рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Сочинение: История средних веков

Воодушевленный победами Валленштейн выдвинул идею абсолютистской реформы Империи, ликвидации самовластия князей и усиления власти императора, однако Фердинанд II сделал выбор в пользу политики реставрации католицизма в Германии и издал 6 марта 1629 Реституционный эдикт, возвративший Римской церкви все земли и имущество, утраченные ею в протестантских княжествах после 1555. Нежелание Валленштейна проводить эдикт в жизнь и жалобы католических князей на его самоуправство заставили императора отправить полководца в отставку.

Шведский период (1630–1635). Рост могущества Габсбургов в Германии вызвал серьезную тревогу у Франции и Швеции. Заключив в 1629 при посредстве французской дипломатии шестилетнее перемирие с Речью Посполитой в Альтмарке, шведский король Густав II Адольф вступил в войну, провозгласив себя защитником немецких протестантов. 26 июня 1630 он высадился на о. Узедом в устье Одера и занял Мекленбург и Померанию. В январе 1631 в Бервальде (Неймарк) был подписан франко-шведский договор, по которому Франция обязывалась выплачивать шведам ежегодную субсидию в 1 млн. франков, а те гарантировали соблюдение прав католической церкви в захваченных ими землях. 13 апреля 1631 Густав II Адольф взял Франкфурт-на-Одере. После страшного разгрома легистами 20 мая Магдебурга, одного из главных оплотов протестантизма в Германии, к шведам присоединился курфюрст Георг-Вильгельм Бранденбургский; 1 сентября его примеру последовал курфюрст Иоганн-Георг Саксонский. 17 сентября при Брейтенфельде объединенная шведско-саксонская армия наголову разбила лигистов и имперцев. Вся Северная Германия оказалась в руках Густава II Адольфа. Саксонцы вторглись в Богемию и 11 ноября вошли в Прагу. В то же время шведы двинулись в Тюрингию и Франконию; в декабре они овладели Майнцем и заняли Нижний Пфальц. Фердинанду II пришлось вернуть Валленштейна на пост главнокомандующего, предоставив ему полную самостоятельность. В начале 1632 Валленштейн вытеснил саксонцев из Богемии.

В марте 1632 шведы начали наступление в Южной Германии. 15 апреля они разгромили Тилли у Райна на р. Лех; сам Тилли был смертельно ранен. Густав II Адольф вступил в Баварию и в мае овладел Аугсбургом и Мюнхеном. Неудачно атаковав 24 августа позиции Валленштейна у Фюрте под Нюрнбергом, он двинулся на Вену, однако вторжение имперцев в Саксонию заставило его поспешить на помощь курфюрсту Иоганну-Георгу. 16 ноября 1632 в сражении под Лютценом юго-западнее Лейпцига шведы нанесли жестокое поражение Валленштейну, хотя и потеряли в битве своего короля. В марте 1633 Швеция и немецкие протестантские княжества образовали Гейльброннскую лигу; вся полнота военной и политической власти в Германии перешла к выборному совету во главе со шведским канцлером А.Оксеншерной. В конце 1633 войска союзников под командованием герцога Бернгарда Веймарского и шведского генерала Горна овладели Регенсбургом и заняли Верхний Пфальц и Баварию. Несмотря на приказы Фердинанда II, Валленштейн, укрепившийся в Богемии, не оказал помощи Максимилиану Баварскому, а в январе 1634 в Пльзене заставил офицеров своей армии принести ему личную присягу верности и вступил в переговоры со шведами и саксонцами. Однако 24 февраля в Эгере он был убит агентами императора. Новый главнокомандующий эрцгерцог Фердинанд Венгерский взял Регенсбург, изгнал союзников из Баварии, 6 сентября 1634 разбил их под Нердлингеном и овладел Франконией и Швабией. Шведы сохранили контроль только над Северной Германией. Гейльброннская лига фактически распалась. В мае 1635 Иоганн-Георг Саксонский заключил с Фердинандом II Пражский мирный договор, получив в пожизненное владение Лузацию и часть архиепископства Магдебургского и обязавшись совместно с императором воевать против «чужеземцев»; к этому договору присоединились многие протестантские и католические князья (герцог Баварский, курфюрст Бранденбургский, князь Ангальтский и др.); верность шведам сохранили только маркграф Бадена, ландграф Гессен-Касселя и герцог Вюртемберга.

Франко-шведский период (1635–1648). Успехи Габсбургов вынудили Францию объявить войну императору и Испании. Она вовлекла в конфликт своих союзников в Италии – герцогство Савойское, герцогство Мантуанское и Венецианскую республику. Ей удалось предотвратить (по истечении срока Альтмаркского перемирия) новую войну между Швецией и Речью Посполитой, что позволило шведам перебросить значительные подкрепления из-за Вислы в Германию. В начале 1636 имперцы вытеснили шведскую армию И.Банера в Мекленбург, но 4 октября потерпели от него тяжелое поражение при Виттштоке (Северный Бранденбург). В мае 1637 имперцы и саксонцы блокировали Банера у Торгау, однако шведы сумели вырваться из окружения.

С 1638 в войне обозначился явный перелом в пользу антигабсбурской коалиции. В январе 1638 Бернгард Веймарский перешел Рейн, 2 марта разгромил имперскую армию Жана де Верта у Рейнфельдена и занял Шварцвальд; в то же время Банер отбросил имперские войска генерала Галласа в Богемию и Силезию. В 1639 шведы вторглись в Богемию, голландский адмирал Тромп уничтожил испанский флот у Гравелина и в бухте Даунс (пролив Ламанш), а Бернгард Веймарский захватил в Эльзасе стратегически важную крепость Брейзах. Осенью 1640 соединенная франко-шведская армия совершила успешный поход в Баварию. Из-за восстаний в Португалии и Каталонии 1640 Испании пришлось значительно сократить свою помощь австрийским Габсбургам. В июле 1641 бранденбургский курфюрст Фридрих Вильгельм заключил со Швецией договор о нейтралитете. 2 ноября 1642 новый шведский командующий Л.Торстенсон разбил имперцев у Брейтенфельда; Лейпциг капитулировал, и Иоганн-Георг Саксонский был вынужден пойти на перемирие со шведами. Торстенсон занял Силезию и проник в Моравию. В том же году французы овладели Юлихом на Нижнем Рейне; в сентябре они нанесли поражение испанцам под Леридой, взяли Перпиньян и установили контроль над Руссильоном. 19 мая 1643 командующий французскими войсками принц Конде разромил испанскую армию Франсиско де Мело у Рокруа в Южных Нидерландах.

Однако союзникам пришлось приостановить дальнейшее наступление. К габсбургскому лагерю примкнул датский король Кристиан IV, опасавшийся утверждения шведской гегемонии на Балтике, что заставило Торстенсона отвести войска на север. В ноябре 1643 баварский генерал Мерси разбил французов при Тейтлингене. Но вскоре антигабсбургской коалиции удалось восстановить свои позиции. Новый союзник Швеции – трансильванский князь Дьердь Ракоши – вторгся в австрийскую Венгрию. В августе 1644 Конде разбил баварцев под Фрейбургом и овладел Филиппсбургом и Майнцем. Одержав ряд побед над датчанами на суше и на море, шведы вынудили Кристиана IV заключить в 1645 мирный договор в Бремсебру и уступить им острова Готланд и Эзель, а также несколько областей в Восточной Норвегии. В начале марта 1645 Торстенсон вступил в Богемию, нанес 6–7 марта поражение имперцам при Янковицах, соединился с трансильванцами и подступил к Вене. Только пойдя на уступки Ракоши и заключив с ним мирное соглашение, император Фердинанд III (1637–1657) смог избежать катастрофы; шведы, оставшись без союзника, отступили из Австрии. Французский полководец Тюренн 2 марта проиграл баварцам сражение у Мариендаля, но уже 3 августа взял реванш под Аллерсхеймом южнее Нюрнберга. Утрата имперцами и лигистами стратегической инициативы побудила Фердинанда III начать мирные переговоры в Мюнстере с Францией и в Оснабрюке со Швецией и немецкими протестантскими князьями; военные действия, тем не менее, продолжались. В марте 1647 Максимилиан Баварский заключил сепаратное Ульмское перемирие с союзниками, которое, однако, вскоре было им же и нарушено; в ответ франко-шведская армия Тюренна, победив имперцев при Цусмарсгаузене, заняла большую часть Баварии. Летом 1648 шведы осадили Прагу, но в разгар осады пришло известие о подписании 24 октября 1648 Вестфальского мира, положившего конец Тридцатилетней войне. Согласно его условиям, Франция получила Южный Эльзас и лотарингские епископства Мец, Туль и Верден, Швеция – Западную Померанию и герцогство Бремен, Саксония – Лузацию, Бавария – Верхний Пфальц, а Бранденбург – Восточную Померанию, архиепископство Магдебург и епископство Минден; была признана независимость Голландии. Война между Францией и Испанией продолжалась еще одиннадцать лет и закончилась Пиренейским миром 1659.

Вестфальский мир ознаменовал завершение эпохи преобладания Габсбургов в Европе. Ведущая роль в европейской политике перешла к Франции. В число великих держав вошла Швеция, установившая гегемонию на Балтике. Усилились международные позиции Голландии. Была закреплена политическая раздробленность Германии; внутри нее возросло значение Саксонии, Бранденбурга и Баварии.

36. Новые формы идеологии. Реф.

37. М.Вебер о протестантизме

Протестантизм - одно из главных направлений христианства наряду с православием и католицизмом, охватывающее множество самостоятельных исповеданий и церквей. Особенности идеологии и организации современного протестантизма во многом обусловлены историей его возникновения и последующего развития.  В начале своего труда Вебер подчёркивает классовый состав адептов протестантизма (на примере Германии конца XIX века, но считая такую структуру свойственной и любой другой стране): "Мы имеем в виду несомненное преобладание протестантов среди высших квалифицированных слоёв рабочих, и прежде всего среди высшего технического и коммерческого персонала современных предприятий" 3.  Вебер отмечает, что распространение протестантизма - вопреки установившемуся мнению - означало усиление зависимости верующего от церкви по сравнению с католицизмом. "Но не следует упускать из виду и то, о чём теперь часто забывают: что Реформация означала не полное устранение господства церкви в повседневной жизни, а лишь замену прежней формы господства необременительного, практически в те времена малоощутимого, подчас едва ли не чисто формального, в высшей степени тягостной и жёсткой регламентацией всего поведения, глубоко проникающей во все сферы частной и общественной жизни" 4.  Но что такое "дух" капитализма в трактовке Вебера? Это - прилежание и пунктуальность в работе, умеренность в личной жизни, а также… умение пользоваться кредитом с тем, чтобы получить приращение денег. "Помни, что кредит - деньги" 5. Всё это позволяло завоевать себе подобающее положение в обществе.   Большое значение имело религиозное воспитание молодёжи. Вебер пишет, что молодые рабочие и работницы, получившие его, "наиболее восприимчивы к обучению новым технологическим методам" 6.  Следует обратить внимание на то, что в историческом плане, как это понимает Вебер, стремление "стать угодным Богу" ведёт в сторону хозяйственной, предпринимательской деятельности.

Он отмечает , что догмат, который единственным средством стать угодным Богу считает не пренебрежение мирской нравственностью с высот монастырской аскезы, а исключительно выполнение мирских обязанностей так, как они определяются для каждого человека его местом в жизни, тем самым эти обязанности становятся для человека его "призванием". Интересно и ещё одно сравнение в историческом плане между католицизмом и протестантизмом. "Результатом Реформации как таковой было прежде всего то, что в противовес католической точке зрения моральное значение мирского профессионального труда и религиозное воздаяние за него чрезвычайно возросли". И далее, уже во взглядах Лютера существовала идея, "согласно которой профессиональная деятельность человека является задачей, поставленной перед человеком Богом, притом главной задачей" 7.  Вместе с тем, Вебер практически подвергает критике один из основных постулатов протестантизма (кальвинизма) (вспомним определение, данное С.Д.Сказкиным): "Едва ли требует доказательства то утверждение, что концепция наживы как самоцели, как "призвания",  противоречит нравственным воззрениям целых эпох. Перенесённое в каноническое право положение "Deo placere vix p o t e s t" (Едва ли будет угодно Богу [лат.]), относившееся к деятельности торговца,.. и определение наживы у Фомы Аквинского как t u r p i t u d o (позор [лат.]) (сюда включалось и связанное с предпринимательством, то есть этически дозволенное, получение прибыли) были уже известной уступкой (по сравнению с радикально антихрематистическими взглядами довольно широких слоёв населения) со стороны католической доктрины интересам политически столь связанного с церковью капитала итальянских городов" 9.

Вебера не оставляет в покое одно из основополагающих положений кальвинизма, и он отмечает, что в эпоху Кальвина "никогда полностью не исчезало ощущение того, что деятельность, для которой нажива является самоцелью, есть, в сущности, нечто p u d e n d u m (постыдное [лат.]), нечто такое, с чем можно лишь мириться как с некоей данностью жизненного устройства". И далее Вебер уточняет, что некоторые моралисты того времени, принимавшие начатки капиталистического ведения дела как данность, пытались - не без известного противодействия - доказать, что они приемлемы и необходимы (особенно в торговле), что проявляющаяся в капиталистической деятельности i n d u s t r i a (трудолюбие [лат.]) есть законный, этически безупречный источник прибыли". Однако, поясняет Вебер, эти люди отвергали самый "дух" капиталистического приобретательства как t u r p i t u d o и, уж во всяком случае, не оправдывали его с этических позиций 10.  М. Вебер подробно проанализировал те специфические мировоззренческие установки, ту картину мира, которую формирует протестантизм. Именно протестантские мировоззренческие установки обусловили формирование системы ценностных ориентации, мотивации и поведенческих стереотипов, которые легли в основу капиталистического предпринимательства. М. Вебер подчеркивает, что все особенности протестантизма вытекают из христианского представления о Боге как абсолютно трансцендентном, персонифицированном, активно вмешивающемся в земные дела, карающем и спасающем по собственному произволу Творце мира. Сотворив мир из ничего, Бог задает его законы, а вместе с ними и этические нормы человеческого общения, образующие в целом представление о богоугодном, праведном образе жизни. С этой точки зрения, как М. Вебер неоднократно подчеркивает, христианская, в том числе и протестантская этика рационализирует образ жизни верующих в целом, поскольку упорядочивает его и подчиняет единым нормам, ориентирует на единые цели.  Описанные выше религиозно-философские представления определяют господствующие представления о сущности человека и его бытия. Христианин наделен бессмертной душой, но жизнь дается ему всего один раз, и в течение этого ограниченного, неизвестного никому и предопределенного свыше отрезка времени человек может заслужить как спасение и вечное блаженство, так и погибель и вечные муки. Жизнь человека, его индивидуальное уникальное существование имеют в христианстве абсолютную этическую и сотериологическую (душеспасительную) ценность, ибо душа вечна, бессмертна, и то, как мы проживем эту временную жизнь, определяет последующую вечность.

Важнейшей особенностью христианской, особенно протестантской религиозной этики М. Вебер считал абстрактный характер ее ценностей и норм. Существует понятие блага, добра, праведного образа жизни и т.п., которым противостоит представление о грехе, радикальном зле, также абстрактном. Всеобщее подчинение верующих, равных по своим этическим качествам, трансцендентному Богу и абстрактным этическим нормам, создает, по мнению М. Вебера, социально-психологические предпосылки для утверждения в обществе формального равенства людей перед законом и безличных юридических отношений. Товарное хозяйство, а в особенности капиталистическое предпринимательство, равно как и политическое устройство общества, основанное на формальной правовой регуляции, исходит из безличных отношений между индивидами, выступающими в качестве участников товарообмена или юридических лиц.

Идее спасения соответствует методика, определяющая практические пути достижения религиозного идеала, реальные формы поведения индивида в мире, меру и направления его активности.  Основой протестантской методики спасения является мироотвергающая аскеза, базирующаяся на признании несовершенства и греховности тварного мира, на его решительном отрицании. Отрицание греховного мира естественно предполагает отказ от его благ, сознательное ограничение своих потребностей, обуздание эмоций и подчинение всего образа жизни идее служения Богу.  При отказе от мирских благ и принципов мирского существования вообще, идеалом аскета-христианина является систематизированная деятельность, направленная на преодоление мирских страстей, мешающих сосредоточиться на служении Богу. М. Вебер подчеркивает, что такая аскеза, которую можно назвать потусторонней, ведет к «полному отрешению от "мира", к разрыву социальных и душевных уз семьи, к отказу от имущества, от политических, экономических, художественных, эротических, вообще от всех тварных интересов»[2].  В качестве примера потусторонней аскезы можно рассматривать христианское монашество, уходящее от мирских дел, однако, не отказывающееся от деятельности самой по себе. В рамках этой формы аскезы физический труд, например, у христианских монахов, приобретает, по выражению М. Вебера, «гигиеническую» ценность[3], становится принятым религией средством послушания – отвлечения от мирских страстей. М. Вебер подчеркивает, что западные аскеты-монахи стояли на службе церкви, выполняя в ее интересах практическую работу –  будь то непосредственное производство материальных благ или охранительная, инквизиторская, или политическая деятельность. Однако важно, что высший смысл в данном случае имела не деятельность сама по себе, а духовные цели. Уникальность и историческая значимость протестантизма состоят в том, что в процессе Реформации произошла трансформация потусторонней аскезы в посюстороннюю, или мирскую аскезу, в которой деятельность в миру рассматривается как «обязанность», возложенная на верующего. При всем его несовершенстве, мир является единственным объектом деятельности, направленной на прославление Бога, той особой деятельности, которая «дает аскету возможность достичь тех качеств, к которым он стремится, а они в свою очередь служат выражением милости божьей, в силу которой аскет обретает способность к деятельности такого рода»[4].

М. Вебер подчеркивает, что «принципиальное и систематически непреложное единство мирской профессиональной этики и религиозной уверенности в спасении создал во всем мире Только аскетический протестантизм. Только в протестантской профессиональной этике мир в его несовершенстве имеет исключительное религиозное значение как объект исполнения Долга путем рациональной деятельности в соответствии с волей надмирного бога»[5]. Человек, принадлежащий к товарному миру и несущий в себе все его несовершенство, в аскетическом протестантизме через свою деятельность становится орудием Бога, исполняющим в миру его волю, его призвание.[6]

38. Новые формы идеологии. Гуманизм

39.Итальянский гуманизм

40.немецкий гуманизм

 Раньше всего с критикой существующих порядков и освящавшей их католической идеологии выступили гуманисты.

Гуманизм в Германии распространился в середине XV в., охватив широкие круги интеллигенции, группировавшейся вокруг университетов. Здесь были выдающиеся ученые-филосо' фы, естествоиспытатели, лингвисты; литераторы, странствующие поэты и проповедники. В своих произведениях радикально настроенные гуманисты боролись против схоластики, за научное мировоззрение и откликались на волновавшие широкие оппозиционные круги вопросы национального развития Германии. Литераторы и философы обличали невежество и тупость богословов и монахов, пропагандировали свободное развитие человеческого духа. В немецкой гуманистической литературе широкое распространение получил сатирически-обличительный жанр. В конце XV в. появилась сатира на немецком языке «Корабль дураков».

Наибольшей известностью среди немецких гуманистов в начале XVI в. пользовался Эразм Роттердамский (1466—1536) — один из образованнейших людей своего времени. Выходец из Голландии, он в разное время жил во Франции, Англии и Италии. Преподавал в Кембриджском университете, служил при дворе Карла V. На склоне лет Эразм поселился в Базеле, всецело отдавшись литературной деятельности. Из многих произведений Эразма Роттердамского самую широкую популярность получила сатира «Похвальное слово глупости», в которой высмеиваются пороки феодального общества и его признанные авторитеты. Глупость в своем монологе заявляет, что ей подчинены все существующие общественные и церковные порядки и что она признана высшей добродетелью в современном обществе. Эразм не щадил ни князей, ни королей, ни прелатов, ни самого папы. По его словам, у церкви нет более зловредных врагов, нежели ее нечестивые первосвященники (папы), «которые убивают Христа своей гнусной жизнью». Но он не отвергал католическую религию и церковь, а только хотел очистить их от пороков. Столь же половинчатой была его критика социального и политического строя общества. Бичуя паразитизм феодальных господ, «которые кичатся благородством происхождения, но ничем не отличаются от последних прохвостов», он в то же время с презрением относился к народной массе, «живущей одними телесными побуждениями». Его идеалом было общество избранных просвещенных личностей. Эразм решительно выступал против феодальных войн,

приносивших бедствия народам, и призывал к установлению мира. Проявляя радикализм в своих литературных сочинениях, в жизни Эразм старался угодить власть имущим, враждебно относился к революционной деятельности.

Выдающимся представителем немецкого гуманизма был Иоганн Рейхлин (1455—1522) — филолог и философ, пользовавшийся всемирной известностью благодаря своим познаниям в области древних языков. Рейхлин стремился примирить христианскую мораль с гуманизмом и показать божественное в самом человеке. Такое понимание христианства в корне расходилось с церковной догматикой. По мнению Рейхлина, изучать христианство необходимо было на основе критического анализа первоисточников. Выступление в защиту еврейских книг поставило его в центре борьбы гуманистов с мракобесами-католиками. Все образованное общество Германии разделилось на два лагеря-рейхлинистов и «обскурантов» («темных людей»). В ходе этой борьбы появился знаменитый памятник немецкой гуманистической литературы — «Письма темных людей» — сатира на невежественных мракобесов-теологов, составленная группой молодых гуманистов эрфуртского кружка — Ульрихом фон Гуттеном, Кротом Рубианом и др. Перед читателем проходят длинной вереницей мракобесы с учеными степенями — магистры, бакалавры и суеверные монахи, обращающиеся за советом по самым глупым вопросам к своему идейному наставнику кельнскому теологу Ортуину Грацию и обнаруживающие при этом свое невежество, тупость и высокомерие. «Письма темных людей» сначала были приняты читающей публикой за подлинные произведения обскурантов и широко распространились даже в их собственной среде. Сатира имела большой успех, она нанесла сокрушительный удар по схоластам и явилась триумфом немецких гуманистов.

В плеяде передовых гуманистов первой четверти XVI в. видное место занимал Ульрих фон Гуттен (1488—1523). Выходец из рыцарства, испытавший долю монастырского послушника и отвергнутый своими родителями за побег из монастыря, Гуттен вел жизнь странствующего поэта. Он был участником бурных литературных и политических столкновений своего времени и оставил глубокий след в немецкой литературе. В стихотворении «Никто» Гуттен указывал, что истинным носителем образованности и нравственности является «Никто» — человек без официального положения в обществе. Особенно резко Гуттен выступал против папства. В диалоге «Вадиск, или Римская троица» он разоблачал паразитизм папского двора и призывал к борьбе с римской курией. Устами одного из участников диалога он заявлял, что нужно уничтожить все папские декреты вместе с их составителями и вдохновителями. Таким образом, Гуттен встал на сторону непримиримых противников католической церкви и сторонников Реформации. Как сын своего класса, он возлагал надежды не на народное выступление, а на вооруженное восстание рыцарей.

Резкая критика радикально настроенными немецкими гуманистами католической церкви и папства подготовила почву для широкого распространения в Германии идей Реформации.

41.Английский гуманизм

На творчество английских писателей эпохи Возрождения, несомненно, оказал влияние итальянский гуманизм.

Средоточием новых гуманистических идей в Англии был Оксфордский университет. Английские гуманисты Оксфордского кружка Гросин, Линакр и Джон Колет были восторженными поклонниками античной литературы, горячо пропагандировали — в Англии изучение греческого языка, который, по мнению тогдашних гуманистов, был ключом к сокровищам античной культуры.

Они оказали большое влияние на формирование гуманистического мировоззрения Томаса Мора. Особенно велико было идейное и нравственное влияние на Мора Джона Колета (1467- 1519). Сын богатого купца и мэра Лондона, Колет изучал во Франции и Италии теологию, готовясь к деятельности проповедника. Он хорошо знал античную литературу, труды итальянских гуманистов. Подобно своим учителям, Колет пытался сочетать священное писание с учением Платона и неоплатоников. Колет был горячим защитником гуманистической системы воспитания;

высказывался против телесных наказаний и схоластических методов обучения. В созданной им школе с гуманистической программой воспитания молодежь овладевала латинским и греческим языками, приобщалась не только к христианской литературе, но также и к произведениям античных классиков. Благодаря Колету в Англии возникли светские, так называемые грамматические школы.

Томас Мор (1478—1535), канцлер Генриха VIII, был свидетелем всех тех ужасов, которые несла с собой эпоха первоначального накопления в Англии; он видел народные бедствия, вызванные огораживаниями.

В первой части романа-трактата «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии» Мор мрачными штрихами изображал Англию XVI в., критикуя политику огораживаний и кровавое законодательство. «Ваши овцы, обычно такие кроткие... теперь стали такими неукротимыми, что поедают даже людей...» — писал Томас Мор в своей «Утопии». Из описания английской действительности он делает вывод: «Где только есть частная собственность, где все мерят на деньги, там вряд ли когда-либо возможно правильное и успешное течение дел».

От имени вымышленного путешественника Рафаила Гитлодея Мор рассказывает о счастливой стране на далеком острове Утопия (по-гречески «несуществующее место»). В этой стране нет частной собственности. Все жители острова трудятся, занимаясь ремеслом, а поочередно и сельским хозяйством. Благодаря труду всех членов общества продукты производятся в таком большом количестве, что можно распределить их по потребностям каждого. Образование доступно всем членам общества, оно основано на соединении теоретического обучения с трудовым воспитанием. Обществом руководят избираемые на один год должностные лица; не переизбирается лишь князь, чье звание и должность остаются пожизненными. Дела важные и значительные решаются на народном собрании всех утопийцев. Деньги не играют никакой роли в Утопии, и к ним отношение презрительное:

из золота делают цепи для преступников.

Организация ремесла представлялась Мору в семейной форме со включением посторонних, желавших заниматься этим ремеслом. В обществе Томаса Мора существует рабство, но рабами временно становились только осужденные за преступления. Рабы выполняли самую грязную и тяжелую работу. Рабочий день в Утопии длился шесть часов, после чего все утопийцы занимались науками. Гениальность произведения Мора в том, что он проводит принципы обязательного для всех труда и решает по-своему сложные проблемы уничтожения противоположности между городом и деревней, между физическим и умственным трудом. Коммунистический идеал Томаса Мора был фактическим предвосхищением будущего.

Томас Мор являлся крупным государственным деятелем:

при Генрихе VIII он был лордом-канцлером, первым лицом в государстве после короля. Но Мор выступил против английской Реформации. По требованию короля он был осужден и казнен в 1535 г. На этом основании в клерикальной историографии Томас Мор рассматривается как мученик за католическую веру. На самом деле он был сторонником веротерпимости. В его «Утопии» каждый может верить во что хочет и никакие религиозные взгляды не осуждаются.

43. Культура Италии в 16-17

С конца XV — начала XVI в. наступил этап, когда назрела необходимость синтеза всех достижений Раннего Возрождения, когда гуманистические принципы, составлявшие идейную основу ренессансного искусства, получили в нем наиболее полное воплощение. Именно в культуре Высокого Возрождения особенно ярко выразилось представление о величии человека, его высоком достоинстве и предназначении.

Возрождение достигло своего апогея в тяжелое для страны время — первые десятилетия итальянских войн. Вторжение чужеземных завоевателей способствовало формированию национального самосознания в среде широких слоев населения. Расширение кругозора людей эпохи великих географических открытий также характерная черта времени, которое породило, по выражению Энгельса, «...титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености»'. Наиболее универсальным из этих титанов был Леонардо да Винчи (1452—1519) -художник, скульптор, архитектор, теоретик искусства, математик, физик, анатом, физиолог, геолог, астроном. Он являлся автором первых проектов летательных аппаратов, гидротехнических сооружений, разнообразных станков; почти все области науки Леонардо обогатил гениальными догадками. Наука, по его убеждению, должна основываться на опыте, который представляет собой единственный источник знания. Вместе с тем наука и искусство для Леонардо неразделимы: в своих занятиях наукой он был художником, а в искусстве — ученым; то и другое было для него средствами познания мира. Леонардо родился в местечке Винчи, около Флоренции, и как художник сформировался во Флоренции. Из его произведений самым значительным была «Тайная вечеря» — огромная фреска на стене трапезной миланского монастыря Санта-Мария делле Гра-цие. Леонардо избрал в евангельской легенде о Христе драматический момент, наступивший после слов Христа: «один из вас пре-  Энгельс Ф. Диалектика природы. Статьи и главы. — Маркс К., Энгельс Ф.  Соч., т. 20, с. 346 даст меня». Он изобразил бурную реакцию апостолов, внезапно узнавших о скорой гибели Христа и о том, что среди них находится предатель. Это позволило художнику показать в рамках традиционного религиозного сюжета крайнюю напряженность человеческих чувств, дать глубокие психологические зарисовки людей разного душевного настроя и темперамента. В портрете молодой флорентийки Моны Лизы (портрет получил название «Джоконда», по имени ее мужа Джокондо) Леонардо достиг вершины портретного мастерства. Едва уловимая улыбка Моны Лизы, ее взгляд, как бы обращенный к зрителю, весь одухотворенный облик отражают интенсивный внутренний мир, сочетание в ней ума и интеллекта, присущее Моне Лизе чувство духовной гармонии.  На 30 лет моложе Леонардо да Винчи был лишь на одни год переживший его Рафаэль Санти (1483—1520). Его искусство было ясным и гармоничным. В женских образах (изображениях мадонн и реже портретах) сочеталась физическая и духовная красота. Лучшее из его произведений, представляющее собой итог многолетних творческих исканий, — «Сикстинская мадонна», написанная для церкви св. Сикста в Пьяченце. Мадонна с сыном на руках, легко ступая по облакам, несет его людям. В ее лице — предвидение неизбежной гибели сына и в то же время готовность отдать его на жертву во имя блага человечества. Взгляд младенца не по-детски серьезен. Сикстинская мадонна — олицетворение тревоги и скорби. Ее образ обладает большой нравственной силой.  Рафаэль был мастером и монументальной живописи. По поручению папы он вместе с учениками покрыл росписью три станцы (комнаты) и зал Ватиканского дворца. Сложная многофигурная роспись стен по своему содержанию носит гуманистический характер. Наиболее отчетливо жизнеутверждающие ренессан-сные мотивы звучат в самой значительной из фресок — «Афинской школе». На фреске в анфиладе больших арочных пролетов, создающих ощущение простора, группами и поодиночке разместились античные философы и ученые. Центральными персонажами являются Платон и Аристотель. Согласие разных философских школ, единство мира и человека, обладающего неограниченными возможностями познания, — таково содержание фрески.  Крупнейшим явлением в художественной культуре Возрождения было творчество Микеланджело (1475—1564), наиболее полно выразившего в скульптуре, живописи и архитектуре самый дух этой культуры. Он был одновременно творцом и гражданином, глубоко переживавшим все бурные перипетии времени, в которое ему довелось жить, борцом, активно вторгавшимся с помощью своего искусства в действительность. Творчество Микеланджело охватывает все Высокое и часть Позднего Возрождения.   Микеланджело был прежде всего скульптором. Ранняя монументальная скульптура — статуя Давида — высотой более 5 метров изображает библейского героя — пастуха (а в будущем царя) Давида перед схваткой с великаном Голиафом. Давид предста—508  ет перед нами мужественным и уверенным в победе, его лицо — грозным. Эта статуя олицетворяла гуманистический идеал человека героического, полного мощи и величия; в то же время она являлась символом свободы; не случайно скульптура сразу же после завершения работы, в 1504 г. была установлена на центральной площади Флоренции (в это время восставшая Флоренция была исполнена решимости отстоять от врагов восстановленную республику).

26 месяцев Микеланджело по поручению папы в невероятно трудных условиях занимался росписью потолка Сикстинской капеллы Ватиканского дворца. Библейские сцены (сотворения мира, Адама и Евы, их грехопадение и пр.) на центральной части потолка весьма динамичны, насыщены бурным порывом и внутренним напряжением. Поистине титаническими являются пророки и сивиллы (предсказательницы) на боковых полосах потолка.  Постепенно в творчестве Микеланджело усиливается трагическое звучание. Статуи «пленников» (или «рабов») олицетворяют мучительное и безнадежное стремление к свободе. Фигуры «Утра» и «Вечера», «Дня» и «Ночи», украшающие гробницы в капелле Медичи, безвольны, в них нет и следа целеустремленности ранних героев скульптора. Особенно остро чувствуется исчерпанность душевных и физических сил в «Ночи». О причинах нарастания трагизма в образах Микеланджело он са.м рассказывает в стихах,. написанных от имени Ночи:  Отрадно спать, отрадней камнем быть. О, в этот век, преступный и постыдный, Не жить, не чувствовать — удел завидный... Прошу, молчи, не смей меня будить!  Бессилие Италии, объекта борьбы между сильными соседними государствами, крушение свободолюбивых чаяний, а позднее — нарастание католической реакции, все более острое чувство полного духовного одиночества, осознание невозможности «превзойти природу» — границы человеческих возможностей — все это нашло свое отражение в произведениях последних десятилетий его жизни. Наиболее значительная из фресок — «Страшный суд» (на алтарной стене Сикстинской капеллы) изображает массу тел, как бы взметенных вихрем, приведенным в движение волей неумолимого разгневанного судьи — Христа.

В культуре Возрождения особое место заняла венецианская живопись, в которой важным художественным средством изображения стал цвет. В сохранившей свою свободу Венеции Возрождение кончилось позднее, чем в остальной Италии, в конце XVI в. Самым крупным мастером Высокого и Позднего Возрождения венецианской школы был Тициан (по-видимому, 1487—1576), в творчестве которого отразилась эволюция венецианской живописи XVI в. Тициану были чужды трагические противоречия Микеланджело. В «Данае», «Венере перед зеркалом» и других картинах воспевается красота окружающего мира, 509  обнаженного тела. Портреты работы Тициана отмечены чертами ясности и спокойствия, душевного и физического здоровья. Более поздние портреты отличаются глубоким психологизмом. В его картинах на религиозные темы, созданных в последние десятилетия жизни («Несение креста», «Святой Себастьян» и др.), Христос и святые изображены страдающими, но стойкими, мужественно переносящими мучения и не теряющими своего достоинства. Тициан не отрекся от ренессансного представления о человеке героического склада.   В истории литературы конца XV—XVI в. особенно выделяется замечательный поэт Лодовико Ариосто (1474—1533). В его поэме «Неистовый Роланд» удивительно ярко передан самый дух эпохи Возрождения. В поэме причудливо переплетаются различные сюжетные линии. Главной из них является история любви Роланда (героя средневекового эпоса) к прекрасной принцессе Анджелике, которая спасается от него бегством, преследование Анджелики, безумие влюбленного, его чудесное исцеление и пр. В этой фантастической сказке фигурируют волшебники, феи, людоеды, чудовища, крылатые кони, мужественные герои, которые претерпевают необыкновенные приключения. В поэме отчетливо выражено ренессансное сознание. Мировосприятие Ариосто в целом светлое, радостное, он еще не ощущает драматической коллизии между гуманистическим идеалом и действительностью. Лишь изредка в рассказе прорываются трагические ноты, например, когда автор говорит об Италии, страдающей от войн и нищеты.


[3] там же, с. 249

[4] там же, с. 237

[5] там же, с. 250

[6] Зарубина Н.Н., Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998, с. 75


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.