| |||||
МЕНЮ
| Реферат: Охрана труда и жизнедеятельностиРеферат: Охрана труда и жизнедеятельностиМинистерство Образования Украины Донецкий государственный технический университет Кафедра: Охраны труда РЕФЕРАТна тему: Охрана труда и жизнедеятельности Выполнил: Бондаренко С. Ю. Студент группы: УА 96в Проверил: Прокопенко Б. В. Донецк 2000 г. СОДЕРЖАНИЕ1. Влияние жизнедеятельности человека на окружающую среду.................. 3 2. Основы физиологии, гигиены труда и производственной санитарии....... 5 2.1. Воздух рабочей зоны............................................................................... 8 2.2. Вентиляция производственных помещений.......................................... 11 2.3. Общие санитарно-гигиенические требования к размещению предприятий, к производственным и вспомогательным помещениям.......................... 12 3. Основы техники безопасности..................................................................... 13 3.1. Общие требования безопасности к технологическим процессам и оборудованию........................................................................................ 13 3.2. Безопасность эксплуатации систем под давлением и криогенной техники................................................................................................................ 15 3.3. Электробезопасность. Действие электрического тока на организм человека................................................................................................................ 16 4. Охрана труда в отрасли. Угольная промышленность................................ 18 4.1. Профилактика производственного травматизма.................................. 18 4.2. Минимальное число несчастных случаев, достаточное для достоверного анализа травматизма............................................................................. 23 5. Запыленность атмосферы и профессиональные заболевания.................. 24 6. Горючие и взрывчатые свойства пылевых смесей..................................... 26 1. Влияние жизнедеятельности человека на окружающую среду Для правильного понимания вопросов безопасности жизнедеятельности необходимо данную проблему рассматривать в единой системе «человек - производство - среда». Все биологические системы могут существовать в окружающей среде при условии биологического равновесия. Человек как единственная биологическая система природы способен при взаимодействии с природой регулировать и контролировать обмен веществ между собой и природой. Одним из важнейших элементов системы «человек - производство - среда» является среда - окружающая нас природа. Если рассматривать жизнь как способ существования белковых тел, то прекращение обмена веществ с окружающей природой будет означать прекращение и жизни. Так, человек не может прожить без воздуха 1,5-2 мин, без воды - несколько часов, без пищи - несколько дней. Географическая оболочка Земли состоит из атмосферы, гидросферы, биосферы и литосферы. Все эти среды, проникая одна в другую, взаимодействуют друг с другом и создают наружный облик Земли. Главное свойство географической оболочки Земли - это постоянный обмен веществом и энергией не только между компонентами оболочки, но и между оболочкой и внешним миром (космосом). Вода - это своеобразный минерал, который обеспечивает существование живых организмов и развитие процессов жизнедеятельности на Земле. Живые организмы в среднем содержат более 60% воды. Потеря 10-20% воды живым организмом приводит к смерти. Биосфера - сфера жизни. Академик Вернадский В. И. считает, что биосфера - это часть оболочки планеты, на которой возникла и существует жизнь. Биосфера имеет определенный состав атмосферы, осадочных пород, почвы, гидросферы и живых существ. Биосфера включает все живое вещество планеты: атмосферу высотой до 10-15 км, литосферу глубиной до 4,5 км и всю водную оболочку Земли (до 11 км). Таким образом, экологическая система рассматривается как единый природный комплекс, в котором живая и неживая материя связаны между собой обменом веществ и энергии. В биосфере постоянно под воздействием солнечной энергии происходит кругооборот веществ и энергии. Такой кругооборот (воды, циркуляция воздушных масс и т.д.) происходит под воздействием физических факторов (разности давлений, температур и др.). Обмен же веществ между живыми организмами и почвой (или водой) вызывается действием биохимических факторов. В первом случае кругооборот называется геологическим, во втором - биологическим. Оба эти вида тесно связаны между собой, однако биологический кругооборот веществ является грандиозной созидающей силой. Именно кругооборот веществ и превращение энергии является основой динамического равновесия и устойчивости биосферы. Основным источником энергии является Солнце. Энергия солнечного излучения реализуется в биологическом кругообороте через явление фотосинтеза растений, в ходе которого при восстановлении двуокиси углерода образуются органические вещества и молекулярный кислород. Биосфера выступает как гигантский аккумулятор и уникальный трансформатор лучистой энергии Солнца. Основным источником природных ресурсов Земли является энергия Солнца, однако на фотосинтез (моря, океаны, суша) используется только 0,5% суммарной солнечной радиации, падающей на земную поверхность. Но даже при использовании такого малого количества энергии растительность суши, морей и океанов усваивает, разлагает, выделяет, запасает огромное количество веществ и энергии. Человечество взаимодействует с природой, является ее составной частью и неотделимо от природы. Это взаимодействие выражается в процессе труда, куда человек вносит свой разум, науку, искусство. В результате труда человек не только приспосабливается к природной среде, но и пытается ее изменить. Воздействие человека на природу на заре человеческого общества было не очень заметным, т. к. природа самоочищалась и возобновляла биологические ресурсы. Быстрый рост населения, бурное развитие производства, внедрение результатов научно-технических достижений, стремление получить от природы какие-то временные выгоды наносят ей долговременный ущерб, нарушая стабильность, к которой стремится Природа. Современное промышленное производство загрязняет природу не только газообразными, жидкими и твердыми отходами, но и тепловыми выбросами, электромагнитными полями, ультрафиолетовыми, инфракрасными, световыми, ионизирующими излучениями, радиоактивными веществами, шумовым излучением и другими физическими факторами. Такое недальновидное вторжение в природную среду нарушает ее основной закон стабильного развития и экологического равновесия и ставит человечество на грань катастрофы. Загрязнения природной среды могут быть естественными и искусственными. Естественное загрязнение обусловлено притоком космической пыли и космическим излучением (внеземное загрязнение), извержением вулканов, выветриванием горных пород, пыльными бурями, лесными пожарами и т.п. (земное загрязнение). Однако природа обладает удивительной устойчивостью и способностью к самоочищению от естественного загрязнения. Искусственное загрязнение - это воздействие человека на природу - очень легко и за короткий период времени приводит к коренным изменениям в природном балансе среды. Эта опасность еще осложняется тем, что человек недостаточно осведомлен о сложных взаимодействиях в природе и последствиях, которые могут произойти в среде обитания в результате неразумного воздействия человека. Назовем несколько примеров глобального загрязнения. Человек в результате своей жизнедеятельности неразумно расходует и уничтожает кислород воздуха (О2), подводя себя и свои поколения к гибели. Свободный кислород, являясь в основном продуктом жизнедеятельности, сам поддерживает жизнь на Земле. Статьи расхода кислорода: - для дыхания человека; - для производственных нужд; - на создание и сохранение озоносферы. Физиологические потребности кислорода для дыхания человека допускают снижение концентрации О2 не более чем на 1%. Но человек использует кислород как сырье в производственных процессах. При сгорании 1т угля расходуется количество О2 равное 10 годовым человеческим нормам. С учетом интенсификации производственных процессов в настоящее время можно предположить, что и расходование О2 резко возрастет. По подсчетам экспертов США большинство развитых стран (в том числе и США) потребляют О2 больше, чем его выделяет растительный мир этой страны. Кислород расходуется на создание и сохранение озонового слоя, который защищает Землю от космической радиации. В связи с разрушением озонового слоя (увеличение потребления О2, увеличение выбросов фреонов, хлорфторуглеродов и других веществ) происходит истощение озонового слоя и возникают проблемы «озоновых дыр» в атмосфере. С учетом роста потребления кислорода на производственные нужды и невозможностью самой природой восстановить его количество вполне реальна угроза концентрации О2 в атмосфере ниже допустимого уровня, что может привести к катастрофе для человечества. Рассмотрим влияние жизнедеятельности человека на изменение содержания диоксида углерода (СО2) в атмосфере. В связи с увеличением выделения СО2 промышленностью и уменьшением потребления СО2 живыми существами и растительностью (из-за уменьшения площади лесов и т.д.) растет содержание СО2 в атмосфере, что приводит к "парниковому эффекту". Таким образом, глобальное, непродуманное разрушение идет по двум основным направлениям: - хищническое уничтожение флоры и фауны сопровождается резким снижением потребления СО2 из атмосферы и уменьшением выделения О2 в атмосферу за счет сокращения процесса фотосинтеза; - неразумная жизнедеятельность человека привела к тому, что резко выросли выбросы СО2 в атмосферу. Оно обусловливает повышение температуры, увеличение остаточной радиации, изменение климата, т.е. вызовет нежелательные последствия, которые сегодня человечество не может даже в полной мере оценить. Для жизнедеятельности человека нужна пресная вода, а ее запасы малы ( 3% от всей воды). Человек в процессе жизнедеятельности загрязняет воду вредными веществами, микроорганизмами. Загрязненные воды (промышленные, хозяйственно-бытовые, атмосферные или ливневые) называют сточными. Сточные воды подлежат обязательной очистке механическими, термическими, химическими, ионообменными, адсорбционными, электрохимическими, биохимическими, физико-химическими и другими методами. Однако эффективность этих методов очистки не превышает 95-96%. Сброс загрязненных вод приводит к обеднению и исчезновению Оз, содержащегося в воде, и к гибели животного и растительного мира (морей, суши и т.д.). По данным Ж. Кусто за последние 20 лет интенсивность жизни во всех морях земного шара снизилась не менее чем на 30%. Такая неразумная деятельность человека ведет к тому, что ресурсы биосферы, ресурсы питания будут не увеличиваться, а сокращаться. В настоящее время разрабатывается приблизительно 100млрд. т. в год горных пород. Однако утилизируются в конечном продукте приблизительно лишь 1% от веса используемых природных ресурсов, т. е. 99% природных ресурсов идут в отходы и губят природу. При этом объемы отходов растут в 10 раз быстрее, чем увеличивается население. Сейчас на каждого жителя планеты приходится ежедневно от 2 до 3 тонн твердых отходов. Отходы отравляют растения, которые наносят вред животным, и эта пища попадает человеку. 2. Основы физиологии, гигиены труда и производственной санитарииВ законе Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» дается следующее определение понятия «санитарные нормы»: Государственные санитарные нормы правила, гигиенические нормативы - это обязательные для выполнения нормативные документы, определяющие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов окружающей среды и требования по обеспечению оптимальных или допустимых условий жизнедеятельности человека Гигиеническая регламентация и государственная регистрация осуществляется в целях ограничения интенсивности или длительности действия таких факторов путем установления критериев их допустимого воздействия на здоровье человека Использование в народном хозяйстве и быту любого опасного фактора химической и биологической природы допустимо лишь при наличии сертификата, удостоверяющего его государственную регистрацию, поэтому законом предусмотрена обязательная государственная санитарно-гигиеническая экспертиза Экспертизе подвергают проектную и другую документацию на строительство реконструкцию, расширение предприятий, разработку техники и технологий а также продукцию, полуфабрикаты, вещества материалы как для проектируемых производств, так и для действующих. Предприятия учреждения, организации и граждане могут ввозить из-за границы сырье, продукцию (изделия, оборудования, технологические линии и др.) и реализовать или использовать их в Украине только при наличии данных относительно безопасности для здоровья. Работники предприятий, учреждений и организаций, деятельность которых связана с обслуживанием населения и может повлечь распространение инфекционных заболеваний, возникновение пищевых отравлений, а также работники, занятые на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда должны проходить обязательные предварительные (до принятия на работу) и периодические медицинские освидетельствования. Работники предприятий, учреждений и организаций, действия которых привели к нарушению санитарного законодательства, невыполнению постановлений, распоряжений, предписаний, заключений должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность. При этом предприятия, учреждения, организации и граждане, нарушившие санитарное законодательство, что привело к возникновению заболеваний, отравлений, радиационных поражений, длительной или временной потери трудоспособности, инвалидности или смерти людей, обязаны возместить убытки пострадавшим и расходы на дополнительное лечение. Может быть наложен штраф в следующих размерах: - на должностных лиц - от 6 до 12 минимальных заработных плат; - на граждан - от 1 до 12 минимальных заработных плат; - на предприятия и организации - от 25 до 100% выпущенной или реализованной продукции. Гигиена труда - раздел профилактической медицины, который изучает влияние на организм человека трудовой деятельности и производственной среды с целью разработки на этой основе комплекса санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и организационных мероприятий, направленных на создание здоровых условий труда и повышение его производительности. Предметом изучения гигиены труда являются: - трудовые процессы и ответная физиологическая реакция организма работников с целью разработки рациональных режимов труда и отдыха для различных видов работ - производственные процессы и возникающие при этом неблагоприятные факторы производственной среды с целью гигиенической регламентации и разработки оздоровительных мероприятий по улучшению условий труда, - состояние здоровья работников, подвергающихся в условиях производства воздействию вредных и опасных производственных факторов с целью разработки мер профилактики патологических состояний. По происхождению факторы производственной сферы подразделяются на физические, химические, биологические и психофизиологические (по ГОСТ 12.0.003-74 «Опасные и вредные производственные факторы»). К физическим факторам относятся движущиеся части машин и механизмов, незащищенные подвижные элементы оборудования, передвигающиеся изделия, заготовки, материалы и т.д.; запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; температура поверхностей оборудования, материалов; температура воздуха рабочей зоны; повышенный уровень шума; повышенный уровень вибрации; повышенный уровень инфразвуковых колебаний; повышенный уровень ультразвука; ионизация воздуха; ионизирующие излучения; опасный уровень напряжения электрической сети, замыкание которой может произойти через тело человека; повышенный уровень статического электричества; повышенный уровень электромагнитных излучений; повышенная напряженность магнитного поля; недостаточная освещенность рабочей зоны; повышенная яркость света; пониженная контрастность; повышенный уровень ультрафиолетовой радиации; повышенный уровень инфразвуковой радиации и др. К химическим факторам относятся органические и неорганические химические соединения в виде газа, пара, пыли, дыма, тумана, жидкости. Химические факторы по характеру воздействия на организм человека делятся на общетоксические, раздражающие, сенсибилизирующие, канцерогенные, мутагенные, влияющие на репродуктивную функцию человека. По пути проникновения в организм человека химические факторы разделяются на вещества, действующие через органы дыхания, пищеварительный тракт и кожный покров. К биологическим факторам относятся микроорганизмы (бактерии, вирусы, грибы, спирохеты, простейшие и т. д.) и продукты их жизнедеятельности, а также макроорганизмы (растения и животные), белковые препараты, витамины, аминокислоты. К психофизиологическим факторам относятся физические и нервно-психические перегрузки. Физические перегрузки делятся на статические и динамические, а нервно-психические перегрузки подразделяются на умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки. Интенсивное или длительное воздействие перечисленных факторов может привести к чрезмерному функциональному напряжению, стать причиной профессиональных заболеваний. Для изучения вредных факторов и их влияния на организм работающих используют различные методы исследования: физические, химические, физиологические, клинико-статистические и санитарно-статистические, специальные экспериментальные. На функциональное состояния работающих оказывает влияние не только физические, химические и другие факторы, но и сам трудовой процесс. Наиболее полно трудовой процесс может быть охарактеризован физическим, нервно-эмоциональным и тепловым состоянием организма человека. Физическая работа подразделяется на статическую и динамическую. Статическая работа - это процесс поддержания мышц без изменения длины мышечных волокон, при этом тело или его части не перемещаются в пространстве. Динамическая работа - это процесс сокращения мышц, сопровождающийся изменением длины мышечных волокон и перемещением тела или его частей, а также предметов труда в пространстве. При динамической работе до 15 - 20 % энергии расходуется на перемещение, а остальная переходит в тепло; при статической работе вся энергия переходит в тепло. Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующие напряжения сенсорного аппарата, памяти, внимания, активизации процессов мышления, эмоциональной сферы. Мышечные нагрузки при умственном труде незначительны. Все большее распространение получает операторский труд (умственный), связанный с повышенными требованиями к функциям памяти, внимания, скорости восприятия и переработки информации. Длительная умственная работа приводит к ухудшению функций памяти и внимания, способности воспринимать и перерабатывать информацию. Нервно-эмоциональное напряжение приводит к усилению деятельности сердечно-сосудистой системы, дыхания, повышение энергетического обмена и тонуса мышц. Значительные физические и умственные нагрузки могут привести к развитию утомления - состояния, сопровождающегося чувством усталости и снижения работоспособности. Возобновление работы на фоне развившегося утомления может привести к переутомлению, т.е. к состоянию, пограничному между нормой и патологией. Поэтому классифицируют труд по степени тяжести и напряженности. Тяжесть труда отражает степень физического напряжения организма, напряженность труда - степень умственной напряженности. Показатели и критерии оценки тяжести и напряженности труда приведены в ДНАОП 0.03-8.03-86 «Гигиеническая классификация труда №4137-86» . Для оценки условий труда производят аттестации рабочих мест по условиям груда в соответствии с ДНАОП 0.5-8.04-92 «О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (постановление Кабинета Министров Украины №442 от 1.08.92г ). Основная цель аттестации - урегулирование отношений между собственником (или уполномоченным им органом) и работниками в области реализации прав на безопасные и безвредные условия труда, льготное пенсионное обеспечение, льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится на всех предприятиях и учреждениях независимо от форм собственности, где технологический процесс, оборудование, сырье и материалы являются потенциальными источниками вредных и опасных производственных факторов, которые могут неблагоприятно влиять на состояние здоровья работающих, также на их потомство в настоящее время и в будущем. Аттестация проводится аттестационной комиссией, состав и права которой определяются приказом по предприятию. Периодичность аттестации предусматривается коллективным договором, но не реже 1 раза в 5 лет. Ответственность за своевременное и качественное проведение аттестации возлагается на руководителей предприятий и учреждений. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|