рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Учебное пособие: Общетеоретические аспекты гендерологии и феминологии

Учебное пособие: Общетеоретические аспекты гендерологии и феминологии


Общетеоретические аспекты гендерологии и феминологии


1. Гендерология и феминология как науки. Понятие гендер

1.1 Научные и социальные предпосылки категориального обоснования гендера

Термин «гендер» (gender) происходит от английского слова «род». Гендер представляет собой синтез биологических, социальных и индивидуальных особенностей мужчины и женщины. Следует различать термины гендер (англ. gender) – социокультурный пол; и собственно пол, (англ. sex) – биологический пол индивида, который подтверждается анатомическими особенностями организма.

Необходимость различать биологический и социальный пол впервые была обоснована в книге М. Мид «Пол и темперамент в трех примитивных обществах» (1935), но сам термин «гендер» вошел в употребление в западной науке в 1970-е гг., в отечественной науке – в 1990-е гг.

Научные предпосылки категориального обоснования гендера. Научное обоснование категории гендер происходило в западной, прежде всего американской науке на стыке таких наук как социология, культурная антропология (этнография), философия, история, филология, лингвистика, культурология и было тесно сопряжено с трансформациями постиндустриального общества.

Научными и философскими предпосылками возникновения гендерологии и феминологии послужили:

1)         Вторая волна феминизма (1950–1970-гг.) отразившаяся в работы С. де Бовуар, Б. Фридан, Д. Батлер и др. способствовавшая формированию т.н. «женских исследований» (women`s studies);

2)         Основные положения марксизма, обосновавшего социальную природу равенства полов (А. Бебель, К.А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Ф. Энгельс), неомарксизма, в частности Франкфуртской школы (Г. Маркузе);

3)         Феноменология, экзистенциализм, сфокусировавший идею исследования на телесном опыте, смысле, значении, понимавший философию как «разъяснение человеческого опыта», экзистенции. (А. Камю, М. Мерло-Понти, Э. Сартр и М. Хайдеггер);

4)         Постмодернизм, внесший в феминистские тексты ключевой термин «онто-лого-тео-телео-фоно-фалло-центризм», обозначающий иерархический, «мужской», способ организации общества, знания, воспитания, семьи, культуры, языка (Ж. Деррида), поставивший рефлексию человеческой сексуальности на новый уровень (М. Фуко).

Социальные предпосылки категориального обоснования гендера:

·          В сфере производственных отношений происходит постепенное и все ускоряющееся нивелирование традиционной системы гендерного разделения труда. Ведущей, динамической силой этого процесса являются женщины, которые быстро осваивают мужские профессии, уравниваются с мужчинами по уровню образования;

·          В политической сфере заметно меняются гендерные отношения власти: женщины получают возможность влиять на политику или непосредственно принимать участие в ней;

·          Эволюционируют семейно-брачные отношения. Стираются традиционные роли мужчины и женщины в семье. Возникает проблема совмещения социальных ролей, проблемы формирования идентичности детей и взрослых;

·          Изменения в структуре гендерных ролей преломляются в нивелировании (стирании различий) социокультурных стереотипов маскулинности и фемининности;

·          В постиндустриальном обществе меняется репрезентация мужской и женской сексуальности.

·          Характерной чертой современного общества является все более активная деятельность женщин в социальной, экономической, политической и других областях – происходит феминизация современного общества

В 60–70 гг. ХХ века под влиянием женских движений в США и Западной Европе появились женские и гендерные исследования. Исследователи отмечают, что в истории их становления и развития можно выделить несколько этапов.

Первый этап характеризуется тем, что в темы научных изысканий механически включались данные о женщинах. Этот подход – «просто добавить женщину» – не решал основных задач, т. к. ни одна из традиционных научных дисциплин не могла всесторонне осветить особенности социально-психологического статуса женщины в семье и обществе.

Второй этап. С начала 1980-х гг. начался процесс интеграции женских исследований в высшее образование США. В университетах началось широкое обсуждение статуса женщин и предубеждений (гендерных предрассудков), сформировавшихся в социуме и находящих отражение в литературе и образовании. Исследования явно требовали междисциплинарного подхода и одновременно претендовали на статус самостоятельной дисциплины. В то же время междисциплинарный характер женских исследований указывал и на её интеграцию с традиционными отраслями знания – по этой причине появляются такие дисциплины как психология женщин, историческая феминология, женская литература. В этот же период появляется так называемая феминистская педагогика, рекомендующая превращать студенческую аудиторию в интерактивную обучающую среду, интеллектуально и эмоционально вовлекать всех присутствующих.

С середины 80-х гг. ХХ века наметился третий этап в развитии женских исследований за рубежом. Он был связан с настоятельной необходимостью включить в учебные университетские программы опыт меньшинств и при этом учитывать индивидуальные различия студентов. Чернонокожие женщины также потребовали включения в концепцию женственности расовых и классовых различий. Оформляется концепция множественной идентичности женщин.

Четвёртый этап начался с 1990 г. Внимание исследователей обратилось к международным проблемам женщин. В 1980-х - 1990-х гг. женские и гендерные исследования активно проводятся в Европе. Изучаются такие темы, как гендерная идентичность и репрезентации; семья, право и меняющиеся дискурсы гендера; сексуальность; насилие в отношении женщин и др. В 1996 г. при Гендерном институте Лондонской школы экономики организована Международная сеть гендерных исследований. Гендерные исследования проводятся в Восточной Европе и России, где гендерология и феминология получают статус университетской науки.

1.2 Понятие гендер, феминность, маскулинность, андрогинность

Понятие «гендер» является центральным и ключевым в гендерологии и феминологии.

В 1968 г. Р. Столлер впервые обозначил различие понятий «пол» и «гендер». Хронологически феминология сформировалась ранее, чем гендерология, которая появилась как следствие интенсивных гендерных исследований в рамках предметных областей различных наук в последней трети XX в. Гендерология стала преемницей феминологии и феминизма.

Одно из первых определений гендера возникло в связи с феминистским анализом современного общества, критикой дискриминационного положения женщин. Гендер как инновационный научный и философский дискурс[1] впервые сформировался в США, где гендерные исследования получили статус официальной учебной и научной дисциплины.

В культурной антропологии было предпринято категориальное обоснование гендера. В статье антрополога Г. Рубин «Обмен женщинами: заметки по поводу политической экономии» полов» (1974) «гендер» определяется как комплекс соглашений, регулирующих биологический пол как предмет общественной деятельности.

Социология. Социолог Э. Гидденс, определяет понятие гендер следующим образом: пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между женщиной и мужчиной, понятие «гендер» затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности. Если пол индивида биологически детерминирован, то род (гендер) является культурно и социально заданным.

Э. Оукли в работе «Пол, гендер и общество» (1972): разграничила понятия пол и гендер следующим образом:

·          «Пол» (sex) является словом, которое соотнесено с биологическими различиями между мужчиной и женщиной: разница в воспроизводящей функции.

·          «Гендер» (gender) предмет культуры: он соотнесён с социальной классификацией на «маскулинное» и «фемининное».

·          Постоянство пола должно быть признано, но также должно быть признано разнообразие гендера.

Современные социологи определяют гендер как «черты личности и социальные позиции, рассматриваемые членами общества как мужские и женские» (Дж. Масионис).

Таким образом, гендер – достигаемый статус, конструируемый психологическими, культурными и социальными средствами, это система межличностного взаимодействия, посредством которого создается, утверждается, подтверждается и воспроизводится представление о мужском и женском как базовых категориях социального порядка.

Гендер – понятие многозначное:

а) гендер – это социальный статус, который определяет индивидуальные возможности в образовании, профессиональной деятельности, доступе к власти, сексуальности, семейной роли и репродуктивного поведения (Goffman, 1976). Данное определение построено через отнесение гендера к другим социостатусам (профессии, общественному, гражданскому статусу).

б) гендер – совокупность поведенческих характеристик и ролей, определяющих личный, социальный и правовой статус мужчины или женщины в определенном обществе (Money, 1965);

в) гендер – это организованная модель социальных отношений между женщинами и мужчинами, не только характеризующая их межличностное общение или взаимодействие в семье, но и определяющая их социальные отношения в основных институтах общества, например, в социальных классах, в иерархиях крупных организаций и при формировании структуры занятости.

Пол – совокупность морфологических и физиологических особенностей организма, обеспечивающих половое размножение.

Гендер – система социокультурных половых отношений, возникающих у мужчин и женщин в результате их общения между собой и с внешним миром и проявляющихся во всех сферах жизни человека и общества.

Мы остановимся на понятии гендер, данном в словаре гендерных терминов: Гендер – это совокупность социальных и культурных норм, смыслов и ожиданий, которые общество предписывает индивидам в зависимости от их пола. Гендер – один из способов социальной стратификации, влияющих на социальное положение женщин и мужчин, на доступ к ресурсам, на их жизненные стратегии и практики[2].

Т.В. Бендас дает следующую трактовку понятий маскулинность и фемининность:

Маскулинность (лат. masculinus – мужской) – набор личностных и поведенческих черт, соответствующих стереотипу «настоящего мужчины»: мужественность, уверенность в себе, властность и т.д.

Фемининность (лат. femina – женщина) – набор личностных и поведенческих черт, соответствующих стереотипу «настоящей женщины»: мягкость, заботливость, нежность, слабость, беззащитность и т.д.

Андрогинность – набор личностных и поведенческих черт, которые характеризуются как сильно выраженные мужские, так и сильно выраженные женские.

1.3 Объект и предмет гендерологии. Объект и предмет феминологии

Гендерология – наука молодая, которая начала свое формирование за рубежом с 1980-х гг., в России – с 1990-х гг. на базе гендерных исследований в рамках предметных областей различных наук

В отличие от феминологии, занимающейся исключительно проблемами женщин, гендерология (от англ. gender – род и греч. logos – учение) охватывает проблемы обоих полов, индивидов с различной гендерной и сексуальной идентичностью.

Объект гендерологии – закономерности социального конструирования пола

Предмет гендерологии – закономерности репрезентации социальных особенностей пола (гендер).

Каждый человек есть продукт сложного взаимодействия наследственности и среды. В течение всей жизни, а особенно в период взросления, обретения личностных характеристик, идет процесс полоролевой социализации, освоения определенных моделей поведения. Доминантная проблема гендерологии заключается в том, что понимается под нормами мужского и женского поведения и каков характер отношений между полами, чем детерминируются это поведение и эти отношения. В различных культурах, в различные эпохи, господствуют свои собственные укоренившиеся твердые представления о том, каким должно быть поведение мужчины и женщины.

Феминология (от латин. femina – женщина) – это наука о положении и роли женщины в обществе. Она выступает в двух ипостасях: как наука и как учебная дисциплина, новый компонент профессионального обучения, впервые внедренный при подготовке квалифицированных специалистов социальной работы.

Объект феминологии – закономерности социального положения женщин.

Предмет феминологии – социально-политические, экономические, социально-психологические закономерности решения женского вопроса (дискриминация женщин, неравенство полов).

Отличие гендерологии от феминологии состоит в том. что научный интерес первой направлен на изучение проблем мужского и женского пола в равной степени.

Феминология исходит из того, что культуре присущи гендерная асимметрия, маскулинная доминация и неравенство полов. Таким образом, феминология, сформировавшаяся на волне женского движения, концентрируется на женских проблемах.

Тем не менее, в науке возникает вопрос о соотношении объектов исследования научных дисциплинк «феминология» и «гендерология»

Феминология рассматривает совокупность социально-экономических, политических, правовых, социо-культурных условий, сложившихся в обществе для реализации общих с мужчинами и специфических интересов женщин, обеспечения их жизнедеятельности во всех сферах общественной жизни. Таково современное определение феминологии. Отсюда следует, что главным объектом феминологии являются женщины.

Гендерный подход должен включать постановку и решение андрологических проблем, понимание социальной обусловленности мужского образа, содержания этого образа и социальных ролей мужчины в прошлом и в настоящем, анализ мужской психологии и общественного сознания. Аналогично анализу женских проблем в феминологии, подобный анализ должен составить предмет андрологии. В перспективе можно определить предмет гендерологии как предмет феминологии плюс предмет андрологии.

Целью гендерологии, как и феминологии, является не замена патриархатного общества матриархатным, а ликвидация антагонизма полов и обеспечение гармонии мужской и женской половины человечества – в гармонии социального развития.


2. Количественные и качественные методы гендерных исследований

2.1 Понятие метода. Специфика методологии гендерологии и феминологии

Метод – это основной способ сбора, обработки и анализа данных.

Методологией в широком смысле называют систему принципов научного исследования, или учение о методе. Методология в узком смысле означает совокупность исследовательских процедур, техники и методов, включая приемы сбора и обработки данных.

Техникой называют совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.

Методика – это совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь.

Процедурой называют последовательность всех операций, общую систему действий и способов организации исследования, систему приемов сбора и обработки социологической информации. Методы могут заимствоваться, развиваться, переходить из одной научной сферы в другую.

Предметом гендерных исследований становятся социальные, политические, экономические, сексуальные и другие проблемы мужчин и женщин. Они рассматриваются как междисциплинарные, находящиеся на стыке наук. В то же время гендерные проблемы могут исследоваться в рамках одной дисциплины. Сегодня они активно изучаются в социологии, философии, культурологии, искусстве, лингвистике, экономике, антропологии, истории, теории и технологиях социальной работы, геронтологии и т.д.

Термин «гендерные исследования» (gender studies) появился в 1980-е гг, когда в университетах США были открыты соответствующие факультеты и кафедры; в Западной Европе появились ассоциации и научно-исследовательские центры, ведущие разработки гендерной проблематики. Возраст академических курсов женских исследований (women's studies) в американских университетах примерно на десять лет старше; параллельно было учреждено и несколько академических программ феминистских исследований (feminist studies).

В основе гендерного исследования лежит гендерный анализ – это процесс оценки различного воздействия, оказываемого на женщин и мужчин, существующими или предлагаемыми программами, законодательством, государственным политическим курсом – во всех сферах жизни общества и государства. Гендерный анализ – это также сбор качественной информации и понимание гендерных тенденций в экономике и обществе, использование этих знаний для выявления потенциальных проблем, поиска решений в ежедневной работе. Одновременно это инструмент для понимания социальных процессов. Он позволяет увидеть и сравнить: каким образом и почему политические, экономические, социальные и иные факторы по-разному влияют на женщин и мужчин.

2.2 Методы гендерных исследований

В предметную область гендерологии активно привлекаются методы гуманитарных и естественных дисциплин, идет выработка новых методов и пересмотр традиционной научной методологии.

Исследовательские методы гендерологии могут быть заимствованы как из естественно-научных дисциплин, так и из гуманитарных и социальных наук. Следовательно, в равной степени допустимо говорить о применимости методов психодиагностики, количественных и качественных методов социологии, метода историзма, интерпретативных стратегий гуманитарных и некоторых социальных наук, количественных методов биологических наук. Поэтому можно сделать заключение, что «гендерные исследования в настоящий момент не являются дисциплиной, а скорее междисциплинарной областью исследований» (Петрова, 2007).

В гендерных исследованиях в социальной работе наиболее часто используются методы социологии[3].

Различают количественную и качественную исследовательские методологии.

В количественных – массовых социальных исследованиях конкретный человек не рассматривается как уникальная личность, но лишь как представитель определенного пола, возраста, рода занятий, типа поведения, то есть как представитель определенной группы.

– В результате количественного исследования накапливается массив данных, и поскольку связи в количественном исследовании носят статистический характер, количество респондентов здесь имеет большое значение.

– Философской методологией таких исследований выступает позитивизм – уверенность в возможности изучения социального мира таким же способом, каким изучается физический мир естественными науками.

В качественной методологии в фокусе анализа находится индивид, организация или определенная социальная практика.

– Это малые выборки, где нет строгого требования к количеству информантов (тех, кто предоставляет информацию, рассказывая о своем опыте).

– В результате сбора данных исследователь получает совокупность полевых материалов, которые подвергаются, по преимуществу, описательному анализу.

– Выводы не носят такой статистической определенности и строгости, как в количественном исследовании – это обобщении, имеющие характер предположений.

Рис. 2. Количественные и качественные методы сбора данных в гендерных исследованиях

Количественные Качественные

Массовый опрос

(анкетирование, формализованное интервью

Первичные данные Свободное интервью
Невключенное наблюдение Включенное наблюдение
Анализ статистики госуд. служб Вторичные данные Анализ данных, полученных другими учеными
Изучение записей, современных и ист. документов Анализ личных документов Анализ газетных публикаций, обзоров

Выделяются методы исследования, которые наиболее часто используются в гендерных исследованиях (в частности в социальной работе).

Биографический метод. Центральным объектом исследования на основе биографического метода является индивидуальная жизнь человека, связанная с его непосредственным окружением, микросредой. Основными аспектами исследования становятся субъективные представления индивида о своей жизни и социальной реальности.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.