рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Реферат: Культура ногайского народа

С материнско-родовым началом можно связывать обычай, согласно которому родители, после того как внук или внучка отнимались от груди, нередко воспитывали их сами.

Очень важным моментом, сопровождавшимся целым рядом религиозно-материнских обрядов, было торжественное укладывание ребенка в люльку "бесик" через неделю после рождения. В это день собирались близкие родственницы, которым хозяева дома устраивали богатое угощение. Гости приносили подарки ребенку и бабке. Когда все были в сборе одна из родственниц приносила младенца в столовую семьи и передавала его в руки старшей женщины – "куртка", которая торжественно укладывала его в люльку, причем два раза намеренно неправильно. Совершая этот обряд она каждый раз, обращаясь к присутствующим: "Правильно ли я кладу? ". Те отвечали: "нет". Наконец, в третий раз она укладывала ребенка как надо.

После этого одна из женщин, которая специально держала в руках кошку тут же клала его на грудь ребенка, чтобы он спал "много и спокойно как кошка". В этот момент другая трижды подкатывала под люльку куриное яйцо со словами "юмырткадай тыгырсын" (пусть катится как яйцо). Обряд этот завершался тем, что одна из присутствующих женщин, имеющая ребенка грудного возраста, давала младенцу свою грудь.

На этих же торжествах ребенку давали имя. Обычно имя заранее одобренное семейным советом, кричали в ухо ребенка (рис.7).

"Если дети часто умирали, то пологая, что семью преследует дух смерти, через 5-6 дней, а иногда и через год после рождения ребенка инсценировали обряд его похищения или усыновления"[22]. В таких случаях кто-нибудь из соседок или родственников уносили ребенка к себе. В новой семье ему меняли имя, надевали на левое ушко кольцо. Родители инсценировали поиски "пропавшего" ребенка через некоторое время его "находили" и "покупали" за деньги. Считалось, что семья, отдав на время ребенка в другой дом могла запутать дорого "нечистым силам".

Через год-полтора ребенка отнимали от груди, столько же, а иногда и больше держали в люльке. Молодая мать не имела право качать своего ребенка в люльке, держать его на руках при старших – эти обязанности выполняли старшие женщины или девочки подростки. Колыбельные песни обычно пела бабушка такого содержания:

Почему не ложился мой маленький?

Почему все время плачешь?

Солнце пошло на закат,

Солнце спряталось, не видно

Все в мире живо сном.

Ушли спать и птицы,

Курица, цыпленок – все спят ночью

Спи, мой глаз не плачь

Перестань меня мучить.

Закрой глаза, что бы заснуть

Сон – лекарство для существования[23].

После шести месяцев или года ребенку впервые стригли волосы. Для этого ребенка везли к деду или дяде по матери.

Как все исповедующие ислам, ногайцы делали своим сыновьям обрезание. Обычно, это осуществлялась в возрасте от двух до восьми лет. Для этой процедуры семья приглашала муллу.

Детей воспитывали в строгости, беспрекословном послушании, уважения к страшим. Мальчиков с раннего возраста приучали к труду по дому и хозяйству. Девочек учили кроить, шить и вышивать,

Светского образования дети не получали. Зато в каждом ауле было примечетская школа, где учили читать Коран. Особое место уделялось физической подготовке мальчиков.

В вечерние часы дети слушали традиционную музыку, обычно в исполнении деда. Песни деда об удальцах-батырах воспитывали в ребятах храбрость.

Изменение коснулись обрядов, связанных с рождением ребенка. Исчез старый порядок, согласно которому роженица рожала с помощью бабки на полу. Ногайки теперь рожают в больничных условиях. По традиции ногайцы часто дают детям имена своих покойных предков.

 

7. Аталычество

"Существовавший у многих народов под различными под различными названиями общественный институт аталычества, согласно которому дети отдавались на воспитание в другие семья, бытовал у ногайцев"[24].

Первая форма аталычества заключалась в том, что ребенка сразу же после появления на свет передавали на воспитание в другую семью. Передача на воспитание осуществлялась следующим образом: еще до рождения ребенка для этой цели намечалась семья. При отдаче на воспитание требовалось, чтобы жена аталыка была здоровой кормящей матерью. В день рождение ребенка или на кануне прибывала в дом кормилица. Она оставалась в доме до тех пор, пока младенец не был наречен именем. После пира, посвященного наречению именем, который происходил с участием аталыка и его родни, ребенка перевозили в дом воспитателя. Жена аталыка кормила грудью и своего и чужого ребенка. Но если она чувствовала, что молока двоих не хватает, то предпочтение должна была оказать второму. Кормилица должна была избегать новой беременности, в противном случае ребенка тут же отбирали и отдавали в новую семью.

Срок пребывания воспитуемого в старину колебался от двух лет и вплоть до совершеннолетия. В конце 19-20 веков ребенок находился у аталыка обычно до трех лет. Семья аталыка должна была за свой счет кормить, одевать воспитанника, учить военному делу, управлению хозяйством, стрельбе, а иногда и грамоте.

Воспитанницу семья учила будущим обязанностям хозяйки. Она должна была много времени уделять рукоделию, золотому шитью и т.д.… Аталык вместе с женой время от времени на несколько дней отвозили ее домой. Иногда родители навещали.

Готовя воспитанника к возвращению в родительский дом, богатые справляли ему красивую одежду, дарили дорогого коня, скот, а бедные ограничивались скромными подарками.

Возвращение воспитанника сопровождалось целым рядом торжественных церемоний. Родители готовили богатое угощение. Члены двух семей, отныне связанные крепкими узами дружбы, выступали с благодарственными речами.

 

8. Кровная месть

Даже убийство среди ногайцев случалось редко. Если это случалось, то убийцу назвали "выпивший кровь". Когда убийство было преднамеренным, родная убитого старались отомстить за кровь. Это должен сделать самый близкий родственник по отцу – прежде всего родной брат, а при отсутствии двоюродные, троюродные. Почти всегда это кончалось миром. "До того как объявлялся мир, убийца и его близкие родственники должны были находится под защитой влиятельного аульчанина или князя. Соблюдая обычай, за кровь убитого вносили выкуп. Если был убит кормилец семьи, то убийца всю жизнь должен помогать ей их своего хозяйства.

Примирение происходило следующим образом: через несколько дней после похорон убитого люди аула – аксакалы, мурзы – устраивали обряд "лицезрения" во время которого враждующие стороны должны были несколько минут постоять лицом к лицу в 20-30 шагах"[25].

Примеряющие размещались между ними, увещая из прекратить вражду. После перемирия обе стороны расходились по домам.

 

9. Погребальные обычаи и обряды

Так же как и у других народов, исповедующих ислам, у ногайцев тоже существуют похоронные обряды, которые очень схожи.

Если больной находился в безнадежном состоянии, то близкие родственники спрашивали у него последнюю волю. После этого приглашали муллу, который читал над умершим суру из Корана. После смерти больного, мужчины плакать выходили во двор. "В тот же день умершего обмывали (мужчину – старые мужчины, женщину – старые женщины) и облачивали в саван (для мужчин 3-4 слоя, для женщин – 5 слоев). До того как завернуть, на старую женщину надевали длинную рубаху, опоясываемую кушаком из полотенища. Волосы зачесывали так, чтобы они спадали на грудь, а на голову надевали платок. На голову мужчин завязывали чалму"[26]. После смерти молодых на них под саван надевали нарядную одежду, а на девушку украшения.

Похороны обычно организовывались в тот же день, если смерть наступила утром или в середине дня. Если же вечером, то переносили на следующий день.

"Покойного клали в могилу к югу, а головой на запад. Могилу закрывали камышовым настилом или досками. Могилы глубже были глубже, чем у мужчин. Женщинам на погребении нельзя присутствовать. Во время опускания умершего в землю, в жертву приносили скот"[27].

 

10. Украшения

Среди женских украшений известны украшения, составляющие дополнения к костюму (пояса, кольца, серьги, браслеты, бусы, бисера, металлические подвески, и т.д.) и украшения, которые пришивались к одежде, составляя ее неотъемлемую часть.

Украшения для головы и головных уборов составляли из разных монет, бисера, сердолика и т.д.

Монетами женщины украшали налобную часть свадебного тастара. Праздничным налобным украшением, носили иногда и под подбородком, были бетаякъ т бастырман маржан.

2в. "Из ушных украшений были распространенны лишь серьги-къуланъшык. Еще в 6-7 летнем возрасте девочкам в ушах и в левой ноздре прокалывали отверстие. Ногайские серьги можно подразделять на 4 типа".

Первый тип - имели форму кольца. Верхняя его часть служила дужкой, а к нижней прикреплялась при помощи тонкой прополки, одновременно служила и украшением, от первого до третьего полы шариков. Шарики имели петли, которые продевались в другие колечки. Разновидностью этого типа серег являлись серьги, имеющие вместо шариков бусины, а вместо колечек – монеты.

Второй тип – имел длинные подвески из колечек или цепочек. Верхняя часть служила дужкой, а к нижней припаивалась литая фигурка в виде птички – къороу къулакъшин.

Третий тип представляют серьги, основой которой служила толстая прополка в виде крючка, на который надевали полный шарик. Нижнюю часть проволки оформляли в виде треугольника. Эта форма называлась буъкбе. В этом виде можно называть связь с чувашскими и киргизскими серьгами.

Четвертый тип составляет литая и штампованная пластинка в форме полумесяца, к которой прикреплялись с помощью колечек четыре подвески из монет. Эти украшались накладной филигрань, чернью, разноцветными камнями (рис.8).

Носовая серьга было большой и тяжелой. Она представляла собой круглое кольцо с незамкнутыми концами.

"Из шейных украшений – майнлыкъ – ногайки носили ожерелье из сердоликов, кораллов, серебряных, стеклянных бус, а так же из монет и жетонов"[28].

Характерными нагрудными украшениями были серебряные, оловянные, латунные 6-10 парные застежки (рис.9).

Из подвесных нагрудных украшений из серебра очень ценили кийлик, которые пришивались на бешмет ниже плечевого шва. Эти две массивные фигурные пластинки напоминали женскую фигуру. К нижней части припаивались 5 колечек, к которыми прикреплялись длинные цепочки с бляшками в виде розеток на концах. К подвесным прикреплялись длинные цепочки с бляшками в виде розеток на концах. К подвесным нагрудным украшениями относилось и сложное украшение гъамайлыкъ. Его прикрепляли на груди, а концы пришивали к плечам. С нарядным бешметом носили серебряные пояса – къусакъ, кемар. Наиболее применяемы был широкий пояс их серебряных пластин с пряжкой. Звенья пояса соединялись на шарнирах. Чаще всего пояса и пряжки украшались геометрическими орнаментами (рис.10).

Украшения для рук были представлены все возможными кольцами – юзик, браслетами – билезик. Кольца применялись шире, чем браслеты. Носились звенящие кольца – коъогъы – равюзик. Браслеты имели форму широкого кольца с несомкнутыми концами.

Авторы здесь назвали основные, но далеко не все украшения. Нужно, наверное, отметить, что из всех этнических подразделений старинные формы украшений сохранилось больше всего у коренных ногайцев.

 

11. Фольклор

Исторический путь ногайского народа оставили глубокие следы в фольклоре.

"В ногайском народном творчестве представлены языческие заговоры и заклинания, древняя календарная поэзия скотоводов и землепашцев, песни сопровождавшие ногайцев от рождения до смерти. Среди них широко распространены: песни, колыбельные, детские, игровые, трудовые, лирические, песни-названия, частушки, казацкие, исторические"[29].

Обряды популярностью пользуются у ногайцев сказки, легенды, предания, "хабары" - рассказы о реальных событиях.

Особое место в ногайском фольклоре принадлежит народному эпосу. Также большое развитие получило афористическое творчество – пословицы, поговорки, загадки.

Как и у всех народов основным носителем и распространителями фольклорных произведений с древних времен были певцы, сказатели и другие исполнители. Среди низ почетное место занимали "йырау" - исполнители героических поэм. Лирические дестаны исполняли "бахши". Популярны были "энгилиши" - рассказчики легенд и преданий, "эртегиши" сказочники, "шешен" - знатоки пословиц, поговорок, загадок. Очень известны были "йыршы" - исполнители всех видов песен, "шыргшы" - исполнители частушек, "бозлауши" - исполнители причитаний, "шуклауши" - исполнители заговоров и заклинаний.

Во всех торжественных событиях в жизни ногайцев звучат песни, поучительный рассказ, устраиваются состязания исполнителей. Большинство ногайских инструментов до нас не дошли. Среди сохранившихся имеются такие, как: "кобыз, домбра, дутар, субызнгы, зураня, даулбаз".

Современные народные сказатели и певцы, в отличие от прежних, не являются профессионалам. Тем не менее они – главные хранители древнейших традиции.

Ногайский народный эпос насчитывает в своем составе десятки богатырский поэм и лирических десантов. Наиболее известны: "Ахмед, сын Айсыла", "Эдиге", "Шора-батыр", "40 ногайский богатырей" др. В основе большинства их лежат исторические события, которые происходили в жизни ногайских государств.

К лирическому эпосу ногайцев относятся дестаны "боз йигит", "Ариз и Ханбер", "Тахир эм Зухра", "Корогул" и др. Главные герои поэму борются за свою любовь и счастья.

"Одним из древнейших жанров ногайского фольклора, кладезем народной мудрости являются сказки. Они составляют 3 цикла: о животных, волшебные, бытовые"[30]. Во всех сказках богачу противопоставлен бедняк, злу - добро, глупому - сметливый умелец. Конец сказок почти всегда счастливый: герой побеждает, зло наказано и народ начал лучшую жизнь.

Древней формой совестного искусства была обрядовая поэзия: языческие заговоры и заклинания, древние здравицы, семейно-обрядовые песни и обычаи народа. Интересным является календарная поэзия, уходящая в седую древность. Она включает в себя песни, афоризмы, музыку, танцы и хороводные игры. Основной целью участников церемоний было хорошее обеспечение приплода ската, урожая посевов, счастья и доставка в семье.

Наступление марта, с которого начался новый год, народ встречал празднично, устраивал сабантуй. Они ходили по улицам и исполняли песни "навруз наступил", "Кэбек батыр", требуя подарки и украшения. Весеннеполевые работы начинались с песни первой борозды.

Значительно шире репертуар поэзии. Рождение ребенка, погребение, свадебные обряды сопровождались песнями. Песни-оплакивания – один из самых древних видов эпической поэзии. Хошласу – предсмертное прощание с жизнью и родными, эстирту – песня горестного известия о смерти близкого. Безлау – похоронные плачи, исполняемые женщинами.

Важное место занимали трудовые песни. Они были посвящены труду ткачей и портных, разведению скота. Серди лирических песен самая популярная группа – любовные песни, воспевающие красоту человека, храбрость, возвышенные чувства любящих.

Ногайские дияры – это несложные четверостишия. В отличие от остальных песен дияры не имеют определенной мелодии. Устное народное творчество – культурное богатство ногайского народа.

"Впервые дагестанские мелодии были опубликованы в 1816-1818 гг. в Астрахани. Это был "Азиатский музыкальный журнал", издаваемый И. Добровольским. Среди 33 образцов фольклора можно найти "горскую песню", "лезгинскую песню", "персидскую песню Фат-Али Хама Дероентского" и 4 ногайские песни"[31].

Музыкальное искусство каждой из многочисленных дагестанских народностей имеет свои специфические, ярок самобытные черты: особые жанры, ладовые и метроритмичные отличия, неповторимые интонационно-мелодические формы, типичные инструменты, ансамбли.

Музыкальное искусство тюрко-язычных народов заметно отличается от фольклора аварцев, даргинцев, лезгин. Особенностью ладовой народной музыки является преобладание мажора, мало встречающегося в песнях других дагестанских народов.

В 20 веке в музыкальный быт ногайцев широко проникают клавишно-меховые инструменты (баян, аккордеон), а также пианино, гитара, пользующаяся ныне огромной популярностью как аккомпанирующий инструмент при исполнении современных лирических песен.

В данное время в ногайском районе существуют: 13 домов культуры, 2 сельских клуба, 2 детские школы – музыкальная и художественная. Также появились ансамбли и группы, такие как: ансамбль "Айланай", группы "Тулпар", "Ковк боьри" (Синий волк) (рис.11).


Литература

1.  Гаджиева С.Ш. Материальная культура ногайцев в XIX-нач. XX вв. – М., 1976 г.

2.  Гаджиева С.Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев в XIX-нач. ХХ вв. – М., 1979 г.

3.  Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х., Сикалиев А. и. Ногайцы – Черкесск, 1988 г.

4.  Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. – М., 1947 г

5.  Якубов М. Очерки истории дагестанской советской музыки. – М., 1974 г.

6.  Беседы с жителями ногайского района.


[1] Гаджиева С.Ш. Материальная культура ногайцев в 19-нач. 20 вв. М., 1979., стр. 6-7

[2] Там же, стр.9

[3] Там же, стр.10

[4] Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х., Сикалиев А.и. Ногайцы – Черкесск, 1988 г. – стр. 113

[5] Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х., Сикалиев А.и. Ногайцы – Черкесск, 1988 г. – стр. 114

[6] Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. – М., 1947 г. – стр. 92

[7] [7] Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. – М., 1947 г. – стр. 93

[8] Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х., Сикалиев А.и. Ногайцы – Черкесск, 1988 г. – стр. 114

[9] Там же. – стр. 115

[10] Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х., Сикалиев А.и. Ногайцы – Черкесск, 1988 г. – стр. 116

[11] Там же – стр. 118

[12] Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. – М., 1947 г. – стр. 99

[13] Гаджиева С.Ш. Материальная культура ногайцев в 19-нач. 20 вв. М., 1979., стр. 89

[14] Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х., Сикалиев А.и. Ногайцы – Черкесск, 1988 г. – стр. 120

[15] Там же – стр. 124

[16] Гаджиева С.Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев в XIX-нач. ХХ вв. – М., 1979 г. – стр.57-59

[17] Гаджиева С.Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев в XIX-нач. ХХ вв. – М., 1979 г. – стр.58

[18] Там же – стр.59

[19] Гаджиева С.Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев в XIX-нач. ХХ вв. – М., 1979 г. – стр.110

[20] Гаджиева С.Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев в XIX-нач. ХХ вв. – М., 1979 г. – стр.111

[21] Там же – стр. 111

[22] Гаджиева С.Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев в XIX-нач. ХХ вв. – М., 1979 г. – стр.114

[23] Гаджиева С.Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев в XIX-нач. ХХ вв. – М., 1979 г. – стр.116

[24] Там же – стр.118

[25] Гаджиева С.Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев в XIX-нач. ХХ вв. – М., 1979 г. – стр.132

[26] Там же – стр.128

[27] Гаджиева С.Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев в XIX-нач. ХХ вв. – М., 1979 г. – стр.130

[28] Гаджиева С.Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев в XIX-нач. ХХ вв. – М., 1979 г. – стр.170

[29] Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х., Сикалиев А.и. Ногайцы – Черкесск, 1988 г. – стр.199

[30] Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х., Сикалиев А.и. Ногайцы – Черкесск, 1988 г. – стр.202

[31] Якубов М. Очерки истории дагестанской советской музыки. – С. 37.


Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.