рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Реферат: Революция 1905–1907 гг. в России

Все общество эсеры разделяли на тех, кто живет на заработанные своим трудом средства, и тех, кто пользуется нетрудовыми доходами. В отличие от марксистов, включавших в понятие "рабочий класс" только промышленный пролетариат, эсеры объединяли под этим понятием крестьянство, наемных рабочих, интеллигенцию. Главными противоречиями времени они считали противоречия между властью и обществам, между крестьянской массой и крупными землевладельцами. Центральным пунктом аграрной программы эсеров было требование "социализации" земли, что означало ликвидацию частной собственности на селе и передачу земли "бессословным сельским и городским общинам". В основу пользования землей, по мнению эсеров, долен был лечь уравнительно-трудовой принцип.

Лидерами эсеров были В.М. Чернов, Н.Д. Авксентьев, А.Р. Гоц, В.М. Зензинов, М.В. Спиридонова и др. В эсеровской тактике сочетались массовая агитация с систематическим террором. В глазах властей эсеры были самым опасным противником. Эсеровская боевая организация фактически находилась вне контроля ЦК партии. В 1905- 1907 годах эсеры совершили множество терактов. Боевиков возглавляли Е.Ф. Азеф, Г.Н. Гершуни, Б.В. Савинков и некоторые другие активисты ПСР оказались провокаторами, агентами охранки. Эсеровский террор с 1902 по 1911 годы унес жизни более 200 человек - министров, губернаторов, полицмейстеров и т.д. Неизбежно вставал вопрос о моральной стороне эсеровской тактики, разлагающе влияющей на общественное сознание. В рядах эсеров усиливалось крыло, призывающее к свертыванию террористической деятельности.

Исходя из развитых выше соображений, партия социалистов революционеров в этот период будет отстаивать, поддерживать или вырывать своей революционной борьбой следующие меры:

1. В политической и правовой области:

·           признание неотъемлемыми следующих прав человека и гражданина: полная свобода совести, слова, печати, собраний и союзов;

·           свобода передвижения, выбора рода занятий и коллективных отказов от работ (свобода стачек);

·           неприкосновенность личности и жилища;

·           всеобщее и равное избирательное право для всякого гражданина не моложе 20 лет без различия пола, религии и национальности при условии прямой системы выборов и закрытой подачи голосов, установленная на этих началах демократическая республика с широкой автономией областей и общин, как городских, так и сельских;

·           возможно более применение федеративных отношений между отдельными национальностями, признание за ними безусловного нрава на самоопределение; пропорциональное представительство, прямое народное законодательство (референдум и инициатива);

·           выборность, сменяемость во всякое время и подсудность всех должностных лиц, включая депутатов и судей;

·           бесплатность судопроизводства;

·           введение родного языка во все местные, общественные к государственные учреждения;

·           установление обязательного, равного для всех общего светского образования на государственный слет;

·           в областях со смешанным населением право каждой национальности на пропорциональную своей численности долю в бюджете, предназначенном на культурно-просветительные цели, и распоряжение этими средствами на началах самоуправления;

·           полное отделение церкви от государства и объявление религии частным делом каждого, уничтожение постоянной армии и замена ее народным ополчением.

2. В народно-хозяйственной области:

·           введение прогрессивного налога на доходы и наследства при совершенном освобождении от налога низких доходов, ниже известной нормы;

·           уничтожение косвенных налогов (исключая обложения предметов роскоши, покровительственных пошлин и всех вообще налогов, падающих на труд).

3. В вопросах рабочего законодательства партия социалистов революционеров ставит своею целью охрану духовных и физических сил рабочего класса в городе и деревне и увеличение его способности к дальнейшей борьбе за социализм, общим интересам которой должны быть подчинены все узко практические, непосредственные, местные и профессиональные интересы отдельных рабочих слоев. В этих видах партия будет отстаивать:

·           возможно большее сокращение рабочего времени сообразно нормам, указанным научною гигиеною (в ближайшее время—8-часовая норма для большинства отраслей производства, и соответственно меньшая в более опасных и вредных для здоровья);

·           установление минимальных заработных плат по соглашению между органами самоуправления и профессиональными союзами рабочих;

·           государственное страхование во всех его видах (от несчастных случаев, от безработицы, на случай старости и болезней и т. д.) на счет государства и хозяев и на началах самоуправления страхуемых;

·           законодательная охрана труда во всех отраслях производства и торговли сообразно требованиям научной гигиены, под наблюдением фабричной инспекции, избираемой рабочими (нормальная обстановка труда, гигиеничность устройства помещений, запрещение сверхурочных работ, работ малолетних до 16 лет, ограничение работы несовершеннолетних, запрещение женского и детского труда в известных отраслях производства и в известные периоды, достаточный непрерывный еженедельный отдых и т. д.);

·           профессиональные организации рабочих и их прогрессивно расширяющееся участие в установлении внутренней организации труда в промышленных заведениях.

4. В вопросах переустройства земельных отношений партия социалистов революционеров стремится опереться в интересах социализма и борьбы против буржуазно-собственнических начал на общинные и трудовые воззрения, традиции и формы жизни русского крестьянства, в особенности на распространенное среди них убеждение, что земля ничья и что право на пользование ею дает лишь труд. В согласии со своими общими воззрениями на задачи революции в деревне, партия будет стоять за:

·           социализацию земли, т. е. за изъятие ее из товарного оборота и обращение из частной собственности отдельных лиц или групп в общенародное достояние на следующих началах: все земли поступают в заведывание центральных и местных органов народного самоуправления, начинал от демократически организованных бессословных сельских и городских общин и кончая областными и центральными учреждениями (расселение и переселение, заведование земельным фондом и т. п.);

·           уравнительно трудовое пользование землей, т. е. обеспечение потребительской нормы на основании приложения собственного труда, единоличного или в товариществе;

·           рента путем специального обложения должна быть обращена на общественные нужды;

·           пользование землями и угодьями, имеющими не узко местное значение (обширные леса, рыбная ловля и т. д.), регулируется соответственно более широкими органами самоуправления;

·           недра земли остаются за государством, земля обращается в общенародное достояние без выкупа;

·           пострадавшими от этого имущественного переворота признается лишь право на общественную поддержку на время, необходимое для приспособления к новым условиям личного существования.

5. В вопросах общинного муниципального и земского хозяйства партия будет стоять за развитие всякого рода общественных служб и предприятий (бесплатная врачебная помощь, земско - агрономическая и продовольственная организация; организация земскими и областными органами самоуправления при по -мощи общегосударственных средств широкого кредита для развития трудового хозяйства, преимущественно на кооперативных началах; коммуникация водоснабжения, освещения, путей и средств сообщения и т. п., за предоставление городским и сельским общинам самых широких прав по обложению недвижимых имуществ и по принудительному отчуждению их, особенно в интересах удовлетворения жилищной нужды рабочего населения; за коммунальную, земскую, а равно и государственную политику, благоприятствующую развитию кооперации на строго демократических трудовых началах.

6. Вообще ко всем мероприятиям, имеющим обобществление еще в пределах буржуазного государства, тех или иных отраслей народного хозяйства, партия социалистов революционеров усвоит положительное отношение постольку, поскольку демократизация политического строя и соотношение общественных сил, равно и самый характер соответствующих мероприятий, будут давать достаточно гарантий против увеличения таким путем зависимости рабочего класса от правящей бюрократии. Тем самым партия эсеров предостерегает рабочий класс против того «государственного социализма», который является отчасти системой полумер для усыпления рабочего класса, отчасти же своеобразным государственным капитализмом, сосредоточивая различные отрасли производства и торговли в руках правящей бюрократии ради ее фискальных и политических целей.

Партия социалистов революционеров, ведя непосредственную революционную борьбу с самодержавием, агитирует за созыв Учредительного собрания на указанных выше демократических началах для ликвидации самодержавного режима и переустройства всех современных порядков в духе установления свободного народного правления, необходимых личных свобод и защиты интересов труда. Свою программу этого переустройства она будет как отстаивать в Учредительном собрании, так и стремиться непосредственно проводить в революционный период.

2.2.2 РСДРП

Большевики, как и эсеры, допускали крайности при выборе методов - они ориентировались, прежде всего, на экспроприации. Ими занималась созданная в 1905 году боевая группа под руководством Л.Б. Красина. Наиболее крупными акциями были ограбления банков в Тифлисе, Варшаве, Гельсингфорсе, в Прибалтике и на Урале. Организаторами налетов были Бобис, Тер-Петросян и др. Меньшевики, представляя более умеренное крыло РСДРП, к уголовным формам политической активности относились сдержанно.

Социал-демократы (и большевики, и меньшевики) события 1905-1907 годов квалифицировали как буржуазно-демократическую революцию. Согласно большевистским воззрениям, она должна была перерасти в социалистическую. Меньшевики считали, что до социализма Россия обязана "дорасти" в процессе многосложных реформ. Теоретические расхождения вели к различиям во взглядах на оргструктуру партии. Ленин выдвинул тезис о жестко централизованной "партии авангардного типа" как организации военизированного образца, служащей достижении не только тактических, но и стратегических целей (победа пролетарской революции во всемирном масштабе, упразднение государства, товарно-денежных отношений и т.п.). Лидер меньшевиков Г.В. Плеханов в полемике с Лениным говорил, что "нужна дисциплина сознательности, а не дисциплина повиновения".

Социал-демократы в силу малой численности и незначительного влияния - стремились поддерживать организационное единство. При этом попытки руководить из одного центра национальной социал-демократией с Бундом, социал-демократией Польши, Литвы, Армении, Грузии) часто терпели неудачу.

Первоначально РСДРП была сугубо интеллигентской организацией. Когда стали создаваться партячейки на заводах, рабочие были далеки от теоретических дебатов между Лениным и Плехановым, Троцким, Мартовым, жившими за границей. В 1905 - 1907 годах социал-демократы сотрудничали с эсерами и анархистами.

Программа конституционно - демократической партии

I. Основные права граждан

1. Все российские граждане без различия пола, вероисповедания и национальности равны перед законом. Всякие сословные различия и всякие ограничения личных и имущественных прав поляков, евреев и всех без исключения других отдельных групп населения должны быть отменены.

2. Каждому гражданину обеспечивается свобода совести и вероисповедания. Никакие преследования за исповедуемые верования и убеждения, за перемену или отказ от вероучения не допускаются. Отправление религиозных и богослужебных обрядов и распространение вероучений свободно, если только совершаемые при этом действия не заключают в себе каких-либо общих проступков, предусмотренных уголовными законами. Православная церковь и другие исповедания должны быть освобождены от государственной опеки.

3. Каждый волен высказывать из уст и письменно свои мысли, а равно обнародовать их и распространять путем печати или иным способом. Цензура, как общая, так и специальная, как бы она ни называлась, упраздняется и не может быть восстановлена. За преступления и проступки, совершенные путем устного и печатного слова, виновные отвечают только перед судом.

4. Всем российским гражданам предоставляется право устраивать публичные собрания, как в закрытых помещениях, так и под открытым небом для обсуждения всякого рода вопросов.

5. Все российские граждане имеют право составлять союзы и общества, не испрашивая на то разрешения.

6. Право петиций предоставляется как отдельным гражданам, так и всякого рода группам, союзам, собраниям и т. п.

7. Личность и жилище каждого должны быть неприкосновенны. Вход в частное жилище, обыск, выемка в нем и вскрытие частной переписки допускаются только в случаях, установленных законом, и не иначе как по постановлению суда. Всякое задержанное лицо в городах и других местах пребывания судебной власти в течение 24 часов, а в прочих местностях империи не позднее, как в течение 3 суток со времени задержания, должно быть освобождено или представлено судебной власти. Всякое задержание, произведенное без достаточного основания или продолженное сверх законного срока, дает право пострадавшему на возмещение государством понесенных - им убытков.

8. Никто не может быть подвергнут преследованию иначе, как на основании закона - судебной властью и установленным законом судом. Никакие чрезвычайные суды не допускаются.

9. Каждый гражданин пользуется свободой передвижения и выезда за границу. Паспортная система упраздняется.

10. Все вышеозначенные права граждан должны быть введены в основной закон Российской империи и обеспечены судебной защитой.

11. Основной закон Российской империи должен гарантировать всем населяющим империю народностям помимо полной гражданской и политической равноправности всех граждан право свободного культурного самоопределения, как-то: полную свободу употребления различных языков и наречий в публичной жизни, свободу основания и содержания учебных заведений и всякого рода собраний, союзов и учреждений, имеющих целью сохранение и развитие языка, литературы и культуры каждой народности и т. п.

12. Русский язык должен быть языком центральных учреждений, армии и флота. Употребление наряду с общегосударственным местных языков в государственных и общественных установлениях и учебных заведениях, содержащихся на средства государства или органов самоуправления, регулируется общими и местными законами, а в пределах их — самими установлениями. Населению каждой местности должно быть обеспечено получение начального, а по возможности и дальнейшего образования на родном языке.

II. Государственный строй

13. Конституционное устройство Российского государства определяется основным законом.

14. Народные представители избираются всеобщей, равной, прямой и тайной подачей голосов без различия вероисповедания, национальности и пола.
Партия допускает в своей среде различие мнений по вопросу об организации народного представительства в виде одной или двух палат, из которых вторая палата должна состоять из представителей от органов местного самоуправления, реорганизованных на началах всеобщего голосования и распространенных на всю Россию.

15. Народное представительство участвует в осуществлении законодательной власти, в установлении государственной росписи доходов и расходов и в контроле за законностью и целесообразностью действий высшей и низшей администрации.

16. Ни одно постановление, распоряжение, указ, приказ и тому подобный акт, не основанный на постановлении народного представительства, как бы он ни назывался и от кого бы ни исходил, не может иметь силы закона.

17. Государственная роспись, в которую должны быть вносимы все доходы и расходы государства, устанавливается не более как на один год законодательным порядком. Никакие налоги, пошлины и сборы в пользу государства, а равно и государственные займы не могут быть устанавливаемы иначе, как в законодательном порядке.

18. Членам собрания народных представителей принадлежит право законодательной инициативы.

19. Министры ответственны перед собранием народных представителей, членам которого принадлежит право запроса и интерпелляции.

III. Местное самоуправление и автономия

20. Местное самоуправление должно быть распространено на все Российское государство.

21. Представительство в органах местного самоуправления, приближенное к населению путем учреждения мелких самоуправляющихся единиц, должно быть основано на всеобщем, равном, прямом и закрытом голосовании без различия пола, вероисповедания и национальностей, причем собрания высших самоуправляющихся союзов могут быть образованы путем избрания собраниями низших таких же союзов. Губернским земствам должно быть предоставлено право вступать во временные и постоянные союзы между собой.

22. Круг ведомства органов местного самоуправления должен простираться на всю область местного управления, включай полицию безопасности и благочиния и за исключением лишь тех отраслей управления, которые в условиях современной государственной жизни необходимо должны быть сосредоточены в руках центральной власти с представлением в пользу органов местного самоуправления части средств, поступающих в настоящее время в государственный бюджет.

23. Деятельность местных представителей центральной власти должна сводиться к надзору за законностью деятельности органов местного самоуправления, причем окончательное решение по возникающим в этом отношении спорам и сомнениям должно принадлежать судебным учреждениям.

24. После установления прав гражданской свободы и правильного представительства с конституционными правами для всего Российского государства должен быть открыт правомерный путь в порядке общегосударственного законодательства для установления местной автономии и областных представительных собраний, обладающих правом участия и осуществления законодательной власти по известным предметам, соответственно потребности населения.

25. Немедленно по установлении общеимперского демократического представительства с конституционными правами в Царстве Польском вводится автономное устройство с сеймом, избираемым на тех основаниях, как и общегосударственное представительство, при условии сохранения государственного единства и участия в центральном представительстве на одинаковых с прочими частями империи основаниях. Границы между Царством Польским и соседними губерниями могут быть исправлены, в соответствии с племенным составом и желанием местного населения, причем в Царстве Польском должны действовать общегосударственные гарантии гражданской свободы и права национальности на культурное самоопределение и должны быть обеспечены права меньшинства.

IV. Суд

26. Финляндия. Конституция Финляндии, обеспечивающая ее особенное государственное положение, должна быть всецело восстановлена. Всякие дальнейшие мероприятия, общие Империи и Великому Княжеству Финляндскому, должны быть впредь делом соглашения между законодательными органами империи и Великого Княжества.

27. Все отступления от начал судебных уставов 20 ноября 1864 года, устанавливающих отделение судебной власти от административной (несменяемость, независимость и гласность суда и равенство всех перед судом), как внесенные позднейшими новеллами, так и допущенные при самом составлении уставов, упраздняются. В этих видах прежде всего: а) не подлежит никаким ограничениям правило о том, что никто не может быть подвергнут наказанию без вошедшего в силу приговора компетентного суда; б) всякое вмешательство министра юстиции в назначение на судейские должности или перемещение судей, а тем более в производство судебных дел, устраняется. Судьи наград не получают; в) ответственность должностных лиц определяется на общем основании; г) компетенция суда присяжных определяется исключительно тяжестью наказания, назначенного в закон безотносительно к роду дел, причем, однако, этой компетенции во всяком случае подлежат все преступления государственные и против законов о печати. Суд с сословными представителями упраздняется. Компетенции выборного мирного суда подчиняются и дела волостной юстиции. Волостной суд и институт земских начальников упраздняются. Требование имущественного ценза, как для замещения должности мирового судьи, так и для отправления обязанностей присяжного заседателя отменяется; д) восстанавливается принцип единства кассационного суда; е) адвокатура организуется на началах истинного самоуправления.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.