рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: История писательских организаций Калининградской области

Юрий Николаевич не только был ходатаем по инстанциям, он был избран народным депутатом и умел добиваться своего, и ещё - он сам многое сделал своими руками. Он находил время, чтобы участвовать в поисковых экспедициях и тесать кресты. Он хотел поставить кресты в знак примирения в местах былых сражений. О войне он знал не понаслышке. Она ворвалась в его юность жестокой ленинградской блокадой, а затем тяжёлой ратной работой. Сын полка, в похоронной команде он увидел, как страшна и безжалостна война. Он увидел Кенигсберг сразу после штурма, поверженный и пылающий город, город, превращенный в руины. Думал ли он тогда, что этот город станет его судьбой...

Он шестнадцать лет возглавлял калининградскую писательскую организацию и сумел многое сделать для каждого из писателей, а главное сохранить и укрепить союз творческих людей, ещё семь лет он возглавлял калининградский фонд культуры и на этом посту сумел наиболее полно развернуть свои организаторские таланты. У него была удивительная способность притягивать к себе людей, находить всегда единомышленников, заражать их своим азартом.Он одним из первых осознал, что нельзя жить на этой земле, отвергая прошлое и его культурное наследие. Он постоянно призывал к примирению и взаимопониманию двух великих культур - России и Германии. Многие калининградцы помнят бурные дискуссии интеллигенции, организованные в помещении театра кукол, в которых впервые открыто заговорили о прошлом края, о его многовековой истории. По его инициативе создается газета «Кёнигсбергский курьер», где печатаются материалы по истории края, он активно поддерживает журнал писателей «Запад России», в котором также впервые раскрывается прошлое наших мест. При участии Юрия Иванова формируются Кантовская и Гофманская программы, создаётся Общество почитателей А.С. Пушкина. Юрий Николаевич одним из первых поддержал создание национально-культурных обществ. Он содействовал открытию в посёлке Отрадном музея немецкого скульптора Брахерта. Благодаря настойчивым ходатайствам Юрия Иванова был получен архив Георга Штайна. Архив этот помог писателю создать приключенческую книгу о поисках Янтарной комнаты «Пятая версия». Фактически Юрий Иванов был первым писателем, ставшим серьёзно разрабатывать краеведческую тему. В настоящее время книги по краеведению широко и серийно издаются, а в годы, предшествующие перестройке, о прошлом старались не вспоминать.

Он опережал своё время и стал как бы связующим звеном в литературе области между двух эпох, эпохой СССР и нынешней России.

К 1985 году в Калининградской писательской организации насчитывалось двадцать человек; четырнадцать прозаиков, пятеро поэтов . Весьма полезным оказался переезд в Калининград из Кемерова единственного в организации профессионального критика, члена Союза писателей СССР Евсея Львовича Цейтлина, автора ряда книг о творчестве крупного писателя Всеволода Иванова, исследований о современных советских писателей и сборников очерков на морально-этическую тему, какой например, явилась книга «Так что же завтра?» В первых двух больших проблемных статьях, открывающих книгу, критик вводит читателя в самую сердцевину современных литературных споров и дискуссий и далее раскрывает эту тему. Завершая рассказ о писателях Калининградской области в до перестроечный период, я хочу назвать тех писателей, которые в те времена начинали свою писательскую деятельность. В 1985 году в писательскую организацию был принят О. Глушкин, ставший одним из самых известных писателей Калининградской области. Начинали свое творчество так же такие писатели как: А. Дарьялов, Н. Василевский, В. Остен, Т. Тетенькина, Т. Ленская, Е. Ленский, В. Сухачевский, Е. Акулина, В. Пасенюк, В. Соловьева, О. Синицина, А. Медведев, Н. Моргулева, А. Рагузин, Е. Вайсман и др.[46] В писательской организации были и потери, в 1974 году не стало Я.А. Зараховича, который участвовал в создании областного писательского союза.

Много сделали писатели и для того, что бы вырастить новую смену калининградских писателей. И тут нельзя не сказать о деятельности С. Симкина, который, руководя литературным объединением воспитал не одного талантливого литератора, уже в наше время, подводя итоги своей работы, он пишет: «Вот уже тридцать лет я бессменный руководитель литературного объединения «Родник». Из нашей творческой лаборатории выкристаллизовались многие ставшие уже профессиональными поэты, такие как лауреат премии «Признание» В. Солорьева и лауреат премии «Вдохновение» Наталья Горьбачева, Сергей Погоняев и Анатолий Ульянов, Альбина Самусевич и Татьяна Ленская, Сергей Михайлов и Андрей Тозик и другие известные в городе имена. За эти годы в нашей студии постоянно происходит естественная смена поколений. Сегодня в «Роднике» занимается много одаренной молодежи …».[47]

Во время перестройки ситуация изменилась - не стало закрытых тем. Если раньше главными темами наших писателей были море, война, фантастика, то сейчас многих авторов волнует история нашего края, нашего города. Появился огромный интерес и к немецкой культуре. Настоящее изучение прошлого, работа по восстановлению связи времен и осознание неразрывности культурного процесса пришли только с перестройкой. Одним из первых на путь сближения культур встал писатель Юрий Иванов, избранный руководителем Калининградского отделения фонда культуры. Его заслуга велика и в распространении знаний о прошлом, и в реставрации и установке памятников и в популяризации знаний о нашем крае в Германии.

Большой вклад в ознакомление читателей с обширным пластом кенигсбергской поэзии внес Сэм Симкин, который подготовил и перевел антологию стихов поэтов, творчество которых было связано с Кенигсбергом. Для русского читателя впервые открылись такие немецкие поэты, как Симон Дах, Эрнст Вихерт, Агнес Мигель и др. Выход этой антологии стал значительным событием в культурной жизни региона. Но возникли другие проблемы: при ослаблении цензурного надзора появились печатные издания рассчитанные чисто на коммерческий успех.


Глава II. Распад СССР – идеологическое разъединение писательской организации

1. Распад писательской организации, Региональная общественная организация писателей Калининградской области

Культура неразрывно связана с политическими и социально-экономическими процессами, происходящими в обществе. Распад Советского Союза повлек за собой разрыв отлаженных годами связей (в том числе и культурных), экономический и политический кризис. Но процессы культурного развития не прерываются с падением политических режимов.

Исчезновение единой культурной политики, проводимое государством, демократизация общества создали реальные предпосылки свободного развития культуры. Однако экономические трудности переходного периода привели к сложнейшей финансовой обстановке в государстве. Сократилось выделение средств на нужды социальной сферы. Экономическая реформа 1992 года, нацеленная на переход к рыночным отношениям, привела к сокращению финансирования культуры. Чтобы выжить, нужно было искать альтернативные источники финансирования. В 1990-е годы на первый план вышла массовая культура. Книжные прилавки заполнились детективами, эротикой, оккультной литературой.[48]

После распада СССР закончила свое существование и писательская организация СССР. После подписания акта в Беловежской Пуще в 1991 году, Союз писателей СССР все свои права и полномочия передает Союзу писателей Росси под руководством В. Ганичева. В 1991 году в патриотически настроенном Союзе писателей России происходит раскол. В 1991 году примерно пятая часть членов Союза писателей Российской Федерации, сгруппировавшихся ранее в неформальных писательских объединений «апрель» и «Мемориал», вышла из этого Союза и образовала новый, свой собственный – Союз российских писателей – «демократического», «апрелевско-мемориального» толка. От 5,5 т. писателей СПР отделяется группа примерно в одну тысячу человек (Е. Евтушенко, А. Вознесенский, А. Битов, В. Токарев, Ф. Искандер, Ю. Черниченко и др.). Процесс переходит на региональный уровень. Но уже на новом уровне. Сместились акценты в отношениях со столицей в области литературы. Москва перестала быть единственным центром свободомыслия. «И если раньше лишь там можно было сказать нечто смелое и правдивое, то теперь цензура повсюду ослабла, и провинция освободилась от гнета надзирателей, и местных и столичных».[49]

Стоявшие на демократических позициях руководители Калининградской писательской организации ( О. Глушкин, Ю. Куранов, С. Симкин и т.д.) поработали над тем, чтобы и вся организация вошла в Союз российских писателей. Вернувшись с учредительного съезда и созвав на собрание писателей, ими было предложено немедленно написать заявление о переходе в новый Союз, что и было сделано. Из региональных организаций в новый Союз перешла одна единственная – Калининградская; в трех региональных организациях произошел раскол, но большинство в них осталось в Союзе писателей России; лишь в Питере большинство оказалось у «демократов», сильны их позиции и в Москве.

Год спустя в Союзе российских писателей была объявлена перерегистрация его членов. И ранее, не разделявший идеи «демократов», писатель Андрей Старцев объявил о своем намерении выйти из этого Союза. К нему присоединились Владимир Зуев, и Евгений Зиборов, а также Виктор Сысоев, который, живя в Балтийске, на собрании не был и не писал заявления о переходе, при запросе же по телефону объявил, что будет там, где большинство.

Таким образом, после распада Союза писателей СССР в области образовалось две писательские организации.

Позже были созданы и другие писательские обединения, в частности Калининградская региональная общественная организация "Союз свободных российских писателей "Эклога".

Региональная общественная организация писателей Калининградской области - так полное название нашей областной писательской организации, входящей в федеральный Союз российских писателей, оказалась многочисленнее других. По уставу организации членство в СРП коллективное (региональные организации) и индивидуальное.

Союз российских писателей насчитывает в своих рядах более 3,5 тысяч писателей, в числе которых Дмитрий Лихачев, Сергей Залыгин, Анатолий Жигулин, Евгений Евтушенко, Фазиль Искандер, Владимир Маканин, Олег Чухонцев, Игорь Шкляревский, Андрей Битов, Александр Кушнер, Валерий Попов, Руслан Киреев и многие другие выдающиеся писатели России.

В Союз российских писателей на сегодняшний день входит пятьдесят региональных организаций. Наиболее представительные из них - в Москве (1,5 тыс. чел.), Санкт-Петербурге (400 чел.), Калининграде, Краснодаре, Ставрополе, Майкопе (Адыгея), Петрозаводске (Карелия), Ростове-на-Дону, Саратове, Екатеринбурге, Красноярске, Хабаровске, Владивостоке, Воронеже, Рязани. Владимире, Смоленске, Ярославле…

Писатели, члены СРП, возглавляют известные литературно-художественные журналы: Сергей Боровиков - "Волга" (Саратов), Геннадий Прашкевич - "Проза Сибири", Роман Солнцев - "День и ночь" (Красноярск), Галина Щекина - "Свеча" (Вологда), Сергей Погонзев - "Запад России" (Калининград), Ирина Красногорская - "Утро" (Рязань), Левон Осепян - "Меценат и Мир" (Рязань), Хазрет Панеж - "Глагол Кавказа" (Майкоп), А.Ю.Арьев и Я.А.Гордин - "Звезда" (Санкт-Петербург), Владимир Аллой, Самуил Лурье, Татьяна Вольтская - "Постскриптум" (Санкт-Петербург), Б.Чиндыков - "Лик Чувашии" (Чебоксары), Борис Блинов - "Мурманский берег" (Мурманск), Сергей Залыгин - "Новый мир" (Москва), Сергей Чупринин - "Знамя" (Москва), Александр Эбаноидзе - "Дружба народов" (Москва), А.А.Ананьев - "Октябрь" и др.[50]

Члены Союза неоднократно становились лауреатами известных российских и международных литературных премий.

Калининградское отделение СРП было образовано 14 октября 1991 года, когда писательская организация Калининграда в полном составе вошла в этот союз. В архиве хранятся материалы по этому союзу как о правопреемнике областного отделения Союза писателей СССР. Разделение произошло через год, когда четверо писателей (Старцев, Зуев, Сысоев, Зиборов) во главе со Старцевым, вышли из Союза. Окончательный разрыв произошел в 1994 году, когда бюро СРП Калининграда утвердило постановление о возвращении денег собранных за членские взносы и билеты Литфонда в сумме 11800 рублей Балтийской писательской организации.[51]

Были созданы и другие писательские организации. В Москве несколько секретарей СРП совместно с правлением СПР разработали и приняли проект устава Конфедерации Союзов писателей России. О данном решении не были поставлены в известность не только калининградская писательская организация, но и члены правления и члены Координационного совета СПР. Смена правления в СПР, уход Бондарева и его сторонников не означал смену курса. По-прежнему этот союз опирался на такие издания, как «Наш современник», «Молодая Гвардия», газету «День», которые, по мнению писателей демократов, выражали шовинистические настроения. Возникла угроза поглощения демократических литературных структур деятелями из СПР. Поэтому Калининградское отделение СРП осталось в составе СРП, на правах автономии. Суть термина «автономная», вместо «независимая», заключается в том, что решения центральной организации принимаются, но только после обсуждения в своей организации. На основе федерального устава писательской организации был принят региональный устав калининградского отделения СРП.

Попытки объединения были предприняты и позже. В 1994 году московские писатели, составляющие фактически большинство в СПР решили выйти из СПР и войти непосредственно в Содружество. Содружество союзов писателей возглавляет Исполком, председатели сменяют друг друга через год. В их числе был руководитель Московской организации В. Савельев и другие известные писатели, как Б Окуджаев, Ф. Искандер, В. Оскоцкий. Содружество работало в тесном контакте с Литфондом, возглавляемым Огневым. По предложению Юрия Куранова началось сближение нашей региональной писательской организации с Содружеством союзов писателей.[52] В январе 1995 года на заседании исполкома Содружества ей была предоставлена полная самостоятельность наряду с такими крупными писательскими организациями, как Московская и Санкт-Петербургская.[53]

После распада Союза писателей СССР возник вопрос о разделе имущества Литфонда СССР. Отсутствие средств не позволило проводить областные семинары молодых литераторов. По социальному обеспечению положение резко ухудшилось, средства на строительство жилья литфонд почти полностью перестал выделять. Уменьшилось количество выступлений по линии бюро пропаганды, если в 1991 году таких выступлений было 179, то в 1992 – 107, литературных выступлений в 1991 году – 602, а в 1992 всего 243.[54] Предприятия перестали заказывать выступления. Это все сказалось на финансовом состоянии организации и ее членов. Пришлось искать другие источники дохода, спонсоров. Работа в школах велась за счет спонсоров (Альянс, РИФ, «Российский Запад», «Гравитон»). Оплата 60 рублей за выступление не могло улучшить материального положения писателей, они работали не ради денег, а ради воспитания молодежи, что бы иметь возможность высказаться.

Несмотря на такое положение, организация продолжала жить и плодотворно работать. Организация выступила учредителем в строительстве дома пансионата для работников культуры. Организован литературный музей в школе № 16 в Калининграде.. Большая работа была начата по развитию международных связей. Поддерживаются контакты с писателями Литвы, в Клайпеде наши писатели участвовали в мероприятиях: «Весна поэзии», «Книга моря». Были проведены встречи с немецкими писателями: Лидке, Эвеллином Виком, Шоном. Организация приняла участие в мероприятиях посвященных Агнесс Мигель, в кантовских днях, конференции по Симону Даху.[55]

В 1992 году по инициативе питерских писателей, при поддержке Собчака и представителей писательской организации Швеции Питера Курмана состоялся рейс по Балтике круизного парохода «Константина Симонов», на борту его триста писателей из европейских стран и представители Петербурга и Калининграда постоянно вели дискуссии и искали пути для взаимодействия. Пароход имел заходы в Хельсинки, Таллин, Стокгольм, Любек, Копенгаген – и во всех этих городах проходили встречи с читателями и с руководителями различных стран. Итогом рейса и стало создание Союза писателей стран Балтики, куда вошла и Калининградская писательская организация. По инициативе этого Союза был выстроен Международный центр писателей и переводчиков на шведском острове Готланд. В этом центре постоянно проходят встречи писателей из разных стран, а так же семинары и конференции. Одна из таких встреч, подготовленная правлением союза писателей Балтики, прошла в Калининграде и была приурочена к 750-летию города. Участники рейса на Симонове поддержали издание калининградскими писателями литературного журнала «Запад России» и обязались представлять безгонорарно свои произведения.[56]

Первый номер вышел уже в 1992 году. Выпуск своего журнала «Запад России» был давней мечтой писателей, но в прежние времена такие инициативы не поощрялись, новые журналы открывались только с позволения правительства и партийных верхов. Теперь эти препятствия были сняты. Область впервые за всю ее послевоенную историю обрела свой толстый литературный журнал. Выход его позволил оперативно донести до читателей современные произведения местных авторов, он широко открыл свои страницы для молодых литераторов, за три года в нем дебютировали более сорока начинающих поэтов и прозаиков. Большой раздел в журнале заняли краеведение и история, много места уделялось вопросам развития культуры и возрождения духовности, отношениям религии и культуры. Были выпущены тематические номера, посвященные различным национальным культурам, отдельные номера, отражающие творческую и культурную жизнь таких городов, как Советск, Балтийск, Багратионовск.[57]

Журнал «Запад России» постоянно в рубрике «Литературная Ганза» давал произведения писателей стран Балтийского побережья.

Выдающиеся деятели мировой культуры увековечены в памятниках и названиях улиц нашего города, об этом рассказывалось в разделах "Памятники" и "Улицы". Также можно было прочитать биографии известных писателей и поэтов, чьими именами названы улицы города.

Разделы "Писатели" и "Издания" показывают современный облик литературы города.

Журнал издавался десять лет, было издано 24 номера, каждый из которых стал заметным явлением в культурной жизни края.

Лишенная финансирования, находясь в тяжелых условиях, Калининградская писательская организация стала одной из самых действенных в составе Союза российских писателей.

Калининградское объединение писателей трудно представить без его организатора Глушкина. В 1990 году Глушкина избирают руководителем Калининградской писательской организации. Наступает пора гласности и свободы слова. Она приносит новые возможности для творчества и в то же время ввергает литературу в стихию рынка. Писательская организация лишается финансирования, издатели ориентируются на западное детективное и эротическое чтиво. В этих условиях Глушкин делает все возможное для сохранения организации, вошедшую в демократический Союз российских писателей. Глушкин становится главным редактором и основателем литературно-художественного журнала “Запад России”. Журнал стал связующим звеном местной литературы и литературы окружающих область стран. Калининградская писательская организация вступила в Союз писателей Балтики. Итогом совместной работы с писателями Германии, Польши и Литвы стала антология “Лики родной земли”, выпущенная на четырех языках. Глушкин был редактором-составителем русского варианта. В антологию вошли произведения авторов, живших и живущих на территории бывшей Восточной Пруссии - от Канта, Гофмана, Донелайтиса до Ленца, Черняускаса и Снегова, а также других современных писателей. Антология была широко востребована и повсеместно одобрена критикой. Она стала ещё одним мостом для соединения культур и лучшего взаимопонимания людей из приграничных стран. За эту книгу Глушкин получил звание лауреата Артиады народов России. А за вклад в расширение контактов между Российской и Европейской культурой диплом Канта. Об этом человеке я рассказала подробнее в приложении. В феврале 1997 года О. Глушкин оставляет свой пост председателя областной писательской организации и на это место избирается поэт Сергей Погоняев.[58]

Активно включился в работу приехавший в нашу область в 1982 году один из лучших прозаиков России лауреат литературных премий Юрий Куранов, перу которого принадлежат более трех десятков книг. Он является одним из основателей Калининградского регионального отделения демократического Союза российских писателей. Казалось бы, наступило его время, но по-прежнему его не издают в Калининграде, по-прежнему дозированы издания в столице. Лишь в журнале “Запад России” появляются его резкие исповедальные рассказы и сюрреалистические миниатюры.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.