рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Реферат: Средневековая цивилизация Запада

В феодальном обществе было два основных класса феодалы и крестьяне, однако, для него было свойственно и более конкретное сословное деление. Сословие это социальная группа (слой), обладавшая согласно законам правами и обязанностями, передававшимися по наследству. Общество средневекового Запада состояло из трех сословий: духовенство, светские феодалы (рыцари, дворянство) и третье сословие горожане и крестьяне. Первые два сословия были привилегированными. Принадлежность к сословию, как было сказано, являлась наследственной и определялась имущественным положением человека. Такая иерархическая структура общества затрудняла переход с одной ступени на другую, хотя в принципе он был возможен.

Одной из отличительных черт Средневековой цивилизации Запада был корпоративизм. Средневековый человек всегда чувствовал себя частью общности. Таких общностей, объединяющих людей по различным признакам было множество. Средневековыми корпорациями были: сельские общины, ремесленные цехи, монастыри, духовно-рыцарские ордена, воинские дружины, город. У корпораций были свои уставы, собственная казна, особая одежда, знаки и т.д. Корпорации основывались на принципах солидарности, взаимоподдержки. Корпорации не разрушали феодальную иерархию, но придавали силу и сплоченность различным слоям и классам.

6. Религия структурообразующий компонент Западноевропейской средневековой цивилизации

Характерный признак Средневековой цивилизации Запада господство мировой религии, христианства. Идеология в ее религиозной форме впервые стала доминирующим фактором в обществе. Пожалуй, за всю историю человечества не было времени, когда бы значение религии, церкви было столь велико. Теологическому мировоззрению были подчинены мораль, философия, наука, искусство. Средневековье христианизировало Европу, и этот процесс во многом определил характер всей европейской цивилизации. Христианство проникло в Европу вскоре после своего возникновения. Вначале распространение этой религии ограничивалось районами Средиземноморья и Альп, а также Ирландией и отчасти Британскими островами. К XIII в. христианство охватило всю Европу, однако в Средневековье оно не было единым. В III-V вв. наметилось разделение на две ветви: католическую (всеобщая, всемирная) и православную (истинная). Постепенно этот раскол принял необратимый характер и завершился в 1054 г. окончательным разделением христианской церкви на католическую (западную) и православную (восточную). Вслед за этим вся Европа разделилась по конфессиональному признаку. Страны Юго-Западной, Северной и Центральной Европы последовали за Римом, страны Юго-Восточной и Восточной Европы за Константинополем.

В католической церкви с самого начала сложилась строгая централизация власти. Огромное влияние в ней приобрел римский епископ, получивший в V в. наименование папы римского (от греч. паппас отец, отче). Рим считался городом апостола Петра, хранителя ключей от рая. Римские папы считали себя преемниками апостола Петра. Земли, находившиеся в руках папы, становились вотчиной Святого Петра. В VIII в. образовалось Папское государство, в которое входили земли Римской области и Равеннского экзархата. Церковь на средневековом Западе была государством в государстве. Она получала в дар от императоров и знати земельные владения. К XV в. духовенство владело 1/3 обрабатываемой земли. Еще Карл Великий узаконил церковную десятину. Христианская догматика (основные положения вероучения) разрабатывались на вселенских соборах. Система просвещения в средневековой Европе фактически находилась в руках церкви. В VI в. появился первый монастырь, основанный Св. Бенедиктом, который разработал и первый монастырский устав. От монахов требовали выполнение обетов бедности, безбрачия, послушания. Постепенно монастыри становятся центрами просвещения. В монастырских и церковных школах изучались молитвы и тексты Священного Писания на латинском языке. В епископских школах изучали семь свободных искусств: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку.

Для церкви одним из важнейших вопросов был вопрос об отношении к мирской власти. В 413 г. христианский теолог и церковный деятель Аврелий Августин, епископ города Гиппон, написал сочинение О граде Божьем, в котором были сформулированы основные принципы взаимоотношений церкви и мирской власти, церкви и государства. История человечества, согласно Августину, - это борьба праведников (Град Божий) и грешников (Град Земной). В земной жизни оба града существуют вместе, но церковь близка к Граду Божьему, земная власть стоит ниже церкви. Следовательно, светская власть должна подчиняться церкви. Реально же на всем протяжении Средневековья взаимоотношения церкви и государства представляли собой чаще всего противоборство и конфликты. Папы активно вмешивались в мирские дела, подчас даже в личную жизнь монархов. Представители духовенства порой напоминали ловких интриганов. Создавая серьезный противовес государству, церковь вынуждала его идти на компромиссы. Благодаря церкви создавалась обстановка диалога в политической жизни, церковь способствовала формированию особого европейского типа государственной власти.

Весьма волновал служителей церкви и вопрос об отношении к процессу познания, о том, что важнее вера или знание, истина. Фома Аквинский (1225/1226 1274), чье учение специальной энцикликой папы Льва XIII признано официальной философией католицизма, писал о гармонии веры и разума, считал, что разум способен рационально доказать бытие Бога, но в случае конфликта истин разума и истин откровения отдавал предпочтение истинам откровения. В XIII в. появилась теория двух истин французского философа, профессора Парижского университета Сигера Барбантского (ок. 1235 ок. 1282), прозванного современниками Великим. Признавая существование Бога как первопричины, он отстаивал идею о едином универсальном разуме, общем для всего человечества. Истины богословские и истины научные, считал он, могут не совпадать и даже противоречить друг другу. Они равно имеют право на существование. Сигер Барбантский был предан суду инквизиции и убит во время следствия. Эти духовные искания влияли на направление формирования массового сознания средневекового человека, способствовали развитию зачатков рационализма, и в конечном итоге создавали предпосылки для формирования в Европе нового типа человека свободного, инициативного, деятельного, предприимчивого.

7. Человек Западноевропейского Средневековья

Одно из наиболее сложных и противоречивых явлений средневековой западноевропейской цивилизации это менталитет человека той эпохи. Он не только отразил саму эпоху с ее катаклизмами, резкими контрастами, войнами, эпидемиями, жестким социальным делением, но во многом определил индивидуальное лицо своей эпохи и выступил предпосылкой для становления нового типа человека в Раннее новое время. Человек западноевропейского Средневековья - это человек общности, вне зависимости от того к какой общности он принадлежал, был аристократом или крестьянином. Свобода воспринималась как гарантированный статус в обществе. Личность, индивидуальность как самостоятельная ценность стала провозглашаться лишь во времена Возрождения. Корпоративные нормы и ценности, традиции и ритуалы поведения (вплоть до предписанного типа одежды), подкрепляемые христианским мироощущением, считались превалирующими над личными желаниями. И в то же время именно Средневековье было временем необузданных личных желаний, пылких страстей, резких контрастов эмоций и чувств, временем взлета мысли, разрывавшей круг привычных представлений и традиций.

Мир человека того времени, казалось бы, соединил несоединимое. Проповедь христианского милосердия и беспощадность войн и публичных казней, жажду чуда и страх перед ним, стремление оградиться от мира стенами собственного дома и движение тысяч рыцарей, горожан и крестьян в неизвестные земли для освобождения Гроба Господня. Крестьянин мог искренне бояться Страшного суда за грехи и каяться в них и в то же время неистово предаваться самому буйному разгулу во время весенних праздников плодородия, очень далеких от норм христианской морали. Духовные лица с подлинным чувством могли служить Рождественскую мессу и открыто смеяться над хорошо известными им пародиями на церковный культ и вероучения, на псалмы и молитвы, включая Pater noster и Ave Maria. Более того, те же священнослужители частично использовали их в празднике дураков, который шел по календарю за Рождеством и проводился в том же храме. Рыцари лили слезы и даже падали в обморок при виде своей Прекрасной дамы, но, отправляясь в поход, они надевали на жен железный пояс целомудрия и были безжалостны к женщинам завоеванных городов. Страх человека перед смертью и Божьим судом, чувство неуверенности, порой трагичности бытия соединялась с определенным карнавальным мироощущением, которое находило свое выражение не только в самих городских карнавалах, где человек обретал ощущение раскованности, где упразднялись иерархические и сословные преграды, но в той смеховой культуре, которая пришла в Средневековье из античного мира, сохранив по сути, языческий характер в мире христианства.

Христианское мироощущение и яркое эмоциональное восприятие мира способствовало тому, что человек порой столь же реально воспринимал мир, окружавший его, как и мир потусторонний. Рай и ад для него были так же реальны, как собственный дом. Мир воспринимался в противоречивом двуединстве, и человек искренне верил, что он может воздействовать на него не только вспахав землю, чтобы получить урожай, но совершив молитву или прибегнув к магии, которая была весьма распространена и среди аристократов, и среди простолюдинов. С этим связана и символичность мировосприятия средневекового человека. Она выражалась не только в том, что символы были значимой частью средневековой культуры. От креста как символа спасения, рыцарского герба, как символа рода и достоинства, до цвета и покроя одежды, который соответствовал и жестко приписывался представителям различных социальных групп. Для средневекового человека многое в окружающем мире было символами божественной воли или неких мистических сил, вера в которые имела своим началом языческое прошлое. Не случайно столь большое внимание уделялось снам, видениям, толкованию различных предзнаменований.

Естественно, что абстрактного человека средневековья не существовало. В обществе, четко поделенном на сословия, была значительная разница между мировосприятием и жизнедеятельностью крестьянина, горожанина, рыцаря, короля, духовного лица. Не случайно мы говорим о средневековой рыцарской культуре, городской культуре и т.д. Однако все сказанное по-разному, но было характерно и для рыцаря, и для крестьянина, и для горожанина. Все эти люди жили неспокойной, но яркой и эмоциональной жизнью, где было место и трагедии, и празднику, и смеху, и смерти. Они не были невежественны, необузданны и примитивны. Это были люди своей цивилизации, которые в трагическом диссонансе соединили в себе человека цивилизаций предыдущих и предтечу человека будущего Нового времени.

8. Основные достижения Западноевропейской средневековой цивилизации

Отличительной особенностью и важнейшим достижением Западноевропейской средневековой цивилизации является то, что она в своем становлении и развитии впитала в себя и переплавила в качественно новый исторический феномен три цивилизационных начала античное наследие, цивилизацию варварского мира и христианство. Теолог Фома Аквинский, соединяющий учение Аристотеля с христианской догматикой, был столь же естественен для этого времени, как Песнь о Нибелунгах, построенная на древнегерманских легендах, рядом с Песней о Ролланде, рассказывающей о походе Карла Великого в Испанию. Обе Песни стали неотъемлемой частью культуры Средневековья. Христианство в этом сплаве выступало той основой мировосприятия, которое пронизывало все стороны жизни человека, утверждало примат духовного начала. В лице христианства идеология в ее религиозной форме впервые стала доминирующим фактором развития цивилиза

Западноевропейское Средневековье заложило основы той Западной Европы, которая сыграла столь значительную роль в эпоху Прединдустриальной цивилизации, превратило всю Западную Европу в ареал цивилизационного развития, включило в орбиту мировых цивилизаций народы Барбарикума. Подсчитано, что около 1/3 земель, находящихся сейчас в сельскохозяйственном обороте, освоено еще средневековыми крестьянами. Значительная часть городов, ставших позже столицами государств, важнейшими промышленными и культурными центрами, именно в средние века были основаны (Бремен, Гамбург, Магдебург, Кембридж, Оксфорд и др.) или превращены в города из поселений (Венеция, Генуя, Марсель, Тулуза, Париж, Страсбург, Кёльн, Вена, Будапешт и др.). Самым крупным западноевропейским средневековым городом был Париж, в котором к XV в. проживало 250-280 тыс. жителей. Средневековая Европа демонстрирует новые примеры межцивилизационного взаимодействия, когда, помимо войн, захватов, грабежей, прослеживается обмен культурными и духовными ценностями. Рыцари-крестоносцы, возвращаясь из крестовых походов, везли с собой не только сокровища, взятые у мусульман, они везли знания о достижениях арабской медицины, математики, естествознания, они возвращали в Европу ту часть античного наследия, которая была утеряна на Западе, но сохранилась на Востоке.

Средневековье стало временем, когда в сложном переплетении экономических, политических и этнических процессов в Европе начинают формироваться нации, национальные государства, национальные языки и национальная культура. По сути политическая карта современной Западной Европы стала формироваться уже тогда, как и названия многих современных европейских государств. Западноевропейская средневековая цивилизация заложила основы более поздней государственности парламентаризма, сословного представительства. Первым европейским документом, где говорится о правах человека, была Великая хартия вольностей.

Средневековая цивилизация Запада внесла большой вклад в общечеловеческую культуру, зародилась национальная культура многих европейских государств, что нашло отражение в литературе, искусстве, архитектуре. Средневековье произвело и социальную дифференциацию культуры, которая подразделялась на церковную, культуру феодальной знати (рыцарскую культуру), городскую, крестьянскую и т.д. И в то же время Западноевропейское средневековье являет собой опыт создания единого для ряда самостоятельных государств духовно-идеологического поля, в качестве которого выступило христианство.

Развитие цивилизации шло непростым путем. В период ее становления наблюдается полный упадок культурной жизни. Однако уже в VIII в. начался культурный подъем во Франкском государстве при Карле Великом, так называемое Каролингское возрождение, центром которого стал Аахен. Эпоха Развитого средневековья время развития светской, городской культуры, возрождения наук и искусства. Важный рубеж в интеллектуальной жизни - появление схоластики (от греч. схола - школа), метода познания, основанного на логике. Даже путь постижения Бога схоласты видели не в мистическом откровении, а в логике, рассуждении. Разум стал инструментом постижения истины. Расширению сферы интеллектуальной жизни во многом способствовало широкое распространение письменности и изобретение книгопечатанья. В 1450 г. Иоганн Гутенберг в Майнце (Германия) издал первую полнообъемную печатную книгу Библию.

Помимо монастырей и церковных школ, носителями знания и культуры стали средневековые университеты, где, кроме богословия, изучали юриспруденцию, медицину, математику, астрономию, грамматику, риторику и музыку. Старейшими из них были Болонский университет (Италия), основанный в конце XI в., и Сорбонна в Париже (XII в), однако к концу XV в. в Европе насчитывалось уже 60 университетов. Складывается трехуровневая система обучения бакалавр, магистр, доктор. Впервые звание доктора (доктор права) было присвоено на юридическом факультете Болонского университета в XII веке.

Помимо многочисленных теологических трактатов и трудов религиозного содержания (Жития святых и др.) Западноевропейское средневековье оставило нам замечательные образцы светского искусства. В анналы мировой культуры вошел героический эпос тех времен Песнь о Ролланде, Песнь о Нибелунгах, Песнь о Сиде, лирическая легенда о Тристане и Изольде, записанная в XII в. Кретьеном де Труа, легенды о короле Артуре, Роман о Розе и др. В них авторы не только восхваляли мужество и добродетели героев, их верность долгу, но обращались к миру человеческих чувств. Великолепные образцы любовной лирики дала поэзия вагантов и трубадуров, воспевающих любовь к Прекрасной даме. Но их же произведения полны порой едкой насмешки над человеческой жадностью, глупостью, чванством, отрицанием таких христианских добродетелей как смирение, послушание, аскетизм. И, может быть, связующим звеном между ними и поэтами Возрождения стало творчество великого французского поэта XV в. Франсуа Вийона, Большое завещание и Малое завещание которого вошли в сокровищницу мировой литературы.

Своеобразное отражение развитие духовных начал в человеке нашло в архитектуре. Романский стиль, взявший за основу римскую базилику, утверждал простоту и ясность линий, величие и гармонию. В этом стиле построены соборы в Сантьяго-де-Компостелла (Испания), Пуатье и Арле (Франция), Вормсе и Майнце (Германия) и других городах, ряд рыцарских замков и монастырей. Сменивший его готический стиль, как бы объединяющий архитектуру, скульптуру и живопись, передавал состояние одухотворенности, устремления ввысь (собор Парижской Богоматери во Франции, Миланский собор в Италии, Вестминстерское аббатство в Англии, Венсенский замок в Париже, ратуша в Брусселе и др.).

Особый вклад в развитие Западноевропейской средневековой цивилизации внесли города. В них формировалась особая духовная атмосфера, новый ритм жизни, ценились образованность, предприимчивость и активность. Горожане были носителями этических представлений и норм, отличавшихся как от аскетической религиозной морали, так и от рыцарской культуры. С возникновением университетов в города переносится центр интеллектуальной жизни. Городская культуры носила ярко выпаженный светский характер. Городская литература и фольклор отражали здравый смысл горожанина, его личную жизненную активность. Не случайно, значительное место здесь занимали сатирические истории, стихи и басни, где горожане высмеивали не только рыцарей и духовенство, но также невежество крестьян и свои собственные недостатки. Одна из вершин средневековой городской культуры весьма популярный в те времена Роман о Лисе, где в образах животных (Лис горожанин, Волк рыцарь, Медведь феодал, Осел священник) представлена весьма едкая сатира на людские пороки. В то же время на городской почве развивалась и любовная лирика, и реалистическая прозаическая новелла. Средневековый город стал родиной театра, дух которого впитал в себя городские праздники, карнавалы, городской фольклор. И те забавные фарсы, и реалистические сценки, которые разыгрывались на городских площадях, были далеки от прообраза театра религиозных мистерий.


Заключение

Ученые спорят до сих пор, когда кончается Западноевропейская средневековая цивилизация, и когда начинается цивилизация Прединдустриальная. Наверное, это один из самых сложных вопросов в истории цивилизаций. Какую бы временную грань мы не избрали, нельзя не видеть, что при всей противоречивости, при всем трагизме Средневековья, первые ростки Нового времени мы можем рассмотреть и в Каролингском возрождении, и в поэзии вагантов, и в попытках средневековых схоластов испробовать силу разума для постижения не только мира Божьего, но самого Бога.


Список литературы

1.         История западного мышления. Ричард Тарнас. 1995.

2.         Цивилизация средневекового запада. Жак ле Гофф. 1992.

3.         История философии в кратком изложении. И.И. Богута. 1994.


Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.