рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Реферат: Истоки и этапы становления идеологии белорусского государства

Реферат: Истоки и этапы становления идеологии белорусского государства

Министерство образования республики беларусь

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

"БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ В СФЕРЕ

ЭКОНОМИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Реферат на тему:

"Истоки и этапы становления идеологии белорусского государства"

подготовил слушатель группы Эз-109

Драченко Виталий Николаевич

Барановичи, 2009


Оглавление

Введение

Предмет и теория изучения идеологии белорусского государства

Этапы становления идеологии белорусского государства

Становление идеологии белорусского государства на современном этапе

Заключение

Список использованных источников


Введение

В связи с распадом мировой системы социализма, кризисом догматизированной идеологии марксизма-ленинизма и переходом бывших социалистических стран к рыночной экономике и демократическим реформам, сложилась ситуация негативного отношения к идеологии. Однако, и отечественный опыт последнего десятилетия и исследования западных аналитиков показали, что идеология является неотъемлемой частью социальной действительности, политического и духовного бытия современного общества.

Общество не может существовать без целостного свода идей, ценностей и норм, объединяющих всех граждан. Государство без идеологии, как и человек без мысли, не может жить и развиваться, тем более, противостоять внутренним и внешним угрозам и вызовам, что и объясняет актуальность выбранной темы.

Идеология для государства — то же самое, что иммунная система для живого организма. Если иммунитет ослабевает, любая даже самая незначительная инфекция становится смертельной. Точно так же с государством: когда разрушается идеологическая основа общества, его гибель становится только делом времени, как бы внешне государство не казалось сильным и грозным. Если мы хотим видеть Беларусь сильной, процветающей державой, то должны, прежде всего, думать об идеологическом фундаменте белорусского общества.

Идеология — это система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а также средствах и путях достижения этих целей, воплощенных в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых актах, побуждающих людей в своих действиях стремиться к целям, которые мы перед собой поставим.


Предмет и теория изучения идеологии белорусского государства

Идеологическое пространство всегда плюралистично. В обществе одновременно существуют самые разнообразные идеологические теории. Функционируя, они взаимно дополняют друг друга, создавая единую идеологическую систему. Даже в тоталитарных режимах, где господствует идеократия, функционируют контридеологии. Запрещенные и гонимые контридеологии все-таки бросают вызов данному состоянию.

Основные современные идеологии – либерализм, социализм, консерватизм – возникли в условиях становления и развития западноевропейской цивилизации. Эти идеологии отражали реальные и многообразные конфликты эпохи буржуазного развития. В них в максимальной степени нашло выражение понимание проблем современного общества основными социальными слоями и классами, и именно в этих идеологиях большие социальные группы обрели ясное самосознание.

Но для становления современных государств в Европе и развития гражданского общества классовых идеологий было недостаточно. Становление государственности требует дополнительного фактора, формирующего государственную и гражданско-политическую идентичность. Поэтому не случайно в Новое время возникает национализм, который первоначально формировался как государственный патриотизм и экономический национализм. Любовь к нации-государству становилась выше, чем любовь к монарху и династии.

В середине XIX века в Греции в период дискуссий о том, каким должно быть политическое устройство страны после ограничения абсолютной власти короля, была провозглашена "великая идея", которая включала в себя необходимость консолидации всей нации и историческую миссию Греции как посредника между Западом и Востоком. "Великая идея" сохранила свое значение до настоящего времени. Она входит в программы различных политических партий в Греции, хотя за полтора столетия данная идея обогащалась и продолжает наполняться новым содержанием.

Возникновение и развитие суверенного государства Республики Беларусь актуализировали вопрос об идеологии белорусского государства. Идеология государства – специфический тип идеологии. Именно эта идеология должна обеспечивать большую или меньшую степень социального консенсуса и ощущение принадлежности к государственно-организованному сообществу, к исторической судьбе Отечества. Идеология государства становится важнейшим источником согласия различных социальных и политических сил.

Это становится важным и потому, что государственное строительство Республики Беларусь происходит одновременно с глубокими социально-экономическими преобразованиями и переходом к рыночной экономике. Старая система ценностных ориентации, которая консолидировала советское общество, оказалась разрушенной; для многих людей эти ценности в период перестройки и рыночных преобразований утратили свое значение. Новые ценности, которые транслируются на общество, отличаются большим политико-идеологическим многообразием. Возникает острая проблема поиска оснований идентичности. Ценностью, которая несет в себе консолидирующий потенциал, может стать суверенное белорусское государство.

Идеология государства играет особую роль в процессе политической социализации. Политическая социализация происходит под воздействием многих факторов, но именно деятельность государственных и общественных структур по индоктринации в сознание индивидов идеологии государства обеспечивает "вертикальную" передачу системы ценностей и моделей восприятия политической реальности от политического режима к личности.

В идеологии государства особенно четко проявляется инструментальная функция, которая служит достижению конкретных политических, экономических и социальных целей, значимых для всего общества.

В демократическом обществе наличие идеологии государства не ликвидирует идеологического плюрализма различных политико-идеологических течений – от радикальных до умеренно-либеральных и консервативных. Но обычно в политически стабильном обществе крайние идеологические течения занимают маргинальное положение на политической сцене страны, а преобладающим влиянием обладает центристское течение. Идеология государства, чтобы отражать интересы и устремления основной массы населения, должна нести в себе центристскую программу. Идеология государства охватывает все основные сферы жизни общества: экономическую, собственно политическую, социальную, культурно-информационную, но приоритеты в зависимости от конкретной ситуации могут меняться. Инструментализм идеологии государства позволяет по сравнению с классическими идеологиями более чутко реагировать на социальные запросы в локально-темпоральном (в зависимости от места и времени) контексте.

Эта идеология позволяет добиться согласия по базовым, фундаментальным ценностям общества и способствует уменьшению доли конфликтов соперничества и увеличению доли и значимости сотрудничества, что хорошо соотносится с национальным характером белорусов и белорусской толерантностью.

Идеология белорусского государства должна задействовать духовный и интеллектуальный ресурсы нации, которые являются важнейшими ресурсами развития особенно в современном информационном обществе.

Идеология белорусского государства – это государственно-патриотическая идеология, синтез государственного самосознания, культуры и духовности.

Без духовной энергии невозможно созидание эффективной экономики и процветающего общества.

Важной проблемой идеологии белорусского государства является соотношение инноваций и традиции как в социокультурном контексте, так и в плане государственного строительства. Особое место тут занимает отношение к советскому прошлому и белорусской государственности в рамках СССР. Вопрос, который имеет важнейшее значение для современного белорусского общества и его политико-идеологического состояния – это вопрос о том, является ли суверенное государство Республика Беларусь продолжением предшествующего развития или качественно новым этапом в становлении белорусской государственности, имеющим слабую генетическую связь с предшествующим состоянием.

Динамика общественных изменений предопределяла быструю смену оценок прошедших этапов развития страны, включая и советскую перестройку, и перспективы дальнейшей эволюции развития Беларуси. Причем если во второй половине 80-х годов проблема соотношения традиции и инновации рассматривалась сквозь призму развития социализма, то после 1991 года чаще в содержании оценок доминировала политическая составляющая – белорусская государственность, ее прошлое, настоящее и будущее.

Ядром идеологии белорусского государства является идея Отечества. В моменты кризисов именно понятия "Родина" и "Отечество" становятся политическим средством преодоления раскола между властью и народом. Отечество – это есть общая Родина и для патриотов, и просто лояльных или аполитичных граждан, и для оппозиционных граждан. Сын Отечества – это соединение гражданина и патриота в одном лице. Не случайно, что только те войны получают название Отечественных, в которых, защищая страну, граждане и правительство действуют героически и как одно целое.

Идеи своего Отечества и своего народа сходные, хотя не следует наполнять их только этническим содержанием. Безусловно, у государства Республики Беларусь есть национальные интересы. Категория "национальный" должна рассматриваться как ассоциация с территорией проживания белорусского этноса, белорусской культурой, историей, языком. Национальный интерес шире, чем этнический интерес. Национальный интерес связан, в конечном счете, с Беларусью, настоящим и будущим народа, граждан Беларуси.

В системе ценностей особое место занимают суверенитет, национальный интерес, национальная безопасность, справедливость. Важной составляющей идеи белорусской государственности должны стать стандарты прав человека и права как такового.

Правовой основой идеологии белорусского государства является Конституция Республики Беларусь. Конституция любого государства и в том числе белорусского, является, по сути, главным идеологическим документом, в котором прописаны все основные цели государства. Экономической основой идеологии государства является белорусская экономическая модель, содержание которой в основных чертах будет раскрыто в соответствующем разделе книги.

Следующей составной частью Белорусской идеологии белорусского государства является белорусская политическая система как политическая основа идеологии государства. Белорусская политическая система основана на Конституции Республики Беларусь, но основные особенности белорусской политической системы как составной части идеологии государства еще ждут своего дальнейшего исследования, развития со стороны ученых, обществоведов, политиков и аналитиков.

Четвертой составляющей, или составной частью идеологии белорусского государства, является, собственно, белорусская идеологическая доктрина или национальная идея. Основным содержанием белорусской национальной идеи являются такие фундаментальные понятия, как: общечеловеческие и христианские ценности, национально-государственное самосознание, гражданственность, патриотизм. Это – мировоззренческая основа идеологии государства.

На сегодняшний день уже можно говорить о наличии всех четырех гармоничных составляющих частях идеологии белорусского государства: Конституция, белорусская экономическая модель, белорусская политическая система, белорусская идеологическая доктрина в виде национальной идеи.

Структура идеологии белорусского государства включает в себя четыре блока компонентов:

1) теоретико-методологический (базис системы). Цель – определение основных компонентов и структуры идеологии белорусского государства;

2) процессуальный ("Вход" в центры принятия идеологических решений). Цель – определение качественных характеристик внутрисистемной среды, формирующейся вокруг центров принятия идеологических решений;

3) институциональный ("Центры принятия идеологических решений"). Цель – определение путей повышения эффективности идеологической деятельности институтов государственной власти, нахождение оптимальных механизмов их взаимодействия;

4) инструментальный ("Выход" в среду системы в виде направлений идеологической политики государства в конкретных сферах жизнедеятельности общества). Цель – определение социальных механизмов реализации идеологической политики государства.

Способ взаимодействия элементов системы показывает, что если в соответствии с ожиданиями граждан (на входе) руководством страны принимаются соответствующие решения (в центре принятия решений), то в политической, экономической и духовной системах государства соблюдается определенное равновесие, и общество уверенно двигается в направлении решения своей главной идеологической задачи (на выходе) – повышение экономической мощи государства и повышения благосостояния граждан.


Этапы становления идеологии белорусского государства

О своем месте в этом мире каждый народ в ходе своего исторического развития вырабатывает определенную систему представлений, понятий, принципов формирования своей национальной общности, форм своей государственной и экономической жизни, своих взаимоотношений с другими народами. Эти идеи и представления, в конечном счете, всегда составляли, и будут составлять основу построения народом своего государства.

Систематизированную сумму выработанных народом идей и представлений об истории становления и развития своей государственности, особенностях устройства институтов государственной власти, о направлениях, целях и задачах дальнейшего развития государства, формах и способах его взаимодействия с другими народами с полным основанием можем назвать идеологией национальной государственности. В связи с этим можно сделать вывод, что идеология белорусской государственности аккумулирует все конструктивное, полезное для Беларуси из опыта прошлого и достижений настоящего. Идеология белорусской государственности - это не только система взглядов, благодаря которым граждане нашей республики могут ориентироваться в политическом и социальном пространстве, но она призвана обосновать и обеспечить интересы белорусского народа как важнейшего субъекта политики.

Проблема формирования идеологии национальной государственности возникла во второй половине XIX века. Ее формированию тогда препятствовали многие факторы, которые проявились в замедленности процесса оформления национальной идентичности белорусов, в противоречивом осознании народом его исторического прошлого, его политических интересов. Это было обусловлено тем, что, находясь в составе Российской империи, Беларусь оказалась глубоко инкорпорирована в общероссийский государственно-политический организм, а это, естественно, сдерживало проявление белорусской самобытности и тормозило формирование национально-ориентированной интеллектуальной и политической элиты. Оказывало свое влияние на эти процессы и наступление на Беларусь более сильного соседа с Запада - Польши. Польское влияние особенно сильно ощущалось в сфере культуры. Фактически все слои польского общества (идейные вдохновители Людвиг Гурский и Генрих Сенкевич) активно проповедовали идею об "историческом праве Польши на Белоруссию", о "великой культурной миссии поляков на Восток" и т.д. Такой подход был характерен не только для лагеря правых, но и для польского социалистического движения, которое добивалось возрождения польского государства в исторических границах Речи Посполитой 1772 года (а это означало включение белорусских земель в состав польского государства).

Глубокая интеграция Беларуси в общероссийский государственно-политический организм, экспансионистские претензии польской политической элиты также не способствовали созданию международных условий для реализации идеи белорусской государственности. Поэтому до начала первой мировой войны Беларусь практически не входила в сферу геополитических интересов других государств. По этой причине белорусский вопрос (в отличие, например, от польского) оставался внутренним фактором Российского государства, соответственно, белорусское общественное движение, которое поднимало этот вопрос, отражало противоречия только всероссийской политической жизни. Объективно предпосылки для включения белорусского вопроса в сферу международных отношений начали складываться только в ходе первой мировой войны и в период Февральской революции 1917 года в России. Однако во всей полноте вопрос о белорусской государственности и ее идеологическом обосновании встал перед белорусским народом после Октябрьской (1917) революции в России. В тот период проблема национальной государственности оказалась как бы в фокусе политической борьбы в Беларуси. И это было вполне закономерно, ибо в этот период началось создание национальной государственности белорусского народа.

После распада Советского Союза и провозглашения суверенитета Республики Беларусь вопрос об идеологии белорусской государственности приобрел новое значение. В последнее десятилетие в центре острейших дискуссий находятся вопросы, касающиеся прошлого, настоящего и будущего белорусской государственности. В современной идейно-политической борьбе особое внимание концентрируется на понимании прошлого белорусской государственности.

Все восточные славяне сначала составляли единую древнерусскую народность в границах единого Древнерусского государства – Киевской Руси. Этот факт прочно вошел в историческую память не только белорусского, но и русского, и украинского народов. Согласно общепризнанной в отечественной и зарубежной научной литературе схеме восточнославянские племенные союзы после их политического объединения в рамках Древнерусского государства в течение XI-XII веков слились в единую древнерусскую народность, которая с конца XIV века распалась на три отдельных народности – белорусскую, великорусскую и украинскую. У большинства современных исследователей не вызывает сомнений факт широкого распространения в Киевской Руси представления о том, что все славяне на территории Восточной Европы составляли единый народ, что в отчетливой форме зафиксировано в "Повести временных лет" – древнейшем летописном своде по истории восточных славян. Исходя из этого, можно сделать вывод, что идея белорусской государственности имеет общерусские корни, восходит к древнерусской государственности. Именно уже в ранней древности была сформулирована идея общерусского единства. Она, несомненно, помогает нам понять и осмыслить историю и идеологию белорусской государственности.

Имеет ли историческое и юридическое право Республика Беларусь считать себя наследницей и преемницей Великого княжества Литовского, Русского, Жемайтского (вторая половина XIII-XVI вв.)? Ответ на этот вопрос можно сформулировать так: в результате феодальной раздробленности и нашествия татаро-монголов в начале XIII века Древнерусское государство распалось. На северо-западной его части во второй половине XIII века возникло Великое княжество Литовское, которое в конце XIV века стало называться Великим княжеством Литовским, Русским, Жемойтским. Такое название государства отражает сложный процесс его становления и, разумеется, дает ответ на характер этнического состава населения этого государственного образования. Однако необходимо отметить, что и до сегодняшнего дня не умолкли дискуссии и споры об этническом составе его населения. Спектр взглядов на эту проблему очень широкий – от трактовки Великого княжества в качестве литовской державы до провозглашения его белорусской империей. В значительной степени это связано с отсутствием в письменных источниках информации о юридических основах объединения балтских и славянских территорий в единое государство, в разных сферах (политической, экономической, культурной) которого в дальнейшем доминировал или балтский, или славянский элементы. Однако существенно то, что в рамках Великого княжества Литовского интенсивно шел процесс формирования белорусского этноса.

Известно, что российские историки считали ВКЛ русско-литовским государством, однако, в процессе развития этого государства все более отчетливо проявлялась его белорусско-литовская сущность, а позднее более выраженным стал белорусский фактор (тогда, когда сформировалась белорусская народность). Это был период, который охватывал XV-XVI столетия. Именно в этот период набирал силу процесс формирования этнического самосознания белорусов, который проявился, главным образом, в развитии родного языка, письменности, философской и социально-политической мысли; правотворчестве, национальных обычаях и традициях, приверженности населения православному вероисповеданию. Однако в конце XVI столетия была перевернута и трагическая страница истории нашего народа: Люблинская уния (1569 г.). Согласно этой унии ВКЛ вошло в состав Речи Посполитой, сохранив на некоторое время свой автономный характер, однако позднее суверенитет был утерян.

Что касается вхождения белорусских земель в состав Речи Посполитой, то этот период имел исключительно важное значение для самоидентификации белорусов как самобытного этноса, для его самосознания, его общерусского происхождения, а также для его политического самоопределения. Решающим обстоятельством в этом процессе было то, что Речь Посполитая как государство менее всего было заинтересовано в развитии белорусов как самобытного народа. Более того, она делала все, чтобы стереть из памяти белорусов их этническую принадлежность. Именно в это время большинство белорусов осознало, что для своего самосохранения как этноса, для своего дальнейшего исторического развития они должны вернуться к своим общерусским корням, к истокам своей государственности. Это явилось главной причиной острой религиозно-национальной борьбы, развернувшейся на белорусских и украинских землях. Польско-католическое давление вынудило их сплотиться и развернуть религиозно-национальную борьбу за свое освобождение. И эта борьба не прекращалась вплоть до воссоединения белорусских и украинских земель с Российским государством.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.