| |||||
МЕНЮ
| Реферат: Российская империя на рубеже XVIII-XIX вв.Одновременно с консервативным оформляется либеральное направление, ориентированное на западные образцы. Его платформа — правовое государство и гражданское право дан всех; конституция, утверждающая разделение властей и контроль общества за властью; идеалом государственного устройства являлась — конституционная монархия; мирные средства достижения заявленных целей (реформы). В среде бюрократии в 30-е и особенно в 40-е гг. стал складываться спой прогрессивно мыслящих, интеллигентных людей, объединенных идеями реформирования страны. Это так называемая либеральная бюрократия. Очагами ее формирования были министерства. Она не была отторгнута от общественных сил страны, формировалась в сотрудничестве с либеральными общественными деятелями, литераторами, учеными. В середине 40-х гг. это сотрудничество укрепилось. Московскому университету сыграл исключительную роль в духовном становлении либеральной "молодежной России", противостоянии официальной доктрине. По словам А. Герцена, Московский университет устоял в тяжелое время и начал первый вырезываться из-за всеобщего тумана. С каждым годом он приобретал все большее значение, сюда со всей России стекалась талантливая молодежь. Учеба в Московском университете накладывала отпечаток на всю их жизнь. Здесь сложилась блестящая плеяда либеральных преподавателей: Кавелин, Соловьев, Грановский, многие другие. Они несли либеральные идеалы в ряды российской интеллигенции. С. Уваров опекал Московский университет, устранял вредных профессоров, но изменить ничего не мог. Университет вываливался из официальной программы. Он стал центром, вокруг которого группировались западники — сторонники европейских образцов для России: Герцен, Корш, Сатин, Граневский. Люди яркие, талантливые, они украсили своей деятельностью эпоху Николая I. Российская империя представляла собой огромную, сложную общественную систему. Единство разнородных в цивилизационном отношении анклавов, развивающихся в разном темпе и в разной традиции, обеспечивалось благодаря доминированию русских, включению части местной аристократии в управленческую элиту, а также за счет жесткой централизации и применения силы. В николаевскую эпоху, когда в политике преобладали консервативно-охранительные приоритеты, урегулирование постоянно возникающих противоречий в многонациональном сообществе осуществлялось путем применения силы или запретительных и ограничительных законов. Свод законов Российской империи зафиксировал право разных конфессий беспрепятственно исповедовать свое вероучение, однако это касалось не всех. Так, были приняты меры для усиления контроля в буддийском анклаве в Сибири. Если на протяжении почти двух столетий власти поощряли распространение ламаизма (тибетская форма буддизма) в Прибайкалье и Забайкалье, то к середине ХIX в. ситуация изменилась. Влияние буддийского духовенства было так велико, что вызывало опасение у властей. В 1853 г. было принято "Положение о ламайском духовенстве в Восточной Сибири", которое ограничивало число духовных центров (дацанов) и количество лам (духовных лиц). Дня Бурятии было разрешено иметь 34 дацана и 285 лам. В реальности это ограничение точно провести в жизнь было невозможно, но сказывалось оно существенно. Правовые нормы, регулировавшие взаимоотношения конфессий, не коснулись ламаистов и язычников, которые в соответствии с традициями православия считались идолопоклонниками, что рассматривалось как страшный грех. Особенно страдали язычники. При Николае I началось преследование за исполнение языческих обрядов. Выступления против системы многонационального государства жестоко подавлялись и, как правило, усиливали тенденцию со стороны власти к сглаживанию межцивилизационых различий за счет унификации и русификации. Николай I в 1828 г. без эксцессов вступил на польский престол. Это вовсе не означало, что польское общество спокойно и покорно принято этот факт. Осенью 1830 г. здесь началось восстание. Сейм объявил династию Романовых низложенной и сформировал правительство. Поскольку Польша имела собственную армию с хорошими военными кадрами, воспитанными в духе наполеоновской школы, неизбежны были серьезные военные действия. Однако мечтать о военной победе над российской армией могли только очень горячие головы. Летом 1831 г. Варшава была взята. Конституционный остров в составе России просуществовал недолго. После восстания 1830—1831 гг. польская конституция была упразднена, Государственный совет и сейм были распущены, вооруженные силы ликвидированы. Воеводства были переименованы в губернии, поветы — в уезды. Власть сосредоточилась в руках царского наместника (позднее — генерал-губернатора). Для государственного управления в национальных районах было характерно слияние гражданских и военных функций, большая самостоятельность наместников и генерал-губернаторов, привлечение национальной элиты в отдельные звенья управления и суда, наличие особых органов и традиций, связанных с особенностями региона. Так, например, в Прибалтийских губерниях большую роль играли сословные организации баронов, которые имели большое влияние в местной администрации, полиции и суде, в Финляндии—местное дворянство. Глава 3. Россия во второй половине XIX в.Модернизация второй половины ХIX в. по праву может быть названа "Александровской" по имени императора Александра II, который решительно продвинул Россию в сторону прогрессивного типа развития. Он вступил на престол после смерти отца в феврале 1855 г. и предпринял масштабные реформы, которые означали, по сути, реализацию нового варианта модернизации, более глубокого, по сравнению с вариантом Петра I. Реформы касались всех сфер жизни общества и по праву вошли в историю под названием "великих". Царствование Александра II совпало с крупнейшими событиями в развитии западной цивилизации, которые оказали влияние на характер российских преобразований. Александр II был воспитан в традициях самодержавия и имперских приоритетов, но он осознавал необходимость глубоких реформ либерального характера и осуществлял их на протяжении всего царствования. Сразу после восшествия на престол Александр II предпринял шаги, которые предвещали реформы. Был закрыт цензурный комитет, введенный Николаем I, в стране стали зарождаться элементы гласности, в которой так нуждалось общество. Была разрешена свободная выдача заграничных паспортов, уничтожены ограничения для университетов. К коронации была объявлена амнистия политзаключенным (оставшимся в живых декабристам, петрашевцам, участникам польского восстания 1830—1831 гг.), 9 тыс. человек были освобождены от полицейского надзора. Но это были лишь подходы к глубоким преобразованиям. Либерально настроенная часть государственной бюрократии осознавала необходимость реформ. Положение в экономике страны было сложным, из года в год сохранялись бюджетные дефицит. Промышленность и торговля задыхались от коммерческого застоя и нехватки капиталов. В полтора раза за 1858—1861 гг. уменьшился золотой и серебряный фонд государственного казначейства. Таким образом, реформы Александра II, предполагавшие углубленный вариант модернизации, преследовали цель обеспечить единство общества на европейской основе и одновременно осуществлялись во всех сферах: в общественно-политической, социально- экономической, духовно-культурной. Ключевым моментом в реформировании России была судьба почвенного уклада. Обратите внимание, речь шла не только об отмене крепостного права (это было очевидно), но и о судьбе почвенного уклада в цепом, поскольку он определял судьбу России: либо она уйдет от корпоративности, катлективизма и приблизится к европейским державам, либо будет откатываться назад — к традициям Московского царства. Вокруг Александра II объединились сторонники глубокого реформирования России, в основном из числа высшей государственной бюрократии. Видную роль играл либерально настроенный брат царя великий князь Константин Николаевич. В первую очередь, была необходима отмена крепостного права. Секретный комитет по крестьянскому делу разработал следующий вариант реформы деревни: 1) сохранение помещичьих крупных хозяйств; 2) отмена крепостного права с передачей надельной (полевой) земли крестьянам в личную собственность за выкуп. Фактически предполагалось перевести крестьян на фермерский путь развития, создать развитый многомиллионный слой мелких собственников. Первым этапом реформы почвенного уклада явилась отмена крепостного права, которая решала судьбу 22 млн. помещичьих крестьян. Следует отметить, что на этот период крепостное право уже было отменено в прибалтийских губерниях, в Молдавии и Бессарабии, отличались от центра России земельные отношения у горцев Кавказа, народов Средней Азии. В Сибири практически не было крепостного права. Перед реформой 18б1 г. здесь насчитывалось 4000 крепостных мужского пола— преимущественно дворовые, занятые не в хозяйстве, а в качестве слуг. Уже при Александре II было издан указ (1858 г.) о праве выхода из крепостной зависимости удельных (то есть сидящих на земле царской фамилии) крестьян, но без земли. После длительной борьбы, дискуссий и многочисленных корректировок появился Манифест 19 февраля 18б1 г. и ряд "Положений", которые разъясняли условия освобождения крепостных крестьян. Это был акт исторического значения. Миллионы крестьян получили возможность выйти из крепостного, в условиях России почти рабского положения. Крестьяне объявлялись лично свободными и становились юридическими лицами, т.е. обретали права, предоставляемые законами империи для крестьянского сословия. Реформа ликвидировала власть помещика над личностью крестьянина и расширена сфера действия общинной демократии в бывшей помещичьей деревне. Вводилось крестьянское самоуправление в масштабах волости (волостное общество). Во главе с выборным старшина (как правило из зажиточных крестьян). В рамках волости крестьяне самостоятельно решали такие вопросы, как строительство школ, пропаганда агротехнических знаний, организация пожарного дела, открытие библиотек, улучшение крестьянского быта, помощь и благотворительность для бедных. В законе была закреплена и первичная демократическая ячейка — сельское общество. Однако реформа 1861 г. не создала слоя собственников, поскольку земля передавалась общине, а не лично крестьянину. Общинная собственность не могла отчуждаться (земля не подлежала купле-продаже), т.е. была исключена из рыночного оборота. Крестьянин должен был выкупать земельный надел, собственником которого он не был, у помещика. Обосновывая необходимость выкупа земли крестьянами, Александр II писал в Манифесте: "..Законно приобретенные помещичьи права не могут быть взяты от них без приличного вознаграждения или добровольной уступки; что было бы противно всякой справедливости пользоваться от помещиков землею и не нести за сие соответственной повинности. Государство для облегчения положения крестьянства само расплачивалось с помещиками, а крестьяне зятем с рассрочкой в 49 лет постепенно возвращали долг в казну. Выкуп был обязательным. Если крестьянин отказывался платить, власти принудительно взыскивали выкупные платежи. К 1881 г. 85% крестьян перешло на выкуп добровольно, 15% плавили принудительно. До выплаты выкупных платежей крестьяне обязаны были выполнять повинности в пользу помещика как собственника земли. Для того чтобы ограничить отток из деревни, поставить преграды на пути пролетаризации, крестьянину не давалось право отказаться от надела. Предполагалось, что это будет временной мерой, распространяемой сроком на 9 лег с постепенным последующим послаблением. Однако это положение сохранилось вплоть до начала XX столетия, т.е. до нового этапа реформирования российской деревни, осуществленного П.Л. Столыпиным. В этих же целях власти выдавали паспорта крестьянам только при условии уплаты ими всех налогов (паспорта были введены при Петре I). Вот вам и предоставление крестьянам прав юридического лица! Второй этап реформы "почвы" начался в июне 1863 г., когда появилось "Положение о поземельном устройстве удельных крестьян". На основании этого документа урегулировались земельные отношения 2 млн. крестьян, которые уже имели право на личную свободу. Земля, которой они пользовались, передавалась по реформе в собственность общине за выкуп (т.е. по аналогии с преобразованиями в помещичьей деревне), но условия реформы в удельной деревне были более благоприятными. Величина надела здесь была в полтора раза больше, чем у помещичьих крестьян. Оброчная подать царской семье, которую платили раньше удельные крестьяне, была преобразована в выкупные платежи сроком на 49 лет. Третий этап реформы почвенного уклада касался государственных крестьян (20 млн. человек). Они были лично свободны, жили общинами на государственной земле. Указ по поводу их землеустройства последовал в 1866 г. Вопрос этот был непрост и обсуждался с 18б2 г. Главная трудность состояла в том, на каких условиях крестьянам передавать землю, которая является государственной собственностью. В Главном комитете по устройству сельского состояния выявилось две точки зрения. Первая: землю государственным крестьянам надо передать на тех же условиях, что и помещичьим, т.е. за выкуп, который будет выплачиваться государству. Эту точку зрения поддержали M. И. Myравьев, П. А. Валуев и др. Вторая: государственные земли являются общественным имуществом, а не частной собственностью, поэтому они должны быть переданы крестьянам без выкупа. Великий князь Константин Николаевич, а затем и сам император, поддержали эту, вторую, точку зрения. Дело было решено: государственным крестьянам земля передавалась без выкупа, но они обязывались вносить в казну ежегодный платеж в виде "государственной оброчной подати" (при Александре III в 1886 г. эта оброчная подать практически была превращена в выкупные платежи). По указу 1866 г. земля также переходила в собственность общины, а не лично крестьянина. Таким образом, крестьянские реформы, осуществляемые в 1861—1866 г. и касавшиеся подавляющей части крестьянства, не создали слоя мелких собственников, а укрепили общинную структуру, передав ей право собственности на землю. Освободившись от крепостной зависимости, зависимости от государства или царской семьи, вроде бы получив землю, крестьянство оказалось в плену общины. Только 1/5, всей земли стало личной собственностью крестьян, a 4/5 — принадлежало общине, которая несла ответственность за уплату податей, за содержание сельских церквей, школ, за починку дорог. За крестьян, которые были не в состоянии уплатить налоги, расплачивалась община (круговая порука), но в наказание крестьянский надел мог быть отобран в пользу общества. Использовались в общине и телесные наказания. Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, в принципе содержало статьи, допускавшие переход на подворное землепользование, а также выход из общины с наделом. Однако это было регламентировано таким условием, что право практически было нереализуемым, — требовалось получить согласие 2/3 членов общества. Фактически крестьянин не имел возможности выйти из общины и стать частным собственником земли. В эпоху Александра II был предпринят еще ряд реформ: университетская, военная, судебная, местного самоуправления. Две последние, с точки зрения модернизации, имели особо важное значение. Судебная реформа быка проведена наиболее последовательно. В ее основу были положены следующие принципы: равенство всех перед законом; разделение судебной и административной власти; несменяемость судей; независимая организация адвокатуры; гласность, устность и состязательность судебного процесса; создание суда присяжных. Бессословный суд с выборными мировыми судьями (низшая инстанция) формировал новую для России гражданственность. Особенно ярко это демонстрировал суд присяжных, в котором общество являлось не слушателем, а участником процесса. Характерно, что состав присяжных в целом отражал социальную структуру общества. В 1883 г. в числе присяжных было: дворян и чиновников —14,9%, мещан — 18,3%, крестьян — 57%. Введение гласного бессословного суда фактически ограничивало самодержавие. Это был первый элемент разделения властей, реализованный в России. Введение выборною местного самоуправления принесло России: 1. Самоуправление являлось важнейшим элементом гражданского общества западного типа. 2. Ломалась корпоративность общества, складывалось общество граждан. 3. Произошла частичная децентрализация: часть властных функций от государственного аппарата перешла к органам самоуправления, что означало отделение общества от государства. Органы самоуправления ведали делами местного значения, вели хозяйство, определяли смету доходов и расходов. Выборы не были равными. В них участвовали землевладельцы, имевшие 200 десятин земли или доход не менее шести тысяч рублей, а также горожане с таким же доходом. Для крестьян имущественный ценз не определялся, но выборы для них были не прямыми, а многоступенчатыми. Преимущество при такой системе выборов получали дворяне. К земским учреждениям относились губернские и уездные земские собрания и управы. Уездное земское собрание состояло из земских гласных, избираемых: а) уездными землевладельцами, б) городскими обществами, в) сельскими обществами. Губернские земские собрания состояли из гласных, избранных уездными земскими собраниями на три года. Предводители дворянства автоматически становились председателями земских собраний. Неравенство прав было очевидным, но при этом новым важным явлением была всесословность представительства в органах местного самоуправления. Реформы потребовали изменений в экономической области. Уже первое крупное мероприятие нового министра финансов повлекло за собой настоящий переворот в бюджетно-сметном деле. В декабре 18б1 г. было принято решение о публикации со следующего года государственной росписи доходов и расходов. Это подняло престиж российских финансов за границей и укрепило престиж страны на мировом рынке. С 1866 г. стали печататься в газетах и отчеты государственного контролера. Все финансовые средства государства были сосредоточены в кассах казначейства, что способствовало упорядочению российских финансов и частичному смягчению произвола и расточительности в расходовании казенных сумм. Однако только частичному, поскольку в пореформенные десятилетия сумма сверхсметных расходов продолжала возрастать. В целом экономическая жизнь страны активизировалась. В короткий срок была сооружена внушительная сель железных дорог. Если в 1857 г. ее протяженность составляла лишь 979 верст, то в 1881 — 21900 верст. Постройка велась исключительно частными акционерными обществами, развивалась промышленность. Крестьяне массами потянулись на заработки "на фабрику" в города. Военная реформа преследовала ряд целей: сократить армию, сохранив и укрепив ее боеспособность, уменьшить военные расходы в бюджете, уменьшить степень централизации в военной системе, ввести элементы самостоятельности командиров, обеспечить возможность для проявления инициативы военнослужащих и т.д. В 1874 г. была введена всеобщая воинская повинность (она не касалась кочевников, аборигенов Сибири), которая составила стержень реформы. Призыву подлежало все мужское население, достигшее 21 года. Срок службы в армии был сокращен до 6 лет в строю и 9 лет в запасе (во флоте— 7 лет в строю). Предусматривались широкие льготы, связанные с семенным положением, получением образования. Длительность срочной службы значительно менялась в зависимости от уровня образования (имевшие высшее образование служили в строю всего полгода). Началось перевооружение армии. Повысился уровень образованности офицерского корпуса (в середине 60-х гг. XIX в. половина офицеров не имела никакого образования). В общей сложности военная реформа заняла 15 лет. Изменения, происходившие в стране, не мощи не затронуть систему образования. В 18б3 г. университетам была возвращена автономия, вводилась выборность ректоров, деканов, профессоров. Университетский совет стал самостоятельно решать все научные, учебные и административно-хозяйственные вопросы. Представитель царской администрации — попечитель учебного округа — только наблюдал за соблюдением уставных положений и законов. Вместе с тем, если профессорско-преподавательский состав получил большие права, то студентам никаких прав предоставлено не было, что вызывало напряженность в студенческой среде. Система высшего и среднего образования стала доступной для всех сословий, возникла средняя и высшая школа для женщин. Литература 1. История средних веков М., 1986 г. 2. История СССР 1861-1917 Учебник / Под ред. В.Г. Бокавкина М., 1989 г. 3. История России с древнейших времен до 1861 года / Под ред. Н.И. Павленко М., 1998 г. 4. История России XIX –XX вв. Курс лекций Брянск, 1992 г. 5. История России / Под ред. Б.В. Личмана Екатеринбург, 1993 г. 6. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории М, 1993 г. 7. Россия и мир в. 2 ч. М., 1995 г. 8. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций Брянск , 1999 г. 9. Хозяйственные реформы в России Учебное пособие / Под ред. А.Н. Романова, А.А. Марковой М., 1993 г. |
Страницы: 1, 2
© 2009 Все права защищены. |