рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Роль здорового образа жизни в сохранении и укреплении здоровья учащихся общеобразовательной школы

 Проблема закаливания  стала особенно актуальной в настоящее время, в условиях возросшего комфорта жилищ, роста материального благополучия, сопровождающихся недостаточным общением с природой, её естественными факторами, оказывающими тренирующее воздействие на организм человека.  В результате заметно снижаются защитные силы организма. Особенно отрицательно это сказывается  на детском здоровье. Поэтому  закаливающие процедуры должны быть обязательной составной частью режима дня школьника, как наиболее доступное средство укрепления здоровья (Лукьяненко В.П., 2001).

Одним из важнейших факторов внешней среды, в которой живет человек,  является ее температура.  Организм человека должен постоянно поддерживать тепловой баланс при различных внешних температурах. Для этого его необходимо закаливать. (Колгушкин А.Н., Короткова Л.И,  1989).

Закаливание основывается на разумном использовании естест­венных факторов природы - солнца, воздуха и воды. Однако и физическая тренировка сама по себе является прекрасным средством, закаливающим организм. (Дубровский В.И., 1989).

Закаливание должно быть постепенным. На первом этапе закаливания  специалисты рекомендуют; температура воды для обти­рания должна быть 32 - 30° С, обливания - 33 - 32° С, обливания ног - 28 - 2б° С. Воздушные ванны можно принимать лишь в том случае, если воздух прогрелся до 22 - 20°С, купание в открытом водоеме разрешается,  если температура воды не ниже 20 - 18°С. Постоянно снижая исходную температуру воды на 1° С в два дня, вы доведете её до 18 - 16° С. На этих цифрах можно оста­новиться (Коростелев Н.Б., 1987).

          Однако при этом всегда надо помнить, что неправильное, неграмотное закаливание весьма опасно для здоровья. Поэтому, прежде чем приступать к использованию средств закаливания надо хорошо познакомиться с тем,  что и как следует  применять, учитывая состояние здоровья, а также  индивидуальные особенности реакции  на воздействие охлаждения и солнечных лучей (Соловьев М.Г., 1999).

Величайшая польза, которую приносит закаливание  ставит его в ряд наиболее значимых социальных явлений, возводит в ранг важной государственной задачи (Лукьяненко В.П., 2001).

1.3.5.  Оптимальный режим двигательной  активности, важное условие формирования ЗОЖ

         

В жизни ребенка двигательная деятельность является фактором  активной биологической стимуляции, фактором совершенствования механизмов адаптации, главным фактором физического развития. Растущий организм испытывает биологическую потребность в движениях. Удовлетворение такой потребности – важнейшее условие его жизнедеятельности. Роль движений особенно велика в периоды интенсивного роста и развития организма (Тихвинский С. Б., Воронцов И. М., 1991). Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности детского организма, влияет на формирование психофизического статуса ребенка (Пиманова Е.М., 1988, Солодков  А.С., Есина Е.М., 1998, 1999).

По данным Антроповой М.В., Сальниковой Г.П. (1966), Аракелян О.Г. (1970), Силина О.В. (1980), Лукьяненко В.П. (2001) и др. уровень сохранения и укрепления здоровья школьников находится в тесной взаимосвязи от оптимального режима двигательной активности. По данным Всемирной организации здравоохранения каждый ребенок на пути своего развития должен совершать в младшем школьном возрасте 12 – 13 тысяч локомоций, в среднем школьном возрасте 14 – 15 тысяч, а в старшем до 17 – 17 тысяч соответственно (Марков В.В., 2001). 

В тоже время последние исследования в области медицины, физиологии, физической культуры подтверждают, что большинство школьников не поддерживают оптимального двигательного режима на должном уровне.  По литературным данным только 40 % двигательной активности реализуется через уроки физической культуры и спортивные секции, а остальные 60 школьник реализовывает самостоятельно, через проведение активного отдыха после школы и в выходные дни. Однако как показали исследования Бадалова О.Ю., Козловского И.З., Бахтина О.П. (2002) большинство школьников проводят выходные дни, лежа у телевизора. По данным Мейбалиева М.Г. (1987), Суконюк Р.А. (1988), Сухарева А.Г. (1991), Беляева Н.Г. (1999) гиподинамия наблюдается у 50 % школьников 6 –8 лет, у 60 % школьников 9 – 12 лет, и у 75 –80 % детей старшего школьного возраста, то есть гиподинамия свойственна всем возрастным группам детского населения. При этом по мере взросления  дефицит движений наблюдается чаще у девочек, чем у мальчиков. Такое положение во многом обуславливает снижение состояния здоровья современных учащихся, развития и прогрессирования хронических заболеваний, таких как ожирение, нарушение зрения, нарушение осанки, сердечно-сосудистых заболеваний и т.д. Следует отметить, что при влиянии школьной гиподинамии у детей не отмечается отставания в росте, и в половом созревании. Они даже обгоняют своих сверстников. Но данная группа детей, как правило, имеет низкие показатели физической подготовленности и особенно мышечной силы (Силса Р., Теосте М., 1983).

Гиподинамия вызывает и микрофункциональную перестройку структур организма. Недостаточная двигательная активность способствует формированию функциональных систем организма с пониженными резервными возможностями. Изменения, которые происходят в растущем организме, - это своего рода адаптационная перестройка систем. Гиподинамия способствует не только снижению энергетических запасов и падению скорости синтеза АТФ за счет ослабления процессов окислительного фосфорилирования, но и делает организм неспособным противостоять любому повреждающему фактору (Беляев Н.Г., 1999).

Необходимо учесть, что дети большую часть своего времени проводят в школе, поэтому и основная профилактика недостатка двигательной активности должна реализовываться через средства физической культуры в режиме учебного дня. Именно физическая нагрузка в  нормативных для  каждого возраста  пределах  является фактором, обладающим защитными действиями против различного  рода  неблагоприятных влияний (Антропова М.В., 1993).  В связи  с этим, укрепление здоровья занимающихся включено в число основных функций, возлагаемых на физическое воспитание.  Задача, стоящая перед педагогами, заключается  в том, чтобы обеспечить как  можно большему числу детей, а в идеале - всем, возможности для укрепления здоровья средствами физической культуры (Нилуашев С., 1993).

1.3.6. Знания, как неотделимый компонент формирования ЗОЖ

В последние время большинство ученых, работающих в области ЗОЖ выделяют в основополагающий компонент формирования ЗОЖ специальные знания, психологические установки и мотивации, корорые являются стержнем личной физической культуры (Решетнева Г.А., Лубышева Л.И., 2002, Дуркин П.К., Лебедева М.П., 2002, Лукьяненко В.П., 2001 и др.).

Личная физическая культура – это часть культуры личности, основу специфического содержания которой составляет рациональной использование человеком одного или нескольких видов физкультурной деятельности в качестве фактора оптимизации своего физического и духовного состояния (Дуркин П.К., Лебедева М.П., 2000, Лубышева Л.И., 1992). То есть личная физическая культура воспитывается и проявляется в физкультурно-спортивной деятельности (Леоньтьев  А.М., 1975, Лотоненко А.В., Стеблецов Е.А., 1997, Лубышева Л.А., 1992).

Естественно когда ребенку задаются просто нормативы, это не является для него деятельностью, потому что ее стержнем служит потребностно-мотивационный компонент. Потребности же в движении, физическом совершенствовании, сохранении и укреплении здоровья основываются на специальных знаниях о положительном влиянии движения на эти составляющие. Знания  - вот психологическая основа мотивации занятий физической культурой и спортом (Дуркин К.П., 1995). 

Мотивацию следует различать как внутреннюю, так и внешнюю – по отношению к ребенку, школьнику, студенту и человеку вообще (Дуркин П.К., Лебедева М.П., 2002). Активный интерес к занятиям физической культурой и спортом формируется в результате внутренней мотивации, которая формируется тогда, когда внешние мотивы и цели соответствуют возможностям занимающегося, и когда он понимает субъективную ответственность за их реализацию (Бальсевич В.К., 1981, Дуркин П.К., Лебедева М.П., 2000, Лубышева Л.И.,  1996). При этом успешная реализация таких целей и мотивов вызывает у школьника желание заниматься, а, следовательно, формирует внутреннюю мотивацию и интерес.  Появление этих мотиваций позволяет школьнику включаться в процесс познания и формирования у него индивидуальной философии здоровья  (Решетнева Г.А., Лубышева Л.И., 2002). По данным Лукьяненко В.П. (2000), Трещева О.Л. (2001) Абаскалова Н.П. (2000), Соловьев Г.М., Прокопенко Т.И. (2001) в формировании индивидуальной философии здоровья  можно выделить следующие основные знания:

§  о влиянии наследственности на индивидуальном развитии человека;

§  о роли семейного воспитания и уклада на формирование образа жизни будущего поколения;

§  о целенаправленном   применении  разнообразных форм физической культуры;

§  о целенаправленном освоении гигиенических навыков и навыков охраны здоровья;

§  об использовании естественных природных факторов в укреплении здоровья (закаливание) и цивилизованное отношение к природе;

-   активная пропаганде  по внедрению ЗОЖ в жизнь каждого человека и общества.

Именно этот образовательный компонент, на наш взгляд, и лежит в основе обучения, привития  и формирования у подрастающего поколения основных принципов, форм и факторов ЗОЖ.

1.4. Роль физических упражнений в формировании ЗОЖ и укреплении здоровья школьников

Значительная роль физических упражнений в сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения, поддержании высокого уровня работоспособности доказана многочисленными исследования  (Агаджанян А.Н., 1989, Амосов Н.М., 1987, Матвеев 1991, Мотылянская Р.Е., 1990, Лукьяненко В.П., 2001, Гневушев В.В., 2000 и др.), которые свидетельствуют, что оптимальная физическая нагрузка в сочетании с рациональным питанием и образом жизни является наиболее эффективной в преодолении «коронарной эпидемии», предупреждении многих заболеваний и увеличении продолжительности жизни (Холодов Ж.К., Кузнецов В.С, 2000).

Физические упражнения  благоприятно воздействует  на рецептивные, мнемические и интеллектуальные процессы. Ритмические движения тренируют пирамидную и экстаполярную системы. Дети, школьного возраста, имеющие большой объем движений в течение дня, характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями функционального состояния центральной нервной системы, экономичной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем, более высокими адаптационными возможностями организма, низкой подверженностью простудным заболеваниям (Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А., 1990, Солодков А.С., Симоненко Н.П., Чусляева Е.Е., 1997, Солодков А.С.,  Есина Е.М., 2002).

Генетическая потребность в различном уровне движений заложена в каждом ребенке с первых дней жизни и  зависит от типологических особенностей нервной системы ребенка. При этом по данным Минздрава СССР (1986), оптимальное физическое развитие и функциональное состояние достигается при занятиях физическими упражнениями не менее 2 – 2,5 часов в день (Демидова Е.В., 1988).

Наряду с эти в современной литературе накоплен огромный материал о негативном воздействии интенсивных физических нагрузок на растущий организм. Исследования показывают, что интенсивные занятия спортом в раннем возрасте приводят к хроническим заболеваниям суставов, лордозам и кифозам, раннему закрытию зон роста (Сухарев А.Г. 1991, Никитюк Б.А. 1989).

С учетом вышесказанного, следует отметить, что занятия физическими упражнениями необходимо дозировать с учетом индивидуальной чувствительности организма к ней,  суточной  и сезонной ритмики,  возрастных особенностей, а также климатогеографических  и социальных факторов (С.Б. Тихвинский, И. М. Воронцова, 1991). Во время выполнения физических  упражнений значительно повышается уровень возбуждения двигательных зон центральной нервной системы. Возникшие в них очаги возбуждения  способствуют угасанию тех механизмов, которые  являются причиной  патологического процесса. Иначе говоря, болезненный очаг, как бы  блокируется, и нарушенные  функции в результате нормализуются.  Работа мышц способствует улучшению обменных процессов, деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышению защитных реакций (Гриненко М.Ф., 1991).

Достижение и поддержание  высокого уровня здоровья средствами физической культуры  возможно лишь при условии использования всего многообразия  различных видов упражнений и правильном их дозировании. Укрепить здоровье с помощью физических упражнений можно, только зная, что, как и сколько надо делать. Именно этих знаний многим более всего и не хватает.

Прежде всего следует помнить, что использование физических нагрузок не должно рассматриваться  как временная компания, определённый курс лечения,  а как постоянный жизненный фактор (Лукьяненко В.П., 2001).

Существует и другая крайность. Многие считают, что чем больше занимаешься, тем полезнее для здоровья и, что особенно полезны те упражнения, которые сопровождаются большими нагрузками (культуризм, марафонский бег и т.п.) (Лукьяненко В.П., 2001).

В действительности же  не существует линейной зависимости между величиной  нагрузки и её положительным влиянием на состояние здоровья. По мнению профессора Я.С. Вайнбаума, оптимальный эффект достигается только при определённых величинах нагрузки, диапазон которых в общем-то невелик, и в очень большой степени индивидуален. Снижение нагрузки ниже этого диапазона вызывает не пропорционально резкое снижение  оздоровительного эффекта. Повышение нагрузки выше верхней границы оптимальности не приводит к столь же значительному улучшению показателей здоровья, и более того,  может оказать отрицательное воздействие на его состояние (Дубровский В.П., 1998).

Следует иметь ввиду,  что диапазон оптимальности нагрузок в значительной мере индивидуален. Ответная реакция организма на одни и те же нагрузки у разных людей может быть  различна в зависимости от уровня физической подготовленности, возраста, пола и др.

Считается, что 3-5 разовые занятия в неделю (из них 2-3 на природе) с использованием дыхательной гимнастики, ходьбы, бега, ходьбы на лыжах и других упражнений с циклическим характером движений наиболее эффективно влияют на полное восстановление нарушенных функций организма и имеют общеукрепляющее свойства (Соловьев М.Г., 1999).

          Исследованиями установлено, что для значительных сдвигов в физической подготовленности, более эффективного, устойчивого влияния упражнений на развитие силы, быстроты, гибкости и других жизненно важных для человека качеств  двухразовых занятий в неделю совершенно не достаточно. Школьнику  должна быть привита любовь самостоятельно дополнительно, систематически работать над своим физическим развитием от одного до двух раз в неделю, а также желание и упорство неукоснительно выполнять ежедневную утреннюю гимнастику, а так же желательно закаливание. Лишь в этом случае происходит значительное улучшение его здоровья и физического состояния, даже если в начальной стадии имелись нарушения жизненных функций и заболевания (Макаров В.В., 2001).

 При этом хочется отметить, что высокая оздоровительная эффективность рационального дозирования физических нагрузок особенно проявляется у школьников с недостаточным уровнем развития физических качеств (Лукьяненко В.П., 2001). 

Необходимо всегда помнить, что для решения оздоровительных задач в практике школьной физической культуры  главным является  не повышение уровня подготовленности и без того физически сильных школьников, тем более, что здоровья им это не прибавит, а подтягивание до необходимого уровня ребят с низкими показателями здоровья и развития физических качеств. Это позволит укрепить их здоровье, повысить работоспособность и успеваемость, предупредить заболеваемость. Такое отношение должно рассматриваться в качестве главного критерия  постановки физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательной школе.


ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Организация исследования

Весь экспериментальный материал, включенный  в квалификационную работу был получен на базе Ставропольского лицея № 17. В исследования приняли участие учащиеся 7 «А» класса. Эксперимент проводился в  марте 2003 года. В нем приняли участие 26 практически здоровых  испытуемых (17 мальчик и 9 девочек). В предварительной беседе с участниками эксперимента было получено их добровольное согласие.

Было проведено анонимное анкетирование с целью выявления индивидуального образа жизни учащихся и их отношения к своему здоровью. Состав вопросов анкеты приведен в подразделе 2.2.2

Для определения влияния физической нагрузки на организм испытуемых мы провели исследование реакции пульса учащихся на 20 приседаний, методика проведения эксперимента представлена в подразделе 2.2.3.

2.2. Методы исследования

Выбор методов исследования определяется,  прежде всего,     конкретными задачами научной работы.    Решение некоторых проблем    физического воспитания требует использования в комплексе с педагогическими и физиологических  методов исследования.

2.2.1. Анализ литературных источников

Метод предполагал изучение литературных источников, их описание и систематизацию по проблеме исследования. Главной задачей анализа литературных источников является определение того, что ранее сделано другими исследователями по теме, поставленной для разработки. Изучение основных компонентов формирования здорового образа жизни и влияние на укрепление здоровья школьников физических упражнений было основной цель данной работы. По итогам изучения специальной научной литературы и документальных источников был сформирован основной материал для аналитического обзора состояния исследуемой проблемы.

2.2.2. Анкетирование

Анкетирование проводилось с целью определения индивидуального стиля жизни учащихся и их отношения к формированию и приобретению основ здорового образа жизни (см. приложение 1).

Оценка индивидуального образа жизни и отношения к своему здоровью проводилась по 4 балльной шкале. Использование шкалы с 3 ответами, которым присваиваются баллы от 4 до 0 широко распространенный в социальных исследованиях прием. При анализе анкеты за каждый ответ  а, присуждалось 4 балла, за б – 2 балла и за с – 0.

42 балла и выше  – высокий уровень, на котором сформированы все компоненты личностной культуры бережного отношения к своему здоровью, зрелость и активность механизмов сохранения и укрепления здоровья, определен общий смысл жизни, взаимоотношений, реализуются компоненты здорового образа жизни.

 41 – 31 балл – средний уровень, на котором заметны проявления одних компонентов формирования здорового образа жизни  и недостаточная сформированность других, недостаточная активность механизмов сохранения и укрепления своего здоровья, недостаточная адаптация к условиям окружающей среды, неустойчивая работоспособность.

30 – ниже – низкий уровень, на котором проявляется отсутствие отдельных компонентов формирования здорового образа жизни, потребности в их формировании и совершенствовании, отсутствие заботы о сохранении и укреплении своего здоровья, низкий уровень адаптации к условиям окружающей среды, низкая работоспособность, наличие болезней

2.2.3. Определение адаптационных возможностей организма к физическим нагрузкам

Проба с приседаниями.         Оценку реакции пульса на физическую нагрузку можно провести методом сопоставления данных частоты сердечных сокращений в покое, и после нагрузки, то есть определить процент учащения пульса.

Методика: Подсчитать пульс в покое. В медленном темпе сделать 20 приседаний, поднимая руки вперед, сохраняя туловище прямым. После приседаний снова подсчитать пульс.

Частоту сердечных сокращений в покое принимают за 100%, разницу в частоте до и после нагрузки - за Х. Например, пульс до нагрузки за 10 с был равен 12 (ударам (100%), а после выполнения нагрузки за 10 с на 1-й минуте восстановления – 20 ударам.  Сопоставляется пропорция и рассчитывается процент учащения пульса Х по формуле:

         (20-12) х 100%

Х =             12             = 67 %.

Увеличение пульса после нагрузки на 25 % и менее считается отличным, на 25-50 % – хорошим, на 50-75 % – удовлетворительным и свыше 75 % - плохим. Удовлетворительные и плохие оценки свидетельствуют о том, что сердце совершенно не тренировано.


ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Формирование основ здорового образа жизни с малых лет, бережное отношение к своему здоровью на протяжение всей жизни является основой существования человека. Только здоровый человек может плодотворно трудится, и приносить пользу обществу.

Резкое ухудшение здоровья учащихся во многом определяется нервозной средой обитания, дисгармонией между умственными и физическими нагрузками на организм учащихся в современном учебно-воспитательном процессе.  По данным Гущиной С.В. (2002) каждый выпускник школы имеет 2 или 3 заболевания, которые зачастую хронические. Лишь 10 % детей, получивших среднее образование могут считаться практически здоровыми. При этом с каждым годом объем преподаваемых знаний увеличивается. Однако нормам и навыкам здорового образа жизни в школах по прежнему уделяется мало внимания. Это подтверждают и результаты проведенного нами исследования.

Так при анализе анкеты  мы установили, что у 57 % испытуемых был установлен средний уровень оценки здорового образа жизни (таблица 1).   Он указывает на то, что данная группа школьников, знакома с основами здорового образа жизни, но не всегда их придерживается в своей жизнедеятельности.

Таблица 1

Среднестатистические результаты оценки здорового образа жизни учащихся общеобразовательной школы.

показатели Уровни оценки ЗОЖ
Высокий Средний Низкий
12 % 57 % 31 %

При этом низкий уровень оценки здорового образа жизни наблюдался у 31 % испытуемых, и только 12 %  школьников придерживаются основ здорового образа жизни в процессе своего развития. Это обстоятельство, возможно, указывает на то, что у испытуемых заложены стереотипы поведения нездорового стиля жизни, а следовательно и недостаточно серьезного отношения к своему здоровью, к его сохранению и укреплению.   При этом, несмотря на то, что 42 % опрошенных школьников регулярно занимаются спортом и посещают спортивные секции, только 19 % постоянно делают зарядку. Несмотря на низкий процент хронических заболеваний  19 % (5 человек), регулярно обращаются к врачу 62 % обследованных учащихся. При этом затрудняются ответить на вопрос о том, страдают хроническими заболеваниями или нет  23  % семиклассников. Отношение у уроку физической культуры и желание посещать его установлено у 65 %, при этом вообще не желают посещать этот урок 12 % опрошенных. Необходимо отметить, что 35 % школьников 7 класса употребляют спиртные напитки и 16 % курят табачные изделия. Эти данные свидетельствуют о том, что среди учащихся 7 класса имеется большой процент школьников ведущих нездоровый образ жизни. Полученные данные в результате анкетирования подтверждаются показателями функциональной пробы (таблица 2).

Таблица 2

Среднестатистические результаты оценки адаптационных возможностей школьников.

Процентное соотношение ЧСС до и после нагрузки Уровни тренированности сердечно-сосудистой системы
высокий средний удовлетворит. неудовлетвор.
19 % 42 % 27 % 12 %

 

Как видно из таблицы 2 всего 19 % испытуемых высокую степень адаптации к физическим нагрузкам. При этом у 39 % школьников наблюдаются нарушения тренировочного процесса, что может служить показателем наличия у них различного рода заболеваний.

 Результаты нашего исследования подтверждают мнения современных авторов о  том, что в современном обществе наблюдается тенденция потери здоровья школьников (Гущина С.В., 2002, Бадалов О.Ю., Козловский И.З., Бахтинов О.П., 2002). Учебно-воспитательный процесс с большим объемом нагрузки, особенно в области сенсорного и умственного развития неблагоприятно сказывается на состоянии здоровья детей. При этом отмечается некоторая диспропорция между увеличением умственной нагрузки, которую ребенок получает в результате большого потока информации, и недостаточной двигательной активностью школьников (Солодков А.С., Есина Е.М., 1999).  Влиянии школьной гиподинамии на  детей всех возрастных групп способствует увеличению числа заболеваний, снижению порога иммунобиологического барьера, росту простудных заболеваний и тем самым снижению качества образования.

Поэтому первостепенная задача, стоящая перед учителями физической культуры и  педагогами, заключается  в том, чтобы обеспечить как  можно большему числу детей, а в идеале - всем, возможности для укрепления здоровья средствами физической культуры (Нилуашев С.,1993).


ВЫВОДЫ

1.   Результаты нашего исследования подтверждают мнения современных авторов о  том, что изучение  особенностей формирования основ здорового образа жизни в современном учебно-воспитательном процессе важны и актуальны в связи с потерей здоровья учащихся во время обучения в школе.

2.   Одно из ведущих мест в формировании здорового стиля жизни школьников среднего возраста играют потребностно-мотивационная сфера, позволяющая ему включаться в процесс познания и формирования индивидуальной философии здоровья.

3.   Наши исследования позволили установить, что занятия физическими упражнениями благоприятно влияют на сохранение и укрепление здоровья. Данные о низкой заинтересованности учащихся  в занятиях физической культурой и спортом подтверждаются средними (42 %) адаптационными возможностями большинства школьников.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Абаскалова Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе "школа-вуз": Автореф. докт. дис. Барнаул, 2000. - 48 с.

1.   Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. – М.: ФК и С., 1985. – 176с.

2.    Айзман Р.И. с соавт. Валеология: учебная программа для общеобразовательных школ. - Новосибирск: НГПУ, 1996. - 19 с.

3.   Амосов Н.М. Раздумье о здоровье. - М.: ФиС, 1987 .- 63с.

4.   Андрейченко Л.А. Философия. Ставрополь, 2000.

5.   Антропова М.В. Что надо знать о двигательной активности и закаливании детей. //Физическая культура в школе. – 1993, № 3. – 28 – 36с.

6.   Баладанов О.Ю., Козловский И.З., Бахтинов О.П. Актуальные проблемы сохранения, укрепления  и приумножения здоровья школьников. // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. – с. 172 – 174.

7.   Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность //Теор. и практ. физ. культ., 1995, № 4, с. 2-7.

8.   Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Ценности физической культуры  в здоровом стиле жизни // теория и практика физической культуры. 1994, № 4. – с. 3 –5.

9.   Беляев Н.Г. Возрастная физиология. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. –   103с.

10.       Беляев Н.Г., Суворов О.В. Характеристика физического развития современных школьников. // Актуальные проблемы развития физической культуры в современных условиях: Материалы научно-практической конференции. – Ставрополь: изд-во СГУ, 1998. – с. 30 – 31.

11.       Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. - Л.: Наука, - 1987. - 125с.

12.        Валеология: Программа для учащихся 1-11-х классов общеобразовательных школ /Под общ. ред. О.Л. Трещевой. Омск, 1999. - 70 с.

13.       Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. – М.: Мысль, 1990. – 288 с.

14.        Виноградов П.А., Моченов В.П. Новый этап в развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди учащейся молодежи //Теор. и практ. физ.культ., 1998, № 7, с. 24-26, 39-40.

15.       Волков Н.И. Двигательная активность и рациональное питание школьников. // Теория и практика физической культуры. – 2001, № 8. – с. 9 – 12.

16.       Гневушев В.В., Сивакова Н.Н., Забельский С.Ю., Краснов Ю.П. Система биоэкономической психомоторной оздоровительной физической культуры. – Ставрополь: Изд-во СГМА, 2002. – 31 с.

17.       Гундаров И.А., Киселев Н.В., Копина О.С. Медико-социальные проблемы формирования ЗОЖ, 1989. – 30с.

18.       Гущина С.В. Состояние здоровья учащихся общеобразовательных учреждений РФ (школы, лицеи, колледжи). // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. – с.177 – 179.

19.       Дубровский В.И. Валеология здорового образа жизни. – М.: Флинта; Retorika., 1999. – с.1-35.

20.       Дуркин П.К., Лебедева М.П. К решению проблемы формирования здорового образа жизни населения России. //Теория и практика физической культуры – 2002, № 8. – с. 2 – 5.

21.       Жулина Г.В. К проблеме здоровья и здорового образа жизни человека. // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. – с. 179 – 181.

22.       Зусманович Ф.Н. Валеология: Учеб. пос. Курган,1998. - 56 c.

23.       Иванов К.П., Кисляков Ю.Я. Энергетические потребности и кислородное обеспечение головного мозга. - Л.: Наука, 1979. - 215 с.

24.       Кардашенко В.Н. Некоторые вопросы гигиены детей и подростков в связи с научно-техническим прогрессом // Гигиена и санитария. – 1973, №3. С. 66-68.

25.       Колгушкин А.Н., Короткова Л.И. Лекарство от простуды. – М.: Знание, 1989. – 76с.

26.       Колчинская А.З. Кислород. Физическое состояние. Работоспособность. - Киев: Наукова думка, 1991. - 208 с.

27.       Конышев В.А. Питание и регулирующие системы организма. - М.: Медицина, 1985. - 224 с.

28.       Коростелев Н.Б. слагаемые здоровья. – М.: Знание, 1990. – 120с.

29.       Лаптев А.П., Полиевский С.А. Гигиена. – М.: ФкиС, 1990. – 94 с.

30.       Лопотенко А.В., Тстеблецов Е.А., физическая культура иее видыв реальных потребностях молодежи. // теория и практика физической культуры. – 1997, № 6. – с. 26.

31.        Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М: ГЦОЛИФК, 1992. - 120 с.

32.       Магомедов А. История философии. Ставрополь, 2000. – с.453 – 642.

33.       Мак-Ильвейн Г. Биохимия и центральная нервная система. - М.: Изд. иностр. лит., 1962. - 420 с.

34.       Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней . – М.: Академия, 2001. – 320с.

35.       Марьясис Е.Д., Ахвердова А.Г. – Уроки семейной физни. – Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 1987. – 49с.

36.       Мотылянская Р.Э., Каплан Э.Я. Двигательная активность – важное условие здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры, 1980, № 1, с. 14 – 24.

37.       Муровов И.В. Проблемы геронтологии и гериатрии в ортопедии и травматологии. – Киев: Здоровье, 1986. – 102с.

38.       Нестерин М.Ф., Конышев В.А. Роль волокон пищи в гомеостатических регуляциях организма //Физиология человека. 1980, т. 6, № 3, с. 531-542.

39.       Никитюк Б.А. Акселерация развития (причины, механизмы, проявления и последствия) // Итоги науки и техники. Серия Антропология.  – М.: АМН СССР, 1989. – Т. 3. – с. 5 – 76.

40.       Нилуашев С. Физической воспитание и здоровье // Физическая культура в школе. – 1993. - №3. – С. –2-4.

41.        Павлова И.В. Совершенствование валеологического образования студентов физкультурного вуза: Автореф. канд. дис. Омск, 1999. - 20 с.

42.       Соловьев Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры. - Ставрополь, СГУ, 1998. - 111с.

43.       Соловьев Г.М., Прокопенко Т.И. Центры здоровья как организационно-педагогических фактор и условие формирования здорового образа жизни студентов. // Теория и практика физической культуры . – 1999, № 4. – с.21 – 25.

44.       Солодков А.С. Есина Е.М. Физическое и функциональное развитие детей дошкольного возраста Санкт-Петербурга. // Физическая культура: воспитание, оьразование тренировка. – 1999, № 1 – 2 , с. 12 – 15.

45.       Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М.: Медицина, 1991. - 270 с.

46.       Терещева О.Л. Програмно-методические основы обучения ЗОЖ учащихся общеобразовательной школы. // Теория и практика физической культуры. – 2001, № 2. – с. 8 – 12.

47.       Тихвинский С.Б., Хрущев С.В. Детская спортивная медицина. – Руководство для врачей. – 2-е изд. – М.: Медицина, 1991. – 560с.

48.        Трещева О.Л. Валеология: факультативный курс для 1-го класса: Учебное пособие. Омск, 1997. - 31 с.

49.       Трещева О.Л. К вопросу системного обоснования индивидуального здоровья и его компонентов //Здоровье и образование: Матер. Междунар. конгресса валеологов. - СПб, 1999, с. 176-177.

50.       Трещева О.Л. Системная организация валеологического образования школьников //Теор. и практ. физ. культ., 1997, № 8, с. 8-11.

51.       Хасин Л.А., Громыко В.В., Рафалович А.Б. Тест для определения уровня физической подготовленности учащихся 7-17 лет. Малаховка, 1999. - 73с.

52.       Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология  и школьная гигиена: Учебн. пос. для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1990. – 320с.

53.       Худолеева О.В. Главная забота школы // Физическая культура в школе. – 1997. - №5. –С. 12-15.

54.       Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья. - Новосибирск: Наука, 1989. - 136 с.


Приложение 1

Анкета  «Будем здоровы!»

Уважаемый участник! Перед Вами лежит анкета, позволяющая определить твое отношение формированию здорового образа жизни, установить индивидуальный стиль твоей жизни. Вам будет предложено три варианта ответа на поставленный вопрос, касающийся вашего стиля жизни. Вам необходимо выбрать один ответ, который наиболее полно отражает ваш образ жизни. Долго не задумываетесь, здесь нет правильных и неправильных ответов.

1)   Как известно, нормальный режим питания это плотный завтрак, обед из трех блюд, полдник и скромный ужин. А какой режим питания у вас?

a)   Именно такой и вы едите много фруктов и овощей;

b)   Иногда бывает, что вы обходитесь без завтрака или обеда;

c)   Вы вообще не придерживаетесь какого-либо режима.

2)   Регулярно ли вы делаете зарядку?

a)   Да, это для меня необходимость;

b)   Иногда делаю;

c)   Нет, не делаю вовсе.

3)   Часто ли вы с родителями используете выходные дни для активного отдыха (походов и занятий спортом)?

a)   Регулярно (как минимум два раза в месяц);

b)   Иногда (2 – 3 раза в пол года);

c)   Никогда или очень редко.

4)   Хорошо ли вы спите?

a)   Да, я почти никогда не просыпаюсь ночью;

b)   Не всегда, бывает я часто просыпаюсь;

c)   Просыпаюсь почти каждую ночь.

5)   Часто ли вы болеете?

a)   Очень редко (не чаще 1 раза в год);

b)   Болею 3 – 4 раза в год;

c)   Болею очень часто (чаще 5 раз в год).

6)   Страдаете ли вы хроническими заболеваниями?

a)   Нет;

b)   Затрудняюсь ответить;

c)   Да.

7) Соблюдаете ли вы правильный режим дня?

a)   Да, стараюсь всегда его соблюдать;

b)   Пытаюсь придерживаться, но не всегда получается;

c)   Нет, я никогда не соблюдаю режим дня.

8)   Часто ли вы устаете после уроков?

a)   Почти никогда не устаю;

b)   Иногда устаю очень сильно;

c)   Да, почти всегда сильно устаю.

9)   Доставляет ли вам удовольствие урок физической культуры в школе?

a)   Да, вы всегда ходите на него с удовольствием;

b)   Он вас, в общем-то, устраивает;

c)   Вы ходите на него без особой охоты.

10)      Занимаетесь ли вы каким-либо видом спорта?

a)   Да, я регулярно посещаю спортивную секцию;

b)   Периодически посещаю спортивные секции;

c)   Нет, я вообще не увлекаюсь спортом.

11)      Курите ли вы?

a)   Нет, я никогда не пробовал;

b)   Да, но лишь изредка;

c)   Да, курю постоянно.

12)      Употребляете ли вы спиртное?

a)   Нет, даже пиво;

b)   Иногда бывает;

c)   Выпиваю довольно часто.

13)      Пьете ли вы кофе?

a)   Очень редко, в основном предпочитаю чай;

b)   Пью не больше одной чашки в день;

c)   Пью его очень много.

Анонимность диагностики гарантирована.

Благодарим за участие!


Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.