или зелёной поливой с надглазурной коричневой или жёлтой росписью. Роспись выполнена густой горячей поливой из льячки. В зависимости от руки мастера толщина струи, ложившейся на изделие, была большей или объёмней.

Техника надглазурной росписи по непрозрачной поливе нашла широкое применение в архитектурной керамике. Можно предположить, что производство посуды с надглазурной росписью было налажено в немногих мастерских XI в. Мы не знаем, почему не получил дальнейшего развития этот способ украшения посуды, но сама тенденция использования технологических приёмов, применённая в архитектурной керамике для бытовых поделок – посуды и игрушек, действовавших в XI в. и следы её видим в широко известных на Руси яичках – писанках. Они выполнены в технике пастеллажа. Роспись горячими поливами производилась из льячки. Ещё не остывшие параллельные линии прочерчивались через одинаковые расстояния палочкой.

Писанки можно разделить на две группы:

1)         с зелёной и коричнево-бурой поливой, расписанные небрежными прерывистыми и волнистыми жёлтыми и светло-зелёными скобочками;

2)         отличительный признак – кроющей чёрной поливы и роспись того же рисунка и цвета, но более чёткая и совершенная.

Где производились изделия, украшенные поливой с металлическим блеском, пока неизвестно, ясно одно – их изготовление недолго, может быть, на протяжении жизни одного или двух поколений.

Производство изделий, выполненных в такой технике, было кульминационным моментом в истории поливного дела на Руси. Позже оно уже не поднималось столь высоко, да и в целом развитие этой отрасли ремесла в XII вв. идёт по другому пути.

Привозная древнерусская поливная посуда X-XI вв. была предметом роскоши, доступной немногим. Недаром единичные образцы её связаны то с богатейшими курганами знати, то с княжеским теремом, то с боярским домом. Поливная же посуда XII-XIII вв. вошла в быт широких слоёв горожан.

Увеличению производства поливной керамики В XII-XIII вв. способствовало одно нововведение: если в прешедствующее время для поливной посуды употребить только белую глину, далеко невсюду имеющуюся, то в этот период её начинали делать из той же глины, из которой делается обычная керамика. Изменён и рецепт поливы. Вместо плотной непрозрачной, ярко-зелёной или ярко-жёлтой поливы изготавливается прозрачная наравномерно окрашеная жёлто-зелёная полива, приобретающая от просвечивающего серого черепка бурый тон.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании изученных автором письменных источников по данной теме, мы пришли к таким выводам:

Керамика как отрасль прикладного искусства заняла важную позицию среди ремёсел Древней Руси. Значительные успехи достигнуты были в гончарном деле и стеклоделии. Изготовлялись сосуды разных форм для различных нужд. Так, например, на юге Руси были горшки с несколькими отверстиями на дне, предназначенных для откидывания творога, горшки и миски с плотными специальными крышками, крынки и др.

В художественной бытовой керамике распространены поливные игрушки. Обычно это птицы, кони, кентавры, но наиболее частым изображением было изображение женщин в причудливом головном уборе, в широкой одежде с ребёнком на руках.

Благодаря дошедшим до нас архитектурным памятникам мы можем видеть в них мозаики и плитки, которыми устланы полы. Часто плитки встречаются с изображением узоров, растений. Иногда на плитках. А также на горшках ставили клейма, но у исследователей возникает спор по поводу их появления.

В Киевской Руси глиняные изделия покрывали керамической массой с последующим горным обжигом. Эта техника называлась ангобированием.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.       Августиник А.И. Керамика. – М.: Государственное изд-во литературы по строительным материалам, 1957. – 479с.

2.       Адрианов Н.Т., Лукин Е.С. Термическое старение керамики. – М.: Металлургия, 1979. – 98с.

3.        . Археология СССР: Древняя Русь. Город, замок, село./ Под ред. А.Б, Рыбакова . – М.: наука, 1985. – 429с.

4.       Вагнер Г.К. Декоративное искусство в архитектуре Руси X-XIII веков. – М.: Наука, 1964. – 32с.

5.       Василенко В.М. Народное искусство. – М.: Советский художник, 1974. – 169 с.

6.       Воронов Н. Искусство, рождённое огнём. – М.: изд-во Советский художник, 1970. – 141с.

7.       Всеобщая история искусств, Т.II: Искусство средних веков, кн.1-я /Под ред. Б.В. Веймарна, Ю.Д. Колпинского. – М.: Искусство, 1960. – 1014с.

8.       История культуры Древней Руси: МОнгольский период, Т.II: общественный строй и духовная культура / Под ред. Н.Н.Воронина, Каргера М.К. – М.: изд-во Академия наук СССР, 1951. – 573с.

9.       История украинского искусства, Т.II / Под ред. Ю.П. Недельского, Л.Т. Калиниченко, Н.И. Марченко. – К.: Жовтень, 1967. –

10.     История УССР, Т.1: Первобытнообщинный строй и зарождение классового общества Киевской Руси (до пол.XIII в.) / Под ред. Кондуфора Ю.Ю. – К.: Наукова думка, 1981. – 495с.

11.     Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси: книга для чтения. – М.: просвещение, 1974. – 333с.

12.     Макарова Т.И. Поливная керамика в Древней Руси. – М.: Наука, 1972. – 19с.

13.     Мусиенко П.Т. Керамика в архитектуре и строительстве . – к.: Академия архитектуры Украины СССР, 1952. – 126с.

14.     Недилько С.А. школьникам о керамике. – К.: Радянська школа, 1990. – 141с.

15.     Попова О.С. Русская бытовая  керамика. – М.: Коиз, 1959. – 48с.

16.     Попова О.С. Русская народная керамика. – М.: Всесоюзное издательство Москва, 1957. – 128с

17.     Ремесло Древней Руси. / Под ред Б.А. Рыбакова, М.: изд-во Академия наук СССР, 1948. – 726с.

18.     Тихомиров м.Н. Древнерусские города. – М.: изд-во политической литературы, 1950. – 476с.

19.     Филиппов А.В. Статья «Ангобы», Техническая энциклопедия, Т.1

20.     Хозеров И.М. Знаки и клейма кирпичей смоленских памятников зодчества древнейших периодов. – Смоленск.: Научные знания Смоленского Государственного университета., 1929, Т.1, вып.3.

21.     Швецов Б. Строительный кирпич XII в. – труды института строительных материалов минерального происхождения и стекла. – М, 1930, вып. 32.


   

[1] Макарова Т.И. Поливная керамика в Древней Руси. – М.: Наука, 1972. – С. 9.

[2] Ремесло Древней Руси. / Б.А Рыбакова, М.: изд-во Академия наук СССР, 1948. – С.345.

[3] Макарова Т.И. Поливная керамика в Древней Руси. – М.: Наука, 1972. – С. 7.

 

[4] Ремесло Древней Руси. / Б.А Рыбакова, М.: изд-во Академия наук СССР, 1948. – С.348.

[5] Археология СССР: Древняя Русь. Город, замок, село./ Под ред. А.Б, Рыбакова . – М.: Наука, 1985. - С.123.

[6] Ремесло Древней Руси. / Б.А Рыбакова, М.: изд-во Академия наук СССР, 1948. – С.249.

[7] Ремесло Древней Руси. / Б.А Рыбакова, М.: изд-во Академия наук СССР, 1948. – С.168-169.

[8]Там же. – С.169.

  

[9] Мусиенко П.Т. Керамика в архитектуре и строительстве. – К.: Академия архитектуры Украинской ССР, 1952. –С.  6.

[10]   Тихомиров М.Н, Древнерусские города. – М.: изд-во политической литературы,1950. – С. 9.

[11] Хозеров И.М. Знаки и клейма кирпичей смоленских памятников зодчества древнейшего периода. – «Научные знания Смоленского гос. Университета». -  Смоленск,1929, Т. 1, вып. 3. – С.23.

[12] Швецов Б. Строительный кирпич XII века. – «Труды института строительных материалов минерального происхождения и стекла». -  М, 1930, вып. 32.

[13] Ремесло Древней Руси. /  Под ред Б.А. Рыбакова, М.: изд-во Академия наук СССР, 1948. – С.357.

[14]Там же.

[15] История УССР/ Под ред. Кондуфора Ю.Ю,. – К.:Наукова думка, 1981. – С. 387.

[16] Л юбимов  Л.Д. Искуство Древней Руси: книга для чтения. - М.: Просвещние, 1974. –  С 113.  

[17]  Культура украинского народа: Учебное  пособие/ Под ред. В.М  Русановского, Г.Д.,Русановского, М.В Гончаренко.. – К.:  Лыбидь, 1994. – С.58

[18] История УССР/ Под ред. Кондуфора Ю.Ю,. – К.:Наукова думка, 1981. – С.375.

[19] История украинского искусства, Т.11/ Под ред. Ю.П Недельского., Л.П  Калиниченко., Н.И. Марченко. – К.: Жовтень, 1967. – С.388-389.

[20] Василенко В.М. Народное искусство. – М.: Советский художник, 1974, - 47с.

[21] Ремесло Древней Руси. /  Под ред Б.А. Рыбаковя, М.: изд-во Академия наук СССР,  1948. – С.172.

[22] Там же.

[23]Ремесло Древней Руси. /  Под ред Б.А. Рыбакова, М.: изд-во Академия наук СССР,  1948. – С.176.


Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.