| |||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Курсовая работа: Редуктор зубчатый прямозубыйв)Построение эпюр моментов тихооходного вала г) Расчет на долговечность (быстроходный вал) 1) Силы действующие в зацеплении (см. рис. 2) Окружная составляющая Ft = 2ЧT1 /d1 = 2Ч14740/40 = 736,783 Н (4.6.1) T1 - крутящий момент на ведущем валу , (НЧмм) d1 - делительный диаметр шестерни ,(мм) Радиальная составляющая Fr = FtЧ(tg(a) /cos(b)) =2,747Ч103 Н (4.6.2) Ft - окружная сила (см. выше), (Н) a - угол зацепления a = 20 b - угол наклона зубьев (см. п. 4) Осевые составляющие FA = Ft Чtg(b)= FA12 = FA21 = 0 Н (4.6.3) Реакции в опорах: в плоскости XZ Rrx1 = Rx2 = Ft/2 в плоскости YZ Рассчитаем Rrx1 = Rx2 =1,228Ч103 /2=613,983 Н Ry1 = Ry2= 1,374Ч103 Н Определяем суммарные радиальные реакции
Pr1 = Pr2 =1,505Ч103 H Осевые нагрузки для быстроходного вала : S=0,83.e.Fr= 0,83Ч0,36Ч2,747Ч103 = 820,804 H (4.6.7) В соответствии с таблицей 9.21 [2], осевые нагрузки: FaI = S=820,804 H FaII = S + Fa=820,804 +0 = 820,804 H Эквивалентная нагрузка см. формулу (9.3) [1] Рэ = V Ч Fr Ч Кб . Kt = 1Ч2,747Ч103 Ч1,2 . 1 = 3296 H (4.6.8) V - коэффициент , при вращении внутреннего кольца V = 1 Кб – коэффициент нагрузки см.[1, табл. 9.19] Кб = 1,2 Kt - температурный коэффициент см.[1, табл. 9.20] Kt=1 2) Расчет на долговечность Расчетная долговечность, ч (см. формулу (9.1.) [1]): Lh=106Ч(C/ Рэ)p /60Чn (4.6.9) С - динамическая нагрузка по каталогу, (Н) Рэ - эквивалентная нагрузка, (Н) р - показатель степени, для роликоподшипников p = 3,33 n - частота вращения; об/мин Рассчитываем роликоподшипник Lh = 106Ч (29800/3296)3,33/60 Ч1425 = 1,788 .104 ч Lh = 1,788 .104 > 24Ч103 (заданный срок службы) Заключение: Выбранные подшипники обеспечивают требуемый запас долговечности и могут быть использованы в опорных узлах редуктора. д) Расчет на долговечность (тихоходный вал) 1) Реакции в опорах 2) Ft = 2ЧT2 /d2 = 2.58942,6/160 = 736,783 Н Т2 - крутящий момент на ведомом валу , (НЧмм) d2 - делительный диаметр колеса ,(мм) Радиальная составляющая Fr = FtЧ(tg(a) /cos(b)) =2,747Ч103 Н Ft - окружная сила (см. выше), (Н) a - угол зацепления a = 20 b - угол наклона зубьев (см. п. 4) Осевые составляющие FA = Ft Чtg(b)= FA12 = FA21 = 0 Н Реакции в опорах: в плоскости XZ Rrx1 = Rx2 = Ft/2 в плоскости YZ Рассчитаем Rrx1 = Rx2 =1,228Ч103 /2=613,983 Н Ry1 = Ry2= 1,374Ч103 Н Определяем суммарные радиальные реакции Pr1 = Pr2 =1,505Ч103 H
Осевые нагрузки для тихоходного вала : S=e.Fr= 0,36Ч2,747Ч103 = 988,92 H В соответствии с таблицей 9.21 [2], осевые нагрузки: FaI = S=988,92 H FaII = S + Fa=988,92 +0 = 988,92 H Эквивалентная нагрузка см. формулу (9.3) [1] Рэ = V Ч Fr Ч Кб . Kt = 1Ч2,747Ч103 Ч1,2 . 1 = 3296 H V - коэффициент , при вращении внутреннего кольца V = 1 Кб – коэффициент нагрузки см.[1, табл. 9.19] Кб = 1,2 Kt - температурный коэффициент см.[1, табл. 9.20] Kt=1 2) Расчет на долговечность Расчетная долговечность, ч (см. формулу (9.1.) [1]): Lh=106Ч(C/ Рэ)p /60Чn (4.6.9) С - динамическая нагрузка по каталогу, (Н) Рэ - эквивалентная нагрузка, (Н) р - показатель степени, для шарикоподшипников р = 3 n - частота вращения; об/мин Рассчитываем шарикоподшипник Lh=106Ч(C/ Рэ)p /60Чn = 106Ч(15300/3296)3/60Ч360 =4,631.104 ч Lh = 4,631.104 > 24Ч103 (заданный срок службы) Заключение: Выбранные подшипники обеспечивают требуемый запас долговечности и могут быть использованы в опорных узлах редуктора. 4.7 Проверка прочности шлицевых и шпоночных соединенийШпонки призматические Материал шпонки: сталь 45 чисто тянутая Предел текучести материала шпонки sв >600 Н/мм2 см. параграф 8.4 [1] Допускаемое напряжение смятия [s]см = 70 МПа 1) Ведомый вал диаметр вала d2 = 28 мм длина l = 32 мм высота шпонки h = 7 мм ширина шпонки b = 8 мм глубина паза вала t1=4,0 мм втулки t2=3,3 мм Проверочный расчет на смятие Напряжения смятия и условия прочности определяем по формуле (п. 3.3) [7] sсмmax=2ЧT / dЧlЧ(h- t1) < [sсм] (4.7.1) Т - передаваемый вращающий момент (см. п. 3) (НЧмм) d - диаметр вала в месте установки шпонки (см. выше) (мм) h - высота шпонки (см. выше) (мм) b - ширина шпонки (см. выше); (мм) l - длина шпонки (см. выше) (мм) [sсм] - допускаемое напряжение смятия при стальной ступице: Рассчитываем по формуле (4.7.1): sсмmax = 2.58940/28 . 32 . (7 - 4) = 43 МПа 3аключвние: проверочный расчет шпонки на смятие показал, что напряжение смятия не превосходит допустимого значения. Использование шпонок данного типа и с данными геометрическими параметрами вполне допустимо в рамках проектируемой передачи. 5.8 Проверка опасных сечений быстроходного вала 5hmhffyrw3ZY754FV7THHОпределение точек приложения радиальных нагрузок на валу (расстояний L1 и L2) Определим расстояние от внутреннего кольца подшипника до точки приложения нагрузки (см. формулу 9.11 [1]) Коэффициенты T,d,D,e, - размеры подшипника см. выше а = 16.3 Расстояния L1 и L2 (определяем из первого этапа компоновки редуктора) L1 = L2 = 61 мм Материал вала Сталь 45 . Термическая обработка – улучшение Среднее значение sв = 780 Мпа Предел выносливости при симметричном цикле изгиба s-1 @ 0,43 *sв s-1 = 0,43*780 = 335 Мпа Предел выносливости при симметричном цикле касательных напряжений t-1 = 0.58*s-1 t-1 = 0,58*335 = 193 Мпа а)Сечение А-А Это сечение при передаче вращающего момента от электродвигателя через муфту расчитываем на кручение Коэффициент запаса прочности (см. формулу 8.19 [1]) Aмплитуда нормальных напряжений кручения Wk – момент сопротивления кручению b – ширина шпонки t1 – глубина паза Wk = 3,14*263/16-8*4*(26-4)2/2/26 = 3151 мм3 tu = tm = 41446/2/3151 = 6.6 МПа Из таблиц 8.5 ; 8.8 [1] kt = 1.68 et = 0.79 Для принятого материала вала yt = 0.1 S = St = 13.6 Такой большой запас прочности обьясняется необходимостью увеличения диаметра под стандартную муфту. Заключение: прочность в сечении А-А обеспечена б) Сечение B-B Принимаем диаметр вала d @ df1 @32 мм Коэффициент запаса прочности Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям Коэффициенты : yt =0.1; и ys =0.2 (см стр 163 и стр166 [1]) ks =1.78; kt = 1.67 (см. табл. 8.6 [1]) es = 0.90; et = 0.76 (см. табл. 8.8 [1]) Изгибающий момент в горизонтальной плоскости Мx=RxII*L2 Мx= 506,8*61 = 68076 Н*мм Изгибающий момент в вертикальной плоскости Мy=RyII*L2 Мy= 331,4*61 = 30915 Н*мм Суммарный изгибающий момент
Момент сопротивления кручению W=3,14*323/32 = 3215 мм3 Aмплитуда нормальных напряжений изгиба su = 23.2 МПа Среднее напряжение цикла нормальных напряжений sm = 566,8/3,14/322*4 = 0.71 МПа В дальнейших расчетах не учитываем (величина пренебрежимо мала) Ss = 7.3 Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям Aмплитуда нормальных напряжений кручения Wk – момент сопротивления кручению Wk = 3,14*323/16 = 6430 мм3 tu = tm = 41446/2/6430 = 3.2 МПа St = 28.5 S=7.0 Заключение: прочность в сечении В-В обеспечена 4.9 Проверка опасных сечений тихоходного валаОпределение точек приложения радиальных нагрузок на валу (расстояний L1 и L2) Определим расстояние от внутреннего кольца подшипника до точки приложения нагрузки (см. формулу 9.11 [1]) Коэффициенты T,d,D,e, - размеры подшипника а = 16.3 мм Расстояния L1 и L2 (определяем из первого этапа компоновки редуктора) L1 = L2 = 61 мм Материал вала Сталь 45 . Термическая обраьотка – нормализация Среднее значение sв = 570 Мпа Предел выносливости при симметричном цикле изгиба s-1 @ 0.43 *sв s-1 = 0,43 * 570 = 246 Мпа Предел выносливости при симметричном цикле касательных напряжений t-1 = 0.58*s-1 t-1 = 0,58*246 = 142 Мпа а)Сечение С-С Это сечение при передаче вращающего момента от электродвигателя через муфту расчитываем на кручение Коэффициент запаса прочности (см. формулу 8.19 [1]) Aмплитуда нормальных напряжений кручения Wk – момент сопротивления кручению b – ширина шпонки t1 – глубина паза Wk = 3,14*403/16-8*5*(40-5)2/2/40 = 11648 мм3 tu=tm=248676/2/11648 = 10.2 Из таблиц 8.5 ; 8.8 [1] kt = 1.50 et = 0.73 Для принятого материала вала yt = 0.1 S = St = 6.4 Заключение: прочность в сечении С-С- обеспечена б) Сечение D-D Концентрация напряжений обусловлена наличием шлицевого соединения Коэффициент запаса прочности Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям Коэффициенты : yt =0.1; и ys =0.2 (см стр 163 и стр166 [1]) ks =1.55; kt = 2.35 (см. табл. 8.6 [1]) es = 0.85; et = 0.73 (см. табл. 8.8 [1]) Изгибающий момент в горизонтальной плоскости Мx=RxII*L2 Мx=1116*61 = 68076 Н*мм Изгибающий момент в вертикальной плоскости Мy=RyII*L2 Мy=331,4*61 = 30915 Н*мм Суммарный изгибающий момент
Момент сопротивления кручению W=3,14*523/32 = 13797 мм3 Aмплитуда нормальных напряжений изгиба su = 74767/13797 = 5.4 МПа Среднее напряжение цикла нормальных напряжений sm = 566,8/3,14/522*4 = 0.27 МПа В дальнейших расчетах не учитываем (величина пренебрежимо мала) Ss = 23 Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям Aмплитуда нормальных напряжений кручения Wk – момент сопротивления кручению Wk = 3,14*523/16 = 27594 мм3 tu = tm = 248676/2/27594 = 4.3 МПа St = 14.8 S=12.4 Заключение: прочность в сечении D-D обеспечена 5 Расчет муфты (определение диаметра срезаемого штифта)Материал штифта: сталь 45, закаленная до HRC 38 – 43 Диаметр срезного штифта см.формулу 11.3 [1] где : Тm – максимальный момент R – расстояние от осивала до оси штифта tср –предел прочности на срез для материала штифта tср = 400 Мпа см. параграф 11.2 [1] Tm = 1,05kTном = 1,05*2,5*248676 = 626664 Нмм k=2,5 см. табл. 11.3 [1] Принимаем R = 65 мм Округляем значение d вверх до стандартного значения по ГОСТ 3128 – 70 d = 4 мм 6 Выбор сорта маслаСмазывание шевронного зацепления производится окунанием шевронного колеса в масло заливаемого внутрь корпуса до уровня, обеспечивающего погружение колес. По табл. 10.18[1] устанавливаем вязкость масла: Контактные напряжения,sH: до 550 МПа окружная скорость V: до 1.5 м/с вязкость масла: 34Ч10-6 м2/с Согласно табл. 10.10 [1] осуществляем выбор масла: Вязкость масла: 34Ч10-6 м2/с Сорт масла: индустриальное. Марка: И-40А. Камеры подшипников заполнять пластичным смазочным материалом УТ-1, натриевой основы(см, табл. 9.14 [1]) 7 ДОПУСКИ И ПОСАДКИ
8 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Курсовое проектирование деталей машин. С.А. Чернавский, К. Н. Боков; И. М. Чернин и др. М.: машиностроение, 1987. 2. Проектирование механических передач /Под ред. С. А. Чернавского 5-е изд.: Машиностроение; 1984, 558 с. 3. Методические указания к практическим и лабораторным занятиям по курсам "Основы конструирования " и "Основы инженерного проектирования". Механические передачи. С. ф. Мороз, Н. А. Аксенова, В. В. Баранов и др., М.: Изд-во МЭИ, 1987. 4. Методические указания к курсовому проектированию по курсам "Основы конструирования", "Конструирование машин", "Инженерное проектирование". Ю. И. Сазонов. М.: Изд-во МЭИ, 1991. 5. Общетехнический справочник /Под ред. Е. А, Скороходова - 2-е изд., перераб., и доп. - М.: Машиностроение. 1982.415 с. 6. Оформление расчетно-пояснительной записки (РПЗ) к курсовому проекту и типового расчета (ТР). А. Г. Фролов - М.: Изд-во МЭИ,1989. 7. Методические указания к практическим и лабораторным занятиям по курсу "Основы конструирования". Соединения /Под ред. С. Ф. Мороз -М.: Изд-во МЭИ, 1981. 8. Машиностроительное черчение /Под ред. Г. П. Вяткина - 2-е изд., перераб, и доп. - М,: Машиностроение, 1985.368 с. 9. "Конструирование узлов и деталей машин", П. Ф. Дунаев, О. П. Леликов, М.: Высшая школа, 1985. 10. "Детали машин", П. Г. Гузенков, 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Высш. Школа, 1982ю-351 с., ил. 11. "Детали машин" атлас конструкций 1, 2 части; /Под. Ред. Д.Н. Решетова, 5-е изд., перераб. и доп. -М.: Машиностроение, 1992 г. |
Страницы: 1, 2
© 2009 Все права защищены. |