рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Реферат: Особенности развития России в начале ХХ века

3.1 Государственный строй

Российская империя к концу XIX –началу XX в. являлась абсолютной монархией. Император возглавлял все виды власти: законодательную, исполнительную и судебную. Императорские распоряжения во всех этих сферах носили характер законов. В то же время власть царя не была жёсткой диктатурой. Размышляя о русском самодержавии, писатель А.И. Солженицын отметил: "Самодержцы прошлых, религиозных веков при видимой неограниченности власти ощущали свою ответственность перед Богом и собственной совестью".

Неограниченная власть монарха опиралась на целую систему государственных учреждений, которая на протяжении XVIII – XIX вв. постепенно создавалась, отлаживалась и упорядочивалась по европейским образцам. Так, в своей законодательной деятельности император опирался на Государственный совет – высший законосовещательный орган Российской империи. В нём должны были обсуждаться новые законопроекты, которые лишь после этого представлялись на утверждение императора. Соображения членов Государственного совета ни в коем случае не связывали императора, они могли только облегчить ему принятие правильного решения. Во главе Совета стоял председатель, считавшийся высшим должностным лицом Российской империи. И он, и члены Совета назначались лично императором из числа наиболее заслуженных сановников (чаще всего из бывших министров).

Определяющую роль в управлении страной играли министерства – центральные органы исполнительной власти. Вся реальная власть в каждом министерстве находилась в руках его главы, министра. Как и члены Госсовета, министры назначались лично государем и несли перед ним всю полноту ответственности за порученную работу. К концу XIX – началу XX вв. в России существовало девять министерств, достаточно чётко поделивших между собой основные сферы государственной деятельности: Министерство внутренних дел, Военное министерство, Морское министерство, Министерство иностранных дел, Министерство государственных имуществ, Министерство финансов, Министерство народного просвещения, Министерство путей сообщений и Министерство юстиции. Для согласования деятельности между отдельными министерствами, а также для решения общих вопросов правительственной политики существовал Комитет министров. Он был совещательным учреждением, докладывавшим своё мнение государю. Последнее слово и здесь оставалось за императором.

Важную роль в системе государственных учреждений Российской империи играл Сенат, состоявший из десяти департаментов. Первый департамент осуществлял административный надзор за деятельностью местных и центральных органов управления, рассматривал жалобы на действия должностных лиц, проводил ревизии. Остальные же девять департаментов были высшими апелляционными инстанциями по гражданским и уголовным делам (каждый для своей группы губерний), в них подданные подавали жалобы на местные судебные инстанции. Таким образом, Сенат в целом являлся контрольным органом для административных и судебных учреждений.

В своей деятельности центральные органы управления опирались на местные губернские и уездные, составляя с ними единую систему. Главным представителем власти на местах был губернатор, ему подчинялись чиновники губернского правления. Кроме того, губернатору подчинялись полицейские силы, которые в губернских городах возглавлялись полицмейстерами, а в уездных – городничими. Эта система управления отличалась цельностью. Даже выдвигаемые уездным дворянством капитаны-исправники были не более чем выборными чиновниками. Все же прочие должностные лица системы управления назначались сверху, увольнялись сверху и соответственно, отчитывались перед вышестоящими инстанциями. В начале XX в. эмигрант Сергей Ольденбург писал, что "царская власть имела в своём распоряжении послушный и стройно организованный государственный аппарат, прилаженный ко многим потребностям Российской империи. Этот аппарат создавался веками, от московских приказов, и во многом достиг своего совершенства". В то же время недостатки этой системы были ясны даже самым убеждённым монархистам. Крайне правый эмигрантский публицист Иван Солоневич отмечал: "Начальственно-бюрократическая система в страшной степени тормозила всякое проявление национальной инициативы. И если Россия показывала невиданный экономический рост, то это происходило не благодаря бюрократии, а несмотря на бюрократию".

Во второй половине XIX в. в России были заложены основы принципиально иной системы управления. В 1864 г. в ходе земской реформы появились органы местного самоуправления на двух территориальных уровнях – в уездах и губерниях. Уездные земские собрания избирались раз в три года населением уезда, губернские – формировались из представителей, выдвинутых на уездных собраниях. Функции земств были многообразны. В их ведении находились местное хозяйство, народное просвещение, медицина, статистика. Однако всеми этими делами они могли заниматься только в пределах своего уезда или губернии. Никакие проблемы общегосударственного характера земцы не имели права не только решать, но даже ставить на обсуждение.

В конце XIX – начале XX вв. в русском обществе постоянно жили надежды на то, что правительством будут сделаны дальнейшие шаги в коренном переустройстве государственного строя России. От души приветствуя реформу, либерально настроенные деятели тешили себя мечтой об учреждении на земской основе всероссийского представительного органа, что было бы реальным движением от самодержавной монархии к конституционной. Однако эти надежды оказались иллюзией. Знавший положение России на рубеже веков едва ли не лучше всех в стране, С. Ю. Витте писал: "Российская империя чрезвычайно богата природой, хотя значение этого богатства в довольно серьёзной степени умаляется неумеренностью климата во многих её частях. Она весьма слаба капиталами, накопленными ценностями главным образом потому, что она создана непрерывными войнами…Она может быть сильна трудом физическим по числу жителей и интеллектуальным, так как русский человек даровитый, здравый, богобоязненный".

3.2 Российская дипломатия конца XIX – начала XX вв.

В 1894 г. Россия вступила в новое царствование. Молодой император, по всеобщему признанию не способный править огромной державой, остался после смерти своего отца один на один с грузом проблем. Были среди них и те, что могли решиться внутри страны по одному желанию царя. Александр III вольно или невольно на долгие годы предопределил действия на международной арене своего сына и наследника.

Европейская политика конца XIX в. отличалась редкой противоречивостью. Мир был уже поделён на сферы влияния между могущественными державами, такими как Франция и Англия. Бурно развивающиеся страны, в первую очередь Германия и Япония, также стремились получить "кусок пирога" - зависимые и контролируемые территории, чтобы вывозить свои товары и найти дешёвую рабочую силу. На пороге XX в. Россия как бы принадлежала к обоим этим лагерям. По площади колониальных владений она занимала второе место в мире после Англии. Cибирь, Средняя Азия и Казахстан практически не были освоены в промышленном отношении, здесь имелось достаточно места для создания новых рынков, находились богатые залежи полезных ископаемых: угля, нефти, золота и различных руд. Однако малая населённость этих земель являлась серьёзным препятствием для их освоения, вывозимые Россией товары просто некому было покупать.

Между тем промышленное производство в самой России быстро росло, ему требовались новые рынки сбыта. Поэтому Российская империя, подобно Германии и Японии, была заинтересована в переделе колониальных владений старых мировых держав…Русская внешнеполитическая линия в конце XIX – начале XX вв. постоянно колебалась между двумя возможными союзниками – Германией и Францией, а в их лице между миром старых колониальных держав и молодыми, ещё только набирающими силу государствами.

В начале 90 – х гг. XIX в. Россия завязала тесные политические отношения с Францией, а в 1893 г. заключила с ней союзный договор. В то время ещё никто не знал, что русско-французский союз сыграет в судьбе российского самодержавия решающую роль. В 1906 г. в Англии победу на выборах одержала либеральная партия, находившаяся под сильным влиянием Франции. Новое правительство Великобритании ощущало всю силу германского проникновения в свои традиционные сферы интересов на Востоке, поэтому оно склонно было искать новых союзников. Старое противостояние с Россией Лондон не считал таким опасным, как столкновение с Германией. Поэтому уже летом 1906 г. начались русско-английские переговоры, завершившиеся 18 августа 1907 г. подписанием соглашения. Оно сыграло важную роль в мировой политике. Теперь ведущие страны разделились на два противоборствующих лагеря: Тройственный союз, который объединял Германию, Австро-Венгрию и Италию, и Антанту, которую составляли Россия, Англия и Франция. Заключив соглашение с Англией, Россия окончательно сделала свой выбор на международной арене. Когда кайзер Германии Вильгельм II выслушал доклад канцлера Бернгарда фон Бюлова о последствиях англо-русского договора, он заметил: "Совершенно верно. И станет нам в Европе ещё неуютней, чем до сих пор".

Через несколько лет, связанная союзническими обязательствами, Россия вынуждена была вступить в войну, которая привела к падению российской монархии и страшным революционным потрясениям.

3.3 Русско-японская война 1904 – 1905 годов

На рубеже XIX – XX вв. модернизация в экономической, политической и социальной областях проходила в условиях сохранения пережитков крепостного строя – помещичьего землевладения. Развитие же промышленного производства сопровождалось активизацией рабочего движения и волнениями. По мнению министра внутренних дел Плеве разрядить обстановку могла бы "маленькая победоносная война". Такой войной поначалу представлялся конфликт с Японией. Военные действия начались в 1904 г. нападением японцев на русскую эскадру у крепости Порт-Артур. Героическая оборона этой крепости продолжалась 157 дней, но силы были явно не равны и в итоге японцы отпраздновали успех. Сухопутные сражения также были неудачными для России, финальным же аккордом стал разгром русской эскадры под Цусимой. После этого Россия стала искать мира с Японией. Японцы тоже "не горели желанием" продолжать войну и в итоге 23 августа 1905 г. в Портсмуте (США) был подписан мирный договор. Россия уступила Японии южную часть Сахалина, разрешила ей бесконтрольный рыболовный промысел в российских водах, заплатила за содержание русских пленных, отдала японцам Порт-Артур и Дальний и признала Корею и Южную Манчьжурию сферой влияния Японии. Поражение в этой войне сильно повлияло на политическую обстановку в стране и стало катализатором активизации революционной деятельности.


3.4 Революция 1905 – 1907 годов

Началом революции послужили события Кровавого воскресенья 9 января 1905 г. Результатом явилось нанесение колоссального ущерба репутации царя. За событиями в Петербурге последовали волнения в других регионах страны. Самым знаменитым было восстание на броненосце "Потёмкин". Правительство отреагировало на выступление народных масс объявлением о подготовке к созыву Государственной думы. Однако революция продолжала нарастать. В октябре 1905 г. вспыхнула Всероссийская политическая забастовка. Попытки подавить её силой не увенчались успехом, тогда царь был вынужден опубликовать манифест 17 октября, который явился началом реформы государственного строя страны. Однако левые радикалы продолжали курс на революционное выступление против самодержавия. Апогеем стало декабрьское восстание в Москве. Руководили восстанием революционные партии: эсеры и эсдеки. Но к концу 1905 г. стало ясно, что революция идёт на убыль. Главную роль в относительной стабилизации положения в стране в 1906 г. сыграли надежды населения на "российский парламент" - Государственную думу. Созыв Думы, введение, хоть и с определёнными ограничениями, политических свобод заметно изменили обстановку в стране. Этот шаг императорской власти положил конец первой русской революции. Желая избежать нового революционного взрыва, правительство вынуждено было искать путь к решению наболевших вопросов - прежде всего аграрного.

Одолеть революцию правительству удалось благодаря той двойственной политике, которую оно начало проводить с октября 1905 г. С одной стороны, оно не отказывалось от карательных мер по отношению к своим политическим противникам, более того, С.Ю. Витте, возглавивший правительство после 17 октября 1905 г., сумел придать этим мерам невиданные прежде размах и действенность. Но с другой стороны, правительство Витте умело сбивало революционную волну осторожными реформами. В декабре 1905 г. был принят закон, призванный регулировать рабочее движение: противозаконными признавались забастовки государственных служащих, служащих общественных учреждений, а также рабочих предприятий, "жизненно важных для экономики страны". За нарушение этих запретов рабочих активистов ждали продолжительные сроки тюремного заключения. В феврале 1906 г. был принят закон, который ограничивал свободу слова и печати; в соответствии с ним любое лицо, ведущее "антиправительственную пропаганду", должно быть подвергнуто полицейским преследованиям. В марте 1906 г. было разрешено создание профсоюзных организаций. Однако профсоюзы при этом попадали под полный контроль местной администрации; им запрещалось принимать какое бы то ни было участие в организации стачек, объединяться по территориальному принципу, т.е. создавать сколько-нибудь значительные организации. Более серьёзно правительство Витте попыталось подойти к решению аграрного вопроса. Один из ближайших сотрудников главы правительства – Н. Н. Кутлер разработал проект частичной конфискации помещичьих земель в пользу крестьян с выплатой помещикам "справедливого вознаграждения". Однако по мере того как страх помещиков перед крестьянскими волнениями утихал, они всё резче выступали против каких бы то ни было принципиальных перемен в аграрной сфере. Их точку зрения вполне разделял сам Николай II, написавший на полях кулеровского проекта: "Частная собственность должна оставаться неприкосновенной" - и тем самым похоронивший его.

3.5 Государственная дума

18 февраля 1905 г. Николай II издал рескрипт на имя министра внутренних дел А. Г. Булыгина. В нём Булыгину поручалось разработать проект закона о новом государственном учреждении, которое и составили бы "избранные от населения люди". 23 мая этот проект был представлен Совету Министров. 19 – 26 июля вопрос о Государственной думе (так было названо новое учреждение в проекте Булыгина) обсуждали на специальном совещании под председательством императора высшие чиновники России. Наконец 6 августа Николай II утвердил "Учреждение Государственной думы" и "Положение о выборах в государственную думу" - документы, устанавливавшие порядок работы общероссийского выборного органа власти. Функции Государственной думы были законосовещательными, т.е. её депутаты могли участвовать только в обсуждении проектов законов, их мнение не играло решающей роли при его утверждении. Ожидания либеральной общественности, надеявшейся на создание в России парламента, не оправдались. Дума, названная в народе "булыгинской", оказалась лишь куцым подобием парламента. Однако детище Булыгина так и не появилось на свет. Когда осенью 1905 г. положение в стране стало угрожающим, Николай II в манифесте 17 октября вынужден был обещать созыв уже не законосовещательной, а законодательной Думы. Таким образом, принцип неограниченности самодержавия был нарушен. Россия становилась страной парламентской.

11 декабря 1905 г. был утверждён избирательный закон. В соответствии с ним устанавливалась очень сложная система выборов в Государственную думу. Все избиратели (в их число не включались женщины, военные и городская беднота) делились на курии – особые группы, принадлежность к которым определялась в зависимости от имущественного и сословного положения. В общей сложности насчитывалось четыре курии: рабочая, крестьянская, городская и землевладельческая. Каждая курия получала право избирать в Думу определённое число депутатов; больше всего депутатов могла выдвинуть курия землевладельцев. 20 февраля 1906 г. было принято "Учреждение Государственной думы" - документ, который устанавливал порядок её работы. Согласно ему, Дума созывалась на пять лет, причём император обладал правом распустить её досрочно и назначить новые выборы. Дума могла принимать законы, государственный бюджет, утверждать штаты государственных учреждений.

I Государственная дума начала работу 27 апреля 1906 г. В этот день депутатов принял в Зимнем дворце сам император. Никогда прежде за полтора столетия своего существования главный дворец России не знал такого приёма. Один из его участников вспоминал позднее: "Там и сям можно было видеть группы провинциальных адвокатов и докторов, одетых в сюртуки, и только изредка среди них можно было заметить мундир. Но над этими буржуазными костюмами доминировало простое платье – крестьянские кафтаны и рабочие блузы… Здесь старый генерал, там бюрократ, поседевший на службе, с трудом сдерживали гнев, наблюдая вторжение в священные залы Зимнего дворца этих новых людей". С речью к собравшимся обратился Николай II. Ликованию либералов не было предела: из уст самого государя прозвучало слово "конституция". Незадолго до открытия заседаний Думы чиновник А.Ф. Трепов был специально командирован в Европу для того, чтобы разузнать порядок работы парламентов. За образец был принят парламент Франции. Депутаты рассаживались в зале в соответствии со своей политической принадлежностью: чем консервативнее был депутат, тем ближе к правой от председателя стороне он выбирал себе место. Отсюда и пошла традиция именовать консерваторов "правыми". Это дало повод одному из наиболее консервативных депутатов В.М. Пуришкевичу как–то заявить, что правее него только стена. На левом краю размещались депутаты-радикалы: социал-демократы и эсеры. Для поддержания порядка в зале присутствовал думский пристав, который по требованию председателя выводил с трибуны или из зала чересчур разошедшихся депутатов. Однако когда началась практическая работа, надежды либеральных депутатов на соблюдение конституционных прав очень быстро растаяли. Правительство сразу же показало, что не намерено относиться к думе как к равноправному партнёру. Оно вносило на её обсуждение законы, абсолютно никакой роли не игравшие в жизни страны. В ответ на это Дума потребовала у правительства предоставить для обсуждения депутатам острейший аграрный вопрос. В то же время председателем Думы депутаты избрали известнейшего либерала профессора Московского университета С.А. Муромцева. Сбылись худшие опасения императора – состав Думы оказался не готов к сотрудничеству с монархией. Это и предопределило судьбу I Думы: 8 июля 1906 г. был опубликован указ о её роспуске.

В начале 1907 г. проводились выборы во II Думу. Всё более заметный спад революционного движения позволял надеяться, что её состав окажется не таким радикальным и правительство сумеет установить контакт с депутатами. Но напрасно. Только 54 члена Думы из 518 составили её правую часть. И хотя кадеты потеряли большое число мест, зато левые партии – социал-демократы, эсеры, трудовики – увеличили свои ряды. Скорый роспуск II Государственной думы стал очевидным ещё до начала её работы. Националист В.В. Шульгин вспоминал, что желанием скорейшего роспуска II Думы горели большинство правых депутатов. Именно во II Думе произнёс свои знаменитые речи новый премьер-министр П.А. Столыпин. 10 мая 1907 г. выступая с проектом аграрной реформы, он сказал о левых депутатах: "Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!". Вскоре представился и повод для разгона Думы. Департамент полиции получил данные, что некоторые члены социал-демократической фракции сотрудничают с боевыми дружинами рабочих. Их тут же обвинили в военном заговоре против власти, и 2 июня 1907 г. II Государственная дума была распущена.

Уже на следующий день, 3 июня, был издан новый закон о выборах в Думу. В соответствии с ним система выборов изменялась в пользу представителей наиболее состоятельных слоёв общества: помещиков, промышленников, торговцев. III Государственная дума состояла главным образом из сторонников монархии и правительства. Из 442 депутатов было 146 правых и 154 октябриста. Вместе эти фракции образовали большинство, необходимое для принятия решений. Председателями III Думы стали октябристы, последовательно сменявшие друг друга на этом посту: смоленский помещик Н. А. Хомяков, лидер октябристов и большой поклонник П.А. Столыпина – А. И. Гучков, а также бывший кавалергард, екатеринославский помещик М.В. Родзянко. Теперь правительство опиралось в Думе на октябристов. В случае, если представленный законопроект вызывал возражение кадетов, октябристы голосовали вместе с правыми; реформаторские же проекты принимались большинством кадетов и октябристов. Подобная правительственная политика лавирования между правыми и левыми фракциями Думы стала называться "третьеиюньской монархией". Состав Думы, в целом устраивавший правительство, обеспечил ей долгую жизнь. III Государственная дума проработала все отпущенные ей законом пять лет. В 1912 г. начал свою работу последний четвёртый созыв Государственной думы. Во время Первой мировой войны IV Дума стала ареной ожесточённой войны либеральной оппозиции с правительством. Летом 1915 г. октябристы, кадеты и часть националистов образовали "Прогрессивный блок", получивший в Думе большинство голосов. Главным его требованием было формирование "правительства доверия", т.е. такого правительства, которому Дума оказала бы свою поддержку. Эти требования одобрили и некоторые члены Государственного совета, и многие дворянские организации, и даже члены дома Романовых. Однако призывы либералов так и не были услышаны императором. Царь наотрез отказался от создания такого правительства. Февраль 1917 г. положил конец истории Государственной думы Российской империи. И хотя некоторые депутаты всё ещё продолжали собираться вплоть до сентября 1917 г., когда официально истёк срок их полномочий, Дума исчезла с российского политического небосклона вместе с породившей её монархией.


Заключение

"Настанет день, когда печать молчания будет сорвана с уст этого народа, и изумлённому миру покажется, что наступило второе вавилонское столпотворение. Свирепость, проявляемая обеими сторонами, говорит нам о том, какова будет развязка… Наши внуки, быть может, ещё не увидят взрыва. Однако уже сегодня можно предсказать его неизбежность". Эти слова сказанные Маркизом де Кюстином о России в 1839 году стали пророческими. А рубеж XIX и XX веков как раз предопределил грядущий крах империи. Несмотря на локальные успехи в некоторых областях жизни, решить четыре основных проблемы – конституционную, аграрную, взаимоотношения труда и капитала, правовое неравенство - не удалось, что в итоге и привело к известным событиям. Кроме того, сейчас очень важно чтобы люди осознали те просчёты, которые допустили наши предки столетие назад, ибо история имеет свойство повторяться.

"Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то жили, которую мы не ценили, не понимали, - всю эту мощь, сложность, богатство, счастье…"

И.А. Бунин. Окаянные дни.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.         Энциклопедия История России, т.5, ч.1- М.: "Аванта+", 1995

2.         Россия под скипетром Романовых 1613 – 1913. Московский филиал СП "Инсбрук", 1990

3.         Пособие по истории Отечества. М.: "Простор" 2005.

4.         Трехсотлетие дома Романовых. М: "Современник" 1991.

5.         История России с древнейших времён до 1917 г. Под ред. Халтурина В. Ю. Иваново: 2003.

6. Личман Б.В. История России. Том 2. Екатеринбург: "Св-96" 2001.


Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.