рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Реферат: Этнографические группы чувашей

Реферат: Этнографические группы чувашей

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Самарский государственный архитектурно-строительный университет

Реферат по дисциплине

Этничность и политика

«Чуваши»

Проверила: Мухаметшина Н.С.

Выполнила: студентка 3 курса

ИЭФ гр. Эг–63 Котлярова А. В.

Самара 2008


Чуваши делятся в основном на две этнографические группы: верховых (вирьял) и низовых (анатри), говорящих на разных диалектах чувашского языка и отличающихся особенностями материальной и духовной культуры. Вирьялы проживают в северных и северо-западных районах Чувашии, а анатри — южных и юго-восточных. На стыке этих групп находятся средне-низовые чуваши (анат-енчи), близкие по языку к вирьялам, а по одежде — к анатри. Большая часть чувашской диаспоры относится к низовой группе.

Чувашский язык относится к тюркским языкам, но заметно отличается от большинства из них, так как сохранил в себе черты древнетюркского языка и множество лексических параллелей, свидетельствующих об исторических связях предков чувашей с древними монгольскими и тюркскими народами Центральной Азии.

Историки выводят предков чувашей из древнетюркской этнолингвистической общности, формировавшейся в Центральной Азии в III тыс. до н.э., а в более поздний период (рубеж н.э.) - из протоболгарского единства. В первой половине I тыс. н.э. оногуро-болгары и савиры обосновались на Северном Кавказе, где образовали государства Великую Болгарию и Савирское царство.

После их распада в VII веке часть оолгар и сувары мигрировали на Среднюю Волгу и основали новое государство - Волжскую Булгарию (Х-ХШ века), разгромленную монголо-татарами. Булгарский период сыграл важную роль в формировании этнокультурного облика чувашей: заложил основы контактов с финно-угорским населением края.

Последующая история предков чувашей развивалась в пределах Золотой Орды, Казанского ханства, а с середины XVI века — Русского государства. Формирование единого чувашского этноса шло в XIII-XVI веках на основе консолидации земляческих групп булгарского населения, мигрировавшего в правобережные районы Волги, и ассимилированного финно-угорского населения. В XVI веке чуваши были вовлечены в общероссийский политический процесс. Христианизация, колонизация восточных земель, петровские реформы — все эти явления отечественной истории затронули чувашей непосредственно и привели к существенным изменениям в картине расселения и характере их этнической культуры.

На территории современной Самарской области чуваши появились во второй четверти XVII веке на Самарской Луке (Ставропольский район). В маленьких, затерянных в укромных местах за лесами и буераками селениях восточной части Самарской Луки - Шелехметь, Борковка, Торновое, Чуракаевка - в конце 30-х-начале 40-х годов вместе с чувашами проживали и мордва — всего около 900 человек. На западе региона первые чувашские селения упоминаются во владениях Савво-Сторожевского монастыря в деревнях Старый Теплый Стан и Новый Теплый Стан, а также в новопоселенной деревне «подле Усы реки ниже переволоки» в 1678 году.

Центральная часть Самарской Луки, где расположено большинство чувашских селений, осваивалось во второй половине XVII века. В этот период здесь возникло около десятка чувашских и мордовских селений: Брусяны, Березовый Солонец, Ширяевские Вершины, Кармалы, Севрю-каево и другие. По ревизским сказкам 1719 года на Самарской Луке отмечено 6 чувашских и 3 чувашско-мордовские деревни. Среди вновь поселенных — Чуракаево, Тойбахтино (Туйбахтино), Чувашская Яблонка и Тайдаково.

Во второй половине XVII века служилыми чувашами были основаны селения Байдеряково и Малячкино, находящиеся на территории Шигон-ского района.

С середины XVIII века, перед третьей ревизией населения (1762-1766), часть чувашей выселилась на юг и восток Самарской Луки и за Волгу, где ими были основаны новые деревни Семейкино, Безво-довка (Туйбахтино), Ижбуддинаполяна (Брусяны). Ивановка (впоследствии с. Никольское), Луговая Александровка, Чувашские Липяги (ныне — в Бе-зенчукском и Волжском районах).

Расселение чувашей в Самарском Заволжье (конец XVII — XVI11 века) вылилось в четыре этапа. Для каждого из них может быть определен свой источник миграции. В первой половине XVIII века значительную часть переселенцев составили выходцы из северо-западных и северных районов Чувашии, то есть преимущественно, вирьялы, верховые чуваши. В течение всего столетия большой поток миграции наблюдался из Свияжского, Казанского и Симбирского уездов, то есть из мест проживания низовых чувашей. Эти особенности отразились на формировании культурно-языковых особенностей самарских чувашей.

Начало расселения чувашей в междуречье Черемшана и Кондурчи относится к концу XVII века, хотя в это время здесь еще не существовало постоянных селений из-за крайней нестабильности политической обстановки - почти каждое десятилетие происходили опустошительные нашествия кочевников. К концу XVII - началу XVIII веков здесь существовало несколько десятков мордовских, чувашских и татарских деревень, располагающихся ныне в Кошкинском, Челно-Вершинском и западе Шенталинского района, а также в прилегающих районах Ульяновской области и Республики Татарстан: Вишневая Поляна, Девлезеркино, Сиделькино, Старое Максимкино, Эштебенькино, Большое Ермаково и другие. По переписи 1710 года здесь имелось 15 селений, в которых проживало примерно 1880 человек. Согласно данным первой ревизии 1719-1720 годов численность чувашского населения в Ставропольском уезде, заселенном к тому моменту части Заволжья, составляла около 2600 человек.

Вторая ревизия (1747 года) зафиксировала чувашей на значительно большей территории: в 36 деревнях проживало более 6300 человек. Основная масса переселенцев-чувашей принадлежала к некрещеным. В социальном плане они относились, преимущественно, к бывшим ясачным людям, но в нескольких деревнях вдоль Большого Черемшана - Костюнькино, Артюшкино и др. осели бывшие служилые чуваши. В этот же период продолжался рост «старопоселенных» деревень, расположенных сейчас в Борском районе Самарской области и соседних районах Оренбургской области: Неприк, Геранькино, Алдаркино, Таволжанка и другие. Земли по р. Самаре и ее притокам были в 70-80-х годах относительно свободны, что создавало стимул для вторичной миграции чувашей не только на соседние, но и на более отдаленные земли. Масштабы переселений в этот период были в два раза меньше по сравнению с предыдущим периодом (между II и III ревизиями в Самарское Заволжье мигрировало почти 8,8 тыс. чувашей).

В конце XVIII века практически завершилось освоение земель на указанной территории, значительно ослабла миграция. Такое относительно стабильное состояние сохранилось вплоть до 20-х годов XX века, когда в связи с введением НЭПа происходило выселение части населения на хутора и поселки.

С начала XIX столетия наступил мирный период экономического развития региона. Экстенсивные методы освоения земель уступили место интенсивным способам хозяйствования, при которых экономический успех обеспечивался не за счет переселения на более удобные и плодородные участки, а за счет улучшения форм землепользования.

Общая численность чувашей в регионе к началу XIX века составила около 40 тысяч человек, включая жителей причеремшанских селений, входивших в Чистопольский уезд Казанской губернии. К середине XIX века она увеличилась примерно в 1,3 раза и составила 53 тыс. человек, которые проживали в 108 селениях. В последующие десятилетия численность чувашей по причине их частичного отатаривания росла медленно и достигла к 70-м годам 55 тысяч человек. Некоторый рост показателей наблюдался к концу XIX столетия. По первой переписи 1897 года в Самарской губернии проживало 92 тысячи чувашей, что в 1,7 раза больше по сравнению с серединой века.

В первые десятилетия XX века наблюдался постепенный рост численности чувашей в Самарской губернии, достигший в переписи 1926 года почти 107 тысяч человек. В середине XX века (1959 год) в Самарской (Куйбышевской) области проживало 101,6 тысячи чувашей, в 1950 году — 113,8 тысячи, в 1979 году - 115,8 тысячи, в 1989 году - 117,8 тысячи, в 2002 году — 101,3 тысячи человек.

Исторически чуваши представляли сельское население. В конце XIX века по переписи 1897 года из 91839 чувашей лишь 197 или 0,21% проживали в городах: Самаре (87), Бугульме (65), Бугуруслане (42), Сергиевске (2), Бузулуке (1). В настоящее время (2002 год) чуваши-горожане составляют 37,4% от общего числа представителей данного этноса в Самарской области, что несколько ниже доли городских чувашей в соседних регионах (от 43 до 53%). Наиболее многочисленны группы городского чувашского населения в городах Самаре (более ^тысяч человек) и Тольятти (более 12,5 тысяч человек).

Традиционное хозяйство

Самарское Заволжье по своим природно-климатическим условиям отвечало хозяйственно-культурным потребностям чувашей. Основным занятием их оставалось пашенное земледелие в сочетании с домашним животноводством и промыслами, игравшими незначительную роль. Землепользование чувашских крестьян в Заволжье в XVII — начале XVIII века осуществлялось на основе ясачного права. Земельные наделы по своим размерам и качеству земли превосходили наделы на местах прежнего проживания: почти 19 десятин пашни и 15 десятин на 1 душу мужского пола (д.м.п.) сенокосных угодий против 8 и 4 соответственно в Чувашии. Фактическое земельное содержание ясаков в Заволжье с учетом также размеров «степной десятины» превышало аналогичные показатели в Чувашии в 2-3 раза.

В середине XIX века в связи с демографическими изменениями в регионе (естественным приростом населения и массовой миграцией русских крестьян) экономическое положение чувашей, в частности, обеспеченность землей, несколько ухудшилось: площадь пашни, занимавшей в среднем четверть всех угодий, сократилась в 2-3 раза. Тем не менее, самарские чуваши продолжали пребывать в более благоприятных условиях, чем в Правобережье. Они имели в 3-4 раза больше земли, чем в Казанской и Симбирской губерниях. Немаловажное значение для комплексного хозяйства имели сенокосные угодья, размеры которых различались по уездам и составляли в среднем по 4 десятины на 1 д.м.п.

Плодородные черноземные почвы обеспечивали высокий и относительно стабильный урожай. «Здесь родится столько хлеба, что не только достаточно для продовольствия внутреннего, но и немалое количество отвозится в соседственные губернии, как в Казанскую и Астраханскую, а сверх того променивается хлеб в Оренбурге и Троицке за границу» — писал экономист XIX века Е.Ф. Зябловский. Самарские чуваши еще в XVIII веке отправляли излишки зерна (в основном рожь, пшеницу, овес, полбу, просо) на рынки Ставрополя, Казани и Симбирска. Извозом хлеба занимались местные крестьяне - это было одним из распространенных промыслов в регионе. Чуваши Чистопольского уезда Казанской губернии совершали и дальние поездки в Ирбит, Нижний Новгород, а иногда доезжали до Санкт-Петербурга, Киева и Астрахани. Связь с крупными рынками была сезонной: в основном ездили зимой по санному пути, а на рынки ближайших городов и сел выезжали регулярно по воскресеньям или базарным дням. Наиболее популярными среди чувашей были рынки Бугульмы, Чистополя, Бугуруслана, Сергиевска.

Земледелие велось по пашенной системе при трехпольном севообороте, в Самарском и Бузулукском уездах оно сочеталось с залежной системой, при которой поле после 2-3 лет интенсивного использования оставлялось на 4-10 лет.

Структура почв требовала применения тяжелого плуга «акапусь», аналога сабана. Но большая часть земель в XIX веке обрабатывалась сохой «су-хапусь». Бороновали деревянными боронами.

Весеннюю пашню начинали в середине апреля (по старому стилю), после того, как снег сходил с полей и пашня немного подсыхала. Чуваши стремились закончить сев до языческого праздника «симек», отмечаемого перед Троицей. К этому же сроку было желательно закончить поднятие пара под озимь, потому что после симек наступала пора «синее», с началом которой не разрешалось ни пахать, ни сеять, ни косить, т.е. тревожить землю.

С июля начиналась «жаркая страда» - заготовка сена, жатва. После жатвы ржи и ее обмолота начиналась жатва овса, затем пшеницы, гороха и, в последнюю очередь, гречихи. Жали серпами, а горох и гречиху косили. Сжатый хлеб, предназначенный для озимого посева или на продажу, молотили в поле, а остальной хлеб свозили на гумно и складывали в одонья округлой формы — «капан». Для просушивания снопов строили специальные сооружения — овины, а чаще более простую конусовидную конструкцию из жердей — «шиш». Молотьбу производили цепами «тапач» или с помощью лошадей — «аштарни»: снопы раскладывали по кругу на земле и по ним гоняли лошадь, привязанную в центре круга. Обмолот заканчивали до декабря, и зерно везли на ближайшие рынки и пристани.

Второе место после земледельческих занятий отводилось разведению домашнего скота при стойловом его содержании в зимний период и выгоне на пастбища в весенне-летне-осенний период. В чувашских хозяйствах разводили коров, быков, овец, коз, свиней. Последних разводили только крещеные чуваши, а некрещеные считали свинину «нечистой» пищей. Количество поголовья скота определялось как нуждами хозяйства, так и возможностями для его разведения. Последние во многом зависели от природно-ландшафтных условий. Наиболее благоприятные условия для разведения скота имелись в лесостепях Бугурусланского и Бузулукского уездов, где поголовье овец в хозяйстве достигало 25-30 голов. В середине XIX века в хозяйствах самарских чувашей имелось в среднем по 3-4 лошади, 2-3 головы крупного рогатого скота, 5-6 овец или 1-2 козы. Кроме скота чуваши содержали большое количество домашней птицы — кур, гусей, уток

В значительно меньшей степени были развиты промыслы и другие отрасли хозяйства — огородничество, садоводство, рыболовство, пчеловодство (на ранних этапах - бортничество). Население региона, ориентированное преимущественно на выращивание зерновых культур и картофеля, почти не занималось разведением садов и выращиванием овощей, однако свекла, картофель, морковь, капуста, хмель, огурцы были известны чувашам еще в XVIII веке.

Пчеловодство играло наравне с хлебопашеством и скотоводством важную роль в традиционном комплексе хозяйства самарских чувашей и входило в конце XVIII века в триаду основных занятий. Но в XIX веке оно пришло в упадок из-за сокращения лесов и лугов. Рыболовством занимались жители прибрежных селений Волги и ее притоков. Большая часть улова шла на собственное потребление, и лишь незначительная часть — на продажу на местных рынках. Рыбный промысел не имел среди самарских чувашей такой популярности, как в Казанской и Симбирской губерниях. Более широкое распространение имела охота на зверей и птиц.

Крестьянское хозяйство чувашей носило полунатуральный характер, а связь с рынком была эпизодической. В то же время сохранялась определенная специализация в области ремесла и промыслов. Изготовление орудий труда, хозяйственного инвентаря, домашней утвари требовало специальных знаний и опыта, которыми обладал ограниченный круг лиц. Почти в каждом селении имелись кузнецы, гончары, плотники, бондари, сапожники, однако чуваши неохотно нанимались на такие работы, предпочитая им земледелие. Чаще всего ремеслом занимались русские, татары или чуваши из Казанской губернии. Самарская губерния ежегодно принимала несколько тысяч отходников из губерний Поволжья и Центральной России. Самарские чуваши могли найти работу по уборке урожая или извозу хлеба. На первом месте среди промыслов в губернии были «наем и возделывание казенных и частных земель», на втором — извоз, а также пастушество, пчеловодство, мелкая торговля, плотничный промысел, работа на заводах. Определенный доход чувашские общины получали от содержания мукомольных мельниц и питейных заведений.

В отличие от чувашей Правобережья, вынужденных за недостатком и плохим качеством земли добывать на жизнь различными промыслами и развивать комплексное хозяйство, самарские чуваши все свои усилия направляли на земледельческие занятия и скотоводство. Поэтому в их хозяйстве не был представлен весь спектр экономических связей и отношений, имевшихся в Чувашии. Самарские чуваши были слабее включены в рыночные отношения, а их основным товаром на рынке являлась продукция земледелия и скотоводства.

Крестьянская утварь

В настоящее время роль земледелия в личном хозяйстве самарских чувашей заметно снизилась вследствие того, что производством зерновых культур занимаются коллективные хозяйства и фермеры, а в сфере индивидуального труда остаются только огороды и сады. Большая часть овощей производится для собственного потребления, но в ряде селений население специализируется на выращивании определенных овощей для рынка. Садоводство в Заволжье не получило большого распространения из-за неблагоприятных климатических условий, хотя в ряде районов ягоды и плоды поставляют на рынок. В зависимости от размеров семьи и трудоспособности ее членов в хозяйстве самарских чувашей имеются 1-2 головы крупного рогатого скота, 3-4 овцы, 2-3 свиньи, домашняя птица. В последние годы чуваши активно разводят лошадей для выполнения хозяйственных работ.

Наличие скота и приусадебных участков позволяет семьям полностью обеспечивать себя мясом, молочными продуктами и овощами, что составляет значительный вклад в доход семьи. Пчеловодство и рыболовство по-прежнему играют вспомогательную роль, почти исчезли традиционные промыслы. Часть хозяйственного инвентаря, принадлежности женского ремесла закупаются на рынке, и лишь кузнецы, валяльщики шерсти (в осенне-зимний период), плотники (по заказам) и пастухи (летом) занимаются специализированным промыслом. Из женских ремесел распространены обработка шерсти и вязание из шерстяных ниток носок, варежек и одежды. Ткачество, вязание кружев, вышивка, столь значимые и популярные в недавнем прошлом, вытеснены из современного, быта чувашской семьи за отсутствием спроса на изделия.

Поселения

Основными типами чувашских поселений, встречающихся на территории Самарского Заволжья, являются села и деревни — «ял». Исторически для чувашей были характерны небольшие по размерам деревни, а также починки и выселки, образовавшиеся в результате отпочкования от многодворных поселений. Формирование сел началось в середине XVIII века в связи с массовой христианизацией нерусских народов.

В начальный период расселения в Самарском Заволжье большинство чувашских селений были малодворными и состояли преимущественно из 20-40 дворов. При средней людности двора в 6-7 человек численность населения в них составляла 120-200 человек. К середине XVIII века рост людности происходил в основном в «старопоселенных» деревнях — до 550 человек, а в «новопоселенных» она не превышала 300 человек. Малолюдными были селения, образовавшиеся в результате отпочкования от материнских — менее 50 человек. К концу века размеры чувашских селений редко превышали 100 дворов. Более половины чувашских селений в то время насчитывали от 150 до 350 человек, примерно четверть — до 600.

К середине XIX века в чувашских селениях насчитывалось в среднем 50-70 дворов. Размеры селений различались по уездам: в северных они были в 2-3 раза меньше, чем в восточных. В 70-х годах численность населения в селениях с преобладающим чувашским населением варьировала в основном в пределах от 300 до 600 жителей. В пяти селениях (Девлезеркино, Микушкино, Среднее Аверкино, Старое Ганькино и Пронькино) она превышала 1000 человек.

Преобладающим типом заселения в Самарском Заволжье является долинный. Чувашские селения расположены вдоль рек бассейна Большого Черемшана, Кондурчи, Сока и Кинеля. В северо-восточных районах региона (территория современных Клявлинского, Исаклинского, Похвистневского районов) важную роль играет рельеф местности — склоны холмов Бугульмино-Белебеевской возвышенности, под которыми расположены многочисленные чувашские селения. Холмы надежно защищают селения от суровых северных ветров и южных суховеев. Историческая застройка поселений формировалась с учетом этих же факторов: северная сторона жилого дома остается глухой, и окна выходят на южную сторону.

Источниками водоснабжения в чувашских селениях издавна служили реки, вдоль которых они расположены, а также ручьи, ключи, озера, искусственные источники — колодцы и водопровод.

Национальную специфику расселения чувашей в регионе представляла своеобразная кучевая планировка селений, состоявших из родовых гнезд «курмышей». В «курмыше» были объединены до 20 и более домо-хозяйств, представлявших, по замечанию краеведа А. Глинского, «сплошную массу построек: изб, анбаров, конюшен, хлевов, сараев и бань почти четверти народо-населения, сомкнутых одна к другой безо всякого расчета под одну соломенную крышу». Застройка «курмышами» резко отличала чувашские деревни и «концы» в многонациональных селениях от мордовских и русских сел, устроенных по уличному принципу. Кучевая планировка создавала опасность при пожаре.

Изменения в планировке чувашских селений происходили во второй половине XIX века, в результате которых сложилась современная уличная планировка селений при овражно-приречном типе заселения. Центральные и главные улицы имеют двурядную застройку, а параллельные застроены в один ряд. В большинстве селений выделяется административный центр, совпадающий с его историческим центром. Однако в некоторых из них и поныне сохраняется традиция беспорядочного расположения домов при отсутствии четко выраженной линии улицы.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.