рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпаргалка: История отечественного государства и права

13.  Приказная система управления. Судебник 1550 года

Судебник 1550г. (царский судебник) был принят Земским собором. Он состоял из 100 глав-статей. Более подробную регламентацию получили судебный процесс, уголовно-правовые и имущественные отношения. Усиливались черты розыскного процесса, был расширен круг субъектов преступления, а тяжесть наказания была поставлена в зависимость от социальной принадлежности. Законодатель разработал формы вины, было введено положение о том, что закон не имеет обратной силы.

В основу Судебника 1550 г. были положены статьи Судебника 1497 г. [о круг регулируемых в нем вопросов стал значительно шире. Появились специальные статьи о феодальном землевладении (вотчинах), о губном и земском управлении, подробнее регламентированы вопрос о розыске "лихих" людей, судебный процесс. Была значительно усилена роль центральных судебных органов, возросло значение великокняжеского суда. Увеличилось число деяний, признаваемых преступными. Тяжесть наказания иногда прямо поставлена в зависимость от социальной принадлежности потерпевшего. Впервые было введено положение о том, что, закон не имеет обратной силы.

14.  Становление крепостного права в России

В 1497 г. в первом общемосковском великокняжеском Судебнике Ивана III был установлен единый срок перехода крестьян от владельца к владельцу — одна неделя до и одна неделя после 26 ноября, осеннего Юрьева дня (Дня Георгия Победоносца). За использование земли феодала, вотчинника или помещика крестьянин должен был при уходе заплатить пожилое, то есть фактически арендную плату. В 1550 г. первым царским Судебником Ивана IV право перехода было сохранено, но размер пожилого был значительно увеличен.

Во второй половине XVI в. в результате массовых конфискаций родовых боярских вотчин во время опричнины поместье стало преобладать в составе дворянского землевладения. Северо-Запад и Центр стали регионами исключительно поместного землевладения, а на Северо-Востоке сохранялось смешанное вотчинно-поместное землевладение. В условиях резкого ухудшения экономического положения страны в 60-70-х гг. (опричнина и война) начался массовый уход крестьян от своих владельцев, бегство на окраины страны, что привело к разорению служилого дворянского люда. Поэтому в 1581 г. впервые был запрещен переход крестьян от владельца к владельцу («Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»). В 1597 г. был установлен пятилетний срок сыска беглых крестьян. За укрывательство и переманивание крестьян предусматривалось наказание, а сами крестьяне возвращались во владения, из которых они подались в бега. Жестокий неурожай, голод 1600-1603 гг. и Смута обострили ситуацию. В первой четверти XVII в. срок поиска беглых увеличивался до 10 и даже 15 лет.В 1649 г. с принятием Соборного уложения, свода законодательства Московского государства, процесс закрепощения крестьян завершился. Они были навечно с семьями, всеми родственниками прикреплены к той земле, на которой их застала перепись начала 1640-х гг. Крестьяне помещиков и вотчинников были прикреплены не только к земле, но и к личности своего владельца. Так появились крепостные крестьяне — основное население Русского государства, России на протяжении последующих двух с лишним столетий. Крепостные были владельческими (помещичьими и вотчинными), черносошными (государственными), дворцовыми, монастырскими. Крепостные владельческие крестьяне платили государственные налоги, несли другие повинности, а также выполняли работу на своего хозяина — барщину и оброк. К своим местам жительства и повинностям были прикреплены и посадские люди — рядовые жители городов. На западе крепостные бежали в города, чтобы стать свободными. В России можно было укрыться лишь на окраинах страны.

15.  Опричнина

Иван IV, учреждая опричнину, стремился к ликвидации своих политических врагов: прежде всего, крупного владетельного боярства. Также причиной опричнины стала необходимость завершения централизации России, ликвидации существовавшей "лоскутности" русских земель. Опричнина была учреждена в 1565. Опричнина – это особая государственная политика, включающая в себя:

1.  Земельный вопрос. Вся территория России делится на 2 части. Первая - опричнина – территория под непосредственным управлением царя с собственными органами власти. Вторая – земщина – на которой сохранялось старое правление. В опричнину вошли северные богатые города; царские земли; районы, где хорошо развито земледелие: Ростов, Суздаль, Вязьма, Переяславль Залесский, Дмитров, Старица; некоторые земли купцов (например, Строгановых). На две части (между опричниной и земщиной) была разделена Москва.

2.  Новые органы власти. В опричнине создаются свои казна, дума, суд, войско, приказы. Чтобы попасть в опричное войско, нужно было отказаться от всяких связей с земщиной и родными. Вначале в опричники набрали 1000чел. из разных уездов страны. Опричниками были совершенно разные люди. В 1572 опричников было 5-6 тыс.чел. Опричники носили особую форму (черные одеяния наподобие монашеских), ездили на конях, символами опричников были собачья голова и метла (чтобы соответственно выгрызать и выметать измену). Опричное войско было организовано наподобие монашеского братства со строгим подчинением царю.

Опричники пили, насиловали, грабили, громили. Метод проведения опричнины – террор. Сохранилось несколько опричных документов. Опричниками применялись пытки, давление на свидетелей. С этого момента Ивана IV стали называть Иваном Грозным.

Опричный террор был направлен не только против бояр, противников усиления царской власти, но и против простого населения. Самым страшным эпизодом опричнины стал поход на Новгород.

Опричнина была отменена в 1572 после того, как опричное войско не сумело противостоять набегу крымского хана Девлет-Гирея на Москву. Но даже после отмены опричнины террористический царский режим Ивана IV Грозного сохранился. И даже есть мнение, что опричнина все же существовала вплоть до смерти царя Ивана Грозного.

16.  Церковь и церковное право в период сословно-представительной монархии

 

Преуспевала и Церковь, которой в тот период (митрополиту, епископам и монастырям) принадлежала треть всего негосударственного земельного фонда. Защищая устои православия как символа общегосударственного единства, Церковь старалась занять ведущее место в процессе объединения страны, а вместе с тем - укрепить и расширить свое материальное благосостояние за счет новых земельных приобретений, а политический и идеологический вес – за счет своего влияния на новый государственный и общественный порядок. О том, что Церковь играла не только духовную роль в строительстве русского централизованного государства, говорит в частности тот факт, что еще с начала XVI века широко практиковались расширенные заседания боярской думы с церковными соборами.

Одна из попыток урегулировать взаимоотношения между Церковью и государством в середине XVI века была предпринята на Стоглавом соборе 1551 г., на котором воинствующим церковникам - “иосифлянам” - удалось отстоять свои огромные земельные богатства от секуляризационных устремлений царя Ивана IV. Монарх хотел получить санкцию церкви на государственные преобразования и в то же время принять меры к подчинению Церкви и ограничению ее привилегий. Работа собора протекала главным образом так: царь задавал вопросы, заранее составленные его приближенными, собор, возглавляемый митрополитом Макарием, давал на них ответы. Вопросы Ивана IV относились к чисто церковной области. Собору предстояло в целом обсудить меры по укреплению дисциплины среди духовенства, унификацию обрядов, моральное состояние служителей церкви, положение низшего духовенства.

В результате все же был достигнут некий компромисс: ограничивался рост церковных землевладений, положения царского Судебника распространялось и на “святительский” суд, монастыри лишались пожалования из царской казны - “руги”, однако основные позиции русского духовенства остались непоколебимыми.

Утверждение о силе и влиянии Церкви в Русском государстве XVI века сомнений не вызывает, но приведенное выше обоснование этого вывода представляется весьма спорным. Во-первых, вряд ли возможно говорить о реальном существовании “русской буржуазии” в XVI веке, когда даже феодальные отношения в России еще не были окончательно оформлены. Во- вторых, и в более поздний период уже сложившихся буржуазных отношений российская общественная мысль не допускала сколько-нибудь значительных выпадов в сторону православия.

 

17.  Соборное Уложение 1649 года как источник права

Изменения, произошедшие в общественно-политических отношениях, должны были получить отражение в праве. В 1648 г. был созван Земский собор, который продолжал свои заседания до 1649 г. Для составления проекта кодекса была учреждена специальная комиссия, обсуждение проекта представителями Земского собора проходило посословно. Одной из причин, ускорившей кодификационные работы, явилось обострение классовой борьбы — в 1648 г. вспыхнуло массовое восстание в Москве. Соборное уложение было принято в 1649 г. в Москве Земским собором и царем Алексеем Михайловичем. Уложение было первым печатным кодексом России, его текст был разослан в приказы и на места. Источниками Соборного уложения являлись Судебники 1497 и 1550 гг., Стоглав 1551 г., указные книги приказов (Разбойного, Земского и др.), царские указы, приговоры Боярской думы, решения земских соборов, литовское и византийское законодательство. Позднее Уложение было дополнено Новоуказными статьями. Соборное уложение состоит из 25 глав и 967 статей. В нем систематизировано и обновлено все российское законодательство, наметилось разделение правовых норм по отраслям и институтам. В изложении норм права сохранилась казуальность. Уложение открыто закрепляло привилегии господствовавшего сословия и устанавливало неравное положение зависимых сословий. В Соборном уложении закреплялся статус главы государства — царя как самодержавного и наследного монарха. С принятием Уложения завершился процесс закрепощения крестьян, устанавливалось право их бессрочного сыска и возвращения прежнему владельцу.

Главное внимание уделялось судопроизводству и уголовному праву. Более детальной регламентации были подвергнуты формы судебного процесса: обвинительно-состязательная и розыскная. Выделялись новые виды преступлений. Целями наказания стали устрашение, возмездие и изоляция преступника от общества. Соборное уложение 1649 г. было основным источником российского права до принятия Свода законов Российской Империи в 1832 г.

18.  Формы феодального землевладения по Соборному Уложению

Право владения землей - вотчинное право постоянно находилось в центре внимания моск. законодателя. Улож. подвело черту развитию вотч. права в Р, но неокончательную. Вотчинник несет воен. службу не как слуга, а как хозяин, защищающий свои права на монопольное владение землей. Т.о. помещик и вотчинник не одно и то же. НО: по вотчине служба, а не по службе вотчина, что радикально противоречит существованию тогда жалованных (выслуженных) вотчин. Указ от 1573г, разреш. покупку в вотчину пустопорожних поместных земель. Поэтому законодатель и ставил перед собой задачу выравнивания положения обеих форма владения. Улож. знает 3 типа вотчин: родовые, жалованные (выслуженные), купленные. Родовые вотчины по своему статусу приближены к выслуженным. различие-в принципе наследования. Купленные рассматриваются как res communis мужа и жены. Поместное право-группа норм, регулирующая земельные пожалования из дворцового, а потом из казенного фонда в качестве вознагр. за службу. осн. принцип помест. права - по службе поместье. Низший предел размера службы уже во времена Иоанна Грозного состоял в 100 четях земли, с ктх полагалось выставлять тяжеловооруженного кавалериста. Правомочия помещика: в области наследования было получено наиб. сближение помест. и вотч. права. Наслед. отношения отчасти играли роль обеспечения вдов и сирот детей боярских. Общий принцип- вместе с поместьем сыновья наследуют и службу отца. Указ от 17дек. 1636г уточнил, что поместья идут млад. сыновьям, поскольку как правило старшие уже были испомещены. Обязат. условие мены поместья-его регистрация в Поместном приказе. Интерес службы не допускал неравноценного обмена. Поместье было невозможно поменять на вотчину, но поместье можно было выкупить в вотчину. Право залога использовалось служилыми людьми как завуалированная форма продажи поместья, что прямо было запрещено законом.

19.  Правовое положение крестьян, холопов и посадского населения по Соборному Уложению

1) Отмена урочных лет (те. сыска беглых)

2) кр положение переходило по наследству

3) вводилось наказание для феодалов, за приём чужих беглых крепостных. В 17 веке – новая категория холопов (кабальные холопы – на основе договора с хозяином), зависимы до смерти их хозяина. Кабальное холопство: 1) заёмное (отработка долга 2) служилое (наёмный работник (те. ежегодная зарплата). Посадские люди (городское население или рядом с городом): 1)вводится кр.пр. (те. закрепление за городом) 2)ликвидация белых слобод (привелегией которых было освобождение от налогов).

20.  Становление абсолютной монархии в России. Причины перехода к абсолютизму

Становление абсолютной монархии в России относится к концу XVII в. Для нее характерны следующие признаки;

вся полнота государственной власти находится в руках одной личности;

наличие профессионального бюрократического аппарата;

создание сильной постоянной армии;

отсутствие сословно-представительных органов и учреждений.

2. Для российского абсолютизма характерны следующие особенности'.

абсолютизм в России складывался в условиях развития крепостничества, а не в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов, как в Европе;

социальной опорой российского абсолютизма были крепостническое дворянство и служилое сословие, в то время как европейский абсолютизм опирался на союз дворянства с городами.

Установление абсолютной монархии в России сопровождалось вмешательством государства во все сферы общественной и частной жизни. Усиление роли государства также выразилось в детальной регламентации прав и обязанностей сословий и социальных групп. Еще одним направлением экспансии стала политика дальнейшего закрепощения крестьян.

3. Идеология абсолютизма может быть определена как патриархальная. По специальному указанию Петра 1 Феофаном Прокоповичем был написан труд «Правда воли монаршей», в котором оправдывалась необходимость власти абсолютного монарха. Глава государства изображался «отцом народа», который знает, чего хотят его дети, поэтому он вправе их воспитывать, поучать и наказывать. Отсюда и желание контролировать все сферы общественной и частной жизни.

21.  Реформирование государственного строя при Петре I

На протяжениии XVII в. организация власти и управления в России пережила значительные изменения. Ушли в прошлое Земские соборы, сложилась разветвленная система приказов, управление на местах перешло в руки назначаемых из центра воевод. Светская власть окончательно восторжествовала над церковной после "дела Никона".

Тем не менее, система управления оставалась во многом архаичной. Функции многих приказов переплетались. Сосуществовали отраслевые и территориальные приказы. Нередко один и тот же приказ ведал и управлением, и судом, и сбором налогов. Методы работы в приказах и других органах управления оставались патриархальными, делопроизводство было неразвито. В 1682 г. было отменено местничество, но карьера служилого человека по-прежнему определялась его происхождением. Высший орган управления - Боярская Дума - формировался на основе родовитости,вследствие чего работоспособность его была зачастую невысока.

Старая система управления была не в состоянии справиться с обширными новыми задачами, поставленными Северной войной, требовавшей решительности и оперативности. Это побудило Петра I реформировать ее. Реформа проходила на протяжении ряда лет, новые органы управления поначалу встраивались в прежнюю систему и сосуществовали со старыми органами. Лишь к концу царствования Петра I новая система сложилась окончательно.

Петр не имел заранее строгого плана преобразований, однако, несомненно, руководствовался популярными в то время теориями государства и прежде всего - теорией камерализма. Камерализм требовал разделения функций отдельных звеньев управленческого аппарата, четкого определения круга обязанностей чиновников, персональной ответственности, учета документации.

Петр I считал, что он один знает, в чем благо для государства, а сопротивление его воле проистекает лишь от неразумия и лени. Для принуждения подданных к исполнению благодетельной монаршей воли и требовался мощный аппарат управления.

Уже в 1701 г. Петр I создал так называемую "консилию министров", в ведение которой перешли важнейшие дела, прежде реашвшиеся Боярской Думой. Дума не была упразднена, но постепенно перестала собираться. В консилии был установлен строгий порядок работы, регистрация документов, ведение протоколов, отчетности. Каждый министр отвечал за свой круг обязаннстей. Так происходила бюрократизация управления.

В 1711 г. консилию министров сменил "правительствующий Сенат", на время нередкого отсутствия царя становившийся коллективным главой государства. В первую очередь Сенат занимался поддержанием торговли, сбором налогов, контролем за правосудием. Решения принимались сенаторами коллективно и вступали в силу с общего согласия. Сенат располагал собственной канцелярией, которая постепенно разрослась и превратилась в весьма громоздкое ведомство.

В 1718 г. были 12 созданы коллегий, заменившие большинство приказов. Коллегии были построены по отраслевому принципу.

"Первейшие": Военная, Адмиралтейская, Иностранная (Армия, флот, дипломатические сношения с иностранными государствами). Президентами этих коллегий были соответственно: А.Д. Меншиков, адмирал Ф.М. Апраксин и канцлер Г.И. Головкин.

Торгово-промышленные: Берг-, Мануфактур- и Коммерц-коллегии (горно-добывающая промышленность, легкая промышленность, торговля).

Финансовые: Камер-, Штатс- и Ревизион-коллегии (сбор доходов, производство расходов, контроль за финансами).

Прочие: Юстиц-коллегия (разработка законов, контроль за судами), Вотчинная (земельные споры, наследование имений и т.п.), Главный Магистрат (управление городами).

Коллегию возглавлял президент. Решение принималось большинством голосов, в случае равенства голосов голос президента считался за два.

С созданием коллегий за Сенатом остались функции контроля, высшей судебной инстанции и законосовещательного органа при монархе.

В 1722 г. для надзора за деятельностью государственного аппарата была создана должность генерал-прокурора Сената. Подчиненные ему прокуроры назначались во все государственные учреждения. Первым генерал-прокуром был П.И. Ягужинский.

В 1707-1710 гг. территория страны была разделена на 8 губерний. Губернии позднее разделились на 50 провинций. Провинции делились на дистрикты. Во главе губернии столя губернатор, который ведал сбором налогов, правосудием, набором рекрутов и т.п. В связи с созданием губерний были ликвидированы прежние территориальные приказы.

С формированием коллегий система государственного управления приобрела законченность: все местные органы были единообразны по всей стране и подчинялись соответствующему центральному ведомству. При этом бюрократический аппарат многократно разросся.

В 1721 г. был издан написанный видным публицистом петровской эпохи Феофаном Прокоповичем "Духовный регламент", прямо подчинивший руководство церковью царю. В соответствии с регламентом создана Духовная коллегия (с 1722 г. - Священный Синод). Во главе Синода стоял светский чиновник - обер-прокурор. Так церковь стала государственным учреждением. Священники приносили присягу в том, что обязаны донести, если узнают на исповеди о каких-либо антигосударственных намерениях. За нарушение этой присяги грозила смертная казнь.

В 1722 г. была разработана Табель о рангах. Вся государственная службы была разделена на 3 вида: военная, статская и придворная. Военные чины, в свою очередь, делились на гвардейские, армейские и флотские. Высшим рангом был первый (фельдмаршал или канцлер), низшим - 14-й. С получением 14-го ранга на военной службе или 8-горанга на статской службе присваивалось потомственное дворянство. Это открывало путь к карьере выходцам из податных сословий и, в то же время, способствовало пополнению дворянства наиболее способными из них.

22.  Реформирование сословного строя при Петре I

При Петре 1 законодательно оформляются сословия: 1) шляхетства (бояре и дворяне бывшие). Табель о рангах: а) потомственные (могли передавать свой титул детям) б) личные (не могли передавать титул). Обязанности: а) находиться на гос. службе (военная служба – приоритет) б) получение образования( без него не имели право жениться) Права: а) владеть землёй и использовать крепостных, работающих не этой земле б) освобождались от налогов. Возможности приобретения титула: 1) рождение в семье потомственного дворянина 2) выход замуж за дворянина 3) выслуга лет на гос. службе 4) совершение какого-либо подвига. 2) Мещанство (всё представительство гор населения). Обязанности: 1) налоги в казну 2) рекрутская повинность. Право: 1) заниматься торговлей и ремеслом в отличие от дворянства 2) участие в органах местного самоуправления. 3) Духовенство: 1) чёрное (монахи, могли занимать высшие должности в иерархии церкви) 2) белое (священники). Обязанности: 1) налоги 2) поставлять для армии провизию (рекрутская повинность не в личной форме). Права: 1) исполнение церковных обрядов 2) взимание за это. 4) крепостные кр.: 1) крестьяне 2) холопы (исчезают). Обязанности: 1) обеспечивать материальную сторону жизни своих хозяев, 2) налоги (подушная подать), 3) рекрутская повинность. Прав нет. Пётр 1 слил воедино и кр и холопов, но определил их статус, следовательно это право было у дворян. Крестьяне ®холопами. Цель Петра 1: создать общую систему, в которой каждый человек служит гос-ву.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.