| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Курсовая работа: Расчет трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором на мощность 45 киловаттСоставляющая коэффициента проводимости рассеяния статора, зависящая от насыщения:
Переменная часть коэффициента ротора:
Составляющая коэффициента проводимости рассеяния ротора, зависящая от насыщения:
Индуктивное сопротивление рассеяния двигателя, зависящее от насыщения:
Независящее от насыщения (Ом):
Ток ротора, соответствующий максимальному моменту, при закрытых овальных пазах: Полное сопротивление схемы замещения:
сопротивление при бесконечном скольжении. Эквивалентное сопротивление схемы замещения при максимальном моменте:
Кратность максимального момента:
Критическое скольжение:
2.11 Начальный пусковой момент и пусковые токи Рассчитаем параметры схемы замещения двигателя при пуске, с учетом влияния вытеснения тока и насыщения магнитной цепи. Высота стержня клетки ротора: Приведенная высота стержня ротора: По графику на рисунке
9-23 [1] определяем коэффициент Расчетная глубина проникновения тока в стержень: Ширина стержня на расчетной глубине проникновения тока: Площадь поперечного сечения стержня при расчетной глубине проникновения тока: Коэффициент вытеснения тока: Активное сопротивление стержня клетки для пускового режима: Активное сопротивление обмоткиротора приведенное к обмотке статора: По графику на рисунке
9-23 [1] определяем коэффициент Коэффициент проводимости рассеяния паза ротора при пуске: Коэффициент проводимости рассеяния обмотки ротора при пуске: Индуктивное сопротивление рассеяния двигателя, зависящее от насыщения: Независящее: Активное сопротивление короткого замыкания при пуске: Рассчитаем пусковой ток и момент. Ток ротора при пуске: Полное сопротивление схемы замещения при пуске (с учетом эффекта вытеснения тока и насыщения путей потоков рассеяния): Индуктивное сопротивление схемы замещения при пуске: Активная составляющая тока статора при пуске: Реактивная составляющая тока статора при пуске: Фазный ток статора при пуске: Кратность начального пускового тока: Активное сопротивление ротора при пуске, приведенное к статору, при расчетной рабочей температуре и Г-образной схеме замещения: Кратность начального пускового момента: 2.12 Расчет механической характеристики двигателя и зависимости пускового тока от скольжения Расчет механической характеристики в диапазоне скольжений от 0 до критического производим по формуле Клосса. Имея значения максимального и пускового моментов и значение момента при s=0.5, можно достаточно точно построить механическую характеристику в диапазоне скольжений от 0 до 1. Для того, чтобы определить значение момента при s=0.5 построим круговую диаграмму двигателя для данного скольжения, учитывая соответствующее уменьшение индуктивных сопротивлений (в отличии от номинального режима) и увеличения сопротивления r211. Построение диаграммы ведем по методу, изложенному в параграфе 14-12 [2]. Масштаб по току принимаем: СТ=1.5 А/мм; Тогда масштаб мощности: Диаметр рабочего круга: Расстояния GH, GF, GE соответственно: 200·ρ1=2.22мм 100r11/xk=23.5/1.46=16.1 мм 100rкп/xk= 0.58/1.46=39.7мм Проводим через точкуО и Е, О и А линии механических мощностей и электромагнитных моментов, соответственно. Отношение моментов будет равно отношению КК1/LL1. Отношение токов: O1K/O1L. Рис.6. Круговая диаграмма двигателя при s=0.5 Таким образом, кратность моментов равна 1.6. Кривую тока строим по 4 точкам: s=0: Ixp/I1=0.36; s=0.023: I/I1=1.0; s=0.5: I/I1=4.7 (покруговойдиаграмме); s=1.0: Ixp/I1=5.3; Графики механической характеристики двигателя и зависимости тока от скольжения приведены в Приложении. 2.13 Тепловой и вентиляционный расчеты Проектируемый двигатель имеет изоляцию класса F. Тепловой расчет проводят для наиболее неблагоприятных условий работы – температуру обмоток принимаем 140 градусов. Соответственно коэффициент mT=1.48. Потери в обмотке статора при максимальной температуре: Условная внутренняя поверхность охлаждения активной части статора: Условный периметр поперечного сечения трапецеидального полузакрытого паза: Условная поверхность охлаждения пазов: Условная поверхность охлаждения лобовых частей: Число ребер на станине 36, высота ребра 30мм. Условная поверхность охлаждения двигателя: Удельный тепловой поток от потерь в активной части обмотки и от потерь в стали, отнесенных к внутренней поверхности охлаждения активной части статора: Удельный тепловой поток от потерь в активной части обмотки, отнесенных к внутренней поверхности охлаждения пазов: Удельный тепловой поток от потерь в лобовых частях обмотки, отнесенных к внутренней поверхности охлаждения пазов: Окружная скорость ротора: Превышение температуры внутренней поверхности активной части статора над температурой воздуха внутри машины:
Перепад температуры в изоляции паза и катушек из круглых проводов: Превышение температуры наружной поверхности лобовых частей обмотки над температурой воздуха внутри двигателя: Перепад температуры в изоляции лобовых частей катушек из круглых проводов: Среднее превышение температуры обмотки над температурой воздуха внутри двигателя: Потери в обмотке ротора, при максимальной допускаемой температуре: Потери в двигателе со степенью защиты IP44, передаваемые воздуху внутри двигателя: Среднее превышение температуры воздуха внутри двигателя над температурой наружного воздуха:
Среднее превышение температуры обмотки над температурой наружного воздуха:
Вентиляционный расчет двигателя. Наружный диаметр корпуса машины: Коэффициент, учитывающий изменение теплоотдачи по длине корпуса двигателя:
Необходимый расход воздуха:
Расход воздуха, который может быть обеспечен наружным вентилятором:
Напор воздуха, развиваемый наружным вентилятором:
2.14 Масса двигателя и динамический момент инерции ротора Масса изолированных проводов обмотки статора: Масса алюминия короткозамкнутого ротора с литой клеткой (число лопаток на роторе N=14, ширина лопатки средняя bл=5мм, длина лопатки lл=70мм, высота hл=56мм): Масса стали сердечников статора и ротора: Масса изоляции статора: Масса конструкционных материалов: Масса двигателя: Динамический момент инерции: 2.15 Расчет надежности обмотки статора Пусть вероятность наличия хотя бы одного дефекта изоляции провода длиной 100мм после укладки: q1=0.2, коэффициент характеризующий качество пропитки: kпр=0.5, тогда дефектность витковой изоляции до начала эксплуатации электродвигателя: Вероятность плотного касания соседних витков: Количество проводников, находящихся в наружном слое секции: во внутреннем слое: Доля пар соседних элементарных витков, принадлежащих к одному эффективному: Общая длина пар соседних витков в обмотке: Количество последовательно соединенных секций в фазе: Среднее значение фазных коммутационных перенапряжений: Среднее квадратичное отклонение величины коммутационных фазных перенапряжений: Номинальное фазное напряжение, приходящееся на секцию: Вероятность отказа витковой изоляции при воздействии одного импульса перенапряжения и при условии, что на касающихся витках имеются совпадающие дефекты: Скорость роста дефектности витковой изоляции для класса F: Вероятность возникновения короткого замыкания витковой изоляции на длине касающихся витков в течение 20000 часов: Вероятность отказа межвитковой изоляции в течение 20000 часов: Вероятность безотказной работы межвитковой изоляции в течение 20000 часов: Вероятность безотказной работы обмотки статора за 20000 часов: ГОСТ 19523-74 устанавливает минимальную вероятность безотказной работы в течении 10000 часов 0.9. В нашем случае имеем 0.972 при времени работы 20000 часов. 2.16 Механический расчет вала и подбор подшипников качения. Рис.7. Эскиз вала ротора. Таблица 1 - Участок вала b:
Из таблицы (суммы 6ого и 9ого столбцов): Sb=3.1155 S0=0.013 Таблица 2 - Участок вала a:
Сумма 6ого столбца таблицы 2: Sа=3.5218 Размеры участков: Прогиб вала посередине сердечника под воздействием силы тяжести: Прогиб: Номинальный момент двигателя: Поперечная сила передачи (муфта МУВП1-75): Прогиб вала посередине сердечника от поперечной силы передачи: Начальный расчетный эксцентриситет: Сила одностороннего магнитного притяжения: Дополнительный прогиб вала от силы магнитного притяжения: Установившийся прогиб вала от силы магнитного притяжения: Результирующий прогиб вала:
составляет менее 10% от зазора. С учетом влияния силы тяжести соединительного устройства первая критическая частота вращения вала:
Значительно превышает максимальную рабочую частоту вращения. Расчет вала на прочность. При соединении муфтой расстояние от середины втулки муфты до первой ступени вала: Момент кручения: Изгибающий момент на выходной части вала: Момент сопротивления при изгибе: При совместном действии изгиба и кручения приведенное напряжение: Полученное значение более чем на порядок отличается от критического (материал вала сталь 45, однако можно принять менее прочный материал, например сталь 30). Подбор подшипников качения. По рекомендациям данным в пособии «Проектирование серий электрических машин» Гурина Я.С., на выходном конце вала устанавливаем роликовый подшипник, на участке а – шариковый. Наибольшая радиальная нагрузка на шариковый подшипник: Динамическая приведенная нагрузка: Необходимая динамическая грузоподъемность (принимаем расчетный срок службы подшипника 20000 часов): По приложению 14[2], с учетом повышения надежности, выбираем подшипник №216 со значением С=56000Н. Аналогично выбираем роликовый подшипник: Наибольшая радиальная нагрузка на шариковый подшипник: Динамическая приведенная нагрузка: Необходимая динамическая грузоподъемность: По приложению 14[2], с учетом повышения надежности, выбираем подшипник №2216 со значением С=78000Н. В подшипниковых узлах делаем устройства для замены консистентной смазки. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Спроектированный двигатель отвечает современным требованиям к асинхронным трехфазным электродвигателям общепромышленного исполнения. Сравнивая энергетические параметры спроектированного двигателя с аналогом (5А250S6У3) можно отметить чуть более низкий КПД по сравнению с аналогом – 91.8% против 93%, но также следует отметить больший коэффициент мощности – 0.86 против 0.83, таким образом,главный энергетический показатель (произведение КПД на cosφ) спроектированного двигателя 0.79 против 0.77 в аналоге. К плюсам полученного двигателя можно отнести кратность пускового тока, равная 5.3, тогда как в аналоге 6.0, однако этот факт уравновешивается более низким пусковым моментом – 1.4 против 2.0. Перегрузочная способность двигателя достаточно высока – кратность максимального момента 2.4. Согласно результатам теплового расчета, обмотка двигателя используется эффективно, превышение температуры обмоток над температурой окружающей среды около 62°С, что полностью соответствует рекомендуемому превышению для изоляции класса F. Двигатель приблизительно на 30 кг легче аналога, имеет меньшую длину. Динамический момент инерции ротора на 20% меньше чем в аналоге, что является существенным плюсом для двигателя. Более низкий момент инерции был получен путем применения аксиальных охлаждающий каналов в сердечнике ротора, таким образом улучшили и охлаждение двигателя. Механический расчет вала двигателя показал, что прогиб вала под серединой сердечника очень мал (менее 2% от зазора). Двигатель оснащен устройством для замены консистентной смазки подшипников, тем самым увеличивая его надежность. Расчет надежности обмотки статора показал, что двигатель полностью соответствует ГОСТу 19523-74 по вероятности безотказной работы. Конструкция двигателя была спроектирована в соответствии с рекомендациями Я.С. Гурина, изложенными в пособии «Проектирование серий электрических машин». СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Гольдберг О.Д. Проектирование электрических машин/О.Д. Гольдберг, Я.С.Гурин, И.С. Свириденко. – М.: Высшая школа, 2001. – 430с. 2. Гурин Я.С. Проектирование серий электрических машин. – М.: Энергия, 1998. – 480с. 3. Иванов-СмоленскийА.В. Электрические машины. Учебник для ВУЗов. – М.: Высшая школа, 2006. – 930с. 4. Копылов И.П. Проектирование электрических машин. – М.: Высшая школа, 2002. – 757с. |
© 2009 Все права защищены. |