рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Реферат: Центральные храмы города Екатеринбурга

За несколько дней до отхода большевиков из Екатеринбурга под натиском белых ключи от "Дома особого назначения" вернули хозяину — Н.Н. Ипатьеву. В доме он больше не жил, а продал его белым под штаб Северо-Уральского фронта. В первые дни после прихода белых в доме побывали толпы зевак, каждый старался унести что-нибудь на память, из стен и пола "расстрельной" комнаты выковыривали пули, а некоторые посетители просто грабили бесхозное имущество, многое из которого оказалось вскоре на городской барахолке. В доме обнаружилось также множество кабалистических знаков (в частности, свастика), что породило версии о ритуальном убийстве. Однако, скорее всего эти знаки рисовала, чтобы защититься от беды, сама царица Александра Федоровна, известная крайним суеверием.

В 1920-х гг. в доме Ипатьева размещался Музей Революции, а прилегавшую к нему площадь переименовали в площадь Народного Гнева. Факта расстрела Романовых никто не скрывал, им даже гордились. Расстрельную комнату восстановили (настоящие доски стен и пола были вывезены белыми) и водили в нее экскурсии. Затем в доме был Антирелигиозный музей, различные малозначительные учреждения. О страшных событиях 1918 г. старались забыть, официально о них более не упоминалось. Но народная память жила, и к дому постоянно стекались люди. Это раздражало и местные и московские власти. В сентябре 1977 г., "учитывая острую потребность в реконструкции улиц Якова Свердлова и Карла Либкнехта", дом был снесен. В новое время, вместе с изменением отношения к отечественной истории, изменилось и отношение к этому месту — свидетелю ужасной трагедии. Здесь поставлена деревянная часовня во имя Преподобной Мученицы Елизаветы Федоровны, а в 2000 г. началось строительство "храма на крови".

Мы посетим место казни последнего русского Императора и его семьи, где до 1977 года стоял дом горного инженера Ипатьева, в котором семья Николая 2 находилась последние 78 дней и была расстреляна в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. А сейчас на том месте возвышается Храм-Памятник на Крови во имя всех святых в земле российской просиявших, построенный и освещенный в 2003 году. В храме рядом с алтарем располагается место комнаты расстрела – «Русская Голгофа», мемориальный музей памяти Романовых, где можно увидеть фотографии и предметы, сохранившиеся с опаленных огнем революционных лет прошлого.

Своим расположением и масштабами храм стал городской достопримечательностью. Самый зрелищные части, издалека - купола, главный и 8 дополнительных - символ Троицы, развёрнутой в бесконечность. Купола блестят золотом.

Колокол, отлитый из особой колокольной бронзы, назвали Андрей, в честь св. Андрея Первозванного, среди 14 колоколов Храма-на-крови он будет иметь самый низкий голос.

Крест на куполах более выразителен, чем на Вознесенской церкви. Он означает крест, который был прибит Иисусу Христу.

11-00 Группа проходит ближе к Храму, поднимаются по лестнице. Смотровая точка у входа в Храм. Рассказ о внутреннем убранстве Храма, гостинице для высокопоставленных религиозных санов.

Первый этаж храма – Романовский, с иконостасом, с «царскими вратами», с криптой-молельней на «месте» расстрельной комнаты и музеем: от Ипатьевского монастыря до Ипатьевского дома. Есть и специальный зал «строительство храма». Алтарь располагается рядом с местом расстрела царской семьи.

Главные внутренние конструкции – иконостасы, их 2, на двух уровнях – этажах. Верхний – бело-мраморный, 12 метров в высоту, 30 в длину. Это единственный фаянсовый иконостас. Он отличается долговечностью.

Здесь Вы также можете поставить свечки. В храме всего 60 икон. Их исполнители сестры-монахини и послушницы иконописной мастерской Екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря, который мы с вами посетим чуть позже.

Храмовая икона посвящена Всем Святым В Земле Российской Просиявшим и содержит около 500 персонажей. «Святые Царственные Страстотерпцы» - самая большая по размерам.

На торжественной церемонии открытия представители Императорского дома Романовых передали в дар храму икону Божией Матери "Троеручица", которая находилась в доме Ипатьева в период пребывания там семьи Николая II в 1918 году.

В ансамбль храма включен памятник царской семье. Он представляет собой скульптурную композицию, в художественной форме представляющую трагический момент спуска Николая II и его семьи в подвал дома Ипатьева на расстрел.

Посмотрите направо, та Вы увидите так называемую «гостиницу» для приезжающих высокопоставленных священников, где также есть конференц-зал. Рядом с «гостиницей» Вы увидите часовню, поставленную на месте Ипатьевского дома, в честь Елизаветы Фёдоровны (родной сестры последней императрицы Александры Федоровны).

А теперь Вы можете войти в храм и осмотреть его интерьер и поставить свечки. Напоминаю, что фотографировать и снимать в храме запрещено.

Экскурсантам даётся 15 минут. Затем они садятся в автобус, который их уже ждёт у храма и едут к Екатерининской часовне. Время отъезда 11-35.

Следующим пунктом нашего маршрута будет Екатерининская часовня.

По пути в автобусе рассказывается про церкви, которые стояли раннее, ныне не существующих. Время в пути 10 минут.

Пока мы до нее не доехали, я хотела бы Вам рассказать о храмах, которые стояли в городе Екатеринбурге до наших дней.

Едем по проспекту Ленина в сторону Площади 1905 года. Сейчас мы проезжаем площадь 1905 года. Еще до революции в центре площади возвышалась Богоявленская церковь (кафедральный собор).

Она была заложена в 1771 г. на месте деревянной церкви, построенной здесь в 1745-1747 гг. Строительство продолжалось двадцать четыре года. Церковь была двухэтажной, 55 м в длину и 26 м в ширину, с пятиярусной 66-метровой колокольней. По очертаниям она напоминала современникам Петропавловский собор в Санкт-Петербурге и при необходимости могла вместить до 4500 прихожан. Она находилась примерно на том месте, где стоит, как мы сейчас видим, гранитная трибуна и примыкающий к ней 6-метровый памятник Ленину.

Приехав на площадь труда, к Екатерининской часовне, рассказываем про церковь, которая стояла до часовни. Остановка у часовни11-45. Смотровая точка – перед часовней.

1 октября 1723 г. на Екатерининской площади - теперь площадь Труда, где мы сейчас с Вами находимся - была заложена первая в нашем городе мазанковая церковь .( мазанка-Дом, хата из глины или обмазанного глиной дерева, самана, кирпича). Она сгорела при пожаре, и в 1758 году на том же самом месте был заложен богатый каменный Собор «Во Имя Великомученицы Екатерины». по проекту архитектора Берг-коллегии Иоганна Миллера. В 1763-1768 гг. были освящены четыре придела двухэтажного Екатерининского храма. Как главный храм горного округа церковь получила название Екатерининского собора.

В Екатерининском храме, как холодном, богослужения совершались только летом, в остальное же время года служили в придельных храмах, составлявших теплую церковь Собор был построен в стиле барокко, весьма распространенного в России XVIII века, имел трехъярусную колокольню высотой 55,5 м, а на колокольне часы, по которым сверял время весь город.

В 1830-х гг. храм был перестроен по проекту архитектора М. П. Малахова Очень известного на Урале архитетктора, венчание которого состоялось в этой церкви. К зданию, первоначально построенному в стиле барокко, добавились столь излюбленные Малаховым классические портики.

Екатерининский собор производил величественное впечатление: он вмещал до 8 тыс. человек. Высота венчавшей собор 2-ярусной колокольни составляла почти 60 метров. Не случайно она использовалась как дозорная и пожарная вышка. Знаменит был Екатерининский собор и своими реликвиями: здесь хранилась часть святых мощей праведного Симеона Верхотурского и знамя Уральского горнозаводского батальона, переданное в храм в 1869 г.

В 1920 г. большевики совершили акт глумления над святыней: мощи были вскрыты и отобраны у церкви. В феврале 1930 г. Собор был закрыт, а весной этого же года взорван. В 90-х годах религиозные святыни вновь возвращены епархии.

И вот В 1998 году к 275-летию Екатеринбурга на месте Екатерининского Собора воздвигнута каменная часовня Во имя Святой Великомученицы Екатерины (церковь без алтаря, в которой можно молиться, но нельзя совершать некоторые церковные службы). Часовня белого, белоснежного цвета. Что символизирует чистоту, невинность, победу жизни над смертью. Купола часовни ярко-золотистого оттенка. Это тоже неспроста. Золотистый цвет несет символ славы, сияния, блеска, чистоты после мученичества. Поскольку Святая Великомученица Екатерина была мученицей. Часовня является пятикупольной шатровой, пять куполов- это говорит о численности евангелистов : четыре евангелиста и один Бог. На портале главного входа над аркой, шестиконечный позолоченный крест, с парящими ангелами. Свод арки опирается на колонны из полированного лиственита. Форма креста тоже может нам сказать о многом. Именно на кресте такой формы был прибит Иисус Христос. Верхняя часть креста- символ Христа. Длинна перекладина говорит о том, что все сотворено Богом. Небольшая перекладина – это мир ангелов. Наклонная линия обозначает все человечество. И Длинная черта говорит нам о том, что все в Боге, все в Боге. Под аркой свода поясное изображение Христа Пантократора ( Воздержителя). Он изображен одной рукой благославляющий, второй рукой держит евангелий. На боковых створах слева изображение Святой Екатерины в рост, справа изображение Императрицы Екатерины.

Небесная покровительница Екатеринбурга была дочерью правителя Александрии.

Екатерина никого из сватавшихся за нее знатных и богатых юношей не считала достойным себя. Она заявила, что выйдет замуж лишь за того, кто превзойдет ее в знатности, богатстве, красоте и мудрости. Мать ее, тайная христианка, привела дочь к своему духовному отцу за советом. Мудрый старец отвечал деве, что он знает юношу, который превосходит ее во всем, ибо «красота Его светлее солнечного сияния, а мудрость Его управляет всем созданием».

Образ Небесного Жениха так сильно запечатлелся в душе гордой красавицы, что она всю ночь молилась, чтобы увидеть Его. И она увидела Пресвятую Деву, просящую Сына посмотреть на коленопреклоненную Екатерину, но Богомладенец отвращал Свой Лик, говоря, что она безобразна, нища и безумна, как всякий человек, не омытый водами крещения. Тогда Екатерина снова пришла к старцу, и он с любовью принял ее, наставил в вере и крестил, заповедав хранить чистоту и непрестанно молиться. И вновь св. Екатерине было видение Богородицы с Младенцем. Теперь Господь ласково посмотрел на нее и дал ей перстень, обручив Себе. Когда святая пробудилась от сна, на руке ее светилось кольцо.

В это время в Александрию на языческий праздник приехал сам император Максимин. Тысячи жертвенных животных закалывались и сжигались на алтарях перед идолами, приносились и человеческие жертвы: христиан, не отступивших от Христа под пытками, сжигали живьем. Гнев и сострадание исполнили сердце св. Екатерины, и она отправилась к Максимину. Назвав себя, она смело исповедала свою веру и мудро обличила заблуждения язычников. Красота девушки пленила правителя. Чтобы убедить ее, он повелел собрать 50 ученейших мужей империи, но святая с такой ясностью доказала истинность христианского учения, что мудрецы сами уверовали во Христа и мужественно приняли смерть — были сожжены по приказу императора. Не сумев соблазнить Екатерину ни богатствами, ни предложением жениться на ней, Максимин приказал избить ее и бросить в темницу.

Мать его, Августа, наслышанная о девушке, пришла в тюрьму с воеводой Порфирием и отрядом воинов. Она была поражена силой духа св. Екатерины, лицо которой сияло Божественной благодатью, и они уверовали во Христа. Когда на другое утро император пригрозил Екатерине колесованием, святая сама подошла к колесам, и они разлетелись, перебив язычников. Невидимая рука Ангела сокрушила орудия казни. Увидев это чудо. Августа с воеводой Порфирием и 200 воинами перед всеми исповедали веру во Христа и была за это обезглавлены. Со словами молитвы Святому Иисусу Екатерина сама положила голову на плаху. Мощи ее были перенесены Ангелом на Синайскую гору. В VI в. по откровению они были обретены и перенесены в храм Синайского монастыря.

Жители города празднуют День святой великомученицы Екатерины, 7 декабря. На сегодняшний день Теперь все желающие прикоснуться к земле, на которой покоятся мощи великомученицы, могут это сделать и на Урале в екатеринбургской часовне.Среди святынь, которые находятся в часовне, – Икона Святой Великомученицы Екатерины. На самой иконе Святая Екатерина выглядит следующим образом: она коронована, одежда подчеркивает ее знатное происхождение, в руках у нее находится крест, что является знаком мученицы. Также в часовне можно увидеть камень из монастыря святой Екатерины, и листок Неопалимой Купины - дерева, растущего под палящим восточным солнцем, которое, по преданию, видел Моисей горящим и несгорающим. Святая Екатерина во всем православном мире считается покровительницей девства и целомудрия в браке.

Вход в часовню не предусмотрен. Поэтому группа садится в автобус и направляется к Свято-Троицкому Кафедральному собору. 12-15 отъезд.

Следующая наша остановка будет у Свято-Троицкого Кафедрального Собора.

12-25 остановка у Свято-Троицкого Кафедрального собора. Смотровая точка с торца Собора. Рассказ о Соборе

Нужно определиться, что же такое собор? Мы с Вами уже знакомы с такими понятиями как церковь, часовня, храм. А собор – это главный храм города. Но это Кафедральный собор – это главный собор епархии (это церковно-административная территориальная единица).

Свято-Троицкий кафедральный собор напоминает своим видом величественный корабль с блестящими парусами куполов, который, преодолевая житейскую пучину окружающего мира, выплывает из-за рифоф современных строений, напоминая нам о славном прошлом старого Екатеринбурга. За время своего «плавания» этот «храм-корабль» пережил и шторм революции, и разбойные набеги богоборцев, терпел крушение, но восстав из обломков, он вновь собрал под своими сводами множество верующих. У собора 7 куполов, что означает 7 таинств. Крест символизирует распространение света на 4 стороны. Собор выполнен в золотистых тонах, означающих славу, богатство, свет,блеск и благородство.

История собора такова: заложен он был как старообрядческая часовня на Сенной площади Екатеринбурга в 1810 году. Старообрядчество возникло во второй половине XVII в. в результате раскола в Русской Православной Церкви, когда часть духовенства и мирян отказались принять реформу Патриарха Никона (1652-1666), осуществленную при поддержке царя Алексея Михайловича (1645-1676).

Горнозаводской Урал дает пример успешной адаптации староверия к социо-культурным реалиям передовой для своего времени крупной металлургической промышленности. Квалифицированные и административно-технические кадры заводов в значительной степени сформировались из старообрядцев. Они дали также немало новаторов-изобретателей. Имен можно привести десятки, но ограничимся двумя: механики Нижне-Тагильских заводов, строители паровых машин и создатели первого российского паравоза, беглопоповцы отец и сын Черепановы. Соединение традиционного бытового уклада и нового характера труда на металлургических предприятиях, крепостного права и рыночных отношений, проживание в крупных, часто с многотысячным смешанным населением заводских поселках, породили самобытное мироощущение, сам феномен художественной культуры края. Одним из проявлений этой культуры стала местная старообрядческая иконопись второй половины XVIII - начала XX вв. (Невьянская икона). От Невьянского завода - первой горной "столицы" Демидовых и духовного центра уральского старообрядчества, - она получила название "невьянская школа". Термин во многом условен, как условно, например, понятие "строгановских писем", стиль которых имел общерусское распространение. (Байдин). Иконописцы, писавшие в "невьянской" манере, работали во многих других заводах и городах, и не только в Невьянске.

На уральскую старообрядческую горнозаводскую иконопись в период её становления оказали влияние школа Оружейной палаты конца XVII - начала XVIII вв., живопись Поволжья (Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода и др. центров); вероятно воздействие зарубежных староверческих центров.

История старообрядчества – одна из самых трагических страниц в истории не только Русской Церкви, но и всего русского народа. Торопливая реформа патриарха Никона разделила русский народ на два непримиримых лагеря, привела к отпадению от Церкви миллионов верующих соотечественников. Раскол pазделил pусский наpод на два класса по самому важному для pусского человека пpизнаку pелигиозной веpы. На пpотяжении двух с лишним столетий люди, искpенне считавшие себя пpавославными, испытывали дpуг к дpугу недовеpие, вpажду и не желали никакого общения.

Особую роль в старообрядчестве играет сохранение старых традиций и обрядов, благодаря чему были сохранены многие элменты древнерусской культуры: пение, духовные стихи, речевая традиция, иконы, рукописные и старопечатные книги, утварь, облачения и т.д.

В 1839 г. благодаря стараниям главного благодетеля купца Я.М.Рязанова бывшая часовня получила статус единоверческого храма. Тогда же состоялось освящение приделов во имя святых Иоанна Златоуста и Николая Чудотворца. Отдавая должное почтение усердию благотворителей, екатеринбуржцы назвали церковь «Рязановской». В 1930 году Рязановскую церковь закрыли, разрушив через некоторое время купола и колокольню. Возрождение храма началось в 1996 году. В течение нескольких лет с Божией помощью, шло активное восстановление поруганной некогда святыни.

Поистине величайшим торжеством явилось освящение Свято-Троицкого кафедрального собора 24 сентября 2000 года Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II. С этого памятного дня, освященный Первосвятителем «собор-корабль», стал главным храмом нашей епархии.

Церковь считалась одной из самых богатых в Екатеринбурге: в ней хранились высокочтимые иконы в серебряных и золоченых окладах, имелось древнее Евангелие и дарохранительница весом около 13 килограммов, украшенная самоцветами, - пожертвования И.Я.Рязанова. Рязановы собирались позолотить купола, но первая мировая война помешала им воплотить этот благочестивый замысел.

После установления советской власти при церкви было образовано религиозное общество, в котором было зарегистрировано более 300 человек. В мае 1920 года из церкви в ходе кампании по изъятию церковных ценностей было изъято 5 пудов серебра (80 кг) и оклад с иконы Казанской Божией Матери с 132.брилиантами (вклад Императора Александра.I). Церковь по богатству оказалась на 5 месте в Екатеринбурге.

Экскурсантам предлагается войти в Собор. При входе опять напоминаются правила поведения в соборе. Рассказ ведётся в купольной части Собора.

В последнее время собор обрел несколько удивительных святынь. Особое внимание привлекает икона начала XVIII века Страшный Суд, уникальная по сюжету и размерам, она написана на тему Апокалипсиса Иоанна Богослова и впечатляет сознание не только верующих людей.

Великая храмовая святыня — старинная икона с ликами двадцати восьми святых и деревянным крестом, содержащим частицы мощей двадцати изображенных Угодников Божиих (восемь частиц подверглись поруганию от богоборцев в 30-е годы).

Особенные чувства вызывает намоленный образ Благовещения Пресвятой Богородицы, написанный в 1915 году по заказу жен-солдаток, чьи мужья находились на сражениях Первой мировой войны. Сколько слезных молитв пролилось пред этим образом Царицы Небесной, Чье великое заступничество спасает и поныне наше многострадальное Отечество!

В крестильной комнате пребывает образ Богоматери «Живоносный Источник». Богородица с Предвечным Младенцем изображены здесь сидящими в чаше-купели. Это краткий вариант сюжета, на котором обычно изображается источник целебной воды, в центре которого находится чаша с Богородицей и Спасителем. Из этого источника пьют живительную влагу все жаждущие и страждущие. Богородица и Младенец, сидящие в чаше, символизируют подлинный источник Жизни и Спасения, милости и Благодати, помощи всем верующим.

Даётся 10-15 минут для того, чтобы если есть желание поставить снова свечки и осмотреть внутреннее убранство.

13-00 посадка в автобус и отъезд к последнему объекту Ново-Тихвинскому женскому монастырю. 13-10 остановка у монастыря.

Дорога к монастырю. Экскурсанты знакомятся о жизни в монастыре.

Теперь мы с вами отправляемся ознакомиться с жизнью Ново-Тихвинского женского монастыря. Пока мы едем до остановки, я вам расскажу, как происходит постриг в монахини. Да и вообще, что такое монастырь.

Итак, «Монастырь» - в переводе с греческого означает «уединенное жилище». Сюда приводит осознанное стремление вести жизнь добродетельную, направленную на очищение сердца. Потому жизнь в монастыре - это каждодневный, сознательный труд над своей душой: послушание, чтение Святых Отцов, и, конечно, главное делание - молитва.

У монастыря, куда мы с вами едем богатая история. Но, для начала я вас познакомлю с тем, как постригают в монахини.

Это как бы второе крещение, в котором человек вновь перерождается и обновляется. Когда сестра только поступает в монастырь, она является «кандидаткой в послушницы», то есть находится на испытании. Она сама знакомится с монастырской жизнью, «пробует» свои силы, и настоятельница с сестрами смотрят, есть ли у нее искреннее произволение к монашеству, желает ли она всем сердцем служить единому Господу или же лишь хочет укрыться в обители от житейских тревог и скорбей, получить в обители только «кров и уход». Время такого испытания определяется настоятельницей по совету с духовником и старшими сестрами монастыря.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.