рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Реферат: История Боснии и Герцеговины

Реферат: История Боснии и Герцеговины


История Боснии и Герцеговины


Содержание

1. Босния в Средние века

2. Босния и Герцеговина в Новое время

Список использованных источников


1. Босния в Средние века

Возникновение и развитие Боснийского государства в ХII -ХIV вв. История боснийского государства начинается с ХII в. В раннем средневековье боснийские земли (Рама) не имели своей политической самостоятельности. Термин «Босния» впервые появился в X в. в сочинении византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей». Автор упоминал Боснию в составе сербских земель (район верхнего течения р. Босна), которая до середины ХII в. являлась частью Дуклянского королевства и составляла отдельную жупанию во главе с жупаном. В IХ—Х вв. в Боснии священниками из Константинополя распространялось христианство.

После распада Дуклянского государства Босния стала самостоятельной, но не смогла сохранить свою независимость. Усилившееся в это время Венгерское королевство, объединенное с Хорватией, стремилось подчинить и прилегавшую к хорватским землям Боснию. С 20-х гг. ХII в. в Боснии правили местные владетели — баны, аналогичные сербским жупанам. Так, венгерские короли Бела II и Гейза именовали себя королями Венгрии, Далмации, Хорватии. В 50-е гг. баном Боснии вместо представителя местной знати был поставлен славонский феодал Борич — вассал венгерского короля.

В результате византийско-венгерской войны 1150—1167 гг. Босния попала на 13 лет в вассальную зависимость от Византии, но в 1180 г. она вновь оказалась под властью Венгрии. С тех пор и до турецкого завоевания Босния находилась в сфере венгерского влияния. Венгерский король получил титул «Ramae rex» (король Рамы, т. е. Боснии) и назначил банов (наместников короля) для управления провинцией.

Степень зависимости от Венгрии не всегда была одинаковой и часто носила номинальный характер. Известно, что боснийский бан Кулин (ок. 1168—1204) проводил довольно самостоятельную политику. Так, в 1189 г. он заключил торговый договор с Дубровником, согласно которому город получал монопольное и беспошлинное право на вывоз из Боснии сельскохозяйственного сырья и продуктов, добычу серебра и железной руды и других товаров. Боснийский бан поощрял переселение в страну ремесленников, рудокопов и мастеров из прибрежных городов Хорватии, стараясь развить экономику страны.

История Боснийского государства в период средневековья самым тесным образом связана с особенностями сложившихся в ней церковных отношений. Первые сведения о церковной организации в боснийских землях относятся к концу ХI в., когда она подчинялась архиепископии в г. Баре. В конце ХII в. бан Кулин добился подчинения церкви Дубровницкой архиепископии. К этому времени относятся первые сведения о распространении в стране ереси богомилов. Католическая церковь обвинила бана Кулина в пособничестве еретикам. В это же время было установлено что в Далмации и Дукле церковная служба проходит по восточному обряду, на славянском языке и сохраняются многие обычаи принятые в восточной церкви. Таким образом, формально боснийские земли в церковном отношении подчинялись католическим епархиям, но богослужение проводилось по восточному обряду.

В 1203 г. папский легат обязал Кулина и старейшин монастырских общин, называвшихся просто «крстяни» (христиане), отказаться от ереси и признать главенство Римско-католической церкви. Венгрия предприняла ряд крестовых походов против «боснийских еретиков» и заставила банов вновь подчиниться ей. Однако боснийский бан Нинослав, преемник Кулина, являясь ярым сторонником богомилов, упорно отстаивал церковную независимость. В итоге римская курия потерпела поражение и католический епископ был изгнан из Боснии. В результате сформировалась боснийская церковь, которая боролась против влияния западной и восточной церквей. Ее приверженцы называли себя «добрыми людьми» и проповедовали дуалистическое представление о мире. Они отрицали церковные обряды и имели особое богослужение, близкое к богослужению богомилов. В то же время они признавали христианские праздники, некоторые обряды, святых и т. д. Служба велась на славянском языке, а духовенство состояло из местных людей. Особенностью боснийской церкви являлось то, что она не собирала десятины и не имела земельных владений с феодально-зависимыми крестьянами. Приверженцами боснийской церкви был не только простой народ, но и многие знатные светские феодалы и даже некоторые баны. Вместе с тем отсутствие крупных земельных владений у духовенства способствовало экономическому и политическому росту могущества светских феодалов. Боснийская церковь не стала опорой государственной власти в ее борьбе против сепаратизма удельных феодалов. Напротив, она всячески препятствовала укреплению единой власти бана в государстве. В то же время, борясь против католичества, боснийская церковь отстаивала политическую независимость Боснии от притязаний венгерских королей.

Особенность церковной организации в Боснии была причиной постоянной борьбы внутри страны и длительных внешнеполитических конфликтов. Боснийская ересь давала повод католическому миру для вмешательства во внутриполитическую жизнь государства. История Боснии ХIII в. наполнена постоянными феодальными междоусобицами, в которых самое активное участие принимала церковь.

К концу ХIII в. политическое положение боснийских земель еще больше ухудшилось. В Венгеро-Хорватском государстве усилилась власть некоторых хорватских магнатов, среди которых наиболее сильным оказался Павел Шубич из князей Брибирских. В 1298 г. он стал именовать себя «баном всей Хорватии», а в следующем году принял титул « бан Хорватии, Далмации и господин Боснии». Власть Шубичей в Боснии характеризовалась активной прокатолической политикой и преследованием приверженцев местной церкви, что вызывало упорное сопротивление местных феодалов.

В период правления представителя уже боснийской династии — Степана II Котроманича (1322—1353) — произошло значительное расширение и укрепление Боснийского государства. Являясь католиком, он стремился поддерживать хорошие отношения с «еретиками-патаренами» и пользовался доверием у венгерского короля. Степан II выгодно использовал династические войны в Сербии и присоединил к Боснии область Хум. В результате все Адриатическое побережье от Дубровника до Омиша оказалось в его руках. Приобретение этих территорий имело очень большое значение для экономического развития Боснии и расширения ее торговых связей.

Степану Котроманичу наследовал его племянник Твртко. Бан Твртко I Котроманич (1353—1391) начал свое правление как бан и вассал Венгрии, которая к этому времени старалась прочно укрепиться в подвластных ей землях. Вместе с тем он стал энергично бороться за укрепление своей власти, изгоняя непокорных феодалов из страны. Твртко I очень умело использовал междоусобные неурядицы в Сербии и Хорватии, отвоевав у сербского короля Уроша Травунию, Зету и заняв часть Далмации. В 1377 г. он провозгласил себя королем.

Экономический расцвет усилил политические амбиции боснийского короля и аристократов. Во второй половине XIV в. Твртко расширил территорию Боснии, которая фактически оставалась последним, независимым средневековым государством южных славян. Внешняя экспансия привела к увеличению населения страны, главным образом за счет хорватов, а после приобретения Герцеговины (Захлумье ,или Захлумская земля) страна получила выход к Адриатическому морю. Твртко стал называться «краль Рашки, Босны, Далмации, Хорватии и Приморья». Внешнеполитические успехи Твртко были результатом не только его умелой политики, а скорее являлись следствием слабости Венгрии и бессилия Сербии. После смерти Твртко государство стало приходить в упадок. Венгрия вновь захватила центральную и северную части Далмации.

Социально-экономическое развитие и государственное устройство. Охарактеризовать полный процесс развития феодальных отношений в Боснии в ХII не позволяет отсутствие источников. Немного лучше известны социально-экономические отношения в ХIV—ХV вв., когда феодализм находился в полном расцвете.

В Боснии к концу ХIV в. сложилась феодальная иерархия, в которой высшее место принадлежало великим воеводам, нижнюю группу составляли властеличи. Все феодалы без различий в рангах назывались кнезами, феодально-зависимые крестьяне-земледельцы — «людьми» или «кметами». Кроме них в южной части Боснии существовало много скотоводческих поселений влахов, которые также постепенно попадали в зависимость от феодалов.

На протяжении ХII—ХV вв. в Боснии развивалось ремесло и торговля. Запасы таких полезных ископаемых как , серебро, свинец, медь, золото, железо , стимулировали становление городов: Остружница, Хвойница, Олово Серебреница. Развитие горного дела обогащало банов, которые являлись верховными владельцами всех боснийских земель, в том числе и горных разработок. В развитии боснийского горного производства важное место занимали иностранцы — сасы и дубровчане. Боснийские феодалы приглашали из Дубровника искусных ремесленников, которым разрешалось открывать свои мастерские. Известны целые колонии дубровчан, которые способствовали совершенствованию местного ремесла.

С развитием городов и ростом сельскохозяйственного производства постепенно развивался внутренний и внешний рынок. Особенно значительной была торговля с Дубровником, купцы которого имели право торговли на всей территории Боснии. Далматинские и итальянские купцы ввозили ткани, вино, стеклянные и металлические изделия.

В период своего политического расцвета центральная власть в Боснии оставалась весьма слабой, твердого порядка наследования власти не существовало. Бан, позднее король, не был полновластным правителем, сабор, или «збор», влиятельных воевод ограничивал его власть, а духовенство, как католическое, так и патарены, вообще не принимало в них участие. На «зборах» обсуждали важнейшие вопросы государства, выбирали бана , решали вопросы войны и мира и т. д

Упадок Боснийского государства в ХV в. и завоевание Боснии турками. В конце ХIV в. королевская власть в Боснии была совершенно бессильна как перед притязаниями венгерских королей, так и перед собственными феодалами. Некоторые из них фактически вели самостоятельную внешнюю политику. Так, воевода Сандаль Хранич Косач установил новую пошлину с торговцев, шедших в Дубровник и Котор.

В начале ХV в. венгерское влияние в Боснии еще больше усилилось в связи с организацией венгерским королем Сигизмундом крестовых походов. В это же время началось и активное вмешательство Турции во внутренние дела Боснии. Турки всячески разжигали борьбу между феодалами — союзниками венгерского короля и его противниками — патаренами. Фактически Босния стала ареной политической борьбы между Турцией и Венгрией. Некоторые боснийские феодалы (Павловичи, Сандаль Хранич) открыто переходили на сторону турок и всячески им помогали. Последователи боснийской церкви предпочитали покориться туркам, чем идти на соглашение с католической Венгрией.

Король Твртко II (1421—1443) пытался противостоять туркам , ориентируясь на Венгрию, однако протурецкая оппозиция была настолько сильна, что вскоре он был вынужден начать выплату дани султану. Его преемник Степан Томаш (1443—1461) в период своего правления начал самым жестоким образом расправляться с патаренами, надеясь найти опору в папской курии Венгрии.

В этот же период в середине ХV в. южная часть боснийских земель (Захлумье), вошедшая в состав Боснийского государства еще в 1383 г. при Степане Твртко и отданная во владения воеводам Храничам, лишь формально признавала власть боснийских королей. В 1448 г. Степан Вукчич Косач племянник Сандаля Хранича , разорвал вассальную зависимость от боснийского короля, и признал себя ленником немецкого короля Фридриха III, за что получил от последнего титул герцога. Область Захлумье стала называться Герцеговиной. Пытаясь вести самостоятельную внешнюю политику, Степан Косач воевал с Дубровником и Венецией, однако неудачно.

Последний боснийский король Степан Томашевич (1461—1463) почти не владел ситуацией в стране. Он не смог уплатить османам дань, размером в 25 тыс. золотых монет, что дало турецкому султану Мехмеду II Фатиху официальный повод для вторжения в Боснию в 1463 г. За полтора месяца подавляющая часть Боснии была занята турками. Большинство боснийских крепостей сдались без сопротивления. Король с сановниками попали в плен и были казнены. Северные земли Боснии, куда не дошли турки, в этом же году были захвачены венгерским королем Матвеем Корвиным (Матьяш Хуньяди).

В Герцеговине в этот период шла феодальная война между Степаном Косачем и его сыном Владиславом. Пользуясь их враждой, к 1482 г. турки овладели всей Герцеговиной.

2. Босния и Герцеговина в Новое время

Боснийские земли под османской властью в ХVI—ХVIII вв. Северная Босния, насчитывавшая свыше 30 городов оставалась под властью венгерского короля Матвея Корвина. И лишь в 1527 г., после нескольких десятилетий набегов, угона людей, опустошения земель все боснийские земли оказались под властью турок. Установление османского феодального режима и османо-тюркская колонизация Боснии были самым тесным образом связаны с географическим положением и стратегической значимостью этих территорий. На длительный период боснийские земли стали пограничной провинцией Османской империи. Многочисленные укрепления, размещение здесь гарнизонов и войсковых частей, необъявленные, но частые пограничные конфликты, особенно в районах Северной и Северо-Вocтoчной Боснии, peзкo отличaли их жизнь от жизни внутренних областей Румелии.

После завоевания Боснии османы стали перестраивать административное управление этими землями в соответствии с существующей системой управления в Османской империи. Первоначально эти области являлись санджаками Румелийского эялета, но в конце XVI в. был образован Боснийский эялeт (I580) (позднее — пашалык), который включал в себя собственно Боснию, Крайну, Герцеговину с Рашкой, Зетскую и Требиньскую области. Во главе администрации провинции был поставлен визирь, который сосредоточивал в своих руках гражданскую власть и военное руководство войсками в эялете. При визире существовал штат чиновников, а судебная власть находилась в руках независимых от пашей судей — кадиев. Аналогичным образом управлялись и более мелкие административные единицы — санджаки и нахии.

Окраинное положение Боснийского эялета в системе европейских турецких владений заставляло Порту проводить там осторожную политику, идти на уступки местным феодалам. Лишь постепенно турки стали вводить в Боснии и Герцеговине свою феодальную систему, сохраняя в первое время, особенно в Герцеговине, большое число местных феодалов-христиан, которые лишь постепенно переходили в ислам. Вместе с тем военно-политическая роль феодалов-потурченцев в боснийских землях неуклонно росла. Это было связано с тем, что для обороны от военных нападений европейских государств в пограничных с владениями Габсбургов районах Боснии во второй половине ХVI в. стали основываться так называемые капетании — округа. Центрами этих капетаний были укрепленные города, где сосредоточивались наемные войска, а также военные отряды из местного населения. Порта создавала здесь прочную систему обороны, опираясь главным образом на местных крупных феодалов. Во главе таких капетаний стояли выходцы из самых богатых феодальных семей — капетаны. Власть их очень быстро стала наследственной. Капетании просуществовали вплоть до 30-х гг. XIX в., когда визирь Мехмет — паша Веджихи стал проводить административные реформы и наконец ликвидировал их.

В конце ХVII в., когда Порта вела беспрерывные войны с Австрией и Венецией, Боснийский эялет фактически обходился собственными военными силами. А местные феодалы-беги и янычары добились фактического самоуправления и нередко вообще не подчинялись власти визиря и даже вступали с ним в военные конфликты.

После Карловицкого мира 1699 г. Боснийский пашалык, являясь пограничной областью, испытывал главный натиск со стороны Австрии. В результате австро-турецкой войны 17I6—17I8 гг. боснийские земли по правобережью Савы временно отошли Габсбургам. Стало очевидно, что Порта не в состоянии предоставить средства и войско для защиты Боснии от все нараставшей внешней опасности. Поэтому боснийские феодалы стали самостоятельно организовывать оборону. В Боснии были построены укрепления и крепости, основано много новых капетаний не только в пограничных районах, но и на стратегических путях, и во внутренних частях страны. Упадок центральной власти в Турции побуждал наиболее сильных боснийских феодалов добиваться полной самостоятельности во внутренних делах. Феодальная знать — аяны, проживавшая в городах и входившая в «веча аянов», сумела сохранить в своих руках управление городами и округами. Капетаны постепенно приобрели не только военную, но и гражданскую власть и не подчинялись эялетским властям. Эта должность стала переходить по наследству. Янычарская верхушка хозяйничала в ремесленных цехах, скупала земли, владела крестьянами. Янычары, спахии, капетаны отказывались выполнять свои военные обязанности по отношению к Турции. Иногда в Боснии наступали длительные периоды полной анархии.

Местные феодалы Боснии и Герцеговины — аяны в конце ХVIII — начале ХIХ в. фактически владели земельными наделами, на которых работали как крестьяне-мусульмане, так и крестьяне-христиане. Этнических турок в провинции было очень мало, они, как правило, присылались для занятия административных должностей и враждебно воспринимались местной боснийско-герцеговинской знатью. Уже к середине XIX в. в ходе ликвидации спахийского землевладения старую родовую знать — -аянов начинают теснить владельцы земельных наделов, полученных по воле чиновников из центра или боснийского визиря. Эта новая знать, часто пришлая, именуемая по титулам янычарских военноначальников агами и бегами, образовала новый класс собственников феодального общества. Капетаны и аяны, аги, беги составлявшие так называемый беговат, являлись решающей политической силой в Боснии и Герцеговине в течение всего ХVIII и первого десятилетия ХІХ в. Мусульманские традиции и их культура получили широкое развитие через сеть духовных училищ и школ.

Христианская церковь и культура в Боснии и Герцеговине в конце ХVIII — начале XIX в. занимали весьма слабые позиции. Особенно это касалось православной церкви, где иерархи, по большей части греки, назначались Вселенским патриархом и чаще всего сотрудничали с властями. Католическая церковь была представлена орденом францисканцев. Они очень активно открывали монастыри, католические школы при них, поддерживали самые тесные контакты с католиками Хорватии и Славонии, а также Далмации — известного центра католической культуры Средиземноморья.

Ослабление власти Порты, а вместе с тем и боснийско-герцеговинского визиря, сопровождалось усилением позиций крупных феодальных владельцев, появлением сепаратистских тенденций. Политика турецкого правительства, направленная на государственную централизацию, укрепление своей власти на местах , вызывала резко негативную реакцию со стороны беговата. В Боснийском эялете наряду со сложными религиозными противоречиями существовали серьезные проблемы между крупными землевладельцами и зависимым от них крестьянством (кметами).

Босния и Герцеговина в составе Османской Турции (конец XVIII в. — 1878 г.). В первые десятилетия XIX в. власть султанского правительства настолько ослабла, что фактически Босния и Герцеговина существовала как административно-политическая автономия, хотя и не оформленная юридически. Реформы, которые пытался проводить Селим III, вызывали активное сопротивление. Местные феодалы, в подавляющем своем большинстве мусульмане, усматривали в них ущемление своих прав и своего влияния в административно-политических делах. Кроме того, реформы расценивались ими как уступки христианскому населению. Этот аргумент использовался для вовлечения в борьбу против султанского правительства широких слоев мусульманского населения. На протяжении десяти лет в Боснии и Герцеговине фактически не удалось провести ни одной реформы. Центром оппозиции был город Сараево, главной движущей силой — янычары, которые периодически поднимали восстания. Воспользовавшись противоречиями в среде самих янычар, султан в 1826 г. распустил янычарский корпус. Но во главе оппозиции стали крупные боснийско-герцеговинские феодалы. В 1831 г. вспыхнуло крупное восстание, возглавляемое Хусейн-капетаном Градашчевичем — градачацким капетаном, одним из самых богатых феодалов эялета. К движению примкнула большая часть боснийских капетанов и бегов, аянов, улемов, бывших янычар. Лозунгом восставших стала борьба за автономию Боснийского эялета по примеру других земель империи — Египта, Сербии, Греции. Повстанцы требовали: остановить проведение в провинции военной реформы, чтобы не служить в регулярной турецкой армии; сохранить прежнее общественное устройство; предоставить им право выбирать боснийского визиря из своей среды; верховную власть Порты низвести до получения ежегодной дани. Для обеспечения успеха восстания повстанцы связались с албанским правителем Мустафой-пашой Бушати, заручились поддержкой сербского князя Милоша и черногорского владыки Петра II Негоша. Против султанских войск Хусейн выступил в союзе с албанским правителем Бушати, разбил противника и был провозглашен боснийским визирем. Турки вынуждены были признать Хусейна верховным правителем Боснийского эялета. Однако в среде повстанцев начались разногласия, (Герцеговина отказалась присоединиться к восставшим), и Порта сумела подавить восстание и восстановить султанскую власть. Сам Хусейн Градашчевич бежал в Австрию.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.