рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Здоровый образ жизни как научная проблема

По отношению к семье мнения также совпали: практически каждый пятый опрошенный поставил семью, как ценность, на первое место.

Уверенность в себе важна для 16,0 учителей, но не имеет значения для студентов. Для них более значимым является творчество – 3-е ранговое место.

Студенты оказались более стереотипными в выборе. Ценности, занявшие первые два места, выбрали трое из четырех опрошенных студентов, учителя – около 60 %.

Любовь имеет первоочередное значение для 8,0 % студентов и 8,9 педагогов. Очевидно, с одной стороны, любовь для женщин, как ценность, менее значима (4-е место), с другой - 16 –я и любовь оказались слабо связанными друг с другом. На наш взгляд, выявлена особенность, которая требует дополнительных социально-психологических исследований: семья как ценность значима практически для каждого пятого опрошенного педагога и студента, но отношения в семье почти не основаны на любви и слабо связаны со здоровьем.

Это может, по нашему мнению, указывать на тенденцию к возрастанию индивидуалистических, в большей степени «западных» ценностей, к отходу от свойственной российской ментальности общинности, стремления к коллективизму, любовь ближнему. Но стремление к удовольствиям – «американизированная» ценность, менее значимо для российских учителей и студентов. «Развлечение», как ценность, заняло 6-е ранговое место у молодых студентов и не имеет значения для педагогов.

Познание и развитие мало значимы для учителей и будущих учителей – студентов. Эти ценности заняли соответственно 5-е и 7-е место у педагогов и не значимы для студентов. Полученный результат согласуется с изучением готовности к саморазвитию учителей начальных классов, проведенной нами в городской гимназии. На вопрос «Хочу знать себя и могу совершенствоваться?» ответили утвердительно только 18,2 % опрошенных педагогов. «Хочу знать себя» - 63,6 %, «Не хочу знать себя» - 9,1 % и «Не могу измениться» - 36,4 % педагогов.

Очевидно, именно поэтому ценность «Образование» заняла 5-е и 6-е места соответственно у студентов и учителей.

Низкий рейтинг ценности «Интересная работа», как для учителей, так и для студентов, вероятно, отражает отношение к профессиональной работе как рутинной, неинтересной, но обязательной деятельности. Альтруизм не свойствен опрошенным студентам и счастье других не является для них первостепенной ценностью. Но эта ценность значима для 3,6 % педагогов.

Материальная обеспеченность не является ценностью для учителей и только на 7-м месте у студентов. При этом творчество для педагогов и тем более для студентов, оказалось более значимым, чем материальная обеспеченность.

Удивительно единодушным оказалось безразличное отношение к дружбе и красоте. Ни один из опрошенных не поставил эти базовые для человека ценности на первое место.

Таблица 1.

Варианты ответов ранговые места Студенты Учителя
% Место % Место
Не пить 1,9 8 13,3 3
Не курить 1,4 9 3,3 7
Заниматься спортом 7,1 6 10,0 4
Питание 19,0 2 13,3 3
Не употреблять наркотики 28,5 1 16,6 2
Не вести беспорядочную половую жизнь 0,9 10 - -
Вести осмысленную жизнь 14,2 3 25,0 1
Жить полноценной духовной жизнью 4,7 7 6,6 5
Позитивное отношение к себе - - 5,0 6
Доброжелательное отношение к другим людям - - - -
Гармоничные отношения в семье 9,5 4 1,6 8
Саморазвитие, самосовершенствование 7,6 5 5,0 6

Таблица 2

Варианты ответов Студенты Учителя
% Место % Место
Образование 2,8 5 3,6 6
Здоровье 50,0 1 39,6 1
Семья 23,8 2 19,6 2
Дружба - - - -
Красота - - - -
Любовь 8,0 4 8,9 4
Познание - - 5,3 5
Развитие - - 1,8 7
Уверенность в себе - - 16,0 3
Творчество 9,5 3 3,6 6
Интересная работа 0,9 7 - -
Материальная обеспеченность 0,9 7 - -
Счастье других - - 3,6 6
Развлечение 1,4 6 - -

Таким образом, ценность здоровья и зависимость от него качества жизни подчеркивает большинство опрошенных, общая неуверенность учителей, снижает стремление к красоте и совершенству, снижает мотивацию к здоровому образу жизни. Осознание важности здорового образа жизни для эффективности жизнедеятельности и самореализации на когнитивном уровне при весьма ограниченных стереотипных представлениях о нем и глубинных несформированных установках приводит к тому, что в большинстве случаев лишь экстремальные ситуации могут побудить к реализации здорового образа жизни. Очевидно, это и является одной из причин проблем со здоровьем педагогов и будущих учителей – студентов, а в последующем и у школьников.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.