| |||||
МЕНЮ
| Реферат: Экономическое развитие Киевской РусиСлово гривна в рассматриваемый период имело три известных значения – это металлическое кольцевое украшение и серебряный (иногда и золотой) слиток; кроме того, так иногда называли связку мехов одного типа. Гривны-слитки ходили на Руси еще в X в. и имели различный вид и вес. Современный термин – деньги имеет более позднее монголо-татарского происхождение. Иностранные монеты, как восточные (сасанидские, позже арабские), так и римские (позже византийские) ходили в большом количестве еще в докиевской Руси – позднее появились и западноевропейские. Массовый приток римских серебряных денариев на территорию лесостепной полосы Восточной Европы начался еще в середине II в. н. э. – он был кратковременным и резко сократился на рубеже II и III вв.; наибольшее число кладов и отдельных находок монет обнаружено на территории Украины и Беларуси, в частности, в районе Киева и его окрестностей. Монеты Византии начинают проникать на территорию Южной Руси еще в VII-VIII вв. Наибольшее их распространение приходится на IX-XI вв, однако, даже в этот период их удельный вес в денежном обращении – был незначителен. Первые монеты стран Западной Европы попадают на Русь в 80-е гг. Х в., а их массовый приток сюда начинается в 20-х гг. XI в. Основную часть западноевропейских монет, поступавших на Русь, составляли германские пфенниги, англосаксонские пенни, денарии Венгрии, Чехии и других стран. Денарии, в основном, обращались на территории Северной и Северо-Восточной Руси в XI-начале XII вв., а в юго-западной части Руси, и на Киевщине, их обнаружено сравнительно немного. В самом начале XII в. их ввоз сюда в закончился, однако в незначительных количествах они проникали на Русь вплоть до 40-х гг. XII в. В конце VIII в. на территорию Восточной Европы в значительных количествах начинает проникать восточная монета – серебряный куфический дирхем Арабского халифата, первоначально соответствовавший норме древнерусской куны (2,73 г.); они попадали сюда главным образом по Волжскому торговому пути, особую роль на котором играла Волжская Болгария – меньшее значение имел торговый путь по Днепру и Северскому Донцу. В меньших количествах здесь найдены и другие восточные монеты, например сасанидские драхмы IV-VII вв. В первой трети Х в. в обращении на Руси появляются саманидские дирхемы, среди которых была более тяжелая монета в 3,41 г., ближе всего соответствавшая ногате, эквивалентом которой могли служить меха ценных пушных зверей. Помимо настоящих дирхемов, в обращении было немало подражаний, которые – по предположению В.Л. Янина – чеканились в районах Салтово-маяцкой культуры, прилегающих к границам Южной Руси (Безлюдовский клад Харьковской области и др.). К середине X в. дирхемы, поступавшие из разных районов Арабского халифата, перестали соответствовать устойчивым весовым нормам; их стали резать на мелкие части (резанна) или принимать на вес, что стимулировало развитие денежно счетных систем; а к середине XI в. их приток – полностью прекращается. Среди обрезков монет встречались разные формы, в том числе и, кружки, служившие мелкой монетой. В IX-X вв. активизируется монометаллическое денежное обращение, которое накладывается на существующую с незапамятных времен кунную меховую денежную систему, которой в свое время так заинтересовался К. Маркс. Тогда в обращении находились куфические дирхемы, европейские денарии, пфенниги, пенни; наряду с серебряными милиарисиями сюда проникали золотые солиды и медные монеты Византии – все они принимались в княжескую казну в виде полюдья, даней, мыта, вир, продаж, гостевых, военной добычи и проч. Первые попытки выпуска собственной монеты относятся к концу X-началу XI вв. они были связаны с кризисом серебра на Востоке и прекращением поступления арабских монет на Русь. Финансовая администрация Владимира Святославича (980-1015 гг.), вскоре после крещения Руси в 988 г., впервые предприняла меры для выпуска в обращение универсальной общегосударственной монеты. Однако, эмиссия национальных монет (златников и серебряников) не была постоянной, а продукции эпизодических выпусков оказалось недостаточно для того, чтобы занять сколь-нибудь заметное место на внутреннем рынке. Ограниченные попытки чеканки собственной монеты предпринимали после Владимира – Святополк Изяславич, Ярослав Мудрый, Михаил Тьмутараканский. Еще в IX-первой половине Х в. на Руси имели хождение серебряные слитки (гривны) весом в 68,22 г., ареал распространения которых был ограничен близлежащими районами Русской земли. Структура денежного счета, согласно Русской Правде, имела следующий вид: гривна (68,22 г.) = 20 ногат (3,41 г.) = 25 кун (2,73 г.) = 50 резан (1,36 г.) = 100 или 150 вевериц. Согласно В.Л. Янину, метрологической основой древнерусской гривны в 68,22 г. служил устойчивый вес римского денария (3,41 г.). Гривно-кунная терминология и методология серебряно-мехового счета сохранилась в последующие века и нашла отражение в Краткой и Пространной редакции Русской Правды. К концу XI в. прекращается интенсивное обращение монет на Юге, а с 20-х годов XII в. – немного позднее на Севере – начинается безмонетный (гривневый) период, хронологически совпадающий с распадом Киевской Руси. Платежные операции XI-XIII вв. обеспечивали поздние серебряные слитки различного вида и веса; наибольшее значение имели киевские и новгородские гривны серебра. Киевские гривны серебра – это литые слитки шестиугольной формы, имевшие устойчивый вес – около 160 г., что позволяет связывать их весовую норму с весом византийской литры (327,456 г.), и считать – равной ее половине (163,728 г.). Общая их датировка, подтвержденная совместными находками с византийскими монетами – IX-XII вв; ареал – охватывает почти всю территорию Руси, но большинство находок концентрируется в южных районах. Новгородские гривны серебра имели другой вид и вес – это были длинные (14-16 см) палочки-бруски весом около 200 г. Их весовую норму связывают с полуфунтом (204,756 г.), а также с гривной кун (51,184 г.), равной его четверти, не имевшей серебряного слитка-эквивалента, и использовавшейся в качестве термина счетной единицы. Вес златников князя Владимира, заключенный в пределах 4,0-4,4 г., и соответствующий весовой норме византийских солидов, в дальнейшем превратился в русскую единицу веса – золотник (4,266 г.), точно соответствующий 1/96 позднейшего русского фунта. Структура денежного счета в соответствии с Краткой редакцией Русской Правды (конец XI в.): гривна кун (51,184 г.) = 20 ногат (2,56 г.) = 25 кун (2,05 г.) = 50 резан (2,02 г.); Пространная редакция (XII-XIII вв.) – дает следующее соотношение: гривна кун (51,184 г.) = 20 ногат (2,56 г.) = 25 кун (1,02 г.) = 50 резан (1,02 г.). Как видно из сказанного выше, поздние гривны серебра имели заниженный устойчивый вес по сравнению с исходными нормами, что объясняется угаром при плавке. Существовали также черниговские гривны, по весу близкие к новгородским, но метрологически с ними не связанные. В источниках киевского периода, упоминается и золотая гривна. С наступлением феодальной раздробленности развиваются местные денежно-весовые системы, сфера действия которых была ограничена территориями отдельных земель. В XIII в. наряду с названием гривна, для новгородских слитков серебра стало употребляться название рубль, который составлял две полтины (половины). В дальнейшем рубль закрепился как денежно-счетная единица, а позднее стал основной элементом росийской денежной системы. Функции средств платежа в безмонетный период – помимо гривен – выполняли некоторые изделия древнерусского ремесла, такие как овручские шиферные пряслица (грузики для веретен), широко распространенные на территории Руси и часто находимые в городских центрах в количествах, заметно превосходящих хозяйственные потребности в них; ареал их находок, совпадает с территорией монетного обращения Руси IX – начала XII вв. Такую точку зрения поддерживали В.Л. Янин, М.Н. Тихомиров и другие исследователи. По свидетельству различных источников (западноевропейских, арабских и русских) в безмонетный период в Северной Руси в качестве средств платежа использовались кожаные деньги. В Новгороде их снабжали пломбами с изображением князя. В Русской Правде регламентировано понятие договора (ряда) купли-продажи, займа, кредитования, личного найма, поручения, наследования, хранения. Договора обычно заключались в устной форме в присутствии послухов, на торгу или в присутствии мытника. Исключения допускались лишь для займов в сумме не более 3 гривен: при отсутствии свидетелей для взыскания долга (при отказе должника) кредитору было достаточно принести присягу. Кредит в те времена был связан с обоюдным риском – поэтому деньги часто хранили в тайниках, закапывали в землю и т.п. Купец, ремесленник или смерд, в случае невыполненя долговых обязательств мог потерять свое имущество и превратится в закупа. При раскопках в Новгороде обнаружены берестяные грамоты с просьбами о займе а ткже долговые расписки и завещания. Должник обязан был платить проценты, называвшиеся резами для денег, наставом при займе меда, присопом в случае займа жита. Процент зависел от срока займа. «Месячная» ставка, которая была максимальной, разрешалась для коротких кредитов на срок не более четырех месяцев; для займов от четырех месяцев до одного года устанавливалась ставка в «треть года»; для более длинных займов законной являлась «годовая» ставка, которая была минимальной, и только для нее оговаривался процентный потолок – 10 кун за каждую гривну, взятую в заем. Кредит в Киеве был дорог, с него брали большой процент, из-за чего в 1113 году произошло восстание против ростовщиков, после которого Владимир Мономах ограничил ростовщичество («...аже кто возметь два реза, то то ему исто; паки ли возметь три резы, то иста ему не взята»). Встречаются также упоминания о ростовщической деятельности монастырей в Новгороде. Об уровне жизни в Киеве говорит тот факт, что Ярославу удалось найти работников для строительства Святой Софии, лишь предложив платить в день по ногате, на которую тогда можно было купить барана. Для сравнения – низкооплачиваемые наемные работники тогда получали 2-3 ногаты в пересчете на месяц. Пространная редакция «Русской Правды» содержит положения, связанные с банкротством – при погашении долгов закон предоставлял преимущество иностранным кредиторам перед местными. В конце Х в. князем Владимиром Святославичем была установлена церковная десятина – право на получение десятой части доходов, которую платили князья и бояре; она была своеобразной формой распределения феодальной ренты между светской и духовной властью. 5. ЗЕМЛЕДЕЛИЕ Одна из географических особенностей Древней Руси – деление страны на природные зоны – предопределила ее экономическое развитие в лесных и степных районах, привела к заметной разнице между севером и югом. Граница тайги в начале I тыс. н.э. была гораздо южнее современной, её остатком является современная Беловежская Пуща. В степной зоне первоначально использовалась переложная система земледелия, заключавшаяся в том, что после первых урожаев землю оставляли под паром на несколько лет, не соблюдая какого-либо определенного чередования – позже появилось двуполье и трехполье (XI в.). На юге плуг (рало) использовался со скифских времен, а в качестве тягловой силы – лошади или волы. Плужное земледелие было эффективным и давало относительно высокие и стабильные урожаи. Современные раскопки показали, что в IX-X вв. веках для обработки земли и выращивания урожая применяли также лопату, косу и другие инструменты. В этот же период стало применяться железо при изготовлении земледельческих орудий (наральников, чересел и др.). В лесной зоне работа должна была начинаться с вырубки деревьев и выжигания подлеска. Такая система называется подсечно-огневой (подсека – вырубка). В первый год, очищенные от лесной растительности, поля удобренные древесной золой давали высокий урожай (сам-10 и более), однако, в последующем урожайность резко падала и через три-четыре года такие участки земли становились непригодными для использования а земля нуждалась в длительном отдыхе. На начальной стадии развития земледелия в лесной зоне основными орудиями труда были топор, мотыга, заступ и борона-суковатка. В верховьях Волги лошадь первоначально использовалась как скот, на мясо и в качестве транспортного средства, и только начиная с V в. ее приспособили для сельскохозяйственных работ. Северная русская соха представлял собой деревянное орудие с тремя зубьями. Позже к нему приладили металлический лемех. Земледельцы использовали орудия вторичной обработки почвы: грабли и вилы. Убирали урожай при помощи серпов, скошенные колосья связывались в снопы, которые складывали в стога, а затем хлеба молотили цепами или копытами погоняемых животных. Для получения муки зерно размалывали каменными зернотерками и жерновами. В Новгороде и некоторых других землях применялась двух- и трехпольная (лядинная) система хозяйствования. Система подсечного земледелия, практиковавшаяся на протяжении нескольких веков в Восточной Европе, явилась фактором деградации почв, существенно отразилась на состоянии ландшафтов лесной и лесостепной зоны, в первую очередь, дерново-подзолистых, серых лесных и оподзоленных черноземов. Значительные изменения основы древнего агроландшафта обусловили смену растительности и животного мира обширных территорий. Из зерновых культур на юге выращивали пшеницу, гречиху, полбу, пшено и др. на севере – озимую рожь, яровую пшеницу а также овес, ячмень и просо. При трехпольной системе возделывали следующие культуры: волокнистые, пригодные для ткачества (лен и коноплю); бобовые (горох и чечевицу) и репу на отдельных полях. Древних славян лишь условно можно было назвать оседлым народом, так как, истощив пашню на одном месте, они покидали свое жилище и искали другого. Таким образом, первоначально поселки славян-земледельцев имели подвижный характер. Вокруг Киева и других городов были огороды, которые часто располагались в речных поймах и других низких влажных местах. Выращивали капусту, горох, репу, лук, чеснок и тыкву. Есть упоминания об огородничестве на монастырских землях и в частных поместьях. В «Патерике» Киево-Печерского монастыря говорится, что монахи выращивали некоторые виды фруктовых деревьев. Встречаются данные об экспорте фруктов из Византии. В Древней Руси разводили свиней, коров, овец, коз. В качестве рабочего скота в южных районах использовали волов, в лесной полосе – лошадей. У восточных славян в IX- X вв. веках были все виды домашних животных, крупный и мелкий скот: коровы, свиньи, лошади, домашние птицы (куры, гуси, утки, а также голуби и др). Откармливая крупный рогатый скот крестьянин обеспечивал себя не только мясом и молоком, но и кожей для изготовления одежды и обуви. В индивидуальных хозяйствах и сельских общинах киевского периода и в последующие века преобладало натуральное производство, разделение занятий было слабым; земледелие сочеталось с животноводством, промыслами, сельскими ремеслами, обменом и др. видами деятельности. В течение всего киевского периода, земледелие, культура и традиции которого оставались неизменными в течение многих веков, было наиболее стабильным фактором жизнедеятельности населения, однако, его качественное развитие на Руси шло очень медленно; ему препятствовало, с одной стороны несовершенство инфраструктуры и проблемы рынков, а с другой – наличие массивов незаселенных неосвоенных земель, и следовательно – альтернативных занятий производителей. В Новгороде случаи массового голода по причине неурожаев отмечены в 1128 г., 1170 г., 1215 г., 1224 г.,1229-1230 гг. Особенно жестоким он был 1230 г. в Новгороде, Смоленске и других районах Руси. 6. РЕМЕСЛА Города средневековой Европы заметно отличались от древнерусских. Первые, как правило, не имели сельскохозяйствеенной агломерации, являясь местами жизнедеятельности бюргеров. Феодалы имели собственные поместья-замки; в городах их возможности были ограничены местным самоуправлением. Большинство древнерусских городов находились под властью князей, их посадников и местных землевладельцев, которые охотно занимались здесь хозяйственной и финансовой деятельностью; исключение составляли только Новгород и Псков, начиная с середины XII в. Поэтому, наряду со свободными мастерами были и зависимые, работавшие на усадьбах князей и бояр. Феодальное ремесло было более корпоративным, лучше обеспечено сырьем и финансами; в нем нередко участвовали зарубежные мастера. На товарах производимых «феодальным сектором» иногда ставились собственные знаки Рюриковичей. Развитию древнерусского ремесла присуща общесредневековая тенденция углубления специализации и перехода к рыночной ориентации к XII в. Ранее других выделилось плотницкое ремесло, т.к. больщинство строений в городах, весях и селах были деревянными; среди его инструментов упоминаются: топор долото, сверло, тесло, и редко – пила. Для строительства мостов, церквей, оборонительных сооружений и др. создавались артели. Эта форма была ближе к вотчинному ремеслу, чем к свободному. Староста строительной артели в Киеве в конце одиннадцатого века принимал участие в работе над «Правдой» Ярославичей. Строителя крепостных деревянных укреплений называли – городник. Городская стена делалась из отдельных срубов (городниц), плотно приставленных друг к другу и засыпанных доверху землей. Над срубами с внешней стороны устраивались заборола, защищавшие воинов от стрел. Городная повинность была обязательной по крайней мере с ХIII в. Значение мостника отражено в уставе Краткой редакции Русской правде: его помощника именовали отроком, а за работу он, как и городник получал плату из казны в ногатах и кунах. Мосты на важных дорогах находились в распоряжении мытников, собиравших на них пошлину (мыт). К числу наиболее древних относятся: горнодобыча, ткачество, бондарничество, кожевенное и полотняное ремесло. Особое значение имело кузнецы и оружейники. Ремесленники изготовляли: рала, плуги, серпы, топоры, мечи, стрелы, щиты, кольчуги, замки, ключи, браслеты и перстни из золота и серебра. Местом сосредоточения свободного ремесла были посады. К концу XII-началу XIII вв. киевский Подол достигает наибольших размеров и наивысшего развития. В XII в. наблюдается рост размеров посадов в Чернигове, Переяславе, Галиче, Суздале, Смоленске, Полоцке, Владимире и Новгороде, а также заметное увеличение ремесленного производства. В Киеве было представлено около 50 ремесел. Городские ремесленники селились группами по роду занятийий и занимали улицы или кварталы города, напримеру, Гончарский конец или Шитная улица в Новгороде, квартал Кожемяки в Киеве. Раскопки кожевенных мастерских в Новгороде свидетельствуют, что вместе с ростом городов и посадов росло ремесленное производство: в слоях с середины XI до конца XII века количество находок кожаной обуви возрастает в 5 раз. В условиях преобладающего натурального хозяйства Руси IX-XII вв. значительную роль играло домашнее производство, сельские ремесла, переработка продукции сельского хозяйства и промыслов. Им часто занимались в зимнее время, свободное от земледельческих проблем. В ряде сельских общинах имелись производственные металлургические сооружения – сыродутные горны. Они располаглись на окраинах населенных пунктов или за их пределами, вблизи источников сырья и топлива, которые использовались местными кузнецами. Домники владели специфической технологией сыродутного процесса, им были известны простейшие способы получения стали. Общинные кузнецы производили украшения из меди, бронзы и низкопробного серебра, пользовавшиеся спросом у населения. Применение гончарного круга в X в. привело к вытеснению лепной посуды круговой. Обжигали глиняную посуду в домашних печах и в специальных гончарных горнах. Ткани делали из льна, шерсти и конопли. Знали сложное рисуночное тканье и вышивку. Из льняного и пенькового полотна делали мужскую и женскую одежду. Кроме изготовления одежды, льняная и пеньковая пряжа были необходимы для технических нужд – веревок и канатов. Из холстины и парусины делали военные палатки и паруса. Пряжу и сукно, которые в основном использовали в зимней и верхней одежде, производили из шерсти. Для изготовления головных уборов и зимней обуви применяли фетр. Первоначально большая часть холстины и льняного полотна была домотканая, а шерстяное сукно – домашнего валяния; они производились сельскими и городскими ремесленниками и в монастырях. Женщины пряли и ткали, а мужчины валяли сукно и вили веревки. На рубеже XII и XIII вв. в Новгороде появляется горизонтальный ткацкий станок, заменивший более древний – вертикальный; который позволяет значительно повысить производительность ткацкого ремесла, после чего возрастает производство более простой и дешевой ткани полотняного переплетения. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|