рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Реферат: Феодальный Китай под властью цинской монархии

Чжэньцзян расположен на стыке Великого канала и Янцзы. Взяв его 21 июля, англичане перерезали важнейшую коммуникацию, соединявшую Южный Китай с Северным, и создали угрозу Нанкину. Вскоре китайское правительство капитулировало.

Главной причиной поражения Китая была его военная и экономическая слабость по сравнению с капиталистической Англией. В то время как китайские армии потеряли 20 тыс. чело век убитыми и ранеными, потери англичан составили всего 520 человек. Феодальные правители Китая не организовали единой обороны в масштабе всей страны. В каждом городе сражались небольшие гарнизоны, действовавшие изолированно. Воспитанные в духе высокомерного пренебрежения к «заморским варварам», маньчжурские военачальники оказались неспособными умело руководить войсками на поле боя, они считали самоубийство почетной смертью, искупающей позор поражения. Богды хан посмертно награждал и щедро одаривал семьи командиров-самоубийц, чьи войска потерпели поражение.

Вооруженные до зубов англичане продвигались вперед, жестоко расправляясь с мирным населением. «В этой войне,— писал К. Маркс, — английская солдатня совершала мерзости просто ради забавы; ее ярость не была ни освящена религиозным фанатизмом, ни обострена ненавистью к надменным завоевателям, ни вызвана упорным сопротивлением героического врага. Насилование женщин, насаживание детей на штыки, сжигание целых деревень — факты, зарегистрированные не мандаринами, а самими же британскими офицерами, — все это совершалось тогда исключительно ради разнузданного озорства» *.

29 августа 1842 г. у стен Нанкина на борту английского военного корабля был подписан англо-китайский договор «о мире, дружбе, торговле и возмещении убытков». Согласно Нанкинскому договору Китай открывал для английской торговли пять яортов: Сямынь (Амой), Фучжоу, Нинбо, Шанхай и Гуанчжоу, в которых англичане могли учредить свои консульства. Монопольная компания «Кохонг» упразднялась, британские купцы получали право торговать «со всякими лицами, с коими они по желают». Договор декларировал 'покровительство английским подданным, находящимся в Китае. Император Китая уступал о-в Сянган (Гонконг) королеве Великобритании. На английские товары устанавливались льготные таможенные тарифы — не выше 5%. Китайское правительство обязано было выплатить Англии большую контрибуцию — 21 млн. лян**, из которых б млн. — как вознаграждение за уничтоженный опиум, 3 млн. — на возмещение убытков английских фирм и 12 млн. лян—на покрытие расходов Англии на войну в Китае.

Не ограничиваясь этим, Англия заставила Китай подписать в 1843 г. дополнительный договор, предоставивший английским подданным в Китае права экстерриториальности, т. е. неподсудности китайскому суду и китайским законам. В открытых портах учреждалась система иностранных поселений (сеттльментов), не подлежащих контролю китайских властей. Договор предусматривал применение к Англии «принципа наибольшего благоприятствования». Отныне любая уступка, вырванная у Китая какой-либо державой, должна была автоматически распространяться на Англию. Договоры не содержали статей, раз решавших ввоз опиума в Китай, ко согласие возместить стоимость опиума, уничтоженного Линь Цзэсюем, было использовано для широкого ввоза наркотика в страну.

Вскоре в Нанкине были подписаны договоры между Китаем и другими капиталистическими державами. Правительство США направило в Китай своего представителя в сопровождении военных кораблей. В ноте с изложением американских требований он грозил: «У моего правительства, может быть, возникнет необходимость еще раз заставить китайский народ испытать все тяготы войны». В результате этих угроз в 1844 г. был подписан неравноправный американо-китайский договор, который расширял привилегии, предоставляемые иностранцам Нанкиноким договором. В том же году аналогичный договор был подписан между Китаем и Францией. Помимо привилегий, предусмотренных в ранее подписанных договорах, французам предоставлялось право строить в открытых портах католические церкви и заниматься миссионерской деятельностью. Капиталистические державы получили широкие возможности использовать христианскую церковь и миссионеров для расширения своего влияния.

Кроме крупных капиталистических держав неравноправные договоры с Китаем подписали Бельгия, Швеция и Норвегия.

Первая «опиумная» война стала важным рубежом в развитии Китая. Силой оружия он был открыт для проникновения иностранного капитала. Колонизаторы Англии, Франции и США завоевали первые важные политические и экономические позиции в Китае. Часть китайской территории — о-в Сянган — стала английской колонией (Гонконг). Нанкинские договоры положили начало ущемлению суверенитета и национальной независимости китайского государства.

С появлением открытых портов начал расширяться ввоз в Китай товаров из капиталистических стран Европы и из США. Китай втягивался в орбиту мирового капиталистического рынка. Начался процесс превращения независимого феодального государства в полуколонию, завершившийся в конце XIX в. Одно временно было положено и начало освободительной борьбе китайского народа против иностранных колонизаторов.


4. Крестьянская война тайпинов

Еще накануне вторжения иностранных колонизаторов феодальный Китай переживал глубокий кризис. Одним из главных про явлений этого кризиса было обострение классовой борьбы — многочисленные крестьянские восстания, восстания угнетенных народностей.

В первое сорокалетие XIX в. в различных провинциях Китая произошли десятки крестьянских восстаний. Хотя это были стихийные и изолированные выступления, некоторые из них приобретали весьма внушительный размах и создавали сильную угрозу феодальным порядкам.

Подписание первых неравноправных договоров, открытие портов тяжело отразились на экономике страны и положении народных масс. Ввоз в Китай английских шерстяных и хлопчатобумажных тканей увеличился с 1842 по 1845 г. примерно в 3,5 раза. Это привело к сокращению местного производства и разорению ремесленников в районах открытых портов.

Силой оружия колонизаторы обеспечили себе «право» отравлять китайский народ опиумом. За десять лет, с 1840 по 1850 г., ввоз опиума в Китай возрос в 2,5 раза. Возросший ввоз опиума, необходимость выплаты огромной контрибуции при вели к выкачке большого количества серебра. Цены на серебро и серебряные монеты резко подскочили. Это больно ударило по крестьянам и ремесленникам, которым для уплаты налогов приходилось менять медные деньги на вздорожавшие серебряные.

Помещики значительно повысили арендную плату. Богдыхан и местные власти ввели десятки новых налогов. Ввиду острого финансового кризиса власти прекратили ремонт ирригационных сооружений. Сооружения искусственного орошения, каналы, плотины, дамбы и др., разрушались. Это делало еще более тяжелыми последствия стихийных бедствий. Разливы рек, наводнения, засухи приводили к полному разорению обнищавшего крестьянства, к массовым голодовкам.

В одном из документов того времени мы читаем: «Повинности распределялись без какого бы то ни было порядка и правил, выполнение их иссушало людей, ведь к людям относились без сожаления, без пощады... Тяготы, падавшие на простых людей, заставляли их покидать свои дома, ибо жаловаться было некому».

Общее ухудшение положения тяжело отразилось на угнетенных народах империи.

Таким образом, вторжение иностранных колонизаторов многократно усилило кризис, который переживал феодальный Ки тай. Еще больше, чем раньше, выявилась реакционная, тормозящая роль феодальных порядков, давно уже сковывавших развитие производительных сил страны. До предела усилилось недовольство народных масс, которое вскоре вылилось в крестьянскую войну. Это мощное движение, как и народное восстание в Индии, было ответом на колониальную политику капиталистической Англии. Но если в Индии, ставшей уже колонией, народное восстание было прямо и непосредственно направлено против иноземных захватчиков, то в Китае, который только начинал превращаться в полуколонию, крестьянская война была заострена против Цинов и феодального гнета.

Как это часто бывало в истории крестьянских войн, социальное движение народных масс приняло религиозную окраску. Вождем и идеологом восстания стал Хун Сюцюань, начавший в 1843 г. на юге Китая вербовку сторонников.

Хун Сюцюань происходил из семьи крестьянина провинции Гуандун. С семи лет родители отдали его в местную школу. Из-за тяжелого материального положения семьи Хун Сюцюаню в шестнадцать лет пришлось бросить учебу и работать в поле. Через два года он был приглашен на должность учителя в родной деревне, где учительствовал до 1843 г. Хун Сюцюань изучал труды древних китайских авторов. В Гуанчжоу, куда деревенский учитель неоднократно выезжал, тщетно пытаясь сдать экзамен для получения ученой степени, он встречался с миссионерами, ознакомившими его с основами христианства.

В 1837 г., тяжело переживая очередную неудачу на экзамене, Хун Сюцюань заболел. Впоследствии он утверждал, что во время болезни он был призван на небеса к христианскому богу, который поручил ему избавить Китай от дьяволов и утвердить царство справедливости. Находясь в экстазе, Хун Сюцюань произносил стихотворные заклинания типа:

В руках держу я меч и на земле порядок наведу.

Повсюду чувствую себя, как дома.

Всю нечисть соберу и брошу в ад.

Предателей настигнет божья кара.

В дальнейшем он стал именовать себя младшим братом Иисуса Христа и активно проповедовать новое религиозное учение.

Некоторые положения своего учения Хун Сюцюань заимствовал у христианских миссионеров. Он составил три религиозных гимна-манифеста: «Гимн об истинном пути к спасению мира», «Поучение об истинном пути к пробуждению мира» и «Поучение об истинном пути к познанию мира», призывавшие народ к борьбе. Проповедь Хун Сюцюаня отличалась от христианства европейских и американских миссионеров. Характер но, что, когда Хун Сюцюань изложил свои взгляды американскому миссионеру Робертсу, последний заявил, что мысли Хун Сюцюаня «еще не очищены от скверны» и он, Роберте, не может совершить над ним обряд крещения.

Главным у Хун Сюцюаня была проповедь идеи равенства. В качестве образца бралась китайская община, представление о которой черпалось из древних литературных памятников. В «Гимне об истинном пути к спасению мира» говорилось: «В Поднебесной издревле люди друг другу братья... Люди и Небо духом едины. Закон Поднебесной один. Так почему же государь ставит себя над людьми?»

Хун Сюцюань мечтал о создании «мира великого спокойствия», при котором «имущий и неимущий взаимно сочувствуют друг другу, взаимно помогают друг другу в беде и трудностях, ночью двери не затворяются, на дорогах никто не возьмет потерянного вами, мужчины и женщины друг друга не позорят, действуют на основе высшей морали».

Эти идеи легли в основу пропаганды созданного Хун Сю-цюанем «Общества поклонения богу».

Обстановка благоприятствовала успеху этой пропаганды. Ширились стихийные выступления крестьянства. В течение десяти лет после «опиумной» войны только официально было за регистрировано более восстаний китайцев и угнетенных народностей — хуэй, мяо, яо и т. д.

Базой своей деятельности Хун Сюцюань и его единомышленники избрали граничащий с провинцией Гуандун горный район в юго-восточной части провинции Гуанси. Здесь было много беженцев из Гуандуна. Гуанси являлась в то время отдаленной окраиной, где власть цинского правительства была сравнительно непрочной. Здесь быстро росло число членов «Общества поклонения богу», которое стало в конце 40-х годов внушительной силой.

Основную массу членов этого общества составляли крестьяне, угольщики и рудокопы, бездомные бедняки, бродившие в поисках пищи, кули. Кроме того, в нем были выходцы из купе ческой среды и некоторые помещики, настроенные против династии Цин. Наряду с китайцами среди членов общества было немало представителей национальных меньшинств, составляющих значительную часть населения Юго-Западного Китая. В руководящее ядро «Общества поклонения богу» кроме Хун Сю-цюаня входили учитель Фын Юньшань; разорившийся крестьянин, занимавшийся выжиганием древесного угля, Ян Сю-цин; его друг, такой же крестьянин-бедняк, Сяо Чаогуй; мел кий помещик Вэй Чанхой; сын зажиточного крестьянина семнадцатилетний Ши Дакай; рудокоп Цинь Жиган.

В связи с начавшимся в 1849 г. в Гуанси сильным голодом всю провинцию охватили массовые антиправительственные выступления. К этому времени главными лозунгами «Общества поклонения богу» стали борьба против маньчжуров и уравнение бедных и богатых.

В июле 1850 г. Хун Сюцюань призвал всех членов общества продать свои дома и имущество и целыми семьями вступить в повстанческие отряды, где им из общественных складов будут выдавать одежду и питание. Более десяти тысяч крестьян и представителей других слоев откликнулось на этот призыв.

В декабре 1850 г. повстанцы одержали победу в большом сражении с правительственными войсками. 11 января 1851 г., в день рождения Хун Сюцюаня, в деревне Цзиньтянь было официально объявлено о начале всеобщего восстания с целью свер жения маньчжурской династии и провозглашено создание «Тай-пинтяньго» — «Небесного государства великого благоденствия». С этого времени повстанцев стали называть тайпинами. В сентябре 1851 г. тайпины захватили г. Юнъань (пров. Гуанси), где их армия пробыла полгода. Здесь были заложены основы тайпинского государства. Хун Сюцюань был провозглашен императором нового государства с титулом «небесный князь». Его соратники получили титулы князей — ванов и составили правительство Тайпин тяньго. Фактическим главой правительства с титулом «князь Востока» стал Ян Сюцин. Высокое положение Ян Сюцина в тайпинском государстве имело свое религиозно-мистическое обоснование. Считалось, что время от времени бог сходит на землю и воплощается в Ян Сюцине. В некотором отношении это ставило его даже выше Хун Сю-цюаня, который считался лишь младшим сыном бога (старшим сыном бога считался Иисус Христос).

В апреле 1852 г. тайпины прорвали заслон правительственных войск под Юнъанем и развернули наступление на север. Используя свое превосходство в огнестрельном оружии, маньчжурские войска смогли удержать лишь главный город Гуан-си — Гуйлинь и центр Хунани — Чанша. В декабре 1852 г. повстанцы вышли к р. Янцзы и захватили порт Иочжоу. Здесь находились арсеналы правительственных войск. В руки повстан цев попало большое количество пушек и другого огнестрельного оружия. В конце декабря 1852—в январе 1853 г. тайпинская армия после ожесточенных боев заняла города Ханькоу, Ханьян и Учан, составляющие трёхградье Ухань — крупней ший центр долины Янцзы. Эта большая победа способствовала укреплению армии тайпинов, в ее ряды вступили десятки тысяч новых бойцов.

Важнейшими достижениями восставших крестьян было со здание относительно сильной и боеспособной революционной армии. Согласно тайпинским документам (на практике это редко соблюдалось), низовой единицей тайпинской армии являлся пяток — четыре рядовых и один командир; каждый пяток имел свое название — «сильный», «храбрый» и т. п. Пять пятков составляли взвод, четыре взвода — роту, пять рот — полк. Полки объединялись в корпуса и армии. После выхода Янцзы тайпины создали большой военный флот. Кроме того, в тайпинской армии были отряды саперов, кузнецов, плотников и др. Из рабочих-угольщиков был сформирован особый отряд, специально предназначенный для осуществления подкопов под стены осаждаемых городов. Воинские части сопровождали барабанщики, трубачи, музыканты с дудками, рожками, гонгами. С их помощью передавалась команда и осуществлялась сигнализация.

С выходом на Янцзы и занятием крупных городов к крестьянам, составлявшим основной костяк армии, присоединились тысячи лодочников, кули, полукрепостных горнорабочих, ремесленников крупных городов. Многие из них стали офицера митайпинской армии. Среди тайнинских солдат преобладала молодежь. «Армия повстанцев,— писал один из англичан, насовершим грех. Направляя же эти вещи в желудок, мы думаем, что это угодно отцу небесному"».

В феврале 1853 г. тайпинская армия двинулась вниз по Ян цзы. По реке плыл флот тайпинов, насчитывавший тысячи джо нок. Пехота шла походным порядком по обоим берегам реки. В руки тайпинов один за другим переходили новые города. 19 марта они овладели Нанкином — одним из самых больших городов Китая, бывшим в свое время столицей государства. Нанкин (букв. «Южная столица») был провозглашен столицей Китая и стал именоваться «Небесной столицей».

После взятия Нанкина был обнародован один из интересней ших документов тайпинского государства — «Земельная система Небесной династии». Он был призван стать основным законом, своеобразной конституцией тайпинского государства. Этот важнейший документ определял порядок распределения земли, организацию тайпинской армии, систему управления и другие стороны жизни Тайпин тяньго.

«Вся земля Поднебесной,— провозглашал земельный закон тайпинов,— обрабатывается жителями совместно... Необходимо, чтобы все жители Поднебесной в равной степени и совместно наслаждались великим счастьем, дарованным небесным отцом, господом богом: имея поля, обрабатывали бы их сообща, имея пищу, вкушали бы ее вместе, имея одежду, делили бы ее между собой поровну, имея деньги, тратили бы их совместно, чтобы.,, не было неравенства, чтобы все были сыты и одеты».

Земельный закон призывал к отмене собственности на землю и разделу земли по едокам. Женщины должны были получить такой же надел, как мужчины. Детям, не достигшим 16 лет, предоставлялось пол надела взрослого.

Этот документ предусматривал, что основной хозяйствен ной, политической и военной единицей станет крестьянская община. Каждая семья должна была выделить одного человека в армию. Солдат обязан был три четверти года заниматься по левыми работами и одну четверть — военной службой. Командир воинской единицы являлся одновременно руководителем гражданской власти на соответствующей территории.

О распределении производимого общиной продукта в «Земельной системе» говорилось: «После уборки урожая каждая община, состоящая из 25 семей, оставляет себе ровно столько зерна, сколько необходимо для того, чтобы ее члены могли кормиться до нового урожая, а излишки сдает в государственные хранилища... Этот принцип распространяется также на бобы, коноплю, ткани, кур, собак и на серебряные деньги».

Предусматривалось создание государственных складов: «священных хранилищ» (в которых хранилось серебре) и «священных запасов продовольствия» (в которых хранился рис).

Тайпинские законы отличались крайней суровостью. В основе земельного закона лежала идея военизации всей общественной жизни. Это был призыв заменить феодальный строй патриархальным обществом, способным удовлетворять на основе равенства лишь крайне ограниченные, самые минимальные потребности своих членов. «Земельная система Небесной династии» отражала идеи примитивно-уравнительного коммунизма.

Примитивными были также представления тайпинских вождей об окружавшем Китай мире и их внешнеполитические воз зрения. Как «младший брат Христа», Хун Сюцюань номинально считался повелителем не только Китая, но и других стран и народов. Титулы «князь Востока», «князь Запада» и т. п. подразумевали, что их обладатели имеют полномочия управлять всеми государствами соответствующих частей света. Англичане, посетившие дворец Хун Сюцюаня в Нанкине, сообщали: «Мы заметили висящую у входа карту. На ней изображалась „вся тайпинская империя, которая будет существовать 10 тысяч раз по 10 тысяч лет". Англия, Франция, Россия, Испания и Голландия были представлены как многие мелкие острова, образующие в левом углу карты весь западный мир». Тайпины остались верны традиционным китайским концепциям «Средин ного государства». Но в отличие от Цинов они не были сторонниками самоизоляции Китая от внешнего мира. Считая европейцев своими собратьями по христианской вере, они готовы были установить дружественные отношения с западными державами.

Взгляды и планы тайпинов были утопическими. Большинство положений «Земельной системы» уже поэтому не могло быть осуществлено на практике. К тому же в условиях многолетней войны и частых изменений линии фронта оказалось не возможным перераспределение земли. На территории, контролируемой повстанцами, сохранилась помещичья собственность на землю, хотя были значительно снижены налоги с крестьян и арендная плата за землю. В местных органах, создаваемых тайпинами, зачастую находились помещики и шэныпи.

Пожалуй, в большей степени уравнительные идеалы тайпинов осуществлялись в городах, особенно в столице их государства Нанкине. Все ремесленно-кустарные мастерские, магазины, лавки, постройки, запасы продовольствия и т. п. были объявлены собственностью тайпинского государства. Трудоспособные мужчины были распределены по специальностям в трудовые лагеря. Произведенная там продукция поступала в «священные» склады.

В тайпинском государстве было провозглашено равноправие женщин. Отменялась феодальная система брака, при ко торой невест с детства отдавали в дом женихов. В «Земель ной системе Небесной династии» говорилось, что при заключении браков не должны приниматься в расчет деньги или имущество. Каралась продажа женщин и девушек в наложницы. Запрещалось бинтование ног у девочек, уродовавшее женщин.

В занятых тайпинами районах открывались школы, воспи тание в которых носило религиозный характер. Каждую субботу все дети ходили в храмы, где священник учил их заповедям тайпинской религии.

Для того чтобы «пресечь возникновение разврата», в Нанкине было запрещено всякое общение между мужчинами и женщинами. Все женское население города (кроме жен, наложниц и дочерей тайпинской знати) было вместе с детьми поселено в казармы женских трудовых лагерей, а в армии существовали специальные женские подразделения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.