рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Реферат: История становления парламента в России

- В преамбуле и в ст. 7 называлась также «законодательная власть», которую осуществляет «государь-император... в единении с Государственным Советом Государственной Думой».

Таким образом монарх подтверждал, что он отказывается от монополии в законодательной деятельности и признает Государственный Совет и Государственную Думу в качестве еще двух законодательных органов, которым он передает часть своих полномочий в законодательной сфере.

Помимо участия в парламентском законодательном процессе монарх, согласно Основным государственным законам 23 апреля 1906 г., обладал полномочиями на самостоятельное законотворчество. Здесь отметим два аспекта. Во-первых, как указывалось, Основные государственные законы (т. е. конституционные законы) подлежали изменению лишь по «почину» (инициативе) императора. Во-вторых, монарх в отдельных случаях мог издавать нормативные акты (указы) и по вопросам, отнесенным к компетенции парламентского регулирования. Однако это нормотворческая деятельность императора могла им осуществляться только «во время прекращения занятий Государственной Думы», вызванного чрезвычайными обстоятельствами. Кроме того, акты нормотворческой деятельности монарха по вопросам, отнесенным к ведению Парламента должны были подтверждаться Государственной Думой после возобновления ее работы, в противном случае их действие прекращалось. Таким образом, Российский монарх, в соответствии с Основным государственным законом 23 апреля 1906 г., сохранял достаточно широкие полномочия, хотя в сфере осуществления законодательной власти они были уже не абсолютными, а ограниченными.

Что касается механизмов их формирования, то указанные законодательные органы различались между собой. Государственный Совет состоял из двух категорий лиц: до 1/2 его состава это были «члены по высочайшему назначению», не менее 1/2 - члены Совета по выбором (ст. 58 Основных государственных законов). Фиксированные сроки пребывания в составе Государственного Совета не устанавливались. Государственная Дума же была образована только из членов, избираемых населением Российской империи; продолжительность их регистратуры устанавливалась в 5 лет (ст. 59). Выборный состав членов Государственного Совета и Государственная Дума в полном ее составе могли быть распущены до истечения срока их полномочий (ст. ст. 62, 63). В Основных государственных законах не устанавливалось, по каким основаниям монарх вправе был распускать выборные законодательные органы. То есть, теоретически он мог это делать совершенно произвольно. Произвол монарха в вопросе о досрочном прекращении полномочий выборных членов Государственного Совета и Государственной Думы ограничивался только его обязанностью издавать указ о назначении новых выборов в эти органы.

3 История становления системы Советов как органов государственной власти в социалистической России

В своем историческом развитии Советы прошли два основных этапа. Советы вначале возникли как массовая политическая организация трудящихся - это был период первой русской революции 1905 - 1907 гг. Первые Советы возникли как органы стачечной борьбы пролетариата, как Советы рабочих депутатов, т. е. создавались главным образом по производственному принципу. Советы осуществляли руководство вооруженным восстанием пролетариата против самодержавия. По определению основателя Советского социалистического государства В. И. Ленина: «Советы рабочих депутатов 1905 г., несмотря на всю их зачаточность, стихийность, неоформленность, расплывчатость в составе и в функционировании, действовали как власть», через Советы пролетариат осуществлял свою гегемонию в первой русской революции. Однако, осуществляя руководство революцией 1905 - 1907 гг. Советы рабочих депутатов все более перерастали в органы общереволюционной борьбы, поскольку ими выдвигались цели не только пролетарской, но и буржуазно-демократической революции: не только требование 8-часового рабочего дня, но и - демократической республики; всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Вторым этапом в развитии Советов стал период от февраля до октября 1917 г. В первые же дни февральской революции Советы вновь возникли как органы революционной власти. В отличие от Советов 1905 г., создававшихся только в крупных городах и промышленных центрах, Советы 1905 г. стали образовываться повсеместно. Широкое распространение получили не только Советы рабочих и солдатских депутатов, но и Советы крестьянских депутатов. Новым явлением в развитии Советской формы являлось создание территориальных объединений Советов, организованных в масштабе отдельных территориальных единиц.

Еще один шаг в становлении Советов в феврале — октябре 1917 г. был связан с созданием их Всероссийских объединений, в результате которого были учреждены два центра организации Советов. 4-28 мая 1917 г. произошло объединение Советов крестьянских депутатов во Всероссийском масштабе: в Петрограде состоялся первый Всероссийский Съезд крестьянских депутатов. На нем был избран Исполнительный Комитет Всероссийского Съезда Советов крестьянских депутатов (ВЦИК). А 3-4 июня 1917 г. также в Петрограде прошел первый Всероссийский Съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, который избрал свой ВЦИК. Решающее значение для перспективы трансформации Советов из революционно-общественных организаций в органы государственной власти в России социалистического периода имел факт укрепления позиций Коммунистической партии большевиков (РКП (б)) России в Советах. Это произошло не сразу. Так, на I Всероссийском Съезде Советов рабочих и солдатских депутатов (июнь 1917 г.) большинство составили эсеры и меньшевики. На Чрезвычайном (10-25 ноября 1917 г.) и II Всероссийском (26 ноября-10 декабря 1917 г.) Съездах крестьянских депутатов большинство депутатов составили представители от эсеров (левые, правые эсеры и эсеры-центристы). Решающим шагом к большевизации Советов стал II Всероссийский Съезд рабочих и солдатских депутатов. Он начал свою работу 25 октября 1917 г. Параллельно с практической апробацией идеи Советов развивалась и практика идеи Учредительного Собрания. Но на выборах в Учредительное Собрание большевики не имели столь высокого успеха, большей поддержкой пользовались эсеры. Но прошедших 12 ноября 1917 г. выборах в Учредительное Собрание «за» эсеров проголосовало 58 % всех избирателей, за социалистов-демократов — 27,6% (причем из них — 25 % за большевиков, 2, 6 % — за меньшевиков), за кадетов — 13 % .[20]

В этой связи, сразу после выборов в Учредительное Собрание 2 декабря 1917 г. В. И. Ленин впервые заявил о предпочтительности Советов, а не Учредительного Собрания. Причину легко «просмотреть: потому что РСДРП (б) имела преимущество во ВЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов, но оказалась в меньшинстве в Учредительном Собрании. Признать Учредительное Собрание — означало для нее передать власть другой партии. В речи 2 декабря 1917 г. В. И. Ленин заявил: что «Советы выше всяких партий, всяких Учредительных Собраний».[21] Оппозиционные партии демонстрировали готовность к компромиссу. Так, на съезде партии эсеров — Партии социалистов-революционеров (ПСР), проходившем 6 ноября — 5 декабря 1917 г., была принята резолюция об эсеровской модели российской демократии в виде комбинации Учредительного Собрания и Советов. На Съезде «подчеркивалось, что Советы необходимо укрепить как могучие классовые организации трудящихся. Также была определена роль партии социалистов-революционеров как конструктивной оппозиционной силы по отношению к правящему режиму. Предполагалось в ходе работы Учредительного Собрания противопоставить большевистскому методу раздачи «невыполнимых обещаний» тактику серьезного законодательного творчества».[22]

5 января 1918 г. открылось первое (и последнее) заседание Учредительного Собрания. На нем были приняты закон о земле и постановление о мире и государственном устройстве, провозгласившее Россию Российской Демократической Федеративной Республикой. Учредительное Собрание отказалось обсуждать предложенную большевиками «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (написанную Лениным). В результате еще до всех иных обсуждений большевики покинули Таврический дворец. А «под утро вооруженный караул предложил делегатам покинуть зал заседаний. Собрание было распущено».[23]

Таким образом, Советы получили перспективу стать единственными органами представительной власти в России. После разгона Учредительного Собрания были приняты меры по объединению городских и сельских Советов. Вначале произошло объединение Центральных исполнительных комитетов двух видов Советов в единых Всероссийский Исполнительный Комитет Советов. А 23 (13) января 1918 г. состоялся объединенный Всероссийский Съезд рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Таким же образом объединились и областные, губернские и уездные Советы. В результате возникла единая система Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

4 История учреждения Федерального Собрания как Парламента Российской Федерации постсоветского постсоциалистического периода

Понятие «Федеральное Собрание» впервые было употреблено в проекте Конституции РФ, подготовленном Конституционной комиссией, созданной I Съездом народных депутатов (известен как проект О. Румянцева), где под Федеральным Собранием понималась одна из палат обновленного парламента. Согласно ст. 87 Проекта обновленный Верховный Совет должен был состоять из двух палат: Государственной Думы и Федерального собрания.[24] В качестве названия не одной из палат, а парламента в целом понятие «Федеральное Собрание» было употреблено в Президентском проекте новой Конституции РФ, подготовленном С. С. Алексеевым, С. М. Шахраем[25] и представленном на первое заседание Конституционного Совещания в мае 1993 г. Однако, юридическая основа для реального, практического создания Федерального Собрания как высшего представительного учреждения, общенационального парламента страны была создана Указом Президента РФ от 21 сентября 1993 г. «О поэтапной конституционной реформе в РФ». Указ имел решающее значение в практической имплементации предложений о Федеральном Собрании.

В Указе говорилось: «Прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов и Верховным Советом РФ» и предлагалось учредить новый двухпалатный парламент - Федеральное Собрание, состоящий из Совета Федерации и Государственной Думы.[26]

Статус Совета Федерации и Государственной Думы вначале регулировался «Положением о Федеральных органах власти на переходный период», которое было введено в действие названным Указом Президента от 21 сентября 1993 г. (№ 1400).[27]

Однако Совет Федерации на дату принятия Указа Президента РФ от 21 сентября 1993 г. был фактически функционирующим учреждением. Поэтому в отношении Совета Федерации новелла заключалась в том, что преобразовывался его статус, теперь ему придавалось качество Палаты Парламента. Таким образом, абсолютно новым учреждением должна была стать Государственная Дума. В Указе говорилось: «Наделить Совет Федерации функциями палаты Федерального Собрания РФ со всеми полномочиями, предусмотренными Положением «О Федеральных органах власти на переходный период». Установить, что осуществление указанных положений Совет Федерации начинает после проведения выборов в Государственную Думу.»

Итак, Совет Федерации, в отличие от Государственной Думы, начал свое существование не как палата Федерального Собрания, а как самостоятельный орган. Первое упоминание о Совете Федерации появилось в Постановлении Президиума Верховного Совета РСФСР « О Федеративном договоре» от 17 июля 1990 г.[28] Согласно этому Постановлению, для выполнения решений I Съезда народных депутатов, глубокого преобразования всей РФ и в целях организации работы по подготовке Федеративного договора между РСФСР и ее субъектами в числе других мероприятий было запланировано и создание Совета Федерации «в количестве 63 человек в составе Председателя Верховного Совета РСФСР, председателей Верховных Советов автономных республик, председателей Советов народных депутатов (СНД) автономных областей и автономных округов и 31 представителя от краев, областей и городов республиканского подчинения, определяемых Председателем Верховного Совета РСФСР».

30 января 1991 г. было издано Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР «О Положении Совета Федерации РСФСР»[29], в котором Совет Федерации определялся как несколько более узкая коллегия, включающая: Председателя Верховного Совета РСФСР (Председатель Совета Федерации), Председателей Верховных Советов республик, входящих в состав РСФСР, председателей СНД автономных областей и округов, краевых, областных, Московского и Ленинградского городских СНД « В постановлении также говорилось, что: «Совет Федерации является координационным органом. Основные направления его деятельности: установление и развитие федеративных отношений; обсуждение наиболее важных законопроектов в сфере государственного устройства и межнациональных отношений; определение и согласование основных направлений социально-экономической политики; выработка общей позиции по отношению к Союзному договору; обеспечение участия субъектов Федерации в реализации конституционных положений о национально-государственном устройстве РСФСР; выработка рекомендаций по разрешению межнациональных и территориальных споров; дача конкретных заключений о включении новых субъектов в Федеративные отношения».

23 октября 1992 г. было издано Распоряжение Президента РФ о создании еще более узкой коллегии Совета глав республик, т. е. в нее вошли только главы республик. В нем говорилось: «Принять предложение глав республик об образовании Совета глав республик под председательством Президента РФ в целях выработки основных принципов реализации Федеративного договора и государственного управления РФ на основе ее новой Конституции, согласованных решений по обеспечению территориальной целостности и государственной независимости России».[30] Было утверждено Положение о Совете глав республик и Регламент Совета глав республик.

Предложение Президента РФ об упразднении Съезда и Верховного Совета и переходе к новому парламенту, изложенное в Указе от 21 сентября 1993 г. было воспринято при подготовке проекта новой Конституции РФ, принятой на референдуме 12 декабря 1993 г.

В Конституции РФ 12 декабря 1993 г. говорится: что парламентом России является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.


Заключение

В заключение можно сделать следующие выводы:

Официальные наименования, применяемые для обозначения высших органов законодательной власти чрезвычайно разнообразны. Как пишет известный российский специалист по конституционному праву зарубежных стран Н. С. Крылова: «Чаще всего употребляется термин «парламент». Классический пример - британский парламент. Некоторые конституции используют термин «легислатура». Распространены и иные наименования: Федеральное Собрание в Швейцарии, Конгресс - в США, Стортинг - в Норвегии, Альтинг - в Исландии, Генеральные Кортесы - в Испании, Кнессет - в Израиле, Народное Собрание - в Египте, Верховный Совет (Рада) - на Украине, Всекитайское собрание народных представителей и т. д. В России, как видим, согласно формуле Конституции РФ 1993 г. используется «двойное» название: Федеральное Собрание парламент России.

Однако действующие в современных государствах модели законодательных учреждений не однородны, не все они является парламентами. В частности, законодательные органы социалистических государств не являются образованиями парламентского типа. Так, не являлись парламентами органы государственной (законодательной) власти в СССР и РСФСР. Более того, как отмечают одни из авторов известной серии учебников «Конституционное (государственное) право зарубежных стран» Б. А. Страшун и В. А. Рыжов: «Социалистическая концепция государства и демократии избегала даже термина «парламент», ибо основоположниками марксизма-ленинизма, особенно В. И. Лениным, этот институт был со всех сторон охаян как фактически безвластная говорильня, призванная «надувать простонародье». Не является парламентом и Всекитайское Собрание Народных Представителей - законодательный орган в Китайской Народной Республике, так как «в действительности решения таких органов лишь придают государственное оформление решениям узких руководящих органов (политбюро, центральных комитетов) коммунистических партий. Наконец, «в развивающихся странах, особенно в Африке и Азии парламенты даже в тех случаях, когда формально строятся по модели развитых стран Запада, на деле обычно также безвластны, регистрируют решения внепарламентских центров подлинной власти», т. е. не являются парламентскими образованиями по своей сути. Во всех указанных случаях использование термина «парламент» для обозначения высшего представительного органа возможно лишь в целях практического удобства, как элемент технологии, но по сути такое словоупотребление очень условно.

Понятие «Федеральное Собрание» впервые было употреблено в проекте Конституции РФ, подготовленном Конституционной комиссией, созданной I Съездом народных депутатов (известен как проект О. Румянцева), где под Федеральным Собранием понималась одна из палат обновленного парламента. Согласно ст. 87 Проекта обновленный Верховный Совет должен был состоять из двух палат: Государственной Думы и Федерального собрания.

Статус Совета Федерации и Государственной Думы вначале регулировался «Положением о Федеральных органах власти на переходный период», которое было введено в действие названным Указом Президента от 21 сентября 1993 г. (№ 1400).

Однако Совет Федерации на дату принятия Указа Президента РФ от 21 сентября 1993 г. был фактически функционирующим учреждением. Поэтому в отношении Совета Федерации новелла заключалась в том, что преобразовывался его статус, теперь ему придавалось качество Палаты Парламента. Таким образом, абсолютно новым учреждением должна была стать Государственная Дума.


Список литературы

1.    Хессе К. Основы конституционного права ФРГ. М., 1994. С. 90.

2.    Острогорский М. Л. Демократия и политические партии. Т. II. М.. 20080. С. 252.

3.    Юдин Ю.А. Политические партии и право в современном государстве. М.: 1998

4.    Зарубежное законодательство о политических париях. С. 151.

5.    Очерки парламентского права (зарубежный опыт). М., 1993.

6.    Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. №2. Ст. 22.

7.    Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. №35. Ст. 1164.

8.    Федеральный закон «О политических партиях» от 11.07.2007 г.

9.    Реформирование России: мифы и реальность. М, 1994. С. 54

10.    Головков А. Российский политический театр: без массовки нет солистов // Известия. 1996. 2 марта

11.  Первая леди в мантии // Фигуры и лица. Приложение к «Независимой газете». 1998. Март №5. С.10.

12.    Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. №41. Ст.3907

13.  Избирательный закон: материалы к обсуждению. М, 1993.

14.  Веденеев Ю. Политические партии в избирательном процессе // Доверие. 1995. №3-4.С.10.

15.  Власть и демократия. Зарубежные ученые о политической науке. М., 1992. С.96.

16.  Выборы в Государственную Думу. М., 1995. С. 33

17.  Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №38.


[1] См.: Крылова Н. С. Конституционные модели законодательной власти. // В книге: Сравнительное конституционное право. М. 1996 г. С. 505–506.

[2] См.: Мишин А. А. «Центральные органы власти буржуазных государств». МГУ. 1972.

[3] Там же.

[4] Стращун Б. А.. Рыжов В. А. Законодательная власть: Парламент. // В кн.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 2. М. 1995. С. 95.

[5] Страшун Б. А. Рыжов В. А. Указ. работа. С. 97.

[6] Страшун Б. А. Рыжов В. А. Указ. работа. С. 97.

[7] Страшун Б. А. Рыжов В. А. Указ. работа. С. 97.

[8] Пахоленко Н. Б. К характеристике «Думского периода» в истории Российского государства. // В сб.: Становление конституционного государства в пост-тоталитарной России. Отв. ред. В. А. Четвернин. С. 83.

[9] Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность, 1997. С. 40; Чистяков 0. И. Введение к т. 9 издания « Российское законодательство Х - XX веков». М. 1994. С. 12 - 13; Пахоленко Н. Б. Указ. статья. С. 87.

[10] Чистяков 0. И. Указ. статья. С. 19.

[11] Цит. По Пахоленко Н. Б. Указ. Статья. С. 87.

[12] Казанцев С. М. Указ. работа. С. 54.

[13] Чистяков О. И. Указанная работа С. 18.

[14] Чистяков О. И. Указанная работа С. 18.

[15] Пахоленко Н. Б. Указанная работа с. 86.

[16] Чистяков О. И. Указанные труды с. 18.

[17] Авакьян С. А. Указанная монография с. 40.

[18] Чистяков О. И. Указ. труды. С. 20.

[19] Там же. С. 20.

[20] Там же. С. 168 - 169.

[21] Там же. С. 170.

[22] Политические партии России в контексте ее истории С. 172.

[23] Там же. С. 172.

[24] Аргументы и факты. 1992. № 12 (597 (с. 4).

[25] Сельская жизнь. 1993. 4 мая.

[26] Сборник законодательства по конституционному (государственному) праву РФ /Сост. Овсепян Ж. И. - М. 1997. С. 70 - 71.

[27] Газета Молот. 30 сентября.

[28] Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 8 ст. 112.

[29] Ведомость Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 6. Ст. 97.

[30] Российская газета. 1992. 30 октября.


Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.