рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Реферат: Правовой статус президента РФ

Реферат: Правовой статус президента РФ

РЕФЕРАТ

ТЕМА « ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».


План
Вступительная часть
Порядок избрания и вступления в должность Президента РФ.
Полномочия Президента РФ.
Акты Президента РФ: понятие, виды и место в системе источников российского права.
Основания и порядок досрочного прекращения полномочий Президента РФ.
Правовой статус Администрации Президента РФ.
1.   Правовой статус Совета Безопасности РФ и Государственного Совета РФ.
Заключительная часть (подведение итогов)

1 Вопрос. Порядок избрания и вступления в должность Президента Российской Федерации

Избрание первого Президента России осуществлялось на основе Конституции РСФСР и специального Закона «О выборах Президента РСФСР». После принятия Конституции 1993 года действие данного Закона было прекращено. Предусмотренный ч. 4 ст. 81 Конституции 1993 года новый Федеральный закон о выборах Президента России принят 21 апреля 1995г. Поэтому в настоящее время и Конституция России (ст.ст, 32, 81, 82), и данный Закон определяют срок полномочий Президента, порядок его избрания и вступления в должность. Кроме того, общие принципы организации и проведения выборов главы государства определяются и Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации».

Конституция 1993 года устанавливает, что Президент России избирается сроком на четыре года. Срок полномочий первого Президента России прежним законодательством был установлен в пять лет. В п. 3 «Заключительных и переходных положений» Конституции 1993 года определено, что Президент, избранный в соответствии с ранее действовавшей Конституцией 1978 года, осуществляет свои полномочия до истечения срока, на который он был избран.

Ограничение срока полномочий Президента, как и норма ч. 3 ст. 81 Конституции о том, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента России более двух сроков подряд, являются важными правовыми барьерами, исключающими превращение института президентской власти в пожизненную должность.

Конституция 1993 года установила, что избрание Президента осуществляется гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Кроме перечисленных принципов избирательного права в Конституции закреплен ряд требований (цензов), предъявляемых к кандидату на пост Президента России. Основной закон требует, чтобы кандидат в президенты в обязательном порядке был гражданином России.

Конституцией Российской Федерации устанавливается ценз оседлости (т. е. требование постоянного проживания на территории страны в течение определенного срока). Этот срок составляет 10 лет. Конституция не определяет, идет ли речь о непрерывном сроке или возможно его составление из отдельных временных  отрезков.

Конституция России устанавливает и возрастной ценз для главы государства: Президент не может быть моложе 35 лет. Данное требование обусловлено спецификой президентских полномочий, особой важностью функций этого должностного лица, для осуществления которых необходимы большой жизненный опыт и навыки управленческой работы.

В отличие от ранее действовавшей, новая Конституция не предусматривает верхнего возрастного предела для кандидата в президенты (ранее он равнялся 65 годам).

Названными положениями исчерпываются конституционная регламентация способа избрания Президента и конституционные требования, предъявляемые к кандидатам на этот пост. Остальные вопросы, связанные с выборами, решаются в Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации». Согласно ст. 4 этого Закона, выборы Президента назначает Совет федерации. Днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент Российской Федерации.

Выборы Президента Российской Федерации проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Подготовку и проведение выборов, и контроль за соблюдением избирательных прав граждан осуществляют избирательные комиссии, которые в пределах своих полномочий независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Право выдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации принадлежит непосредственно избирателям и политическим партиям.

Согласно ст. 32 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации», выдвижение кандидата на должность Президента России производится на съезде (конференции) политической партии. Она  вправе выдвинуть только одного кандидата на должность Президента. Решение о выдвижении кандидата принимается тайным голосованием.

Кандидат на должность Президента, может быть, выдвинут непосредственно избирателями, для чего гражданин или группа граждан России, обладающие активным избирательным правом, могут образовать инициативную группу избирателей в количестве не менее 500 человек для выдвижения кандидата на должность Президента,

Избирательное объединение или инициативная группа избирателей, выдвинувшие кандидата на должность Президента, обязаны собрать в его поддержку не менее 2 млн. подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50000 от требуемого общего числа подписей. Сбор подписей является необходимым условием регистрации кандидата на должность Президента и включения его фамилии и бюллетень для голосования.

Избранным считается кандидат на должность Президента Российской Федерации, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В случае, если в избирательный бюллетень было включено более двух кандидатов на должность Президента и ни один из них не избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата. При этом в Законе установлено условие: число голосов избирателей, поданных за этого кандидата, должно быть больше числа голосов, поданных против всех кандидатов.

Если выборы Президента Российской Федерации признаны несостоявшимися, недействительными (при обнаружении грубых нарушений закона) или если при общих выборах, либо при повторном голосовании ни один кандидат не был избран Президентом, Совет Федерации назначает повторные выборы. При повторных выборах осуществляются все избирательные действия, предусмотренные Федеральным законом о выборах Президента России, однако срок их проведения сокращается на одну треть. Повторные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня первоначальных выборов.

К условиям и порядку избрания Президента примыкает вопрос о процедуре вступления его в должность.

Практика показывает, что между подведением итогов выборов нового Президента и вступлением его в должность (инаугурацией) существует определенный переходный период. Он необходим для организационного завершения деятельности прежнего Президента и его Правительства и подготовки к выполнению государственных функций вновь избранным Президентом и его командой. В Федеральном законе о выборах Президента России установлено, что вновь избранный глава государства вступает в должность на тридцатый день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией результатов выборов.

Обязательным атрибутом вступления Президента Российской Федерации в должность, установленным Конституцией, является присяга Президента. В основном законе сформулирован следующий текст этой присяги; «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу» (ч. 1 ст. 82). Установлено, что присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской федерации.

Согласно ст. 92 Конституции, Президент с момента принятия им присяги приступает к исполнению своих полномочий и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.


2. Вопрос. Компетенция Президента Российской Федерации

Компетенция Президента представляет собой совокупность его полномочий по разрешению вопросов государственной и общественной жизни, установленных Конституцией Российской Федерации.

Компетенция Президента реализуется в рамках предметов исключительного федерального ведения (ст. 71 Консти­туции) , а также в пределах вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции).

Поскольку Президент наделен обширными конституционными функциями, его полномочия весьма многочисленны. Они закреплены в основном в ст.ст. 83—90 гл. 4 Конституции, а также в ряде статей, относящихся к деятельности других государственных органов. Так, ч. 3 ст. 115 гл. 6 Конституции, посвященной Правительству Российской Федерации, устанавливает право Президента отменять постановления и распоряжения Правительства.

В Конституции нет нормы, предусматривающей возможность закрепления полномочий главы государства в текущих законах, иных нормативных правовых актах. Вместе с тем практика идет по этому пути. Например, право Президента утверждать положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных главе государства, было закреплено его Указом от 10 июня 1994г, «Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской федерации». Вероятно, по мере укрепления правовой (законодательной) основы государственного механизма России необходимо отказаться от принципа «саморегулирования» Президентом своих полномочий.

Полномочия Президента России могут быть объединены в несколько групп, чтобы удобнее было проанализировать их.

1. Полномочия по формированию и руководству исполнительной властью. Взаимодействуя со всеми ветвями вла­сти, Президент имеет наиболее тесные контакты с властью исполнительной. Объем его полномочий по отношению к ней, а также широко распространенная практика решения Президентом конкретных управленческих вопросов Л дают основание говорить о Президенте России не только как о главе государства, но и фактически как о главе исполнительной власти. Эта его функция выражается, прежде всего, в обширном круге полномочий, дающих Президенту возможность формировать Правительство и контролировать его работу. Именно Президент назначает Председателя Правительства. Вместе с тем, поскольку такое назначение осуществляется с согласия Государственной Думы, глава государства, назначая на этот пост, должен учитывать расстановку политических сил.

Президент имеет обширные полномочия по назначению остальных членов Правительства. По предложению Председателя Правительства он назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров. При этом согласии Государственной Думы на проведение этих кадровых перестановок не требуется.

Вся деятельность Правительства неразрывно связана с финансово-кредитным обеспечением. Поэтому вполне логично участие Президента в назначении на должность Председателя Центрального банка России. Согласно л. «га ст. 83 Конституции, глава государства представляет Государственной Думе кандидатуру на эту должность и ставит перед ней вопрос об освобождении от занимаемой должности Председателя ЦБ.

Поскольку Президент имеет конституционное право председательствовать на заседании Правительства, он в от­дельных случаях может взять руководство им на себя, давать непосредственно поручения и указания всем членам Правительства.

Ключевым полномочием во взаимоотношениях Президента с Правительством является его право принять решение об отставке Правительства. Как уже отмечалось ранее, решение о недоверии Правительству может вынести Госдума. Но оно не является для Президента обязательным. Таким образом, именно глава государства во всех случаях решает судьбу Правительства. Конституция не устанавливает причины, по которым Президент может принять решение об отставке Правительства. Оно может быть принято в силу нерезультативности проводимой им социально ­экономической политики, необходимости значительных персональных перестановок в Правительстве, каких-либо политических соображений, в частности оно может быть использовано как средство корректировки экономического курса. Конституция не устанавливает каких-либо временных ограничений для использования этого полномочия Президентом.

Роль Президента как руководителя исполнительной власти проявляется не только в его взаимоотношениях с Правительством. Согласно п. «к» ст. 83 Конституции, глава государства назначает и освобождает своих полномочных представителей. В Конституции не уточняется, о каких именно представителях идет речь. Однако в настоящее время такого рода представители есть во всех краях, областях, автономных округах, автономной области, городах федерального значения, а также в ряде республик в составе Российской Федерации. Полноценные контакты главы государства с палатами парламента должны обеспечивать полномочные представители Президента Российской Федерации в Федеральном Собрании. Чтобы обеспечивать интересы государства при организации и ведении военно-технического сотрудничества и в деятельности государственной компании «Росвооружение», учреждена должность представителя Президента в названной компании, рабочий аппарат которого действует на правах отдела Администрации Президента.

Кроме того, в настоящее время Президент до принятия Федерального закона об основах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации назначает на должность и освобождает от нее глав администраций субъектов Российской Федерации, за исключением республик, и решает вопрос о проведении выборов глав администраций. Эти главы исполнительной власти на местах подотчетны и подконтрольны Президенту по вопросам федерального ведения, а также по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, образуя тем самым единую ветвь исполнительной власти. Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации и в том случае, если эти акты противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам России, при нарушении прав и свобод человека и гражданина, до решения данного вопроса соответствующим судом (ст, 85, ч. 2, Конституции).

Обеспечивает нормальное функционирование исполнительной власти в известной мере и право Президента формировать свою Администрацию, которая выполняет функции аппарата главы государства. В Администрацию входят: ее Руководитель, первый помощник и помощники Президента Российской Федерации (в том числе заведующий канцелярией Президента, руководитель протокола Президента и пресс- секретарь Президента), полномочные представители Президента. В ее составе находятся также главные управления Президента Российской Федерации, аппарат Совета Безопасности Российской Федерации, иные подразделения. В Администрацию могут входить государственные органы, руководство которыми осуществляет непосредственно Президент. Важное значение в современных условиях приобретает разграничение функций Администрации Президента и Аппарата Правительства, которые в ряде случаев дублируют друг друга в работе (например, Главное государственно-правовое управление и Министерство юстиции Российской Федерации).

2. Полномочия по взаимодействию с федеральными законодательной и судебной властями. Как уже отмечалось, осуществление единой государственной власти невозможно без тесного сотрудничества, взаимодействия главы государства с парламентом. В демократическом государстве законодательная и исполнительная ветви власти имеют рычаги взаимного влияния, которые получили название «сдержки и противовесы». Существование такой системы позволяет предупредить бесконтрольность власти, злоупотребление ею. В рамках этой системы во многом и строятся отношения между Президентом и Федеральным Собранием Российской Федерации.

Президент располагает совокупностью полномочий, позволяющих воздействовать как на формирование Государственной Думы и на прекращение ее полномочий, так и на ее законодательную деятельность.

Глава государства в соответствии с п. «а» ст. 84 Конституции назначает выборы Государственной Думы.

Конституцией 1993 года Президенту предоставлено право распустить Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией. Это полномочие выступает как правовое средство разрешения конфликтных, тупиковых ситуаций, угрожающих самим устоям государственности. Конституция предусматривает три основания роспуска Государственной Думы Президентом: трехкратное отклонение представленных Президентом кандидатур Председателя Правительства (ст. 111, ч. 4), повторное в течение трех месяцев выражение недоверия Правительству (ст. 117, ч. 3), отказ в доверии Правительству, вопрос о котором был поставлен по инициативе его Председателя (ст. 117, ч, 4). При этом Конституция устанавливает и условия, при которых роспуск Государственной Думы невозможен (ч. 3 ст. 92, чч. 3, 4, 5 ст. 109). Перечень оснований для роспуска Государственной Думы Президентом является исчерпывающим, он не может быть расширен каким-либо законом или указом Президента.

Весьма обширны полномочия Президента, дающие ему возможность участвовать в законодательной деятельности Федерального Собрания. Глава государства обладает правом законодательной инициативы (ст. 84 Конституции), позволяющим ему ставить вопрос, как о принятии новых законов, так и о внесении изменений и дополнений в действующие (включая Конституцию). Вместе с тем в настоящее время необходима более тесная координация Президентом структур исполнительной власти, чтобы упорядочить законопроектную работу, исключить дублирование, распыление сил. В частности, в настоящее время ряд законопроектов готовится как в Главном государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации, так и Министерстве юстиции, отсутствует четкое распределение перечня законопроектов, подготавливаемых президентскими и правительственными струк­турами.

Президент имеет возможность оказывать влияние и на содержание законопроектов путем использования права вето, т. е. права, не подписывая, отклонить закон, принятый Федеральным Собранием. Конституция не указывает мотивы, которыми руководствуется глава государства. Это может быть убеждение в нецелесообразности того или иного варианта решения вопроса в законе, противоречие его Конституции, вообще действующему законодательству и т. д.

Президент, согласно Конституции, не только подписывает, но и обнародует законы посредством их опубликования. Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов определен Федеральным законом от 25 мая 1994г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

Средством влияния главы государства на деятельность Федерального Собрания является и предусмотренный п. «е» ст. 84 Конституции институт послания Президента парламенту о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Правовая природа послания Президента парламенту четко законом не определена. С одной стороны, как уже отмечалось, Президент в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики, из чего можно сделать вывод об обязательном характере общих установок и конкретных поручений, содержащихся в послании. С другой стороны, послание не является нормативным актом, не может противоречить законам, принимаемым Федеральным Собранием, и каким-либо образом ограничивать правотворческую деятельность парламента.

Статья 84 Конституции в самом общем виде определяет основное содержание послания: положение в стране, основные направления внутренней и внешней политики. Кроме того, поскольку это — послание для парламента, логичен вывод о том, что в нем должна идти речь и о взгляде Президента на законодательную деятельность, на ее основные направления и приоритеты. Точка зрения Президента по этому вопросу должна быть учтена Федеральным Собранием, во всяком случае, стать предметом обсуждения с его стороны. Применительно же к деятельности Правительства, министерств, других структур исполнительной власти положения послания подлежат безусловному выполнению.

В третьем послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию одной из центральных стала задача укрепления Российского государства, отладка механизмов управления через право, укрепление судебной власти и развитие местного самоуправления.

В системе разделения властей Президент взаимодействует не только с законодательной, но и с судебной ветвью власти. Это взаимодействие достаточно специфично, поскольку глава государства не может в какой-либо форме вмешиваться в деятельность судебных органов. Его полномочия связаны лишь с участием в формировании органов судебной власти, которые к тому же осуществляются совместно с Советом Федерации. Согласно п. «е» ст. 83 Конституции, Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Само же назначение этих судей осуществляется Советом Федерации. Президент в соответствии с п. «е» ст. 83 Конституции имеет право назначать судей других федеральных судов, понятие и перечень которых должны быть определены федеральным конституционным законом о судебной системе Российской Федерации. Президенту принадлежит право представлять Совету Федерации кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации, а также вносить предложение об освобождении его от должности.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.