рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Учебное пособие: Отечественная история

Революционные агитаторы использовали промахи правительства для его дискредитации, выступая за немедленное прекращение войны. Большевики (В. И. Ленин) выдвинули лозунг поражения своего правительства в войне и призывали народы превратить империалистическую войну в гражданскую.

Активизировалась либеральная оппозиция, создав в 1915 г. Прогрессивный блок, который вел критику царя и его министров под лозунгом создания «правительства доверия» и «ответственного министерства». Реализация этого лозунга означала бы реальное превращение России в конституционную монархию. Критика правительства велась с трибуны Думы и со страниц легальной печати, подрывая его авторитет. Политический кризис, обозначившийся уже в 1915 г., проявился в «министерской чехарде», катастрофическом падении авторитета Николая II из-за «распутинщины», бесцеремонного вмешательства в государственные дела царицы Александры Федоровны и неумелых действий царя как Верховного главнокомандующего. К зиме 1916-1917 гг. все слои населения осознавали неспособность царского правительства преодолеть экономический и политический кризис.

4. Россия в 1917 году: альтернативы исторического развития

Февральская революция 1917 г. уничтожила старую государственную систему и создала новую политическую ситуацию. В стране сложилась буржуазно-демократическая республика с Временным правительством во главе, хотя окончательное решение вопроса о новой форме власти было отложено до созыва Учредительного собрания, также как и решение других важнейших проблем – о войне, рабочей, национальной, аграрной. Сам февральский переворот был осуществлен в столице рабочими и солдатами, но их интересы представляли в основном умеренные социалисты. Сложилась ситуация двоевластия, при которой Временное правительство (князь Г. Е. Львов) должно было согласовывать свои действия с Петроградским советом (Н. С. Чхеидзе), выражавшим волю восставших масс, но согласившимся с передачей власти буржуазному правительству в силу уверенности его лидеров в том, что буржуазная революция завершается приходом к власти буржуазии. Эта ситуация существовала до июля 1917 г., хотя уже в апреле левые силы, в первую очередь большевики, отказали правительству в доверии и выдвинули лозунг «Вся власть Советам!»

Политика Временного правительства привела к углублению экономического кризиса. К осени объемы промышленного производства сократились на 30-40%, сельскохозяйственного – на 20%, стоимость рубля упала до 7 коп., государственный долг увеличился до 50 млрд рублей, ухудшилось положение на транспорте и ситуация с продовольствием в городах. Все меры правительства – хлебная, сахарная и угольная монополии, нормированное распределение продуктов, секвестр пекарен – не улучшили положения, так как проводились недостаточно энергично и последовательно. Началась хозяйственная разруха. Авторитет правительства падал. Не улучшило его положения формирование 5 мая коалиционного состава с включением представителей Петросовета. Нарастало безвластие, хаос и анархия, начался политический распад страны: была признана независимость Польши и автономия Украины, о независимости заявила Финляндия. Неудачное наступление на фронте, начавшееся 18 июня, еще больше осложнило ситуацию. Левые силы попытались 3-5 июля добиться осуществления лозунга «Вся власть советам!», но демонстрации рабочих и солдат были расстреляны верными правительству войсками, при этом ВЦИК советов, созданный на I съезде Советов рабочих и солдатских депутатов в июне, признал Временное правительство органом защиты революции и вручил ему всю полноту власти. Двоевластие завершилось. Временное правительство возглавил эсер А. Ф. Керенский, оно проявило стремление навести в стране «порядок»: была восстановлена на фронте смертная казнь, распущена красная гвардия (вооруженные рабочие отряды), отданы приказы об арестах лидеров большевиков, о закрытии ряда левых газет. Одновременно правительство пыталось добиться консолидации общества, созвав в Москве 12-15 августа Государственное совещание, но примирить политические силы не удалось. В уставшей от кризиса стране нарастала тенденция к установлению твердой власти в форме военной диктатуры (правые) или диктатуры пролетариата (большевики).

Первыми выступили правые в лице офицерства, но корниловский мятеж, благодаря позиции большевиков и Советов, был подавлен, что изменило политическую ситуацию. Правые были разгромлены, но престиж А. Ф. Керенского и кадетов упал, несмотря на провозглашение 1 сентября России республикой, созыв в сентябре Демократического совещания и формирование Временного Совета Российской Республики (Предпарламента). Одновременно усилилось влияние большевиков, произошла большевизация Советов. Так Петросовет возглавил большевик Л. Д. Троцкий. РСДРП (б) выдвинула лозунг «Долой Временное правительство!» и начала готовить вооруженное восстание, которое произошло 25-26 октября. Уже утром 25 октября Военно-революционный комитет Петросовета (центр подготовки и осуществления восстания) объявил своим воззванием «К гражданам России» о низложении Временного правительства. 26 октября II съезд Советов провозгласил в стране советскую власть, избрал новый состав ВЦИК (Л. Б. Каменев), сформировал временное рабоче-крестьянское правительство – Совет Народных Комиссаров (В. И. Ленин) и принял декреты о мире и о земле.

Захват власти большевиками не был поддержан умеренными социалистами и вызвал резкое сопротивление правых сил. В стране началась длительная гражданская война, в ходе которой окончательно решался вопрос о власти и дальнейшем пути развития России.

5. Гражданская война 1918-1920 гг., ее итоги и последствия

Гражданская война как открытая форма борьбы за власть продолжалась в России три года, при этом до лета 1918 г. она носила характер отдельных локальных столкновений между сторонниками Советской власти и ее внутренними и внешними противниками, а с лета приобрела вид масштабных военных действий, охвативших всю страну, стала войной фронтов.

Большевики, руководившие страной, отстаивали Советскую власть как диктатуру пролетариата. Их программа включала установление социалистических отношений в городе и деревне, равноправие народов и их право на политическое самоопределение, обеспечение мира. Программа их основных противников – «белых», объединявших все правые силы страны при ведущем участии офицерства, начала складывается еще в 1917 г. во время «корниловщины», но в период гражданской войны  она четко не определялась. «Белые» воевали против Советов «за единую и неделимую Россию», заявляя, что характер ее они не хотят предрешать, что это сможет сделать лишь народное представительство. Но в районах их действий восстанавливалась  власть царской администрации, земля возвращалась помещикам, рабочий вопрос решался в рамках законодательства 1912 г. Еще одним противником «красных» летом-осенью 1918 г. была так называемая «демократическая контрреволюция», т. е. блок демократических антисоветских сил, во главе которого стояли правые эсеры. Этот блок, опираясь на интервентов (англичан, чехословаков), которые ликвидировали Советскую власть на большей части территории России, создал областные и всероссийские правительства (Временное Сибирское правительство, Временное правительство Северной области, Комитет членов Учредительного собрания (Комуч) в Самаре, Директорию в Уфе). Последние два заявили о себе как о всероссийских органах власти. Блок был сторонником «демократической альтернативы» в развитии событий, выступая за создание демократической республики в виде федерации, а также демократическое решение рабочего, аграрного и национального вопросов. Но он не получил надежной опоры в народе, и все эти правительства осенью 1918 г. были ликвидированы в ходе наступления «красных» (Самара) или военных переворотов «белых» (Омск, Архангельск), после чего война разворачивалась без их участия.

Большую роль в событиях 1918-1920 гг. сыграла позиция рабочих и крестьян. Программа «красных» оказалась ближе и предпочтительней для народа, их тактика, столь же жесткая, как и у «белых», была все же более гибкой. Они опирались на союз всех народов России и поддержку международного пролетариата, смогли сформировать к концу войны пятимиллионную армию, привлечь на свою сторону крестьянство. «Белые» же так и не преодолели раздробленность своих сил, не получили массовой поддержки народа, их армии достигали лишь 800 тысяч человек. Опираясь на военную и материальную помощь интервентов, они не могли использовать фактор патриотизма. Отстаивая лозунг «единой и неделимой России», они лишились поддержки нерусских народов страны. Все это предопределило исход гражданской войны. Большевики победили в гражданской войне еще и потому, что смогли, благодаря политике «военного коммунизма», мобилизовать все ресурсы страны и превратить ее в единый военный лагерь.

Гражданская война явилась страшным бедствием для России. Она привела к полной хозяйственной разрухе. Материальный ущерб составил более 50 млрд рублей золотом. Промышленное производство сократилось в 7 раз. Была парализована транспортная система. В боях, а также от голода и болезней погибло до 8 млн человек, 2 млн оказались в вынужденной эмиграции. Под влиянием войны возобладала авторитарная тенденция и начала формироваться бюрократическая система управления страной.



Лекция 7. Основные направления и особенности развития советского государства

1. Советская власть: сущность и эволюция политической системы

Законодательными актами, определявшими сущность Советской власти, ее характер и систему государственных органов, были Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа (III съезд Советов, январь 1918 г.) и Конституция РСФСР (V съезд Советов, июль 1918 г.). В них Советская власть определялась как диктатура пролетариата, осуществляемая рабочим классом в союзе с беднейшим крестьянством через Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Она отличалась классовым характером, соединением законодательной и исполнительной власти, гласностью, подотчетностью избирателям вплоть до права избирателей на отзыв депутатов. Допускалась многопартийность в формировании органов власти. Избирательное право было не всеобщим, не равным и не прямым. Им наделялись лишь совершеннолетние граждане, независимо от пола, трудящиеся, не владеющие собственностью и не эксплуатирующие чужой труд. При этом один голос горожанина приравнивался к пяти голосам крестьян. Граждане выбирали непосредственно лишь депутатов сельских и городских Советов, делегаты съездов Советов выбирались депутатами Советов или делегатами нижестоящих съездов Советов.

Высшим органом власти был Всероссийский съезд Советов, функции которого между съездами выполнял Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), избираемый съездом. Правительство (Совнарком) формировалось съездом или ВЦИК и управляло страной через систему народных комиссариатов. В административно-территориальных единицах вся полнота власти принадлежала губернским, уездным и волостным съездам Советов, в населенных пунктах - городским и сельским Советам. Они действовали на основе общероссийских законов и распоряжений высших и центральных органов власти.

С образованием СССР (1922 г.) сущность и принципы власти не изменились, а система органов власти дополнилась союзным звеном: съезд Советов СССР, ЦИК СССР, Совнарком СССР и 10 союзных и союзно-республиканских наркоматов.

В середине 1930-х гг. был сделан вывод о построении в основном социализма и исчезновении частных собственников, эксплуатирующих чужой труд. Поэтому Конституция СССР 1936 г., сохранив Советскую власть как диктатуру пролетариата, ввела всеобщее, равное и прямое избирательное право и изменила систему органов власти. Функции высшего органа стал выполнять избираемый гражданами на 4 года Верховный Совет, а в административно - территориальных единицах – областные и районные Советы депутатов трудящихся. Последняя Конституция СССР 1977 г. определила Советскую власть как общенародную, изменила название ее органов на Советы народных депутатов, но систему государственных органов сохранила прежнюю.

Так выглядела сущность власти и ее система юридически, в реальной жизни все было сложнее и не всегда совпадало с законами. В годы гражданской войны, как признавал В. И. Ленин, фактически существовала диктатура большевистской партии, в 30-40-е гг. – единоличная диктатура И. В. Сталин, а с 60-х гг. - всевластие партийно - государственного бюрократического аппарата. При этом даже в соответствии с Конституцией неотъемлемой и главной частью политической системы являлась правящая партия. Все вопросы государственной жизни рассматривались на общепартийных форумах и заседаниях партийных комитетов и лишь после этого обсуждались органами государства. То есть составной частью политической системы были партийные съезды, Центральный Комитет и Политбюро в центре, а также соответствующие комитеты партии на местах.

2. Основные этапы, направления и особенности социально-экономического развития Советского государства

В социально-экономическом развитии страны можно выделить следующие этапы:

1) Конец 1917 - середина 1918 гг. Это был период осуществления переходных мер к социалистической собственности и производству в условиях многоукладной экономики. Была проведена социализация земли, национализация транспорта и банковской системы, началась национализация крупнейших предприятий и введение рабочего контроля на производстве. Для руководства государственным сектором экономики 2 декабря 1917 г. был создан Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ).

2) Середина 1918-1920 гг. были периодом «военного коммунизма» как комплекса чрезвычайных мер, направленных на мобилизацию экономики и рабочей силы, которые сочетались с мерами социалистическими. К чрезвычайным мерам можно отнести хлебную монополию, продовольственную разверстку, карточную систему, милитаризацию труда, всеобщую трудовую повинность, главкизм. К социалистическим – национализацию земли и промышленности, замену товарно-денежных отношений прямым распределением, бесплатность коммунальных, транспортных и медицинских услуг, систему социальной защиты рабочих.

3) 1921-1928 гг. – период новой экономической политики, направленной на восстановление народного хозяйства и постепенный переход к социализму. В это время была осуществлена частичная денационализация промышленности, государственный сектор переведен на хозрасчет, самофинансирование и самоокупаемость, управление им децентрализовано и осуществлялось через систему территориальных совнархозов. В деревне опора была сделана на единоличника, который получил возможность арендовать землю и использовать наемный труд. Сельскохозяйственное производство регулировалось налогами и кредитами, а также через систему кооперации. Денежная реформа 1922-1924 гг. восстановила стабильность финансовой системы, сокращение государственных расходов позволило перейти к бездефицитному бюджету. В середине 1920-х гг. была полностью восстановлена экономика и начался процесс индустриализации страны.

4) 1929-1941 гг. – время сталинской модернизации страны на основе форсированной индустриализации и коллективизации сельского хозяйства. Было введено директивное планирование и централизованное управление экономикой, ликвидирована ее многоукладность. К концу 30-х гг. СССР превратился в крупную промышленную державу, достигшую экономической независимости и стабильного снабжения страны сельхозпродукцией. Изменилась социальная структура и расширилась (до 65% населения вместо 15% в 1928 г.) сфера социальной политики. Но достигнуто это было за счет огромных людских потерь, падения уровня жизни и сопровождалось огосударствлением социальной сферы и усилением диспропорций в народном хозяйстве.

5) 1941-1945 гг. – период чрезвычайного развития в условиях Великой Отечественной войны.

6) 1945-1953 гг. – восстановительный период, когда шло возрождение промышленности и сельского хозяйства. При этом, как и в довоенный период, главным источником развития промышленности было сельское хозяйство, находившееся в крайне тяжелом положении.

7) 1953 – середина 1960-х гг. – время хрущевских преобразований. Было перестроено управление экономикой за счет его децентрализации (отраслевые министерства в 1957 г. были заменены территориальными совнархозами), определен курс на научно-технический прогресс (НТП) и изменена аграрная политика (уменьшены налоги, увеличены заготовительные цены, за счет государственных средств началось освоение целинных земель, укреплялась материально-техническая база колхозов). Система социальной защиты охватила все население.

8) середина 60-х – середина 80-х гг. – период постепенного замедления темпов социально-экономического развития страны («застоя») из-за отказа от преобразований, свертывания НТП, возврата к директивному планированию и централизованному управлению. Несмотря на благоприятные внешние («разрядка», рост цен на энергоносители) и внутренние (увеличение трудоспособного населения) условия, темпы развития падали (в 60 гг. среднегодовой прирост национального дохода по официальным данным составлял 6-8 %, в первой половине 80-х гг. – 3-3,5%). При сохранении политики, направленной на постоянный рост денежных доходов населения и развитие общественных фондов потребления, это вело к трудностям в снабжении населения продуктами питания и промышленными товарами, особенно длительного пользования.

2.   Перестройка в СССР: необходимость, сущность, основные

 направления, этапы и итоги

 

Нарастание негативных явлений в экономике (падение темпов ее развития, сокращение производства в отдельных отраслях) и рост социального недовольства создавали объективную потребность в преобразованиях. Возможность их появилась со сменой руководства страны в середине 80 гг. Эти преобразования вошли в историю под названием «перестройки 1985-1991 гг.». Задумывалась и осуществлялась она как глубокие реформы, продолжавшие дело Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г., целью которых было создание подлинного демократического социализма вместо социализма, деформированного при И. В. Сталине.

Но в процессе преобразований представление о перестройке у части руководства и общества изменилось. Кроме «реформаторов» (М. С. Горбачев), которые рассматривали преобразования как продолжение социалистической революции, появились недовольные ими «консерваторы» (Е. К. Лигачев) и «реставраторы» (Б. Н. Ельцин). Первых не устраивало то, что процесс перестройки вызвал множество негативных явлений – экономический кризис, забастовочную борьбу, ослабление системы власти, распад СССР, упадок культуры и нравственную деградацию общества, падение авторитета страны в мире. Они предложили ограничить перестройку неглубокими преобразованиями в области управления, ускорением НТП, укреплением дисциплины на производстве и другими подобными мерами. «Реставраторов» не устраивал сам социалистический путь развития страны, который они считали тупиковым. Перестройка, с их точки зрения, должна была стать революцией, но буржуазно-либеральной по характеру и завершиться возвращением страны на путь «общечеловеческого» развития, т.е. к капитализму. Борьба сторонников разного понимания сущности перестройки определяла общественно-политическую жизнь СССР конца 80-х годов, а победа «реставраторов» привела к краху горбачевской перестройки.

Основными ее направлениями были экономическая и политическая реформы, превращение СССР в подлинную федерацию с реальным самоопределением народов, создание условий для свободного развития культуры и перестройка внешней политики на принципах нового политического мышления. Преобразования в экономике предусматривали придание ей многоукладного характера, ограничение вмешательства государства в экономическую жизнь, перевод хозяйства на регулируемые рыночные отношения. Политическая реформа проводилась под лозунгами обеспечения полновластия Советов и создания социалистического правового государства. Реформирование СССР как федерации должно было восстановить добровольность и равноправность союза народов. Провозглашалась свобода творчества, многообразие культурной жизни и прекращение вмешательства в нее государства. Во внешней политике был объявлен отказ от классового принципа пролетарского интернационализма и переход на отстаивание общечеловеческих ценностей (свобода, демократия и т.д.).

Основные этапы преобразований:

1) 1985-1986 гг. – период ускорения социально-экономического развития благодаря переводу экономики на путь интенсификации.

2) 1987 - середина 1988 г. – этап выработки концепции перестройки, подготовки  ее программы (принята XIX Всесоюзной конференцией КПСС летом 1988 г.) и начала первых экономических и политических преобразований.

3) Середина 1988-1991 гг. – время осуществления преобразований во всех сферах жизни общества, постоянного нарастания негативных явлений, кризиса и краха перестройки.

Главным ее итогом стал распад СССР как некогда могучего многонационального государства и завершение советского периода в истории нашего Отечества.


Лекция 8. Россия на пути современной модернизации

После распада СССР началось развитие России как суверенного государства, вставшего на путь современной модернизации. Одним из ее направлений стала радикальная экономическая реформа, целью которой был перевод экономики на рыночные методы хозяйствования. Ее программа, разработанная под руководством Е. Т. Гайдара, была принята в октябре 1991 г. и начала осуществляться с января 1992 г. под названием «шоковой терапии». Одной из первых мер стала либерализация цен, с осени 1992 г. стала осуществляться приватизация государственной собственности сначала на основе ваучеров, а с 1994 г. – свободной продажи акций предприятий. В результате в руки частных предпринимателей перешло 110 тыс. предприятий. Новые формы хозяйствования появились и в аграрном секторе – в 1999 г. акционерные общества, товарищества и кооперативы составили 65,8% сельхозпредприятий. Но перестройка экономики сопровождалась серьезными негативными явлениями: объем промышленного производства сократился на половину, сельскохозяйственного – на одну треть, в сотни раз выросли цены и началась гиперинфляция, в результате чего более 40% населения оказалось ниже черты бедности. Падение производства удалось приостановить лишь к концу 90-х гг., а в начале 2000-х гг. началась некоторая стабилизация экономики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.