рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Реферат: Деятельность партии эсеров в Новониколаевске

еженедельный отпуск, запрещение сверхурочных работ, запрещение труда детей до 18 лет, декретный отпуск для женщин в 4 недель до рождения ребенка и в 6 недель после, уравнение мужчин и женщин в оплате труда). [10]

В области образования эсеры стояли на позициях демократизации школы: автономия школы, свобода преподавания, свобода внутренней организации, улучшение материального положения учителей, организация детских садов.

Как и другие партии (меньшевики, народные социалисты, правые), эсеры воспользовались благоприятной обстановкой для ведения агитации против как власти Советов, так и партии большевиков сразу же после Октябрьской революции и особенно в 1918 г.:

1)  крайне слабая организованность действий местных Советов;

2)  личный состав Советов;

3)  оторванность от центра, а отсюда полная неориентированность широких слоев населения о созидательной его работе;

4)  наличие признаков разрушения хозяйственной жизни страны, в которых обывательская масса склонна была усматривать виновность партии большевиков;

5)  накопление недовольных всем ходом революции во всех слоях и группировках населения;

6)  заключение Брест-Литовского мира

7)  расслоение армии

Успешной деятельности партии эсеров способствовала поддержка ее со стороны интеллигенции, рабочих, крестьян.

В 1918 г. значительная часть интеллигенции примкнула к партиям эсеров и меньшевиков, а общая масса ее относилась сочувственно к стремлениям этих партий. Властью на местах интеллигенция не только не была довольна, но и перепугана. При таком состоянии являлась полная возможность комплектования ее боевой дружины.

Провозглашенные после Октябрьской революции принципы оплаты труда, непланомерное и дезорганизирующее проведение идей «власти на местах» породили среди рабочих, главным образом квалифицированных, недовольство устанавливающимся порядком, поэтому агитация партий, борющихся с советской властью, имела успех.

Неурядица, полная неподготовленность крестьянской массы, сплошь пропитанной собственнической идеологией, к восприятию новых идей. - подготовили крестьянство Сибири к непримиримо отрицательному отношению к власти Советов, причем вовсе не потому, что сама власть им была неприемлема, а потому что крестьянству приходилось отдавать свое имущество. Эсеры и меньшевики, вкрапленные в кооперативы, связанные тесными узами с крестьянством, подготовили крестьянство к перевороту, однако, процент крестьян, вступающих в войска, был ничтожен. Причина этому простая в относительной пассивности крестьянской массы и присущей ей осторожности.

Еще в начале ноября эсеры организовали выборы в воскресшую Городскую Думу. Результаты получились такие: было избрано депутатов от эсеров - 42, социал-демократов («объединенцев») - 7, социал-революционеров («оборонцев») -республиканцев - 1. То есть эсеры имели большинство против всех других партий вместе взятых: 42 против 36.

Ввиду такого засилья эсеров и поддерживающих их меньшевиков в Новониколаевске, Городской Совет рабочих и солдатских депутатов до 29 ноября 1917 г. не принимал никаких мер-чтобы выразить свое отношение к Октябрьской революции. Городом правила только что избранная эсеровская Городская Дума. Но продолжаться так дальше не могло, и в заседании Совета 29 октября возникла дискуссия о признании Советской власти. И смысл такой дискуссии был таков, что большевики (в то время, с 27 сентября 1917 г. порвавшие с меньшевиками) были за, а эсеры с меньшевиками - против. При этом разногласия настолько обострились, что Исполком Совета сложил с себя полномочия. И тут же были произведены перевыборы Исполкома, эсеры получили 10 мест, большевики - 7 и меньшевики - 3. Поэтому власть в городе по-прежнему оставалась в руках эсеров и меньшевиков. И так продолжалось до 26 декабря 1917 г.

В ночь с 26 на 27 декабря 1917 г. состоялось совместное заседание Совета рабочих и солдатских депутатов и Исполкома Совета по вопросу о переходе власти к советам. Большинство проголосовало за (160 из 167). Фракция меньшевиков выразила свое несогласие и вышла из Исполкома, поэтому были проведены перевыборы. Было решено избрать Исполком из 30 человек, причем 15 от фракции большевиков и 15 от фракции левых эсеров, т.е. от партий, которые были не против Советской власти.

От фракции левых эсеров: Ботко И.П., Староверов П.П., Генералов, Васильев, Прозоров В.Н., Полковников Д.М., Смородников, Титов, Мордовии, Сильванов, Храплюков А.И., Горбунов-Панкратов, Обертышев, Позовой. Председателем Исполкома был избран Ботко Игнатий Павлович (левый эсер). 22 января 1918 г. было принято решение о роспуске Учредительного собрания, в знак протеста правые эсеры вышли из состава Новониколаевского Совета.

В последующем партия эсеров стала организатором белогвардейского переворота. Из воспоминаний эсера Н.В. Мазурина, написанных в Томской тюрьме:

Партия социалистов-революционеров является главным организатором переворота: она собрала боевую силу переворота и привлекла, заранее с ними сговорившись, чехословаков. «Я не хочу оспаривать у партий этих «лавры» и отдаю справедливость».

Чтобы понять альянс эсеров с чехословацкими частями, необходимо понять положение офицеров в России в целом. До революции носитель офицерского чина в войске был всем, тогда как солдат был скотиной и только. После революции он потерял положение «всевышнего» в отношении солдат, превратился в

«равного» и остался только квалифицированным военным, работником, обладающим специальными познаниями военного искусства. Именно поэтому оно не могло не идти в боевую силу переворота и не могло не воспользоваться им, этой возможностью восстановить приличествующее положение. Эсеры считали единственным путем свержения Советов - заговор.

А теперь обратимся к документу Д-144, опись №1 Дело 21 «Копии показаний офицеров белой армии»:

«В общем, к моменту прибытия на Сибирскую магистраль чехов организации совершенно не были подготовлены к выступлению. Однако, Тришин после переговоров с Тайда, решил воспользоваться благоприятной обстановкой и . не ожидая распоряжений Военного министра выступить. Решение это было одобрено Западно-Сибирским комиссариатом 1 и Тришин отдал приказ к выступлению. Приказ был датирован 25 мая и в этот же день сообщен условной телеграммой во все организации. Первым пал г. Новониколаевск, где Тришин сам, непосредственно руководил выступлением. В дальнейшем все созданные усилия чехов и войск В.С.П. направлены были к овладению Сибирской магистралью. Во всех городах Сибири Советы, повинуясь ли указаниям центра или признавая невозможность обороняться, постепенно эвакуировались. Переворот был совершен.

Накануне подхода частей Красной армии в Новониколаевске вспыхивает восстание Барабинского полка и других частей гарнизона с целью создания в Сибири левоэсеровского правительства и заключения мира с Советской Россией. Выступление было подавлено. Многие участники, в том числе 32 офицера, восставшего гарнизона разделили участь других заключенных местной тюрьмы, расстреляны частями отступавшей белой армии.

14 декабря 1919 г. в город вступает Красная армия. Власть переходит к революционному комитету, рабочим г. Новониколаевска. [10]


3. Ленинское понимание революционной психологии

Мы уже знаем, что Ленин интересовался явлениями общественной психологии только как революционер и во имя задач революции. Именно поэтому в поле его зрения находились преимущественно и даже почти исключительно те социально-психологические явления, которые относятся к группе изменчивых, динамических и которые чаще всего охватывают термином “настроения”, а не другая группа — относительно устойчивые, которые называют “психическим складом”, или “характером”, той или иной классовой, профессиональной, этнической и всякой иной общности. Наука о социальной психологии не проводит пропасти между этими двумя группами явлений. Но она все же проводит между ними относительное различие.

В сочинениях В.И. Ленина, если прочесть их насквозь, мы встречаем многие десятки случаев употребления слова “настроение”. В дополнение к тому, что уже цитировалось выше, упомянем, например, что еще в 1895 г. Ленин прибегал к этому понятию, в связи со своей поездкой в Орехово-Зуево: “Раскол народа на рабочих и буржуа — самый резкий. Рабочие настроены поэтому довольно оппозиционно…” Если свести вместе все употребления Лениным слова “настроения”, получится изрядная пачка. Оно действительно ведущее в его социальной психологии.

Но неверно было бы, разумеется, сводить дело к тому или иному термину. У Ленина есть и другие многократно используемые слова, например “инстинкт” (классовый инстинкт, революционный инстинкт). Этот термин употребляется в значении, очень близком к “стихийности” — термину, который тоже очень широко представлен в ленинских высказываниях. Рядом с ними нельзя не упомянуть используемые Лениным понятия “чутье”, “чувства”, “энергия”, “страсть”, “энтузиазм”, а также “усталость”, “гнев”, “ненависть”, “апатия” и другие подобные.

“Рабочий класс инстинктивно, стихийно социал-демократичен…”. “…Период накопления революционной энергии…”. “…Волна общественного возбуждения…”. “…Поднимутся сотни тысяч рабочих, не забывших “мирного” девятого января и страстно жаждущих вооруженного девятого января”. “Сами рабочие стихийно ведут именно такую линию. Они слишком страстно переживали великую октябрьскую и декабрьскую борьбу”. Монархические иллюзии крестьянства “нередко парализовали его энергию… порождали пустую мечтательность о „божьей земле"…”. “…При несознательных, сонных, нерешительных массах никакие изменения к лучшему невозможны… Без заинтересованности, сознательности, бодрости, действенности, решительности, самостоятельности масс абсолютно ничего ни в той, ни в другой области сделано быть не может”. “Сонный мещанский дух, который частенько господствовал прежде в некоторых рабочих союзах Швейцарии, исчезает и заменяется боевым настроением… Рабочие держались дружно”. “Общее, выливающееся через край недовольство масс, возбуждение их против буржуазии ж ее правительства”. “Озлобление масс, вследствие возобновившейся грабительской войны, естественно возросло еще быстрее и сильнее”. “Нельзя вести массы на грабительскую войну в силу* тайных договоров и надеяться на их энтузиазм… И нельзя вызвать героизма в массах, не разрывая с империализмом…”. “Народ не может и не будет терпеливой пассивно ждать…”. “Есть признаки роста апатии и равнодушия. Это понятно. Это означает не упадок революции, как кричат кадеты и их подголоски, а упадок веры в резолюции и в выборы. Массы в революции требуют от руководящих партий дела, а не слов, победы в борьбе, а не разговоров”. “Недовольство, возмущение, озлобление в армии, в крестьянстве, среди рабочих растет”. Разрешение национального и аграрного вопроса дало бы “настоящий взрыв революционного энтузиазма в массах…”. “Я знаю, что среди крестьян Саратовской, Самарской и Симбирской губерний, где наблюдалась самая большая усталость и неспособность идти на военные действия, замечается перелом”. [8]

Эта подборка разнообразнейших оборотов речи Ленина приведена для того, чтобы еще раз проиллюстрировать богатство, емкость его социально-психологической мысли. Без таких характеристик и мазков нельзя представить себе Ленина-публициста, Ленина-революционера.

Легко заметить, что речь тут в большинстве случаев идет о психических сдвигах в классах и в массах. Внимание Ленина в основном привлекает психологическая динамика. Гораздо реже и меньше он пишет о тех или иных устойчивых чертах психического склада как основных трудящихся классов, так и различных социальных прослоек, групп, профессий. Эти наблюдения Ленина не дают столь цельной картины, как в области социально-психических сдвигов и изменений, но подчас они очень важны, особенно поскольку Ленин фиксирует такие устойчивые психологические формы, сломить которые призвано революционное движение. Впрочем, в редких случаях оно способно на них и опереться. Наконец, после победы социалистической революции, как мы видели, Ленин устремляет внимание на то, чтобы дело ее вошло в плоть и кровь масс, само воплотилось бы в крепкие психологические привычки.

Выше мы отвели главное место ленинским характеристикам психологии трудящихся масс. Но у него есть бесценные для историка заметки и наблюдения, касающиеся психологии буржуазии. Так, Ленин, отмечая вслед за Марксом метания мелкой буржуазии между ультрареволюционностью и реакцией, неоднократно отмечал психологические отличия мелкой буржуазии от крупной. “Буржуа — люди деловые, люди крупного торгового расчета, привыкшие и к вопросам политики подходить строго деловым образом, с недоверием к словам, с уменьем брать быка за рога”. В 1905 г. Ленин пишет о буржуазии слова, которые могли бы быть отнесены и ко многим другим историческим периодам: “Признание революции буржуазией не может быть искренним, независимо от личной добросовестности того или иного идеолога буржуазии. Буржуазия не может не внести с собой своекорыстия и непоследовательности, торгашества и мелких реакционных уловок и на эту высшую стадию движения”. И разоблачая идеологию буржуазного либерализма, Ленин вместе с тем заглядывает в его психологическую подноготную. Так, идя на уступки дворянству в политике, буржуазия склонна и психологически отпускать ему грехи, а свое собственное межеумочное положение ощущать как какую-то особенную изысканность либерального духа. “Такая либеральная логика психологически неизбежна: надо представить наше дворянство ничтожным, чтобы изобразить ничтожным отступлением от демократизма привилегии дворянства.

Психологически неизбежны также, при положении буржуазии между молотом и наковальней, идеалистические фразы, которыми оперирует теперь с таким безвкусием наш либерализм вообще и его излюбленные философы в особенности”. эсер новониколаевск социалист революционер

Если, по словам Ленина, буржуазная борьба за свободу отличается непоследовательностью, половинчатостью, то отсюда проистекают две струи в русской дореволюционной интеллигенции, хотя бы в своем большинстве она и была по происхождению буржуазной. С одной стороны, “революционная интеллигенция, происходящая главным образом из этих классов, геройски боролась за свободу”. С другой стороны, приспособленчество, обслуживание нужд самодержавия и буржуазии. “Вот она, — пишет Ленин, — психология российского интеллигента: на словах он храбрый радикал, па деле он подленький чиновник”. Ленин все же отмечал не раз естественно и необходимо возникавшие конфликты буржуазной интеллигенции с буржуазией. Например: “Нежелание интеллигентов позволить третировать себя как простых наемников, как продавцов рабочей силы… всегда приводило, от времени до времени, к конфликтам управских воротил то с врачами, которые коллективно подавали в отставку, то с техниками и т.д.”. [7]

Особо следует остановиться на той стороне социальной психологии, которая относится к национальному вопросу.

Однажды по поводу утверждения итальянского социалиста Лаццари: “Мы знаем психологию итальянского народа”, Ленин бросил знаменательные иронические слова: “Я лично не решился бы этого утверждать о русском народе…”. Ленин, великий русский революционер Ленин не берется утверждать, что он знает психологию русского народа! За этими словами многое скрывается.

Прежде всего, за ними скрывается мысль, что в каждой национальной культуре есть две антагонистические культуры, иными словами, нет и не может быть единой психологии такой этнической общности, как нация. Далее, за этими словами скрывается мысль, что выпячивание каких-то общих черт, охватывающих всю нацию, служит цели внедрения в умы буржуазного патриотизма и национализма, т.е. призванная затушить революционное пробуждение масс. И, может быть, самое главное — национальные особенности, при их усердном подчеркивании, служат не сплочению, а разъединению мирового революционного движения. Это в некотором смысле то же самое, что и подчинение “общерусского дела”, пишет Ленин, той узости, “которая заставляет питерца забывать о Москве, москвича о Питере, киевлянина о всем, кроме Киева…”

Как ставился Лениным вопрос о национальном чувстве, лучше всего видно по его работе “О национальной гордости великороссов”. “Интерес (не по-холопски понятой) национальной гордости великороссов совпадает с социалистическим интересом великорусских (и всех иных) пролетариев”. “Мы полны чувства национальной гордости, и именно поэтому мы особенно ненавидим свое рабское прошлое… и свое рабское настоящее… Никто не повинен в том, если он родился рабом; но раб, который не только чуждается стремлений к своей свободе, но оправдывает и прикрашивает свое рабство (например, называет удушение Польши, Украины и т.д. „защитой отечества" великороссов), такой раб есть вызывающий законное чувство негодования, презрения и омерзения холуй и хам”. [6]

Ленин был за национально-освободительные движения в той мере, в какой они были направлены против господства одной нации над другой. Он не отделял при этом национальное движение от вопроса о классах, участвовавших в нем. “Для первой эпохи типично, — писал Ленин, — пробуждение национальных движений, вовлечение в них крестьянства, как наиболее многочисленного и наиболее „тяжелого на подъем" слоя населения в связи с борьбой за политическую свободу вообще и за права национальности в частности”. Ленин при этом был непримиримым врагом всякого противопоставления наций друг другу, видя в этом отравление “сознания темных и забитых масс”.

В национально-освободительных движениях Ленина интересовали те психологические аспекты, которые касаются, например, чувства ущемленного национального достоинства, обиды угнетенной нации на великодержавных угнетателей, их недоверия к угнетателям.

Но на всем протяжении его сочинений мы ничего или почти ничего не находим о вещах, занимающих “этническую психологию”: об отличительных чертах национального характера или психического склада тех или иных народов или наций. Редко-редко бросит он мимоходом слово о способности русского народа к самопожертвованию или о склонности немцев к теоретическому мышлению. Но в общем этот круг вопросов чужд мысли Ленина. И в самом деле, он всегда руководствовался положением: “При всяком действительно серьезном и глубоком политическом вопросе группировка идет по классам, а не по нациям”.

Итак, Ленин больше всего интересовался сдвигами в общественной психологии. Для него общественная психология была отнюдь не незыблемым и исходным основанием общественных явлений. Общественная психология может изменяться и должна изменяться. Нет места для идеализации или для возведения в абсолютный закон стихии, инстинктов, страстей массы. Агенты царского правительства усердно работали “над разжиганием дурных страстей темной массы…” Ленина интересовало лишь то в психологии массы, что содействовало революции или что преобразовывалось революцией. Замечательно выразительны его слова: “Поклонники Лаврова и Михайловского должны считаться с психологией забитой массы, а не с объективными условиями, преобразующими психологию борющейся массы”.

Вот пример ленинского понимания социально-психологической динамики: “На сторону революции, — пишет он в статье “Перед бурей” в 1906 г., — становится все большая часть рабочих, крестьян, солдат, вчера еще бывших равнодушными или черносотенными. Одна за другой разрушаются те иллюзии, один за другим падают те предрассудки, которые делали русский народ доверчивым, терпеливым, простодушным, покорным, всевыносящим и всепрощающим”. “Рабочая партия, — пояснял Ленин в том же году, — все надежды возлагает на массу, но на массу не запуганную, не пассивно подчиняющуюся, не покорно несущую ярмо, а массу сознательную, требовательную, борющуюся”. [9]

Эти примеры очень важны для понимания Ленина: он вовсе не слепой поклонник настроений, как и не слепой поклонник масс вообще. Он говорил о партии коммунистов: “…мы — партия, ведущая массы к социализму, а вовсе не идущая за всяким поворотом настроения или упадком настроения масс. Все с.-д. партии переживали временами апатию масс или увлечение их какой-нибудь ошибкой, какой-нибудь модой (шовинизмом, антисемитизмом, анархизмом, буланжизмом и т.п.), но никогда выдержанные революционные с.-д. не поддаются любому повороту настроения масс”.

Ленин учил использовать психологию масс для самой радикальной ломки прежних общественных отношений и порядков. Но он учил одновременно и ломке в психологии всего того, что тормозило стремительный ход истории. Так, например, у крестьян как класса, показывал Ленин, налицо особая психология: крестьяне труженики и собственники; крестьяне трезвые деловые люди, люди практической жизни. Психику этой массы, как и всякой иной, надо уметь привлечь, завоевать, переделать. Не сметь командовать! — предупреждал Ленин в отношении крестьянства.

Как подлинный тонкий психолог, Ленин знал с практической стороны многие специфические особенности общественной психологии. Он писал о “массовой заразительности мятежнических действий”. Писал он и о том, что “агитация необходима всегда и во время голода в особенности”.

Но если ленинская наука революции помогает науке о социальной психологии охватить взором многие из ее жизненных задач и возможностей, дальнейший путь состоит не в механическом перенесении ленинских наблюдений в новые исторические условия. Ленин отнюдь не был профессиональным психологом и, соответственно, задача этой главы — лишь показать, как может обогатить познания в истории интерес к психологии, познание психологии.


Заключение

Партия эсеров потерпела крах. Ей не хватало ясности целей, направленности действий, единства и дисциплины. Исчезновение эсеров явилось одной из важнейших причин установления в России монополии одной партии, которая постепенно стала «руководящей и направляющей силой советского общества». Деятельность Советов приобрела формальный характер, так как они лишь исполняли предписания большевистских партийных органов. Независимость потеряли профсоюзы, поставленные под партийный и государственный контроль. Все это привело к установлению культа личности И.В. Сталина и формированию тоталитарного режима в стране.

Несмотря на значительную роль, которую сыграла партия эсеров в политической жизни России в I четверти XX века, учебники истории уделяют ей очень мало внимания, причем нет полного, последовательного изложения деятельности этой партии.

На основании исследования истории эсеровского движения, а также революционной психологии, можно сделать следующие выводы:

1.  Партия эсеров являлась одной из самых влиятельных партий России начала XX века, но потерпела крах и тем самым обеспечила формирование однопартийной диктатуры большевиков;

2.  В борьбе против своих политических врагов эсеры использовали тактику «индивидуального террора», что являлось достаточно эффективным, хотя и негуманным, способом достижения поставленных политических целей;

3.  В Новониколаевске деятельность эсеров отличалась значительной активностью (Сибирь – «эсеровский край»), и надо сказать, что здесь партия эсеров добилась значительных успехов;

4.  В своем представлении о революционной психологии В.И. Ленин опирался на стихийность и непредсказуемость народных масс.


Список литературы

1.  Большая советская энциклопедия.

2.  Георгиев Н.Г. Революционное движение в России в конце XIX – начале XXв. Высшая школа, 1986г. 182с.

3.  Голиков Д.Л. Крушение антисоветского подполья в СССР. Политиздат, 1975г., 703с.

4.  Документы из архива НСО

5.  Жарова Л.Н., Мишина И.А. История России. Просвещение, 1992г., 335с.

6.  Журнал Вопросы истории. Бровкин В.Н., Россия в гражданской войне, 1992г., 355с.

7.  Кознов В.П. История Отечества: люди, идеи, решения. Изд. Полит. литература, 1991г., 366с.

8.  Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Изд. Полит. литература, 1965г., Т 4, 6, 12, 17.

9.  Поцелуев, История России XX столетия. Гуманитарное изд. Центр Владос, 1997г., 512с.

10.  Токовкин В.Г. История СССР. Просвещение, 1989г., 463с.

11.  Черженский Е.Д. Вторая российская революция. Февраль 1917г. Просвещение, 1986г., 175с.

12.  www.situation.ru


Приложение 1

1)  Скворцов А.К. - председатель «Обской кооператив»

2)  Мичурин С.С. - редактор газеты «Земля и воля»

3)  Милашевский А.У. - директор Народного банка

4)  Доронин-Марков Б. Д. - инструктор товарищества «Обской...»

5)  Андрианский А.А. - врач

6)  Омельков М.Ф. - инструктор товарищества «Обской...»

7)  Станкеев А.А. - врач

8)  Зыков Э.К. - солдат 23 п.

9)  Гуторов А.Ф. - слесарь

10)  Лозовой В.Е. - солдат

11)  Лобачев В. - секретарь партии социалистов-революционеров

12)  Хромов Т. А - прапорщик

13)  Коробков М.И. - прапорщик

14)  Остальцев В.Н. - гл. пров. «Закуссбыт»

15)  Батанов П.М. - заводчанин

16)  Веденятин - учитель

17)  Пословский Е.Н. - конторщик

18)  Попков Т.Я. - солдат

19)  Сазонов А.В. - статист

20)  Эгкин Н. - счетовод банка

21)  Лескин - рабочий

22)  Рыбак А.С. - солдат

23)  Панкратов Ф.Е. - кондуктор

24)  Письменный П.К. - прапорщик

25)  Клюкин М.К.

26)  Гадиев М.Г. - учитель

27)  Кошлаков Н.В. - прапорщик

28)  Симакин Л.В. - солдат

29)  Жернаков Н.Е. - служащий

30)  Медведцин П. Д.

31)  Бахарев А.Ф. - солдат

32)  Кошкаров Ф.Д. - солдат

33)  КолянинИ.С.-рабочий

34)  Колендо В.Б. - работница

35)  Сапунов - солдат

36)  Елыпевич СП. - инструктор

37)  Плотников СИ - учитель

38)  Поливанов Н.И. - зав. отделом «Экономия»

39)  Хлыновский П.И. - солдат

40)  Занозин - служащий железной дороги

41)  Коробков А.С. - служащий народного банка

42)  Скориков В.Я. - прапорщик

43)  Подорванов Ф.Л. - булочник

44)  Киреев - рабочий железной дороги

45)  Плинский И.Ф. - прапорщик

46)  Горбачев А.Ф.

47)  Шкляревский - рабочий

48)  Смагин Н.П. - прапорщик

49)  Амелин И.М. - солдат

50)  Белозеров П. Д. - машинный токарь

51)  Янышев Л.Н. - домовладелец

52)  Каширин А.М. - учитель

53)  Ощепков Н.А. - булочник

54)  Лукинов Е.В. - прапорщик

55)  Горох И.Л. - учитель

56)  Кондаков Л.Ф. - рядовой

57)  Горбунов Д.И. - рабочий

58)  Поликевич - служащий железной дороги

59)  Батрак - секретарь

60)  Прохоров А.А. - кассир

61)  Городский Л.В. - землевладелец

62)  Мерку шин Д. А. - инструктор

63)  Васильев Л. - солдат

64)  Васильев А.И. - булочник

65)  Шаронов-Зарин А.В. - инструктор

66)  Кузьменко ДМ.

67)  Морозов К.И.

68)  Сапунов СМ

69)  Суховьев Т.Г. - рядовой

70)  Зайцев В.Ф.

71)  Толмачев Р.К.

72)  СковородовП.

73)  Астрелии - учитель

74)  Буюлик - солдат

75)  Темнов И.В.

76)  Кирпичншшва П. - учитель гимназии

77)  Шевченко - солдат

78)  Строганов НИ. - учитель

79)  Терещенко И.Е.

80)  Костеров А. – рабочий


Примечания

[1] - Жарова Л.Н., Мишина И.А. История России. Просвещение, 1992г., 335с.

[2] - Кознов В.П. История Отечества: люди, идеи, решения. Изд. Полит. литература, 1991г., 366с.

[3] - Георгиев Н.Г. Революционное движение в России в конце XIX – начале XXв. Высшая школа, 1986г. 182с.

[4] - Черженский Е.Д. Вторая российская революция. Февраль 1917г. Просвещение, 1986г., 175с.

[5] - Токовкин В.Г. История СССР. Просвещение, 1989г., 463с.

Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Изд. Полит. литература, 1965г:

[6] - Том 4

[7] - Том 6

[8] - Том 12

[9] - Том 17

[10] -Архивные документы


Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.