| ||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Курсовая работа: Методика обучения технологии ухода за одеждой и обувьюКурсовая работа: Методика обучения технологии ухода за одеждой и обувьюГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ФАКУЛЬТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУРСОВАЯ РАБОТА "Методика обучения технологии ухода за одеждой и обувью" Бирск 2009 Содержание Введение 1. Технология и методика обучения учащихся общеобразовательных школ 1.1 Методика обучения технологии 1.2 Методика обучения учащихся технологии ухода за одеждой и обувью 1.3 Инструменты, приспособления и инвентарь уроков трудового обучения 2. Методика проведения занятий по технологии ухода за одеждой и обувью 2.1 Перспективно-тематический план 2.2 Развернутые сценарии уроков технологии 2.3 План-конспект уроков Заключение Литература Введение Изменения социально-политической и экономической обстановки в России ставят новые задачи перед системой обучения и воспитания подрастающего поколения. Важную роль в решении этих задач играют учреждения общего образования. Именно они, в первую очередь, обеспечивают жизненное и социально-трудовое становление молодежи, соответствующее современным требованиям общества. Ведущую роль здесь традиционно играет трудовая подготовка, которая направлена на воспитание трудолюбия и уважительного отношения к труду, развитие практических умений и навыков, расширение политехнического кругозора, введение в мир профессий. Образовательная область «Технология» является необходимой компонентой общего образования школьников. Она в своем содержании выражает политехническую и функционально прикладную составляющие всей общеобразовательной подготовки учащихся, предоставляя им возможность научиться осознанно применять в практической деятельности знания основ наук. Овладение учащимися содержанием образовательной области «Технология» обеспечивает преемственность их перехода от общего к профессиональному образованию, трудовой деятельности и дальнейшему непрерывному самообразованию. Задачи же технологической подготовки школьников при таком понимании будут решаться в том случае, когда показывается применение естественнонаучных закономерностей в технологических процессах, раскрывается то общее, что характеризует все отрасли производства, создаются возможности для переноса знаний и умений в новые условия, где подчеркивается, тем самым, актуальность данной работы. Объект исследования – учебный процесс в контексте раздела «Уход за одеждой и обувью. Ремонт одежды» Предмет исследования – применение методов и приемов обучения учащихся технологии по уходу за одеждой и обувью и ремонта одежды. Цель курсовой работы – разработать методику обучения учащихся технологии по уходу за одеждой и обувью с 5 по 7 классы. Гипотеза: трудовое обучение учащихся технологии по уходу за одеждой и обувью будет эффективным если: – учитель будет владеть современной теорией и практикой трудового обучения учащихся. – создана хорошая материальная база для процесса трудового обучения. – труд будет рассматриваться как средство развития личности учащихся. В соответствии с целью были намечены следующие задачи исследования: – проанализировать существующие педагогические подходы к применению технологии по уходу за одеждой и обувью; – определить роль и место данного педагогического объекта в структуре образовательного процесса обучения технологии; – разработать методические материалы, позволяющие показать значимость процесса технологии по уходу за одеждой и обувью, ремонт одежды в обучении учащихся 5–7 классов. Методы исследования: – анализ теоретических источников по теме исследования; – наблюдение, беседа; – анализ работы учащихся. Теоретическая значимость работы заключается в определении гностической сущности методики технологии по уходу за одеждой и обувью, которые могут быть использованы в процессе обучения учащихся и конкретизации развития творческих способностей учащихся. Практическая значимость: разработанная методика технологии, перспективно-тематический план и развернутые сценарии и план – конспекты уроков могут быть использованы в работе учителей, студентов – практикантов, а так же руководителями кружков дополнительного образования и родителей. 1. Технология и методика обучения учащихся общеобразовательных школ 1.1 Методика обучения технологии
Изучение образовательной области «Технология», включающей базовые технологии и предусматривающей творческое развитие учащихся в рамках системы проектов под руководством специально подготовленных учителей и при наличии адекватной учебно-материальной базы, позволит молодежи приобрести общетрудовые и частично специальные знания и умения, а также обеспечит ей интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально – экономическим условиям. Данные цели могут быть достигнуты, если необходимое внимание будет уделено политехническому, экономическому и экологическому аспектам деятельности, ознакомлению с информационными и высокими технологиями, качественному выполнению работ и готовности к самообразованию, восстановлению и сохранению традиций семьи, национальных и региональных традиций и общечеловеческих ценностей. Главная цель образовательной области «Технология» – подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Это предполагает: I. Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до ее реализации. Для этого учащиеся должны быть способны: а) определять потребности в той или иной продукции и возможности своего участия в ее производстве; б) находить и использовать необходимую информацию; в) выдвигать идеи решения возникающих задач; г) планировать, организовывать и выполнять работу; д) оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность и выявлять условия реализации продукции. II. Формирование знаний и умений использовать средства и пути преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора. III. Подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей. IV. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности. V. Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям. В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи: а) формирование политехнических знаний и экологической культуры, б) привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи, в) ознакомление с основами современного производства и сферы услуг. г) развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи; д) обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения; е) воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения; ж) овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг; з) использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка. Базовое содержание предмета учитывает имеющийся в нашей стране опыт, материальное и кадровое обеспечение трудового обучения в школе, зарубежный опыт преподавания предмета «Технология» и других родственных дисциплин, а также достижения научно-технической революции. Для решения этих задач в содержании предмета «Технология» можно выделить 10 основных разделов: 1. Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения. 2. Электрорадиотехнология. 3. Информационные технологии – использование ПЭВМ для решения практических задач. 4. Графика. 5. Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов. 6. Строительные ремонтно-отделочные работы. 7. Художественная обработка материалов, техническое творчество, основы художественного конструирования. 8. Отрасли общественного производства и профессиональное самоопределение. 9. Производство и окружающая среда. 10. Элементы домашней экономики и основы предпринимательства. При изучении всех разделов следует подчеркивать, что человек в своей деятельности постоянно собирает, анализирует, хранит и использует различную информацию, которую он получает из бесед, опросов, книг, газет, справочников, журналов, с помощью вычислительной техники. Помимо выделения вопросов графики, дизайна, экологии, экономики, информационных технологий и профориентации в самостоятельные разделы, они должны рассматриваться и при изучении каждого отдельного раздела. Основная часть учебного времени отводится на практическую деятельность – овладение общетрудовыми умениями и навыками. Наряду с традиционными методами обучения рекомендуется применять метод проектов и кооперированную деятельность учащихся. В течение всего периода обучения «Технологии» каждый; учащийся выполняет 10 проектов. Под проектом понимается творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащегося. Важно, чтобы при выполнении проектов, начиная c младших классов, школьники участвовали в выявлении потребностей семьи, школы, общества в той или иной продукции и услугах, оценке имеющихся технических возможностей и экономической целесообразности выдвижении идей разработки конструкции и технологии изготовления продукции, ее осуществлении и оценки, в том числе возможностей реализации. Большое внимание в программе уделяется информационным технологиям. На их изучение с использованием персональных ЭВМ как инструмента при решении практических задач выделяются учебные четверти во II, VIII, X, XI классах; а также 6 ч в V классе. Эти занятия должны проводиться в дисплейном классе. В V классе овладение информационными технологиями и ПЭВМ осуществляется в начале учебного года либо в течение всего года. С помощью ПЭВМ целесообразно проводить изучение разделов «Технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения», «Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов», а также профориентационное тестирование учащихся, деловые игры по экономике, моделировать экологические ситуации. При отсутствии в школе необходимой вычислительной техники изучение информационных технологий можно заменить художественной обработкой материалов или выполнением учебных проектов. С 1995 г. в соответствии с новыми программами возможна реализация. Следующих разделов – на имеющейся в школах материальной базе: в начальной школе: технология обработки материалов, культура дома, уход за домом, информационные технологии, выполнение творческих работ – проектов. Для реализации, модуля «электротехника» нужны простейшие электроконструкторы, для модуля «элементы техники – механические, конструкторы; в средней школе: технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения, культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов, художественная обработка материалов, строительные и ремонтно-отделочные работы, информационные технологии, выполнение проектов; в старших классах: домашняя экономика и основы предпринимательства, производство и окружающая среда, общественное производство и профессиональное самоопределение, информационные технологии, выполнение проектов. Специальная материальная база нужна для изучения радиоэлектроники в IV и IX классах, электротехники в VIII классе, автоматики и цифровой электроники в IX классе. Для преподавания этих модулей целесообразно использовать оборудование школьного физического кабинета. 1.2 Методика обучения учащихся технологии по уходу за одеждой и обувью Одним из основных методов, стимулирующих процесс обучения, является вовлечение учащихся в активную сферу деятельности от ухода до ремонта одежды и обуви и в выполнение творческих проектов. Содержание курса определяется следующими разделами: уход за одеждой из хлопчатобумажных и льняных тканей и ремонт одежды, уход за одеждой из шерстяных и шелковых тканей и ремонт, уход за одеждой из текстильных волокон и ремонт. Учащиеся на занятиях должны получить знания, овладеть навыками, умениями по данным разделам для применения в исследовательской деятельности, при выполнении творческих проектов. Главные требования к уроку технологии: 1) четкость и ясность основных учебно-воспитательных целей при проведении занятия; 2) правильный подбор учебного материала для урока в целом и каждой его части. Материал подбирается исходя из целей и темы урока, уровня предшествующей подготовки учащихся. Для организации практической работы на уроке очень важен подбор объектов труда, т.е. одежды, которые ремонтируют ученики и разработка технологического процесса ремонта одежды; 3) выбор наиболее целесообразных методов обучения для каждого этапа урока, при этом учитываются цели, специфика учебного материала, уровень подготовки учащихся, материальное оснащение, опыт самого учителя; 4) организационная четкость урока: своевременное начало и окончание, распределение времени на каждый этап и т.д.; 5) достижение целей урока, усвоение учебного материала всеми учащимися, выполнение развивающей и воспитательной функций урока. Основной формой организации учебного процесса по курсу «Уход за одеждой и обувью. Ремонт одежды» является сдвоенный урок. Курс ориентирован на практику, поэтому тип урока комбинированный, на котором соединяются элементы теоретических и практических занятий. Комбинированный урок создает необходимые предпосылки для выполнения практических работ. В ходе обучения возникает задача дать учащимся определенный объем технических сведений для проведения практической работы. В течение практической части урока они должны освоить рабочие приемы выполнения технологических операций, овладеть умениями и навыками. Практическая работа формирует у учащихся технологическую культуру и самостоятельность в творческой работе. Таблица 1. Структура комбинированного урока
Учитель должен четко планировать изучение теоретического материала, согласовывая его с практическими работами, что необходимо для осознанного выполнения учащимися творческих проектов. Прежде чем приступать к практическим работам, учащиеся должны усвоить ряд теоретических сведений: по ремонту одежды и виды ремонта одежды, о работе на швейной машине, о санитарно-гигиенических требованиях и правилах безопасности и т.д., без знания которых выполнять работу нельзя в соответствии с технологическими требованиями. При изучении теоретического материала по предмету необходимо сохранять его систему и логику. Одними из наиболее широко применяемых методов при проведении уроков являются объяснение и рассказ. При объяснении теоретические сведения даются при ознакомлении с новым материалом по разделам курса, перед выполнением практических работ, для последовательного проведения трудовых операций. Применяются наглядные пособия: плакаты, чертежи, журналы мод, образцы выполненных работ, набор видов тканей для заплат, таблицы с символами по уходу за одеждой, образцы пришивания фурнитуры, учебники, а также зарисовки на классной доске. Рассказ используется для изложения материала по видам ремонта одежды, по уходу за одеждой, головным убором и обувью, выведения пятен, и защиты от моли и т.д. Для иллюстрации рассказа используются плакаты, иллюстративный материал из книг, журналов, видеофильмы, диафильмы, учебники, слайды. Собранная учащимися информация должна быть использована при выполнении рефератов и творческих проектов на темы по направлению данного курса. К творческой деятельности можно отнести работу с материалами по уходу за одеждой, самостоятельную работу по сбору информации по ремонту детской одежды с использованием аппликации, а также само выполнение творческих проектов в соответствии с их выбранными темами и объектами. В начальный период учебного процесса для освоения рабочих приемов, трудовых операций по ремонту одежды применяется фронтальная форма организации учебного процесса. Все учащиеся выполняют одинаковые учебно-трудовые задания. Необходимым условием для организации фронтальной работы является наличие соответствующего материала, инструментов и оборудования для всей группы, и контроль осуществляется учителем одновременно для них всех. В период разработки и выполнения творческих проектов применяется индивидуальная форма организации учебного процесса. Учащиеся выполняют различные виды ремонта одежды: ремонт детской одежды с использованием аппликации, пришивание фурнитуры для украшения одежды. Планирование – основа правильной организации учебно-воспитательного процесса. С помощью плана определяется логическая последовательность изучения программных тем и учебного материала внутри каждой из них, намечается объем теоретических сведений и практических работ, а также соответствующие формы и методы обучения. В нем находят отражение объекты труда, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения и раздаточный материал, используемый в учебном процессе. Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | ||||||||||||||||
|