рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпаргалка: История Кыргызстана

Мифический прародитель тюрок «сын волчицы» женился и имел 4 сынове: Нодулушад (династия Ашина), Цигу (к-з) царствовал м-у реками Афу(Абакан) и Гянь(Енисей).Др.кыргызы на Енисее вели комплексное хозяйство, где сочеталось полукочевое скотоводство с земледелием. В горно-таежных р/н оленеводство и охота. Жилища трех типов-юрта, срубные дома с двускатной крышей, каркасные 6-угольные постройки. Др.кыр. жили на стоянках-летовках, в неб. поселках и в постоянных крупных поселениях. Самое большое сост. из 75 жилищ.

Покойных сжигали. Пепел хоронили в грунтовых ямах, под каменными выкладками и в обширных родовых усыпальницах-склепах. Общ.др. кыр. нах-сь на стадии разложения первобытнообщинного строя. Основу его сост. свободные общинники. Над ними возвышалась привилегированная прослойка знати. 3 соц группой быи рабы. Влад. К-з было 1 племенным объед-м в Юж. Сибири с зачатками гос-сти. В VI в. в результате войны между жужанями и телесцами многие древние кыргызы переселились на Енисей.

10. Тюркский каганат

В середине VI в. в Центральной Азии сложилось первое тюркское государство – Тюркский каганат (с 552 г. до 744 г.) Первоначально термин «тюрк» (542г) (т.е. «сильный», «крепкий») имел скорее социальное, чем этическое значение. Тюрками называли исключительно представителей военной аристократии. В последствии это название перешло не только на племя, во главе которого стояла эта аристократия, но и на многочисленные подчинившиеся ему родственные народы. Ядро племени тюрк сложилось в среде центрально-азиатских гуннов в III – середине V вв. Оно считало своим предком мифического сына волчицы по имени Ашина, в котором прослеживается не тюркская, а иранская этимология со значением «синий», «темный». В сер. 5 в.тюрки подчинялись жуань-жуаням в Центр. Азии. Энергичные вожди (Туу, Бумын) тюрок сумели создать латную конницу, при помощи которой менее чем за столетие подчинили все алтайские племена. В552г.победили ж-ж. Бумынстал илиг-кананом. Ставку перенес на р. Орхон (Сев. Монг) В начале 553 года Бумын умер и во главе всего гос-ва стал его сын Мухан (правил 553–572 гг.). В то время в Северной Азии господствовали эфталиты. Проблема их этнической принадлежности остается неясной. Само название народа было «хион» (гунны). Они делились на красных и белых К красным хионам относилась часть тюркоязычных племен объединения «он ак бодун», населявших Ала-Тоо. Сразу же после разгрома эфталитов (563–567 г.) между тюрским каганатом и Ираном начались конфликты, в основе которых лежали экономические интересы, связанные с доходами от торговли по Великому Шелковому пути. Вскоре тюрки захватили иранскую провинциюДжурджан. По условиям мира 571 г. Иран обязался выплатить тюркам дань, такую, как прежде платил эфталитам. В 576 г.тюрки взяли Боспор, 580г. вторглись в Крым и осадили Херсонес. Во главе с каганом Истеми западные тюрки добились больших успехов, но в каганате началась междоусобная борьба. В 575 г. умер Истеми-каган авторитет которого в степи был непререкаем. В 603 (смерти Тарду Боке-кагана) г. произошел официальный раздел тюркской державы на Восточно-Тюркский и Западно-Тюркские каганаты. Дальнейшая история К-на связана с Западно-Тюркским каганатом.

11. Западно-Тюркский каганат. Торговля на Великом Щелковом Пути

В начале VII в. Западно – Тюркский каганат принял название «он ак эли» (государство 10 стрел). Народ этого племени жил на Тянь-Шане и состоял из 2-х крупных объединений: пять племён составляли конфедерацию «нушиби» (Сырдар. до р. Чу), другие 5 племён под общим названием «дулу». В состав вход. обл. Вост.Т., Ср. Азии, степи Приаралья, Сев. Кавказ. Адм.-полит. центром явл. Тал. долина Мин-булак, затем Чуйская. С 618 гг. Суяб (развалины Ак-Бешим г. Токмак). Во время правления Тон-джабгу-кагана (618–630 гг.) была проведена важная административная реформа, уровнены в правах кочевую и осёдло-земледельческую знать оазисов Средней Азии и Восточного Туркестана, что существенно ограничивало незаконные поборы в пользу степных аристократов. Убийство Тон-Джабгу-кагана спровоцировало междоусобные войны, сопровождавшиеся частой сменой каганов. Началась деградация каганата.

Великий Шелковый путь – международная сухопутная торговая магистраль, пересекавшая с востока на запад почти всю Азию. Общая ее протяжность составляет около семи тысяч километров или три года пути. Торговля велась самыми разнообразными товарами, но главным из них был шелк, который очень ценился в странах Запада. Этот товар и дал название торговому пути. Во 2 в.до н.э. кит. путеш-кЧхан Цзян перешел Алайские горы, спустился в Ферг.долину, попал в Согд, Сев. Афг. и Парфию. Вернувшись в Китай расск. о чудесах, к-е видел на Западе. От Средиземного моря, ч-з Иран, караваеы приходили в Мерв. Один шел в г. Термез и в пределы Вост. Турк. Другой из Мерва вел в Ферг.долину. Далее на восток в г. Ош и Узгенд, затем вверх по р. Яссы в Центр.Т-Ш. к г. Атбаши.

Караваны из Самарканда шли к Ташкенту, затем в Чуйскую долину и на о.И-К. в г. Барсхан. Два пути. На север ч-з перевал Сан-Таш в степи Монголии и Южн. Сибирь. Другой – через перевал Джууку в Цент.Т-Ш и через пер. Бедель в Вост. Турк. Откуда все пути вели в Китай.

В 7–8 вв славилась ярм. в Суябе, а 9–10 в.в Мерсменде (Ляйл.р/н). Торг.оборот достигал 100 тыс.динаров. Многих купцов привлекли серебряные копи в верховьях р. Талас. Иноземные купцы в кочевьях скотоводов покупали лошадей, овец, верблюдов, кожи, шкуры, шерсть, в городах и селениях – серебряные сосуды, оружие, бирюзу, ртуть, золото и серебро. Самым ходовым товаром в кочевьях скотоводов были ткани. В Кыргызстан они поступали с Востока и Запада. В Баткенской области и Таласской долине найдена различная одежда из китайского шелка. Из Китая кроме шелка ввозили бронзовые зеркала, фаянсовую и фарфоровую посуду.

Караханидские каганы ввели в 10 в. мусульм. ден. сист. фельс(медь), дирхем(сер), динар. К 16 в. торговля по Вел. пути пришла в упадок.


13. Гос-во караханидов

На Тянь-Шане в 10–12 вв. достиг своего эк. могущества и культ. расцвета Караханидский каганат. (династия Афрасиаба) Первые караханиды завоевали большую часть восточного Туркестана, Центр. Т-Ш, 7 речье и Фергану. Столицей кагана стал город Баласагын (близ Бураны). С самого начала владельцы мелких уделов группировались вокруг двух ветвей династии караханидов: Потомков Хасана Богра-Хана и потомков Али ибн-Сулеймана. Вначале полит. преобладание было за семьей Алидов, которые владели территорией от кашгара до Амударьи. Уделы хасанидов были севернее, со временем Хасаниды стали теснить Алидов и в 1025–1027 гг. главой караханидов считался уже потомок Хасана – Юсуф Кыдыр-Хан. В 40-х гг. неожиданно возвысилсятамгач-хан Ибрахим ибн Наср. Он был выдающимся гос. деятелем. Во внешней политике он совершенно не считался с интересами хасанидов и воспользовавшись очередной смутой среди потомков Хасана он отнял у них земли Илак, Шаш и Фергану. При нем гос-во караханидов практически распалось на 2 самост-х каганата: Восточный (баласагун-Кашгар) и Западный (Узгенд-Самарканд). Ибрахим был популярен в народе, т. к. старался прекратить междоусобицы от которых страдал простой люд, искореняя разбой. После 1067 г.его смерти его сыновья начали междоусобную борьбу за власть, этим воспользовался глава восточных караханидов Тогрул Кара-хан и в 1070 г.вернул свои прежние земли Фергане и Шаше. По мирному договору граница м/у обоими гос-ми проходила по Сырдарье. В конце 11 в. оба кар-ких гос-ва переживали кризис, внук Ибрахима Ахмед ввязался в борьбу с мусульманским духовенством и вождями кочевых племен, те обратились за помощью к тюркам – сельджукам и их султан (Мелик-шах) в 1089 г. со своей армией занял Бухару, Самарканд и Узгенд. Гарнизон Самарканда состоявший из представителей племен чигиль поднял восстание против сельджуков. Восставших поддерживал брат верховного владыки восточных караханидов Якуб тегин. М/у чигилями и Якуб тегином начались раздоры. В 1102 г. Один из Караханидов, владевших Бал. и Таласом, Кадыр-хан Джебраил совершил поход в Мавериннахр и дошел до Амударьи. Здесь он был разбит. Караханиды стали вассалами Сельджуков, но сохранили полную самост-ть во внутренних делах. Караханидский каганат просуществовал около 200 лет

14. Махмуд Кашгари и его научный трактат «Словарь тюркских наречий»

Среди деятелей науки видное место занимает выходец из тюрк. среды ученый-тюрколог Махмуд ал-Кашгари из рода караханидских каганов. Еще в юности будущи ученым исходил многие земли тюркских народов, изучая особенности их языка, стихи, придания, песни, пословицы и т.д. Махмуд учился в Кашгаре и Багдаде. В 1072–1074 гг. он написал книгу «Дивану луга тат – тюрк» («Словарь тюркских наречий»). запечатлевший этические ценности и нормы поведения, специфическое мировосприятие тюркских народов в XI в., впитавшее в себя все предшествующее наследие предков. В ней содержится множ-во свед-ий о народах средневек-го Тянь-Шаня. К своему труду ученый приложил круглую карту мира. Карта Махмуда отражала в центре тюркский мир с городами Баласагун, Кашгар, Исфиджаб, оз. Иссык-Куль.

Лингвист, тюрколог, картограф, много странствовавший по разным городам, степям и горам, составитель первой многоцветной географ. Карты мира и Центр. Азии, где были

четко отмечены высокие горы К., оз. Иссык-Куль и г. Барскан, который он назвал столицей мира. Его карта дала много разных сведений о древних народах, городах и государствах. Данные картографического наследия своей уникальностью удивили много разных ученых из Европы. Махмуд Кашгари оставил в наследство главное свое творение – тюркский словарь, не только для тюркских народов, но и для всего человечества. В его словарь вошли старинные слова, пословицы, поговорки, поэтически строки, которые использовали в разговоре воины, крестьяне, торговцы и земледельцы. Эти слова и выражения сохранены и употребляются в разговоре на бытовом уровне и сегодня. Кашгари был и остался врачевателем души посредством слова. Словарь Кашгари как сокровенное сказание стал монументальным творением для тюркского мира, куда вошло около 9т. Слов. Гораздо позднее, самые первые серебряные монеты были найдены именно в Барскауне, откуда родом Кашгари. Возможно, поэтому его иногда называют Барскани. В конце 20в. Его имя с новой силой загорелось на небосклоне человечества.

15. Жусуп Баласагуни (1018–1070)

Жусуп баласагуни был мудрым знатоком человеческой души, философом, ученым энциклопедистом, выдающимся поэтом, владевшим всеми тонкостями арабской и персидской поэзии, а также тюркского фольклора. Родился он в Баласагуне, который находится на берегу реки Чу, неподалеку от нынешнего города Токмок. Он написал в 1069 г. поэму «Кушадгу Билик» (благодатное знание) и преподнес ее в дар правителю Богра-хану, за что был пожалован выс. придворным чином «хаз хаджиб». Поэма состоит из 13т. строк. где в блестящей поэтической форме изложил принципы древней восточной педагогики. Они и сейчас могут стать надежным ориентиром при воспитании детей – суть их проверена веками. Смотри, чтоб без дела твой сын не сидел, – Бесцельна вся жизнь у сидящих без дел И ежели к детям был строг человек, Его осмеять не посмеют вовек. «Основа сей книги – пишет Баласагуни, – несколько непереходящих ценных сутей: первая – справедливость, вторая – счастье, третья – разум, четвертая-непритязательность.» И действительно 9 веков оказались не властны над его творением. Вместе с тем «Благодатное Знание» – это, прежде всего вдохновенное поэтическое произведение, имеющее не переходящую эстетическую ценность, поистине являющееся сокровищницей мировой культуры. Это сплав мыслей и чувств, сплав житейской философской морали, а если быть точнее, то это своего рода духовный кодекс для каждого человека, независимо от его пола, национальности и вероисповедания. Одним словом, данную поэму можно назвать книгой мудрости. Ю.Б. в хорошо рифм-ых стихах изложил свое понимание справед-го государя и гос-ва, где все могут счастливо. Стихи и поэмы были очень популярными. Они становились народ-ми пословицами и поговорками.

16. Архитектура К-на в 7–14 вв.

На территории современного К-на сохранилось не очень много архитектурных памятников средневековья. Но судя по тем, которые дошли до нас, можно сказать, что их было не мало. Прежде всего это религиозные сооружения в городах – минареты, мечети, мавзолеи и т.д. Свидетельство тому сведения о них в письменных исторических памятниках, а также остатки некогда величественных архитектурных сооружений, археологические находки и т.д. Среди сохранившихся архитектурных памятников К. сегодня значительный интерес представляют башня Буран, Узгенский архитектурный комплекс, мавзолей Шах-Фазиля, гумбез Манаса и др. Одним из самых ярких образцов средневековых минаретов в К. по праву считаются башня Бурана и Узгенский минарет. Они построены в период правления династии караханидов (10–12 вв.) с разницей примерно 100 лет. Башня Бурана – это минарет 11 в. Расположена в 15 км. Южнее современного г. Токмок, на территории древнего Буранинского городища. Название башни происходит от неправильного употребления арабского слова «монара» – минарет. Башня полностью возведена из жженного кирпича, состоит из подиума, восьмигранного цоколя и самого ствола башни. В центре подиума выложена вторая его ступень и в нее вписано основание цоколя башни, продолжением цоколя является конический ствол минарета, сужающийся кверху. На высоте 14 м. в башне имеется световое окно. Узгенский минарет входит в состав узгенского архитектурного комплекса, имеющего всемирное значение, построенный в 11 в. Минарет дошел до нас в своем первозданном виде. Как и башня Бурана он состоит из квадратного подиума., восьмигранного цоколя. Завершает конструкцию минарета – фонарь. Мавзолей Шах-Фазиль расположен на древнем мусульманском кладбище в с. Гулистан в 15 км. от районного центра Ала-Бука. Это приземистый, квадратной формы, на углах имел колонны или вертикальные ленты фигурной кладки из кирпича, по верху шел орнаментированный фриз с надписью. Центральный проем был завершен стрельчатой аркой, купол мавзолея был двухступенчатый и завершался фонарем с арочными окнами и куполом.

энеолит бронзовый древнеферганский государство

17. Государство кыргызов на Енисее

Раннесредневековое население среднего течения Енисея называлось в арабских и персидских источниках «хыргыз», а в согдийских текстах употреблялось как «кыргыз». Последний термин был точной передачей самоназвания народа. Во главе гос-ва, в VI–VII вв которое называлось Кыргыз, был правитель с титулом ажо. Символом его власти был конический головной убор с золотым ободком и знамя, водруженное у дворца. Гос. чиновники делились на 6 разрядов. Во главе войск стояли двадцать высших чиновников, имевших ранг министров. Сбором налогов, связями с др. гос-ми, судом и финансами заведовало 15 делопроизводителей. Отд. племена кыргызов возглавляли феодалы с титулами «эльтебер» или «тархан». Население государства составляло до полумиллиона человек, не считая зависимых племен, которые жили в горно-таежных местностях и платили кыргызам дань пушнинойГо-во Кыргыз распологало значительными по тем временам вооруженными силами в 80 тыс строевого войска. В основном это была конница вооруженная копьями, луками и саблями. Население вело комплексное хозяйство: земледелие, скотоводство, горнорудный промысел, охота и рыболовство. Кыргызы не были изолированными от развитых цивилизаций. Богатства кыргызов привлекали иноземных купцов, поэтому от трассы великого Шелкового Пути, было расположено ответвление в гос-во Кыргыз. Внешне Енисейские кыргызы были европиодные – с рыжими волосами, румяным лицом и голубыми глазами. Жили большими патриархальными семьями. Многоженство было обычным явлением. За невесту выплачивали калым скотом. Одежду шили из привозных тканей, а также из собольего и рысьего меха, бедные носили одежду из овчины. Головным убором только знати были высокие войлочные белые колпаки с загнутыми вверх полями. Кыргызы сжигали покойных, а пепел хоронили, над могилой сооружали большие насыпи. окруженные вкопанными вертикально каменными стенами («чаа-тас» – камень войны). Кыргызы были язычниками. Верховными божествами считалась божественная чета – Тенгри и Умай. Енисейские кыргызы не считали себя потомками волчицы. В их генеалогическом предании повествуется, что предок кыргызов был сотворен в пещере между «коровой» и каким-то божеством. В 6–7 вв политическая история кыргызов характеризуется постоянной борьбой за независимость. В 554–555 гг.земли по Енисею зах. МИухан-каган. После падения Тюркского каганата в 630г. кыргызы обрели долгожданную свободу, но не долго. В это время окрепли предки кыпчаков – племена сиров. В июне 646г сиры были разгромлены уйгурами и с этого времени началось усиления гос-ва Кыргыз.

Искусство древних кыргызов отражено на древних пластинах, найденных в одной из могил. Они были сплошь покрыты многофигурными рисунками. Жилища древних кыргызов были трёх типов: юрты, срубные дома с двускатной крышей, каркасные шестиугольные постройки. Покойных сжигали, а пепел хоронили в грунтовых ямах, под каменными выкладками и в обширных родовых усыпальницах-склепах.


18. Барсбек – каган енисейских кыргызов

В конце VII в., когда образовался Второй тюрский каганат, во главе антитюркских сил стало государство Кыргыз, которым правил ажо Барс-бег. Это был выдающийся политический деятель своего времени, происходил из древней правящей кыргызской династии с редким титулом – Умай-бег. Очень рано остался без отца. Яркой личностью он стал благодаря своему упорству В конце VII в. Барс-бег, накопив силы кыргызов, принял титул кагана с тронным именем Ынанчу Алп Бильге, бросив тем самым открытый вызов Второму тюрскому каганату во главе с Капаган-каганом. Каган тюрок решил покончить с кыргызской опасностью и предпринял ряд походов на Енисей. Первый из них, который возглавил принц Бильге, закончился неудачно. Войска подошли к границам кыргызов, но были ими остановлены. Капаган признал Барс-бега каганом и отдал ему в жены свою племянницу. В начале VIII в. Барс-бег проводит активную антитюркскую внешнюю политику. К 710 г. ему удалось создать мощную антитюркскую коалицию, в которую кроме кыргызов вошли империя Тан и Тюргешский каганат. Тюрки преодолели Саянский хребет зимой 710–711 ггобрушились на лагерь к-в.В битве при черни Сунга Барс-бег пал. По величине Барсбек – это историческая личность, которая по суждениям известных историков олицетворяет образ Манаса Великодушного. Народ помнит его имя. а значит он бессмертен.

20. Чингиз-хан и кыргызы. Завоевание монголами Средней Азии

Громким именем-титулом «Чингисхан» кочевой «потрясатель мира» завладел уже в преклонных годах. Настоящее его имя – Темучин (г.р. 1162 г.) происходил из очень знатного монгольского племени кият в мест-ти Делигюн-Болдок, а мать Темучина – из знатного племени конграт. Он рано остался сиротой. В конце XII в. он стал самым авторитетным предводителем в монгольских кочевьях, сумев объединить все монгольские племена. В 1206 г. на курултае у истоков р. Онон Темучин был провозглашен повелителем всех монголов; ему было присвоено имя – титул «Чингисхан». В 1207 г. старший сын Чингисхана Джучи выступил против народов Южной Сибири. Кыргызы, которые к тому времени были раздроблены, решили подчиниться Чингисхану без напрасного кровопролития: все три кыргызских владения – Еди-Орун (ср. Енисей), Тува и Алтай – были включены в состав империи Чингисхана. В 1217 г. тюркоязычные туматы – одно из племен, входивших в кыргызское владение Тува, восстали против монгольского гнета. Монголы потопили восстание в крови. Последняя схватка кыргызов с монголами произошла в 1273 г. кыргызы осадили резиденцию монгольского наместника на левом берегу р. Элегест до 1280 г. Он был разбит кыргызами. В 1293 году кыргызская государственность на Енисее была уничтожена окончательно полководцем хубилая кыпчаком Тутуха.

Завоев-ие вост-ых обл-ей Тенир-Тоо проходили в выгодных для Чингиз-хана условиях. Его полководец Джебэ-Нойон во главе 20-тыс. армии в 1218 г. с пом-ю уйгуров и карлуков разгромили силы найманов в Семиречье. В 1218 г. Семиречье и Центр-ый Тенир-Тоо были полностью под властью монголов. Тумены Чингиз-хана покорили народы Туркестана силой меча. Разбили монголы в 1219 г. разрозненные силы Хорезм-шаха Мухамеда. Сотни городов и сел Туркестана были сожжены и разрушены. Умер Чингиз-хан в 1227 г. В 1219 г. армия Чингисхана захватила всю Среднюю Азию, Афганистан, и часть Ирана. Они были разделены между 4 его старшими сыновьями. Обострение отношений между потомками Чингисхана в 60-х г. XIII в. Привело к развалу империи монголов. Основателем нового гос-ва был Хайду-хан. На проведенном курултае Хайду выбрали ханом и объявили о создании нового гос-ва. Хайду пытался заново отстроить города и возродить караванную торговлю, укреплял границы гос-ва, завоевательные войны не вел, провел денежную реформу, упорядочил налоговую политику.


21. Государство Хайду. Возрождения экономики и торговли

На покоренных землях Средней Азии в 60-е годы XIII в. с центром в Тянь-Шане возникло самостоятельное государство, правителем которого стал Хайду – правнук Чингисхана. В 1269 г. курултай монгольских князей, собравшихся на р. Талас, объявил о полной независимости нового государства от Монголии. Государство Хайду включало в себя земли бывших улусов Угэдэя и Чагатая, занимая территорию от Алтая до Амударьи, включая Восточный Туркестан. Ставка нах. В Чуйской долине, а его сына Шаха в Тал.долине. Хайду пытался заново отстроить города и возродить караванную торговлю, укреплял границы гос-ва, завоевательные войны не вел. Росту экономического благосостояния государства способствовало успешное проведение денежной реформы. Хайду организовал регулярную чеканку серебряной монеты одинаковой пробы и веса по всей территории государства. Быстро возрождались разрушенные монгольскими завоевателями города и села в оседло-земледельческих областях: Согде, Хорезме, Фергане. Северного Кыргызстана этот процесс почти не коснулся. Хайду давал решительный отпор нападениям, вел искусную дипломатическую игру, поддерживал сепаратистские движения во враждебном стане. Умер в 1301 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.