рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Реферат: Холокост: различные взгляды на проблему


2.4 Свидетели Иеговы

В 1933 году в Германии насчитывалось около 25000 Свидетелей Иеговы. Тысячи из них оказались среди первых, кого отправили в нацистские лагеря и тюрьмы. Они заявляли о своей позиции нейтралитета в любых вопросах, касающихся политики и войны. Они отказывались произносить «Хайль Гитлер!», признавать шовинистическую идеологию нацизма и быть частью гитлеровской военной машины. Около 2000 Свидетелей умерли, из них более 250 были казнены®, Впоследствии в журналах «Сторожевая башня» и «Пробудитесь!», доступных людям во всем мире, Свидетели Иеговы неоднократно публиковали статьи, в которых говорилось о зверствах нацистов и рассказывалось о жизни очевидцев тех событий.

2.5 Славяне

Славяне считались неполноценной расой и подлежали частичному уничтожению, частичной ариизации. Предполагалось их порабощение. К славянам на оккупированной нацистами территории применялась политика планомерного уничтожения национальной интеллигенции и национальной культуры, подавление религиозной жизни, насильственная мобилизация на принудительные работы. Особо жестокой политике геноцида подвергались поляки. Был запрещен польский язык, закрыта вся польская пресса, арестовано почти все духовенство, закрыты все польские вузы и средние школы, ликвидированы польские культурные учреждения, велась планомерная политика по замене польских названий, планомерно уничтожалась польская интеллигенция и госслужащие. Поляки потеряли около 2.000.000 человек невоенных жертв, 45% врачей, 57% юристов, 40% профессорско-преподавательского состава вузов, 30% инженеров, 18% священников, почти всех журналистов.


2.6 Чернокожие немцы

Немецкие граждане, имевшие родителей - выходцев из Африки или афро-американцев, подвергались насильственной стерилизации, а позже были уничтожены. Стерилизации подвергались также дети. Число жертв по разным источникам от 400 до 3 000 2.3.7. Советские военнопленные.

К жертвам Холокоста относятся и советские военнопленные. Советские военнопленные массово умирали в лагерях из-за отказа нацистских властей кормить их, а кроме того в отдельных лагерях смерти их целенаправленно уничтожали. Только в течение 1942 года таким образом было погублено около 3000000 советских военнопленных. Распоряжение верховного командования вермахта от 8.9.1941 г. гласило:

Большевизм — смертельный враг национал-социалистической Германии. Впервые перед немецким солдатом стоит противник, обученный не только в солдатском, но и политическом смысле в духе большевизма. Борьба против национал-социализма вошла ему в плоть и кровь. Он ведет ее, используя любые средства: саботаж, подрывную пропаганду, поджог, убийство. Поэтому большевистский солдат потерял право на обращение с ним, как с истинным солдатом по некому соглашению.


3. Школа «Ревизионистов»

Чтобы говорить предметно, следует прежде всего разобраться с терминами: какое слово в большей степени определяет суть течения, а также кого следует относить к этой группе авторов. Для этого надо дать точное определение Холокоста: это «частично осуществленная попытка нацистской Германии, ведомой Гитлером, уничтожить еврейское население Европы, приведшая к смерти по разным причинам (в т.ч. массовое умерщвление газом) от 5 до 6 миллионов евреев». Это определение требует расстановки ударений. Прежде всего речь идет не о случайных жертвах войны, коих было огромное число с обеих сторон, а о целенаправленной политике ликвидации конкретной группы населения Европы. Во-вторых, цифра – 5-6 миллионов. В-третьих – умерщвление газом. Именно с этими посылами спорят ревизионисты или отрицатели. Вот их основные тезисы:

1. Не существовало целенаправленной политики уничтожения именно евреев. Евреи могли уничтожаться, например, как члены сопротивления наряду с представителями других национальностей.

2. Цифра 5-6 миллионов завышена на несколько порядков. Реальное количество жертв колеблется от 300 до 500 тысяч (тут надо сделать оговорку, что не все отрицатели поддерживают именно эту цифру. Так, осужденный за отрицание Холокоста Дэвид Ирвинг придерживается мнения, что число погибших евреев равняется 4 миллионам ).

3. Не существовало газовых камер. Все то, что выдается за места массового умерщвления газом, является либо душами, либо комнатами для дезинфекции одежды.

Таким образом получается, что посылки так называемых «ревизионистов» не пересматривают Холокост, а отрицают его, поскольку их тезисы, приведенные выше, призваны опровергнуть набор фактов, фигурирующих в историографии как Холокост. Следовательно, термин «ревизионисты», как они гордо сами себя именуют, не отражает сути этого явления, и этих людей правильнее было бы называть отрицателями.

Институционализация отрицания произошла в 1978 году, когда в США был организован Институт Исторического Обозрения (Institute of Historical Review – далее ИИО), ставившего своей целью, во-первых, собрать и структурировать мнения отрицателей, выработав «генеральную линию», а во-вторых, поставить отрицание на научные рельсы. Для этого у института появился печатный орган – Журнал Исторического Обозрения (Journal of Historical Review), главный редактор которого, Марк Вебер, в 1995 году стал также и директором Института. За время своего существования Институт провел 14 международных конференций по отрицанию, в которых приняли участие многие известные авторы «ревизионистских» текстов. Из наиболее важных для движения авторов можно упомянуть Юргена Графа («Великая ложь XX века»), Ричарда Харвуда («Шесть миллионов – потеряны и найдены»), Артура Батца («Ложь XX века») и др. Репутация отрицателей периодически «подмачивалась» судебными тяжбами, в ходе которых аргументы, приводимые в качестве доказательств, были разбиты, а «ревизионистам» приходилось просить прощения или уходить из здания суда ни солоно хлебавши. Но, несмотря на это, движение живет и даже расширяет географию . Так, будучи изначально европейско-американским явлением, отрицание теперь играет важную роль, например, в риторике тех, кого можно назвать радикальными исламистами. Не так давно президент Ирана Махмуд Ахмади-Неджад заявил, что в Тегеране пройдет международная конференция по вопросам Холокоста , в которой примут участие многие «ревизионисты».

Кроме заявления Ахмади-Неджада, таким образом «ответившего» мировой общественностью на датские карикатуры, за последнее время произошло еще несколько событий, связанных с отрицателями. Так, в июне на три года был осужден известный ревизионист, историк-самоучка Дэвид Джон Ирвинг, известный участием в нашумевшем деле «Ирвинг-Липстадт», а также «дружбой» с иранским президентом на почве нелюбви к Израилю и к евреям. Можно отметить и условное осуждение другого отрицателя, француза Роберта Форрисона, который, выступая по радио, заявил, что «у немцев не было ни единой газовой камеры…поэтому миллионы туристов, посещающих Освенцим, наблюдают ложь и фальсификацию».

Другим полем, где отрицание дало внушительные всходы, стала Россия. Связано это с тем, что, с одной стороны, в отличие от Европы и Америки, где уже 60 лет на государственном уровне идет осмысление Холокоста, Советскому Союзу по своим причинам (например, ответственность за фактически проваленную эвакуацию мирного населения с западных территорий) было выгодно замалчивать факт Катастрофы, и у простого россиянина не выработался иммунитет против «ревизионистских бацилл». С другой стороны, те силы, которые в Западной Европе вряд ли когда-нибудь покинут маргинальную нишу, в России имеют доступ к широкой трибуне и, как следствие, могут отрицать Холокост на всю страну. В результате отрицание очень глубоко вросло в антисемитскую риторику праворадикальных организаций, и поэтому, когда «национал-патриот» говорит о евреях, среди прочих типичных обвинений фигурирует и то, что они «придумали Холокост». При этом, не принимая термин «Холокост» так, как он понимается в научной историографии, правые радикалы обозначают им якобы происходящий геноцид русского народа .

В качестве «политического» основания для отрицания Холокоста «ревизионисты» утверждают, что у нацистов и в мыслях не было уничтожать европейское еврейство, а факт помещения евреев в концлагеря объясняется планом выселения их из Европы. Мадагаскар и Палестина – варианты мест, куда евреи были бы депортированы, победи Германия в войне. Последний вариант также фигурирует в рамках якобы существовавшего сговора сионистов и фашистов, фантазии о котором, к слову, использовались и антисионистской пропагандой в СССР. Основным доказательством этого тезиса является якобы отсутствующие доказательства обратного.

Еще одним традиционным утверждением «ревизионистов» является то, что жертв среди евреев было в несколько раз меньше, чем сообщает официальная историография. На вопрос, куда, в таком случае, делось все еврейское население, например, Польши, они отвечают, что оно эмигрировало в СССР, США и Палестину. Также они говорят о том, что если бы в польских концлагерях и правда было столь большое количество евреев, их, умерших от голода и эпидемии тифа, не смогли бы переработать лагерные крематории. При этом они утверждают, что четкого статистического учета количества евреев на оккупированных территориях не было. На самом же деле, даже очень невнимательному читателю Ванзейский протокол сообщает, что немцы посчитали количество евреев Европы, и у них вышло около 11 миллионов, причем с разбивкой по странам. Кроме того, отрицатели не могут предоставить ни одного документа, подтверждающего факт эмиграции. Они объясняют это тем, что евреи уезжали нелегально. Но когда 3-4 миллиона вдруг снимается с некоторой территории и оказывается на некоторой другой территории (вариантов, действительно, было немного – США, СССР, Палестина), и нет ни одной бумажки, так или иначе подтверждающей заметные масштабы переезда, – это странно.

Рассуждения «ревизионистов» о невозможности ликвидации трех миллионов трупов в крематориях базируются на данных о работе гражданского крематория (где труп сжигается в отдельном гробу, а затем идеально обработанный прах передается в урне родственникам), а отнюдь не «промышленного».

Еще одно традиционное заявление «ревизионистов» состоит в том, что не существовало ни газовых камер, ни «душегубок» (фургонов и автобусов, в которых люди задыхались от выхлопных газов). Эта система доказательств строится на несколько раз опровергнутом «экспертном заключении Лёйхтера». Некто Фред Лёйхтер по просьбе очередного подсудимого отрицателя отправился в Освенцим, где провел экспертизу помещений, служивших в прошлом газовыми камерами, и пришел к выводу, что низкая концентрация ядовитых веществ на стенках не дает права говорить о том, что эти помещения использовались для отравления газом. Это заключение до сих пор является важнейшим звеном в системе доказательств «ревизионистов», несмотря на его многочисленные опровержения и тот факт, что преподносимый отрицателями как эксперт по инженерному делу Лёйхтер – совсем не инженер, а бакалавр истории.

Другими доказательствами неиспользования нацистами газа для убийства служат свидетельские показания, в некоторых из них отрицатели усматривают противоречия. Опять же, стратегия такова: выбираются несколько «подозрительных», по их мнению, свидетельств, остальные не замечаются в упор или признаются «бредом сумасшедших». Так, свидетельство коменданта Освенцима Рудольфа Гесса, который рассказал как о процедуре умерщвления, так и о количествах умерщвленных, получены, по мнению «ревизионистов», под пыткой. «Его пытали еврейские следователи в британской униформе, как позже признал один из них», – сказано в первой версии катехизиса отрицателей «66 вопросов и ответов», «Его пытала британская военная полиция, как позже признал один из следователей», – во второй. Такая корректура связана с попыткой ИИО замаскировать антисемитизм, дабы быть признанным в широких кругах.

Ну и последнее – риторика «мирового заговора». С одной стороны, нельзя отрицать, что возникновение Израиля в 1948 году связано с шоком «после Освенцима», однако предположение, что «мировой сионизм» мог пойти на такую жертву ради создания государства, звучит странно.

Вообще этот аргумент «ревизионистов» связан даже не с попыткой доказательства, а с работой со стереотипами. Им кажется, что Холокосту в современном мире уделяется слишком много внимания и что таким образом Израиль не дает себя скинуть с шеи европейских «спонсоров». Но это уже другой вопрос – что помнить и как помнить. Тем более что мир после 1945 года – это мир после Освенцима, и Холокост – одна из основ современной этики Запада, нравится это отрицателям или нет. А аргумент «это плохо, значит, этого не было» звучит смешно.

В прессе количество «ревизионистских» материалов явно превалирует над количеством ответов отрицателям. Во многом это объясняется нежеланием достойных людей разговаривать на эти темы – мол, о чем можно разговаривать с теми, кто говорит, что дважды два – пять. Но эта позиция кажется в корне неверной. Если сейчас еще остается горстка свидетелей, то через 20 лет тех, кто пережил войну и может рассказать об этом словами очевидца, не останется.

Подогреваемый праворадикальными организациями интерес к «ревизионизму» выльется в засорение мозгов наших соотечественников псевдонаучным мусором. И когда полстраны будет на полном серьезе заявлять, что таблица умножения придумана сионистами, будет уже не до шуток. Поэтому автору статьи представляется, что за информационное пространство надо бороться. Марк Вебер, директор ИИО, одну из последних публикаций озаглавил “Холокост: нужно выслушать обе стороны”. Это один из немногих пунктов, по которому с ним можно согласиться. Чем больше будет публичных прений, тем чаще «ревизионизм» будет подвергаться публичной порке, как, например, это произошло в 2000 году, когда суд не удовлетворил иск Джона Ирвинга, подавшего жалобу на Дебору Липстадт за оскорбление чести и достоинства. Липстадт назвала Ирвинга лжецом и фальсификатором, и, приняв отрицательное решение по тяжбе, суд по сути подтвердил, что Ирвинг им и является.

Аргументы «ревизионистов» должны быть биты фактами исторической науки. Можно с радостью отметить, что не так давно в сети появился перевод «ответа Низкора на 66 вопросов и ответов ИИО». Это одно из самых последовательных и четких, основывающихся на документированной фактологии развенчаний каждой позиции ревизионистов. Вообще же кажется полезным перевод всего портала nizkor.org на русский язык.


Заключение

В наше время тема Холокоста не утратила актуальности; социальная напряженность, межэтнические и межконфессиональные конфликты, всплески экстремизма и неофашизма — всё это вынуждает вспоминать о Катастрофе европейского еврейства.

Каким XX век войдет в историю? Назовут ли его веком генетики, физики и освоения космоса или же веком геноцида, человекофобии, преследований и убийств людей только за то, что они — другие? Другой расы, другой крови, другой веры, другой нации, другого социального класса... Не придется ли нам вновь и вновь платить своими судьбами и судьбами своих близких за «национальные» идеи сверхчеловека, сверхкласса, сверхнации, вырастающие в идеологии тоталитарных империй, идеологии, ведущие к расчеловечиванию человечества? Идеологии, в которых убийство Другого становится обыкновенной нормой социальной жизни и полностью оправдывается тем, что этот Другой не принадлежит к избранной нордической расе или избранному социальному классу. Какова историческая длина пути от идеи превосходства высших рас, наций и классов над низшими нациями и классами — к появлению «обыкновенного фашизма» с его лагерями смерти и «обыкновенного социализма» с его ГУЛАГом?

«Можно представить худшее, но как представить непредставимое». Я полностью согласна с этой цитатой, так как сколько бы книг ни выходило о Холокосте как непосредственном проявлении фашистской идеологии, катастрофа Холокоста не вмещается в сознание человека, прямо или косвенно не затронутого этой катастрофой. Сколько бы вы ни читали даже такие потрясшие мир книги о Холокосте, как «Дневник Анны Франк», девочки, описавшей Холокост и сожженной Холокостом, сколько бы ни смотрели такие фильмы, как «Список Шиндлера», масштаб трагедии Холокоста не вмещается в сознание. Холокост остается именно «непредставимым» и осознанно или неосознанно вытесняемым целыми странами и людьми из потока истории. Иными словами, о Холокосте забывают, как стараются забыть о болезни люди, пораженные этой болезнью. Увы, особая стена молчания возведена вокруг Холокоста и в России.

Холокост не только был. Он не только прошлое, но и наше возможное будущее.

Политический и исторический смысл запоздалого признания Россией места Холокоста в истории цивилизации будет означать, что наша страна после многолетнего молчания сделала свой выбор и входит в общий ряд цивилизованных стран, для которых катастрофа Холокоста воспринимается как общечеловеческая, а не только национальная трагедия. Опыт Холокоста как мировой катастрофы всего человечества, приведшей к физическому уничтожению шести миллионов евреев в середине кажущегося цивилизованным двадцатого столетия, фактически не представлен в массовом сознании российского населения.

В современных образовательных программах средней школы отсутствует какое-либо прямое упоминание о Холокосте, а сам термин Холокост, широко распространенный в странах Западной Европы и в США, практически не используется в России. Подобный диссонанс между осмыслением трагедии Холокоста в ведущих странах современного мира и России не только и не столько говорит о политической слепоте в сознании россиян к этому явлению мировой истории, но и служит своеобразным фоном для формирования этнических предрассудков, выступающих как предпосылка политического экстремизма, прежде всего — политического антисемитизма.

В массовом сознании постоянно смешиваются два принципиально различных по своей психологической и исторической сути явления - геноцид и война, прежде всего Холокост и война. В любых войнах, сколь драматичны они бы ни были, убийство другого человека совершается как средство достижения политических, религиозных, экономических или территориальных целей. Геноцид имеет другую природу. Явная или неявная цель геноцида — превращение убийства другого человека, так или иначе отличающегося по этническим, религиозным или каким-либо иным признакам, в обыденную социальную норму повседневного поведения. Говоря более жестко, геноцид - это узаконенное в массовом сознании разрешение на убийство, на уничтожение другого человека. Не только в этическом, но и в общем эволюционном аспекте геноцид, по словам М. Гефтера, «не бывает против кого-то, геноцид всегда против всех». Отсюда фундаментализм, национализм, фашизм, антисемитизм выступают как философия и идеология не только этнофобии, но и человекофобии, грозящей своими историческими последствиями — Холокостом всего человечества. В связи с этим особо следует подчеркнуть, что ни в коем случае нельзя смешивать катастрофу геноцида с катастрофами войн. Геноцид, в том числе Холокост, как это ни парадоксально, прячется под маской войны. Холокост прячется под маской Второй мировой войны, в действительности же по своим временным границам и социально-психологическим последствиям имея куда более широкий радиус поражения человеческой цивилизации. «Хопокост — не просто горестная страница еврейской истории, общечеловеческая трагедия. Любой человек — русский, евреи, чукча, грузин — должен знать, что в середине двадцатого века на протяжении многих лет совершалось истребление целого народа, и, что самое страшное, остальной мир это допустил», — говорит в интервью газете «Вестник» председатель Фонда «Хопокост» Алла Гербер.

Действительно, уроки Катастрофы не должны забываться, их замалчивание уже привело к тому, что начинают набирать силу неонацистские организации, на улицах российских городов появляются бритоголовые. Власти, увы, не всегда адекватно реагируют на подобные события.

Я согласна с А.Гербер: нужно не давить на психику молодежи — показывать фильмы и фотоснимки, свидетельствующие о Холокосте. Из-за обилия на телевидении, в кино "боевиков, где кровь пьется по экрану рекой», а также компьютерных игр, позволяющих понарошку «убивать», зрелище смерти стало чем-то почти обыденным. И всё же нужно побудить людей задуматься.

История Холокоста помогает осознать, как предрассудки, предубеждения, ложные суждения порождают практический расизм. История Холокоста учит нас и тому, как современная техника и технология могут быть использованы для уничтожения людей.

Генеральная Ассамблея ООН, провозгласила 27 января, день освобождения Освенцима, Международным днём памяти жертв Холокоста.

Лидеры и представители более 40 государств, присутствовавших на памятной церемонии в Освенциме, среди которых был Путин, решительно осудили Холокост, антисемитизм и ксенофобию.

В день 60-й годовщины Холокоста Европарламент принял резолюцию, осуждающую Холокост. Сотни тысяч евреев, цыган, гомосексуалистов, поляков и узников других национальностей были убиты в Освенциме и необходимо подчеркнуть, что память об этих событиях важна не только как напоминание и осуждение преступлений нацистов, но также в качестве назидания об опасности преследования людей на основе расы, этнического происхождения, религии, политических взглядов или сексуальной ориентации.


Список используемой литературы

1. Альтман И.А. «История»

2. Клокова Г.В. «История Холокоста»

3. Газета «Новая и новейшая история»

4. Безыменский Л.А. «Россия и современный мир»

5. Альтман И.А. «Антиеврейская политика»

6. «Реформаторы и их пасынки”, Леонард Фердуин, Эрдманз, Грэнд Рэпидз, 1964

7. “Распятый еврей”, Дэн Кон-Шербок, Эрдманз, Грэнд Рэпидз, 1992


Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.