рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Реферат: Место и роль США в урегулировании ближневосточной проблемы

Что касается реакции арабских государств на подписание мирного сепаратного договора между Египтом и Израилем, то она была неоднозначной: в странах, сотрудничающих с США, – сдержанной, а в странах с национально-патриотическими режимами договор был встречен с негодованием. Президент Египта А. Садат был объявлен предателем арабских интересов, а позднее – в октябре 1981 г. убит египетскими мусульманскими экстремистами.

После октябрьской войны 1973 г. посредничество США в урегулировании ближневосточного конфликта становится одним из главных направлений политики в регионе. По замыслам администрации США, упомянутый выше документ – «Рамки для мирных переговоров» должен явиться схемой, по которой будут заключаться последующие договоры Израиля с другими странами-участниками конфликта. Надо сказать, что взяв на себя миссию посредника, США преследовали и продолжают преследовать прежде всего свои цели и только потом, в определенной мере, учитывать интересы арабских государств и Израиля, с которым, как показало дальнейшее развитие событий, у них будут возникать на этой основе серьезные, пока тактические, расхождения.

Рассчитывая на поддержку Египта после подписания документа «Рамки для мирных переговоров по Ближнему Востоку», премьер-министр Израиля М. Бегин попытался продлить кэмп-дэвидский процесс, начав трехсторонние переговоры Израиль – Египет – США в мае 1979 г. об установлении системы «автономии» для населения оккупированных в 1967 г. Западного берега р. Иордан и сектора Газа, однако последние выявили серьезные непреодолимые разногласия и через год были приостановлены.

В апреле 1982 г. Израиль начал войну в Ливане с целью разгромить находившиеся там палестинские военные формирования, чтобы заставить палестинцев подключиться к кэмп-дэвидскому процессу. США не только одобрили эту силовую акцию, но и направили в Ливан свои войска в составе так называемых «многонациональных сил» вместе с французами и итальянцами. Когда же стало ясно, что война принимает затяжной и непопулярный характер, они под давлением международного сообщества были вынуждены вывести их оттуда и отмежеваться от действий израильтян против палестинцев и ливанских национально-патриотических сил. К тому же США осознали, что продолжение их участия в этой войне может испортить отношения с арабскими странами. Что касается Израиля, то, потеряв, по официальным данным, 650 человек убитыми и несколько тысяч ранеными, он также был вынужден уйти из Ливана, не добившись своей главной цели – подключения палестинцев и ливанцев к кэмп-дэвидской схеме. Ливанская операция еще раз продемонстрировала бесперспективность ставки США и Израиля только на силовые методы в подходе к ближневосточному урегулированию. Сделав соответствующие выводы, США возвращаются к дипломатическим методам решения конфликта.

В марте 1988 г. госсекретарь США Дж. Шульц выступил с новым американским планом урегулирования ближневосточного конфликта. На этот раз он предусматривал созыв международной конференции с участием пяти постоянных членов СБ ООН.

В рамках конференции предполагалось проведение прямых переговоров в двусторонних «географических» комиссиях. В плане также предусматривались два этапа переговоров. На первом этапе должны приниматься промежуточные соглашения, которые будут действовать в течение трех лет, на втором – вырабатываться окончательные соглашения, основой для которых послужат резолюции №№ 242 и 338 СБ ООН. Как предполагали в Вашингтоне, промежуточные соглашения, рассчитанные на три года, обеспечат «прорыв» в сфере урегулирования и одновременно необходимую паузу, в ходе которой Соединенным Штатам удастся добиться выработки компромиссных решений [6, c. 210].

План Дж. Шульца был близок к внешнеполитическим установкам левого блока «Маарах», однако на парламентских выборах 1988 г. последний потерпел поражение, и к власти в Израиле пришел блок правых сил во главе с «Ликудом», отвергнувший план Дж.Шульца, на который американцы возлагали большие надежды. Отказ израильтян принять этот план вызвал недовольство США.

Продолжавшееся палестинское восстание – «интифада» на оккупированных территориях создало новую обстановку в регионе. Именно оно дало импульс для мирных инициатив, с которыми ООП начала выступать в конце 1988 г. На состоявшейся в Алжире в ноябре XIX сессии Национального совета Палестины была принята Декларация, в которой объявлялось о признании резолюций №№ 242 и 336 СБ ООН и содержался призыв к проведению под эгидой ООН международной конференции по Ближнему Востоку. В декабре 1986 г. на сессии ГА ООН Арафат подтвердил осуждение его организацией всех форм международного терроризма.

Администрация президента Рейгана сочла изменения в палестинской позиции отвечающими всем выдвигавшимся к ООП требованиям и буквально накануне передачи власти новой администрации приняла решение о вступлении Соединенных Штатов в официальный диалог с ООП. Первые контакты состоялись в Тунисе в декабре 1988 г.

Однако последовавшие затем изменения в обстановке на Ближнем Востоке (критика Арафата внутри ООП, его намерение вернуться к поддержке политики терроризма, продолжение израильскими властями строительства новых поселений на оккупированных территориях, вторжение Ирака в Кувейт) вынудили американцев прервать продолжавшиеся 17 месяцев контакты с ООП, что затормозило развитие процесса ближневосточного урегулирования.

В конце 1991 г. администрация Буша вновь выступает с инициативой возобновления израильско-палестинских переговоров в рамках международной конференции. В итоге «челночной дипломатии» государственного секретаря Дж. Бейкера 30 октября 1991 г. в Мадриде при посредничестве США и России была созвана мирная конференция по Ближнему Востоку, в которой приняли участие израильская, сирийская, ливанская и объединенная иордано-палестинская делегации. Эксперты не питали больших надежд на успех конференции, поскольку исходные позиции основных участников – Израиля и палестинцев – были диаметрально противоположны.

Премьер-министр Израиля Ицхак Шамир заявил перед конференцией, что не будет никаких территориальных уступок, никаких переговоров о судьбе Восточного Иерусалима, никаких контактов с ООП. Такая же твердость позиции была выражена и членами палестинской делегации. Так, Хейдар Абдель Шафи заявил, что «Израиль должен уйти со всех оккупированных территорий, а палестинцам должно быть предоставлено право на самоопределение, Восточный Иерусалим должен снова стать арабским» [11, c. 3].

И тем не менее, несмотря на отсутствие тогда конкретных результатов, эта конференция сыграла положительную роль – она дала толчок прямым израильско-палестинским переговорам, в итоге которых при посредничестве США 13 октября 1993 г. в Вашингтоне была подписана Декларация о принципах промежуточного урегулирования, в которой отмечалось, что Организация освобождения Палестины (ООП) признает Израиль как государство и осуждает терроризм как средство достижения политических целей, а Израиль признает ООП как единственную законную представительницу палестинского народа. Надо сказать, что это было большим шагом вперед с точки зрения перспектив урегулирования ближневосточного конфликта.

В Декларации говорилось, что в течение 5-летнего периода с оккупированных Израилем сектора Газа и Западного берега р.Иордан будут выводиться израильские войска и в этих районах постепенно восстановится палестинское самоуправление, после чего будут решаться вопрос о статусе Иерусалима, проблема палестинских беженцев и палестинского государства.

После принятия этого документа между израильтянами и палестинцами начались нелегкие переговоры по вопросам конкретного претворения в жизнь достигнутых договоренностей, которые в итоге завершились подписанием в Вашингтоне 28 сентября 1995 г. временного соглашения, предусматривающего расширение рамок Палестинской национальной администрации на Западном берегу р. Иордан и проведение в конце 1995 – начале 1996 гг. первых выборов в Совет ПНА. К этому моменту израильтяне обязались вывести из арабских населенных пунктов на Западном берегу р. Иордан свои войска, сократить к середине 1997 г. общее военное присутствие в районах ПНА, а также начать в мае 1996 г. переговоры об их окончательном статусе.

Это была большая программа, выполнение которой затягивалось на ряд лет. При этом исключительно важным являлся момент согласия Израиля вернуть палестинцам уже на промежуточном этапе значительной части оккупированных палестинских земель. В этой связи вся территория Западного берега р.Иордан разделялась на 3 зоны: «А», «В» и «С» с указанием ориентировочных сроков эвакуации или сокращения численности находящихся там израильских войск и передачи территорий под контроль ПНА. Эту операцию намечалось провести в три этапа и закончить к середине 1997 г.

Декларация о принципах промежуточного урегулирования 1993 г. принесла Израилю определенные политические дивиденды. Она позволила подписать 26 октября 1994 г. при посредничестве США мирный договор с Иорданией, что входило в планы как США, так и Израиля, поскольку ослабляло противостоящий ему фронт арабских государств. Кроме того, она способствовала ослаблению его политического и экономического бойкота не только со стороны государств третьего мира, но и ряда мусульманских и арабских стран, что помогло оживить экономику страны, особенно в сфере финансов и внешней торговли. К 1995 г. Израиль наладил политические и экономические связи уже со 104 странами мира [12, c. 110].

Несмотря на, казалось бы, явные выгоды для Израиля договоренностей с ООП, израильское общественное мнение и политические круги оказались в состоянии глубокого раскола. Тогда как левые партии и движения высказывали удовлетворение, ультраправые и религиозные партии упрекали премьер-министра И. Рабина в излишних уступках палестинцам и тормозили выполнение достигнутых договоренностей. Жестокое противостояние сторонников и противников мирного процесса урегулирования с палестинцами нашло свою кульминацию в убийстве 4 ноября 1995 г. премьер-министра И. Рабина, подписавшего с Я. Арафатом соглашения 1993 и 1995 гг.

После кратковременного пребывания у власти «рабочего» правительства Шимона Переса (ноябрь 1995 г. – май 1996 г.) власть в стране перешла к правому блоку «Ликуд». Вновь избранный премьер-министром лидер блока Биньямин Нетаньяху по своим политическим взглядам, особенно в вопросах ближневосточного урегулирования, отличался от своих предшественников приверженностью к крайне правым сионистским убеждениям. Блок «Ликуд» вел свою предвыборную кампанию под лозунгами: «Мир с арабами возможен только с позиции силы, «нет» – возврату Голанских высот Сирии, созданию палестинского государства, возвращению палестинских беженцев, разделу Иерусалима, «да» – продолжению колонизации арабских земель». Эти лозунги и легли в основу коалиционного соглашения и политической программы Нетаньяху. Более того, участники коалиции считали неприемлемым принцип «мир в обмен на земли», который поддерживало международное сообщество, в том числе США и Россия. «Ликуд» руководствовался принципом «мир в обмен на безопасность», который фактически являлся прежним лозунгом правой оппозиции «мир в обмен на мир», без пересмотра существующих границ Израиля [13, c. 59].

Учитывая подобную позицию правительства Нетаньяху, палестинцы не могли пойти на серьезное продвижение в вопросах урегулирования конфликта. Жесткость позиции нового израильского руководства была настолько очевидна, что даже президент Клинтон воздержался от ее поддержки, чтобы не ставить под угрозу интересы Вашингтона в арабском мире.

Вначале Нетаньяху старался делать вид, что готов выполнять соглашения, подписанные И. Рабином с палестинцами. Так, на встрече с президентом АРЕ Мубараком он обещал в ближайшее же время возобновить переговоры с палестинской администрацией, в том числе о снятии блокады с палестинских районов, выводе войск из арабского города Хеврон на Западном берегу р.Иордан и освобождении палестинских заключенных из израильских тюрем. Однако, как показали последующие события, эти обещания представляли собой тактический маневр, имеющий целью добиться от Мубарака поддержки во время его предстоявшей поездки в Вашингтон и не более того. На деле Нетаньяху делал все, чтобы при каждом удобном случае затянуть выполнение соглашений с палестинцами. Так, на подписание протокола о выводе израильских войск из Хеврона, о чем была достигнута договоренность ранее, ушло более четырех месяцев и этот документ был подписан лишь 15 января 1997 г. И практически сразу после этого правительство Нетаньяху приняло решение приступить к строительству нового жилого еврейского квартала в районе Хар Хома в Восточном Иерусалиме, что вызвало резкий протест палестинцев, решительное осуждение арабских и исламских государств, острую негативную реакцию международного сообщества.

Можно сказать, что за время нахождения Нетаньяху у власти с мая 1996 г. по апрель 1999 г. в рамках переговоров с палестинцами было решено лишь несколько второстепенных вопросов: открытие аэропорта и строительство морского порта в Газе, обеспечение «безопасных коридоров» между Газой и Западным берегом, освобождение части палестинских заключенных, а также вывод израильских войск лишь с 2% зоны «С» и 7% зоны «В». Это были мизерные результаты, которые никоим образом не могли удовлетворить палестинцев. Главные же проблемы конфликта, а именно: вывод войск со всех оккупированных палестинских территорий, создание палестинского государства, статус Иерусалима, возвращение беженцев – остались нерешенными. Более того, за это время израильтяне укрепили военные и экономические позиции на оккупированных территориях.

Давая оценку деятельности правительства Нетаньяху после года его пребывания у власти, авторитетная французская газета «Монд дипломатик» писала: «Менее чем за год Биньямин Нетаньяху сумел подорвать отношения, которые установили Ицхак Рабин и Шимон Перес с палестинцами и рядом арабских государств. И если он согласился присоединиться к «процессу Осло» (т.е. вашингтонским соглашениям между палестинцами и израильтянами 1993 и 1995 гг.), то похоже, только для того, чтобы сорвать его. Находясь в оппозиции, лидер блока «Ликуд» называл эти соглашения «национальной катастрофой». Став премьер-министром, он продолжал выхолащивать их с намерением вовсе похоронить» [14, c. 75].

Пришедшее на смену правительству «Ликуда» в мае 1999 г. так называемое левое правительство блока «Единый Израиль» во главе в Эхудом Бараком подтвердило приверженность Израиля ранее заключенным арабо-израильским соглашениям. Вместе с тем Барак очертил «красные линии» в позиции Израиля в отношении палестинцев, которые вначале, по-существу, не отличались от позиций правительства Нетаньяху, а именно: Иерусалим остается единой и неделимой столицей Израиля, существующие израильские поселения на палестинских территориях не будут демонтироваться. Э.Барак отметил также, что палестинские беженцы не должны возвращаться в Израиль и призвал США помочь тем странам, в которых размещены беженцы.

Позднее, однако, Э. Барак в ходе продолжительных и трудных переговоров с палестинцами, продолжавшихся почти 8 месяцев, смягчил свою позицию и даже допускал возможность пойти на некоторые уступки в том, что касается статуса Иерусалима и еврейских поселений. По мнению бывшего спецкоординатора администрации США по Ближнему Востоку Денниса Росса, в течение нескольких лет занимавшегося урегулированием ближневосточного конфликта, в 2000 г. «прорыв в переговорах между израильтянами и палестинцами был исключительно близок. Особенно это касалось израильско-сирийского направления. Соглашение уже было готово к заключению» [15, с. 48–50], однако у американцев просто не хватило времени завершить переговоры с Хафезом Асадом из-за состояния его здоровья (через три месяца Хафез Асад умер). Что касается израильско-пале-стинских переговоров, то дело всегда обстояло трудно, но и здесь, по мнению Д. Росса, наметился просвет, так как «Э. Барак был готов уступить во многом, включая контроль практически над всем Западным берегом р.Иордан и Храмовой горой») [15].

Израильская оппозиция расценила возможные уступки Э. Барака палестинцам как предательство национальных интересов. В этой связи в декабре 2000 г. в стране разразился глубокий политический кризис: правительство Э. Барака было вынуждено уйти в отставку.

В итоге последовавших в феврале 2001 г. всеобщих выборов премьер-министра победу одержал 73-летний лидер правого блока «Ликуд» Ариэль Шарон, сформировавший в марте правительство национального единства, в состав которого, кроме представителей возглавляемого им блока, вошли лидеры партий «Авода», религиозной партии «ШАС» и «Мафдал», а также несколько других мелких партий.

Еще во время предвыборной кампании А. Шарон заявлял, что в случае прихода к власти он ужесточит позицию Израиля на переговорах с палестинцами и начнет переговорный процесс с нуля без учета договоренностей, достигнутых Э.Бараком. Он, в частности, отмечал, что «в принципе не против создания национального палестинского государства, но только при соблюдении четырех условий. Первое – образование такого государства должно стать результатом израильско-палестинских переговоров и решения обеих сторон. Второе – не должны пострадать интересы безопасности и обороноспособности Израиля. Третье – новое государство должно быть полностью демилитаризовано. И, наконец, четвертое – палестинцы подтверждают полное окончание конфликта и отказываются от дальнейших территориальных претензий» [16].

Как и следовало ожидать, подобная позиция А. Шарона сразу же вызвала всплеск новой волны «интифады». Последовали террористические акции на территории автономии и в самом Израиле и акты возмездия на них со стороны израильтян, что привело к открытым вооруженным столкновениям между израильской армией и палестинской полицией. С обеих сторон появились убитые и раненые.

В конце 2000 г. произошла смена администрации в США, президентом страны стал республиканец Дж. Буш-младший.

Поначалу создавалось впечатление, что ближневосточная политика новой администрации претерпит определенные коррективы по сравнению с моделью, практиковавшейся командой президента Б.Клинтона. В заявлениях сотрудников Госдепартамента делались намеки на стремление США «отстраниться» от прямого участия в процессе урегулирования. Как заявляла в этой связи советник президента по национальной безопасности Кондолиза Райс, Вашингтону не следует думать об американской вовлеченности ради «вовлеченности». По ее мнению, больше ответственности за будущие переговоры должно быть предоставлено самим израильтянам и палестинцам, а США будет вести себя осторожнее, прежде чем вмешиваться в качестве посредника. Не могло не обратить на себя внимание и заявление представителя Госдепартамента Р. Баучера 8 февраля 2001 г. процитировавшего госсекретаря, а именно: что «параметры, обозначенные Б.Клинтоном палестинцам и израильтянам, более не являются американскими предложениями» [20, c. 66].

Более четко позицию новой администрации по Ближнему Востоку обозначил сам президент Дж. Буш. На встрече с премьер-министром Израиля А. Шароном 21 марта 2001 г. в Вашингтоне он заявил, что «его администрация намерена сотрудничать со всеми государствами, чтобы дать миру шанс, и что США не будут оказывать давления на какую-либо из сторон» [20]. Вместе с тем он сказал, что начинает процесс перевода посольства США из Тель-Авива в Иерусалим, что было расценено рядом журналистов как жест в сторону поддержки Израиля.

В разгар израильско-палестинских вооруженных инцидентов в конце марта 2001 г. в Аммане состоялось 20-е совещание арабских государств, на котором прозвучала резкая критика США за наложение вето на резолюцию СБ ООН о размещении международных наблюдателей на палестинских территориях, против чего возражали израильтяне, что также свидетельствовало о поддержке Соединенными Штатами Израиля.

Таким образом, выходит, что заявление Дж. Буша о том, что США не будут оказывать давления ни на одну из сторон в конфликте, расходится на практике с конкретными делами.

Похоже, что в то время у администрации Дж. Буша еще не было конкретной программы действий на Ближнем Востоке, а поэтому основные рекомендации госсекретаря К. Пауэлла и помощника президента по вопросам национальной безопасности К. Райс палестинской и израильской сторонам сводились к необходимости принятия в качестве первостепенного условия для возобновления переговоров предложений, высказанных в плане руководителя ЦРУ Дж. Тенета по дезэскалации конфликта и в докладе комиссии по расследованию причин, приведших к обострению обстановки в регионе, возглавляемой сенатором Митчеллом в мае 2001 г.

В докладе комиссии Митчелла причины эскалации насилия возлагались на обе стороны и предусматривали обоюдное и одновременное прекращение насилия, что соответствовало в то время позиции Соединенных Штатов. Израиль, по мнению авторов доклада Митчелла, должен устранить причины, приведшие к взрыву насилия со стороны палестинцев, прежде всего прекратить продолжение строительства поселений на оккупированных территориях, а также отменить меры по ограничению жизненных условий палестинцев [17, с. 79–80]. Предложения комиссии Митчелла были в целом приемлемы для палестинцев, но оказались неприемлемы для израильтян.

По некоторым публикациям в американской печати, администрация Дж. Буша готовила летом 2001 г. план конкретных мероприятий по Ближнему Востоку, однако террористические акты 11 сентября против Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и Пентагона в Вашингтоне переключили внимание администрации на борьбу с международным терроризмом, оттеснив на некоторое время на второй план другие политические проблемы, в том числе проблему ближневосточного урегулирования.

Вскоре, однако, основные положения политики администрации Дж. Буша по ближневосточному урегулированию были официально подтверждены в совместном заявлении президентов США и России от 13 ноября, в котором говорилось, что «Россия и США как коспонсоры ближневосточного мирного процесса призывают руководство Израиля и Палестинской национальной администрации предпринять срочные шаги по разрядке напряженности, воздерживаться от действий, наносящих ущерб другой стороне, восстановить диалог на высоком политическом уровне. Необходимо также незамедлительно перейти к выполнению плана Тенета и рекомендаций доклада Митчелла: прекратить насилие, наладить устойчивое взаимодействие в сфере безопасности, осуществить меры доверия и возобновить субстантивный переговорный процесс» [18]. А 26 ноября, выступая в Луисвиллском университете штата Кентукки, госсекретарь К. Пауэлл уточнил некоторые аспекты, подчеркнув, в частности, что «палестинское руководство должно приложить 100-процентные усилия для того, чтобы покончить с насилием и террором. Ясно, что никакого мира не будет до тех пор, пока израильтяне не избавятся от постоянного страха перед терактами, организаторы которых должны быть арестованы и наказаны. Палестинцам надо понять, что своих целей они смогут добиться только через переговоры». Это, по его словам должны понять и израильтяне. Израиль «должен добровольно прекратить свою оккупацию палестинских территорий в соответствии с резолюциями №№ 242 и 338 Совета Безопасности ООН и признать жизнеспособное палестинское государство, в котором палестинцы сами могут определять свое будущее на собственной земле и жить с чувством достоинства и безопасности» [19]. Он отметил также, что для достижения мира на Ближнем Востоке необходимы усилия всего международного сообщества: ООН, ЕС, Египта, Иордании, России и других стран, уже сделавших свой вклад в решение ближневосточной проблемы.

В конце ноября на Ближний Восток в срочном порядке прибыли два высокопоставленных посланника США – помощник госсекретаря Уильям Берне и новый спецпредставитель США на Ближнем Востоке Энтони Зинни с конкретной задачей: в максимально короткий срок организовать диалог между израильтянами и палестинцами о прекращении огня и возобновить переговоры о политическом будущем региона.

Вновь резко обострившаяся тогда обстановка в регионе вследствие серии террористических актов исламских религиозных группировок и операции возмездия против них израильских властей с использованием армейских подразделений, танков и авиации не позволила американским посланникам выполнить ставившиеся перед ними задачи.

Таким образом, посреднические усилия администрации Дж.Буша за время нахождения у власти не привели пока к каким-либо положительным результатам. В регионе, по-существу, разгорается настоящая война.

Что касается в целом посреднической миссии США в урегулировании ближневосточного конфликта за время с октября 1973 г. и по настоящее время, то пока, по-видимому, еще рано делать какие-либо выводы. С одной стороны, заключение мирных договоров Израиля с Египтом и Иорданией при посредничестве США приглушило остроту конфликта, но не разрешило его. С другой стороны, оставшаяся без изменений политика США, проводимая, как и раньше, силовыми методами и в нарушение норм международного права, способствовала росту в регионе террористической деятельности исламских фундаменталистских организаций антиамериканской и антисионистской направленности.

Объявленная президентом Дж. Бушем после терактов 11 сентября прошлого года в Нью-Йорке и Вашингтоне война против международного терроризма без четкого определения его сути и прежде всего таких понятий, как критерии кого и по каким признакам считать международным террористом, вызывает сомнения в объективности американцев, которые, как мы видим, до сих пор придерживаются на практике двойного стандарта, разделяя международных террористов на плохих и хороших в зависимости от своих интересов. Международному сообществу еще, видимо, придется серьезно разбираться с этим феноменом и, в частности, как оценивать в этой связи бомбежки США Югославии и некоторых стран Ближнего Востока.


Список литературы

1.  Говард М. Сакер. История Израиля. Т. 2. – Иерусалим: Библиотека-Алия, 1992.

2.  Современные Соединенные Штаты Америки. Энциклопедический справочник. – М.: Политлитература, 1988.

3.  Государство Израиль в 80-е годы: Очерки. – М.: Наука, 1992.

4.  Фармазян P.A. Военная экономика американского империализма. – М.: Мысль, 1983.

5.  Борисов Р.В. США: ближневосточная политика в 70-е годы. – М.: Наука, 1982.

6.  Симановский С.М., Стрепетова М.П. Израиль. Наши деловые партнеры. – М.: Международные отношения, 1995.


Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.