рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Анализ вопросов уголовно правового регулирования медицинской деятельности

По конструкции объективной стороны составы преступления, предусмотренные частями 1 и 2 ст. 124 УК являются материальными. Окончены преступления с момента наступления указанных в норме последствий.

С субъективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется двумя формами вины: прямой умысел по отношению виновного лица к факту неоказания помощи и неосторожной (в виде легкомыслия или небрежности) по отношению к последствиям.

Субъект преступления специальный - это лицо, достигшее 16-летнего возраста, обязанное оказывать помощь больному в соответствии с законом или специальными правилами. В частности, субъектами этого преступления могут быть медицинские работники - врачи, медсестры, фельдшеры, а также руководители туристических групп, специально выделенные лица для оказания медицинской помощи во время туристических поездок, экспедиций, зимовок и т.п.

Депутатом Государственной думы был внесен проек ФЗ “О внесении дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации, предусматривающего освобождение от уголовной ответственности медицинского работника в случае отказа от проведения аборта".

В ст.1 данного ФЗ говорится «внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 1998, N 26, ст. 3012) следующие дополнения:
дополнить статьей 78.1 следующего содержания: "Статья 78.1. Освобождение от уголовной ответственности медицинского работника в случае отказа от проведения искусственного прерывания беременности.

Медицинский работник освобождается от уголовной ответственности по статье 124 Уголовного Кодекса Российской Федерации за неоказание помощи больному в случае отказа в соответствии со своими убеждениями от проведения искусственного прерывания беременности, за исключением отказа от проведения искусственного прерывания беременности при наличии медицинских показаний”.

В пояснительной записке было указано, что в нашем обществе распространяется взгляд на аборт (искусственное прерывание беременности) как на обычную медицинскую процедуру, единственной отрицательной стороной которой может быть вред, нанесенный здоровью женщины. Вопрос о праве нарожденных детей на жизнь при этом практически остается вне внимания законодателя.

Предложенный проект Закона ставит перед собой цель ликвидировать наиболее вопиющие недостатки действующего законодательства и подготовить общественное мнение к принятию более последовательных решений, направленных на защиту жизни не рожденных детей.

Внесение в Уголовный кодекс Российской Федерации статьи, предусматривающей право медицинского работника отказаться от проведения аборта (за исключением абортов по медицинским показаниям) в соответствии со своими убеждениями, основано на том, что беременность – не болезнь, а аборт – не медицинская операция, необходимая для оказания помощи больному.

В этой ситуации закон не может требовать от медицинского работника принятия решения и намеренном прекращении человеческой жизни, а тем более угрожать уголовной ответственностью за такой отказ[47].

Таким образом медицинский работник может выступать как специальный субъект отдельных видов преступлений и нести уголовную ответственность за профессиональные преступления.


3.2 Уголовная ответственность за должностные преступления медицинских работников

Возможно привлечение работников здравоохранения к уголовной ответственности за совершение преступлений, которые можно назвать должностными: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285), превышение должностных полномочий (ст. 286), получение взятки (ст. 290), служебный подлог (ст. 292), халатность (ст. 293)[48].

В судебно-следственной практике достаточно часто возникают трудности при привлечении к уголовной ответственности как должностных лиц (специальных субъектов преступления) медицинских работников.

В практическом отношении весьма важен вопрос о том, кто же в сфере медицинской деятельности является должностными лицами. В примечании к ст. 285 УК РФ дано общее определение: должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, администратитвно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. В тоже время постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. №6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» содержит детализацию того, что же именно необходимо понимать под организационно-распорядительными и административно – хозяйственными функциями. Организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службу подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий. К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.[49]

Таким образом, под должностным лицом в сфере медицинской деятельности следует понимать лицо, обладающее властными полномочиями в сфере медицинской деятельности, осуществляющее организационно – распорядительные и административно-хозяйственные функции в органах управления здравоохранением, лечебно-профилактических, санаторно-гигиенических и других учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения.[50]

Довольно часто указанные лица, как и преподаватели вузов и других учебных заведений, просто выполняют свои профессиональные функции и обязанности по работе, осуществляя лечение граждан, и они не являются должностными лицами, так как не обладают дополнительными признаками специального субъекта. Общим основанием для признания тех или иных лиц должностными следует считать характер выполняемых ими функций. Одни и те же категории работников по характеру и содержанию деятельности могут выполнять и функции, связанные с административно - хозяйственными либо организационно – распорядительными обязанностями, и функции профессиональные. Поэтому решающим признаком в этих случаях будет установление того, выполняло ли данное лицо в конкретном случае должностные или профессиональные функции[51].

Вместе с тем в случаях, когда врач является должностным лицом (заведующий отделением, главврач госпиталя, больницы, поликлиники, санатория, какого-либо лечебного центра и иного медицинского учреждения), он признается специальным субъектом должностного преступления. Должностными лицами также признаются врачи, состоящие членами военно-врачебных комиссий или ВТЭК и исполняющие по приказу или распоряжению временно функции должностного лица, предусмотренные в примечании 1 к ст. 285 УК РФ, в частности организационно-распорядительные или административно-хозяйственные. Следовательно, при совершении этой категорией лиц должностных преступлений, даже при осуществлении ими своих профессиональных обязанностей, они признаются специальными субъектами данных общественно опасных деяний[52].

Прежде всего к данному виду преступлений относится ст. 285 УК РФ « злоупотребление должностными полномочиями».

Злоупотребление – это использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено с корыстной целью или любой личной заинтересованностью и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, общества или государства.

Определение должностного лица было дано выше. Среди медработников должностными лицами являются руководители отделов здравоохранения (аптекоуправления) и их заместители, а также руководители отделов этих органов, главные врачи и их заместители, заведующие отделениями, аптеками, главные и старшие медсестры. Рядовые врачи и медсестры не являются должностными лицами и поэтому не могут быть субъектами должностных преступлений, кроме тех случаев, когда врач является дежурным, а также когда он совершает по службе такие действия, как составление и выдача листков временной нетрудоспособности, документов об инвалидности, справок, дающих право на льготы или освобождения (например, от воинской обязанности), а также принимает решение о госпитализации, направлении на санаторно-курортное лечение.

Распорядительно – организационные функции могут, например, выражаться в действиях дежурного врача, использовавшего временно возложенные обязанности, чтобы выписать неугодного больного или из корыстных побуждений положить в элитную палату знакомого. Административно-хозяйственные функции учреждения здравоохранения могут заключаться в не должном хранении, несоблюдении порядка учета и отпуска лекарств и других материальных ценностей, в отсутствии контроля за ведением документов либо в бездействии вопреки интересам пациентов.

Данное преступление совершается умышленно, виновный осознает, что использует свое должностное положение вопреки интересам службы, т.е. своими действиями он нарушает установленные обязанности, нанося существенный вред государственным, общественным и интересам граждан и желает поступить таким образом. Мотивы должностных преступлений могут быть различными – корыстными, выражающими иную личную заинтересованность и т.д. Но если, например, установлено, что при злоупотреблении должностными полномочиями отсутствуют корыстные мотивы и иная личная заинтересованность, то уголовная ответственность исключается, а причиненный материальный ущерб взыскивается в гражданском порядке[53].

Данная категория уголовных дел достаточно распространенная среди врачей. Так, например, в Амурской области, в Бурейском районе направлено в суд уголовное дело в отношении заведующей терапевтическим отделением районной больницы, оформившей фиктивный больничный другому подследственному. Установлено, что заведующая терапевтическим отделением Бурейской центральной районной больницы, злоупотребляя должностными полномочиями, оформила руководителю коммунального предприятия пребывание на стационарном лечении в её отделении с 6 по 31 декабря 2004 года. Кроме авторитета работников здравоохранения подорванным оказался и бюджет предприятия ЖКХ Бурейского района, выплатившего своему директору по фиктивному больничному листу пособие по временной нетрудоспособности более 10 тыс. рулей. Сам директор в это время отдыхал по турпутёвке в Таиланде. За фиктивный больничный завотделением больницы грозит наказание, предусмотренное ст. 285 УК РФ[54].

Статья 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий» предусматривает совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства.

Данную статью можно хорошо проследить на примере из судебной практики. Так, Петров, являясь начальником медицинского пункта - врачом воинской части, в течение 2002 года, используя свое служебное положение, из корыстной заинтересованности неоднократно лично и через посредников получал взятки за совершение незаконных действий в пользу военнослужащих по призыву. В частности, Петров получил от рядового Г. 500 долларов США, от рядового Ч. и его отца - 25 тыс. руб., от матери рядового М. - 15 тыс. руб., от отца рядового Б. - 1 тыс. долларов США за создание видимости их болезненного состояния и предоставление им фиктивных свидетельств о болезни, на основании которых они признаны негодными к военной службе и уволены из Вооруженных Сил Российской Федерации.

Указанные действия Петрова явно выходили за пределы его полномочий и повлекли существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, кроме того, своими действиями Петров способствовал рядовому Ч. в его уклонении от исполнения обязанностей военной службы, поэтому содеянное им суд обоснованно квалифицировал по ст.ст.286 и 290 УК РФ[55].

Особое внимание следует обратить на взяточничество – наиболее опасную группу должностных преступлений. Преступление, предусмотренное ст. 290 УК РФ «Получение взятки», не является профессиональным преступлением и часто встречается среди разного рода чиновников. К ним может относиться и медицинский работник, как должностное лицо, если он постоянно или временно осуществляет эти обязанности. Тем не менее, взятка – преступление, актуальное в здравоохранении, тем более, что некоторые медицинские работники принимают его за вознаграждение за труд, который в нашем государстве обесценен. По мнению известного судебного медика А. П. Громова, врач по характеру своих обязанностей может считаться должностным лицом.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» указано, что субъектом преступления, предусмотренного статьей 290 УК РФ, надлежит признавать, при наличии к тому оснований, и такое должностное лицо, которое хотя и не обладало полномочиями для совершения действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, но в силу своего должностного положения могло способствовать исполнению такого действия (бездействия) другим должностным лицом либо получило взятку за общее покровительство или попустительство по службе[56].

Под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны указанных должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя. При этом судам следует иметь в виду, что использование личных отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения.

К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности.

Должностное лицо может лично или через посредников получить незаконное вознаграждение за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку какого-либо действия, которое оно должно было или могло совершить в силу своего служебного положения, например, выдача врачом – травматологом больничных листов трудоспособным гражданам, госпитализация главным врачом больницы вне очереди. Важно подчеркнуть, что в случаи взяточничества речь идёт именно о действиях, которые медицинский работник осуществляет в силу своего служебного положения, а не о действиях профессионального характера[57].

Получение взятки считается оконченным преступлением с момента принятия получателем взятки независимо от того, совершены ли действия, обещанные за взятку, или их предполагается совершить в будущим.

Как уже отмечалось субъектом данного вида преступления может быть только должностное лицо, понятие которого уже раскрывалось при рассмотрении предыдущего вида должностного преступления.

Необходимым условием ответственности за получение взятки является сознание должностным лицом, что получает материальные ценности за действия вопреки интересам службы. Если же должностное лицо своими действиями создает обстановку, вынуждая, толкая потерпевшего к даче взятки, то это расценивается обстоятельством, отягчающим ответственность.

В качестве квалифицирующего признака ч.2 ст.290 предусматривает получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействия). Так, например, в Сахалинской области, Охинской городской прокуратурой закончено предварительное расследование по уголовному делу по обвинению участкового врача-терапевта Охинской ЦРБ.

Врачу инкриминируется получение взятки за выполнение незаконных действий, т.е. совершение преступления, предусмотренного ч.2 ст. 290 УК РФ. Как установлено, подследственная, являясь должностным лицом, выполняющим организационно-распорядительные функции, будучи наделенная правом по выдаче листков нетрудоспособности, действуя из корыстной заинтересованности, за предложенную ей взятку незаконно оформила и выдала больничный лист. Действуя вопреки законным основаниям заведомо зная, что «пациент» не страдает каким-либо заболеванием, врач оформила и выдала, удостоверив своей подписью и заверив печатью лечебного учреждения, заведомо фиктивный листок нетрудоспособности, получив за это денежное вознаграждение[58].

И это далеко не единственный пример, когда врачи привлекаются к уголовной ответственности по данной статье[59].

Получение взятки всегда связано с другим самостоятельным преступлением – дачей взятки (ст. 291 УК РФ).Данное преступление может совершаться лично или через посредников.

В то же время законодатель предусматривает основание освобождения лица, давшее взятку, от уголовной ответственности. В примечании к ст. 291 УК РФ указано, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Статья 292 УК РФ предусматривает ответственность за служебный подлог. Служебный подлог – это внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы заведомо ложных сведений или исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности[60].

Таким образом, предметом этого преступления являются официальные документы – материальный носитель информации. Это могут быть медицинские документы: история болезни, амбулаторная карта, листок нетрудоспособности, заключение эксперта и др.

Субъектом этого преступления является любое должностное лицо, в том числе служащий муниципального или государственного учреждения здравоохранения. Служебный подлог – преступление, совершаемое с прямым умыслом, т.е. когда лицо, его совершившее, сознает, что подделывает официальные документы и желает этого из корыстных целей.

Известны случаи, когда врач определял ложное заболевание и выдавал документы с целью освобождения его пациента от армии или устанавливал стойкую утрату трудоспособности, что давало возможность получить документы об инвалидности. Но чаще встречаются отдельные подделки медицинских документов, в частности истории болезни. Это бывает, когда имеется жалоба на врача в связи с наступившими тяжкими последствиями. Иногда с этой целью вклеиваются новые листы с измененным изложением фактов. В ряде случаев это мотивировано желанием скрыть ошибку или небрежность в своей работе. Это могут быть дописки неосуществлённых диагностических и лечебных действий, подчистки, изменения жалоб больного или указаний консультантов, исправление даты, свидетельствующей о несвоевременности оказания помощи, и т.д. Иногда встречается составление полностью подложного документа.

Еще одно не мало важное должностное преступление это халатность.

Статья 293 УК РФ «Халатность» трактует это деяние как неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение крупного ущерба. В примечании к данной статье указывается, что крупным признаётся ущерб, сумма которого превышает 100 тысяч рублей.

Объект этого преступления – нормальное функционирование, отправление медицинской деятельности.

Ненадлежащим исполнением является неполное, неточное, несвоевременное, исполнение обязанностей.

Халатность совершается только по неосторожности.

Если медицинский работник – должностное лицо – ненадлежаще выполняет свои не управленческие, а профессиональные функции (ошибочная постановка диагноза, неправильное лечение, несвоевременное проведение операции и т.п.), которые вследствие его небрежности приводят к тяжким последствиям для больного, то его действия должны квалифицироваться по ст. 118 УК РФ[61].

Общественная опасность халатности врачей состоит в том, что зачастую она приводит к гибели абсолютно невинных людей. Так, в период с 1998 по 2002 год в Курганской области, в Куртамышском доме ребёнка скончались девять детей в возрасте от 6 месяцев до 4 лет. В результате проведённых эксгумаций трупов детей, экспертных исследований и сбора других доказательств установлена прямая причинная связь между ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей главврачом дома ребенка гражданки Ж. и наступлением смерти троих воспитанников. Один их детей, находившийся в тяжёлом состоянии, по халатности главврача не был госпитализирован вообще, а двое не приняты в больницу заведующей детским отделением Куртамышской райбольницы. Больные дети были возвращены в дом ребёнка, где вскоре скончались. Главврач дома ребёнка привлечён к уголовной ответственности за халатность[62].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.