рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпаргалка: История государства и права зарубежных стран

1) последовательность смены его форм (раннее Средневековье, развитое Средневековье, позднее Средневековье);

2) политическая власть переходит от короля в руки отдельных светских и духовных магнатов;

3) крестьянская община, являющаяся исторически обусловленной формой объединения крестьян, ведет индивидуальное хозяйство и обладает минимальными административными и судебными функциями;

4) сложность взаимоотношений светских владык и христианской церкви, которая постепенно превращалась в крупнейшего земельного собственника. В 1054 г. произошел раздел христианской церкви на восточную (грекокатолическую) и западную (римско-католическую);

5) важность роли средневековых городов в формировании политического и правового сознания в Западной Европе. История средневековых городов - это борьба городского населения за личную свободу, иные вольности и привилегии, за политическое самоуправление, а в ряде случаев и за экономическую автономию;

6) главным институтом в политической системе оставалось государство. Средневековое государство, закрепляя феодальные формы собственности на землю и средства производства, сословные привилегии феодалов, осуществляло общесоциальные функции (поддержание мира, охраняло традиционные нормы общественного порядка и т.д.). В Средние века определяются контуры основных правовых систем - континентальной и англо-саксонской, складываются их специфические и несхожие правовые институты. В XI в. появляются первые кодифицированные сборники с изложением основных принципов феодального права. В становлении общеевропейской правовой культуры особую роль сыграло кодифицированное городское право со строго фиксированными норма-ми и каноническое право. Источники канонического права - Священное

Писание, Деяния святых апостолов, Послания к римлянам и др. Главенствующим источником нового канонического права становятся папские конституции (буллы, бреве, энциклики, рескрипты и др.). Со временем римские источники права выходят из употребления и забываются. Им на смену приходит упрощенное римское право, которое по приказу королей объединялось в специальные кодексы. Своеобразное возрождение римского права поддерживала католическая церковь, увидевшая в нем средство, способное поддержать каноническое право и притязания пап на мировое господство. Наиболее разработанной частью римского права в классический период было обязательственное право, которое являлось юридической формой товарно-денежного обращения. В институциях Гая договоры (контракты) были разделены на четыре основные группы: вербальные, литеральные, реальные, консенсуальные. Момент наступления ответственности был избран критерием для отнесения сделок, к названному типу договоров и в данном случае. Она наступала сразу же по заключении соглашения, отсюда и название консенсуальный (от consensus - соглашение). Среди консенсуальных договоров особое место занял договор купли-продажи (при господстве манципации данный вид договора был реальным). Ответственность сторон возникала теперь не с передачей вещи, а не-медленно по заключении соглашения - в любой из дозволенных форм: письменной или устной. Оборот товаров был значительно облегчен.

В формулярном процессе значительно повысилась роль претора, который перестал быть пассивным участником сакральных обрядов, совершавшихся сторонами при легисакционном процессе. Интенция - требовательная часть формулы, она содержит указание на предмет иска и его правовое основание. Поначалу формула претора состояла только из интенции, снабженной репликой претора. С течением времени формула приобретает триединую форму: за интенцией следует эксцепция и кондемнация.

Эксцепция, т.е. в переводе - возражение, протест, особое мнение, заявлялась ответчиком, и, если она была резонной, т.е. опиравшейся на закон, добрую совесть

или справедливость, претор соответствующим образом формулировал свое указание судье в третьей и по-следней части формулы - кондемнации. дения Западной Римской империи, по указанию ви-зантийского императора Юстиниана. Руководство кодификационными работами осуществлял видный юрист Трибониан. Результатом работы комиссии явилось составление ряда крупных сборников римского права, подвергшихся, однако, интерполяциям - включениям норм более позднего, в частности греческого и восточного, права. Кодекс Юстиниана был разделен на 12 книг, в которых рассматриваются вопросы церковного права и христианской теологии, различные вопросы частного и публичного права. Каждая книга распадается на титулы, а титулы - на фрагменты. Через три года после начала работы были готовы две основные части кодификации - дигесты и институции. Дигесты, или пандекты, составляют важнейшую часть кодификации императора Юстиниана. Дигесты должны были стать всеобъемлющим сборником, охватывающим правовое наследие классической эпохи (самая толстая книга кодификации – около 100 листов).

Дигесты, или пандекты, составлены из сочинений выдающихся римских юристов (в извлечениях). Здесь излагается и комментируется действующее право. Институциями был назван учебник для студентов византийских юридических учебных заведений.

Третья и последняя часть свода - это собрание императорских постановлений, собственно Кодекс Юстиниана. Все дополнения и изменения, вносимые в свод последующим законодательством, составили особую часть - Новеллы. От новелл отличались интерполяции, которыми стали называть всякие скрытые, неоговоренные изменения текста, внесенные в дигесты.

17. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ФРАНКОВ

По своему типу гос-во франков – раннефеодальная монархия. С элементами старой общинной организации и учреждения племенной демократии. Демокатия, тк. возникла в обществе, вступавшем в эпоху феодализма в процессу разложения первобытнообщинного строя, минуя в своем развитии стадию рабовладения. Хаарно: многоукладность (сочетание рабовладельческих, родоплеменных, общинных, феодальных отношений), и незавершенность процесса создание основных кругов феод. общества. Периоды: с кон.5-до7 в – монархия династии Меровингов, с 8по9в монархия Каролингов. Династия Меровингов правила во франском гос-ве с 467 по 751 гг. В период ее правления у франков зарождаются феод. отношения. В 5-6 вв. общинные родовые связи еще сохраняются, отношения эксплуатации среди самих франков не были развиты, немногочисленной была и франкская служилая знать, формировавшаяся в правящую вершувку в ходе военных походов Хлодвига. Салическая правда записанная в нач.6 в по распоряжению Хлодвига, содержит указания на существование у франков социальных групп: 1. служилые знати – приближенные к королям, 2. свободных франков (общинников), 3. полусвободных (литов), 4. рабов. Особенность 5-6в в Западной Европе является начало идеологического наступления христианской церкви. Возрастающая роль церкви стала проявляться в ее властных притязаний. Знать пополняется гало-римской аристократией, перешедшей на службу к франкским королям. При этом создание феод. отношений ускорилось из-за столкновения общинных порядков франков и частно-собственнических порядков гало-римлян. В сер.7в в северной Галлии начинает складываться феод. вотчина с хар-ным для нее разделением земли на господскую и крестьянкую. Корол-ая и императорская династия королингов сменила Меровингов в 751 г, прекратила свое существование в 10 в. Переход корол-ой власти к Каролингам обеспечили успехи Крала Мартелла, 1из представителей этого рода, бывшего майордомом Франского гос-ва в 715-741. Он восстановил политич. единство корол-ва и фактически сосредоточил в своих руках верховную власть. Земли, конфискованные у некопорных магнатов и монастырей, вместе с жившими на них крестьянами передавались в условно-пожизненное держание – бенефиций. Бенефициарий – держатель бенефиция – был обязан в пользу лица, вручившего землю, несли службу преимущественно военную иногда административную. Отказ от службы или измена королю лишали право на пожалование

На территории бывшей Римской империи сложились варварские государства. Они возникали в результате завоевания провинций союзами германских племен – государство вандалов, бургундов, готов, вестготов. Варварские государства были непрочными политическими образованиями – легко возникали и исчезали. Исключение составляло государство Франков: оно возникло в конце 5 века н.э. в результате завоевания союзом германских племен Франков, римской провинции – Галлии (Франция). В момент завоевания у Франков господствовал строй военной демократии, но само завоевание территории предопределяло ускоренное разложение родоплеменных отношений и возникновение государства. Вождь франков – Хлодвиг – после завоевания уничтожил почти всех представителей франкской родоплеменной знати и установил единоличную власть.Т. о. Государство франков возникло как монархия, которую историки называют раннефеодальной. Особенность государства Франков в том, что оно стало сразу формироваться, как феодальное, минуя этап рабовладения.

Феодализм предполагал наличие двух основных классов: крупные землевладельцы и зависимое крестьянство. Крупные землевладельцы в государстве Франков сформировались из следующих категорий населения:

Военная знать, ближайшее окружение Хлодвига. Хлодвик стал раздавать землю своим приближенным в виде аллода – частичное наследование землевладения.

Мест. Галла Римская знать, которая признала власть Хлодвига и сохранить свои Латифундии.

Христианская церковь: монархии, паства, чему способствовало притяжение христианства Хлодвига и его окружения.

Класс зависимого христианства формировался следующей категорией населения: - местное завоеванное население, получало статус литов, т.е. полузависимых от местного землевладельца крестьян. Со временем к этой категории крестьян были отнесены и колоны; во-вторых, шел процесс закрепления самих рядовых Франков, которые первоначально жили свободными общинами – марка.

Широкое распространение получила комендация, т.е. добровольная отдача себя под покровительство местного крупного землевладельца. Это объяснялось тем, что сильной и организованной власти на местах не существовало и свободные Франки постепенно подвергнулись грабежам со стороны то одного, то другого местного землевладельца. В результате комендации сразу возникла личная и имущественная зависимость. Другим способом закрепления крестьян было закрепление договоров прекарий – землевладельцы захватили значительную часть земель и крестьяне страдали от малоземелья. В результате договора прекария крестьянин отдавал земельный участок в собственность земледельца, а тот, в свою очередь, передавал участок в аренду. В отличии от комендации, пекарий вначале порождал лишь имущественную зависимость, но не личную. С 7 века начинается массовый процесс закрепощения крестьян, когда целые общины заключали кабальные грамоты с местным землевладельцем.

По форме правления государство Франков – раннефеодальная монархия. После смерти Хлодвига власть перешла к его сыновьям, и, т. о., утвердился принцип наследования, но, первоначально, Хлодвиг рассматривался в качестве военного вождя и должен был учитывать мнение такого органа, как "мартовское поле" – общее собрание всех франков, но, со временем, собрание франков приобрело форму простых военных смотров и стали называться "майские поля". Аппарат управления формировался из личных слуг монарха, так, высшим должностным лицом стал майордом – старший по дому. Так смотритель конюшни стал командующим конницы – маршал. Личный писец Хлодвига стал в целом заниматься государственным делопроизводством – канцлером. Такой способ формирования государственного аппарата объяснялся тем, что Хлодвиг, его наследники относились к государству, как к своему личному хозяйству. В 8 веке династия Хлодвига ослабла. Государство разделилось на 4 части, в которых реально правили не потомки Хлодвига, а майордомы. Это объяснялось тем, что в результате раздачи земель своим приближенным в виде аллодов сами потомки Хлодвига остались безземельными. Характерная черта феодализма в прямой зависимости реальной власти от объема землевладения. В первой половине 8 века возникла реальная угроза арабского завоевания и стали вторгаться в государство Франков. В этих условиях майордом Карл Мартелл объединил все государство в ходе подготовки к решающему сражению с арабами и провел одновременно земельную и военную реформы. Карл Мартелл объявил набор в армию, у непокорных землевладельцам отобрал землю, а также реквизировал часть земель церкви. Эти свободные земли он стал раздавать, но не в виде аллода, а в форме бенефиция (благодеяния) – условное ненаследуемое землевладение за военную службу. Создав, т. о. боеспособную армию – кавалерию – в решающей битве 732 г. при Пуатье франки одержали победу.

Сын Карла Мателла сверг последнего потомка Хлодвига, в государстве франков стала править новая династия Каролингов. Внук Карла Мателла, имея хорошо организованную дисциплинированную армию осуществлял значительные внешние завоевания и в 800 г. был объявлен Римским Папой императором. Т.о. государство Франков преобразовалось в империю Карла Великого. В рамках этой империи и завершился процесс феодализации. Специальными актами император обязал крестьян найти себе господина. Постепенно сложился обычай передачи земельных владений сыну Бенефициария и т. о. возникла новая форма землевладения – феод – условно наследуемое землевладение за военную службу. Испытывая трудности в управлении органами империи, Карл Великий стал крупным феодалам иммунитетные грамоты, в которых раздавал им право самостоятельно вершить суд, собирать налоги, иметь свою армию, вести внешние войны. Т.о. крупные феодальные владения переросли в минимальные государства. После смещения Карла Великого начались междоусобные войны и поэтому в 943 г.3 внука Карла Великого заключили Верденский договор, по которому империя делилась на 3 самостоятельных государства. Позднее они назвались Франция, Германия, Италия.


18. СОСЛОВНО – ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ ВО ФРАНЦИИ

В начале XIV в. во Франции на смену сеньориальной монархии приходит новая форма феодального государства - сословно-представительная монархия. Становление сословно-представительной монархии неразрывно связано с прогрессивным для данного периода процессом политической централизации (уже к началу XIV в. было объединено 3/4 территории страны), дальнейшим возвышением королевской власти, ликвидацией самовластия отдельных феодалов. Сеньориальная власть феодалов по существу утратила свой самостоятельный политический характер.

На пути французских королей, стремившихся к объединению страны и к усилению личной власти, было еще одно серьезное политическое препятствие - римско-католическая церковь. К концу XIII - началу XIV в. окрепшая королевская власть становилась все более несовместимой с политикой римской курии.

Сословно-представительная монархия утвердилась на определенном этапе централизации страны, когда не были до конца преодолены автономные права феодальных сеньоров, католической церкви, городских корпораций и т.д.

Королевская власть постепенно ломала политическую структуру, характерную для сеньориальной монархии. Но она сталкивалась с мощным сопротивлением феодальной олигархии, кот. не могла преодолеть лишь собственными средствами. Поэтому политическая сила короля в значительной мере проистекала от поддержки, получаемой от феодальных сословий. К началу XIV в. окончательно оформляется построенный на политическом компромиссе, а поэтому не всегда прочный союз короля и представителей разных сословий, в том числе и третьего сословия.


19. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ФРАНЦИИ В ЭПОХУ АБСОЛЮТИЗМА (16 – СЕРЕДИНА 18 ВВ)

XVI-XVII вв завершается процесс объединения страны, гос-во приближается к абсолютизму, становление которого связано с именами Франциска 1, Генриха 4и кардинала Ришелье, сосредоточив в своих руках всю полноту власти, ликвидирует политические вольности гугенотов, подчиняет дворянство интересам центральной власти, ограничивает права парламента. Кардинал изменил организацию местного управления: он поделил страну на 54 округа и направил в каждый по интендату. Годы правления Людовика 14 – зенит абсолютизма. Система органов, на которое опирался монарх, состояла из гос-ого совета, совета внутренних дел, тайного совета, совета финансов, счетная палата, палата акцизных сборов, палата вооружения. В 17 в. Происходит переход к постоянной наемной армии.

20. ФРАНЦУЗСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВОЕ ПРАВО: ИСТОЧНИКИ ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА. УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Источники права – обычаи (кутюмы) провинций, районов и городов, королевские указы, распоряжения феодалов. В 8 веке появляются сбоники обычного права (1из них является труд Бомануара "Кутюмы Бовези"). В 15 в многие сборники обычаев утверждаются королевскими указами. На развитие права Франции заметное влияние оказала каноническое и римское право. Правое положение населения. Духовенство освобождалось от военной службы и большинство аналогов. Преступления и тяжбы духовных лиц рассматривались в церковных судах. В пользу духовенства был установлен особый налог – 10тина. Дворянином признавался владелец феодов. Дворянам принадлежало исключительное право занимать воинские и духовные должности, право охоты. Большинство крестьян было прикреплено к земле и отрабатывало барщину или платило оброк. Со временем увеличивается число крестьян, обладающих личной свободой (вилланов). Имущественные отношения. Между сеньорами и вассалами возникали особые имущественные отношения, объект которых – земля. Сеньор, передавший земельный участок (феод) вассалу сохранял права на этот участок, а вассал не становился полным собственником земли. Вассал обладал правами владения земельным участком и получения с него доходов, пользовался исковой защитой. Вассал был обязан оказывать военную помощь своему ближайшему сеньору, участвовать в сеньоральных судах. Семья и наследование. Семейные отношения регулировались каноническим правом. Мужчины могли жениться с 14 лет, а женщины замуж с 12-ти. Церковь не разрешала вступать в брак представителям духовенства, некрещеным подданным, запрещались браки близких родственников. Крепостные крестьяне вступили в брак только с согласия господина. Главой семьи считался мужчина. С 14 в замужняя женщина была объявлена недееспособной. Католическая церковь не допускала разводы. До 12 века поместье умершего феодала возвращалось к сеньору и из его рук поступало наследникам. Владельцем феода становился старший сын. Движимое имущество наследовали кровные родственники. Жена не признавалась наследницей мужа, но ей полагалась половина общего имущества супругов, либо брачный дар, назначенный мужем при вступлении в брак. В южных областях было широко распространено наследование по завещанию. Правонарушения и ответственные за них. Кутюмы Бовези демонстрируют высокий уровень разработанности уголовного права. Бомануар отходит от казуистики при определении преступлений и составляет абстрактные формулы правонарушений, выделяет формы вины, упоминает о соучастии. Из правила личной ответственности нарушителя существовали изъятия (при посягательстве на личность короля к ответственности привлекались родственники преступника). В Кутюмах выделяются 3 разновидности преступлений: 1. преступления подлежащие королевской юрисдикции – карается смертной казнью, 2. преступления карающиеся тюремным заключением и конфискацией имущества, 3. преступления карающиеся наложением штрафа. Наказание зависело не только от тяжб преступления, но и от того, кто его совершил и кому нанесен ущерб. Ответственность наступала при наличии вины нарушителя. Судеб. процесс. Основной принцип феод. юстиции – каждый должен быть судим судом равных. Кутюмы Бовези позволяют сделать вывод о состязательном хар-ре судеб. процесса (как по гражд-им, так и по уг. делам). Времен ранней феод. монархии. Потерпевший самостоятельно вызывал ответчика (обвиняемого) в суд, на сторонах спора лежала обязанность розыска доказательств. Кутюмы закрепляли правило: "Никто не может быть судьей в своем суде". Преступника нельзя приговорить к смертной казне до тех пор, пока его преступление не доказано. Решение объявлялось в присутствии сторон с тем, чтобы они могли впоследствии подать апелляц. жалобу. С 12 в в короле-их судах утверждается следственный тип процесса, в к-ром судеб. органы могут самостоятельно возбуждать дело и собирать док-ва, широко применяются пытки и ограничена гласность, принцип презумпции виновности обвиняемого

21. АНГЛИЯ В ПЕРИОД СОСЛОВНО ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ. "ВЕЛИКАЯ ХАРТИЯ ВОЛЬНОСТЕЙ". БОРЬБА СЕНЬОРОВ И КОРОЛЯ

В Англии уже с ХIII в. начал формироваться сословный строй. В отличии от Франции, в Англии не сложилось единого сословия дворянства. В Англии крупное и среднее дворянство (бароны) противопоставляли себя мелким феодалам (рыцарям). Это объясняется тем, что рыцарство в Англии формировалось из незнатных слоев населения – свободные крестьяне, горожане. В конце ХIII в. король издал акт, в котором обязал зажиточных горожан и крестьян покупать у него патент. В своих противоречиях с баронами король всегда мог опереться на свободное крестьянство и рыцарство. Исключение составляло лишь правление Иоанна Безземельного. Этот король вел неудачную войну с Францией, поссорился с римским папой и обложил население тяжелыми налогами. Против недовольных он применял незаконные аресты, тюремное заключение, высылки и т.д. В этих условиях король потерял поддержку горожан и рыцарства, и в 1215 г. вынужден был подписать подготовленный баронами и иерархами церкви, Великую хартию вольностей. В этом акте король обещал устранить злоупотребление, установить налоги только с общего совета королевства, не нарушать старинные англосаксонские вольности и обычаи, не подвергать подданных незаконным арестам и конфискации земель. В этом акте было предусмотрено, что свободные лица за правонарушение должны подвергаться только суду пэров, т.е. равных. Особо оговаривалось сохранение за церковью ее земель и привилегий. Этот акт предусматривал создание комитета 25 баронов для контроля за королевскими чиновниками и расходованием средств.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.