рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Реферат: География Австрии

Дефицит торгового баланса (по поставкам товаров) был равен 80,1 млрд. австр. шилл. (в 1996 году - 100,6 млрд.).

Чистая валютная выручка от иностранного туризма в 1997 году составила 17 млрд. австр. шилл. против 23,1 млрд. в 1996 году. Сокращение положительного сальдо баланса по туризму связано с заметным увеличением в последнее время числа туристических поездок австрийцев за границу при одновременном уменьшении количества иностранных туристов, посетивших Австрию. Особенно характерным в этом плане был летний сезон. В летние месяцы 1997 года затраты австрийцев на туристические поездки за границу превысили валовые поступления от иностранного туризма в Австрию на 4 млрд. австр. шилл.

Отрицательное сальдо платежного баланса страны по текущим операциям в 1997 году равнялось, как и в 1996 году, 1,8% ВВП (45 млрд. австр. шилл. против 42,4 млрд. в 1996 году).

Дефицит федерального государственного бюджета Австрии в 1997 году (без учета погашения финансовой задолженности) составил 68 млрд. австр. шилл., или 2,8% ВВП (89,4 млрд., или 3,7% ВВП в 1996 году и 117,9 млрд. австр. шилл., или 5% ВВП в 1995 году). Общая государственная задолженность к концу 1997 года достигла 1478 млрд. австр. шилл. (60% ВВП), из которых свыше 20% приходилось на внешние долги.

Средний курс австрийского шиллинга по отношению к доллару США в 1997 году составил 12,25 австр. шилл. против 10,59 австр. шилл. в 1996 году. Учетная ставка Австрийского национального банка в 1997 году не изменялась и после снижения в апреле 1996 года на 0,5% в настоящее время составляет 2,5%.

БАНКИ

В Австрии сложилась развитая кредитно-финансовая система, состоящая из банков, сберегательных касс, специализированных кредитных институтов и прочих кредитно-финансовых учреждений. В преддверии вступления в Валютный союз ЕС в Австрии в последние годы происходит процесс слияния и укрупнения банковских структур.

Во главе кредитно-финансовой системы Австрии находится Австрийский национальный банк, разрабатывающий и осуществляющий основные направления кредитно-денежной политики страны, а также регулирующий и контролирующий деятельность остальных кредитных институтов. В сферу деятельности банка входят денежная эмиссия и эмиссия ценных бумаг, регулирование валютных отношений с иностранными государствами, кредитование государства, земель и общин. При этом кредитование экономики страны осуществляется через посредство других банков.

Крупнейшим банком страны является "Банк Аустриа", образованный в 1991 году в результате слияния двух крупных австрийских банков - "Лендербанка" и "Центральшпаркассе". В результате приобретения в 1997 году "Банком Аустриа" еще одного ведущего австрийского банка - "Кредитанштальт" - этот новый банковский концерн по совокупной балансовой сумме (1430 млрд. австр. шилл.) занимает 33-е место среди европейских банков и контролирует около 20% австрийского рынка капиталов. "Банк Аустриа" является универсальным банком. Основными направлениями его деятельности являются финансирование промышленности (включая средние и мелкие фирмы) и внешней торговли, международные кредитные и расчетные операции, операции с ценными бумагами. "Банк Аустриа" первым из иностранных банков получил лицензию на ведение своим московским дочерним банком операций с юридическими и физическими лицами в России,

Вследствие слияния в 1997 году банков "Жироцентрале" и "Эрсте Эстеррайхише Шпаркассе" в Австрии возникла вторая по величине банковская группа под названием "Эрсте Банк" (сумма совокупного баланса около 400 млрд. австр. шилл.). Осуществляя все виды операций как внутри страны, так и за рубежом, новый банк одновременно является ведущим сберегательным банком Австрии.

Один из крупнейших банков Австрии - "Райфайзен Централь банк" (балансовая сумма - около 250 млрд. австр. шилл.). Созданный первоначально в качестве финансового института в рамках системы сельскохозяйственной кооперации, "Райфайзен Центральбанк" в настоящее время является универсальным банком, имеющим разветвленную сеть филиалов и отделений в Австрии и в других странах. В 1997 году состоялось официальное открытие московского филиала банка.

"Банк фюр Арбайт унд Виртшафт" (БАВАГ), балансовая сумма - около 200 млрд. шилл., принадлежит австрийским профсоюзам. Первоначально банк уделял основное внимание кредитованию сектора ремесленного производства и других мелких производителей. В настоящее время является универсальным банком. Значительное внимание уделяет расширению иностранных операций. Важное значение в кредитной политике банка имеют небольшие по размерам кредиты.

В 1998 году в Австрии насчитывалось 38 банков с иностранным участием и 37 представительств зарубежных кредитных институтов. В число иностранных банков, активно работающих в Австрии, входит российский "Донау-Банк", учредителями которого являются Центральный Банк и Внешэкономбанк России. Свои представительства в Вене, в той или иной форме, имеют семь российских банков: "Инкомбанк", "Индипендент бэнк оф Рашэ", "Банк Столичный", "Кузбасспромбанк", "Мытищинский коммерческий банк", "Российский национальный коммерческий банк", "Технобанк".

Согласно данным ВИФО, в 1998 году темпы экономического развития в Австрии несколько возрасли, хотя в целом и сохранились на умеренном уровне. Ожидается, что прирост ВВП страны в неизменных ценах в 1998 году составит 2,5%, а в текущих - 3,7%. Объем промышленного производства в неизменных ценах увеличится, по оценке, в 1998 году на 4,8%. Валовые капиталовложения в 1998 году расширятся на 3,3%, в том числе в оборудование возрастут на 7%, а в строительство практически не увеличатся.

После снижения в 1997 году, в 1998 году ожидается некоторое увеличение темпа прироста личного потребления в неизменных ценах (до 1,5%), в том числе по товарам длительного пользования - до 3,5%. Инфляция в 1998 году оценивается на уровне 1,6%.

Положение на рынке труда в Австрии будет оставаться довольно напряженным. Уровень безработицы составит 6,9%. В 1998 году платежный баланс страны по текущим операциям будет сведен с отрицательным сальдо в размере 50-51 млрд. шилл. Дефицит федерального государственного бюджета (без учета погашения финансовой задолженности) в 1998 году оценивается в 67 млрд. шилл, или 2,6% ВВП. Государственный долг составит 1520 млрд. шилл., или около 59% ВВП.

С реализацией стратегической программы деятельности правительства Австрии связано намеченное в перспективе проведение ряда реформ в отдельных областях, в частности, в системах пенсионного обеспечения и налогообложения, образования и здравоохранения, на транспорте, в судопроизводстве.

С учетом возникающих проблем с финансированием в обозримом будущем традиционной распределительной системы государственного пенсионного обеспечения, связанных с ростом числа пенсионеров и увеличением продолжительности их жизни, а также с ограниченностью бюджетных средств на эти цели, в ноябре 1997 года правительством и парламентом Австрии был принят ряд решений в рамках пенсионной реформы, вступающих в силу поэтапно в 2000-2003 гг. и предусматривающих отмену отдельных льгот для определенных категорий пенсионеров (в частности, государственных служащих), увеличение срока расчетной основы для начисления пенсии, стимулирование более позднего выхода на пенсию и некоторые другие меры, которые еще должны быть детализированы и уточнены. Одновременно государство намерено совершенствовать существующую в Австрии накопительную систему добровольного негосударственного пенсионного страхования, имеющую характер дополнительного к государственному обеспечению старости.

Контуры других реформ пока еще недостаточно определены, работа над ними ведется в соответствующих правительственных и парламентских комиссиях и экспертных группах. В частности, вопросами налоговой реформы партии правительственной коалиции намерены конкретно заняться после 1999 года.

Последовательно реализуется курс на приватизацию государственной собственности. В частности, в 1997 году доля государства в капитале банка "Кредитанштальт" (около 70%) была продана "Банку Аустриа". Осуществлена частичная приватизация полностью принадлежавших государству табачного концерна "Аустриа Табак" и предприятий по добыче и производству поваренной соли "Залинен". Намечены шаги по частичной приватизации государственной типографии "Штаатсдрукерай", по преобразованию государственного Управления почт и телеграфа и сберегательного банка "Постшпаркассе" в акционерные общества с последующей частичной реализацией их акций частным владельцам, а также по подготовке к продаже в 1998 году доли государства в авиакомпании "Остриэн Эйрлайнз", в венском аэропорту Швехат и художественном аукционе "Доротеум".

ЧЛЕНСТВО В ЕС

В качестве центрального вопроса своей внутри- и внешнеэкономической политики правительство Австрии рассматривает полнообъемное участие страны в углублении интеграционных процессов в рамках ЕС и намерено активно продолжать работу в этом направлении, особенно с учетом того, что с 1 июля по 31 декабря 1998 года Австрия председательствовала в Евросоюзе, а с 1 января 1998 года по 30 июня 1999 года входит в "тройку" ЕС.

Большое значение правительство придает вступлению Австрии в Валютный союз ЕС в числе первых стран-участников. При этом проводимая Австрией в течение многих лет политика "твердого шиллинга" и жесткая привязка его к немецкой марке ФРГ способствовали тому, что многие предпосылки Валютного союза по экономическим показателям Австрией давно выполнены, прежде всего, в отношении уровня инфляции, отсутствия девальваций и значительных колебаний курса валюты к валютам других стран ЕС, уровня процента по долгосрочным государственным ценным бумагам, независимости центрального национального эмиссионного банка. Предпринятые в стране в последние годы решительные меры по санированию и консолидации федерального государственного бюджета позволили добиться соответствия критериям Маастрихтского договора также и остальных показателей (особенно с учетом того, что в последней официальной интерпретации ЕС достаточным является факт наличия тенденции приближения уровня общей государственной задолженности к 60% ВВП).

С декабря 1997 года Австрия начала участвовать в Шенгенских соглашениях, а с 1 апреля 1998 года режим этих соглашений распространился на нее в полном объеме. В связи с этим в 1997 году в Австрии принимались меры по укреплению внешней границы ЕС и обеспечению ее "непрозрачности" на Северо-Востоке, Востоке и Юго-Востоке страны, а также по реконструкции венского международного аэропорта Швехат в целях разграничения пассажиро- и грузопотоков, следующих соответственно в воздушном сообщении с ЕС и третьими странами.

Членство в ЕС оказывает существенное влияние на экономические отношения Австрии с третьими странами. Особенно чувствительным в этом плане для Австрии является вопрос взаимоотношений с соседними государствами Восточной и Юго-Восточной Европы, рынки которых традиционно входят в сферу экономических интересов австрийского бизнеса. С одной стороны, Австрия заинтересована в скорейшем начале конкретного переговорного процесса по вступлению этих стран в Евросоюз и проявляет готовность интенсивно сотрудничать с ними в решении экономических и финансовых проблем в ходе подготовки их к вступлению в ЕС, в частности, в таких областях, как транспорт, экология, энергетика, развитие инфраструктуры, сельское хозяйство. С другой стороны, определенную озабоченность вызывает возможность активного притока на австрийский рынок более дешевой рабочей силы из этих стран, что серьезно обострило бы положение с занятостью в Австрии.

С учетом изменений геополитической ситуации в Европе в последнее время заметно возросло внимание правительства Австрии к вопросам западноевропейской и национальной безопасности. Считая необходимым повышение боеспособности австрийсских вооруженных сил, правительство рассматривает возможность обновления парка истребителей-перехватчиков и наземной бронетехники за счет импорта.

В качестве члена Евросоюза Австрия намерена шире участвовать в системе безопасности и в соответствующих структурах ЕС. В принципе, не исключается в дальнейшем возможность полного членства Австрии в Западноевропейском Союзе. Согласно коалиционному соглашению правительственных партий, Австрия будет динамично развивать также отношения с другими организациями, через которые страны-члены ЕС реализуют свою политику безопасности и оборонную политику, в частности, продолжать принимать активное участие в программе НАТО "Партнерство ради мира". В средствах массовой информации и в обществе в целом в последнее время дискутируется вопрос о возможности вступления страны в НАТО. Окончательное решение по этому вопросу, с учетом всех его аспектов, правительством и парламентом (а возможно и референдумом) должно быть принято в 1999 году.

От участия в Валютном союзе ЕС (ЕВС) Австрия ожидает получить такие преимущества, как: экономию на издержках по денежным переводам в другие страны ЕВС, связанных с обменом и пересчетом валют; исключение рисков от изменения валютных курсов и экономия на издержках страхования валютных рисков; возможность использования евро как мировой валюты в качестве валюты расчетов и платежа в сделках с третьими странами вместо доллара США; исключение возможности девальвации валют стран ЕВС, которая сегодня может приводить к нарушению условий конкуренции на внутреннем рынке ЕС; облегчение доступа стран ЕВС на рынки друг друга и улучшение сравнимости цен; стимулирование дальнейшей гармонизации и унификации рамочных условий предпринимательской деятельности на внутреннем рынке ЕС.

Кроме того, некоторые дополнительные выгоды от членства в ЕВС Австрия видит и с учетом своих национальных особенностей. В частности, для экспортоориентированного сектора австрийской экономики введение евро и устранение фактора колебаний валютных курсов имеет особо важное значение, поскольку Австрия относится к странам ЕС с наиболее высоким уровнем производительности труда (большинство австрийских поставщиков товаров и услуг в такие страны с традиционной тенденцией к снижению курса валюты, как Италия, Испания, Великобритания, Швеция, Португалия, Греция несут дополнительные издержки из-за колебаний курсов).

Австрия рассчитывает также, что создание ЕВС будет способствовать увеличению поступлений от иностранного туризма и повысит привлекательность Австрии для зарубежных туристов по сравнению с такими конкурентами, как Франция, Греция, Италия, Португалия.

Дополнительное преимущество для себя Австрия усматривает и в создании единой Европейской системы центральных банков во главе с Европейским центральным банком, в рамках которой решения будут приниматься по принципу "одна страна - один голос", что ставит Австрию в равное положение с такими ведущими финансовыми и экономическими державами, как Франция, Германия и Англия, в то время как в ЕС в целом эти страны имеют при принятии решений значительно больший вес, чем Австрия.

Стремление Австрии с самого начала участвовать в ЕВС обусловлено также и тем, что в противном случае австрийский шиллинг будет испытывать сильное девальвационное давление, что не будет способствовать стабильности экономики, окажет весьма негативное воздействие на состояние государственного бюджета, а в конечном итоге приведет к снижению конкурентоспособности австрийских товаров и провалу одной из основных стратегических целей экономической политики правительства - превращения Австрии и ее столицы Вены в один из ведущих мировых центров финансовой, инвестиционной и предпринимательской активности.

Предполагается, что преимущества ЕВС будут носить долгосрочный характер и проявятся, в основном, с течением времени. Издержки же, связанные с переходом на евро, наоборот, имеют краткосрочный, разовый характер и будут сконцентрированы на ограниченном промежутке времени. В частности, в первое время после создания ЕВС в странах с наиболее твердыми валютами, в том числе и в Австрии, возможно некоторое увеличение банковского процента вследствие вступления в зону евро также и стран с менее твердыми валютами. Уровень этого увеличения будет зависеть от конкретного количества участвующих в ЕВС стран с относительно слабыми валютами.

ГОССУБСИДИИ

Государственная промышленная политика в Австрии формируется и реализуется в рамках общей экономической политики правительства, исходя из рыночной модели развития экономики страны, с учетом преобладания в промышленности мелких и средних предприятий и в русле концептуальных подходов ЕС.

В ходе эволюции концепции промышленной политики в послевоенный период, в том числе на основе практического опыта управления существовавшим ранее значительным государственным сектором промышленности, Австрия отказалась от секторально-отраслевого принципа прямой финансовой поддержки производственных предприятий и вмешательства государства в их хозяйственную деятельность, считая его малоэффективным, высокозатратным и порождающим структурные дисбалансы.

Был также сделан вывод о нецелесообразности государственной поддержки нерентабельных, бесперспективных предприятий и предпочтительности замещения их продукции более эффективным импортом.

Процесс закрытия нерентабельных предприятий (в частности, в добывающей промышленности) осуществляется поэтапно. Государство активно участвует в решении социальных проблем высвобождающихся работников (досрочный выход на пенсию, единовременные ссуды и пособия, обучение и переквалификация для получения новой профессии, льготные кредиты для начала самостоятельной предпринимательской деятельности и т.п.).

Сегодня государственная промышленная политика в Австрии концентрируется на создании законодательным путем, и обеспечении механизмами исполнительной власти, рамочных условий деятельности промышленных предприятий, предоставляя привлекательный режим вложениям отечественных и иностранных частных капиталов в научно-производственные исследования и опытно-конструкторские разработки, в наукоемкие, высокотехнологичные и другие перспективные направления производства, используя на эти цели, в частности, средства, полученные от приватизации.

При этом важную роль в опосредованном государственном финансировании и стимулировании продуктивных производственных капиталовложений играет система специальных инвестиционных фондов. Инвестиционные фонды являются формально самостоятельными организациями. Их деятельность тесно связана с деятельностью банковских учреждений и в большинстве случаев реализуется через механизм банковского кредитования.

Средства фондов образуются и пополняются за счет поступлений из бюджета, а также путем использования других источников (продажа акций государственных предприятий, привлечение свободных средств Австрийского национального банка и т.п.).

Право на обращение в тот или иной фонд за финансированием имеется практически у любого предприятия, если предполагаемое вложение капитала отвечает установленным в рамках каждого фонда критериям. Решение о предоставлении финансирования принимается фондом после всесторонней проверки инвестиционного проекта. Информация о предоставленных средствах аккумулируется в едином банке данных и используется при проверках в целях предотвращения злоупотреблений льготным финансированием.

В качестве инструментов стимулирования инвестиционной деятельности через фонды используются предоставление ссуд, займов и кредитов под льготные проценты, а также гарантий по банковским кредитам. Однако наиболее распространенным является субсидирование процентов по выдаваемым банками кредитам. Механизм такого субсидирования заключается в предоставлении банком предприятию-инвестору кредита по льготной ставке, предусматриваемой фондом, и выплате банку компенсации из средств фонда в размере разницы между льготной и рыночной процентной ставкой. Для банка эта операция является обычным кредитованием, предусматривающим общепринятые в банковской практике гарантии и санкции и связанным с обычными банковскими рисками. Как правило, по поручению клиента и за соответствующую комиссию, банки выступают и в качестве посредников по выполнению всех формальностей, связанных с получением субсидий через фонды. При этом банк помогает клиенту выбрать наиболее оптимальный вариант субсидирования, исходя из конкретного инвестиционного проекта.

Операциями по кредитованию инвестиций с использованием средств фондов могут заниматься практически все универсальные коммерческие банки. Вместе с тем, в Австрии есть специализированные банки, для которых эти операции являются основным видом деятельности. Наиболее крупный из них - "Инвесткредит", осуществляющий, в соответствии со своим уставом, операции по "финансированию и стимулированию инвестиционных проектов предприятий в Австрии и привлечению средств рефинансирования этой деятельности". "Инвесткредит" предоставляет долгосрочное кредитование на 10-15 лет, как правило, крупных проектов, по твердой процентной ставке на весь срок действия кредита.

Деятельность отдельных фондов по стимулированию инвестиций характеризуется следующим образом.

Фонд развития экономики ЕРП исторически был создан на базе средств, полученных Австрией в рамках плана Маршалла. Основными направлениями деятельности фонда ЕРП является развитие перспективных отраслей австрийской экономики, содействие расширению мощностей экспортоориентированных предприятий, внедрение новых технологий (включая использование вторичных ресурсов), содействие развитию регионов и созданию австрийскими фирмами предприятий за границей. Фондом ЕРП предоставляются крупные кредиты сроком до 10 лет по льготной твердой ставке.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.