рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпаргалка: История отечественного государства и права: предмет, метод, периодизация

Вершиной политического творчества Сперанского М.М. стал конституционный проект 1809 под названием "Введение к уложению государственных законов". Проект предполагал установление в России конституционной монархии с разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную. Парламентский орган впервые в русской политической практике был назван Государственной думой. Высшей законодательной палатой объявлялся Государственный совет. Ряд государственных органов сохраняли свои прежние названия, но их функции существенно изменялись. В основу избирательной системы был положен не сословный принцип, а имущественный ценз, т.е. владение имуществом. Формально проект не затрагивал крепостного права, но созданная Сперанским М.М. правовая система не оставляла для него места. Проект Сперанского М.М. содержал в себе большую политическую силу, и поэтому почти столетие он держался в секрете и в полном виде стал известен только в н. XX в. Сперанскому М.М. и тем более Александру I было ясно, что разом внедрить новую государственную систему невозможно: слишком сильно было влияние консервативных кругов общества. Поэтому план стал внедряться по частям. Началу перемен положило учреждение министерств вместо прежних петровских коллегий, изрядно устаревших за прошедшее столетие. Министерства были учреждены 8 СН 1802, но первоначально они мало что изменили, т.к. сохранился чиновничий аппарат из коллегий. Только после появления общего плана Сперанского М.М. в 1811 министерства обрели окончательную структуру исполнительной власти.


28. Реформы государственного управления Александра I.”Введение к уложению государственных законов” М.М.Сперанского (2-ой вариант)

Россия этого периода - абсолютная монархия. Император возглавлял всю систему власти в стране, осуществлял объединение и координацию всех отраслей управления. В этот период монарх начинает рассматриваться не просто как «отец нации», что характерно для всех традиционных обществ, но и как хранитель законности. В начале XIX в. инициатором преобразований в сфере государственного устройства и социальных отношений выступил император Александр I (1801- 1825). Исследователи выделяют в царствовании Александра I два периода:

1) 1801 --1812 гг. - период подготовки реформ и стремление провести широкомасштабные преобразования либеральной направленности;

2) 1814--1825 гг. - во внутренней и внешней политике стали преобладать консервативные тенденции.

Реформаторская политика в России всегда была обусловлена целым рядом факторов, вследствие чего все реформы в той или иной степени имели общие характерные черты:

- реформы инициировались «сверху» - самодержцем;

- реформаторская деятельность всегда наталкивалась на сопротивление достаточно многочисленной «контрреформаторской партии»;

- судьба реформ всегда находилась в прямой зависимости от соотношения реформаторских и контрреформаторских сил;

- влияние реформ на последующее развитие страны нередко было двойственным. Успешные, последовательные преобразования предотвращали революционные потрясения, а реформы непродуманные или недоведенные до конца приближали их.

Реформы в области государственного управления:

1) в 1802 г. устаревшие коллегии, которые еще с Петровских времен являлись главными органами исполнительной власти, были заменены министерствами. Эта мера завершила процесс разграничения функций органов государственного управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министерств перед императором, усилению централизации и укреплению самодержавия. В России начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья. Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, финансов, коммерции и народного просвещения и др.;

2) в 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Его участие и законотворческой деятельности выразилось в том, что он получил право делать «представления» императору по поводу устаревших законов. Постепенно шел процесс сужения компетенции Сената, который из высшего органа суда и надзора за правительственными учреждениями превратился в 20-е гг. XIX в. в высший судебный орган. Департаменты Сената являлись высшими апелляционными инстанциями для судов губерний.

Реформы в социальной сфере:

1) восстановлены Жалованные грамоты дворянству и городам;

2) расширены права купцов, мещан и казенных крестьян - им разрешили покупать у помещиков незаселенные земли, что разрушило монополию дворянства на владение землей;

3) улучшилось положение крепостных крестьян - помещики уже не могли, как раньше, ссылать своих крепостных в Сибирь без суда и следствия и получили указание освобождать своих крепостных обязательно с землей.

4) указы 1804-1805 гг. в определенной степени ограничивали крепостное право в Лифляндской и Эстляндской губерниях. Крестьян запрещалось продавать без земли. Они объявлялись наследственными владельцами своих земельных наделов. Их повинности фиксировались определенными комиссиями; вводились крестьянское самоуправление и крестьянские суды.

Реформы в области образования:

1) в 1803 г. было издано новое Положение «Обустройстве учебных заведений». В 1804 г. открылись Харьковский и Казанский университеты. Педагогический институт в Петербурге (с 1819 г. - университет). В 1811 г. основан Царскосельский лицей;

2) издан ряд законодательных актов, регламентирующих деятельность учебных заведений. Например, Университетский устав 1804 г. предоставил широкую самостоятельность Совету профессоров, разрешив выбирать ректора и деканов;

3) созданы органы управления просвещением и образованием. Особенно важную роль в выработке проекта реформ, направленных на общую демократизацию государственного строя в России, сыграл М. М. Сперанский (1772-1839), выдающийся государственный деятель. К концу 1809 г. он предоставил Александру I план государственных преобразований «Введение к Уложению государственных законов», по которому:

- рекомендовалось дать стране конституцию при сохранении института самодержавия;

- важнейшими характеристиками политической системы должны были стать законность, выборность определенной части чиновников и их личная ответственность;

- расширялись политические права купцов, мещан и государственных крестьян, которые наряду с дворянами должны были выбирать Государственную думу и распорядительные волостные, окружные и губернские думы, а также судебные органы;

- предусматривалось практическое воплощение в жизнь принципа разделения властей, четкое разграничение функций между законодательными, исполнительными и судебными учреждениями. Исполнительная власть должна быть сосредоточена в министерствах. Систему законодательных учреждений должны составлять думы - волостные, уездные, губернские и общегосударственные. Высшей судебной инстанцией становился Сенат. Высшим учреждением при императоре должен был стать Государственный совет, в котором сосредоточивались все законодательные, исполнительные и судебные функции и который становился связующим звеном между императором и всеми государственными структурами. Члены Государственного совета назначались царем.

Из всех предложений Сперанского были приняты лишь несколько:

- в 1809 г. издан Указ о придворных званиях, согласно которому служба при дворе не давала никаких привилегий, а лица, имеющие придворные звания, были обязаны поступить на гражданскую или воинскую службу;

- все чиновники должны были иметь соответствующее образование

- знать право, историю, географию, иностранный язык, статистику, математику и даже физику, и в том случае, если образование было домашним, надо было сдать определенные экзамены «на чин»;

- в 1810 г. Негласный совет (действовал с 1801 по 1810 гг.) был упразднен, и высшим законосовещательным органом стал Государственный совет;

- с 1811 г. начал действовать важный законодательный акт, определяющий основные принципы организационного устройства министров и порядок их деятельности,

- «Общее учреждение министерств». Принятие этого документа завершило министерскую реформу 1802 г.;

29. Развитие права в первой половине XIX в. Систематизация права

Стремительный рост числа законодательных актов привел к путанице и несогласованному применению законов, что требовало проведения систематизации и приведения в нормативное соответствие существующего законодательства.

Было предпринято несколько попыток систематизации, проводившихся Уложенными комиссиями, но успешной и результативной оказалась работа II отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии в период правления Николая I. Ведущая роль в организации проведения систематизации отводится М.М. Сперанскому, под руководством которого были созданы проекты гражданского, уголовного и торгового уложения, но они были отклонены как основанные на французском революционном законодательстве.

В 1826 г. работа по систематизации возобновилась и велась поэтапно по трем направлениям:

1) создание Полного собрания законов Российской империи (ПСЗ);

2) создание Свода действующих законов Российской империи (СДЗ);

3) создание нового Уложения.

В 1830 г. было подготовлено ПСЗ, в 1831 г. оно было опубликовано. Законодательные акты в ПСЗ располагались в хронологическом порядке, оно включало 40 томов законов и 6 томов приложений.

СДЗ был опубликован в 1832 г. и введен в действие в 1835 г. В него были включены лишь действующие акты. располагавшиеся по определенной системе - по отраслям права.

Создание нового Уложения завершено не было, т. к. царь был против нововведений в законодательстве. Как часть Уложения в 1845 г. было издано Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. Рост промышленности и торговли обусловил развитие гражданского права, в котором значительное внимание уделялось укреплению права собственности, имущество делилось на недвижимое и движимое, различалось законное и незаконное владение. В обязательственном праве различались обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда. СДЗ регулировал составление, исполнение и прекращение договоров (Д). Предметом Д могли быть имущество и действия лиц. Д мог заключаться письменно или устно. Вводилось нотариальное удостоверение для отдельных Д.Средствами обеспечения Д являлись: задаток, неустойка, поручительство, залог и заклад. Семейное право продолжало традиции церковного брака. Имущество супругов, родителей и детей было раздельным. В наследственном праве расширяется свобода завещания. По закону наследовала мужская нисходящая линия.

30. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.

По Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845, преступление определяется как противоправное виновное деяние (т.е. как сейчас).

Данный свод норм уголовного и процессуального права называют первым российским уголовным кодексом. В нем еще содержались казуальные нормы, было много противоречий, сохранялся сословный подход к назначению наказаний. В Уложении впервые присутствует деление на Общую и Особенную части, проводится различие между преступлением и проступком.

Уложение перечисляет основания, исключающие ответственность: случайность, ошибка, малолетство, сумасшествие, принуждение, непреодолимая сила, необходимая оборона.

Субъективная сторона делится на умысел и неосторожность, близкие к современному пониманию. Устанавливаются виды соучастия: по предварительному соглашению и без такового, и разделяются роли соучастников.

Усложняется система преступлений. По степени тяжести выделялись: преступления против веры, государственные, против порядка управления, должностные, против благочиния, законов о состоянии, против жизни, здоровья, свободы и чести частных лиц, против собственности, семьи.

Система наказаний также была сложной и делилась на наказания уголовные и исправительные.

К уголовным наказаниям относились: лишение всех прав состояния в совокупности либо со смертной казнью, либо со ссылкой на каторгу, либо со ссылкой на поселение в Сибирь или на Кавказ. всех привилегий, имущества, прекращение супружеских и родительских прав.

К исправительным наказаниям относились: ссылка,

отдача в исправительные арестантские роты, заключение

в тюрьму, крепость, арест, выговор в присутствии суда, денежное взыскание.

Дополнительные наказания назначались в дополнение к основному наказанию (поражение в правах, конфискация, битье розгами).

Процесс остается инквизиционным. С 1801 г. запрещается пытка, но на практике она еще применяется. Следствие ведется полицией и делится на предварительное и формальное. Надзор за следствием осуществляют прокуроры и стряпчие. По окончании следствия дело передается в суд, где рассматривается по собранным документам в форме доклада одним из членов суда без привлечения свидетелей и экспертов. Обвиняемый вызывался в суд лишь для выяснения вопроса о том, применялись ли к нему несанкционированные методы ведения следствия.

Доказательства делились на совершенные (собственное признание, письменные доказательства, медицинское экспертное заключение) и несовершенные (улики, повальный обыск).

31. Бюрократическая монархия Николая I

(25.06.1796 - 18.02.1855) Император Всероссийский (14.12.1825 -18.02.1855) После смерти Александра I Россия почти месяц жила без императора. По праву престолонаследия после Александра I, не оставившего потомства, Российским государем должен был стать брат покойного императора Константин Павлович. Но в начале 1820-х годов Константин отрекся от престола в пользу младшего брата Николая и свое отречение оформил официальным письмом к Александру I. Александр принял отречение брата, но не предал его огласке. После смерти императора Александра I великий князь Николай Павлович тотчас присягнул Константину и повелел привести к присяге все полки. Сенат также разослал указ о приведении всех чинов к присяге на верность новому императору. Тем временем в Государственном совете вскрыли пакет с отречением Константина. На 14 декабря 1825 года была объявлена присяга Николаю Павловичу. В тот же день состоялась попытка государственного переворота, названная позднее восстанием декабристов. День 14 декабря произвел неизгладимое впечатление на Николая I и это отразилось на характере всего его царствования. Он писал своему брату: "Дорогой Константин, Ваша воля исполнена: я - император, но какой ценой, Боже мой! ценой крови моих подданных". Николая I к престолу не готовили. Он получил военно-инженерное образование и занимал пост генерал-инспектора армии по инженерной части. Николай имел характер жестокий и деспотичный, не любил никаких теорий и питал недоверие к научному знанию вообще. Царствование Николая I - период наивысшего расцвета абсолютной монархии в ее военно-бюрократической форме. В управлении государством преобладал военный элемент, военные назначались на все важные государственные посты, возглавляли все министерства. Расходы на чиновников и армию поглощали почти все государственные средства. В годы правления Николая был составлен Свод законов Российской империи - кодекс всех существующих к 1835 году законодательных актов. В 1826 году был учрежден Секретный комитет, который занимался крестьянским вопросом. В 1830 году был выработан общий закон о сословиях, в котором проектировался ряд улучшений для крестьян. Для начального обучения крестьянских детей было устроено до 3 тысяч сельских училищ. В 1842 году был издан закон, который давал возможность помещикам освобождать крестьян, наделяя их землей, в ответ на определенные повинности или оброк. Сам Николай I считал, что крепостное право - это зло, но еще большим злом было бы немедленное его разрушение. В 1835 году был учрежден Общий устав императорских Российских университетов. А в 1850 году была прекращена посылка учащихся университетов для научных занятий за границу и повышена плата за обучение, что уменьшило количество студентов. При Николае I были учреждены Военная и Морская академии, открыто 11 кадетских корпусов. В правление Николая Павловича было устроено до 10 тыс. верст шоссейных дорог, около 1 тыс. верст железнодорожного пути (первая железная дорога от Санкт-Петербурга до Царского Села была открыта в 1836 году, а до Москвы - в 1851 году). Было проведено 2 тыс. верст электрического телеграфа. В годы царствования Николая I возросла роль тайной политической полиции - Третьего отделения Собственной его императорского величества канцелярии. Лучшие представители общественной мысли - историки, писатели, журналисты - были стеснены в своей литературной деятельности и личной жизни. Так постепенно создавалось отчуждение между правительством и передовой частью общества. Основным вопросом внешней политики Николая I являлся восточный. В первый же год его правления Россия начала войну с Персией, по окончании которой, в 1828 году, к России были присоеденены Эриванская и Нахичеванская области. Война России с Турцией (1827 г.) закончилась признанием независимости Греции. Продолжалось завоевание Кавказа и усиливалось движение русских в Среднюю Азию. Война, начавшаяся в 1853 году на Дунае и Кавказе, была перенесена в Крым, где противники России (Англия, Франция, Турция, Сардиния) осадили Севастополь, служивший базой русского Черноморского флота. Крымская война закончилась поражением России. По Парижскому трактату 1856 года Черное море было объявлено нейтральным и право иметь на нем флот Россия возвратила себе лишь в 1871 году. Не желая признавать ошибочность своих взглядов и убеждений, приведших страну не только к военному поражению, но и к крушению всей, казалось бы, четко налаженной системы государственной власти, император Николай I, как считают, сознательно принял яд и скоропостижно скончался 18 февраля 1855 года.

31. Бюрократическая монархия Николая I (2-ой вариант)

В правление Николая I происходит количественный рост государственного аппарата: к середине века он насчитывал 100 тысяч человек. Такой большой государственный аппарат свидетельствовал о сильной роли государства в жизни общества, но был одной из существенных причин высокого уровня налогообложения и несбалансированности государственного бюджета.

В царствование Николая I была проведена кодификация (упорядочение) архаичного и запутанного российского законодательства.

Ключевым вопросом всей политики Николая 1 оставалась крестьянская проблема. В его царствование происходило ограничение сферы крепостного права с тенденцией «к постепенному освобождению крестьян».

Наиболее значимые преобразования связаны с именем графа П.Д. Киселева - реформа управления государственными крестьянами (1837--1841). Она включала: равномерное наделение крестьян землей, постепенный перевод их на денежный оброк, создание органов местного крестьянского самоуправления, открытие школ, больниц, ветеринарных пунктов, распространение агротехнических знаний. План Киселева по существу означал постепенную ликвидацию крепостного права (личное освобождение крестьян, регулирование государством крестьянских наделов и повинностей. Реформа Киселева наряду с положительными моментами усилила бюрократическое давление на государственную деревню, сведя к минимуму деятельность крестьянских органов самоуправления, поставив их в полную зависимость от местной администрации.

Наиболее крупным законодательным актом в отношении помещичьих крестьян стал разработанный Киселевым Указ 1842 г. «Об обязанных крестьянах». По этому Указу, получая личную свободу, крестьяне оставались прикрепленными к земле.

Характерной чертой внутренней политики Николая I являлось укрепление и консервация дворянского сословия. Важнейшими экономическими мерами правительства Николая I была также финансовая реформа Е.Ф. Канкрина, осуществленная в 1839-- 1843 гг.

32.Крестьянская реформа 1861 г.

Причины проведения реформы:

поражение России в Крымской войне показало необходимость срочных и решительных изменений во всех сферах жизни общества;

крепостное право тормозило развитие рынка;

обострялась классовая борьба, усиливалось революционное движение.

Для разработки проекта реформы в 1857 г. был создан Негласный комитет, который позже был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. В губерниях обсуждением проекта реформы занимались дворянские комитеты, их предложения обрабатывали редакционные комиссии (Я.И. Ростовцев).

Текущую деятельность по подготовке реформы возглавлял зам. министра внутренних дел И.Л. Милютин,ему помогал Ю.Ф. Самарин.

19 февраля 1861 г. Александр II утвердил ряд положений об отмене крепостного права и подписал Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости, на основании которого все помещичьи крестьяне получили права свободных сельских обывателей (личную свободу, право заключать сделки, вести судебные дела, свободно заниматься ремеслом и торговлей, права собственника своего движимого и недвижимого имущества). Помещики лишались права продавать крестьян, отдавать в услужение, переселять их.

Статус крестьянина последовательно менялся в ходе осуществления реформы: первоначально помещик сохранял право собственности на земли, полученные крестьянами в результате реформы, за которые последние несли оброк и барщину. Эти крестьяне назывались временнообязанными и фактически зависели от помещика.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.