рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Реферат: Функции фараона в Древнем Египте

Несомненно, что какими бы природными богатствами ни обладало государство, его процветание не возможно без активной, а иногда и агрессивной, внешней политики. Египет, особенно во времена империи, был огромной страной. Однако эта страна не была прочной. После каждого периода смуты фараонам приходилось заново объединять страну.

Практически до Нового царства Египет не имел постоянной армии. Если стране угрожала опасность, то фараон мобилизовал население, и оно защищало государство. Чаще всего в то время конфликты были местными, и не требовал личного вмешательства фараона. Руководил войском или номарх той территории, которой угрожает опасность, или специально назначенный чиновник. Фараон имел при себе "людей свиты", составлявших его личную охрану, и "спутников правителя" - группу преданных ему знатных воинов, из состава которой, считает Е. А Разин, назначались военачальники: "начальник войска", "начальник новобранцев", "военный начальник Среднего Египта" и другие начальствующие лица.

Фараон лично руководил войском во время карательных или завоевательных экспедиций. Результаты особо успешных походов царь старался засвидетельствовать в надписях. В период правления Тутмоса III было совершено 17 военных походов в Палестину и Сирию. Завоевательные походы в Переднюю Азию осуществлялись под личным командованием Тутмоса III. Когда решался вопрос о том, каким путем лучше идти в Мегиддо: удобными, но длинными дорогами, или узкой, но короткой тропой, то Тутмос приказал идти прямой дорогой, заявив, что пойдет "сам во главе своей армии, указывая путь собственными своими шагами".

Больше всего хлопот Египту в период Среднего царства доставляла Нубия. Юный фараон Сенусерт I лично руководил войсками, которые "проникли в Уауат до Короско, конечного пункта дороги через пустыню… и захватили много пленных среди маджаев в стране, лежащей по ту сторону". Возобновлены были также работы в хаммаматских каменоломнях, кроме того, были "наказаны троглодиты, азиаты и жители песков". Позже под его личным руководством был осуществлен поход в страну Куш.

Как пишет историк Д. Брестед, Сенусерт I "внимательно следил за развитием иноземных интересов Египта". Скорее всего он был одним из первых фараонов, который завел сношения с оазисами.

Сенусерт III окончательно и полностью покорил Нубию. Для лучшего сообщения с Нубией фараон повелел своим инженерам очистить канал в гранитной скале, который был пробит еще при Сенусерте I. Несколько походов в Куш возглавлял лично фараон, пока юг не покорился окончательно.

При воинственном Сенусерте III египтяне впервые вторгаются в Сирию. Один из его военных сподвижников по имени Себекху упоминает в своей памятной плите в Абидосе, что он сопровождал царя во время похода в Ретену (Сирию), в область называемую Секмим.[1].

Все вопросы, касающиеся войны и мира решал сам фараон. Фараон Псамметих II находился в Танисе и занимался богоугодными делами, когда ему донесли, что негр Куар поднял меч на Египет[2].

В период Нового царства роль армии резко возросла. Самое главное - армия теперь стала постоянной. Во главе войска стоял непосредственно фараон. Египет стал военным государством. Это не могло не повлиять на все египетское общество. Карьера военного стала престижной, и сыновья фараона, занимавшие ранее высокие административные должности, теперь становились военачальниками. Из числа военных чинов царь теперь назначал заместителей административных должностей.        

Но внешнюю политику составляли не одни завоевания. Фараоны внимательно следили за расширением торговых связей. Важным направлением во внешней политике Египта являлись экспедиции, организованные лично фараоном, за предметами роскоши для царских нужд.

Царица Хатшепсут решила построить необыкновенный храм. Он должен был стать раем бога, где Амон должен чувствовать себя как на родине в Пунте. Но для нового храма понадобились деревья мирта. Тогда царица организовала экспедицию в Пунт за ними. Поход закончился небывалым успехом. Корабли вернулись домой, нагруженые "весьма тяжело чудесами страны Пунта, всяким благовонным деревом Божественной Страны, грудами миртовой смолы и свежих миртовых деревьев, черным деревом и чистой слоновой костью, зеленым золотом из Эму, киннамоновым деревом, ладаном, притираньями для глаз, павианами, мартышками, собаками, шкурами южных пантер, туземцами и их детьми. Ничего подобного не привозилось ни одному царю, когда-либо живущему на севере"[3].

Между фараонами и царями других великих держав устанавливались дипломатические связи. Так между Рамсесом II и Хаттусилисом III, князем хеттов был заключен договор. Согласно ему, если какой-нибудь враг решит напасть на подчиненные египетскому царю земли, то после просьбы фараона "приди, приведи с собою воинские силы против моего врага", то князь должен так поступить: "если сам не можешь прийти, то по крайней мере должен прислать ты своих стрелков с луками и свои военные колесницы"[4]. Подобным же образом должен поступить и фараон.

В первый период империи Египет был в центре мировой политики. В Азии владычество Аменхотепа III, было общепризнанным; даже Вавилонский двор не оспаривал его главенства в Сирии и Палестине. Когда царьки попытались вовлечь вавилонского царя Куригальцу в союз, направленный против фараона, тот послал им категорический отказ на том основании, что он находиться в союзе с фараоном: "Прекратите замышлять союз со мной. Если вы замышляете враждебное против царя Египта, моего брата, и желаете объединиться с кем-либо, разве я не выступлю и не разорю вас, ибо он (фараон) находиться в союзе со мной?"[5]. Все державы – Вавилон, Ассирия, Митанни и Аласия (Кипр) – делали все, чтобы приобрести дружбу Египта.

Огромное значение для изучения дипломатических связей Египта имеет Телль эль-Амарнский архив. Было найдено около 400 писем, написанных вавилонской клинописью на глиняных дощечках. Эти письма являются официальной перепиской между фараонами и царями выше перечисленных государств в период нового царства. Подавляющее большинство писем поступило из Азии, и лишь очень небольшое количество писем (копии, черновики, неотправленные письма) предназначалось к отправке в Азию. Последние все написаны от имени фараона. "Из них три письма адресовались вавилонским царям, одно письмо – царю Арцавы и шесть писем – зависимым правителям покоренных городов-государств Сирии, Палестины, Финикии"[6]. Даже если эти письма не были написаны непосредственно рукой фараона, то их писали непосредственно под его диктовку.

Если новость была настолько важной, что ее нельзя было доверить письму, то в Египет отправляли послов. Прием иноземных послов служил поводом для пышной церемонии, и особенно льстил фараону, когда он давал аудиенцию сразу многим посланникам со всех концов света. Рамсесы всегда принимали нубийцев, негров, людей из Пунта, ливийцев, сирийцев и посланников из Нахарины. При их дворе уже не видно критян с длинными завитыми волосами, в пестрых набедренных повязках, которые некогда приносили ритоны, кувшины с носиками, чаши с ручками, большие чаши, украшенные цветами, и просили позволить им "быть на воде Царя". Эти посольства прекратились, однако слава фараона достигла стран, о которых Тутмосы и Аменхотепы даже не слышали: Мидии, Персии, Бактрии и берегов Инда.

Для этих приемов строили беседку в центре большой площади. Ее окружали гвардия, слуги с зонтиками и писцы. Послы выстраивались с четырех сторон, выставив перед собой свои драгоценные подношения. Писцы записывали их, а потом отправляли на склады ближайшего храма[7]. Взамен фараон давал послам "дыхание жизни" или жаловал дары, куда более ценные, чем преподнесенные ему. Фараону очень нравилось изображать из себя золотую гору среди прочих стран. Он не отказывал в помощи "князькам" и царькам, оказавшимся в затруднительном положении. А те старались связаться с ним брачным контрактом или еще каким-нибудь способом, не переставая, однако, поддерживать отношения и с возможными соперниками египтян.

Мы видим, что внешняя политика фараонов была чрезвычайно многообразной, и она не сильно отличалась от современной внешней политики современных государств.

5. Законодательная, судебная функции

Египет был высокоразвитой страной во всех сферах, в том числе и в правовой. Но ни одного полного свода законов до нас не дошло. Несомненно, что основным законотворцем в Египте был фараон.

Сохранилось несколько декретов фараона Сети I в пользу храма Осириса, в которых устанавливаются суровые наказания за расхищение достояния храма. Д. Г. Редер считает, что обычные кары, действующего законодательства, оказались недостаточными, и пришлось прибегнуть к чрезвычайным мерам[8].

Существует изображение Рамсеса II, где он сидя на троне, говорит своему хранителю печати: "Призови знатных, которые ждут перед [залом приемов], чтобы я услышал их мнение об этой стране. Я сам рассмотрю это дело"[9].

Советников тут же представили перед лицом живого бога, как самых простых смертных, так как даже им не разрешалось смотреть на божественный лик фараона. Они поцеловали перед ним землю и узнали, о чем идет речь. Но высказать прямо свое мнение и поделиться опытом — грубейшее нарушение этикета. Честь задуманного предприятия должна была принадлежать одному фараону. Поэтому они отвечают, как те придворные, которые собрались незадолго до этого, чтобы выслушать сообщение фараона о намерении завершить строительство храма в Абидосе. То есть постоянно восхваляют мудрость фараона, но в заключение говорят, напомнив о прошлых и совсем недавних неудачах: "Если ты сам скажешь отцу твоему Хапи, отцу богов, чтобы он поднял воду на гору, он сделает все согласно твоим замыслам, о которых ты нам поведал, ибо твои божественные предки любят тебя больше всех царей, что были до тебя со времен Ра"[10].

Совещание закончено. Остается только взяться за работу. Фараона все время будут держать в курсе дела. На гранитной стеле в последствие засвидетельствует успех этого предприятия.

Таким образом, мы приходим к выводу, что хотя при фараоне существовали советники, они не играли никакой заметной роли в составлении законов. Однако нельзя с уверенностью говорить, о том, фараон занимался местным законодательством. Скорее всего, эта функция принадлежала номархам, которые лучше знали местные особенности и традиции.

Главным судьей всего Египта был фараон. Однако, как и во всех других отраслях управления государством, у царя были помощники. Подобно сокровищнице, судебное управление подлежало в целом ведению одного лица - верховному судье всего царства.

Как ни был могуществен визирь, народ обращался к нему, как к человеку, облеченному высшими судебными полномочиями и могущему восстановить попранную справедливость; его должность была по традиции наиболее популярной в длинном ряду слуг фараона. Народ смотрел на него как на своего великого защитника, и высшей похвалой Амону в устах его почитателя было назвать его "визирем бедных, не берущим взятки с виновного". Его назначение считалось настолько важным, что оно делалось самим царем. При назначении на новую должность царь говорит визирю, что он должен вести себя как тот, кто "не клонит своего лица в сторону князей и советчиков, а также не делает весь народ своими братьями"; и еще он говорит: "Это отвращение для бога — выказывать пристрастие. Таково наставление: ты будешь поступать одинаково, будешь смотреть на того, кто известен тебе также, как и на того, кто тебе неизвестен, и на того, кто близок. Также, как и на того, кто далек... Подобный чиновник будет весьма процветать на своем месте... Не распаляйся гневом против человека несправедливо... Но внушай к себе страх; пусть тебя боятся, ибо только тот князь есть князь, которого боятся. Вот, истинный страх перед князем — это поступать справедливо. Если люди не будут знать, кто ты, они не скажут: он только человек" [11]. Также и подчиненные визиря должны быть справедливыми людьми; так царь советует новому визирю: "Вот, должны говорить о главном писце визиря: "Справедливый писец — должны говорить о нем"[12] . В стране, где взяточничество двора начинается уже с низших служащих, с которыми сталкиваются прежде, чем достигнуть высших должностных лиц, такая "справедливость" была поистине необходима. Настолько велико было уважение к людям, занимавшим эту высокую должность, что к имени визиря иногда присоединялись слова "жизнь, благоденствие, здоровье", которые, собственно, должны были сопровождать только имя фараона или принца царского дома.

Очень долго в Египте не существовало определенного класса профессиональных судей. Однако всякий человек, занимавший высокое административное положение, и знавший большинство законов, мог править правосудие. Именно так, чаще всего и происходило.

Наказание осужденных преступников назначалось фараоном, и поэтому относящиеся к делу документы отсылались к нему для резолюции, в то время как жертвы ожидали своей участи в заточении.

При известных, для нас еще не вполне ясных условиях, можно было апеллировать непосредственно к царю и предлагать на его усмотрение относившиеся к делу документы. Таким документом является юридический папирус Древнего царства, хранящийся ныне в Берлине

Заявления тяжущихся наследников также проходили непосредственно через фараона. Все земли, пожалованные фараоном, передавались на основании царских декретов, заносившихся в "царские писания" в канцеляриях визиря.

"Странствия Синухета" — единственный известный нам случай, когда фараон помиловал виновного. Рассказчик подробно описал, как все это происходило. Фараон не только простил Синухета, одарил его и разрешил ему вернуться на родину, но и захотел посмотреть на него. Наш герой явился на пограничную заставу Пути Хора. Он раздал своим друзьям кочевникам подарки, полученные от царского двора, и доверился стражникам, которые привезли его на корабле в резиденцию Ити-тауи. Во дворце все были заранее предупреждены. Царские дети собрались в караульной. Придворные, в чьи обязанности входило провожать посетителей в колонный зал, показали Синухету дорогу, и вот согрешивший подданный предстал перед повелителем, восседавшим на парадном троне в золоченом зале. Синухет простирается пред ним на полу. Он сознает всю тяжесть своего проступка, и ужас охватывает его: "Я был подобен охваченному мраком. Душа моя исчезла, тело ослабло, и не было больше сердца в груди, и не отличал я жизнь от смерти"[13].

Синухету повелели встать. Фараон, который только что сурово корил его, смягчился и позволил Синухету говорить. Синухет не стал злоупотреблять царским великодушием и закончил свою короткую речь словами: "Вот я пред тобою — жизнь моя принадлежит тебе. Да поступит твое величество по изволению своему"[14].

Фараон приказывает привести детей. Он обращает внимание царицы на то, что Синухет сильно изменился. Он так долго жил среди азиатов, что стал похож на них. Царица вскрикивает от удивления, а царские дети хором подтверждают: "Воистину это не он, царь, владыка наш!"[15].

После долгих восхвалений они просят помиловать Синухета, ибо он поступил по недомыслию. Синухет уходит из дворца не только помилованный, но и награжденный: теперь у него есть дом и он может отныне наслаждаться прекрасными вещами, подаренными ему фараоном.

Фараон мог считаться богом, законным сыном Амона, но это не спасало его от врагов. Специальные дела частного характера "заслушивались" верховным судьей и судьей "при Нехене"; в одном же случае, когда возник заговор в гареме, обвиняемая царица предстала перед двумя судьями "при Нехене", специально для этого назначенными короной, причем в числе них не было самого фараона - верховного судьи[16].

В "Жизнеописании вельможи Уны" дается описание процесса против жены царя Уретхетес. "Велось дело в царском женском доме против жены царя Уретхетес в тайне. Его величество велел мне (вельможе) спуститься, чтобы вести одному допрос, причем не было там ни одного главного судьи – верхового сановника, ни одного [другого] сановника кроме меня одного, так как я пользовался распоряжением и был угоден его величеству и так как его величество полагался на меня. Это я вел запись наедине с одним судьей и устами Нехена, причем должность моя была [только] начальника дворцовых хентиу-ше"[17].

К концу царствования Рамсеса III одна из его жен, по имени Тии, задумала передать корону старого фараона своему сыну, которого Туринский папирус называет Пен-тауром, хотя это и не было его настоящим именем. Она договорилась с главным управляющим дворца Пабакикамуном ("Слепой слуга"). Неизвестно, каким способом фараон разрушил их заговор. Известно только, что главные зачинщики и их помощники были арестованы, а с ними и все те, кто знал об их презренных замыслах и не оповестил об этом фараона. Были назначены судьи: два казначея, носитель опахала, четыре виночерпия и один глашатай. Обычным судьям фараон предпочел людей из своего окружения. В предварительной речи на суде, начало которой не сохранилось, он говорит, что никому не будет пощады.

В обоих, вышеописанных случаях, перед нами заговор против самого бога и тот факт, что в те отдаленные времена люди, принимавшие участие в гаремном заговоре, не были тотчас преданы смерти без дальних рассуждений, представляет собою замечательное свидетельство наличия у фараона высокого чувства справедливости и поразительной судебной терпимости той эпохи. Немедленная смертная казнь, без малейшей попытки установить законным образом виновность осужденного, не казалась незаконной в той же стране в прошлом веке.

6. Религиозная функция

Древние народы придавали огромное значение религии, египтяне не были исключением. Царь считался официально богом, и одним из наиболее употребительных титулов его был "Благой Бог"; настолько велико было почитание, которое подобало воздавать ему, что, говоря о нем, избегали называть его имя. Когда царь умирал, он причислялся к сонму богов и подобно им получал вечное поклонение в храме перед огромной пирамидой, в которой он почивал. Чтобы обеспечить стране мир и процветание, на троне должен быть властитель, поставленный богами и произошедший от их божественной плоти. Однако, если это главное основное условие - божественность фараона - не соблюдалось, все шло прахом. Страна приходила в упадок. Больше никто не приносил жертвы богам, и они отворачивались от Египта и его народа. Таким образом, главная обязанность фараона - выражать свою признательность богам, вседержителям всего сущего.

На большинстве стел сообщалось, что фараон, будучи в Мемфисе, в Оне, в Пер-Рамсесе или в Фивах, совершал угодное богам: восстанавливал пришедшие в упадок святилища, сооружал новые, укреплял стены храмов, устанавливал статуи, обновлял мебель и священные ладьи, ставил обелиски, украшал алтари и жертвенные столы и щедростью своей превосходил все, что делали до него другие цари.

Вот, например, молитва и исповедь Рамсеса III: "Слава вам, боги и богини, владыки неба, земли, вод! Широки ваши шаги на ладье миллионов лет рядом с вашим отцом Ра, чье сердце ликует, когда он видит ваше совершенство, ниспосылающее счастье стране Та-мери... Он радуется, он молодеет, глядя, как вы велики в небесах и могущественны на земле, глядя, как вы даете воздух ноздрям, лишенным дыхания. Я ваш сын, сотворенный двумя вашими руками. Вы меня сделали властелином, да будет он жив, невредим и здоров, всей земли. Вы сотворили для меня совершенство на земле. Я исполняю свой долг с миром. Сердце мое без устали ищет, что сделать нужного и полезного для ваших святилищ. Моими повелениями, записанными в каждой канцелярии, я дарую им людей и земли, скот и корабли. Их баржи плывут по Нилу. Я сделал процветающими ваши святилища, которые были в упадке. Я учредил для вас божественные приношения помимо тех, что были для вас. Я работал для вас в ваших золотых домах с золотом, серебром, лазуритом и бирюзой. Я бодрствовал над вашими сокровищницами. Я восполнил их многочисленными вещами. Я наполнил ваши закрома ячменем и пшеницей, Я построил для вас крепости, святилища, города. Ваши имена высечены там навечно. Я увеличил число ваших работников, добавив к ним множество людей. Я не отнимал у вас ни человека, ни десятка людей в войско, и в корабельные команды из тех, что в святилищах богов, с тех пор, как цари их построили. Я издал декреты, чтобы они были вечными на земле для царей, которые придут после меня. Я приносил вам в жертву всякие хорошие вещи. Я построил вам склады для празднеств, наполнил их продуктами. Я сделал для вас миллионы сосудов изукрашенных, золотых, серебряных и медных. Я построил вам ладьи, плывущие по реке, с их великими обиталищами, обшитыми золотом".

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.