рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Реферат: Особенности развития французского государства в период с XI по XVI век

В 1303 году была выдвинута формула: "король является императором в своем королевстве". Она подчеркивала полную независимость французского короля в международных отношениях, в Том числе и от германо-римского императора. Французский король, согласно утверждениям логистов, имел все прерогативы римского императора.

Со ссылкой на известный принцип римского права легисты утверждали, что король сам является верховным законом, а, следовательно, может создавать законодательство по своей воле. Для принятия законов королю уже не требовался созыв вассалов или согласие королевской курии. Был выдвинут также тезис: "всякое правосудие проистекает от короля", в соответствии с которым король получил право рассматривать любое судебное дело сам или же делегировать это право своим слугам.

Сословно-представительная монархия утвердилась на определенном этапе централизации страны, когда не были до конца преодолены автономные права феодальных сеньоров, католической церкви, городских корпораций и т.д. Решая важные общенациональные задачи и принимая на себя ряд новых государственных функций, королевская власть постепенно ломала политическую структуру, характерную для сеньориальной монархии. Но при осуществлении своей политики она сталкивалась с мощной оппозицией феодальной олигархии, сопротивление которой не могла преодолеть лишь собственными средствами. Поэтому политическая сила короля в значительной мере проистекала от той поддержки, которую он получал от феодальных сословий.

Именно к началу XIV в. окончательно оформляется построенный на политическом компромиссе, а поэтому не всегда прочный союз короля и представителей разных сословий, в том числе и третьего сословия. Политическим выражением этого союза, в котором каждая из сторон имела свои специфические интересы, стали особые сословно-представительные учреждения — Генеральные штаты и провинциальные штаты.

Генеральные штаты. Возникновение Генеральных штатов положило начало изменению формы государства во Франции — превращению его в сословно-представительную монархию.

Появлению Генеральных штатов как особого государственного органа предшествовали расширенные собрания королевской курии (консилиумы и т.д.), имевшие место еще в XII—XIII вв. Созыв Генеральных штатов королем Филиппом IV Красивым в 1302 году (само название "Etats generaux" стало использоваться позднее — с 1484 года) имел под собой вполне конкретные исторические причины: неудачная война во Фландрии, серьезные экономические трудности, спор короля с римским папой. Но создание общенационального сословно-представительного учреждения было и проявлением объективной закономерности в развитии монархического государства во Франции.

Периодичность созыва Генеральных штатов не была установлена. Этот вопрос решал сам король в зависимости от обстоятельств и политических соображений. Каждый созыв штатов был индивидуальным и определялся исключительно усмотрением короля. Высшее духовенство (архиепископы, епископы, аббаты), а также крупные светские феодалы приглашались лично. Генеральные штаты первых созывов не имели выборных представителей от дворянства. Позднее утверждается практика, согласно которой среднее и мелкое дворянство избирает своих депутатов. Выборы проводились также от церквей, конвентов монастырей и городов (по 2 — 3 депутата). Но горожане и особенно легисты иногда избирались и от сословий духовенства и дворянства. Примерно 1/7 часть Генеральных штатов составляли юристы. Депутаты от городов представляли их патрицианско-бюргерскую верхушку. Таким образом, Генеральные штаты всегда были органом, представляющим имущие слои французского общества.

Вопросы, выносимые на рассмотрение Генеральных штатов, и продолжительность их заседаний также определялись королем. Король прибегал к созыву Генеральных штатов для того, чтобы получить поддержку сословий по разным поводам: борьба с орденом тамплиеров (1308 год), заключение договора с Англией (1359 год), религиозные войны (1560, 1576, 1588 гг.) и т.д. Король запрашивал мнение Генеральных штатов по ряду законопроектов, хотя формально их согласия на принятие королевских законов не требовалось. Но чаще всего причиной созыва Генеральных штатов была нужда короля в деньгах, и он обращался к сословиям с просьбой о финансовой помощи или разрешении на очередной налог, который мог собираться только в пределах одного года. Лишь в 1439 году Карлом VII было получено согласие на взимание постоянной королевской тальи. Но если речь шла об установлении каких-либо дополнительных налогов, то, как и прежде, требовалось согласие Генеральных штатов.

Генеральные штаты обращались к королю с просьбами, жалобами, протестами. Они имели право вносить предложения, критиковать деятельность королевской администрации. Но поскольку существовала определенная связь между просьбами сословий и их голосованием по запрашиваемым королем субсидиям, последний в ряде случаев уступал Генеральным штатам и издавал по их просьбе соответствующий ордонанс.

Генеральные штаты в целом не были простым инструментом королевской знати, хотя объективно они помогли ей усилиться и укрепить свои позиции в государстве. Они в ряде случаев противостояли королю, уклоняясь от вынесения угодных ему решений. Когда сословия проявляли неуступчивость, короли длительное время их не собирали (например, с 1468 по 1484 г.). После 1484 года Генеральные штаты практически вообще перестали собираться (до 1560 года).

Наиболее острый конфликт Генеральных штатов с королевской властью произошел в 1357 году в момент восстания горожан в Париже и пленения французского короля Иоанна англичанами. Генеральные штаты, в работе которых приняли участие главным образом представители третьего сословия, выдвинули программу реформ, получившую название Великий мартовский ордонанс. Взамен предоставления королевской власти субсидий они потребовали, чтобы сбор и расходование денежных средств производились самими Генеральными штатами, которые должны были собираться три раза в год, и без созыва их королем. Были избраны "генеральные реформаторы", которые наделялись полномочиями контролировать деятельность королевской администрации, увольнять отдельных чиновников и наказывать их, вплоть до применения смертной казни. Однако попытка Генеральных штатов закрепить за собой постоянные финансовые, контролирующие и даже законодательные полномочия не имела успеха. После подавления в 1358 году Парижского восстания и Жакерии королевская власть отвергла требования, содержавшиеся в Великом мартовском ордонансе.

В Генеральных штатах каждое сословие собиралось и обсуждало вопросы отдельно. Только в 1468 и 1484 гг. все три сословия проводили свои заседания совместно. Голосование обычно организовывалось по бальяжам и сенешальствам, где и избирались депутаты. Если обнаруживались различия в позиции сословий, голосование проводилось по сословиям. В этом случае каждое сословие имело один голос и в целом феодалы всегда имели перевес над третьим сословием.

Депутаты, избранные в Генеральные штаты, наделялись императивным мандатом. Их позиция по вопросам, выносимым на обсуждение, в том числе при голосовании, была связана инструкцией избирателей. После возвращения с заседания депутат должен был отчитаться перед избирателями.

В ряде регионов Франции (Прованс, Фландрия) с конца XIII в. возникают местные сословно-представительные учреждения. Сначала они назывались "консилиум", "парламент" или просто "люди трех сословий". К середине XV в. стали употреблять термины "штаты Бургундии", "штаты Дофина" и т.д. Название "провинциальные штаты" закрепилось лишь в XVI в. К концу XIV в. было 20 местных штатов, в XV в. они имелись практически в каждой провинции. В провинциальные штаты, так же как и в Генеральные штаты, крестьяне не допускались. Нередко короли выступали против отдельных провинциальных штатов, поскольку они оказывались под сильным влиянием местных феодалов (в Нормандии, Лангедоке), и проводили политику сепаратизма.

Центральное и местное управление. Возникновение сословно-представительной монархии и постепенная концентрация политической власти в руках короля не повлекли за собой сразу же создания нового аппарата государственного управления.

Центральные органы управления не подверглись существенной реорганизации. В это же время утверждается важный принцип, что король не связан мнением своих советников, а, напротив, все административные и иные властные полномочия государственных чиновников проистекают от короля. Из прежних должностей, которые превратились теперь в придворные титулы, сохранила свое значение только должность канцлера, ставшего ближайшим помощником короля. Канцлер, как и раньше, являлся главой королевской канцелярии, он составлял теперь многочисленные королевские акты, назначал на судебные должности, председательствовал в королевской курии и в совете в отсутствие короля.

Дальнейшее развитие централизации проявилось в том, что важное место в системе центрального управления занял созданный на базе королевской курии Большой совет (с 1314 по 1497 г.). В этот совет входили легисты, а также 24 представителя высшей светской и духовной знати (принцы, пэры Франции, архиепископы и т.д.). Совет собирался один раз в месяц, но его полномочия носили исключительно совещательный характер. По мере укрепления королевской власти его значение уменьшается, король чаще прибегает к созыву узкого, тайного совета, состоящего из лиц, приглашенных по его усмотрению.

Появляются и новые должности в центральном королевском аппарате, подбираемые из легистов и преданных королю незнатных дворян, — клерки, секретари, нотариусы и т.п. Эти должности не всегда имели четко обозначенные функции, не были организационно сведены в единый аппарат управления.

Прево и бальи, которые ранее были основными органами местной администрации, в XIV в. теряют ряд своих функций, в частности военную. Это связано с падением значения феодального ополчения. Многие судебные дела, которые ранее рассматривали бальи, переходят к назначаемым ими лейтенантам. С конца XV в. короли непосредственно назначают в бальяжи лейтенантов, а бальи превращаются в промежуточное и слабое административное звено.

Стремясь к централизации местного управления, короли вводят новые должности губернаторов. В некоторых случаях губернаторы, получавшие звание королевского лейтенанта, имели чисто военные функции. В других случаях они назначались в бальяж, заменяя бальи и получая более широкие полномочия: запрещать строить новые замки, не допускать частные войны и т.д.

В XIV в. появляются такие должностные лица, как генерал-лейтенанты, назначаемые обычно из принцев крови и знатного дворянства. Сначала эта должность учреждалась на короткий срок и с узкими полномочиями: освобождение от уплаты некоторых налогов, помилование и т.п. В XV в. число генерал-лейтенантов увеличилось и сроки их деятельности возросли. Обычно они управляли группой бальяжей или административным округом, который в конце XV в. стал называться провинцией.

Централизация на местах затронула и городскую жизнь. Короли часто лишали города статуса коммун, изменяли ранее изданные хартии, ограничивали права горожан. Королевская администрация начинает контролировать выборы городской администрации, подбирая угодных кандидатов. Над городами была установлена система административной опеки. Хотя в XV в. коммуны в некоторых городах были восстановлены, они полностью интегрировались в королевскую администрацию. Городская аристократия по-прежнему пользовалась ограниченным самоуправлением, но на всех важных заседаниях городских советов, как правило, председательствовал королевский чиновник.

Организация финансового управления. Отсутствие стабильной финансовой базы долгое время сказывалось на общем положении королевской власти, тем более что огромных расходов потребовала Столетняя война. Первое время важным источником поступления средства государственную казну оставались доходы с домена и от чеканки монет, причем короли, стремясь укрепить свое финансовое положение, нередко выпускали неполноценные деньги. Однако постепенно основным источником пополнения казны становится сбор королевских налогов. В 1369 году был узаконен постоянный сбор таможенной пошлины и соляного налога. С 1439 года, когда Генеральные штаты санкционировали взимание постоянной королевской тальи, финансовое положение короля существенным образом укрепилось. Размеры тальи неуклонно увеличивались. Так, при Людовике XI (1461—1483 гг.) она выросла в три раза.

В этот же период возникают специализированные органы финансового управления. В начале XIV в. было создано королевское казначейство, а затем из королевской курии выделилась специальная счетная палата, которая давала королю советы по вопросам финансов, проверяла доходы, поступающие от бальи, и т.д. При Карле VII Франция была разделена на генеральства (женералите) в фискальных целях. Поставленные во главе их генералы имели ряд административных, но прежде всего налоговых функций.

Организация вооруженных сил. Общая перестройка управления затронула и армию. Продолжает сохраняться феодальное ополчение, но с XIV в. король требует непосредственной военной службы от всего дворянства. В 1314 году крупные сеньоры оспорили этот порядок, но в годы Столетней войны он утвердился окончательно.

Постепенно достигалась основная цель королевской власти — создание самостоятельной вооруженной силы, являющейся надежным инструментом централизованной государственной политики. Укрепление финансовой базы короля позволило ему создать наемную вооруженную силу (из немцев, шотландцев и др.), организованную в ударные отряды. В 1445 году, получив возможность взимать постоянный налог, Карл VII организует регулярную королевскую армию с централизованным руководством и четкой системой. По всему королевству были также расквартированы постоянные гарнизоны, призванные не допускать возрождения феодальной смуты.

Судебная система. Королевская администрация проводила политику унификации и в судебном деле, несколько ограничивая церковную и вытесняя сеньориальную юрисдикцию. Судебная система по-прежнему была крайне запутанной, суд не был отделен от администрации.

Мелкие судебные дела решал прево, но дела о серьезных преступлениях (так называемые королевские случаи) рассматривались в суде бальи, а в XV в. — в суде под председательством лейтенанта. В суде бальи принимало участие местное дворянство, королевский прокурор. Поскольку прево, бальи, а позднее и лейтенанты назначались и увольнялись по усмотрению короля, вся судебная деятельность полностью контролировалась королем и его администрацией. Выросла роль Парижского парламента, члены которого с 1467 года стали назначаться не на один год, как раньше, а пожизненно. Парламент превратился в высший суд по делам феодальной знати, стал важнейшей апелляционной инстанцией по всем судебным делам.

Наряду с осуществлением чисто судейских функций парламент в первой половине XIV в. приобретает право регистрации королевских ордонансов и других королевских документов. С 1350 года регистрация законодательных актов в Парижском парламенте становится обязательной. Низшие суды и парламенты других городов при вынесении своих решений могли пользоваться только зарегистрированными королевскими ордонансами. Если Парижский парламент находил в регистрируемом акте неточности или же отступление от "законов королевства", он мог заявить ремонстрацию (возражение) и отказать такому акту в регистрации. Ремонстрация преодолевалась только посредством личного присутствия короля на заседании парламента. В конце XV в. парламент неоднократно использовал свое право ремонстрации, что повышало его авторитет среди других государственных органов, но привело, в конечном счете, к конфликту с королевской властью.


СТОЛЕТНЯЯ ВОЙНА И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕССС ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ

В 1337 году между Францией и Англией возникает конфликт, который, прерываемый перемириями, будет длиться больше века, - Столетняя война. Две страны будут противостоять друг другу до 1453 года.

Причины Столетней войны вытекали из давних англо-французских противоречий XI-XII веков и сводились к началу XIV века к следующему:

·  борьба из-за бывшей территории Франции - Аквитании, особенно ее западной части Гиени (Франция стремилась вытеснить англичан из Гиени), которая еще в XII веке в результате второго брака Алиенор Аквитанской отошла к Англии, и к началу XIV века Аквитания, а также Гасконь юридически была феодом английского короля.

·  борьба за Фландрию, втянутую в орбиту англо-французского конфликта еще в XII веке. Феодалы Фландрии были верными вассалами Капетингов, а фландрские города стремились развивать торговлю и экономические связи с Англией: Фландрия была основным покупателем английской шерсти, а Англия нуждалась в готовых фландрских сукнах. Франция стремилась реально подчинить Фландрию, своего номинального вассала.

Толчком к войне послужила династическая ситуация, сложившаяся во Франции в 1328 году, когда умер последний Капетинг, сын Филиппа IV - Карл IV, не оставивший прямых наследников. Претендентом на французский престол объявил себя 16-летний английский король Эдуард III, внук французского короля Филиппа IV. У Эдуарда III появилась реальная возможность объединить под своей властью обе короны и создать объединенное англо-французское королевство, юридическое обоснование у английского монарха для этого было. Но члены собрания высшей французской знати, сославшись на законодательный сборник "Салическую правду", где было записано, что земля в королевстве франков не передается по женской линии, отвергли притязания Эдуарда III. Корона Франции была передана Филиппу VI Валуа, представителю боковой ветви Капетингов. Тогда Эдуард III решил добиться своих прав с помощью оружия.

В 1337 году каждая из сторон сделала шаг к решительным действиям: Филипп VI объявил о конфискации Гаскони, феода английской короны, а Эдуард III провозгласил Филиппа VI узурпатором и объявил ему войну.

В истории Столетней войны можно видеть четыре этапа:

1.           От объявления войны английским королем Эдуардом III до мира в Бретаньи в 1360 году. Это было время непрерывных военных поражений Франции. Осенью 1337 года англичане предприняли наступление в Пикардии, а затем одержали победы на море при Слейсе в 1340 году, на суше при Креси в 1346 году, овладели портовым городом Кале, наконец, в 1356 году Эдуард - принц Уэльский, старший сын Эдуарда III (за цвет лат был прозван "Черный принц") - разгромил французских рыцарей при Пуатье и пленил французского короля Иоанна II Доброго. Во время первого этапа Столетней войны во Франции произошли Парижское восстание (1356-1358 гг.) и Жакерия (1358 г.). В 1360 году был заключен мир в Бретаньи, по которому Франция потеряла земли к югу от Луары (приблизительно треть страны) и порт Кале. Мир в Бретаньи дал Франции передышку, после чего Карл V провел ряд реформ, которые в дальнейшем повлияли на ход военных действий.

2.           1369-1396 гг. С середины 70-х годов была освобождена большая часть захваченных англичанами земель, у Англии остались Бордо, Байонна, Брест, Шербур, Кале. По Франции прокатилась волна восстаний, вызванных высокими налогами. В правление психически больного Карла VI (1380-1422 гг.) Франция была ослаблена усобицей двух феодальных партий - арманьяков и бургундцев, которые перешли в начале XV века от интриганства и соперничества к настоящей гражданской войне. Перемирие 1396 года не решило ни одного спорного вопроса, но дало передышку на 18 лет обеим сторонам.

3.           1415-1420 гг. - время новых крупных военных успехов Англии. Английский король Генрих V разбил французов при Азенкуре в 1415 году, подчинил Нормандию и другие области Франции. Франция осталась, как и в 1356 году, без армии и денег, но положение было даже хуже, поскольку междоусобица бургундцев и арманьяков привела к расколу территории Франции; герцог Бургундский стал фактически независимым государем не только в герцогстве, но и в восточных и северных землях Франции, Нидерландах и Люксембурге и вступил в союз с англичанами. В 1420 году между сторонами был подписан тяжелый для Франции мир в Труа, по которому при жизни Карла VI регентом Франции стал Генрих V, к нему или его наследнику должна была перейти французская корона после смерти Карла VI. Кроме того, Генрих V вступил в брак с дочерью Карла VI Екатериной, с тем, чтобы их дети в будущем реально воплощали факт объединения корон. Сын Карла VI дофин Карл был лишен наследственных прав.

4.           1420-1453 гг. После смерти (в 1422 г.) Генриха V и Карла VI англичане и герцог Бургундский объявили королем Англии и Франции сына Генриха V и французской принцессы Екатерины Генриха VI. Дофин Карл объявил себя французским королем Карлом VII. Франция оказалась расчлененной на три части: на земли, реально покоренные англичанами (здесь признавалась власть Генриха VI); на области, находившиеся под политическим влиянием герцога Бургундского; на территории (в основном на юге страны), где признавали власть Карла VII, который, правда, не был коронован в Реймсе по обычаю французских королей.

В 1428 году англичане и бургундцы осадили Орлеан, являвшийся ключом к югу Франции. В этот момент в войну вмешался французский народ, началось движение за освобождение Франции, возглавленное Жанной д'Арк. С освобождением Орлеана в 1429 году наметился перелом в Столетней войне. В июле 1429 года Карл VII был торжественно коронован в Реймсе. Казнь Жанны д'Арк в 1431 году не изменила хода войны. В 1435 году на сторону Карла VII перешел герцог Бургундский Филипп III Добрый, который подписал с французским монархом договор, по которому признал его королем. В 1436 году английские войска были изгнаны из Парижа, а затем из всех занятых ими французских городов и крепостей на юго-западе. 30 июня 1451 года был сдан Бордо, к августу освобождена Гасконь. Фактически Столетняя война завершилась, но осенью 1452 года англичане предприняли попытку вернуть юго-запад; английские войска под командованием Талбота захватили Бордо и некоторые другие города и крепости в Гиени. Весной 1453 года Карл VII лично возглавил армию, направленную на освобождение юго-запада. 16 июля 1453 года английские войска были разбиты в битве при Кастийоне у города Шатийона. 19 октября 1453 года сдался французам английский гарнизон в Бордо - эта дата традиционно считается концом Столетней войны. В руках англичан остался только Кале.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.