| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Курсовая работа: Расчет кривошипного механизма
Для определения момента инерции маховика методом исключения параметра j строи зависимость приращения кинетической энергии DТ от приведённого момента инерции звеньев (кривую Виттенбауэра). Определим углы наклона касательных к кривой Виттенбауэра.
где: wср – частота вращения, мин-1. mI и mТ – масштабные коэффициенты диаграммы энергомас. d - коэффициент неравномерности движения (задан в ТЗ). ymax=0030’ ymin=0020’. После нахождения углов ymax ymin которые отсчитываем от оси Iпр и проводим две касательные к кривой Виттенбауэра, при этом они ни в одной точке не должны пересекать данную кривую. Касательные на оси DТ отсекают отрезок ав, с помощью которого и находим потребную составляющую приведённого момента инерции обеспечивающая движение звена приведения с заданным коэффициентом неравномерности движения.
Определяем основные размеры литого маховика по формуле:
где: Dср – средний диаметр обода маховика; g - плотность материала маховика, кг/м3; К1,2- принимаем исходя из конструктивных соображений, с учётом приделов(0,1…0,2). К1,2=0,2. Определим размеры поперечного сечения обода маховика. а=К1.Dср; а=0,2.854=170(мм); в=К2.Dср; в=0,2.854=170(мм). 2.Силовое исследование механизма Задачей силового исследования рычажного механизма является определение реакций в кинематические парах от действия заданных сил. При этом закон движения начальных звеньев является заданным. Результаты силового исследования применяются при определении: сил трения, возникающих в кинематических парах; геометрических параметров звеньев механизма; мощности, потребляемой механизмом для преодоления внешних сил. При определении реакций в кинематических парах будем использовать принцип Даламбера, согласно которому звено механизма можно рассматривать как находящееся в равновесии, если ко всем внешним силам, действующим на него, добавить силы инерции. Составим уравнения равновесия, которые называют уравнениями кинетостатики. В результате движении механизма на его звенья действуют силы: движущие, полезных и вредных сопротивлений, тяжести звеньев, инерции звеньев. Из перечисленных сил нам заданны только силы полезных сопротивлений, а остальные подлежат определению. Bсe силы инерция звена при его движении сведём к главному вектору сил инерции Fи, проложенному к центру масс эвена, и главному моменту Ми сил инерции. Сила инерции имеет направление, противоположное ускорению центра масс звена. Момент пары сил инерции направлен противоположно угловому ускорению звена. Ускорения центров масс и угловые ускорения звеньев определяются с помощью планов ускорений. Строим план механизма в масштабе: ml=0.003(м/мм). 2.1 Построение плана скоростей Проводим построение плана скоростей по ранее проделанной методике. Определим скорость точки А. Зная частоту вращения кривошипа О1А и его длину, определим скорость точки А, используя формулу:
где n1 – частота вращения кривошипа.
Скорость точки А во всех положениях механизма постоянна, и графически выражается вектором ра. Определим масштабный коэффициент плана скоростей.
где ра – отрезок на плане скоростей определяющий скорость точки А, мм. Дальнейшее построение плана скоростей проводим согласно пункта 1.2, раздела: «Динамический анализ и синтез рычажного механизма». 2.2 Построение плана ускорений Ускорение точек звеньев механизма определяем с помощью плана ускорений. Запишем полное ускорение точки А.
Учитывая тот факт, что кривошип вращается с постоянной угловой скоростью то его угловое ускорение аtАО1 равно 0. То есть ускорение точки А состоит только из нормального ускорения, которое направлено по звену к центру вращения кривошипа.
Определяем масштабный коэффициент плана ускорений.
Для определения ускорения точки В, принадлежащей звену 3, воспользуемся теоремой о сложении ускорений в переносном и относительном движениях , тогда:
где:
аА – ускорение точки А.
аО2 – ускорение точки О2, равное 0 так как точка О2 неподвижна. Решив геометрически систему уравнений будем иметь ускорение точки В. Определим ускорение точки С, для чего составим два векторных уравнения.
где:
аВ – ускорение точки В.
- релятивное (относительное ) ускорение точки Сx, направлено в вдоль звена 5. Решив геометрически систему уравнений (2.8) будем иметь ускорение точки С. 2.3 Силовой анализ механизма Силовое исследование механизма проводим в порядке обратном структурному. Исследование будем проводить без учёта сил трения в кинематических парах. Силы тяжести прикладываем к центру масс. К диаде (2,3) и (4,5) приложим все силы и момент сил, действующие на неё. Сила сопротивления задана графиком и имеет направление, противоположное рабочему ходу исполнительного органа Величину сил инерции определим по формулам:
где: m4 и m5 – массы звеньев 4и5 (кг) аS4 и (aС=aS5)– ускорение центров масс звеньев (м/с2). Кроме того на звено 4 действует момент пары сил инерции который имеет направление, противоположно угловому ускорению звена. Его величину определим по формуле:
где: IS4 – осевой момент инерции звена, кг×м2; e4 – угловое ускорение звена, рад/с2.
Для определения силы Ft43 составим условие моментного равновесия звена 4.
Из уравнения (2.13) будем иметь:
Для определения F50 и Fn43 составим векторное уравнение и строим план сил. Уравнение записываем таким образом чтобы неизвестные реакции стояли по краям уравнения. Для удобства сначала записываем силы, действующие на одно звено, а затем все силы, действующие на другое.
Введём масштабный коэффициент плана сил:
F50=520(H); Fn43=F43=3000(H); Рассмотрим диаду 2-3. Определим силы инерции, действующие на звенья.
где: m2 и m3 – массы звеньев 2и3 (кг) Определим момент пары сил инерции. Для определения силы Ft21 составим условие моментного равновесия звена 2.
Из уравнения (2.17) будем иметь:
Для определения силы Ft30 составим условие моментного равновесия звена 3.
Из уравнения (2.19) будем иметь:
Для определения Fn30 и Fn21 составим векторное уравнение и строим план сил. Уравнение записываем таким образом чтобы неизвестные реакции стояли по краям уравнения.
Введём масштабный коэффициент плана сил: Fn30= F30=4400(H); Fn21=F21=3200(Н). 2.4 Определение уравновешивающей силы Определение уравновешивающей силы проводится двумя методами: Нахождение уравновешивающего момента непосредственно из уравнений равновесия ведущего звена. Определение уравновешивающей силы и момента с помощью “рычага” Жуковского. Определим уравновешивающую силу и её момент по первому методу. Прикладываем к точке А силу F12 равную по модулю ранее найденной силе F21 но противоположную ей по направлению. Составим уравнение моментов относительно точки О1. Мур=F12×hF12×ml (2.24) Мур=3200×85×0,003=816(Нм) Определим уравновешивающую силу и её момент с помощью “рычага” Жуковского. К повёрнутому на 900 плану скоростей в одноимённые точки приложим все силы, действующие на механизм, в том числе и силы инерции. Составим уравнение моментов всех сил относительно полюса плана скоростей с учётом знаков и определим уравновешивающую силу. Определим расхождение результатов расчёта уравновешивающего момента, полученных выше использованными методами.
Полученная погрешность составляет 1%, что меньше предельно допускаемого значения в 5%. 3.Синтез кинематической схемы планетарного редуктора и построение картины эвольвентного зацепления 3.1 Задание 3.1.1 Модуль зубчатых колёс планетарного механизма: m1= 3 мм Числа зубьев колёс простой передачи: Z1=15 , Z2=30; Модуль зубчатых колёс Z1и Z2: m=6 мм; Все зубчатые колёса должны быть нулевыми. А это значить, что во избежание подреза ножки зуба для колёс с внешним зацеплением принимают Z>17, для колёс с внутренним зацеплением Z>85. Подберём числа зубьев Z1,Z2,Z3 для зубчатой передачи с передаточным отношением U=nдв/n1=720/62=11,6. Задаёмся числом зубьев Z1 из ряда Z1=17,18,19,…. Пусть Z1=20. Число зубьев Z3 найдём из выражения:
где: U1H – передаточное отношение планетарной передачи входного колеса к выходному звену (водилу) при неподвижном опорном колесе.
где: Uр – передаточное число одной ступени редуктора.
Из формулы (1.1) найдём Z3. Условие Z3>Zmin=85 выполняется. Оси центральных колёс и водила должны совпадать между собой, т.е. должно соблюдаться условие соосности, которое имеет вид: Z1+2Z2=Z3 (3.5) Из условия соосности находим Z2. Z2=(Z3-Z1)/2=(96-20)/2=38 Сателлиты должны быть с таким окружным шагом, чтобы между окружностями вершин соседних сателлитов обеспечивался гарантированный зазор- условие соседства: Sin(1800/k)>(Z2+2)/(Z1+Z2) (3.6) где: к - число сателитов. Из условия соседства определяем возможное число сателлитов в механизме. Значит, для этого механизма число сателлитов может быть взято равным 2,3 и 4. Принимаем k=4. Проверяем условие сборки. Сборка сателлитов должна осуществляться без натягов при равных окружных шагах между ними. Это возможно при выполнении следующего условия: где: Ц и р целые числа.
Проверку ведём при р=0. Условие сборки выполняется т.к. Ц получилось целое число. Все условия выполняются, значит окончательно принимаем Z1=20; Z2=38; Z3=96; k=4. Для построения
кинематической схемы механизма определим радиусы делительных окружностей.
3.1.2 Расчёт внешнего зацепления пары прямозубых колёс эвольвентных профилей с неподвижными осями, нарезанных стандартной инструментальной рейкой Окружной шаг по делительной окружности: Р=p.m (3.11) где: m – модуль зубчатой передачи. Р=3.14.6=18,85(мм) Угловые шаги: t=2p/Z (3.12) t1=2×3,14/15=0,42 t2=2×3,14/30=0,21 Радиус делительной окружности: r=0.5m.Z (3.13) r1=0.5×6.15=45(мм); r2=0.5×6.30=90(мм) Радиус основной окружности: rв=0.5.m.Z.cosa; (3.14) где: a - угол профиля рейки rв=0.5.m.Z.cosa;, a=200: rв1=0.5.6.15.cos20 =42,29(мм) rв2=0.5.6.30.cos20 =84,57 (мм) Определим относительное смещение инструментальной рейки при нарезании Х1=Х2=0,5 Толщина зуба по делительной окружности: S=m(p/2+2x.tga); (3.15) S1=6(3.14/2+2×0,5×tg20)=11,61(мм) S2=6(3,14/2+2×0,5×tg20)=11,61(мм); Инволюта угла зацепления: invaw= inva + 2[(x1+x2)/(Z1+Z2)]tga; (3.16) Invaw= inv20 + 2[(0,5+0,5)/(15+30)]tg20=0,03108; aw=25017’ Радиус начальной окружности: rw=0.5m.Z1.cosa/cosaw; (3.17) rw1=0.5×6.15.cos20/cos25о17’=46,77(мм) rw2=0.5×6.30.cos20/cos25о17’=93,53(мм); Межосевое расстояние: aw=0.5m(.Z1+Z2).cosa/cosaw; (3.18) aw=0.5×6×(.15+30).cos20/cos25о17’=140,30(мм); Радиус окружности впадин: rf=0.5m(Z1-2.5+2x); (3.19) rf1=0.5×6×(15-2.5+2×0.5)=40,5(мм) rf2=0.5×6×(30-2.5+2×0.5)=85,5(мм) Радиус окружности вершин: ra1=aw-rf2-0.25m; (3.20) ra2=aw-rf1-0.25m; (3.21) ra1=140,30-85,5-0.25×6=53,3(м) ra2=140,30-40,5-0.25×6=98,3(мм); 3.1.3 Построение графика коэффициентов относительных скольжений Теоретическую линию зацепления N1 N2 делим на равные отрезки. По формулам (3.32) и (3.33)определяем величины коэффициентов l1, l2 и сводим в таблицу.
l2= U21=Z1/Z2=15/30=0,5; U12=Z2/Z1=30/15=2. Таблица 8. Значение
коэффициентов
По полученным значениям коэффициентов удельных скольжений строим графики. 4. Синтез кулачкового механизма 4.1 Задание 4.1.1 Для построения
профиля кулачка достаточно иметь зависимость S= S(j). Для этого дважды проинтегрируем
зависимость Для получения наглядного
результата целесообразно применить метод графического интегрирования
зависимости Заменяя график Интегрируя тем же
способом график Определим масштабные коэффициенты для графиков. Масштаб углов поворота: mj= где: j = jп: j =60о: mj==0.25 Таблица 9. Значения hS и S,Ls.
Введём масштабный коэффициентграфиков. mS=0.109(м/мм); (4.2) mS=
где: Н1,Н2-полюсные расстояния, мм; Н1=70 Н2=80(мм). Из 4.3 получаем:
Из 4.4 будем иметь:
4.2.2 Задачей динамического синтеза является определение такого минимального радиуса-вектора Rmin профиля кулачка и такого расстояния d между центрами вращения кулачка и толкателя при наличии которых переменный угол передачи движения ни в одном положении кулачкового механизма не будет меньше gmin Графическое построение для определения минимального радиуса кулачка будем проводить в масштабе mS. Чтобы определить минимальный радиус кулачка нам нужно построить графики зависимости S-dS/dj. Для этого выберем масштабный коэффициент mS=0,333. Для определения S и dS/dj воспользуемся формулами:
где: S2,S1-расстояния на диаграмме S-dS/dj и S-j соответственно, мм. (ds/dj)2,(ds/dj)1 – значение скорости на диаграмме S-ds/dj и ds/dj -j, соответственно. Точка В - центр вращения толкателя. Дуга радиуса lявляется ходом толкателя h= l Sмах. Эта дуга размечена в соответствии с осью ординат диаграммы y-S. Полученные значения заносим в таблицу- 10 Таблица 10.
Направление отрезков определяется поворотом вектора скорости точки А толкателя на 90о в сторону вращения кулачка. Через концы этих отрезков проводим прямые образующие с соответствующими лучами углы gmin. gmin>gдоп; (4.6) gmin=90о-gдоп gmin=90о-30о=60о 60о>30о Rmin=0,042 (м); 4.2.3 Предполагаем, что кулачок вращается противоположно вращению часовой стрелки. Все построения ведём в масштабе: Для получения практического профиля кулачка нужно построить огибающую дугу радиуса r ролика, имеющих центры на теоретическом профиле. Для устранения самопересечения профиля кулачка, а также из конструктивных соображений длина r радиуса ролика должна удовлетворять условию: r <(0.4¸0.5)r0; (4.7) где: r0 – минимальный радиус кулачка,r0=0.042(м). 0,042×0,4>0.014; Принимаем радиус ролика r=0.014(м)=14(мм). |
© 2009 Все права защищены. |