рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпаргалка: Зарождение государственности у восточных славян. Принятие Русью христианства. Россия во времена царского правления и в эру СССР

> в ходе борьбы с Наполеоном ускорился сложный и длительный процесс консолидации русской нации, теснее стали ее связи с другими народами России;

> война ускорила процесс разложения феодального строя в России;

> победа России разрушила планы Наполеона о мировом господстве. Народы Западной Европы были освобождены от наполеоновского владычества.

29. Предпосылки возникн. И идейные составы движения декабристов, их программные проекты -*конституция* Н. М. Муравьева и *Русская правда* П. Восстание декабристов 14декабря 1825г. Истор. значение движения декабристов

После войны 1812г. впервые в России возникло организованное общественное движение, основой идеологии которого был провозглашен приоритет личности человека, его свобод над всем остальным. Это было новым для России, где всегда главными являлись интересы государства. Либеральные идеи «Негласного комитета» и реформы Сперанского подготовили почву для проникновения этих идей в среду передового дворянства.

Первым тайным обществом стал «Союз спасения» (1816— 1818), который возглавил полковника. Н. Муравьев. Членами общества были молодые гвардейские офицеры С. П. Трубецкой, Н. М. Муравьев, М. С. Лунин, И. Д. Якушкин, всего около 30 человек. Главной целью общества было уничтожение крепостного права и установление конституционной монархии путем военного переворота.

В 1821 г. возникли два новых общества — Южное в армейских частях на Украине и Северное в Петербурге. Руководителем Южного общества был полковник П. И. Пестель, его членами — братья А. А. и Н. А. Крюковы, В. П. Ивашёв, С. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин и др. ; руководителем Северного общества был Н. М. Муравьев, членами — М. С. Лунин, С. П. Трубецкой, Е. П. Оболенский, И. И. Пущин. Программа Южного общества называлась «Русская Правда», а Северного — «Конституция».

П. И. Пестель составил первый в истории России проект республиканского устройства страны, по которому:

> Россия провозглашалась республикой с однопалатным парламентом — Народным вече, высшим органом законодательной власти, в составе 500 человек, избиралось на 5 лет;

> исполнительная власть принадлежала Державной думе из 5 человек, также избиралась на 5 лет;

> контроль за соблюдением конституции должен был осуществлять Верховный собор из 120 человек, члены которого

избирались пожизненно из наиболее заслуженных и уважаемых граждан;

> ликвидировались сословия, провозглашались гражданские свободы, сокращались налоги и срок солдатской службы;

> отменялось крепостное право, к крестьянам переходила половина земельного фонда страны. Весь земельный фонд государства рассматривался как общественное достояние и делился на две части. Одна половина оставалась в частном владении помещиков и любых других лиц, а из другой крестьяне получали свои наделы.

Некоторые положения «Русской Правды» были нереалистичны. Например, ликвидация сословий привела бы к нарушению социальной структуры, к хаосу и развалу общества. Пестель не учитывал также и то, что резкая смена политического и общественного строя в России привела бы к серьезным потрясениям. Страна и народ не были готовы к перестройке по проекту П. И. Пестеля.

Согласно «Конституции» Н. М. Муравьева предполагались следующие преобразования:

> Россия должна стать конституционной монархией;

> федеративное устройство страны, состоящей из 14 держав и двух областей;

> высший законодательный орган — двухпалатное Народное вече, состоящее из Верховной думы и Палаты народных представителей. Избирательное право имело ограничения. Вводился высокий имущественный ценз;

> император должен стать «верховным чиновником» страны, ему передается исполнительная власть;

> крепостное право отменялось, но крестьяне получали лишь надел в 2 десятины земли;

> высший судебный орган — Верховное судилище, а в державе — державное судилище и т. п.

«Конституция» Муравьева была более умеренным документом, чем «Русская Правда», и в своей основе более реалистичным. Но в 1825 г. к руководству в Северном обществе пришли

Е. П. Оболенский, К. Ф. Рылеев, настроенные радикально, а П. Г. Каховский вообще был готов совершить убийство царя. 14 декабря произошло восстание декабристов. В “Манифесте” были сформулированы требования: уничтожение самодержавия, отмена крепостного права, введение демократических свобод, отмена рекрутского набора, телесных наказаний, военных поселений. Восстание было разгромлено. Значение восстания: первая программа будущего устройства страны. Причины поражения: слабая пропаганда, неподготовленность общества к преобразованиям, несогласованность действий.


30. Осн. направления внутр. политики Николая 1. Крестьянский вопрос. Система государственного управления России. Расширение геополитического пространства России на Кавказе. Вост (крымская) война, основные этапы, события, итоги

Николай I вступил на престол 14 декабря 1825 г. личность императора неоднозначно оценивалась современниками. Одни восхищались его работоспособностью, др. считали его деспотом. Цель своей политики видел в укреплении внеш. и внутр. положения России, в недопущении революции. При Ник. I роль гос. совета уменьшилась, система Министров была заменена канцелярией, которая была разделена на несколько отделений, вмешивавшихся в полит., обществ., духовную жизнь страны.

Внеш. политика Николая касалась решения вост. вопроса. Греки оказались под угрозой полного истребления со стороны Турции. Россия выступила в поддержку Греции вместе с Англией и Францией. В 1828 г. Россия объявила войну Османской империи. 1828-1829 гг. – русско-турецкая война. Турция была хуже подготовлена к войне, чем Россия. Военные действия разворач. на Закавказье и Балканах. В 1829 г. русские войска взяли Адрионополь, где был подписан мир: к России переходили значит. территории Черноморского побережья Кавказа и часть армянских областей, Греция получила автономию. 1826-1828 гг. – русско-иранская война. Причина: Иран желал вернуть земли, утраченные им по Гюлистанскому миру и установить свое влияние на Кавказе. Русские войска захватили крепость Ереван, затем Азербайджан и Тавриз. В 1828 г. был подписан Туркманчайский договор: России отошли Ереван и Нахичевань. В 1828 г. была образована Армянская область. След. этап – присоединение Северного Кавказа, кот. закончился только к 1864 г. . России пришлось бороться против имамата Шамиля.

Крымская (Восточная) война 1853-1856 гг. первоначально велась между Российской и Османской империями за господство на Ближнем Востоке.

Первые удачи русских войск, а в особенности разгром турецкого флота в Синопе побудили вмешаться в войну Англию и Францию на стороне Османской Турции. В 1855 г. к воюющей коалиции присоединилось Сардинское королевство. К союзникам готовы были примкнуть Швеция и Австрия, до этого связанная узами "Священного союза" с Россией. Военные действия велись в Балтийском море, на Камчатке, на Кавказе, в Дунайских княжествах.

Основные действия развернулись в Крыму при обороне Севастополя от войск союзников (отсюда и название войны - Крымская).

В ходе последовавших боевых действий союзникам удалось, используя технологическую отсталость российской армии и флота, произвести успешную высадку в Крыму десантного корпуса, нанести российской армии ряд поражений и после годичной осады захватить Севастополь — главную базу российского Черноморского флота. На кавказском фронте российским войскам удалось нанести ряд поражений турецкой армии и захватить Карс. Однако, дипломатическая изоляция заставила Россию капитулировать. Подписанный в 1856 году Парижский мирный договор потребовал от России уступки Османской империи южной Бессарабии и устья реки Дунай. Провозглашалась нейтрализация Чёрного моря.

Внутренняя Крестьянский вопрос во время правления императора не был окончат. решен. В 1841 г. был принят закон, запрещавший продавать крестьян поодиночке и без земли. В 1843 г. безземельных дворян лишили права приобретать крестьян. В 1842 г. был издан указ “об обязанных крестьянах”: не обязывал помещиков продавать землю крестьянам, получившим личную свободу без выкупа, за данный в пользование надел крестьянин нес повинности. 1837-1841 гг. реформа упр-я гос. крестьянами, целью кот. было поднятие благосостояние этой части крестьян, для чего было создано Мин-во гос. имуществ. Россия при новом императоре стала образцом бюрократически-полицейского гос-ва.

31. Правление Александра2. Причины отмены крепостного права в России. Подготовка и основные положения крестьян реформы1861г.

19 февраля 1861 г. – отмена крепостного права

Главными причинами отмены крепостного права в России были следующие:

> во-первых, крепостничество сдерживало развитие промышленности, медленно шло накопление капитала. Россия могла перейти в разряд второстепенных государств;

> во-вторых, крестьянские хозяйства разорялись, так как помещики увеличивали барщину в Черноземье, а оброчные крестьяне уходили на заводы, подрывалась основа крепостнической экономики, базирующейся на принудительном, крайне неэффективном труде крепостных крестьян;

> в-третьих, кризис крепостничества явился одной из главных причин поражения страны в Крымской войне, которая показала военно-техническую отсталость России. Была подорвана финансовая система; крестьяне разорялись из-за рекрутских наборов, роста повинностей. Началось массовое бегство крестьян от помещиков;

> в-четвертых, рост числа крестьянских волнений (в 1860 г. произошло 126 выступлений крестьян) создавал реальную угрозу превращения разрозненных выступлений в новую «пугачевщину»;

> в-пятых, осознание правящими кругами, что крепостное право — «пороховой погреб» под государством. От либеральных помещиков, ученых, даже родственников царя, в частности младшего брата великого князя Константина, в адрес правительства стали поступать предложения, проекты реформирования земельных отношений. Александр II, выступая в 1856 году перед представителями московского дворянства, говорил: «Если мы не освободим крестьян сверху, то они освободят себя снизу»;

> в-шестых, крепостное право, как форма рабства, осуждалось всеми слоями русского общества.

Реформы - По Манифесту крестьянин сразу получал личную свободу «Положения» регулировали вопросы наделения крестьян землей. Отныне бывшие крепостные крестьяне получали личную свободу и независимость от помещиков. Их нельзя было продавать, покупать, дарить, переселять, закладывать. Крестьяне теперь назывались свободными сельскими обывателями; они получали гражданские свободы — могли самостоятельно совершать сделки, приобретать и распоряжаться имуществом, заниматься торговлей, наниматься на работу, поступать в учебные заведения, переходить в другие сословия, самостоятельно вступать в брак. Но крестьяне получили неполные гражданские права: они продолжали платить подушную подать, несли рекрутскую повинность, их наказывали телесно.

Вторая часть реформы регулировала земельные отношения. Закон признавал за помещиком право частной собственности на всю землю имения, в том числе и на крестьянскую надельную землю. Крестьяне были освобождены с землей.

Реформы местного самоуправления (земская и городская): В ведении земств находились вопросы местного значения:

> строительство и содержание дорог на местах;

> открытие школ, больниц, домов престарелых и т. п. ;

> оказание продовольственной помощи населению в неурожайные годы;

> оказание агрономической помощи крестьянам;

> сбор статистических сведений.

Были созданы городские думы и городские управы; они ведали в основном хозяйственными вопросами:

> благоустройство городских улиц, скверов, садов, парков;

> организация местного здравоохранения, открытие больниц-> забота о народном образовании, открытие школ' > открытие магазинов, устройство рынков, базаров;

> содержание полиции, тюрем;

> организация противопожарных мер;

> занятие благотворительностью.

Александр 2: С 1855 по 1881 г. Россией правил царь Александр II (его наставником в детстве был поэт В. А. Жуковский). Всю жизнь в его душе боролись два начала — гуманное, привитое Жуковским, и милитаристское, унаследованное от отца Николая I. С 16 лет Александр приобщился к государственным делам, в 1846 году был назначен председателем Секретного комитета по крестьянскому делу. Новый император не был ни либералом, ни сторонником коренных реформ в стране, но он осознавал, что главной причиной поражения в Крымской войне было крепостничество, поэтому реформы необходимы прежде всего для сохранения величия Российской империи. Впечатлительный Александр II впоследствии говорил, что книга «Записки охотника» Ивана Тургенева убедила его в необходимости отмены крепостного права.

Перед Россией в области международных отношений стояли сложные задачи. Главная из них сводилась к необходимости освободиться от статей Парижского мирного договора о нейтрализации Черного моря. В 1870 г. Россия уведомила европейские державы об отказе соблюдать статьи Парижского договора. В 1871 г. это решение было узаконено на Лондонской конференции европейских держав.

Сближение России, Германии и присоединившейся к ним, Австрии положило начало "Союзу трех императоров" (1873). Опираясь на "Союз трех императоров", Россия пыталась восстановить свои позиции на Балканах. В 1870-х годах на Черном море создавался сильный военный флот, восстанавливались разрушенные крепости. Положение же Османской империи усугублялось кризисом и освободительным движением завоеванных турками народов. Россия оказывала балканским народам поддержку, которая носила неофициальный характер. В 1875 г. Россия, Австрия и Пруссия предложили турецкому султану проводить программу реформ, которая бы представила балканским народам автономию и свободу вероисповедания для христиан. Турция отвергла эти предложения. В 1877 г. Россия объявила войну Османской империи. Россия не была готова к войне, так как начатые в 60-е годы военные реформы не были завершены. Однако огромные ресурсы живой силы, высокие боевые качества русских солдат и поддержка народов Балканского полуострова обеспечили России благоприятный исход этой войны. 19 февраля 1878 г. был подписан предварительный мирный договор. Главное содержание этого соглашения - обеспечение независимости балканских народов. Россия возвратила себе Южную Бессарабию, приобрела новые крепости на Кавказе.

32. Великие реформы 60-70х гг. 19века.: судебная, земская, городская, военная, народного образования, и их историческое значение

Реформы вызывались: необходимостью привести судебную систему, органы местного самоуправления, образования, финансы, вооруженные силы в соответствие с изменившимися общественными и экономическими условиями; ростом общественного движения, социальных и национальных конфликтов; настроениями и пожеланиями либеральных кругов о введении новых судов и местного самоуправления, тем более, что после освобождения крестьян государство своими силами не могло поднять местное хозяйство.

Земская реформа в 1864г. Создавались всесословные, выборные, представительные органы местного самоуправления в уездах и губерниях. Земские учреждения ведали местными хозяйственными и социальными вопросами. Политическая деятельность земств не допускалась. Выборы в земские органы проводились раз в три года по трем куриям. По-первой курии крупные землевладельцы и владельцы крупной недвижимости в сельской местности избирали выборщиков на свой уездный съезд. По-второй избирались представители крупных городских торгово-промышленных заведений и городской недвижимости. Выборы по третьей – крестьянской курии имели еще больше ступеней: сельский сход – волостной сход – уездный съезд выборщиков по курии.

Уездные земские собрания являлись распределительными органами и выбрали исполнительные органы – земские управы, а также гласные в губернские земские собрания, которые строились по такому же принципу, избирая губернские земские управ. Председателем земских собраний автоматически становился предводитель уездного или губернского дворянства.

Фактически земства находились под контролем местной администрации, которой подчинялась полиция. Земства способствовали развитию хозяйства, активации общественной жизни на местах. Земства создавали школы и больницы, улучшали жизнь русской деревни. Но их возможности были крайне ограничены. Городские реформы 1870г. Создавала новую систему городского самоуправления. Выборы проводились на основе не сословного, а имущественного ценза. Избирательные права предоставлялись лишь лицам мужского пола, достигшим 25 лет и платившим в пользу города налоги и сборы. Наиболее крупными группами избирателей стали: владельцы недвижимости в черте города; содержатели торговых и промышленных заведений; обладатели купеческих и промысловых свидетельств. Избиратели делились на три курии : крупных, средних и мелких налогоплательщиков. Каждая курия избирала 1/3 состава гласных городской думы, являющейся распределительным органом. Она, в свою очередь, избирала Городскую управу - исполнительный орган во главе с городским головой.

Городское самоуправление занималось благоустройством города, образованием, задравоохранением, попечением торговли и промышленности; имело свой бюджет, часть которого шло на содержание пожарной охраны, полиции, тюрем. Компетенция городского самоуправления не выходила за рамки хозяйственных вопросов, его права были еще более ограничены, чем права земств, но, в целом , реформа, способствовала становлению элементов гражданского общества и развитию городов. Судебная реформа началась с введением в 1864 г. Новых судебных уставов. Основные принцыпи новой судебной системы:

-бессословность, что означало равенство всех перед законом

-независимость суда, кроме того, действовал принцип несменяемости судей

-гласность

- состязательность, т. е. участие в процессе прокурора и адвоката

-вводился институт выборных присяжных заседателей.

Структура суда:

- в основе системы общего суда находился окружной суд, охватывавшим одну губернию, с присяжными заседателями;

-второй инстанцией стала судебная палата, приходившаяся на несколько окружных судов

- роль высшей инстанции играл Сенат

- параллельно действовала система мировых судов, занимавшихся разбором относительно мелких дел.

Общий и мировой суды рассматривали гражданские и уголовные дела, но не занимались политическими процессами и не судили высших государственных чиновников. Эти вопросы находились в ведении Высшего уголовного суда. Прокуратура превратилась в орган судебного надзора, фактически прокуратура была подчинена министру юстиций

Судебная реформа способствовала либерализации общественной жизни, стала шагом на пути к правому обществу.

Однако реформа осталась незавершенной. Так, для разбора конфликтов в крестьянской среде сохранился сословный волостной суд. Новая судебная система вводилась не на всей территории страны, ее проведение в жизни заняло многие годы, а главное, она вступила в противоречие с существующим политическим строем, вызвала постоянное стремление верхов ее ограничить. Реформы системы образования 1863-1864 гг. способствовало развитию науки в России, росту рядов интеллигенции, демократизировала высшее, среднее и начальное образование расширила сеть школ, привлекла в школы новые педагогические силы.

Реформы печати( 1865г. ) отменяла предварительную цензуру книг и журналов, но сохраняла ее для газет.

Военные реформы начались сразу после Крымской войны и конце 1850-х гг. и проводилось в несколько этапов. Их основной целью было сокращение армии в мирное время и, одновременно, обеспечение возможности ее развертывание во время войны.

Содержание реформ:

- сокращение численности армии на 40% создание сети военных и юнкерских училищ, куда принимались представители всех сословий; усовершенствование системы военного управления, введение военных округов, создание Главного штаба; создание гласных и состязательных военных судов, военной прокуратуры; отмена телесных наказаний( за исключением розог для особых оштрафованных) в армии;

- перевооружение армии и флота(принятие нарезных стальных орудий, новых винтовок и т. д. )реконструкция казенных военных заводов.

Введение в 1874 г. Всеобщее воинской повинности, вместо рекрутского набора и сокращение сроков службы до 6 лет в армии и 7 – на флоте, завершило проведение военной реформы. Было установлено множество льгот. В частности , лица с начальным образованием служили лишь 3 года, со средним – 1. 5 года, с высшим – несколько месяцев.

Особенности военных реформ явился их подследственный характер. Здесь половинчатости и непоследовательности было значительно меньше, чем в других преобразованиях той эпохи.


33. Осн. направления внутр. и внешней политики Александрв3. Экномо. развитие России в 80-90гг. 19века. Курс на модернизацию промышленности. Рабочее движение и распространение марксизма в мск.

Внутренняя: к началу 80-х годов в России завершился промышленный переворот. Началось создание мощной экономической базы, проводилась модернизация промышленности, ее организация на капиталистических началах. Александр III назначал на ключевой пост министра финансов ученых-экономистов — Н. X. Бунге (1881—1886), И. А. Вышнеградского (1887-1892), С. Ю. Витте (1892-1903).

Министр финансов Н. X. Бунге активно проводил политику протекционизма, правительственного финансирования промышленности, налоговые реформы. Он снизил выкупные платежи крестьян, начал постепенную отмену подушной подати. В то же время он ввел косвенный налог на табак, спирт, сахар, нефть. Появились новые налоги на недвижимость, торговлю, промыслы, повысились пошлины на заграничные товары. Бунге осуществил значительное сокращение армии, что приносило в бюджет 23 млн. рублей в год. Все средства направлялись в промышленность и железнодорожное строительство.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.