рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Реферат: Причины неэффективности социальной адаптации пауперов в Англии в 16-ом веке

Очевидно, что после такой «педагогики» у людей было только одно желание – поскорее выбраться из этой тюрьмы, а шансы, что бродяга вернётся к нормальной жизни и станет работать, равнялись нулю. Вдобавок к этому, выходящие или сбежавшие из работного пауперы были серьёзно озлоблены на общество, подсознательно противопоставляли его и себя. Это чувство ещё более усиливалось негативным отношением к пауперам не только государства, но и осёдлого населения. Хотя стоит отметить, что в последнем случае всё было далеко не так однозначно. С одной стороны, жители городов действительно смотрели на бродяг как на чужеродный элемент, как на источник повышенной опасности, от которого неплохо избавиться. Особенно в этом отношении были показательны северные графства и Шотландия, почти не затронутые в XVI веке огораживаниями: местное население рассматривало пришлых с юга бродяг не только как чужаков, но ещё и как источник дешёвый рабочей силы, серьёзно сбивавший расценки на рынке труда[16]. А введённый повсеместно налог в пользу бедных давал повод населению (к слову, отнюдь не рвавшегося его платить) смотреть на пауперов ещё и как на нахлебников, паразитов на теле общества.

Вместе с тем, отношение к пауперам, зачастую, сильно дифференцировалось. Обычно люди относились более снисходительно к нетрудоспособным нищим, малолетним детям, старикам. Кроме того, практика того времени показывала, что жители любого города предпочитали поддерживать своих, а не пришлых нищих и бедняков. Так, в одном из приходов Лондона хлеб и небольшие суммы раздавались только тем, кто прожил в городе не менее 7 лет и полностью утратил трудоспособность[17]. Кроме того, помощь оказывалась некоторым местным рабочим, зависевшими от сезонных работ и также периодически нуждавшихся в социальной помощи. Подобные раздачи всегда происходили в присутствии стражи и чиновников, которые наблюдали за порядком и следили за тем, чтобы помощь получали лишь те, кто занесен в списки.

В исключительных случаях нищим предоставлялся шанс не только получать милостыню, но и завести собственное дело. Так, в конце XVI века, по инициативе группы пуританской элиты, город Солсбери город привлек женщин к работе в торговле, а также предоставил кредит на два года нескольких дюжинам молодых бедняков при условии предоставления ими работы другим беднякам в качестве ремесленников, установил, что работный дом должен стать не только исправительным заведением, но и местом обучения торговле детей бедноты[18].

Однако оба вышеперечисленных примеры не являются типичными для Англии XVI века. Вдобавок к этому, категории, которым общественность оказывала поддержку, не являлась настоящими маргиналами в полном смысле этого слова. Большая часть нищих и бродяг, скитавшихся по Англии, не относилась к вышеперечисленным категориям, и, следовательно, не могли рассчитывать на подобное отношение. Их уделом обычно было гипертрофированное чувство свободы и независимости, а также отчуждение от враждебного социального мира, бравирование бесполезностью своего существования: дескать «сами живем – казне дохода не даем; сами умрем – и казна нас похоронит». У большинства пауперов со временем формировалось гипертрофированное чувство стабильности – достигнув самого дна, человек осознавал, что опускаться ниже просто некуда, и хуже уже не будет.

Большинство бродяг также были склонны не говорить о своём прошлом, а придумывать о себе «легенду», оттачивая её с каждым днём всё более и более, до такой степени, что порою сами начинают в неё верить. Часто это делалось с тем, чтобы защитить себя от возможных нападок других бродяг[19].

Два вышеуказанные черты пауперов – негативное отношение к труду и отчуждение от общества – имели одно важное последствия. С одной стороны, невольно принимая общественную установку, они чувствовали себя выброшенными из общества изгоями и отлично понимали, что возвращение к нормальной жизни уже не представляется возможным. С другой, они видели вокруг себя великое множество подобных себе людей, так же утративших своё место в обществе и опустившихся на социальное дно.

Оба этих факторов были должны неизбежно привести к тому, что у пауперов неизбежно должно сформироваться понимание о себе как об обособленной социальной группе, группе с особенным самосознанием и мировоззрением. В свою очередь, это понимание неизбежно вело к тому, что у пауперов должны были возникнуть соответствующая самоидентификация и стремление объединиться в сообщество, в рамках которого нищие и бродяги отнюдь не чувствовали своей ущербности. Как правило, бродяги, живущие в одном районе города, образовывали своеобразное сообщество или коммуну со своими правилами и обычаями, в которой они жили и проводили свой досуг, воспитывали детей. В этот период в Англии появляется термин «wild rogues», использовавшийся для обозначения наследственных бродяг, т. е. родившиеся от родителей-бродяг. Поскольку детская психика восприимчива гораздо больше, чем у взрослых людей, логично можно предположить, что выросшего в такой среде ребёнка вернуть к нормальной жизни было уже не возможно в принципе. Английские власти это понимали: на местах констеблям и бейлифам приписывалось отбирать у бродяг детей в возрасте от 5 до 13 лет, даже против воли родителей. Дети отдавались в обучение, где они должны были освоить какое-нибудь ремесло. Девушки были должны оставаться в доме хозяев до двадцати лет, юноши до 24 лет[20].

Однако для решения проблемы малолетних нищих подобных одиночных акций было явно недостаточно.

В рамках своего сообщество не только признавали друг друга, но и проявляли своеобразную заботу. В частности, один из современников сообщает, что наблюдал сцену, когда пожилая женщина, остановившись рядом с подростком, собирающим милостыню, стала давать ему советы, как себя вести: протягивать к прохожим не ладонь, а глиняную кружку, персонально обращаться к тем прохожим, которые поднимают глаза на подростка[21].

Обмен ценной информацией является примером реципрокного альтруизма в среде самих нищих. Кооперация между нищими проявлялась и в других действиях: распределении времени «работы» на доходном месте; дележом «атрибутов» нищего – так знакомые нищие могли просить, используя одну и ту же собаку или одного и того же ребенка. Что характерно, некоторые нищие даже могли делиться доходами со своим ближним – нередко более успешные «добытчики» угощали других едой и выпивкой, что, понятно, поднимало их авторитет в глазах товарищей. Одновременно с этим каждая артель ревностно оберегала свои места и не допускала чужаков. Не только паперти церквей, но даже места на этой паперти и часы распределены между отдельными лицами. Нищий, который просит во время обедни, обязан уступить свое место товарищу на время всенощной и вечерней.

Социальность была присуща этим маргиналам и на другом, более высоком уровне. Бродяги создавали своего рода союзы, цехи, во главе которых стояли «старшие» или «мастера», которым рядовые члены были обязаны строгим послушанием. В качестве главарей обычно выступали бродяги, отличавшиеся большой физической силой и имевшими большой авторитет[22]. Нередко, разбойничьи отряды возглавляли командиры феодальных дружин и разорившиеся рыцари.

По свидетельствам современников, подобные организации нередко включали в себя сотни членов и пользовались огромным влиянием [23].

В качестве наиболее известного примера, относящегося, правда, не к Англии, а к Франции, можно назвать получивший европейскую известность парижский «Двор Чудес», находившийся недалеко от Порт-Сент-Дени, между улицей Нев-Сент-Совер и переулком Филль-Дье. Польский учённый Гермик, занимавшийся изучением нищенства в Западной Европе, описывает его следующим образом: это было пространство, со всех сторон окружённое низкими постройками из глины и грязи, в которых обитали нищие. Как пишут историки, здесь "никто не имел ни веры, ни нравов, не знал ни крещения, ни причащения, ни брака". У нищих был собственный король - великий Костер. Подданные Костера попрошайничали на улицах Парижа, представляясь хромыми, горбатыми, изувеченными солдатами и выставляя напоказ свои язвы и болячки. Возвратившись в свои Дворы, "убогие" снова чудесным образом обретали здоровье - именно поэтому эти дворы и получили название Дворов Чудес. Сунуться во владения Костера не осмеливался ни один представитель власти, ибо живым он бы оттуда уже не вышел. "Ассоциация нищих" имела не только своего верховного главу, свои законы, но и свой собственный язык (арго), который переходил от одного поколения жуликов к другому и выполнял двоякую функцию: распознавание <своих> и изоляцию <чужих>. Его основу составляли смысловые перевертыши: поплатиться за нищенство или воровство – «сгореть»; переодетый полицейский – «паук». Главные приближенные великого Костера управляли кварталами, или провинциями. Они обучали новичков своему языку, преподавали искусство обкрадывать купцов, резать кошельки, которые тогда носили на поясах, приготовлять мазь для фальшивых ран и уметь обманывать народ жалобами. Иерархия попрошаек делилась на несколько категорий. На низшей ступени стояли так называемые "сироты" - мальчики, которые в числе трех или четырех бегали на улицах почти нагие, дрожа от холода. Значительно вольготнее себя чувствовали взрослые бездельники, которые ходили по улицам в хороших фуфайках и плохой обуви, большею частью по два, крича о себе, что они купцы, разоренные войной, пожаром или другими случайностями[24].

Данный пример является весьма показательным, так как отражает две другие тенденции. Первая из них заключалась в том, что, несмотря на одинаковую психологическую самоидентификацию, пауперы можно было условно разделить на 2 большие категории. Заметим, что примерно такое же деление произвёл и английский публицист того времени Гарриссон, деливший нищих по их способности к труду и возможности зарабатывать себе на пропитание.

Первая категория он обозначил как «пауперы по немочи», сюда относились все бродяги, не имевшие физической возможности заниматься работой и заботиться о себе: малолетние сироты, пожилые немощные люди, калеки и инвалиды, а так же тяжелобольные люди. В эту категорию Гаррисон включал так же и разорившихся крестьян[25]. Во вторую категорию Гаррисон выделяет «злостных, упорных и нерадивых» бродяг, которые просто не желают честно трудиться, обозначая их как « воров и прожорливых гусениц в обществе». К данной категории бродяг Гаррисон относится резко отрицательно, они не заслуживают права на помощь[26].

Вторая особенность заключается в том, что внутри сообщества пауперов существовала не только социальная лестница, но и весьма своеобразное разделение по профессиям и специализации. Впрочем, об этом ещё будет сказано ниже.

В целом же, тот факт, что у пауперов имелся свой социум, не вызывает сомнений ни у одного из современных исследователей. Нищие действительно образовывали отдельный пласт общества со свойственными ему правилами поведения, стилем жизни и даже своеобразным моральным кодексом. Что характерно, у нищих и бродяг имелся даже собственный фольклор, имевший мало что общего с фольклором и культурой тогдашнего английского общества. У бродяг существовал свой жаргон и свои специальные термины, которые хотя и не были настолько специализированы, как вышеупомянутый «арго», всё же зачастую были малопонятны для посторонних. В Англии Тюдоров и Стюартов ходило немало песен и стихотворений, рассказывающих о тяжелой жизни обездоленных, но в то же время наполненных специфической романтикой, появляется даже особый жанр литературы. Так, в 1561 году выходит в свет «Братство бродяг» Джона Оделэ, а спустя 5 лет, в 1566 году, появляется труд Томаса Гармана «Предостережение относительно мошенников». Весьма подробно данную проблему освятил и Гаррисон в своей работе «Описание в Англии», вышедшей в 1578 году. В 1665 году в Лондоне вышел в свет сборник «Английский бродяга», обобщающий в себе целый комплекс подомных произведений народного творчества и рассказывающий о жизни обездоленных[27].


Пауперизм как основной источник дохода

Слово бродяга и нищий всегда ассоциируются с такими понятиями, как бедность и нужда. Именно по этой причине люди превращались в маргиналов, это же бремя они продолжали нести всю свою оставшуюся жизнь. В то же время приходится признать тот факт, что, несмотря на отсутствие постоянной работы, пауперы всё же изыскивали средства к существованию. Боле того, нередко возникала парадоксальная ситуация, при которой нищенский «промысел» приносил куда большие доходы, чем реальная работа. В этом отношении весьма показательны исследования, проведённые среди китайских безработных в 30-ые годы XX века: тогда многие уволенные рабочие к удивлению отмечали, что когда их семья стала жить за счёт сбора подаяний, общее благосостояние значительно выросло – пусть даже и в ущерб репутации[28].

Нет оснований считать, что ситуация в Англии XVI века имела какие-то принципиальные отличия. Напротив, многие современники отмечали, что доходы нищих зачастую с лихвой хватало не только на обеспечение насущных нужд, но и позволяли накопить определённые средства. Особенно, это касалось профессиональных нищих – со временем адаптируясь к этой роли, они совершенствовали и осваивали новые, более действенные средства воздействия на потенциальных подающих, их самосознание трансформируется с учетом повседневной действительности. Помимо дохода в этой «работе» просматривались и другие явные преимущества, например, ненормированный рабочий день, относительная личная свобода, легкие деньги и пр. В ситуации, когда человек зарабатывает попрошайничеством больше, чем стоя в недавнем прошлом у станка, любые попытки социальных работников, направленные на реабилитацию нищих, зачастую оказываются неэффективными[29].

Собиравших милостыню пауперов можно было, опять-таки, согласно классификации Гаррисона, выделить две основные категории. К первым относились «легитимные» нищие, занимающие данную социальную нишу ввиду своей физической нетрудоспособности – пожилые люди, калеки, больные и малолетние дети. Данная категория была, одной из немногих, пользовавшихся определённой протекцией со стороны государства. Так, английская монархия юридически разрешила им заниматься сбором милостыни, составлявшей основу существования данной категории лиц. Ещё при Генрихе VIII неспособные к физическому труду нищие получали свидетельства, разрешавшие им сбор подаяния, правда, обычно в пределах своей сотни, что отражало стремление властей прикрепить паупера к одному месту. Ещё одной мерой по поддержанию этой категории стала организация общественной помощи. Тогда же на местах начали организовывать пункты, где находились пища и одежда для бедняков. Известны случаи, когда в пользу этой категории делали крупные пожертвования состоятельные люди. Так, умерший в 1527 году серебряных дел мастер Генри Смит в своем завещании указал, что часть его средств следует раздать бездомным нищим[30].

В целом, положение этой группы можно характеризовать, как относительно стабильное. Люди имели пускай и скудный, но надёжный источник существования, и, ввиду своей нетрудоспособности, едва ли могли рассчитывать на что-то большее. Соответственно, это порождало у людей чувство пассивности и безразличия, отсутствие желания что-то менять в своей жизни.

Разумеется, эти чувства были присущи и другой категории – «злостным» бродягам, хотя и в меньшей степени. Некоторые из них, напротив, смотрели на свои нищенские занятия не как на способ существования, а как на способ заработать, причём, нередко способ довольно прибыльный. Наряду с «легальными» попрошайками у прохожих выклянчивали деньги и вполне трудоспособные лица. Нередко, стремясь разжалобить прохожих, они имитировали всевозможные раны и увечья. В частности, в «Английском бродяге» указано, что многие пауперы, чтобы разжалобить прохожих, делали себе искусственные язвы на коже. Для этого изготовлялась смесь негашеной извести, мыла и ржавчины. Эту мазь приматывали к ноге, после чего она начинала быстро разъедать кожу, на которой возникали ужасные на вид язвы. Многие бродяги считали, что эти увечья кормят их, дают средства к существованию. Данный факт был в то время хорошо известным и у многих вызывал иронию. В 1550 году поэт Кроули даже написал по этому поводу следующее ироническое стихотворение:

Я видел двух нищих калек под забором,

Что заняты были таким разговором:

О страшных нарывах судили они

Багровых, от самых колен до ступни.

- С любовью взираю на ногу свою

За язвы я Богу хвалы воздаю!

- Я так же, - с восторгом воскликнул другой,

- Краснеют болячки студеной зимой!

Без этого тщетно пришлось бы взывать

И деньги на бедность свою собирать.

Пришлось бы заняться

Тяжелым трудом

И гнуться, быть может,

Под гибким бичом [31].

Другая часть профессиональных нищих выбирала более активный способ попрошайничества, предпочитая бродить по городу в поисках сердобольных прохожих. Весьма популярными среди них были такие приёмы, как «круговая» – сбор милостыни в субботу, когда нищие без разбору обходят все лавки или «стрельбу по знакомым местам», т.е. совершать планомерный обход домов состоятельных граждан, уже известных своей благотворительностью.

Нередко для того, чтобы облегчить свою деятельность, пауперы вступали в сделку с местными властями. Так, в середине XVI века в Линкольншире было зафиксировано, что население одной из деревень заключали сделки с чиновниками, покупая у них документы, разрешавшие им собирать пожертвования. С весны до осени пауперы ходили по округе, собирая подаяние, а, возвратившись, отдавали чиновникам часть, денег, оставляя себе всё остальное. После этого в деревне начиналось повальное пьянство, которое продолжалось до зимних холодов. Крестьяне другой деревни, расположенной по соседству занимались таким же промыслом, а тем, кто пытался предложить им работу, объясняли: что им гораздо выгодней и проще добывать пропитание сумою, чем сбивать руки на тяжёлых работах.

Упомянутая выше «нищенская» литература буквально изобилует многочисленными приёмами, используемыми пауперами для того, чтобы заработать денег. Так, одна мать, по словам учёного и современника тех событий Полиана, рассказала ему, что её ребенок был крещен несколько раз, так как каждое крещение приносило ей определённую сумму денег и чистое платье[32]. Другая предприимчивая женщина использовала следующий трюк: она, одетая в черное вдовье платье, падала в фонтан, когда дамы и господа выходили из церкви. Ее спасали, она умоляла найти оброненные четки и молитвенник и вскользь упоминала, что давно не ела, потому что копила на церковную свечу. Она якобы шла помолиться за единственного сына, который служит в далеких колониях. Без подаяния «вдова» обычно не оставалась. Другие умельцы разыгрывали сцены с голодными обмороками возле кондитерских, припадки эпилепсии, когда кусочек мыла помогал симулировать пену на губах, и т. п.[33]

Помимо этих «импровизаторов» существовали и другие категории нищих, предпочитавших сбору милостыни более активные действия, нередко, откровенно антисоциального и даже криминального характера. Даная категория бродяг делилась на так называемые профессии, которые в средневековой Англии исчислялись десятками. Так Гаррисон и Герман насчитывают целые 23 категории «преступных нищих»: 14 категории приходится на бродяг-мужчин и девять – на нищенствующих женщин. Анализ этих групп вскрывает ряд любопытных черт тюдоровского общества. Деклассированные элементы, «внезапно вырванные из обычной жизненной колеи», становились преступниками, в то же время копируя то самое общество, из которого они так грубо выбрасывались. Мелкое воровство бродяг маскировалось обычно мелочной торговлей или каким-нибудь ремеслом. Ряд профессионалов-нищих усваивал названия действительных профессий, но уже не в реальном, а в ироническом смысле. Некоторые преступные профессии говорили о бывшей связи пауперов с сельским хозяйством (например, распространенная воровская профессия конокрадов). Приведём для примера несколько категорий пауперов-мужчин[34]:

1. Rufflers (от слова «Ruffle» — гофрированные манжеты) — так назывались «привилегированный') бродяги из бывших феодальных вассалов, членов феодальной свиты (retainers).

2. Uprightmcn — «старшие», или «мастера», вожаки той или иной группы бродяг, или вообще «самостоятельный» бродяга, обычно «со стажем» и воровским опытом.

3. Hookers, или anglers, ночные воры (от слов «hook» — крюк или «angle» — удочка), воры, специализировавшиеся на краже сукон и прочих вещей из открытых окон при помощи палок, снабженных крючьями.

4. Priggers of prancerz — конокрады (от староангл. «prancer» — конь).

5. Fratcrs — «братья», мнимые служащие госпиталей, а также мнимые частные поверенные — прокторы.

6. Abrams, или abramsmen,— «авраамы», «авраамовы люди» — мнимые сумасшедшие, симулирующие безумие.

7. Fresh water mariners, или whiphicks,— люди, выдающие себя за потерпевших кораблекрушение.

В ряде источников сообщаются такие названия таких нищенских «профессий», как овчины, верстаки, напильники, кулаки, корзинщики и др. Не приходится сомневаться, что в действительности этих воровских профессий было гораздо больше. Кроме того, известны несколько терминов, использовавшихся для дифференциации разбойничьих групп, собиравшихся для налётов на отдельные дома или торговые обозы. Подобные явления, особенно на севере Англии, в XVI веке были не редкостью.

Вкратце подводя итоги данной главы, необходимо сделать следующие выводы: пауперизм был для большой части нищих и бродяг не только образом жизни, но и источником доходов. По источнику дохода нищих можно было условно разделить на три основные категории. Первая – нетрудоспособные нищие, пожилые люди, малолетние дети – имела официально подтверждённое государством право на сбор милостыни, а также могла рассчитывать на общественную помощь и частную благотворительность. Вторая группа состояла из профессиональных нищих, смотревших на сбор подаяния не как на средство к существованию, а как на свою работу, причём работу весьма прибыльную. Зарабатывая таким образом, представители этой группы нередко проявляли большую изобретательность и хорошее знание человеческой психологии. Наконец, третья группа состояла из лиц с ярко выраженными криминальными наклонностями, которые в связи со своей специализацией делились на «профессии». Доход последних двух категорий часто не ограничивался социальным минимумом того времени и нередко превышал ту зарплату, которую паупер мог получить за честный труд. Таким образом, значительная часть пауперов, даже находясь вне рамок нормального общества, тем не менее, имели доступ к средствам существования, что позволяет говорить о пауперизме как об источнике дохода.


Заключение

Основные выводы по данной работе можно сформулировать следующим образом. Вследствие социально-экономических изменений, произошедших в Англии XVI века, значительная часть населения Англии оказалась выброшенной из нормальной жизни общества, превратившись в маргиналов или пауперов. Основным контингентом, постоянно пополнявшим эту категорию, были разорявшиеся крестьяне, подвергались пауперизации и другие слои английского общества. Количество бродяг и нищих было настолько велико, что это вызывало беспокойство английских властей. Следствием этого стало издание многочисленных «законов о бедных», основной целью которых было заставить бродяг и нищих вернуться на прежнее место жительства и покончить с их социальным образом жизни. Однако все предпринимаемые меры английской монархии были либо малоэффективны, либо приносили мало результата.

Не вызывает сомнения, что наряду с объективными экономическими факторами социальной адаптации пауперов препятствовали и некоторые аспекты их собственной психологии. Первый из них – негативное отношение к физической работе, которое формировалось у людей под влиянием их образа жизни и теми условиями труда, которые им предлагало или, что было гораздо чаще, принуждало государство. Негативное отношение к пауперам со стороны государства порождали у этих людей чувство оторванности, протеста, противопоставления себя и общества, что также являлось дополнительным психологическим барьером для возвращения к нормальной жизни, а также способствовало самоидентификации бродяг и нищих, подсознательно принимавших общественный ярлык и выстраивая соответствующую модель поведения.

Количество бродяг было так велико, что они нередко образовывали своеобразные сообщества или коммуны, которые заменяли им нормальную общественную среду. Таким образом, происходила своего рода подмена – будучи выброшенным из одной социальной среды, паупер оказывался в другой, где он уже не чувствовал себя изгоем и даже мог повысить свой социальный статус. Иногда сообщества пауперов достигали такого уровня организации, что о ней смело можно было говорить как о «обществе внутри общества». В результате, пауперов, живших в Англии XVI века можно рассматривать не только как маргинализированные элементы, но и как отдельный слой общества, имеющий свои психологически особенности, свою субкультуру, традиции и даже фольклор.

Вместе с тем следует отметить, что природа пауперизма двояка. С одной сторон, нищие и бродяги относились к данной категории ввиду недостаточной материальной обеспеченности. С другой, как не парадоксально, именно та социальная роль, которую они были вынуждены занимать, обеспечивала им средства к существованию. Это была милостыня, частная благотворительность, помощь от государства. И большая часть пауперов, особенно трудоспособных, рассматривала подаяния не как помощь от общества, а как источник заработка, как на работу, причём работу довольно выгодную. Вследствие этого среди пауперов появляются «профессиональные нищие», отличительной чертой которых были тонкое знание человеческой психологии, коммуникативность и находчивость. Кроме того, в это период появляется целый ряд других нищенских профессий.

Основной итог можно сформулировать так – ввиду склада своих психологических особенностей и менталитета большая часть пауперизированного населения не желала возвращаться к нормальной жизни, даже если у них была такая возможность. Этот фактор, наряду с продолжавшимся разорением английского населения, стал одним из главных препятствий, мешавших английскому государству проводить активную политику в области социальной адаптации пауперов.


Список использованной литературы и источников

1.      Балабанова Е.С. Социально-экономическая зависимость и социальный паразитизм: стратегии “негативной адаптации” // Социологические исследования. 1999. № 4

2.      Бутовская М.Л., Дьяконов И.Ю., Ванчатова М.А. Бредущие среди нас. Нищие в России и странах Европы, история и современность, М.: «Научный мир», 2007.

3.      Винокурова В.П. Нищие в малых городах юго-западной Англии в 16 – 17ом веках»// сборник «Средние века», выпуск 59, с. 142 – 148

4.      Геремек Б.О процессе становления светской системы благотворительности в странах Западной Европы в XVI–XVII вв.. М.: Просвещение 1990, с. 657

5.      Голенкова З.Т., Ичитханян Е.Д., Казаринова И.В. Маргинальный слой: феномен социальной идентификации // Социологические исследования. 1998. №8.

6.      Голосенко И.А. Нищенство как социальная проблема (Из истории дореволюционной социологии бедности) // Социологические исследования. 1996. № 7-8

7.      Дмитриева О.В. «Социально - экономическое развитие Англии в XVI веке» М.: МГУ, 1990, с. 134

8.      Марковкина С.Г. Особенности социально-психологической адаптации лиц пожилого и старшего возраста // Образование и социальное развитие региона. Барнаул, 1995. № 3-4. с. 164-167

9.      Маркс К. «Первоначальное накопление капитала»//«Капитал», книга 1. М: Издательство политической литературы, 1983, с. 905

10.    Минаева Т.Г. «Суды справедливости в Англии в 14 – 16 веках»// Новая и новейшая история», №4, 2005 г.// с. 125 – 132

11.    Митрофанов В.П. «Из истории пауперизма в Англии второй половины 16-ого – середины 17-ого веков»// сборник «Актуальные проблемы исторической науки и творческое наследие С. И. Архангельского». Нижний Новгород, 2007, с. 82 – 84

12.    Митрофанов В.П. «Из истории социальной политики английской монархии второй половины16-ого – первой трети 17-ого веков»// сборник «В поисках нового: Европа и Россия в современной отечественной историографии». Арзамас, 2007, с. 68 – 79

13.    Мор Т. «Утопия»// Издательство «Наука» М: 1947, с. 238

14.    Мортон А.Л. «История Англии» М: Издательство иностранной литературы 1950, с. 364

15.    Семенов В.Ф. «Раннее капиталистическое фермерство в Англии в первой половине 16 – первой половине 17-ого веков»// сборник «Генезис капитализма в сельском хозяйстве и промышленности, М: 1965, с. 180 – 204

16.    Семенов В.Ф. «Пауперизм в Англии 16-ого века и законодательство

Тюдоров по вопросу о пауперах»// сборник «Средние века», выпуск 4, М: 1953, с. 210 – 224

17.    Тревельян ДжМ. «Социальная история Англии». Издательство иностранной литературы, 1969, с. 408

Тюдоров по вопросу о пауперах»// сборник «Средние века», выпуск 4, М: 1953, с. 210 – 224

18.    Штокмар В.В. «Очерки по истории Англии». Издательство Ленинградского университета, Л. 1962, с. 160

19.    Щеглова А.С. Исторически обусловленные пути становления общественного призрения в Англии, Франции и Германии // Ученые записки.- 2001.- №5, с. 150 – 158 эпоху расцвета». Издательство ленинградского университета, Л: 1962, с. 155


[1] Дмитриева О.В. Социально-экономическое развитие Англии в XVI веке. М.: Изд-во МГУ, 1990. С-7

[2] Весьма интересны данные, которые приводит Штокмар. «Костюмы придворного дворянства и знати отличались необычайной роскошью и стоили очень дорого: вышитые и богато разукрашенные штаны стоили от 7 до 100 фунтов стерлингов, чулки — от 15 шиллингов и выше, рубашки от 10 шиллингов до 5 фунтов, башмаки от 4 до 10 фунтов. Эти цифры станут особенно выразительными, если учесть, что годовой доход с небольшого поместья равнялся  10-15 фунтам»

[3] Семенов В. Ф. «Раннее капиталистическое фермерство в Англии в первой половине 16 – первой половине 17-ого веков»// сборник «Генезис капитализма в сельском хозяйстве и промышленности, М: 1965, С-184

[4] Хрестоматия  «История средних веков». ред. Степанова. М: «Просвещение», 1981. С-265     

[5] Тревельян Дж М. «Социальная история Англии». Изд-во иностранной литературы, 1969,С-136

[6] Митрофанов В. П. «Из истории пауперизма в Англии второй половины 16-ого – середины 17-ого веков»// сборник «Актуальные проблемы исторической науки и творческое наследие С. И. Архангельского». Нижний Новгород, 2007, С-84

[7] Мортон А. Л. «История Англии» М: Издательство иностранной литературы 1950, С-365

[8] Семенов В. Ф. «Пауперизм в Англии 16-ого века и законодательство Тюдоров по вопросу о пауперах»// сборник «Средние века», выпуск 4, М: 1953, С-215

[9] К. Маркс «Первоначальное накопление капитала»//«Капитал», книга 1. М: Издательство политической литературы, 1983, с. 745

[10] Винокурова В. П. Нищие в малых городах юго-западной Англии в 16 – 17ом веках»// сборник «Средние века», выпуск 59, с. 43

[11] Щеглова А.С. Исторически обусловленные пути становления общественного призрения в Англии, Франции и Германии // Ученые записки.- 2001.- №5, С-156

[12] Там же, С-157

[13] Балабанова Е.С. Социально-экономическая зависимость и социальный паразитизм: стратегии “негативной адаптации” // Социологические исследования. 1999. № 4

[14] Семенов В. Ф. «Пауперизм в Англии 16-ого века и законодательство…, С-219

[15] там же, С-221

[16] Штокмар В. В. «Очерки по истории Англии». Издательство Ленинградского университета, Л. 1962, с. 160

[17] Геремек Б. О процессе становления светской системы благотворительности в странах Западной Европы в XVI–XVII вв.. М.: Просвещение 1990, С-458

[18] Там же, С-502

[19] Бутовская М. Л., Дьяконов И. Ю., Ванчатова М. А. Бредущие среди нас. Нищие в России и странах Европы, история и современность, М.: «Научный мир», 2007, С-65

[20] Семенов В. Ф. «Пауперизм в Англии 16-ого века и законодательство…, С-214

[21] Голосенко И.А. Нищенство как социальная проблема (Из истории дореволюционной социологии бедности) // Социологические исследования. 1996. № 7-8

[22]  «Англия в 17-ом веке. Социальные группы и общество», Л: 1994, с. 156

[23] Например, в Польше, где государственная власть была гораздо слабее, чем во Франции, нищенскую корпорацию пришлось попросту легализовать. С 1495 года польские власти, по примеру Германии, выдавали нищим особые жестяные знаки, дававшие право заниматься избранным ремеслом, но подлинная власть над просящими милостыню оставалась в руках "войтов жебрацких", то есть нищенских старост. Власти были вынуждены признавать существование "жебрацких барств", то есть нищенских корпораций, и вступать в переговоры с их лидерами.

[24] Геремек Б. О процессе становления светской системы благотворительности в странах Западной Европы в XVI–XVII вв.. М.: Просвещение 1990, С-458

[25] Семенов В. Ф. «Пауперизм в Англии 16-ого века и законодательство…, С-215

[26] Там же, С-216

[27] а те, кто остался, вместо того, чтобы работать, предпочитали шататься по окрестностям или выпрашивать у  чиновников

[28] Балабанова Е.С. Социально-экономическая зависимость и социальный паразитизм: стратегии “негативной адаптации” // Социологические исследования. 1999. № 4, С-23

[29] Там же, С-30

[30] Митрофанов В. П. «Из истории пауперизма в Англии второй половины 16-ого – середины 17-ого веков»// сборник «Актуальные проблемы исторической науки и творческое наследие С. И. Архангельского». Нижний Новгород, 2007, С-83

[31] Тревельян Дж М. «Социальная история Англии». Изд-во иностранной литературы, 1969, с. 135

[32] Голосенко И.А. Нищенство как социальная проблема (Из истории дореволюционной социологии бедности) // Социологические исследования. 1996. № 7-8, С-18

[33] Геремек Б. О процессе становления светской системы благотворительности… С-376

[34] Семенов В. Ф. «Пауперизм в Англии 16-ого века и законодательство  

Тюдоров по вопросу о пауперах»// сборник «Средние века», выпуск 3, с. 219


Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.