рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Реферат: Социально-экономическое развитие России

Показателем товарности сельского хозяйства второй половины XVIII века служил, прежде всего, возросший объем продажи хлеба, доходивший до 10% чистого и 7% валового сборов. Торговля хлебом внутри страны велась как путем прямого выхода на рынок торгующих крестьян и помещиков, так и путем скупки крестьянского хлеба купцами. В 60 – 80-х годах XVIII века уже появилась известная согласованность уровней хлебных цен в разных районах страны, что указывало на формирование всероссийского хлебного рынка. Российский хлеб экспортировался в 12 стран, причем за вторую половину XVIII века его вывоз возрос в 11,5 раза.

Торговый обмен, в который были втянуты и зажиточные крестьяне, и помещики, и купцы, осуществляется через сеть Торжков, базаров, ярмарок. Ведущая роль во всероссийском рынке по-прежнему оставалась за Москвой и Петербургом. Крупными центрами региональной торговли являлись Ирбитская ярмарка в Сибири, Нежинская ярмарка на Украине, Коренная ярмарка под Курском, Макарьевская в Нижнем Новгороде. [2, с.186]

Рост численности населения, рождение большого числа новых городов, отрыв от земледелия большого числа крестьян, превращение многих крупных сел в промышленные поселения – все эти объективные факторы создавали условия для развертывания торговли хлебом и другими продуктами сельского хозяйства.

Всего в 70-е годы по стране насчитывалось около 1600 ярмарок. Они обрастали сетью мелких местных торгов и базаров, собирались все чаще и чаще – 4-5 раз в год, функционировали до двух месяцев, превращаясь таким образом в экономический центр того или иного района. Наиболее густая сеть ярмарок сложилась на Левобережной Украине – там их действовало более половины из насчитывающихся в стране.

Развитию внутренней торговли способствовало то, что Россия имела широкую сеть водных путей – Волгу с притоками Окой и Камой, Днепр, Северную и Западную Двину, Ладожский и Вышневолоцкий каналы. Водные магистрали дополнялись сухопутными. Расширялась сеть грунтовых дорог, прокладывались первые шоссейные дороги и тракты. Знаменитый Сибирский тракт проходил от Санкт-Петербурга и Москвы через всю Сибирь до Байкала. Многоводные сибирские реки – Обь, Енисей, Лена и их притоки – использовались для возрастающих грузовых перевозок.

В годы правления Екатерины II произошло значительное территориальное расширение всероссийского рынка. К нему примкнули украинские и белорусские земли, Причерноморье, Приазовье, Кубанский край и Крым.[5, с. 246]

Одновременно с внутренней торговлей росла и внешняя. В середине XVIII века русская внешняя торговля носила активный характер, т.е. вывоз заметно превышал ввоз. Это во все времена является лучшим показателем экономического процветания государства и стабильности его внутреннего положения.[5, с. 124]

Если в 1761- 1765 годах превышение в денежном выражении составляло 2 млн. рублей, то в 1791-1795 годах – 9,5 млн. рублей. Этому во многом содействовала протекционная политика российского правительства. Оно в 1766, 1782 и 1796 годах вводило новые таможенные тарифы, устанавливавшие высокие ввозные пошлины на предметы роскоши и товары, которыми могла обеспечить внутренний рынок отечественная промышленность. Тариф 1796 года, например, запретил ввоз в Россию кожевенных изделий, чугуна, изделий из полотен, железа и ряда других товаров. [5, с.248]

Во внешней торговле России доминирующими оставались контакты с Англией, нуждавшейся в российском сырье. Кроме того, возрос торговый обмен с Пруссией, Швецией, Францией, Китаем. В конце XVIII века Россия широко импортировала предметы, пользовавшиеся спросом в торгово-промышленных кругах и у дворянства: сахар, красители, вина, фрукты, галантерейные товары, писчую бумагу, фаянсовые и фарфоровые изделия. С середины XVIII века когда русский торговый капитал стал активно проникать на среднеазиатские рынки, в страну стали поступать восточные ткани, пряжа, хлопок, драгоценные металлы, каракуль. Средний годовой ввоз товаров в первой половине 90-х годов XVIII века исчислялся суммой в 27 886 тыс. рублей. в условиях разложения крепостнической экономики Россия все больше втягивалась в мировой рынок.[2, с.187]

Из России активно вывозилась продукция промышленности, особенно черной металлургии. Железо, например, составляло в российском экспорте в 1766году 7 % , а в 1796 году уже 13 %. Среди экспортируемых товаров первые места занимал лен, пенька и пакля – они давали в разные годы от 20 до 40 процентов вывоза. За ними шли такие продукты, как юфть, ткани, лес, канаты, щетина, поташ, сало, пушнина.

Объем экспортируемого хлеба постоянно менялся в зависимости от вынужденных правительственных запретов на вывоз зерна, связанных с неурожаями и как следствие высокими ценами на него на внутреннем рынке. В 60 – 70-х годах экспорт хлеба начал расти, и в начале 90-х годов хлеб реализовывался на международном рынке на сумму в 2,3 млн. рублей.

Большинство экспортируемых товаров и импорта перевозилось морем. Постоянно рос грузооборот российских портов на Балтике – 60 процентов внешнеторговых перевозок государства приходилось на Санкт-Петербург. С присоединением к России Северного Причерноморья и на юге страны открылись новые морские торговые пути. Каспийское море связывало империю с Персией и ее соседями, народами Северного Кавказа и Закавказья. Усилился ввоз из Ирана шелковых тканей, как для внутреннего потребления, так и для транзита в Европу, где был высокий спрос на шелк. [5, с.248]


3. Развитие культуры, образования и науки

Два десятилетия правления императрицы Елизаветы Петровны отмечены заметным развитием российской культуры, образования и науки. Государыня, сама малообразованная, заботилась об этом, как и ее правительство. Образованность человека становилась в елизаветинское время необходимым условием его продвижения по лестнице государственной службы, упрочения положения в обществе, при царском дворе. Петровская эпоха как бы вновь возвращалась в Россию.

Правой рукой императрицы в области культурных преобразований был ее фаворит граф И.И. Шувалов, лично много сделавший для развития просвещения и культуры. По указанию Елизаветы Петровны в 1747 принимается новый устав и утверждаются новые штаты Петербургской Академии наук. В первые годы становления Академия пользовалась исключительно трудами немецких ученых. Выходцы из многочисленных германских университетов получали хорошее жалование и имели немало привилегий в стране, которая приглашала иностранцев для создания научного потенциала Российской империи.

По новому регламенту Академия определялась не только как научное, но и как учебное заведение, включающее три относительно самостоятельных учреждения. Это были собственно Академия наук - собрание ученых, университет - собрание преподавателей и учащихся – и подготовительная гимназия.

Петербургская Академия наук состояла из десяти академиков с их адъюнктами (лица занимающие младшую ученую должность в научном учреждении) и помощниками по основным научным направлениям. Все адъюнкты должны были быть из русских. Особые профессора Академии и их ученики студенты входили в штат академического университета. Гимназия готовила воспитанников к поступлению в университет. В ней и в университете могли учиться люди всех сословий, кроме податных людей. [5, с. 127]

Расцвет научной мысли в России и деятельности Академии был связан с именем Михаила Васильевича Ломоносова, вершина творчества которого приходиться на правление Елизаветы Петровны. Это был первый русский ученый- естествоиспытатель мирового значения, человек энциклопедических знаний, разносторонних интересов и способностей, один из основоположников физической химии, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник отечественного просвещения и самостоятельного развития русской науки.

Деятельность Ломоносова в Академии наук была весьма разносторонней. Он первым начал читать на русском языке публичные лекции по физике. В 1748 году по настоянию Ломоносова для него была построена первая в России химическая научно-исследовательская лаборатория. Ломоносовская теоретическая химия целиком опиралась на достижения физики. Он исследовал атмосферное электричество, в области оптики изобрел «ночезрительную трубу», сделал важные открытия в области астрономии и геофизики – открыл существование атмосферы у планеты Венера.

В течении многих лет ломоносов разрабатывал технологию получения цветного стекла на фабрике, построенной им близ столицы в Усть – Рудицах. Цветные стекла он использовал для создания мозаик. Наиболее известны из них – портрет Петра I и монументальное мозаичное полотно «Полтавская баталия». Мозаичные работы М.В.Ломоносова были высоко оценены Российской Академией художеств, избравшей его в 1763 году своим действительным членом.

Ломоносов уделял значительное внимание развитию в России геологии и минералогии и лично произвел большое количество анализов горных пород, в области истории ломоносов создает «Краткий Российский летописец с родословием» и «Древнюю российскую историю о начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года». Ломоносов выступил подлинным преобразователем и в литературно художественном творчестве.

Потребности страны в образованных людях с университетским образованием к концу правления Елизаветы Петровны заметно возросли. Академический университет в Санкт - Петербурге уже не мог их удовлетворить. Поэтому по инициативе и при непосредственном участии И.И. Шувалова и М.В. Ломоносова в 1755 году открывается Московский университет. Он стал более доступным для губернского дворянства и горожан – разночинцев.

Новый университет имел три факультета: юридический, медицинский и философский. Штат высшего учебного заведения в Москве состоял из 10 профессоров. При университете открыли две гимназии – одну для дворянских детей, другую - для разночинцев. Выходцы из податных сословий не принимались и здесь. Первые годы студентов набирали в основном из дворянских детей, которые могли иметь хорошее домашнее образование.

В декабре 1757 года родилась Российская Академия художеств как самостоятельное научно – творческое учреждение. Высочайшим указом она отделялась от Академии наук, в составе которой была ранее. [5, с.127]

Положительные изменения произошли в организации научно-исследовательской работы, в 1783 г. Директором Петербургской Академии наук была назначена княгиня Е.Р. Дашкова, проявившая недюжинные способности на административном поприще, за время ее работы на этом посту было приведены в порядок хозяйство академии, учебные заведения, налажена работа общедоступных курсов, активировалась издательская деятельность Академии. Также в 1783 была учреждена Российская Академия

В период правления Елизаветы Петровны произошло рождение русского профессионального театра, оживилась издательское дело, развивалась юридическая наука. По инициативе братьев Шуваловых с 1754 по 1761 год работала елизаветинская комиссия по созданию законов Российской империи. В стране появились юристы с отечественным университетским образованием.

Среди других больших событий в области просвещения и культуры в период царствования Елизаветы Петровны были: открытие Морского шляхетского корпуса, учреждение Пажеского корпуса, основание в Архангельске первого русского провинциально научного «Общества для исторических исследований». [5, с,127]

Во второй половине XVIII века в России были приняты попытки реформировать систему образования. В большей степени они были продиктованы заботой власти о воспитании в стране «новой породы людей», способных служить опорой престола и претворять в жизнь замыслы монарха. Наиболее энергичным проводником этого курса стал И.И. Бецкий (1704-1795), выдающийся педагог и организатор учебного дела в России. В 1764 году Екатерина II утвердила разработанное им «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», где излагались главные педагогические принципы автора. Основываясь на идеях французских просветителей, Бецкий полагал, что, изолированный от семьи и переданный на попечение воспитателей, ребенок может вырасти идеальным человеком, и решительно высказывался за создание закрытых учебных заведений интернатского типа, принимающих детей в 5 – 6 – летнем возрасте и выпускающих их в жизнь к 18 – 22 годам. В соответствии с проектом Бецкого были открыты: воспитательные дома для подкидышей и «несчастнорожденных» младенцев в Москве и Петербурге (1764 и 1770 гг.), общество двухсот благородных девиц в Петербурге (1764) с отделением для мещанских девиц (1765), Коммерческое училище (1772), а также преобразованы кадетские корпуса. Бецкий призывал педагогов осуществлять взаимосвязь между умственным, физическим и нравственным воспитанием, считаться с индивидуальными особенностями ребенка и его возрастом, не допускать телесных наказаний.

В 1782 – 1786 гг. в России была проведена школьная реформа, создавшая систему единообразно организованных учебных учреждений с едиными учебными планами и общей методикой. Это были так называемые «народные училища» - главные в губернских городах и малые в уездах.. первые являлись четырехклассной школой, где помимо начальных дисциплин преподавались русский язык, арифметика, геометрия, география, история, естествознание, архитектура, механика и физика. Вторые являлись двухклассной школой и давали элементарные знания (чтение, письмо, чистописание, арифметика, катехизис). Сеть народных училищ быстро росла: в конце XVIII века их насчитывалось уже 288, в них обучались 22 тыс. человек.

Кроме государственной школы по инициативе частных лиц были созданы училища для бедных детей и сирот в Петербурге , Москве, Твери, Владимире, Курске, Туле и других городах. В 1779г. по инициативе Н.И. Новикова при Московском университете была открыта учительская семинария – первое в России педагогическое учебное заведение. Улучшилась подготовка и врачебных кадров – в конце XVIII века в России имелось три медицинских училища, Медико-хирургическая академия и медицинский факультет при Московском университете [2, с.199]

Пожалуй, единственным высочайшим указом Екатерины Великой , от первой до последней строки подчиненным идеям просветительской идеологии, был «Устав о народных училищах», обнародованный 5 августа 1786 года. В нем явно прочитывается монаршая вера в то , что за успехами просвещения последуют все прочие благотворные результаты: исчезнут нравственные и социальные пороки, будет положен конец рабству, невежеству, суеверию. В этот документ, имевший законодательную силу, вошли многие положения екатерининского «наказа». Открытию широкой сети народных училищ предшествовала серьезная и длительная подготовительная работа. Специальная комиссия под руководством сенатора Завадского разработала «Устав о народных училищах» и подготовила новые учебники – как оригинальные, так и переведенные с иностранных языков. На российскую службу был приглашен известный знаток школьного дела и методист Федор Янкович, работавший ранее в Австрии. Янкович издал сочинение о призвании учителя, которое в основных чертах не устарело и по сегодняшний день.[5, с.230]

Важнейшей областью научно-исследовательской деятельности оставалось изучение природных ресурсов, организовывались академические экспедиции с целью комплексного обследования природы, населения, хозяйства, быта и культуры районов России. Во второй половине XVIII века были сделаны важнейшие технические изобретения: механик – самоучка И.П.Кулибин усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов, создал прототип прожектора, семафорный телеграф, лифт, новый часовой механизм. Другой крупнейший изобретатель И.И. Ползунов разработал проект универсального парового двигателя – первой в мире двухцилиндровой машины непрерывного действия. Однако эти и другие изобретения не могли использоваться в полной мере в России с ее технико-экономической отсталостью и господством крепостнических порядков [1, с.200].


4. Заключение

Во второй половине XVIII века в России складывалась достаточно сложная социально - экономическая ситуация: начинается развитие капиталистических отношений, которому упорно сопротивлялась сложившаяся крепостническая система. Самодержавие исходило из интересов помещичье-дворянского сословия, редко вставая на сторону зарождавшейся буржуазии. Развитие промышленности происходило в борьбе крупного производства с мелким. Дворянство защищало развитие вотчинной промышленности, купечество защищало развитие купеческих мануфактур. Основная масса мелких промышленных производителей находилась в деревне. Промысел составлял для них чаще всего побочное, дополнительное к земледелию занятие. Мелкое товарное производство предполагает функционирование торгового капитала, деятельность скупщика. В качестве такового выступали предприниматели из кустарей и зажиточной деревенской верхушки. Мелкие производители, находившиеся в личной зависимости от помещика, экономически закабалялись и торговым капиталом. Они постепенно превращались в наемных рабочих на дому либо в мастерской хозяина. Несмотря на это происходило развитие производительных сил, которое выражалось в возраставшем общественном разделении труда не только между городом и деревней, но и между районами огромной страны. Рост общественного разделения труда являлся основой повышения товарности хозяйства, основой дальнейшего развития внутреннего рынка. Происходило падение урожайности в сельском хозяйстве, так как барское поле, как и крестьянский надел, обрабатывалось крестьянами, которые в условиях крепостного строя, задавленные нуждой и личной зависимостью, вели производство при крайне низком и рутинном состоянии техники. Но полностью остановить развитие российского рынка крепостническая система была не в силах. Это развитие выражалось прежде всего в дальнейшем формировании и росте оборота торговых центров Москвы, Петербурга, Тулы, Нижнего Новгорода и других крупных русских городов. Вместе с внутренним рынком росла и внешняя торговля, хотя и уступавшая внутренней по величине оборота. Данные противоречия в развитии экономики страны не могли не найти отражения в трудах просвещенных людей того времени, таких как А.Н. Радищев, М.Д. Чулков.

 В образовании и науке, тоже просматриваются существенные сдвиги, основной вклад в которые внесли Елизавета Петровна – малообразованная, но заботящаяся о культуре и просвещении своего народа, во время правления которой Петербургская Академия стала не только научным, но и образовательным учреждением, с привлечением на младшую научную должность только русских преподавателей, давая тем самым толчок для продвижения русской науки.

Огромный вклад в развитии науки сделал М.В.Ломоносов, который состоял в личной переписке с Елизаветой Петровной, был всесторонне развит в области физики, химии, литературы, истории и придавал огромное значение самостоятельному развитию русской науки.

Центр научной жизни Петербурга - Академия наук, в эпоху Ломоносова игравшая крупнейшую роль в развитии национальной русской культуры, во второй половине XVIII в., с возникновением новых, не связанных с Академией центров культурной жизни, постепенно утрачивает свое руководящее значение в научной жизни страны.

Екатерина II, стремясь показать себя продолжательницей дела Петра I и дорожа своей заграничной репутацией, обнаружила внешнюю заботу об учреждении, считавшемся петровским детищем и имевшем связи с Западной Европой. Петербургской Академии наук и объявивший, что императрица принимает ее в «собственное ведомство» в целях привести в цветущее состояние. Однако далее широковещательных заявлений дело не пошло: существенных изменений в организации Академии не было проведено. Реальною мерой для расширения научной деятельности явилось только значительное пополнение академических кадров. Екатерина Великая, сама получившая прекрасное домашнее образование : обучение иностранным языкам, танцам, политической истории, философии, экономики, права и считалась умной и образованной женщиной, старалась действовать в духе просветительской идеологии. При Екатерине была создана Российская Академия, Вольное экономическое общество, основано множество журналов, создана система народного образования, основание Эрмитажа, открытие публичных театров, появление русской оперы, расцвет живописи. Стремление Екатерины II воплотить в России идеи французского просветительства и просвещенного абсолютизма получило разную оценку современников, историков будущего времени, писателей и поэтов. Так придворный стихотворец Державин восторгался правлением Екатерины II:

Ты народу смело

О всем, и въявь и под рукой,

И знать и мыслить позволяешь,

И о себе не запрещаешь

И быль и небыль говорить…..

Однако великий русский писатель Л.Н. Толстой довольно критически относился к екатерининскому «наказу». Он считал что этот «наказ» принес больше славы Екатерине, чем пользу России.


Список литературы

1. Пособие по истории отечества: Серия Старшекласснику и абитуриенту / Яковер Л.Б - М.: ТЦ Сфера, 1997.- 224с.

2. История России: Пособие для поступающих в вузы / И.В. Волкова и др.; Под ред. М.Н. Зуева.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: ООО «Издательство Новая Волна», 2000.- 672с.

3. История России: спорные проблемы: Пособие для поступающих на гуманитарные факультеты: Серия Школа Абитуриента: Научись Сам / Головатенко А. - Изд. 2, и испр. и доп. М.: Школа-Пресс, 1995.-256 с. (Серия «Школа Абитуриента: Научись Сам»)

4. История России с древнейших времен до конца ХХ века: Учебное пособие для студентов вузов. – 4-е изд., стериотип.- М.: Дрофа, 2002. – 656с.

5. История России для детей и юношества: В 6 т. Том третий. Век Екатерины.1725-1796./ Автор А.В.Шишков. Том четвертый. На рубеже эпохи. 1796-1825./ Авторы А.П.Шестопалов, А.Г.Кушнир.- М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1998.-528 с.


Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.