рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Реферат: Второе ополчение 1611-1612 гг. и избрание новой династии

В период нахождения отрядов Нижегородского ополчения в Ярославле Минин и Пожарский вели переговоры с Австрией, стремясь на это время обезопасить северо-восток России. В результате этих переговоров Польша оказалась на какое-то время изолирована от вероятных союзников.

Нижегородское ополчение во главе с Мининым и Пожарским 27 июля 1612 года выступило из Ярославля, имея в своих рядах, вместе с татарским отрядом из Касимова, около десяти тысяч человек. Перед походом отслужили молебен в Спасской церкви и получили благословение на одоление врагов у митрополита Ростовского и Ярославского Кирилла (Завидова). Стоит отметить, что главной святыней ополчения являлась Казанская икона Божией Матери. Священный образ Богородицы помогал ополченцам по-своему – укреплял их дух и веру.

Тем временем Александр Гонсевский со своим воинством оставлял Москву. Из столицы он вывозил многие драгоценности и реликвии. Вместо войска Гонсевского Московский Кремль занял отряд польского полковника Николая Струся. Зная о движении нового ополчения, Струсь обратился к королю Сигизмунду с просьбой о подкреплении. Последний выделил из вооруженных сил Польши и Литвы войско численностью около двенадцати тысяч человек под командованием гетмана Яна-Карла Ходкевича.

14 августа 1612 года отряды Нижегородского ополчения подошли к Троице-Сергиевой обители. Здесь ратники стояли четыре дня, до получения тревожных известий о продвижении войск Ходкевича к Москве. 18 августа иноки обители с иконами святых провожали ополченцев. Через два дня армия Минина и Пожарского подходила к столице. Незадолго до этого атаман Заруцкий покинул казачий стан под Москвой и ушел в Коломну, а от князя Трубецкого к руководителям нового ополчения прибыли послы с предложением действовать сообща против Ходкевича, но под общим командованием Трубецкого. Предложение было отвергнуто. Тем не менее, когда ополченцы расположились на левом берегу Москвы-реки у Крымского брода, Трубецкой предложил Пожарскому обосноваться в обжитом казацком стане, но снова получил отказ. Я уже отмечал, что казаки Заруцкого и Трубецкого прежде успели присягнуть новому самозванцу, поэтому Минин и Пожарский имели все основания считать неустойчивые казацкие отряды и их командиров ненадежными соратниками для спасения России. Было решено ополченческую рать с подмосковной не смешивать, держаться отдельными станами, но биться вместе по договоренности.

21 августа Ходкевич выступил из села Вяземы и остановился на Поклонной горе. Пожарский понял, что противник во что бы то ни стало хочет, опередив ополченцев, пробраться в Кремль, усилить польский гарнизон, снабдив его продовольствием и давая, таким образом, возможность продержаться до прихода в Москву большого войска короля Сигизмунда. Положение ополченцев было крайне тяжелым. Предстояло одновременно вести бои с наступавшим Ходкевичем и в то же время с тыла отражать удары вражеского гарнизона Струся, засевшего в Кремле. На следующий день состоялось сражение. Несмотря на свой полководческий опыт и значительную военную силу Ходкевич не сумел прорваться в Кремль и вынужден был отступить. Вылазка осажденных поляков также была пресечена с большими для них потерями и утратой знамен, после чего полковник Струсь уже не пытался вести боевые действия против ополченцев. 23 августа обе стороны готовились к решительной схватке, начавшейся утром следующего дня. Поляки сильно потеснили русских, но помощь стоявших под Москвой казаков Трубецкого, с которыми во время сражения удачно провел переговоры келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын, а также дерзкий рейд в стан противника отряда под командованием Минина, помогли переломить ход военных действий. Н.И. Костомаров так описывает происходившие события: «…Минин сказал Пожарскому: «Князь, дай мне войска, я пойду».

«Бери, сколько хочешь!» – сказал князь… Минин взял с собой людей, перешел реку, ударил на поляков у Крымского двора и сбил их. Тем временем завязался свирепый бой у казаков на Пятницкой улице… Наконец, поляки не выдержали, подались и побежали… Ходкевич увидел, что все у него пропало… и приказал трубить своим, чтоб уходили к Воробьевым горам».[7]

25 августа Ходкевич с остатками войска на виду у поляков, находившихся в Кремле, и вовсе отошел от Москвы, удалившись через Можайск к литовской границе. Так закончилось одно из главных сражений периода Смутного времени под Москвой: ополченцы победили тех, кто превосходил их вооружением и численностью. Теперь необходимо было сломить сопротивление польского гарнизона, засевшего в самом сердце столицы. Окружив плотным кольцом Китай-город и Кремль ополченцы начали их общую осаду, затянувшуюся на два месяца. Поляки не хотели сдаваться. Томимые невыносимым голодом, они все еще надеялись на помощь короля Сигизмунда.

15 сентября Пожарский послал осажденным грамоту с предложением сдаться во избежание кровопролития, но в ответ получил оскорбительное письмо, в котором, к примеру, Минина и всех людей его сословия называли не иначе как «Куземками», советуя им во имя блага государства заниматься своей торговлей.[8]

С наступлением холодов осажденным уже не хватало сил подниматься на стены. Им оставалось либо умирать от голода, либо вести переговоры о сдаче. Ополченцы требовали безоговорочной капитуляции, поляки же пытались выторговать себе всяческие уступки. Тогда, прервав переговоры, 22 октября (4 ноября по н.с.) 1612 года ополченцы и казаки с иконой Казанской Божией Матери единым приступом захватили Китай-город. Остатки польского гарнизона укрылись в Кремле, который уже не пришлось брать штурмом: через три дня был подписан договор о сдаче гарнизона. Уцелевших пленных по приказу Пожарского вскоре выслали в различные места: Ярославль, Галич, Ядрин, Нижний Новгород, Балахну, Пурех.

Спустя некоторое время, 22 октября (4 ноября по н.с.) стали отмечать как день иконы Казанской Божией Матери: во все времена это было не сугубо церковное, но церковно-гражданское, национальное торжество.

27 октября город начали очищать от трупов и развалин, а 1 ноября состоялся крестный ход по Москве с участием казаков Трубецкого и ополченцев Минина и Пожарского. Подняв хоругви с ликом Спасителя, чудотворные иконы Казанской и Смоленской Божией Матери, с образом преподобного Сергия Радонежского они дошли до Лобного места, где духовенством во главе с архимандритом Троице-Сергиева монастыря Дионисием был отслужен благодарственный молебен.

Когда в Варшаве узнали, что польские дела в России идут плохо, правящие круги Речи Посполитой стали упрекать короля Сигизмунда III в бездействии. Тогда, с небольшим отрядом, состоявшим из трехсот человек шляхты и трех тысяч немецких наемников, Сигизмунд двинулся на Москву. По пути к нему примкнул гетман Ходкевич с остатками своего войска. Король благополучно подошел к Волоколамску и послал свой отряд уговорить москвитян, чтобы они присягнули Владиславу, однако этот отряд потерпел под Москвой поражение, после чего в столице отказались принимать польского короля. Поняв, что Москву ему не взять, Сигизмунд решил штурмом овладеть Волоколамском, но и здесь его постигла неудача. Сняв осаду города, Сигизмунд ни с чем возвратился в Варшаву. В тот момент поляки уже ничего не могли противопоставить духовной силе и правде русского народа, изгнавшего интервентов из сердца России.

Уход поляков из страны дал возможность русским заняться избранием нового царя. При активном участии Минина и Пожарского были разосланы грамоты по всем городам с наказом – прислать доверенных людей в Москву для проведения великого дела. В январе 1613 года в столице собрался Земский собор, в заседаниях которого участвовало около семисот представителей разных сословий: бояре, дворяне, духовенство, поместное дворянство, купечество, казаки и свободные крестьяне. Прежде всего, поставили вопрос о том, выбирать ли в цари иностранца. В итоге, все иностранные претенденты на русский престол были отвергнуты. Стали предлагать царя, начались козни, смуты и волнения. Неожиданно какой-то дворянин из Галича передал в Земский собор письмо, в котором говорилось, что ближе всех по родству с прежними царями был Михаил Федорович Романов. Кандидатура Михаила Романова была поддержана большинством выборных, и 21 февраля 1613 года он был провозглашен русским государем. Важно то, что при избрании Михаила Федоровича Романова голосование земской рати Минина и Пожарского было единым: не было между этими представителями распрей и ссор.

Из Москвы отправилось к новоизбранному царю торжественное посольство от собора во главе с Феодоритом, архиепископом Рязанским, боярином Федором Ивановичем Шереметевым, князем Владимиром Ивановичем Бехтеяровым-Ростовским и окольничим Федором Васильевичем Головниным. После церемониальных отказов юный Михаил, наконец, принял из рук архиепископа Феодорита царский посох – символ власти царя.

Некоторое время избранный царь вместе со своей матерью, великой инокиней Марфой, находился в Костромском Ипатьевском монастыре, скрываясь от польских отрядов, которые еще бродили по России. Известно, что крестьянин-костромич Иван Осипович Сусанин завел один из таких вооруженных отрядов в непроходимые леса – в ответ на требование поляков провести их к монастырю с «нареченным» Михаилом. Сусанин погиб, но своим подвигом спас жизнь царя.

2 мая 1613 года Михаил Романов прибыл в Москву. 11 июля было совершено его торжественное венчание на царство в Московском Успенском соборе Кремля. Князь Дмитрий Михайлович Пожарский во время церемонии венчания нес «державу», а также участвовал в царской трапезе, за которой был провозглашен боярином. На другой день после коронации, 12 июля, в самый день царских именин Кузьме Минину был пожалован чин думного дворянина. С этого дня он получил право на собственное отчество и его стали называть Кузьмой Миничем. Царь Михаил Федорович по-доброму относился к Минину, отдавая должное его способностям и проявляя о нем заботу. Царь велел ему быть всегда в Москве, при нем, государе, безотступно, заседать в палате, думать о всяких делах необходимых для государства.

Воцарение на Московском престоле Михаила Федоровича Романова, ставшего основателем новой династии, более трехсот лет правившей в России, послужило к укреплению пошатнувшейся было Российской государственности. С избранием соборно провозглашенного царя завершился период российской Смуты – междуцарствия и войн. Завершилась и история Нижегородского ополчения, рожденного патриотическим призывом Кузьмы Минина и сыгравшего свою спасительную историческую роль.

Вся последующая жизнь Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского по окончании русской Смуты была также посвящена служению Отечеству. Так Минину правительство Михаила Романова давало отдельные почетные поручения. Весной 1614 года он был привлечен к восстановлению финансового хозяйства России. Через год, отправившись на богомолье в Троице-Сергиеву лавру, государь оставил в Москве вместо себя бояр, поставив над ними Кузьму Минина. В оплату государственной службы Минин получал жалованье в 200 рублей в год. В 1614 году ему были назначены в поместье из дворцовых земель Нижегородского уезда села Ворсма и Богородское. Еще год спустя ему и сыну Нефеду пожалованы в вотчину Богородское с девятью окрестными деревнями.

Жизнь знаменитого нижегородца оказалась непродолжительной. В начале 1616 ему дано было поручение съездить на следствие в Казанский уезд по делам казны. Вместе с боярином Григорием Ромодановским и дьяком Марком Поздеевым Минин прибыл в Казань к середине февраля. На Волге, между Нижним и Казанью, было в то время неспокойно: местные татары и черемисы жгли деревни, убивали людей. Пришлось приложить немало сил, чтобы разобраться в причинах волнений и принять меры по устранению их. Поездка в Казань стала последней в государственной службе Минина. Он умер на обратном пути в Москву примерно в мае 1616 года (точная дата смерти неизвестна). Гражданин и патриот Кузьма Минич Минин был похоронен в Нижнем Новгороде за оградой Михайло-Архангельского собора. В 1672 году его прах перенесли в нижний храм Нижегородского Спасо-Преображенского кафедрального собора, где нашли свое упокоение великие князья, княгини и архипастыри, и заключен в каменную гробницу. В советские времена, а именно в 1918 году, Спасо-Преображенский собор для верующих закрыли. В феврале 1929 года гробницы нижнего храма были вскрыты сотрудниками местного Губмузея, содержимое частично изъяли в музей. В октябре того же года собор был взорван. Впоследствии на этом месте построили здание Нижегородской областной администрации. Останки Кузьмы Минина, хранившиеся в музее, были переданы в 1961 году в Михайло-Архангельский собор Нижегородского Кремля для захоронения. В советские времена этот храм сохранялся в качестве памятника архитектуры, теперь в нем совершают богослужения и поминовение великой души спасителя отечества.

Жизнь князя Дмитрия Пожарского после Смуты пошла по военной и управленческо-административной линии. Так в 1615 году он был послан оборонять Орел, Болхов и Перемышль от шаек польского авантюриста Лисовского и выполнил это поручение весьма успешно. В 1617 году защищал Калугу от очередного появления в русских пределах королевича Владислава, все еще не оставлявшего надежд на захват Московского трона. Исключительную храбрость и искусство проявил Пожарский в следующем году, когда Владиславу удалось добраться до Москвы и осадить ее. Полубольной воевода во главе немногочисленного гарнизона отстоял столицу. В последующие десятилетия Дмитрий Пожарский возглавлял ряд российских приказов (министерств): Ямской, Разбойный (где разбирались дела воровства, грабежей и убийств), Поместный, Судный. В 1638 году, незадолго до своей кончины, был назначен и служил вторым воеводой в Переславле-Залесском. Смерть Дмитрия Михайловича Пожарского наступила на исходе 64-летнего возраста в 1642 году. Могила находится в Суздальском Спасо-Ефимьевском монастыре.

Стоит отметить, что в XVII и XVIII веках ни власти страны, ни сам российский народ еще не осознали в полной мере величие и значение подвига вождей Нижегородского ополчения в исторической судьбе России.

Нашествие войск Наполеона в 1812 году вновь наполнило Россию угрозой ее существования, и она вспомнила пример ополчения и его первых лиц. Император Александр I в своем манифесте к народам России писал о единении в борьбе с врагом: «Да встретит враг в каждом дворянине – Пожарского, в каждом духовном – Палицына, в каждом гражданине – Минина. Соединитесь все с крестом в сердце и с оружием в руках». Через несколько лет после победоносной войны, 20 февраля 1818 года, на Красной площади Москвы произошло торжественное открытие памятника, созданного скульптором Иваном Петровичем Мартосом, в честь освободителей России от захватчиков с надписью: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия лета 1818». Через десять лет в Нижегородском Кремле был установлен обелиск героям ополчения с их барельефными изображениями, к которым также приложил руку скульптор И. Мартос.

Новая власть в России начала XX века – советская – «обвинила» Минина и Пожарского в возведении на Российский престол царей Романовых. Слышны были голоса о том, чтобы убрать памятник спасителям Отечества с Красной площади. Об их подвиге вспомнили в трагические дни нападения Германии на нашу страну в июне 1941 года. Имена героев прозвучали из уст тогдашнего руководителя государства Иосифа Виссарионовича Сталина. Он призвал народ и армию стеной встать на защиту Родины по примеру наших мужественных предков: Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова. Поэтому вряд ли случайно, что в разгар Великой Отечественной войны, 7 ноября 1943 года, на центральной площади города Горького (Нижнего Новгорода), носящей имя знаменитого нижегородца, состоялось открытие памятника К. Минину скульптора А. Колобова (с 1989 года на этом месте стоит К. Минин работы скульптора О. Комова: старый памятник был демонтирован в конце 1981 года и перевезен в Балахну, где и установлен).

Рубеж XX и XXI веков не был для России счастливым: потеря былого престижа на международной арене, многочисленные неурядицы и локальные конфликты внутри государства, разъединение людей не только идеологическими взглядами, но и огромными расстояниями, утрата чувства родной земли, невосприятие веры, как основы всей жизни, несмотря на усилия Православной церкви. Подобное положение дел – питательная почва для тех, кто пытается представить отечественную историю бессмысленной вереницей катаклизмов, аномалий, неурядиц, преступлений, роковых ошибок и позора. Вот почему в начале нынешнего века имена знаменитых подвижников часто вспоминают в России. Уже несколько лет 4 ноября (22 октября по с.с.) страна отмечает День Народного Единства, когда предводимые Образом Казанской Божией Матери ополченцы освободили Китай-город и тем самым решили судьбу государства Российского. В этот день в 2005 году в Нижнем Новгороде был открыт памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому (точная копия московского памятника И. Мартоса) рядом с церковью Иоанна Предтечи и Ивановской башней Нижегородского Кремля, предполагаемых мест воззвания Минина к народу.

В нынешнем 2007 году знаменитому походу Нижегородского ополчения на Москву и освобождению столицы от польских интервентов исполняется 395 лет. В рамках этого юбилея в Нижнем Новгороде в конце сентября прошла историко-патриотическая акция под названием «Не отдадим страну!». Ее участники – активисты молодежного антифашистского демократического движения «Наши», организовали сбор подписей, а также производили запись в «ополчение» для участия в марш-походе, запланированном на День Народного Единства. Акция, которая проводилась при поддержке правительства области, Нижегородской епархии и ряда общественных объединений, завершилась торжественной передачей копии знамени народного ополчения 1612 года в Кремлевский Михайло-Архангельский собор, где покоится прах Кузьмы Минина.[9] Такие невольные движения человеческих душ приводят к мысли о том, что жизнь и деятельность Кузьмы Минича Минина и Дмитрия Михайловича Пожарского, поднявших, вдохновивших и объединивших народ в борьбе за духовную и гражданскую свободу Родины, останутся для россиян великим нравственным примером на веки вечные.


[1] Костомаров Н.И. Повесть об освобождении Москвы от поляков в 1612 году и избрание царя Михаила // Костомаров Н.И. Исторические монографии и исследования. – М.: Книга, 1989. С. 73.

[2] Карамзин Н.М. История Государства Российского. Т. XII // Карамзин Н.М. История Государства Российского. Т. IX-XII. – Калуга: Золотая аллея, 1993. С. 568.

[3] Князья Пожарские и Нижегородское ополчение: род князей Пожарских от Рюрика до наших дней / [авт. – сост. А. Соколов, протоиер.]. – Изд. 2-е, доп. и испр. – Н.Новгород: Саранск, 2006. С. 72-73.

[4] Костомаров Н.И. Повесть об освобождении Москвы от поляков в 1612 году и избрание царя Михаила // Костомаров Н.И. Исторические монографии и исследования. – М.: Книга, 1989. С. 77-78.

[5] См.: Костомаров Н.И. Повесть об освобождении Москвы от поляков в 1612 году и избрание царя Михаила // Костомаров Н.И. Исторические монографии и исследования. – М.: Книга, 1989. С. 79. 

[6] См.: Князья Пожарские и Нижегородское ополчение: род князей Пожарских от Рюрика до наших дней / [авт. – сост. А. Соколов, протоиер.]. – Изд. 2-е, доп. и испр. – Н.Новгород: Саранск, 2006. С. 88.

[7] Костомаров Н.И. Повесть об освобождении Москвы от поляков в 1612 году и избрание царя Михаила // Костомаров Н.И. Исторические монографии и исследования. – М.: Книга, 1989. С. 81-82.

[8] См.: Князья Пожарские и Нижегородское ополчение: род князей Пожарских от Рюрика до наших дней / [авт. – сост. А. Соколов, протоиер.]. – Изд. 2-е, доп. и испр. – Н.Новгород: Саранск, 2006. С. 103-104.

[9] См.: Смирнов С. Маршрутами Минина // Газ. Нижегородская правда, № 110 (24841), 22 сентября 2007г.


Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.