рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Медико-социальная работа с лицами, страдающими наркозависимостью

Изучение литературных данных о международном опыте организации медико-социальной работы в сфере наркологии и анализ практической деятельности различных организационных форм такой работы позволяют определить принципы построения ее базовой системной организационно-функциональной концепции (модели).

Концепция (модель) может быть представлена в реально-прагматическом ее варианте, учитывающем конкретные современные социально-экономические условия, а также особенностям организационной и финансовой ситуации в сферах здравоохранения и социальной защиты населения, их государственных, общественных и частных структур. Не менее важна адекватность этой среды в регионе и комплексу специфических особенностей национального менталитета в его отношении к проблемам потребления алкоголя и наркотиков, бытового пьянства и алкоголизма как болезни; выявления, лечения и социального статуса больных, обращения за социальной и медицинской помощью.

Модель может быть представлена в идеально-прогностическом варианте, рассчитанном на усвоение в полном объеме зарубежного опыта и учитывающем наиболее значительные показатели вероятностного прогноза развития как в целом общественной ситуации в стране, так и в ситуации наркологической.

В современной практике медико-социальной работы в наркологии выделяются следующие основные виды социальных программ в сфере наркологии.

Первая категория (вид) – профилактические программы направлены на предупреждение вовлечения в пробы и потребление алкоголя и (или) наркотиков, а также в злоупотреблении ими, - и более широко нацеленные на превенцию любых форм отклоняющегося поведения, включая аддиктивные болезни и те или иные состояния зависимости. Здесь мишенями целенаправленного воздействия будут в основном контингенты детей и подростков – как в целом, так и те составляющие их группы, в которых риск приобщения к приему ПАВ особенно велик. Выделяя группы риска, мы имеем в виду детей, у которых отягощена, особенно в наркологическом плане, наследственность; которые воспитываются в семьях с наличием лиц, злоупотребляющих алкоголем или больных алкоголизмом или наркоманией; которые отягощены в органическом, личностном, поведенческом плане, в том числе интеллектуально недостаточные или (и) дефицитарные в плане своевременного личностного и социального развития, угрожающие в отношении формирования патохарактерологической, психопатической структуры личности. Работа здесь ведется в учебных заведениях, специализированных учреждениях и т.д. [24].

К числу групп повышенного риска относятся и различные молодежные и взрослые контингенты – находящиеся в ситуациях социального напряжения, тех или иных общественных кризисов или природных катастроф (бедные слои населения, безработные, инвалиды, жертвы войн, этнических и социальных конфликтов, финансовых крахов; вынужденные и добровольные мигранты; члены криминальных групп и сообществ; пострадавшие вследствие землетрясений, пожаров, наводнений и т.п.; асоциальные элементы, маргиналы и др.).

Вторая категория (вид) программ социальной помощи в сфере наркологической проблематики – это лечебные программы. Сюда входят программы, ставящие своей целью максимально раннее выявление и направление на лечение больных с той или иной наркологической нозологией. Центральное место в этой группе занимают собственно терапевтические программы, решающие задачи оказания больным лечебной помощи, удержания их в режиме трезвости или отказа от приема наркотиков (т.е. в ремиссии), проведения мер вторичной и третичной профилактики – восстановление физического (сомато-неврологического), личностного (психического) и, прежде всего, социального статуса больных. Не менее важны здесь программы, в рамках которых осуществляется социально-психологическая помощь членам семей и близким (детям, родителям) пациентов, корригируется их личностный, семейный, трудовой статус. К этой же категории форм социальной работы в сфере наркологической помощи относятся программы «помощи (лицам с наркологическими проблемами) на рабочих местах» - непосредственно на предприятиях, в учреждениях, организациях и т.п. [28].

В третью категорию (вид) специализированных социальных программ в области наркологии, неразрывно связанных с терапевтическими программами, входят программы по реабилитации, реадаптации, ресоциализации наркологических больных. В рамках этих программ по возможности эффективно преодолеваются разрывы и противоречия между личностью и обществом. Бывший больной вновь интегрируется в макро- и микросоциум – максимально адекватно его индивидуальным особенностям, склонностям, возможностям, а также с учетом реалий его семейного и трудового модуса, данной общины, социально-экономической ситуации в ней.

Специфика медико-социального статуса различных контингентов клиентов с проблемами наркологического профиля диктует необходимость дифференцированного подхода при составлении конкретных программ медико-социальной работы. Проведенное исследование позволило выделить в структуре всего контингента следующие качественно своеобразные группы и определить соответствующие оптимальные и наиболее эффективные формы медико-социальной работы с каждой из групп [12].

В первую группу вошли инвалиды. Причем особенность инвалидизации заключается в том, что инвалидность в подавляющем большинстве случаев устанавливалась не по основному заболеванию наркологического профиля, а по его осложнениям и сопутствующим заболеваниям. Это связано с тем, что до настоящего времени не разработаны критерии определения тяжести зависимости от ПАВ.

Вторую группу составили больные с заболеваниями наркологического профиля с выраженными социальными проблемами. Выраженность социальных проблем у данного контингента объяснялась либо тяжестью и высоким темпом прогредиентности течения основного заболевания, либо неблагоприятными особенностями конституционного психического склада, либо негативной жизненной ситуацией и негативным окружением, на фоне которого протекало основное заболевание.

В третью группу включены длительно и тяжело болеющие пациенты, медико-социальная работа с которыми отличается значительным своеобразием.

В качестве отдельных групп выделены также: больные с заболеваниями наркологического профиля без существенной отягощенности соматической патологией и социальными проблемами (четвертая группа); члены семей больных наркологического профиля (пятая группа); лица, принадлежащие группам повышенного риска развития наркологических заболеваний (шестая группа); население в целом (седьмая группа) [13].

Таким образом, медико-социальная работа в наркологии ориентирована на организационную базу и сложившуюся структуру наркологической службы, поэтому она развивается с учетом реальной ситуации в здравоохранении.


2.4 Кадровое обеспечение медико-социальной работы в наркологии

Обеспечить эффективный подход в решении медицинских и социальных проблем на междисциплинарном уровне можно специалистами, имеющими профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг. В медицинских вузах Российских Федераций открываются факультеты и отделения социальной работы, формируется медико-социальное направление образовательной деятельности, что позволит обеспечить подготовку кадров с высшим профессиональным образованием.

В настоящее время в рамках специальности «Социальная работа» определены специализации, которые позволят обеспечить профессиональное ведение медико-социальной работы. К ним, в частности, относятся «медико-социальная работа с населением» и «социальная работа в здравоохранении». В рамках перечисленных специализаций может вестись профессиональная подготовка дипломированных специалистов и для медико-социальной работы в наркологии.

В соответствии с программой их подготовки значительный объем времени отведен на изучение дисциплин и курсов специализации. Среди них: основы патологии органов и систем человека, социально-гигиенические системы здоровья, медико-генетическое консультирование, организация лечебно-профилактической и медико-социальной помощи населению, правовые основы медико-социальной помощи, основы психического здоровья и психопатологии, основы реабилитации инвалидов, социальная работа в психиатрии, наркологии, онкологии, биомедицинская этика и другое.

Поскольку, в конечном счете, обучение врача и медико-социального работника имеет общее целеполагание, вполне обоснованно решение организации факультетов медико-социальных работников в медицинских академиях и университетах. В подтверждение последнего тезиса имеются и другие весомые аргументы. В частности, серьезными доводами могут являться общность морально-этических основ медицины и медико-социальной работы и их воспитание в процессе образования, необходимость получения будущими специалистами по медико-социальной работе необходимого объема медицинских знаний.

В концепции подготовки медико-социального работника заложена идея о том, что медико-социальная работа – деятельность по изменению условий жизни человека, который является не только объектом, но и субъектом этого процесса, посильно участвуя в рациональном изменении своих жизненных условий. Это положение актуально в контексте изменения социальной политики в сторону преобладания тенденций на снижение патерналистской направленности государства в вопросе поддержания общественного здоровья граждан [11].

Нам представляется, что в вопросе формирования концепции обучения медико-социальных работников чрезвычайно важную роль играет региональная специфика, которая оказывает определяющее влияние не только на содержательную сторону образовательного процесса, но и общеметодические и философские его аспекты. Социально-экономические, демографические, этнические, культурные, экологические особенности северо-европейского региона, во многом несущие элемент экстремальности, существенно меняют социальную ситуацию и предполагают использовать особых подходов и принятие нестандартных решений в деле поддержания общественного здоровья населения.

Специалисты по медико-социальной работе в наркологии имеют широкое поле деятельности, их деятельность осуществляется поэтапно [13].

На условном домедицинском этапе они участвуют в программах первичной профилактики зависимости от ПАВ как в организованных, так и в неорганизованных контингентах; выявляют лиц, входящих в группы риска, и работают с ними; содействуют в привлечении к лечению лиц, нуждающихся в нем, устанавливают контакт с семьями таких лиц, оказывают им консультативную помощь и иную поддержку.

На условном медицинском этапе, когда клиенты оказываются в сфере деятельности медицинских работников, специалисты по социальной работе тесно взаимодействуют с медицинским персоналом. Они принимают участие в специальных тренингах, способствующих ранней реадаптации и реабилитации пациентов с зависимостью от ПАВ, организуют семейные группы и участвуют в семейной психотерапии, вместе с клиентами ищут пути решения накопившихся социальных проблем.

На условном послемедицинском этапе социальные работники участвуют в дифференцированных программах реабилитации и реинтеграции пациентов, профилактики временной нетрудоспособности и инвалидности. Дифференцированная направленность – одно из важнейших положений медико-социальной работы в наркологии. Так, качественно отличаются: формы и методы профилактической медико-социальной работы, направленной на предупреждение возникновения наркологических проблем; формы и методы медико-социальной работы с лицами, имеющими проблемы наркологического профиля (но не больными) и с их окружением; формы и методы медико-социальной работы с больными алкоголизмом и наркоманиями и их микросредой. В отношении последнего контингента можно констатировать намечающийся переход от медицинской (медико- и нозоцентрической) модели помощи к полипрофессиональной (полицентрической) модели. Все большее развитие получают комплексные модели работы с опорой на психотерапевтические и социотерапевтические методы, ориентированные на компенсацию, адаптацию и интеграцию клиентов в нормальный социум, повышение уровня их социальной компетенции.

Таким образом, на основании вышесказанного можно обозначить перспективы медико-социальной работы в наркологии [12].

1) Для социальных работников в области наркологии необходимо определить максимально полный набор требуемых знаний, умений и навыков с учетом специфического профиля конкретной практической работы с особыми критериями больных, а также лиц, взаимодействующих с ними (семейная созависимость; алкоголизирующиеся группы на производстве и т.д.).

2) Целесообразно также наметить наиболее значимые направления социальной работы в наркологической сфере с учетом реалий современной социально-экономической ситуации в России. Необходимо при этом исходить из места в системе социальной и наркологической помощи государственных и общественных структур, из актуальной наркологической ситуации, учитывать особенности общественного мнения по отношению к больным алкоголизмом и наркоманиями (национальный менталитет).

3) Важно также определить уровни обучения социальной работе в зависимости от формируемой должностной квалификации, сформированы правила аттестации специалистов, ее нормативы (стандарты), определена система постоянного повышения квалификации.


3. Исследование медико-социальной работы с лицами, страдающими наркозависимостью в социальной службе ОГУЗ «Амурский областной наркологический диспансер»

3.1 Деятельность социальной службы ОГУЗ «Амурский областной наркологический диспансер» в рамках медико-социальной работы с лицами, страдающими наркозависимостью

Социальная служба областного государственного учреждения здравоохранения «Амурский областной наркологический диспансер» была образована в 2001 году на основании приказа Министерства здравоохранения РФ № 287 «О мерах по усовершенствованию наркологической помощи населению РФ».

Цель социальной службы – комплексная социальная помощь наркозависимым лицам и членам их семей.

Задачи социальной службы:

1.  Проводить первичную профилактику среди детско-подросткового и взрослого населения по вопросам наркотической зависимости.

2.  Сотрудничать с государственными, общественными и частными организациями.

3.  Координировать помощь пациентам, прошедшим лечение, в области решения социальных проблем путем сотрудничества с государственными, общественными и частными организациями.

4.  Проводить санитарно-просветительную работу среди преподавателей, родителей по вопросам наркотической зависимости.

5.  Осуществлять социальную помощь близким и родственникам наркозависимых, то есть созависимым.

6.  Проводить социальный патронаж лиц, состоящих на диспансерном и профилактическом учетах.

7.  Проводить встречи с работниками предприятий, учреждений, организаций с целью оказания медико-социальной помощи.

В соответствии с поставленными задачами, социальная служба работает по двум направлениям:

Первое направление – первичная медико-социальная профилактика.

Первичная медико-социальная профилактика – комплекс мероприятий по превенции распространения наркомании в региональном социуме.

Цель первичной медико-социальной профилактики – формирование у населения устойчивой мотивации на здоровый образ жизни как альтернативы злоупотреблению наркотическими и другими психоактивными веществами.

Задачи первичной медико-социальной профилактики:

1)  информировать население о проблеме наркомании, ее распространении на территории области;

2)  разъяснять причины и последствия употребления наркотиков и других психоактивных веществ;

3)  формировать у детей, подростков и молодежи навыки безопасного уверенного поведения, отрицания в ситуациях, связанных с употреблением наркотиков и других психоактивных веществ;

4)  исследовать динамику наркоситуации в области путем проведения опросов, мониторингов, наблюдений.

Такая профилактика занимает особое место в работе социальной службы. Она проводится в высших и средних специальных учебных заведениях, учреждениях начального профессионального образования, общеобразовательных школах, детских домах, социальных приютах для детей и подростков, школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, летних оздоровительных лагерях, на пришкольных площадках.

Первичная медико-социальная профилактика осуществляется путем сотрудничества с такими организациями как: Управление Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Амурской области; Отдел по работе с молодежью администрации Амурской области; Отдел по делам молодежи администрации г. Благовещенска; Департамент образования администрации Амурской области; Управление образования администрации г. Благовещенска; Центр эстетического воспитания им. Белоглазова; детские библиотеки; Амурская областная детская клиническая больница; детские клинические больницы; детские поликлиники; детско-подростковые клубы; Государственное учреждение культуры Амурской области краеведческий музей им. Новикова-Даурского.

Мероприятия, проводимые в рамках медико-социальной профилактики, условно можно разделить на пять основных направлений, анализ которых проведен в период с 2006 по 2008 г.г.:

1. Массовые мероприятия, среди которых можно отметить следующие:

чтение лекций, которые проводятся в организациях и учреждениях, где имеются большие залы или помещения, вмещающие большое количество людей. Такие лекции проводятся в МУЗ «Детская городская клиническая больница», кинокомплексе «Благовещенск», СОШ № 2, 4, 5, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 16, 19, 22, 25, 26, 27, 28, 31, школе-интернате № 21, коррекционной школе № 7, ШРМ № 1, 6, ПУ № 1, 4, 6, 23, 24, 26, ПЛ № 27, детском доме п. Садовый, социальном приюте для детей и подростков, УПК № 2, БСХТ, БТЭК, БФЭК, АПК, АМК, АСК, училище культуры, ДальГАУ, АмГУ, Морском государственном университете, военной части № 29209. В 2006 г. было проведено 133, в 2007 г. – 167, в 2008 г. – 184 лекции.

проведение опросов в форме анкетирования школьников и интервьюирования родителей по вопросам изучения причин и мотивов употребления наркотиков и других психоактивных веществ, отношения подростков к их употреблению. В 2006 г. было опрошено 127, в 2007 г. – 245, в 2008 г. – 268 человек.

организация встреч информационного характера на базе школ города и муниципальной библиотеки имени Б.А. Машука. Такие встречи проводятся с участием специалистов по социальной работе социальных учреждений и служб, а также родителей в рамках школьных родительских собраний. На этих встречах специалисты социальной службы ОГУЗ «Амурский областной наркологический диспансер» информируют участников о наркоситуации в области, о проводимых профилактических мероприятиях. В 2006 г. были информированы 673, в 2007 г. – 865, в 2008 г. – 739 человек.

участие в конференциях, проводимых на базе клинических лечебно- профилактических и образовательных учреждений. Специалисты социальной службы ОГУЗ «Амурский областной наркологический диспансер» выступают с докладами, принимают участие в работе круглых столов. Так специалист по социальной работе О.Ю. Евтишина в 2007 г. выступила на конференции медицинских сестер, проводимой на базе Амурской областной клинической больницы с докладом на тему: «Игровые мероприятия в профилактической работе». На конференции присутствовало 156 человек.

показ видеофильмов на базе кинозалов г. Благовещенска на темы: «Последствия употребления наркотиков и других психоактивных веществ», «Последствия табакокурения», «Последствия употребления алкоголя», «Вредные привычки и их последствия», «Влияние табака на детский организм», «Влияние алкоголя на детский организм», «Влияние наркотиков на детский организм». В 2006 г. фильмы посмотрели 5664, в 2007 г. – 7241, в 2008 г. – 8653 человека.

2. Групповые мероприятия, среди которых можно отметить следующие:

участие в работе круглых столов на темы: «Переходный возраст и вредные привычки», «Как остановить наркоманию в подростковой среде», «Проблемы молодой семьи». Круглые столы были проведены в гимназии № 1, АмГУ, школе-интернате № 21 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, БГОО «Центр общественных инициатив». В 2006 г. специалисты по социальной работе социальной службы ОГУЗ «Амурский областной наркологический диспансер» приняли участие в работе 1, в 2007 г. – 3, в 2008 г. – 5 круглых столов.

проведение познавательных и ролевых игр в Благовещенском в социальном приюте для детей и подростков «Мечта», МУЗ «Детская городская клиническая больница», школе-интернате № 21 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Специалисты ежегодно проводят познавательную игру «Поле чудес», ролевые игры «Скажи нет вредным привычкам»; «Безопасное поведение», «Твой выбор», «Умей сказать нет наркотикам». В 2006 г. проведено 3 игры, в 2007 и 2008 г.г. – по 5 игр.

участие в работе семинаров на темы: «Игровые мероприятия в профилактической работе», «Признаки и последствия употребления психоактивных веществ» в Благовещенском техникуме физической культуры, в Благовещенском политехническом колледже, в Амурском педагогическом колледже. В 2006 г. специалисты по социальной работе социальной службы ОГУЗ «Амурский областной наркологический диспансер» приняли участие в работе 2, в 2007 г. – 5, в 2008 г. – 4 семинаров.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.