| |||||
МЕНЮ
| Реферат: Древнерусская керамикаО кирпичниках также пишет и Рыбаков Б.А., но Тихомиров М.Н. выдвигает сомнения по этому поводу, говоря, что « В существовании особой специальности плинфотворителей или кирпичников можно сомневаться, как и в существовании особых мастеров по изготовлению поливных плиток»[10]. Далее он сслается на раскопки Воронина Н.Н. во Владимире-на-Клязьме и делает вывод, что «поливные кирпичи делали те же гончары». Возможно, Тихомиров М.Н. и прав (по причине недостаточного количества источников по данному вопросу, мы не можем согласиться,но и отрицать это тоже не можем), но он не взял во внимание тот факт, что Рыбаков Б.А. делает ссылку на Миятева, а значит, если даже это ни так, то все вопросы должны быть отправлены ни к Рыбакову Б.А., а к Миятеву. Несмотря на это расхождение мы продолжаем работу далее, обращаясь к недавноупомятому Рыбакову Б.А. «Большую роль в развитии кирпичного строительства сыграла христианизация Руси. Начиная с эпохи Владимира, в русских городах развивается церковное и светское зодчество, требовавшее большого количества кирпича. Источниками знакомства с кирпичной техникой могли быть как византийские города вроде Херсонеса, так и северные хазарские крепости с кирпичными стенами (напр. Саркельское городище). Не исключена возможность влияния и Дунайской Болгарии, где уже в эпоху царя Симеона (конец IX — начало X в.) в Преславе существовало местное изготовление кирпичей болгарами, что доказывается наличием на них болгарских букв. Местная выработка кирпича в русских горнах с конца X в. косвенно может указывать на появление горнов в этот период (конец Х – начало ХI вв.), но археологических памятников этой ранней эпохи нет. Для представления хоть какого-либо вида кирпича, мы возьмём у Рыбакова Б.А. описание кирпичей: «Древнейшие русские кирпичи — квадратные, плоские. Ширина кирпича в XI в. — 40—38 см, при толщине 2.5—3 см. Постепенно стороны квадрата уменьшаются, а толщина возрастает. В XII в. встречается кирпич 19x27x4 см (Смоленск, Вщиж). Кирпич назывался греческим термином «плинта» («плинтъ», «плита»). Давая описание древних кирпичей, невозможно промолчать о том, что в Киевской Руси иногда встречаются кирпичи с клеймами. По этому поводу также до сих пор ведутся споры. Среди версий существующих по этому вопросу, ведущее место занимает версия, поддерживаемая Уваровым В.И.Он говорит, что клейма – это знаки мастеров, которые их изготовляли то или иное изделие (необязательно кирпич, это могла быть и посуда). Несмотря на сомнения о существовании кирпичников, всё-таки доверимся опять Б.А. Рыбакову и представим себе как выглядит кирпичная мастерская «оборудование кирпичных мастерских должно было состоять из деревянных рам для формовки кирпичей, навеса для просушки и горна для обжига. Сушились кирпичи на открытом воздухе и нередко на широких плоскостях их видны отпечатки козьих копыт, собачьих лап и детских ног. Судя по всему оборудованию, кирпичное дело должно было существовать отдельно от гончарного»[11]. «Технологическая сторона изготовления кирпичей изучена Швецовым"[12]. Судя по сохранившимся зданиям, выстроенным целиком из кирпича или с частичным его применением в конструкции, кирпичное производство существовало во многих городах X—XII вв.»[13] Как уже говорилось выше, кирпичи начали активно использоваться после введения христианства. Скорее всего именно на ранний период Руси приходятся первые каменные постройки. Кроме строительства кирпич был применим в гончарном деле. Об этом говорит Рыбаков Б.А.: Находка здесь же обжигательных подставок и сильно прокаленной посуды убеждает в том, что раскопками Черепнина и Крейтона был обнаружен гончарный горн, точнее его под. Топочная камера в данном случае была расположена, очевидно, не внизу, а где-то сбоку. Тонкую прослойку золы под кирпичами следует рассматривать как теплоизоляцию. Античные обжигательные печи были также сложены из сырцового кирпича. Старорязанский горн своей прочной кирпичной кладкой выгодно отличается от глинобитных горнов Вщижа, Донца и Райгорода. Среди архитектурных памятников, построенных в Киевской Руси и дошедших до наших дней являются: Успенский собор Печеского моеастыря, Софиевский собор, Боголюбский дворец, Михайловский Златоверхий монастырь, а также другие памятники истории, правда, все эти памятники дошли в таком виде, что неспециалист опредилить в этих построениях элементы Киевской Руси не сможет, т.к. за период времени, который прошёл эти памятники много раз реставрировались или перестраивались. 2.2 ПЛИТКА И МОЗАИКА Многие исследователи считают, что производство керамической плитки началось на рубеже X – XI вв. плитки употреблялись в строительстве дворцов и храмов. «Поливные керамические плитки украшали полы и стены храмов Киева, Новгорода, Владимира, Смоленска, Переяславля и др. древнерусских городов»[14]. Самым древним памятником архитектуры, в котором использовались плитка и мозаика является Десятинная церковь, не дошедшая до наших дней. На месте Десятинной церкви был построен Софиевский собор в Киеве, построеный Ярославом Мудрым. В алтаре Софии хорошо сохранились облицовочные плитки этого времени. При шахматной разбивке рисунка они напоминают украинские ткани. Плиты политы жёлто-белой глазурью, заглушенной окисью олова. Рисунок плит простой: три зелёные продольные линии толщиной 2-3 мм. Растёки подглазурного слоя красок местами имеют вид разводов. Раз мы начали давать характеристику архитектуре Киева с целью указания в ней на дошедшие до нас элементы плитки и мозаики, то сделаем это и для других городов. Например, возьмём Чернигов. «Многочисленные разноцветные глазурованные плитки, мозаика, фрагменты резного белого камня, фигурная плинфа, которой украшались архитектурные сооружения Чернигова XII-XIII вв.,свидетельствуют о высоком уровне развития этих отраслей ремесла[15]» «Мозаики Михайловского златоверхого монастыря в Киеве были созданы позднее Софии Киевской, уже при Святополке. Подобно софиевским, михайловские мозаики принадлежат одновременному византийскому искусству. Авторитетнейшие представители искусства и науки склонны признать в них ещё большее участие русских художников»[16].Самым первым художником, который упоминается в летописях, являяется некий Алимпий, но как писал Любимов Л.Д.: «Алимпий! Увы, это для нас только имя. Мы ничего не знаем о его индивидуальной живописной манере,о его творческом развитии. Но это имя для нас очень славное и очень дорогое». «Древнерусские мастера сравнительно рано завладели техникой майоликовой керамики. Этому сопутствовало широкое строительство каменных сооружений, для опоряджения которых использовалась керамическая плитка, покрытая разноцветной поливой. Раскопки в Киеве и Белграде обнаружили полихромные плитки белого, зелёного цветов»[17]. Так, «В 1197г. на месте деревянной церкви, по распоряжению Рюрика соорудили каменный храм святых Апостолов, украшенных фресковой и золотой росписью, разноцветными майоликовыми плитками»[18]. Ещё одним городом, имевшим большое значение в культурном значении Руси, являлся Галич. В оформлении галицких монументальных зданий широко использовались рельефные кирпичные плитки с изображением разных фантастических существ – грифонов, орлов, соколов, павлинов. Далее мы предлагаем более подробное описание плиток, т.к. приложения с рисунками здесь, к сожалению, отсутствуют. При декорировании главных киевских храмов широко использовалась мозаика. Открытые археологами древние полы Киевской Софии выложены вдоль стен шахматным узором из смальты синего, тёмно-красного,лилогого, жёлтого, лилового и чёрного цветов. Наряду с византийскими мотивами в орнаменте широко использовались славянские сюжеты, например, четырёхконечные криныэ, известные ещё сIXв. Тогда их изображали на бытовых предметах, они были небольшими и разнообразными; на сводах и стенах храмов, Соединённые в небольшие полосы, они производят величественное впечатление. Те же крины всё в новых и новых вариантах воисппроизведены в фресковых орнаментальных росписях интерьера Софии. С XII в. полы соборов ещё выстилали плитами красного шифера с мозаичной инкрустацией. Но постепенно особой популярностью стала пользоваться майолика (термин,происходящий из Италии от названия о.Мальорка – Майорка, через который в Италию ввозились предметы испано-мавританской керамики; изделия из гончарной глины, покрытые или расписанные цветными эмалями, - Попова О.С.), близкая народным вкусам. Подобно мозаичным полам XI в., майоликовые полы XII в. не сохранились и восстанавливаются лишь по археологическим данным. Для XII в. наиболее типичны плитки жёлтого, коричневого и зелёного цветов, но изготовлялись белые, чёрные, фиолетовые плитки. Отсутствие красного и синего цветов в наборе майоликовых полов подчёркивало красные и чёрные тона в одеждах людей, изображённых на фресках. Из плиток составляли дкоративные композиции от простейших шахматных до циркульных фигур, плетёнки и народных мотивов. Поэтому изготовлялись плитки самых разнообразных геометрических и лекальных форм. По сложности орнамента особо выделяется майоликовый пол в Гродно. Для его выстилки понадобились плитки около 20-ти фасонов. Майоликовыми плитками выстилались полы не только храмов, но и гражданских зданий. Пол центрального нефа (пространства между рядами столбов) был устлан майоликовыми и мозаичными плитками. Во II-ой пол. XII в. майолика обогатилась новыми декоративными качествами. Широкое распространение получили полихромные плитки. На их одноцветный фон наносились геометрические и растительные орнаменты других цветов или в особый узор «под мрамор». Наиболее сложны по декору белгородские плитки. Линейные и растительные орнаменты жёлтого, зелёного и других светлых тонов выделяются на тёмном красновато-коричневом фоне поливы. К белгородским очень близки старорязанские и владимирские плитки. С сер.XII в. появляются плитки с сюжетами, изображающиеся в зверином стиле. В дворцовой церкви Боголюбова пол был устлан большими жёлтыми плитками с изображением грифона. В то же время майоликовые плитки стали применяться и для декора стен. Такие плитки с рельефными рисунками были найдены в древнем Галиче, а позднее в Чернигове. Галичские плитки особенно интересны. На них в орнаментных кругах изображены птицы, грифоны и др. фантастические существа. Этими плитками, по-видимому, декорировали стены княжеских палат или княжеского храма Спаса. Майоликовые плитки были распространены и декоре деревенских теремов, домов горожан. Черниговские плитки – зелёные с белыми разводами украшали, вероятно, обмазанные глиной и побелённые стены. Высокие декоративное качество майоликовых плиток были уже в XII в. использованы для оформления фасадов. На Золотом Току найдено немало рельефных плиток с разнообразными вертикальными растительными мотивами. Эти изображения также вписаны в круглые медальоны, и напоминают они по своей схеме «дерево жизни». Одна из таких плиток покрыта прозрачной зеленой поливой. Полива, собираясь в углублениях, еще больше усиливает четкие линии рисунка, близкого по характеру к контурной черни на металлических изделиях. Таким образом, майоликовая плитка из Галича совсем не похожая на поливные плитки с Борисо-Глебского дворца и Белгородского храма. Плитки из Приднепровья никогда не имели рельефов и расписывались лишь непрозрачными поливами. Особый интерес составляет расписанная эмалью двух цветов плитка, найденная в старинном Галиче. На ней в четырехугольной узенькой рамке помещены изображения грифона в профиль (на фрагменте не хватает нижней части с лапами зверя). Гладенькое поле плитки покрыто эмалью темно-вишневого цвета, на фоне которого контрастно выступает рельефный светло-желтый силуэт грифона, рамка и растительный орнамент. Клюв грифона широко раскрыт — птица будто кричит. Растительный орнамент заполняет переднюю и верхнюю части плитки. Это — волнистая ветвь, которая идет от груди грифона и, поднимаясь кверху, заканчивается над ее головой. Рельефный эмалевый рисунок, который по своему характеру напоминает контурную чернь на украшениях из металла XII столетия, — это то новое, что галичские мастера внесли в искусство декоративной керамики давней Руси»[19]. 3. РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ БЫТОВАЯ КЕРАМИКА3.1. ГОРШКИ Говоря о древнерусской керамике, следует остановиться на гончарном производстве, которое было непосредственно связано с сельским производством, которое было непосредственно связано с сельским и отчасти городским бытом. На ярмарках обычным явлением были возы, наполненные «звонким» гончарным товаром, который недавно выполняли крестьяне-гончары и привезли продавать свой немудрый, но удивительный по красоте товар. Гончарная посуда представляла собой многочисленные изделия из глины, среди которых среди которых на первое место Василенко В.М. поставил «красочные и оригинальные по орнаментации миски, блюда, кувшины, горшки, глечики и др. виды посуды»[20]. Исследователь Рыбаков Б.А. даёт описание керамики, включая все мельчайшие детали того или иного описываемого изделия. Особое внимание он уделяет северной Руси, забывая о других районах, а только отделываясь фразой: «Областные различия древнерусской керамики были невелики. На юге существовали два типа горшков, выработанные еще в VIII— X вв.: один — низкий, широкий, с прямым горлом, другой — более стройный, высокий, с отогнутым венчиком»[21]. Рыбаков Б.А, пишет о наличии в деревнях печей, которые использовались для обжига горшков, не описывая их, а только вкратце говоря о том, как их использовали для изготовления сосудов: «Для большей или меньшей водопроницаемости сосудов, их, по извлечении из печи, иногда подвергали обварке в растворе муки или в кислых щах – раскалённый сосуд погружали в холодный раствор[22]». Интересным является описание видов горшков деревенских мастеров: «Ассортимент изделий деревенских гончаров очень невелик самым распространенным видом «скудельных сосудов» был обычный печной горшок — «Гърньць», хорошо известный по тысячам курганных и городещенских находок Тулового горшка конической формы с выпуклыми плечиками и широким горлом; венчик отогнут. Рисунок венчика нередко позволяет датировать горшки: у более ранних венчик отогнут мало и профиль его прост, со временем отгиб становится круче (это свидетельствует о более быстром вращении круга), и профиль становится сложнее по своему рисунку, появляются бороздки, углубления, бортики и даже складки. В городскй керамике (напр., горшок из Черной Могилы) эта эволюция венчика произошла уже в X в. Второй тип посуды — «плоскы» (плошка, миска) встречается значительно реже, но также хорошо известен по курганным материалам, напоминает горшок с иными пропорциями— низкий, широкий. Глиняные сковороды в X в. выходят из употребления, очевидно, вытесненные железными. Древнее название их неизвестно. Кувшины и кринки в деревенской керамике встречаются лишь в виде исключений и вообще более характерны для города. Иногда встречаются горшки с несколькими отверстиями на дне, предназначенные для откидывания творога. Керамическая посуда смоленских кривичей знает преимущественно высокие сосуды обычного типа, но иногда встречаются своеобразные горшки с горлом раструбом. На сосудах встречаются клейма. Как и клейма на плитках, они вызывают споры у исследователей. По этому поводу существует несколько мнений, которые мы и рассмотрим, опираясь на Б.А. Рыбакова. В грубоватых деревенских горшках, однообразие которых утомляет глаз, исследователей ранее всего заинтересовали загадочные знаки на днищах. Круги, кресты, ключи, звезды, решетки и другие изображения казались археологам прошлого столетия какими-то языческими символами, долженствующими оберегать горшок от злых сил[23]. Этой точки зрения придерживался Уваров А.С. (объясняет это тем, что его наблюдения, проведённые над гнездовской керамикой показали, что только 15% сосудов является клеймёнными.). У Рыбакова Б.А. по этому поводу другой взгляд на этот счёт, т.к. он уверен в том, что «процентное соотношение клеймённых и неклейменых сосудов невсегда таково (нередко клеймённые преобладают), но самый факт отсутствия клейм на некоторых сосудах до сих пор не может быть объяснён». 3.2. СКУЛЬПТУРА МАЛЫХ ФОРМ И БЫТОВАЯ ИГРУШКА Особым разделом керамического искусcтва было производство игрушек. Наиболее выразительными являются древние глиняные скульптурные изделия, найденные на территории Киева и Киевщины. Они представлены свистульками-кониками, всадниками и птицами, почти не отличными от современных украинских, и фигурками женщин, держащих иногда левой рукой младенца. Народные скульптуры, сделанные из глины и теста, дают отдельные изображения, которые когда-то составляли группы, подобные сохранившимся в вышивках. В повсеместно распространенной глиняной игрушке – свистульке и пряниках – воспроизводятся изображения всадника, женщины, коня, оленя, быка, медведя и птицы. К этому ещё следует присоединить своеобразную глиняную скульптуру – диск на подставке, с росписью в виде перекрещённого квадрата в излучении, которая близка солярному узору дисковых пряников. В настоящее время она сохранилась, например, в игрушке из села Филимонова Одоевского района Тульской области. В Донецком городище обнаружена мастерская в которой изготовлялись различные глиняные фигурки (бык, медведь, собака, птица, кошка, человек). Мастерская поливных глиняных игрушек была открыта Арцихоским А.В. в Новгороде. Очень интересным набор глиняных фигурок дала территория Киева. В разных местах – и в старом городе и на Подоле – в слоях X-XII вв. найдены различные глиняные фигурки. Среди них можно встретить и птицу, и коня, и кентавра, но наболее частым было изображение женщины в причудливом головном уборе, в широкой одежде с ребёнком на руках. Эти фигурки, имевшие по всей вероятности, в X-XII вв. ритуальное значение богини-покровительницы дома, изготовлялись мастерами особенно тщательно. Лепка всего корпуса производилась вручную с заглаживанием поверхности водой. На готовых изделиях можно заметить, как отдельно вылепленная головка прикреплялась к туловищу. 3.3. ПОЛИВНАЯ КЕРАМИКАИзобретение поливы, как и многими другими открытиями, человечество обязано Древнему Востоку. Стекловидным веществом – поливой или глазурью – покрывали бусы из мелкого камня стеатита в Египте ещё в эпоху неолита. Применения поливы. Делающий глиняные сосуды блестящими и непроницаемыми для влаги, был открыт и оценён позже. В IX – X вв. Северное Причерноморье становится местом оживлённой торговли Руси с Византией. Важную роль посредника в этой торговле играл Херсон. Отдельные поливные изделия южных стран попадали в Х в. на Русь. Некоторые из них сохранились до наших дней. В ХII –XIII вв. техника полихромной росписи в Византии уже клонилась к упадку. Чёткий рисунок сменился наброском исполненным рукой, сочный и разнообразный колорит уступил место стандартной гамме коричнево-зелёных цветов. Среди русских древностей поливные изделия занимают далеко не последнее место. Обломки посуды с зелёно-жёлтой поливой – не редкая находка в средневековых слоях русских городов. Многочисленные находки архитектурной поливной керамики могут быть предметом специального исследования. Находки эти неравноценны: они представляют собой массовую продукцию и не отличаются особым мастерством, ни изящесвом; другие поражают неожиданным совершенством исполнения и красотой. Это указывает на сложность и неравномерность развития поливного дела на Руси, на существование каких-то неравноценных производственных центров в разных местах и в разное время. Макарова Т.И. говорит, что некоторые учёные считают, что возможно древнерусская поливная керамика зародилась на Руси, однако конкретно учёных она не называет. Далее она говорит: «Зарождение производства на Руси связано со стороительством 1-х христианских храмов». Далее Макарова Т.И. говорит о том, что поливная керамика начала появляться начиная с 996г, т.е. по её словам со времени окончания строительства Десятинной церкви. Но, однако, она забывает о том, что точная дата построения Десятинной церкви нам неизвестна, к тому же явно видно, что она доверяет летописи (какой именно, неизвестно), т.к. кроме того, что идёт уверенность в окончательной дате построения Десятинной церкви, так ещё и исследовательница приводит цитату из летописи, в которой кн. Владимир «послав приведе мастеры от Грек». Однако мастера греки, организуя производство на новом месте, вынуждены были обратиться к местным силам, поэтому мастерская должна была стать по составу ремесленников смешанной, греко-русской. Правда в данном случае Макарова Т.И. доверяет не только летописи, но и археологическим данным. Среди посуды, относящейся к X-XI вв. выделяется одна наибольшая компактная группа с устойчивым единством признаков. Это белоглиняная посуда с ярко-зелёной поливой. Она найдена в Киеве, Чернигове, Любиче, Вышгороде, Городске. Повсюду её отличают по плотности и непрозрачности ярко-зелёной поливы. Найдённая в Руси белоглиняная посуда с зелёной поливой близка к византийской по рецептуре – это свинцовая полива. Её отличает только повышенное содержание олова, что делает её не прозрачной. Византийская полива всегда прозрачна. Но ещё более придают своеобразие признаки другого рода – стилистические. Часть найденной на Руси посуды по форме напоминает византийскую, часть – целиком напоминает формы простой круговой керамики. Технологическая древнерусская поливная керамика этой группы близка к поливным плиткам. По-видимому, производство её возникло как побочное в мастерских по изготовлению поливных плиток для украшения первых храмов на Руси. Ещё больше своеобразия проявила Русь в производстве поливной посуды с надглазурной росписью. Дошедшие до нас обломки принадлежат небольшим сосудам, покрытым яркой непрозрачной жёлтой или зелёной поливой с надглазурной коричневой или жёлтой росписью. Роспись выполнена густой горячей поливой из льячки. В зависимости от руки мастера толщина струи, ложившейся на изделие, была большей или объёмней. Техника надглазурной росписи по непрозрачной поливе нашла широкое применение в архитектурной керамике. Можно предположить, что производство посуды с надглазурной росписью было налажено в немногих мастерских XI в. Мы не знаем, почему не получил дальнейшего развития этот способ украшения посуды, но сама тенденция использования технологических приёмов, применённая в архитектурной керамике для бытовых поделок – посуды и игрушек, действовавших в XI в. и следы её видим в широко известных на Руси яичках – писанках. Они выполнены в технике пастеллажа. Роспись горячими поливами производилась из льячки. Ещё не остывшие параллельные линии прочерчивались через одинаковые расстояния палочкой. Писанки можно разделить на две группы: 1) с зелёной и коричнево-бурой поливой, расписанные небрежными прерывистыми и волнистыми жёлтыми и светло-зелёными скобочками; 2) отличительный признак – кроющей чёрной поливы и роспись того же рисунка и цвета, но более чёткая и совершенная. Где производились изделия, украшенные поливой с металлическим блеском, пока неизвестно, ясно одно – их изготовление недолго, может быть, на протяжении жизни одного или двух поколений. Производство изделий, выполненных в такой технике, было кульминационным моментом в истории поливного дела на Руси. Позже оно уже не поднималось столь высоко, да и в целом развитие этой отрасли ремесла в XII вв. идёт по другому пути. Привозная древнерусская поливная посуда X-XI вв. была предметом роскоши, доступной немногим. Недаром единичные образцы её связаны то с богатейшими курганами знати, то с княжеским теремом, то с боярским домом. Поливная же посуда XII-XIII вв. вошла в быт широких слоёв горожан. Увеличению производства поливной керамики В XII-XIII вв. способствовало одно нововведение: если в прешедствующее время для поливной посуды употребить только белую глину, далеко невсюду имеющуюся, то в этот период её начинали делать из той же глины, из которой делается обычная керамика. Изменён и рецепт поливы. Вместо плотной непрозрачной, ярко-зелёной или ярко-жёлтой поливы изготавливается прозрачная наравномерно окрашеная жёлто-зелёная полива, приобретающая от просвечивающего серого черепка бурый тон. ЗАКЛЮЧЕНИЕ На основании изученных автором письменных источников по данной теме, мы пришли к таким выводам: Керамика как отрасль прикладного искусства заняла важную позицию среди ремёсел Древней Руси. Значительные успехи достигнуты были в гончарном деле и стеклоделии. Изготовлялись сосуды разных форм для различных нужд. Так, например, на юге Руси были горшки с несколькими отверстиями на дне, предназначенных для откидывания творога, горшки и миски с плотными специальными крышками, крынки и др. В художественной бытовой керамике распространены поливные игрушки. Обычно это птицы, кони, кентавры, но наиболее частым изображением было изображение женщин в причудливом головном уборе, в широкой одежде с ребёнком на руках. Благодаря дошедшим до нас архитектурным памятникам мы можем видеть в них мозаики и плитки, которыми устланы полы. Часто плитки встречаются с изображением узоров, растений. Иногда на плитках. А также на горшках ставили клейма, но у исследователей возникает спор по поводу их появления. В Киевской Руси глиняные изделия покрывали керамической массой с последующим горным обжигом. Эта техника называлась ангобированием. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Августиник А.И. Керамика. – М.: Государственное изд-во литературы по строительным материалам, 1957. – 479с. 2. Адрианов Н.Т., Лукин Е.С. Термическое старение керамики. – М.: Металлургия, 1979. – 98с. 3. . Археология СССР: Древняя Русь. Город, замок, село./ Под ред. А.Б, Рыбакова . – М.: наука, 1985. – 429с. 4. Вагнер Г.К. Декоративное искусство в архитектуре Руси X-XIII веков. – М.: Наука, 1964. – 32с. 5. Василенко В.М. Народное искусство. – М.: Советский художник, 1974. – 169 с. 6. Воронов Н. Искусство, рождённое огнём. – М.: изд-во Советский художник, 1970. – 141с. 7. Всеобщая история искусств, Т.II: Искусство средних веков, кн.1-я /Под ред. Б.В. Веймарна, Ю.Д. Колпинского. – М.: Искусство, 1960. – 1014с. 8. История культуры Древней Руси: МОнгольский период, Т.II: общественный строй и духовная культура / Под ред. Н.Н.Воронина, Каргера М.К. – М.: изд-во Академия наук СССР, 1951. – 573с. 9. История украинского искусства, Т.II / Под ред. Ю.П. Недельского, Л.Т. Калиниченко, Н.И. Марченко. – К.: Жовтень, 1967. – 10. История УССР, Т.1: Первобытнообщинный строй и зарождение классового общества Киевской Руси (до пол.XIII в.) / Под ред. Кондуфора Ю.Ю. – К.: Наукова думка, 1981. – 495с. 11. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси: книга для чтения. – М.: просвещение, 1974. – 333с. 12. Макарова Т.И. Поливная керамика в Древней Руси. – М.: Наука, 1972. – 19с. 13. Мусиенко П.Т. Керамика в архитектуре и строительстве . – к.: Академия архитектуры Украины СССР, 1952. – 126с. 14. Недилько С.А. школьникам о керамике. – К.: Радянська школа, 1990. – 141с. 15. Попова О.С. Русская бытовая керамика. – М.: Коиз, 1959. – 48с. 16. Попова О.С. Русская народная керамика. – М.: Всесоюзное издательство Москва, 1957. – 128с 17. Ремесло Древней Руси. / Под ред Б.А. Рыбакова, М.: изд-во Академия наук СССР, 1948. – 726с. 18. Тихомиров м.Н. Древнерусские города. – М.: изд-во политической литературы, 1950. – 476с. 19. Филиппов А.В. Статья «Ангобы», Техническая энциклопедия, Т.1 20. Хозеров И.М. Знаки и клейма кирпичей смоленских памятников зодчества древнейших периодов. – Смоленск.: Научные знания Смоленского Государственного университета., 1929, Т.1, вып.3. 21. Швецов Б. Строительный кирпич XII в. – труды института строительных материалов минерального происхождения и стекла. – М, 1930, вып. 32. [1] Макарова Т.И. Поливная керамика в Древней Руси. – М.: Наука, 1972. – С. 9. [2] Ремесло Древней Руси. / Б.А Рыбакова, М.: изд-во Академия наук СССР, 1948. – С.345. [3] Макарова Т.И. Поливная керамика в Древней Руси. – М.: Наука, 1972. – С. 7. [4] Ремесло Древней Руси. / Б.А Рыбакова, М.: изд-во Академия наук СССР, 1948. – С.348. [5] Археология СССР: Древняя Русь. Город, замок, село./ Под ред. А.Б, Рыбакова . – М.: Наука, 1985. - С.123. [6] Ремесло Древней Руси. / Б.А Рыбакова, М.: изд-во Академия наук СССР, 1948. – С.249. [7] Ремесло Древней Руси. / Б.А Рыбакова, М.: изд-во Академия наук СССР, 1948. – С.168-169. [8]Там же. – С.169. [9] Мусиенко П.Т. Керамика в архитектуре и строительстве. – К.: Академия архитектуры Украинской ССР, 1952. –С. 6. [10] Тихомиров М.Н, Древнерусские города. – М.: изд-во политической литературы,1950. – С. 9. [11] Хозеров И.М. Знаки и клейма кирпичей смоленских памятников зодчества древнейшего периода. – «Научные знания Смоленского гос. Университета». - Смоленск,1929, Т. 1, вып. 3. – С.23. [12] Швецов Б. Строительный кирпич XII века. – «Труды института строительных материалов минерального происхождения и стекла». - М, 1930, вып. 32. [13] Ремесло Древней Руси. / Под ред Б.А. Рыбакова, М.: изд-во Академия наук СССР, 1948. – С.357. [14]Там же. [15] История УССР/ Под ред. Кондуфора Ю.Ю,. – К.:Наукова думка, 1981. – С. 387. [16] Л юбимов Л.Д. Искуство Древней Руси: книга для чтения. - М.: Просвещние, 1974. – С 113. [17] Культура украинского народа: Учебное пособие/ Под ред. В.М Русановского, Г.Д.,Русановского, М.В Гончаренко.. – К.: Лыбидь, 1994. – С.58 [18] История УССР/ Под ред. Кондуфора Ю.Ю,. – К.:Наукова думка, 1981. – С.375. [19] История украинского искусства, Т.11/ Под ред. Ю.П Недельского., Л.П Калиниченко., Н.И. Марченко. – К.: Жовтень, 1967. – С.388-389. [20] Василенко В.М. Народное искусство. – М.: Советский художник, 1974, - 47с. [21] Ремесло Древней Руси. / Под ред Б.А. Рыбаковя, М.: изд-во Академия наук СССР, 1948. – С.172. [22] Там же. [23]Ремесло Древней Руси. / Под ред Б.А. Рыбакова, М.: изд-во Академия наук СССР, 1948. – С.176. |
Страницы: 1, 2
© 2009 Все права защищены. |