рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Реферат: Господин Великий Новгород в XII-XV вв.

Новгородское искусство эпохи политической самостоятельности занимает выдающееся место в истории русской культуры. Его хорошо знают во всем мире. Фотографии новгородских зданий XI—XV веков, фоторепродукции памятников новгородской живописи можно найти на страницах многих отечественных и зарубежных изданий по средневековому искусству.

До нас дошла лишь небольшая часть тех построек, что украшали город в XI—XV веках. Причем все они каменные. Между тем Новгород многие столетия был почти сплошь деревянным. Деревянным был первый христианский храм — тринадцатиглавый Софийский собор, а также многие более поздние церкви и почти все гражданские постройки.

Многолетние археологические раскопки открыли остатки тысяч жилых и хозяйственных построек. Основой конструкции любого деревянного сооружений был венец из четырех бревен, концы которых соединялись узлом в обло. Большая часть жилых домов строилась на подклете. Жилым был второй этаж. В X—XII веках на усадьбах состоятельных новгородцев был широко распространен большой односрубный пятистенок площадью 70—80 квадратных метров. В XIII столетии ему на смену пришел однокамерный дом с пристроенными сенями. Жилые дома нередко украшались резьбой по дереву, которая придавала им нарядный, праздничный вид.

Разумеется, имущественное и сословное неравенство отражалось на облике усадеб средневекового Новгорода. На боярских усадьбах (площадью до 1400 квадратных метров) имелось несколько жилых домов и до десятка хозяйственных построек. В богатых хоромах жили владельцы усадеб, в более скромных домах — зависимые люди. На усадьбах рядовых горожан (их обычная площадь — около 450 квадратных метров), как правило, стоял один небольшой жилой дом и две-три хозяйственных постройки.

О каменных гражданских постройках древнего Новгорода мы знаем пока немного. В кремле сохранилось здание Владычной (Грановитой) палаты, построенное по заказу архиепископа Евфимия II в 1434 году. В строительстве палаты принимали участие немецкие мастера, поэтому в ней немало элементов готической архитектуры. Археологами обнаружены остатки трех боярских каменных теремов в Неревском и Славенском концах.

Мы знаем очень мало имен средневековых живописцев. Свои произведения они, как правило, не подписывали. Однако последние открытия археологов дают надежду, что хотя бы часть замечательных произведений новгородского искусства в будущем перестанет быть анонимной. В. Л. Янин предположил, что одним из главных мастеров, расписавших знаменитую церковь Спаса на Нередице, был художник и видный церковный деятель Олисей Гречин, который в конце XII века жил и работал в усадьбе, стоявшей на перекрестке Пробойной и Черницыной улиц Людина конца. При раскопках этой усадьбы найдены остатки красок, фольги, заготовок для икон, а также берестяные грамоты, адресованные заказчиками икон Олисею Гречину.

Если в первые после принятия христианства столетия новгородские художники создавали произведения в стиле, близком к византийскому (хотя уже тогда стали проявляться местные черты), то примерно с конца XIII века писали иконы и фрески, где от византийских традиций осталась, по существу, только иконографическая схема. Впрочем, новгородцы нередко приглашали для украшения своих храмов художников из Византии.

Яркие, сочные цвета иконы "Никола", написанной в 1294 году Алексой Петровым, патриотизм и мастерство художника, создавшего в XV веке икону "Битва новгородцев с суздальцами, многие другие произведения новгородской станковой живописи и ныне восхищают посетителей Новгородского музея.

Известный художник и видный знаток древнеруского искусства Игорь Эммануилович Грабарь так охарактеризовал искусство Новгорода времени самостоятельности: "Идеал новгородца — сила, и красота его — красота силы. Не всегда складно, но всегда великолепно, ибо сильно, величественно, покоряюще. Такова же и новгородская живопись — яркая по краскам, сильная, смелая, с мазками, положенными уверенной рукой, с графами, прочерченными без колебаний, решительно и властно".

В середине XIV века начинается эпоха монументальной живописи Новгорода, определяемая влиянием греческих мастеров эпохи так называемого Палеологовского Ренессанса. Падение Константинополя в 1453 году стало причиной эмиграции греческих художников - об этом рассказывают и летописи. Возможно, фрески церкви Федора Стратилата (вторая половина XIV века) или Успения в Волотове (1363 год), поражающие одухотворенностью образов, стремительностью движения, были созданы не без участия пришлых мастеров.

Иконописец, миниатюрист и виртуоз монументальной росписи Феофан Грек (около 1340 - после 1405 года) и среди своих талантливых современников выделялся яркой индивидуаль ностью. В глазах Епифания Премудрого, выдающегося мыслителя и писателя конца XIV - начала XV века, Феофан - не только "отменный живописец", "дивный и знаменитый муж", но и "преславный мудрец, философ зело искусный". "Никто не видел, чтобы он когда-либо смотрел на образцы... Он же, кажется, руками пишет изображение, а сам на ногах, в движении, беседует с приходящими, а умом обдумывает высокое и мудрое, острыми же очами разумными разумную видит доброту".

Возвышенность и глубокий драматизм характерны для художественного мышления Феофана, обогатившего русскую культуру лучшими достижениями Византии. "Живопись Феофана, - отмечает глубокий знаток средневековой эстетики В. В. Бычков, - это философская концепция в красках, притом концепция достаточно суровая, далекая от обыденного оптимизма. Суть ее составляет идея глобальной греховности человека перед Богом".

Монументальная живопись в ее лучших образцах, ориентированная на великое и ужасное, резко контрастировала с "неземной грацией" новгородской иконописи XIV-XV веков, с ее певучей красотой линий и "звонкостью" цвета. Ясность композиций, дивное сияние полнозвучных красок, введение бытовых черточек восходят к народному искусству. Киноварный цвет определяет радостный, мажорный характер палитры. Народным чаяниям отвечал и выбор святых. Пророк Илья - громовержец, дарующий земледельцу дождь. Рыцарственный Георгий Победоносец, несущийся на белом коне, помогал воинам на поле брани и одновременно считался стражем деревенских стад. Флор и Лавр - святые коневоды, охранители лошадей землепашца. Никола – покровитель всех путешествующих и страждущих, защитник от пожаров. А торговый люд почитал Параскеву Пятницу.

Новгородская иконопись одинакова чужда как суровой византийской созерцательности, так и преувеличенной экспрессивности готики... Ее просветленные лики, ласковые и поэтичные, ее эпическое настроение, спокойное и сосредоточенное - все это вызывает у зрителя ощущение какой-то внутренней легкости, когда все противоборствующие страсти приведены в согласие и когда возникает совсем особое чувство гармонии" (В. Н. Лазарев).

Уже тогда Новгород был крупнейшим центром книжности: узорные инициалы и заставки рукописных книг нигде не отличались таким своеобразием. Со второй половины XIII до начала XV века в книжной орнаментике господствует стиль, который называется тератологическим, то есть "чудовищным": переплетающиеся ленты сливаются с растениями и живыми существами, образуя фантастические комбинации.

За полвека до присоединения Новгорода к Московскому государству архиепископ Евфимий предпринял парадную обстройку Владычного двора в детинце. Согласно летописи, в 1433 году он поставил "полату в дворе у себе, а дверий у ней 30: а мастера делале немечкыи, из Заморья, с новгород-скыми мастеры". Это так называемая Грановитая палата, где главный большой зал перекрыт сводами на нервюрах, опирающимися на центральный столб (нервюра - выступающее ребро свода, основа его конструкции; каркас нервюры воспринимает и передает нагрузку свода на его опоры). В палате происходили торжественные приемы, здесь же заседал боярский Совет господ. Рядом возвышается "Часозвоня" Евфимия - восьмигранный столп, расширяющийся книзу, с пролетами вверху, выстроенный в качестве дозорной башни ("сторожни") Владычного двора и служившая позднее для отбивания времени. На Торговой стороне по повелению Евфимия на старых фундаментах церкви Иоанна Предтечи на Опоках в 1453 году возводится новое здание,явно подражавшее прежнему храму. Церковь принадлежала богатым купцам-вощаникам - торговцам воском. Здесь разбирались все тяжбы по торговым делам, хранились контрольные эталоны мер.

Но могущественная община Великого Новгорода уже клонилась к упадку. Москва усиливала давление на вольный город, добиваясь подчинения великокняжеской власти. Иван III потребовал полной его покорности. В 1471 году в битве на реке Шелонь новгородские рати были наголову разбиты москвичами, а в 1478 году Новгород и все его земли вошли в состав русского централизованного государства. Из покоренного города в центральные области России было выслано около семи тысяч "вольных мужей" из числа крупного боярства, духовенства и купечества, а на их место переселены из Московской земли "лучшие люди гости и дети боярские". Наиболее важные документы из архива Новгорода и его вечевой колокол – символ независимости увезли в Москву. Новгородская республика пала.

Но еще долго после своего падения Великий Новгород – этот центр религиозной мысли и книжной культуры – не уступал Москве. Вплоть до страшного разгрома опричниками Ивана Грозного в 1570 году сказывалось его могущественное культурное и художественное влияние. До второй половины XVI века Москва выписывала новгородских иконописцев. Господин Великий Новгород, хотя и завоеванный в неравной борьбе, продолжал обогащать своим неувядаемым искусством Москву и московский двор.

Некоторые улички на окраине Новгорода, местами не вышедшего за пределы средневековых валов, с одноэтажными домиками и словно вросшими в землю церквами как будто переносят нас в атмосферу старого города. В серенький мартовский день, если стать на стене недалеко от Софийской звонницы, впереди голубеют бесчисленные купола храмов на Торговой стороне, справа вдали - зыбкие очертания Юрьева монастыря, слева вниз по Волхову – Антониева. Сзади тусклым золотом отсвечивает купол Софии, кажущейся вытесанной из огромного ледяного монолита. На горизонте голубеет Ильмень с Перуновой рощей на взгорье. Как нигде, в этом городе, бурная история которого канула в глубину веков, можно представить ее былинный размах, воплощенный в творческом гении народа.

5. Архитектура

В начале XII в. в Новгороде сложилась боярская феодальная вечевая республика. В 1136 г. новгородцы, собравшись на вече, свергли князя Всеволода Мстиславича. Однако князья долгое время оказывали определенное влияние на политическую и экономическую жизнь Новгорода. Бурные события первой половины XII в. отразились на строительной деятельности и на зодчестве "Господина Великого Новгорода".

После изгнания князей с 30-х годов XII столетия княжеское строительство на самой территории Новгорода совершенно прекратилось. Вторая половина XII и начало XIII вв. характеризуются подъемом строительной деятельности боярства, купечества и различных городских корпораций.

Во второй половине XII в. вместо грандиозных единичных сооружений возникло значительное количество небольших и скромных зданий, многие из которых не сохранились. Появляется кубический тип храма, почти квадратный в плане, трехапсидный, одноглавый, четырехстолпный с посводными покрытиями. Фасады храма по-прежнему членятся лопатками.

Наиболее характерным памятником архитектуры конца XII в. является церковь Спаса на Нередице — последняя княжеская постройка. Она была сооружена в 1198 г. Это небольшое по размерам здание, удачно поставленное на горе Нередице, возвышающейся среди необозримых равнин, вблизи Городища. Церковь хорошо видна из города. Если первая княжеская постройка — Софийский собор — была самой крупной, то последняя — церковь Спаса на Нередице — самой малой. Так уменьшение роли князей как властителей города находило свое отражение в зодчестве. Церковь расписана в 1199 г., она являлась наиболее значительным произведением монументальной живописи. Но росписи погибли в 1941 —1943 гг., а сала церковь от артиллерийского обстрела Фашистами превратилась в руины. В 1956 —1958 гг. церковь была восстановлена (авторы реставрации С. Н. Давыдов, Г. М. Штендер). Удалось сохранить лишь некоторые фрагменты росписи, главным образом в восточной части.

По дороге на Юрьево, вблизи аэропорта, находится церковь Благовещения на Мячине. Построена она в 1179 г. Верхняя часть церкви перестроена в более позднее время. План и общее композиционное решение аналогичны церкви Спаса на Нередице. В 1189 г. церковь была расписана. Сохранились фрагменты росписи в алтарной части.

На южной окраине города, по дороге на Юрьево, на Петровском кладбище стоит церковь Петра и Павла на Синичьей горе, построенная в 1185—1192 гг. (автор реставрации Г. М. Штендер). Сооружена она жителями Лукиной улицы. Сохранила почти все свои древние формы, исключением крыши, которая сейчас четырехскатная, а первоначально имеющая свинцовое покрытие по сводам.

В архитектуре церкви отражен дух новгородских традиций, но имеются и некоторые отличительные особенности. Если новгородским церквам была присуща кладка стен посредством чередования рядов камня и плинфы — плоского кирпича, то в церкви Петра и Павла вся кладка выполнена из плинфы.

Данный прием, зародившийся в киевских постройках, был широко распространен в конце XII в. в полоцком и смоленском зодчестве. Видимо, здесь сказалось влияние полоцких и смоленских технических приемов. В последнее время такая же кладка обнаружена на некоторых участках стен в церкви Благовещения на Мячине

Церковь Ильи на Славне размещается на южной оконечности Торговой стороны в Славенском конце. Построена в 1198—1202 гг. по заказу новгородца Еревши. Но в 1455 г. была перестроена заново "по старой основе", как сообщается в летописи.

Южнее Юрьева монастыря находится Перунов холм с сосновой рощей. Здесь было древнейшее урочище, где осуществлялось поклонение языческому богу Перуну до принятия христианства. Обнаружены остатки языческого капища. Воеводой киевского князя Владимира Добрыней в 980 г. на холме была поставлена статуя Перуна. С принятием христианства статуя в 988 г. была сброшена в Волхов, и на этом месте основан монастырь Перынь-Богородицы с церковью Рождества богородицы. Она построена в начале XIII в. В настоящее время церковь реставрирована (автор реставрации Л. Е. Красноречьев), восстановлено ее трехлопастное покрытие. Церковь очень мала, ее размеры 7,5х9,5 м при высоте 12 м. Стены, не разделенные лопатками, слегка сужаются кверху, что придает сооружению легкость. Церковь Рождества богородицы — типичный одноглавый кубического типа храм.

В начале XIII в. силуэт Торговой стороны обогащается еще одним четы-рехстолпным одноглавым храмом — церковью Параскевы Пятницы (1207 г.), построенной "заморскими купцами". По-видимому, в древности храм имел трехлопастное покрытие. За время своего существования церковь 15 раз горела, а затем подновлялась. В результате первоначальный ее облик изменился. Дважды в 1156 и 1191 гг., ставились деревянные церкви — предшественницы каменной, которая состоит из самой церкви и подклети и отличалась от существующих в то время церквей. Различия, прежде всего в апсидах. Если все церкви имели полукруглые апсиды, то здесь к сильно выдвинутой центральной апсиде примыкают боковые, прямоугольные снаружи. Фасады церкви декорированы лопатками в виде уступов, что ранее не применялось. Такой формы лопатки известны в древних храмах Смоленска. Церковь Параскевы-Пятницы (автор реставрации Г. М. Штендер) в известных пределах воспроизводит облик смоленской церкви Михаила на Смядыни. Характерной особенностью церкви являлись три притвора. Сохранился лишь один — северный, а от южного и западного дошли до нас лишь незначительные фрагменты.

К середине XIII в. строительство в Новгороде почти прекратилось (с 1239 г. и до 90-х годов XIII в. летопись упоминает о постройке всего лишь трех деревянных церквей). Это объяснялось монгольским нашествием и усилившейся военной опасностью с Запада.

Сокрушительные удары, которые русские войска нанесли шведским, а затем и ливонским рыцарям, укрепили положение Новгорода. В конце XIII — начале XIV вв. он оставался одним из крупнейших центров на Руси. Этому способствовала торговая связь города с Ганзейским союзом. Вновь расцветает новгородское зодчество.

Среди равнины к юго-востоку от Юрьева, под другую сторону Волхова, в 1292 г. строится церковь Николы на Липне. Здесь впервые выявляется новая строительная техника — кладка посредством чередования плинфы и камня на растворе извести с примесью мелко толченного кирпича (цемянки) заменяется кладкой из волховской плиты на растворе извести с песком. Кирпич получает иную форму — становится более удлиненным. Такая строительная техника в Новгороде будет в дальнейшем преобладать вплоть до конца XV в. Наблюдается окончательный отход от посводного покрытия. Излюбленным типом покрытия становится трехлопастное завершение, фасады церкви заканчиваются вверху трехлопастной декоративной аркой с пояском свисающих полуциркульных арочек. С фасадов убираются лопатки, они будут отсутствовать вплоть до второй половины XIV в. Исчезают боковые апсиды, а центральная понижается до половины высоты фасада.

Церковь Николы на Липне была расписана, но роспись полностью погибла в Великую Отечественную войну, сам храм почти до основания разрушен. В настоящее время он восстановлен в первоначальных формах (авторы реставрации Л. М. Шуляк, П. Н. Максимов).

Выдающимся событием в архитектурной жизни Новгорода явилась постройка изумительных по пропорциям и формам церкви Федора Стратилата на Ручью и церкви Спаса Преображения на Торговой стороне. Несколько большие по своим размерам, чем другие храмы, обе эти церкви стали местными архитектурными центрами, подчиненными идее создания цельного городского ансамбля.

Церковь Федора Стратилата на Ручью заложена в 1360 г. посадником Семеном Андреевичем на берегу Федоровского ручья (ныне по засыпанному ручью распланирован проспект Ю. Гагарина). Завершена постройка в 1361 г. Храм является классическим памятником новгородского зодчества XIV в. (автор реставрации Л. М. Шуляк). Это кубического типа четырехстолпная постройка, имеющая одну главку. По своим пропорциям, архитектурному решению представляет собой высокохудожественное произведение. По-новому решена здесь пластика фасадов, имеющих трехлопастное завершение, т. е. три арки, соединенные друг с другом, средняя из которых возвышается над боковыми.

В 1381 —1382 гг. была построена церковь Дмитрия Солунского, но сразу же, по сообщению летописи, "за мало днеш рассыпася" и заново отстроена в 1383 г. В 1462 г. эта церковь была разрушена и возобновлена на старой основе (авторы реставрации П. Н. Максимов,-Л. М. Шуляк).

Отличительная черта церкви — богатая декорировка в кирпиче в средних частях южного и восточного фасадов. Эта церковь не отличается по своим основным архитектурным приемам от церквей XIV—XV вв. Во время войны разрушена и восстановлена в послевоенные годы.

Церковь Рождества на кладбище, как говорит само название, расположена на рождественском кладбище, по дороге на Москву. Она была построена в 1381 — 1382 гг. Ее формы предельно просты, архитектура скромна. Храм четырехстолпный с трехлопастным завершением. Здесь наблюдается отказ от декора. На западном фасаде сохранился древний портал со стрельчатым завершением. Церковь кажется приземистой, грубоватой. В ней имеется древняя роспись. На Торговой стороне за земляным валом, к северу от него, в парке ХХХ-летия Октября стоит небольшая церковь Иоанна Богослова в Радоковицах, построенная в 1383—1384 гг. Она стройна, ее пропорции удачны. В древности имела трехлопастное завершение. Это один из наиболее сохранившихся памятников XIV в. При реставрации (автор Л. М. Шуляк) обнаружены древний портал, над ним — декоративная композиция из трех окон с двумя нишами между ними, а еще выше выложена декоративная пятилопастная "бровка".

Сразу же за валом на Софийской стороне, на Дмитриевской улице, возвышается церковь Петра и Павла в Кожевниках. Церковь построена в 1406 г. Это удивительное сооружение, отличающееся зрелостью и законченностью, представляет прекрасный образец зодчества XV в. (авторы реставрации Л. М. Шуляк, Г. М. Штендер). Церковь сооружена из крупных камней известняка, а декоративные элементы выполнены из кирпича. Из него же сложены своды, главка, лопатки. Церковь кубического типа, одноглавая, сады имеют трехлопастное завершение как следствие сочетания перекрытия из среднего коробового свода с двумя полукоробовыми. Фасады декорированы выполненным из кирпича орнаментом, встречающимся ранее новгородских церквах: пояски из треугольных впадинок (бегунец), круглые и пятиугольные нишки-розетки, apкатурный фриз, кресты и др. Апсида украшена вертикальными тягами — ликами. Внутреннее пространство выдержано в традиционном стиле построек второй половины XIV в.

На перекрестке трех улиц: Чернышевского, Солецкой и Мерецкова – расположена церковь Власия, выстроенная в 1407 г. Предполагается, что в древности здесь стоял идол Волоса. Это типичный памятник начала ХV в. Постройка квадратная в плане, однокупольная, фасады имеют трехлопастное завершение. Древние своды и купол не сохранились. Церковь реставрирована в послевоенное время (автор реставрации Д. М. Федоров). При этом были обнаружены и восстановлены древние перспективные, т. е. уступчатые, порте со стрельчатым завершением. В соответствии с последними исследованиями установлено, что с запада к основному объему примыкал притвор.

В Загородском конце древнего Новгорода существовало несколько церквей и монастырей. Одна из них — церковь Двенадцати апостолов дошла до наших дней, она расположена на улице Десятинной, неподалеку от улицы Льва Толстого. Время ее постройки — 1454 г., хотя впервые церковь под таким названием упоминается в летописи 1230 г: Возле церкви была "скудельница" — могила, куда свозили умерших во время эпидемий. Церковь миниатюрна, имеет изящные пропорции. Декоративные элементы сведены до минимума. Первоначальное трехлопастное завершение было, потом заменено щипцовым, восьмискатным (автор реставрации Л. Е. Красноречьев),

В XIV—XV вв. кроме выше указанных церквей были построены и сохранилисьцеркви Михаила Архангела (1300—1302 гг.), Успения в Колмове (1310 г.), Николы Белого (1312— 1313 гг.), Троицы (1365 г.), Рождества богородицы на Михалице (1379 г.), Покрова Зверина монастыря (1335— 1339 гг.), Иоанна Милостивого (1422 г.), Уверения Фомы на Мячине (1365 г.), Симеона Зверина монастыря (1468 г.) и ряд других церквей.

Наряду с церквами возводились и гражданские постройки. В северо-западной части детинца с древнейших времен располагался Владычный двор, где жил владыка. Двор включал многочисленные постройки хозяйственного, жилого и иного назначения. Особенно большое строительство велось в XV в. архиепископом Евфимием — яростным противником централизованного русского государства. Парадной обстройкой Владычного двора он как бы подчеркивал стремление укрепить патриотизм новгородцев, поднять свой престиж.

Важнейшим сооружением двора явилась "палата с тридцатью дверьми". От нее, построенной в 1433 г., осталось здание в центре Владычного двора, именуемое Грановитой палатой (автор реставрации С. Н. Давыдов). Здание трехэтажное. В верхнем этаже имеется главный зал, перекрытый сводами на нервюрах, опирающимися на единственный столб посредине. Грановитая палата неоднократно перестраивалась. Нижний этаж в результате наслоений грунта стал подвальным. В архитектуре палаты сказывается архитектура готики, так как в постройке принимали участие немецкие мастера.

Наряду со строительством культовых сооружений и жилищ новгородцы проявляли постоянную заботу и об укреплении своего города, и прежде всего детинца. Раскопками М. X. Алешковского вскрыта оригинальная конструкция основания под южные стены детинца. На поверхности земли устраивалась глиняная подготовка до 15 см, на которую укладывались сначала слой плитняка, затем бревна как вдоль, так и поперек. Таким образом, создавалась прочная основа, на которой возводилась крепостная стена.

В 1331 —1334 гг. на участке между Владимирской и Борисоглебской башнями строится каменная стена. Она была несколько ближе к Волхову, чем стена, построенная в 1490 г. В 1400 г. происходит дальнейшая замена деревянной стены на каменную на участке от Борисоглебской башни к югу. Летопись сообщает, что "заложи владыка Иоан детинец город камен от святого Бориса и Глеба". В это же время строятся в камне Дворцовая, Княжая и Златоустовская башни, раскат на месте современной башни Кокуй и прясла стен между ними. И лишь в 1430-х годах заканчивается сооружение каменного детинца.

Уже на ранней стадии развития основного оборонительного сооружения башни были проездными. К Спасской башне вела Добрыня улица, к Покровской — Прусская улица, к Воскресенской — Легощая, к Федоровской — Великая. Через Пречистенскую башню можно было выехать на мост и далее на Торговую сторону. Размещение проездных башен увязывалось с направлением улиц. Федоровская башня была на выходе из детинца к Великой улице. Но на расположение башен влиял и рельеф местности. Имелись местные повышения — бугры, на которых и были сооружены такие башни детинца, как Митрополичья, Федоровская, Кокуй. На проездных башнях нередко устраивались надвратные церкви. В конце XIII — начале XIV вв. в детинце сооружается большое количество надвратных церквей.

Кроме центральной крепости — детинца со временем возводятся оборонительные сооружения вокруг всего города — так называемый окольный город. Последние исследования относят возникновение внешнего оборонительного пояса к XIV — началу XV в. До этого, как сообщалось ранее, существовали отдельные укрепления у трех первоначальных концов: Славенского, Неревского, Л Юдина. Оборонительный пояс охватывал весь город — в этом одна из характерных особенностей Новгорода. Бояре и купцы вынуждены были считаться с ремесленниками, мелкими торговцами, со всем "черным людом", который был главной силой при защите города. В определении границ острога важную роль играли водные рубежи. Общая длина укреплений составляла свыше 11 км. До сих пор сохранился земляной вал, с внешней стороны которого был вырыт глубокий ров. Существовали укрепления и по берегу Волхова. А в 1478 г. новгородцы, ожидая военный поход Ивана III на Новгород, соорудили деревянные стены на "судах" через Волхов.

Итак, благодаря строительству соборов, церквей, монастырей, гражданских и жилых построек, оборонительных сооружений, Новгород в XV в. представлял собой огромный градостроительный архитектурный комплекс. Выразительность его архитектуры нарастала по мере приближения к центру и вместе с тем как бы вливаясь в окружающий пейзаж, растворялась через бесчисленные отдельно стоящие постройки и монастыри, которые своеобразным ожерельем опоясывали городскую территорию.

Новгород был окружен тремя рядами монастырей. В первый из них, размещенный на расстоянии 2—3 км от города, кроме уже указанных входили Успенский в Колмове, Никольский в Мостищах, Успенский и Благовещенский в Аркажах, Пантелеймонов, Нередицкий, Лятский, Ситецкий, Мало-Кирилловский и Городище. Второй ряд, разместившийся на расстоянии 5—6 км от города, включал Никитский, Сырков, Перынский, Шилов, Сковородский, Ковалевский, Волотовский, Деревяницкий монастыри. Третий ряд (в 10—12 км от города) составляли монастыри Вяжищский, Троицкий, Коломецкий, Николо-Липенский, Кунинский, Хутынский.

Архитектурная выразительность застройки Новгорода с его величавыми и стройными церквами, деревянными зданиями, их причудливыми крыльцами, затейливой резьбой наличников, столбов подчеркивалась и оживлялась зелеными деревьями. Писцовые книги говорят о наличии в средневековом Новгороде больших незастроенных площадей, использовавшихся под сады и огороды. Для них были отведены участки, примыкающие к внешним укреплениям.

Можно считать, что в древнем Новгороде система зеленых насаждении определялась довольно значительными массивами отдельных садов в центральных районах города и почти непрерывным кольцеобразным поясом вдоль вала с внутренней стороны. Озеленялись и улицы. Летопись сообщает, что в 1469 г. сажались "топольцы на Славкове улице" Также из летописных записей 1508 г. узнаем и о другом саде — Арзубьевском, он находился на Никитиной улице. Арзубьевы — знатные новгородцы. Один из них, Куприны Арзубьев, по велению Иоанна III был казнен в 1471 г.

Для того чтобы полнее выявить характер облика города, следует остановиться на роли цвета и фактуры в новгородском зодчестве. Церкви, как правило, возводились из камня либо из камня и кирпича. В ранних постройках XI в. кладка из серого волховского плитняка разнообразилась плоским кирпичом (плинфой). Кирпич применялся для устройства перемычек окон, ниш, для выравнивания рядов камней. В XII и начале XIII в. тип кладки оставался тем же, но размер плинфы уменьшился. В последующие столетия исчез прием чередования каменной и кирпичной кладки. Для конца XV в. характерен переход на кирпичную кладку сооружений. К началу XVI в. камень как стеновой материал уже почти не применялся.

Вместе с золотистым лемехом покрытий куполов живописная кладка стен, будь она из камня или в чередовании с кирпичом, представляла довольно красочное зрелище. Впоследствии производились обмазка и побелка стен культовых сооружений, иногда десятилетия спустя после окончания строительства. Грубая отеска камней создавала неровную поверхность стен, придавай им скульптурную пластичность. Использование цвета было особенно важно в условиях Новгорода, где преобладала пасмурная погода. Цвет был важным компонентом формирования его облика.

Рассмотрев основные этапы формирования архитектурно-планировочной структуры города, можно определить характерные для древнего Новгорода композиционные особенности, своеобразные и вместе с тем основанные на принципах, присущих всему русскому зодчеству. Прежде всего, это живописность панорамы Новгорода как результат взаимодействия всех факторов, выявляющих его внутреннюю структуру и планировку. Внешняя панорама Новгорода определялась оборонительными укреплениями с детинцем — главным композиционным элементом, бесчисленными храмами и монастырями, а окружающие монастыри объединяли его с пригородным ландшафтом.

Еще одной особенностью Новгорода являлось богатство силуэта. Включение в пространственную композицию города реки Волхов, превращение ее в главную "улицу" города и создание на ее берегах взаимоувязанных административно-общественных и торговых центров, подчинение локальной задачи застройки города его общей структуре, замыкание улиц монументальными сооружениями — вот особенности, которые также были свойственны Новгороду. Если к этому добавить разнообразие цвета сооружений, зелень садов, то станет очевидным, насколько неповторимый колорит имел Великий Новгород.

Со второй половины XII в. происходит дальнейший рост города, осваивались все новые территории. Как это происходило, можно узнать из картограммы распространения толщины культурного слоя, составленной автором и дающей мощность раскрыть картину территориального роста города в период с XII – XVвв.

На основе дендрохронологического ода образование культурного слоя можно как бы привязать к определенному веку. На основе картограммы распределения культурного слоя по мощности и привязки его во времени смогли определить датировку культурного слоя в зависимости от времени его образования. Для этого были исследованы три наиболее характерных раскопа: Михайловский, Ильинский и Неревский, в которых зафиксированы слои по XV в. Данные раскопов были сведены в картограмму датировки культурного слоя в зависимости от времени его образования. Из построенной картограммы видно, что слой, относящийся к X в., залегает в среднем на глубине 6,6 м, слой XI в.— 5,9 м, слой XII в.— 4,4 м, слой XIII в.— 3,4 м, слой XIV в.— 2,3 м, слой XV в.— на глубине 1,4 м.

Картограмма датировки культурного слоя X – XV вв.

Перенеся границы указанных по толщине культурных слоев на план можно увидеть, что в XII в. существовали небольшие поселения на обои берегах Волхова. На Софийской с ими были заняты территории coвременного кремля, а также участки к югу от него, между современными у, Пролетарской и Чернышевского до улицы Лукинской, а также к северу, до улицы Декабристов, между улицами Дмитриевской и Комарова. На Торговой стороне поселение охватывало территорию между современными улицами Большевиков, Суворовской, Кировской, Волхов, выходя "языком" по улице1-го Мая до улицы Красилова.

В период XIII—XV вв. происходит бурный рост города. На Софийской стороне заселяется вся прибрежная часть Неревского конца. На юг от кремля рост поселения отмечается незначительно и происходит в основном вдоль современной Пролетарской улицы. На Торговой стороне пятно поселения разрастается во все стороны и выходит к современному проспекту Гагарина. Новгород растет, остается свободной от жилой застройки лишь узкая полоса вдоль внутренней стороны внешних городских оборонительных укреплений.


Список используемой литературы

1.  И.Я. Фроянов "Мятежный Новгород", Санкт-Петербургский университет,1992г.

2.  Г.К.Вагнер "Старые русские города", "Искусство" 1980г.

3.  В.Д. Берман, В.Л. Янин "Новгород", Москва, "Планета"1991г.

4.  А.С. Власов, Г.Н. Элькин "Древние русские крепости Северо-запада Санкт-Петербург, "Паритет",2007г.

5.  И.И. Кушнер "Архитектура Новгорода", Ленинград, Стройиздат, 1991г.

6.  Академия наук ССР, институт истории ССР "Новгородский исторический сборник", Ленинград, "Наука", 1984г.

7.  В.Ф.Андреев "Северный страж Руси", Лениздат, 1989г.

8.  В.А. Булкин, О.В. Овсянников "По Неве и Волхову" Ленинград, "Искусство", 1981г.

9.  В.Я. Конецкий, Е.Н. Носов "Загадки новгородской округи", Лениздат, 1985г.

10.  М.И. Кувшнир "У истоков", Лениздат, 1984г.

11.  В.В Гормин "Антоново", Лениздат, 1981г.

12. 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.