| ||||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Дипломная работа: Анализ новых подходов к организации сестринской работы в операционном блоке многопрофильной больницыВзаимодействие медицинской сестры – координатора с лечащими врачами носило характер партнерских отношений. Они совместно обсуждали план ухода за каждым тяжелым пациентом, а также необходимость его коррекции. Медицинская сестра – координатор сама назначала профилактические мероприятия по предупреждению различных осложнений у пациентов (пневмоний, пролежней, контрактур и другие). Это экономило у лечащих врачей отделения до 1 часа 30 минут их рабочего времени. Подобная работа медицинской сестры – координатора существенно повысила престиж медицинской сестры, превращая их из помощников, исполнителей врачебных назначений в партнеров лечащих врачей. Весьма большое значение имело взаимодействие медицинской сестры – координатора со старшей медицинской сестрой отделения. По существу, старшая медицинская сестра делегировала медицинской сестре – координатору часть своих обязанностей по внедрению в отделении современного сестринского процесса, превратив её как бы в своего заместителя. Медицинская сестра – координатор докладывала старшей медицинской сестре о результатах контроля за работой палатных медицинских сестер по осуществлению ими сестринского процесса, а также совместно со старшей медицинской сестрой разрабатывала мероприятия по ликвидации выявленных недостатков. В ряде случаев старшая медицинская сестра совместно с медицинской сестрой – координатором проверяла полноту и правильность выполнения плана сестринского ухода палатными медицинскими сестрами. Одним из существенных разделов деятельности медицинской сестры – координатора в отделении являлось взаимодействие с палатными сестрами. Медицинская сестра – координатор не только определяла содержание сестринского ухода, но и обучала этому палатных медицинских сестер. Поэтому медицинская сестра – координатор должна не только хорошо знать основы сестринского процесса, правила ухода за пациентами, но и обладать необходимыми педагогическими навыками. Таким образом, литературные данные свидетельствуют о значительной клинической и экономической эффективности внедрения в клиническую практику сестринского процесса, необходимости введения в штат медицинского персонала должности медицинской сестры – координатора. 2. Результаты собственных исследований по данной теме 2.1 Характеристика объекта исследования Объектом нашего исследования явился операционный блок многопрофильной больницы Министерства здравоохранения администрации Хабаровского края Краевая клиническая больница №2, г. Хабаровска. Операционный блок многопрофильной больницы – это самостоятельно функционирующее подразделение, размещаемое в нескольких специальных помещениях в изолированном крыле больницы или отсеке хирургического отделения. В современных многопрофильных лечебных учреждениях создают единое операционное отделение (блок), обеспечивающее все лечебные подразделения данного стационара. Такая планировка позволяет сконцентрировать в одном месте и рационально использовать дорогостоящее оборудование, обеспечить эффективную инфекционную безопасность и контроль, равномерно распределить нагрузку на персонал и более эффективно применить профильную специализацию среднего медицинского персонала. Основные помещения операционного блока состоят: – из помещений, предназначенных для оперативного вмешательства (операционная, предоперационная, стерилизационная), – помещения для персонала (комната для переодевания персонала, душевая, туалет) – подсобные помещения (материальная, аппаратная). Операционный блок Краевой клинической больницы №2 состоит из двух структурных подразделений: 1. Операционного блока нейрохирургического отделения, который состоит из трех плановых операционных залов на пять столов и экстренной операционной на два стола; 2. Операционного блока микрохирургического отделения, который имеет в своем составе две операционных на два стола. В операционный блок также входят предоперационная, моечные комнаты, инструментальная, материальная, комнаты для персонала и душевая. В штатном расписании операционного блока находятся: – 47,25 ставок – операционных медицинских сестер; – 43,75 ставок – операционных санитаров. В операционном блоке выполняются оперативные вмешательства, соответствующие профилю отделений таких как: – нейрохирургическое, – нейроспинальное, – травматологическое, – ожоговое, – микрохирургия кисти, – ортопедическое, – центр эндопротезирования, Основные показатели работы операционного блока приведены в таблице 1 и рисунках 1,2,3,4. Таблица 1. Основные показатели работы операционного блока за 2001–2003 гг.
Рис. 1. Количество поступивших пациентов в стационар за 2001-2003 гг.
Рис. 2. Количество проведенных операций за 2001-2003 гг.
Рис. 3. Показатели оперативной активности за 2001-2003 гг.
Рис. 4. Количество плановых операций за 2001-2003 гг. Из приведенных данных видно ежегодное возрастание количества поступивших в стационар больных, количества выполненных плановых и экстренных оперативных вмешательств и возрастание оперативной активности. В связи с выполнением различных специализированных по профилю отделений операций соответственно осуществляется закрепление операционных медицинских сестер за определёнными операционными. В соответствии с должностными инструкциями операционной сестры операционного блока процессе работы операционные медицинские сестры: - обеспечивают своевременную заготовку перевязочного материала, операционного белья и шовного материала; - комплектуют медицинский инструментарий в соответствии с видом операции; - проводят стерилизацию шовного и перевязочного материала, операционного белья и необходимого для оперативного вмешательства медицинского инструментария; - следят за сохранностью медицинского оборудования, аппаратуры и инструментария операционного блока; - контролируют качество всех видов уборок проводимых в операционном блоке младшим медицинским персоналом; - осуществляют соблюдение всеми участниками операции правил асептики и антисептики в операционном блоке. Таким образом, из приведенного перечня должностных инструкций и штатного расписания операционного блока видно, что ведение сестринского процесса ими не предусмотрено. С 1 января 2003 года на базе операционного блока в порядке клинического эксперимента был введён сестринский процесс. Этапами введения сестринского процесса в операционном блоке явились: 1. Разработка и утверждение нормативно-правовой документации; 2. Изменение штатной структуры сестринского персонала операционного блока; 3. Непосредственное осуществление сестринского процесса; 4. Оценка клинико-экономической эффективности. Нормативно-правовой основой осуществления сестринского процесса в операционном блоке явились «Положение о сестринском процессе операционного блока» и «Положение о медицинской сестре-координаторе операционного блока». С целью организации и практической реализации в штаты операционного блока была введена должность медицинской сестры-координатора. Для сравнения клинической и экономической эффективности внедрения сестринского процесса в условиях операционного блока многопрофильной больницы проведено сравнение показателей работы операционного блока за 2001–2002 г. и за период введения сестринского процесса с 1 января 2003 г. Критериями оценки эффективности внедрения сестринского процесса служили: 1. Количество гнойно-септических осложнений; 2. Результаты проверки инфекционной безопасности операционного блока; 3. Показатели экономии рабочего времени при проведении суточного хронометрирования работы старшей операционной медицинской сестры; 4. Опрос больных хирургических отделений; 5. Проверка фактов отмены оперативных вмешательств вследствие неподготовленности сестринским персоналом отделений больного к предстоящему оперативному вмешательству. 2.2 Медицинская сестра-координатор операционного блока как организатор сестринского процесса В последнее время большое значение в организации сестринского процесса в лечебно-профилактических учреждениях придаётся медицинской сестре-координатору как непосредственному его организатору. В повседневной работе операционные сестры общаются только с лечащим врачом, а не с их пациентами. Они не видят больных до операции, а только знают из операционного списка общие данные (Ф.И.О., возраст, № палаты) и врачебный диагноз. После оперативного вмешательства операционная сестра теряет связь с пациентом уже на этапе транспортировки его в палату. Фактически операционная медицинская сестра, неся ответственность за возникновение гнойно-септических послеоперационных осложнений не участвует в контроле за качеством подготовки пациента и операционного поля на предоперационном этапе. Это так же не позволяет учитывать технические особенности подготовки к операции, исходя из индивидуальных особенностей пациента и предстоящей операции. Введение сестринского процесса в работу операционного блока позволяет устранить эти недостатки. Наличие многопрофильности работы операционного блока, необходимость введения сестринского процесса в его работу потребовал введение в штат сестринского персонала операционного блока медицинской сестры-координатора. В связи с этим было разработано и утверждено администрацией больницы «Положение о медицинской сестре – координаторе операционного блока». Анализ штатного расписания операционного блока показывает, что наличие в среднем 4 операционных медицинских сестёр на 1 операционный стол (2 дневных операционных медицинских сестры на 1 операционный стол) позволяет выделить медицинскую сестру-координатора из числа уже имеющихся штатных медицинских сестёр операционного блока без введения дополнительной штатной единицы. Целью работы медицинской сестры – координатора являлась организация работы сестринского персонала операционного блока и координация взаимодействия медицинского персонала (врачебного и сестринского) в рамках осуществления сестринского процесса. Она является фактически заместителем старшей операционной сестры по осуществлению сестринского процесса. Деятельность медицинской сестры – координатора операционного блока осуществлялась на основе разработанного и утверждённого администрацией больницы «Положения о медицинской сестре – координаторе операционного блока» В соответствии с Положением на должность медицинской сестры – координатора операционного блока назначалась наиболее опытная операционная медицинская сестра со стажем работы не менее 10 лет, имеющая первую или высшую квалификационную категорию, пользующаяся авторитетом среди медицинского персонала и обладающая организаторскими способностями. Медицинская сестра-координатор утверждалась главным врачом больницы по представлению старшей операционной медицинской сестры и заместителя главного врача по лечебной работе. В обязанности медицинской сестры – координатора операционного блока входило: 1. Ежедневное получение списка пациентов, назначенных на операцию, и обеспечение очередности проведения операций; 2. Знакомство с пациентами, запланированными на операции; 3. Проверка подготовки пациентов к операции; 4. Консультация операционных медицинских сестер по ведению карты периоперативного процесса; 5. Осуществление связи со службами и должностными лицами из числа медицинского персонала внутри операционного блока и вне его; 6. Координация взаимодействия сестринского персонала операционного блока с сестринским и врачебным персоналом отделений больницы; 7. Обеспечение сопровождение пациента в отделение из операционного блока и преемственность в осуществлении сестринского наблюдения за ним; 8. Совместное со старшей операционной медицинской сестрой ведение необходимой учётно-отчетной документации; 9. Обобщение и анализ осуществления сестринского процесса в операционном блоке; 10. Внесение предложений по организации сестринского процесса и его улучшению, разработка необходимых документов (инструкций, положений, указаний и т.д.); 11. Проведение обучения сестринского персонала по осуществлению сестринского процесса; 12. Участие в проведении внутрибольничных конференций старших медицинских сестёр. Таким образом, выделение должности медицинской сестры-координатора в операционном блоке не повлекло дополнительных финансовых расходов и увеличения нагрузки на медицинский персонал операционного блока с чёткой регламентацией её обязанностей утверждённым Положением. 2.3 Периоперативный процесс – как единый процесс активного ведения пациента в сестринском процессе Любая операция – стрессовое состояние, является ли это большим хирургическим вмешательством, или небольшой операцией. Поступая, в стационар на оперативное лечение пациент испытывает стресс: он ограничен в свободе, в привычках, в общении, тревожится за исход операции. Он так же ощущает острую потребность в человеке, способном позаботиться о нем, решить его проблемы. Конечно, палатные медсестры, готовят пациента к операции, ухаживают за ним в послеоперационном периоде, но чаще всего это лишь исполнение распоряжений и назначений врача. Реализация сестринского процесса повышает роль и ответственность медицинской сестры в осуществлении периоперативного процесса, как единого процесса активного ведения пациента. Периоперативный процесс включает в себя три периода: 1. Предоперационный – начинается с беседы с пациентом в отделении и заканчивается оценкой его состояния в операционном блоке; 2. Интраоперационный период – охватывает промежуток времени с момента перемещения пациента на операционный стол и до перевода его в реанимационное отделение или отделение по профилю; 3. Послеоперационный период – время с момента помещения пациента в реанимационное отделение или отделение по профилю. Знакомство пациента с операционной медицинской сестрой начиналось накануне оперативного вмешательства, осведомленность об условиях, в которые он попадает, и положительно влияла на его психологический настрой, что не могло не сказаться на результате операции. Предоперационная беседа пациента с операционной сестрой способствовала достижению доверия между ними, так как именно она руководила процессом подготовки операционной, аппаратуры и многого другого, следила за соблюдением асептики и антисептики операционной бригады. Операционные, сестры уже в предоперационном периоде, используя выработанную нами карту периоперативного процесса, проводили обследование пациента, выявляли проблемы и решали их на протяжении всего периоперативного процесса совместно с другими медсестрами отделения, врачами и вспомогательными службами. Операционные сёстры при осуществлении периоперативного процесса оценивали физиологический и эмоциональный статус пациента, степень подготовки его к операции, давали рекомендации палатным сестрам, общались с пациентом накануне оперативного вмешательства. Операционная медицинская сестра несла как моральную, так и юридическую ответственность за пациента, поскольку самостоятельно руководила принятием решений и действиями, связанными с его состоянием. Знание диагноза, состояния пациента, сопутствующих заболеваний и плана предстоящей операции давало операционной медицинской сестре возможность подготовиться к вероятным экстремальным ситуациям возникающим, во время операции и помогало, хирургической бригаде в выборе правильных решений. Предоставление пациенту информации о том, что будет иметь место в периоперативном процессе, помогало снизить его беспокойство. Демонстрация заботливого отношения к пациенту также повышало и чувство доверия к медицинскому персоналу. Пациент видел участие в его лечении не только палатных и процедурных медсестер, но и операционных сестер. Это положительно сказывалось на эмоциональном состоянии пациента. Операционная сестра накануне оперативного вмешательства планировала: – количество и ассортимент расходных материалов, |
ИНТЕРЕСНОЕ | ||||||||||||||||||||||||
|