рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Учебное пособие: История отечественного государства и права

С точки зрения буржуазии идеальными в области уголовного права и уголовного процесса являлись разработанные еще при царизме Уголовное уложение 1903 г. и Судебные уставы 1864 г. По мнению Юридического совещания, требовалось лишь немного улучшить текст отдельных статей. Пока же на практике следственным органам и судам рекомендовалось применять эти документы в прежних редакциях.

Некоторые изменения в уголовное законодательство Временное правительство все же внесло. В июле-августе 1917 г. усиливаются уголовные репрессии по ряду преступлений. К ним относились призывы к убийству, разбою, грабежу и другим тяжким преступлениям. Устанавливалась уголовная ответственность (каторга) за агитацию против политики правительства. Аналогичную цель преследовали также такие новые составы преступления, как призыв к дезорганизации, анархии.

Закон от 19 июля 1917 г. установил уголовную ответственность за забастовки железнодорожников.

2 августа 1917 г. военный министр и министр внутренних дел получили право в административном порядке арестовывать и высылать лиц, действия которых будут признаны опасными. Устанавливая эти меры, правительство подготавливало мероприятия по очистке Петрограда от нежелательных элементов путем высылки многих тысяч революционно настроенных рабочих. Такие меры Временному правительству все же не удалось провести, но многих большевиков на основании закона от 2 августа 1917 г. арестовали и содержали в тюрьме.

4 августа 1917г. Временное правительство приняло еще один закон об усилении уголовной ответственности (пожизненная или срочная каторга) за насильственное посягательство на изменение существующего строя в России. Вполне ясно, что этот закон предусматривал прежде всего расправу с большевиками.

Путем усиления уголовной репрессии Временное правительство делает безуспешную попытку остановить развитие революционного движения в стране, предотвратить надвигающуюся социалистическую революцию.

§ 3. Возрождение Советов

Почти одновременно с возникновением Временного правительства, даже несколько раньше, складывается другая, принципиально отличная система органов власти.27 февраля 1917 г., когда депутаты распущенной царем Думы размышляли над тем, что им делать, в том же Таврическом дворце, только в другом его крыле, начали собираться депутаты Петроградского Совета. Если Временное правительство стремилось обеспечить юридическую преемственность с царизмом, советы 1917 г. возродили ту идею, которая возникла в массах еще в 1905 г.

Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов стал первым органом революционной власти. Но вслед за ним, и очень скоро, по всей стране создаются Советы рабочих, солдатских, крестьянских и разных других депутатов. Первоначально Петроградский Совет выполнял функции руководителя советской системы. Однако скоро эта система стала упорядочиваться. Советы возникали в отдельных населенных пунктах, гарнизонах, воинских частях, в том числе и на фронте, хотя носили порой разные наименования. Вскоре возникла известная тенденция к их объединению, консолидации, созданию именно системы органов. Так, например, сельские советы одной волости решали созвать свой волостной съезд. Советы нескольких волостей, в свою очередь, собирались на уездные съезды советов, а уездные - на губернский. В конце концов были созваны всероссийские съезды советов.

В отличие от советов 1905 г. новые советы сразу стали создаваться как объединенные: если раньше существовали отдельно советы рабочих, солдатских, крестьянских депутатов, то новый Петроградский Совет сразу объединил рабочих и солдат.д.ругие советы последовали его примеру. Полного объединения всех родов советов, правда, не произошло, но скоро сложились две основные системы: советы рабочих и солдатских депутатов и крестьянские советы. Конечно, строгого разграничения между этими системами не было, но тем не менее во всероссийском масштабе сложились руководящие органы именно по названным объединениям. В мае 1917 г. был созван Всероссийский съезд крестьянских советов, а в июне - советов рабочих и солдатских депутатов.

Советы создавали свои исполнительные органы - исполнительные комитеты. Это касалось и съездов советов. Поскольку съезды советов - волостные, уездные, губернские - позаседав, распускали своих депутатов по домам, то возникла потребность в постоянно действующем органе, который исполнял бы их решения. Так возникли уездные, губернские и иные исполнительные комитеты советов. Во главе обеих систем стали соответственно Центральный Исполнительный Комитет крестьянских Советов и ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов, избранные названными съездами.

Все советские органы были выборными. Выборы проходили в порядке, который подсказывало народное творчество, то есть первоначально без каких-то особых правил. Постепенно жизнь вырабатывала такие правила, которые потом сложились в более или менее упорядоченное избирательное право.

Первые советы рабочих депутатов обычно избирались по предприятиям, на собраниях трудовых коллективов, в которых иногда участвовали, а иногда и не участвовали служащие. Солдатские комитеты избирались по воинским подразделениям и частям, крестьянские советы - на сельских сходах. Таким образом складывалась избирательная система, при которой избирали и избирались все трудящиеся, но в выборах не участвовала буржуазия (кроме сельских Советов, в выборах которых участвовали все крестьяне, в том числе и зажиточные). Мы видим, что новое избирательное право формировалось как классовое, а не общенародное. Трудящиеся в рамках своего класса обладали всеобщим избирательным правом, независимо от пола, национальности, вероисповедания и всех других цензов, кроме, пожалуй, возрастного, который был достаточно зыбким.

Что касается принципа равенства избирателей, то его трудно было соблюсти в условиях, когда нормы представительства во всех советах были достаточно пестрыми. Постепенное формирование системы советов снизу вверх привело и к возникновению принципа многоступенчатых выборов - от сельсоветов до Всероссийского съезда Советов. Порядок голосования тоже был различным. Чаще, однако, применялось открытое голосование, обусловленное массовой неграмотностью трудящихся, а также митинговым характером первых избирательных собраний.

Советы, рожденные революцией, сразу стали органами власти. При этом сложилась своеобразная ситуация, когда Временному правительству принадлежала номинальная власть, а Советам - фактическая. Сложилось известное двоевластие. Правда, А.Ф. Керенский в своих мемуарах с раздражением утверждал, что никакого двоевластия не было, просто Советы «мешали» Временному правительству. * Такое утверждение содержит в себе, однако, элемент признания: если «мешали», то, значит, могли мешать, т.е. были какой-то силой.

* См.: Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте // Вопросы истории. 1990. №12. С.146.

И действительно, в первые месяцы революции советы стали реальными хозяевами на предприятиях, транспорте, в воинских частях. Впрочем, со временем власть стала все больше переходить от Советов к органам Временного правительства, и это было сделано не без воли руководства самих Советов.

Дело тут в партийном составе этого руководства. Первое время в советах господствовали две социалистические, но очень умеренные партии - социалисты-революционеры (эсеры) и социал-демократы (меньшевики). Они старались не ссориться с буржуазными партиями. Вскоре эсеры и меньшевики даже вошли в состав Временного правительства, создав коалицию с министрами-капиталистами. Не случайно и I Съезд Советов рабочих и солдатских депутатов высказался в поддержку Временного правительства. В этой связи грех жаловаться А.Ф. Керенскому, что Советы ему мешали, когда он стал премьером.

Но уже весной 1917г. постепенно начинается большевизация советов. Народные массы, разочарованные Февральской революцией, которая не дала им ни мира, ни земли, ни хлеба, все больше революционизируются, что отталкивает их от партии умеренных и привлекает к более радикальным организациям. Этот процесс усиливается в августе - сентябре, показателем чего стал, например, переход советов Москвы, Петрограда в руки большевиков. Один из наиболее видных лидеров большевистской партии Л.Д. Троцкий (Бронштейн) стал председателем Петросовета.

Полевение Советов означало, что на них можно было делать ставку в политической борьбе, и большевики не преминули этим воспользоваться. Лозунг «Вся власть Советам! », от которого большевики на время отказались, вновь встал в повестку дня и был реализован в октябре 1917 г.

* * *

В результате Февральской революции Россия сделала новый шаг на пути превращения в буржуазное государство, хотя многочисленные пережитки феодализма еще сохранялись и были попутно устранены лишь Октябрьской революцией.

Коренным образом изменилась форма правления. Россия стала сначала монархией без монарха, а затем была провозглашена республикой.

Форма государственного единства не претерпела сколько-нибудь заметных изменений. В России в принципе сохранялся бюрократический унитаризм. Временное правительство стремилось сохранить единую и неделимую Россию, хотя в стране развивалось движение за независимость, федерацию, автономию многочисленных народов павшей империи.

Переход власти от феодалов к буржуазии, как известно, не требует обязательного слома феодального государства. Поскольку задачи и функции феодального и буржуазного эксплуататорского государства сходны, достаточно простого приспособления государства к новым условиям. Однако в России благодаря широкому размаху революции, активному участию в ней народных масс, руководящей роли рабочего класса были упразднены многие старые органы и целые их системы, особенно те, которые были связаны непосредственно с угнетением трудящихся.

Правовая система России после революции претерпела небольшие изменения. Особенно заметны они в сфере государственного права. Временному правительству пришлось санкционировать завоеванные народом в боях демократические права, свободы, которые теперь стали осуществляться без всяких ограничений. Издание избирательных законов для выборов в Учредительное собрание и органы местного самоуправления внесло принципиальные изменения в избирательное право, построенное теперь на основе наиболее передовых для своего времени принципов буржуазной демократии. Но исторические часы этой демократии в России были уже сочтены.


Заключение

Мы рассмотрели развитие государства и права на территории нашей страны от их возникновения до Великой Октябрьской социалистической революции. Этот период объединяет при всем его многообразии одна общая черта все государства и правовые системы, существовавшие в то время, базировались на производственных отношениях, основанных по преимуществу на принципе частной собственности. Эта собственность была различной при рабовладельческом, феодальном и буржуазном строе, хотя, конечно, невозможно выделить в чистом виде тот или иной тип общественных отношений Производственные отношения, основанные на частной собственности, породили и соответствующие противоречия, на которые приходилось реагировать государству правовыми и неправовыми методами.

На развитие государства и права оказали большое влияние не только экономика, но также национальные и религиозные отношения. Исконная полиэтничность Руси, неуклонное расширение территории Российского государства не могли не отразиться на политическом строе и тем более на правовой системе. Введение христианства в Закавказье, мусульманства на Кавказе и в Средней Азии, а особенно православия на Руси стали значительными вехами на пути развития государства и права в нашей стране Российское государство и право на протяжении веков сложилось как многоконфессиональное при господствующем положении православной религии.

Государство и право в нашей стране возникло двумя основными способами. В Закавказье и Средней Азии этот процесс происходил в основном в классической форме - путем образования рабовладельческого государства и права. Однако на большей части территории нашей страны государственность и право возникли другим путем Здесь совершился исторический скачок через формацию, и государство и право сложились сразу как феодальные институты. Наличие или отсутствие рабовладельческого этапа в истории государства и права нельзя считать ни достоинством, ни недостатком, это лишь проявление объективных закономерностей.

История государства и права нашей многонациональной страны есть история государственности и права многих народов, стоявших на разных ступенях развития. Исторические судьбы сложились так, что все они объединились вокруг русского народа, на долю которого выпала высокая миссия создать великое государство. Создание громадного государства, раскинувшегося на одной шестой земного шара, само по себе является великой заслугой русского народа. Оно обеспечило взаимообогащение культур, создало лучшие условия для их мирной жизни, обеспечило стабильность существования.

Конечно, присоединение нерусских народов к России проходило в тех формах, которые были свойственны феодализму во всем мире, хотя в нашей стране были и свои существенные особенности. В большинстве случаев такое присоединение было насильственным. Однако были и случаи добровольного вхождения в состав Российского государства, даже настоятельные просьбы об этом. Многонациональный характер Российской империи и исторический тип государства, а также различный уровень развития ее народов, обусловили вместе с тем определенное неравноправие и даже угнетение, породившее соответствующие национально-освободительные движения.

История Русского государства и права занимает центральное место в истории государства и права народов нашей Родины. Государственность русского народа вышла из общей колыбели трех славянских народов. В основе ее лежит история Древнерусского государства. Русский народ, подобно другим народам Европы и Азии, миновал рабовладельческую формацию. Но феодализм здесь просуществовал более тысячи лет. Соответственно феодальный тип государства и права занимает почти всю дооктябрьскую эпоху развития государства и права России.

Феодальное государство в России прошло все основные исторические формы - раннефеодальное государство, сословно-представительную монархию, абсолютизм. Русская феодальная государственность знает обе формы правления - не только монархию, но и республику. Правда, республики на Руси существовали лишь на стадии раннего феодализма, но на протяжении нескольких веков и в отличие от западноевропейских были громадными государствами. Здесь зародились первые представительные органы и даже непосредственное участие народа в управлении, опровергающие мнение о русских как исконных поклонниках монархии. Представительные органы как в центре, так и на местах, возникали затем и в монархической России.

Форма государственного единства прошла путь от государства, связанного лишь отношениями сюзеренитета-вассалитета, до унитарного и бюрократически централизованного государства. При этом во все времена в составе России находились районы, обладающие особым правовым статусом, если не подрывающие ее унитаризм, то несколько разнообразившие его формы.

Право России развивалось под влиянием условий жизни народов нашей страны, экономических и иных. Крупными вехами не только в истории нашей Родины, но и во всемирной истории государства и права явились Русская Правда, Соборное Уложение, Свод законов Российской империи.

Вместе с тем правовая система России включила в себя и впитала определенные нормы и институты зарубежного права. Это относится, в частности, и к нормам канонического права - прежде всего православного и мусульманского.

Характерной чертой правовой системы России явилось включение в нее в готовом виде правовых систем тех государств, которые к ней присоединялись. На протяжении десятилетий и даже веков они действовали параллельно с имперским правом, постепенно сливаясь с ним. Тем самым обеспечивался учет региональных и национальных особенностей населения империи.

Институты гражданского права развивались в направлении защиты прав собственника, развитие экономики и гражданского оборота обусловило все большее усложнение системы договоров, под влиянием канонического права развивались институты наследственного и семейного права. В уголовном праве с самого начала проявляется четкая тенденция к защите личности - жизни, здоровья, чести человека. Правда, почти на всем протяжении эпохи уголовное право подходит к человеку с классовых, сословных позиций, различая ответственность и по объекту, и по субъекту преступления в зависимости от положения того и другого на социальной лестнице. Процессуальное право от архаичных институтов, выросших из первобытнообщинного строя, развивается до достаточно совершенной системы судебных уставов, стоявших на уровне европейского законодательства.

Характерной чертой истории Российского государства и права является в основном эволюционность развития.

Эволюционные процессы развития государства и права в России были прерваны революционными потрясениями начала XX века. Великая Октябрьская революция открыла новую главу не только российской, но и всемирной истории государства и права. В наше время этому событию дается различная оценка. Однако при всех условиях значение Октября как крупнейшего исторического рубежа, завершающего целую эпоху, остается несомненным.


Литература

Памятники права

1.      Памятники русского права. Вып. I-VIII.М., 1952 - 1961.

2.      Российское законодательство Х - XX веков. Т.1 - 9. Под общ. ред.О.И. Чистякова. - М., 1984 - 1994.

3.      Статут Великого княжества Литовского 1529 г. Минск, I960. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период.Ч. l. M., 1990.

Литературные источники

4.      Витте С.Ю. Воспоминания. В 3-х томах.М., 1960.

5.      Герберштейн С. Записки о Московии.М., 1988.

6.      Деникин А.И. Очерки русской смуты. В 2-х томах.М., 1991.

7.      Дневник П.А. Валуева. В 2-х томах.М., 1961.

8.      Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте // Вопросы истории.М., 1990. № 6-12; 1991. № 1-5.

9.      Константин Багрянородный. Об управлении империей.М., 1989.

10.    Кропоткин П.А. Записки революционера.М., 1990.

11.    Набоков В. Временное правительство (воспоминания).М., 1991. Повести Древней Руси.Л., 1983.

12.    Родзянко М.В. Крушение империи. Харьков. 1990.

13.    Савенков Б. Записки террориста.М., 1991.

14.    Исследования

15.    Абдулатипов Р.Г., Болтенова Л.Ф., Яров Ю.Ф. Федерализм в истории России: Кн.1 и 2.М., 1992.

16.    Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судьбы реформ в России.М., 1991.

17.    Алексеев Ю.Г. Псковская судная грамота и ее время.Л., 1980.

18.    Алъшиц Л.Н. Начало самодержавия в России.Л., 1988.

19.    Борисов Н.С. Русская церковь в политической борьбе XIV - XV веков.М., 1986.

20.    Буганов В.И., Преображенский А.А., Тихонов Ю.А. Эволюция феодализма в России.М., 1980.

21.    Вансявичус С.А. Государственно-правовые институты Великого княжества Литовского: по статутам 1529, 1566,1588 гг. Вильнюс, 1981.

22.    Васильева Н.И., Гальперин Г.Б., Королев А.И. Первая российская революция и самодержавие (государственно-правовые проблемы). Л, 1975

23.    Введение христианства на Руси.М., 1987.

24.    Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону, 1995.

25.    Гордиенко Н.С. «Крещение Руси»: факты против легенд и мифов.Л., 1986.

26.    Государственные учреждения России XVI - XVIII вв. /Под ред. Н Б. Голиковой.М., 1991.

27.    Давлетшин Г.М. Волжская Булгария: духовная культура. Казань, 1990.

28.    Егоров Ю.А. История государства и права Эстонской ССР. Таллин, 1981.

29.    Ерошкин Н.П. Крепостническое самодержавие и его политические институты (первая половина XIX века).М., 1980.

30.    Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. Изд.2.М., 1960.

31.    Зайончковский П.А. Российское самодержавие в конце XIX века.М., 1978.

32.    Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX веке.М., 1978.

33.    История государства и права Казахской ССР. Ч.1. Алма-Ата, 1973.

34.    История государства и права Украинской ССР. Т.1. Киев, 1987.

35.    Казанцев С.М. История царской прокуратуры. СПб., 1993.

36.    Калньть В.Е. Очерки истории государства и права Латвии в XI - XIX вв. Эпоха феодализма и домонополистического капитализма. Рига. 1980.

37.    Карамзин Н.М. История государства Российского. Кн.1-4.М., 1988-1989.

38.    Ключевский В.О. Соч. В 9-ти томах.М., 1987 - 1990.

39.    Костомаров Н. Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада (история Новгорода, Пскова и Вятки). СПб.1886.

40.    Лаптева Л.Е. Земские учреждения в России.М., 1993.

41.    Лимонов Ю.А. Владимиро-Суздальская Русь: Очерки социально-политической истории.Л., 1987.

42.    Ловмянский Х. Русь и норманны.М., 1985.

43.    Мавродина Р.М. Киевская Русь и кочевники (печенеги, торки, половцы). Л, 1983.

44.    Маньков А.Г. Уложение 1649 г. Кодекс феодального права России.Л., 1980.

45.    Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Первого.М., 1984.

46.    Мулукаев Р.С. Полиция в России (IX в. - начало XX в). Нижний Новгород, 1993.

47.    Никольский Н.М. История русской церкви.М., 1985.

48.    Новосельцев А.П., Пашуто В.Т., Черепнин Л.В. Пути развития феодализма М., 1972.

49.    Носов Н.Е. Становление сословно-представительных учреждении в России.Л., 1969. -

50.    Падалка Л.П. Происхождение и значение имени «Русь». Полтава. 1913.

51.    Развитие русского права в XV - пер. пол. XVII в.М., 1986.

52.    Развитие русского права второй половины XVII-XVIII вв.М., 1992.

53.    Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества (XII - XIII вв).М., 1993.

54.    Сафонов М.М. Проблемы реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII и XIX вв.Л., 1988.

55.    Сахаров А.Н. Дипломатия Святослава.М., 1982.

56.    Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси.Л., 1983.

57.    Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян.М., 1979.

58.    Скрынников Р.Г. Иван Грозный.М., 1983.

59.    Смирнов А.П. Волжские булгары.М., 1951.

60.    Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн.1 - 15.М., 1959-1966.

61.    Старцев В.И. Внутренняя политика Временного правительства первого созыва.Л., 1980.

62.    Сукиасян А.Г. Общественно-политический строй и право Армении в эпоху раннего феодализма. Ереван. 1963.

63.    Сургуладзе И.И. История государства и права Грузии. Тбилиси. 1963.

64.    Сыромятников Б.Н. «Регулярное» государство Петра Первого и его идеология.Ч. I.М. - Л., 1943.

65.    Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в.М., 1974.

66.    Троицкий С.М. Россия в XVIII в. Сборник статей и публикаций.М., 1982.

67.    Цатурова М К. Русское семейное право XVI - XVIII вв.М., 1991.

68.    Черепнин Л.В. Образование Русского централизованного государства.М., 1978.

69.    Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в XVI - XVII вв.М., 1978.

70.    Черменский Е.Д. IV Государственная дума и свержение царизма в России.М., 1976.

71.    Шмидт С.О. Становление российского самодержавства. Исследование социально-политической истории Ивана Грозного.М., 1973.

72.    Избашян К.Н. Армянские государства эпохи Багратипов и Византия IX-XI вв.М., 1988.

73.    Юшков С.В. Общественно-политический строй и право Киевского государства.М., 1949.

74.    Янин В.Л. Новгородские посадники.М., 1962.

75.    Янин В.Л. Социально-политическая структура Новгорода в свете археологических исследований. Новгородский исторический сборник.Л., 1982.

Учебное издание

76.    История отечественного государства и права Часть I

77.    Лицензия ЛР № 040537 от 21 октября 1997 г.

78.    Подписано в печать 16.12.97. Формат 60 х 90/16. Бумага газетная.

79.    Гарнитура Journal. Печать офсетная. Объем 22,5 п. л.

80.    Тираж 10 000 экз. Заказ № 182.

81.    Издательство БЕК. Москва, пр-т Мира, д.101, оф.516.

82.    Отпечатано с готового оригинал-макета в типографии И ПО «Полигран» 125438, Москва, Пакгаузное ш.1.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.