рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Реферат: Преобразования Петра I (социально-экономические, государственно-административные, военные). Утверждение абсолютизма

Третий этап — 1710 — 1721 гг. Усиление России вызвало беспокойство Османской империи, и в ноябре 1710 г. султан объявил о прекращении перемирия. Петр I двинул свою армию на Дунай, рассчитывая на поддержку Молдавии и Валахии. В июле 1711 г. русские войска были окружены турками и татарами на р. Прут. Царская армия испытывала нехватку продовольствия и питьевой воды, возникла угроза пленения государя, и Петр I был вынужден начать мирные переговоры. В результате, 12 июля 1711 г. Россия и Турция подписали Прутский мир, по условиям которого султану возвращались Азов и земли в северном Приазовье. Уже с августа 1711 г. русские войска действовали на территории Швеции, а в 1713 г. — захватили Хельсинки, Порво и Турку. 27 июля 1714 г. молодой балтийский флот России одержал первую победу — у мыса Гангут русские моряки под командованием Петра I и адмирала Ф.М. Апраксина разгромили шведскую эскадру. 27 июля 1720 г. русский флот, возглавляемый М.М. Голицыным, нанес серьезное поражение шведским кораблям в бухте Гренгам на Аландских островах. Гренгамская победа ускорила начало мирных переговоров.

30 августа 1721 г. Россия и Швеция подписали Ништадтский мир. По условиям договора к России отходили прибалтийские земли от Выборга до границы с Курляндией, а Швеции возвращалась Финляндия. 20 октября 1721 г. Сенат принял решение о титуловании царя императором всероссийским, за ним утверждалось почетное имя Петр Великий Отец Отечества.

Отношения с Османской империей. Каспийский поход

Крымское ханство (вассал Османской империи) было традиционным противником Московского государства на южных рубежах. В 1687 и 1689 гг. русская армия под командованием боярина князя В.В. Голицына совершила походы в Крым, но они закончились неудачно. Для Петра I крымцы были не только беспокойным и агрессивным соседом, но и препятствием на пути к берегам Черного моря.

Весной 1695 г. русские отряды, возглавляемые Ф. Лефортом и П. Гордоном, двинулись на турецкую крепость Азов. К армии присоединился царь, и в июле 1695 г. началась осада города. Однако слабая подготовка войск и отсутствие флота привели к тому, что в октябре Петру I пришлось отступить. В феврале 1696 г. на верфях Воронежа началось строительство первого российского флота. В апреле сухопутные силы и корабли двинулись во второй азовский поход. В июле 1696 г. турецкий гарнизон Азова сдался. Чтобы закрепиться на побережье Азовского моря, неподалеку было начато строительство еще одной крепости — Таганрога.

Для того чтобы добиться выхода к Черному морю, Россия нуждалась в союзниках. Однако в ходе Великого посольства 1697 — 1698 гг. выяснилось, что создать антитурецкую коалицию не удастся. 3 июля 1700 г. думный дьяк Е.И. Украинцев подписал с Османской империей Константинопольское перемирие на 30 лет.

В 1710 г. под влиянием западной дипломатии Османская империя объявила России войну. Успех под Полтавой укрепил веру Петра в силу русского оружия, и он решил нанести превентивный удар. Царь рассчитывал на поддержку валашского и молдавского государей, «христианские народы» которых он шел освобождать от турецкого ига. Однако Прутский поход оказался неудачным - в июле 1711 г., не получив обещанной помощи, русские войска оказались окружены многократно превосходящими силами противника на р. Прут. Лишь мужество и боевая подготовка русской армии, мощный огонь ее артиллерии, позволили Петру I с минимальными потерями выйти из этой катастрофической ситуации. 12 июля 1711 г. Россия и Османская империя подписали Прутский мир. Турции был возвращен Азов и северное Приазовье.

Ослабленная внутренней борьбой за власть Персия представляла интерес как для России, так и для Турции. Петр надеялся превратить Россию в главную торговую артерию европейско-азиатской торговли на Балтийском и Каспийском морях через Волгу. В 1703 г. началось строительство Вышневолоцкого канала, соединяющего Балтику с Каспием. В июле 1722 г. русские сухопутные войска пришли на кораблях из Астрахани к устью Терека. Был взят Дербент и несколько городов на побережье Каспийского моря. В это время Турция захватила Грузию. В сентябре 1723 г. подписан Петербургский договор, согласно которому Персия уступала России все западное и южное побережье Каспийского моря с городами Баку, Ленкорань и Решт. По Константинопольскому договору 1724 г. за Российской империей оставались приобретенные ею территории на Каспии, за Турцией — завоевания на Кавказе.

Общественная мысль

Преобразования петровской эпохи не могли не произвести изменений в общественном сознании. Усилившиеся контакты с Европой способствовали проникновению в русское образованное общество гуманизма и рационализма. Именно в это время в России стали известны сочинения Н. Коперника, Г. Галилея, И. Ньютона, Р. Декарта, Т. Гоббса и др.

Разрабатывалась теория абсолютизма, с прогрессом которого связывалась судьба общественного развития России. Водоразделом в идейных спорах этой эпохи стали поддержка или неприятие самодержавия и преобразований. Последователи реформ были и убежденными сторонниками сильной власти. Крупнейшим идеологом этого направления был архиепископ Феофан Прокопович, обосновавший в «Духовном регламенте» и «Правде воли монаршей» право монарха на неограниченную власть и приоритет светской власти над церковной.

В общественное сознание все больше проникали идеи о необходимости просвещения. Публицист И. Т. Посошков в сочинении «Книга о скудости и богатстве» писал, что образование должны получать все сословия.

Взгляды передовых людей петровского времени отражали социальные изменения, происходящие в обществе. На человека теперь смотрели как на активно действующую личность, ценность которой определяется «через служение государственному интересу», а не по богатству и знатности предков. В изданной в 1722 г. Петром I «Табели о рангах», подчеркивалось, что «…никто, даже из знатных дворян, не получит никаких чинов, пока они Нам (императору) и Отечеству никаких услуг не окажут».

Образование и просвещение

В первой четверти XVIII в. в России происходило расширение сети учебных заведений. В 1701 г. начали свою работу Навигацкая и Артиллерийская школы; в 1707 г. — Медицинское училище; в 1712 г. — Инженерная школа; в 1714 г. — цифирные школы в губерниях (к концу первой четверти ХVIII в. таких школ было открыто 42, а обучалось в них 2 тыс. детей). Кроме того, дети духовенства учились в 46 епархиальных школах; дети солдат — в гарнизонных; а при металлургических мануфактурах на Урале и в Олонецком крае правительство впервые в России организовало горные школы.

Характерно для образования в эту эпоху преобладание точных наук, а также стремление правительства держать под контролем качество получаемых знаний (см., например, Указ 1714 г., запрещавший дворянским "недорослям" жениться без соответствующего «образовательного ценза»). С расширением сети учебных заведений связано появление разнообразной учебной литературы, в том числе знаменитой «Арифметики» Л. Магницкого (1703 г.), содержавшей наиболее полные для того времени сведения по всем разделам математики и связанных с ней прикладных наук. Книга Магницкого служила основным учебным пособием по математике более полувека; по ней позднее занимался юный Михаил Ломоносов.

Возникали в эту эпоху и первые научные учреждения. Так уже в 1698 г. началось создание коллекции первого российского музея - Кунсткамеры, а в 1719 г. она открылась для свободного посещения. Важнейшим шагом к развитию национальной науки и обеспечению государства просвещенными людьми должно было стать основание российской Академии наук. Петр I подписал указ о создании Академии в 1718 г., но начала она свою работу только в 1725 г. уже после смерти императора. Так как в России не было собственных ученых, профессора, как и другие необходимые молодой империи специалисты, нанимались за границей. Важной особенностью этого учреждения являлось то, что при ней планировалось создание учебных заведений – академического университета и академической гимназии. Впрочем, университет так и не был создан, а гимназия не смогла выполнить поставленную перед ней задачу и стать «первым фундаментом наук». Профессора Академии преподавали на немецком языке, ученики не понимали их и к концу учебного года чаще всего отчислялись из гимназии «за полной неспособностью к науке».

Наука и техника

Бурные социально-экономические процессы в русской жизни петровской эпохи не могли не сказаться на успехах отечественной науки, особенно политической и экономической географии, истории, этнографии, отчасти — экономической теории. Эти успехи проявились в организации экспедиций В. Атласова, Д. Мессершмидта и В. Беринга; создании при участии Петра I «Гистория Свейской войны», появлении трудов выдающегося экономиста И.Т. Посошкова.

Возникали в эту эпоху и первые научные учреждения. Так, уже в 1698 г. началось создание коллекции первого российского музея - Кунсткамеры, а в 1719 г. она открылась для свободного посещения. Важнейшим шагом к развитию национальной науки и обеспечению государства просвещенными людьми должно было стать основание российской Академии наук. Петр I подписал указ о создании Академии в 1718 г., но начала она свою работу только в 1725 г. уже после смерти императора. Так как в России не было собственных ученых, профессора, как и другие необходимые молодой империи специалисты, нанимались за границей. Российская Академия наук имела, в отличие от западноевропейских, твердый государственный бюджет, так как распространение просвещения, по замыслам Петра Великого, являлось государственным делом.

В это время развивается типографское дело, и с 1708 г. осуществляется переход на новый («гражданский») шрифт; с 1702 г. выходит первая русская печатная газета – «Ведомости». При Кунсткамере и Академии наук открываются первые публичные библиотеки. Несомненным плюсом было расширение культурных связей с Западной Европой, чему способствовала и отправка за границу русских «волонтеров» (всего свыше 1 тыс. чел.) и приглашение на службу в России иностранцев, хорошо знавших науки и ремесла.

Литература

Введение Петром I в 1708 г. «гражданского» алфавита и его дальнейшее упрощение, проведенное в 1730-е гг. Академией наук, укрепило светский язык, активизировало книгоиздательскую деятельность, способствовало распространению грамотности и интереса к литературным произведениям.

В петровскую эпоху сохраняются традиционные литературные жанры, но в них появляются новые сюжеты, герои, выражаются новые идеи:

В жанре бытовой повести ярким примером подобных процессов можно считать «Гишторию о российском матросе Василии Кариотском и о прекрасной королевне Ираклии Флорентийской земли». Данное произведение отражает те идеи, что стали символом эпохи, повествуя, как дорога к власти открывается незнатным, но талантливым людям.

Петровский дипломат, один из просвещеннейших людей своего времени Антиох Кантемир создал такие сатирические произведения как «Куму своему», «Филарет и Евгений», также писал он оды и басни. В эпиграммах Кантемир высмеивал, прежде всего, лень и непросвещенность, что тоже является характерным знаком времени.

К абсолютно новым явлениям русской литературы можно отнести любовную лирику, получившую распространение под влиянием французской «галантной поэзии».

Первую оду (торжественное, прославляющее произведение) написал В.К. Тредиаковский, бывший не только поэтом и писателем, но и реформатором русского языка – его перу принадлежат учебник по теории поэзии и одни из первых литературно-критических работ.

В устном народном творчестве появились произведения о Петре I (известно более 200, в которых предстает героический образ Петра). В песнях-жалобах отражались обстоятельства нового времени - тяготы рекрутской и крепостной жизни.


Архитектура

Господствующим архитектурным стилем на протяжении практически всего XVIII в. являлось барокко. В Россию барочные традиции пришли вместе с другими петровскими новшествами.

В любимом детище императора Петра I — Санкт-Петербурге — иностранные и русские мастера (Д. Трезини, Ж.В. Леблон, Браунштейн, В. Туволков, Б.К. Растрелли, А.К. Нартов, А.Ф. и И.Ф. Зубовы, А. Матвеев, братья И. и Р. Никитины и др.) внедряли новые принципы градостроительства. Принцип регулярности построек впервые был применен при проектировании и строительстве Санкт-Петербурга. Для администрирования и организации строительных работ была создана Канцелярия городовых дел.

Под руководством Д. Трезини и М.Г. Земцова были построены: Собор Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий, здание Кунсткамеры (совместно с архитекторами Г. Маттарнови, Н. Гербелем, Г. Кьявери), созданы дворцово-парковые ансамбли в Петергофе. В первой четверти XVIII в. закладывались здания Гостиного двора, Биржи, Адмиралтейства и Кунсткамеры.

Активно шло строительство и в Москве — возводились Хамовный двор, Суконный двор, Большой каменный мост, Арсенал в Кремле, трехэтажное здание Главной аптеки

Изобразительное искусство

В изобразительном искусстве петровской эпохи окончательную победу одержало светское направление. Появилось много новых жанров под влиянием западно-европейского искусства. В Россию приглашались иностранные живописцы, а молодых русских художников посылали учиться в Италию («петровские пенсионеры»).

Ведущим живописным жанром становится портрет: А.М. Матвеев - «Автопортрет с женой» (первый двойной портрет).

Началось освоение русскими художниками композиций с мифологическими сюжетами (А. Матвеев «Венера и Амур», «Аллегория живописи»).

К основным художественным стилям первой половины XVIII в. следует отнести: барокко (А.П. Антропов создавал парадные и камерные портреты) и рококко (П. Ротари и братья Грот), характеризующееся подчеркнуой грациозностью, обилием деталей и аксессуаров.

Большое распространение с конца XVII в. получила гравюра (с одного оригинала можно было получить несколько сот оттисков). Основоположниками гравюры в России являются голландские мастера А. Шхонебек и П. Пикарт, русские мастера А. Зубов («Баталия при Гренгаме», «Панорама Петербурга») и М. Махаев — автор серии видов Петербурга.

Широкое распространение получил лубок (народная картинка), отличавшийся простотой техники, яркими красками и доходчивостью образа. Наиболее известен сюжет «Мыши кота погребают» (на смерть Петра I).

Появляется новый вид искусства — скульптура. В основном работы покупались за рубежом у венецианских мастеров (античные подлинники для Летнего сада). Работали иностранные мастера и в России (А. Шлютер, Н. Пино). Крупнейшим мастером скульптуры в стиле барокко был К.Б. Растрелли (бюсты Петра I и А.Д. Меншикова, «Портрет Анны Ивановны с арапчонком»).

Театр

В 1702 г. по распоряжению Петра I был создан публичный общедоступный театр, для которого на Красной площади было построено специальное здание — «Комедийная храмина». Труппа состояла из немецких актеров, возглавлял ее И.Х. Кунст. В 1706 г. театр перестал существовать, не пользуясь успехом у зрителей.

В середине XVIII в. во многих городах выступали иностранные актерские труппы со своими пьесами, что, однако, не находило отклика у народа. Дальнейшее развитие получил школьный театр, продолживший традиции Киевской духовной академии и Славяно-греко-латинской академии. В первой четверти XVIII в. возник школьный театр при хирургической школе доктора Бидлоо, в 40-х — при Шляхетском кадетском корпусе. Широкое распространение получил крепостной театр: крупнейшие русские вельможи создавали у себя в вотчинах или в столичных домах театры, актерами которых были крепостные (например, театр Шереметевых).

В первой половине XVIII в. закладывались основы русской школы классического балетного танца. В 1738 г. для подготовки танцоров придворной балетной труппы в Петербурге была основана балетная школа Ж.Б. Ланде.

Музыка

Главным новшеством петровской эпохи в области музыки можно назвать появление профессиональной светской музыки, не только разрешение, но и поощрение танцев. Однако преимущественно в России первой половины XVIII в. звучали сочинения западноевропейских композиторов, а то, что создавали русские музыканты, оставалось под влиянием итальянской композиторской школы.

Продолжали развиваться традиционные музыкальные направления: народная музыка, богослужебное и светское песнопение. Наибольшее развитие получила народная музыка. Наряду с традиционными обрядовыми и бытовыми песнями широко распространились «разбойничьи», бурлацкие, рекрутские песни.


Быт и нравы

В области быта и нравов, пожалуй, более всего отразилось то, как сильно хотел Петр Великий сделать Россию подобной европейским державам, и то, как часто изменения происходили только внешне. Стремясь искоренить «сонный нрав» московской старины, Петр I приказал брить лицо, что противоречило православной русской традиции. Бороды разрешалось носить только духовенству и крестьянам. Купцы и другие горожане должны были платить специальный налог. Повсеместно вводилась одежда, более близкая к европейской. С 1718 г. в домах вельмож регулярно начали проводить ассамблеи (балы-собрания). Не только присутствовать, но и танцевать на ассамблеях обязаны были все служилые люди. Курение табака, считавшееся в XVII в. тяжким преступлением также вменялось в обязанность. По сравнению с предыдущим временем значительно ускорился темп жизни. Изменился общественный быт. Появились новые формы общения и развлечений — многочисленные светские праздники с иллюминацией, фейерверками и маскарадами.

Эти изменения в основном коснулись дворянства и верхушки общества, мало отразившись на крепостных крестьянах. Социокультурный раскол общества усилился (культура разделилась на народную и элитарную).

Некоторые нововведения Петра I сохранились и до наших дней: начиная с 1 января 1700 г., в России стали праздновать Новый год и устраивать «елки»; тогда же Россия перешла на принятое в большинстве стран Европы летоисчисление от Рождества Христова.

Дворцовые перевороты как исторический феномен

В ночь с 27 на 28 января 1725 г. умер Петр Великий. В соответствии с изданным в 1722 г. Указом о наследии престола, император должен был сам назначить преемника, но сделать этого Петр не успел.

В 1718 г. Сенат приговорил к смерти сына Петра I царевича Алексея Петровича по обвинению в государственной измене. Остальные сыновья императора от обоих браков (с Е.Ф. Лопухиной и Екатериной I) умерли в младенчестве. Таким образом, прямых наследников Петр Великий не оставил. С этого времени и до начала правления Екатерины II (1762 г.) на российском престоле сменилось шесть монархов. Этот период отечественной истории обычно называют эпохой дворцовых переворотов. В ходе дворцовых переворотов сменялись (чаще всего насильственным путем) государи и их фавориты (А.Д. Меншиков, Э.И. Бирон, П.И. Шувалов и др.), но жизнь общества текла своим чередом в направлении, заданном могучей волей Петра Великого. Соперничающие придворные группировки при поддержке гвардейских полков осуществляли перевороты, исходя из своих клановых интересов. Получив власть, временщики и фавориты использовали ее, по преимуществу, для укрепления своего положения и удовлетворения собственных потребностей, а не для социально-экономического, политического или духовного развития общества.

Основными предпосылками дворцовых переворотов можно считать:

1) отсутствие прямых наследников мужского пола после смерти Петра I.

2) Указ о престолонаследии 1722 г. — «Правда воли монаршей», предписывавший государю самому назначать себе преемника.

3) Особое положение гвардии, которая, будучи создана Петром I как военная элита, превращалась в элиту политическую, активно отстаивавшую интересы верхушки дворянства.

4) Отсутствие механизмов влияния народа на власть и слабая политическая активность масс.


Борьба за власть после смерти Петра I

Петр Великий умер в ночь с 27 на 28 января 1725 г., не оставив прямого наследника и не написав завещания о передаче власти. В этой непростой ситуации на престол могли претендовать вторая жена императора Екатерина (урожденная Марта Скавронская) и его 9-летний внук Петр Алексеевич (сын казненного в 1718 г. царевича Алексея Петровича). Екатерину активно поддерживали (рассчитывая сохранить влияние при дворе) многие «птенцы гнезда петрова»: А.Д. Меншиков, П.А. Толстой, И.И. Бутурлин, П.И. Ягужинский. На стороне Петра выступали представители родовой знати: князя Голицыны, князя Долгоруковы и др. Исход спора решили гвардейские полки, которые по призыву своего командира фельдмаршала А.Д. Меншикова заставили придворных присягнуть Екатерине. Эти события принято считать первым дворцовым переворотом в России XVIII в.

Как и ожидалось, Екатерина I (1725 — 1727 гг.) передала всю власть в руки А.Д. Меншикова и его сторонников. Фактически, высшим органом управления стал созданный в феврале 1726 г. Верховный тайный совет. Ему были подчинены Сенат, коллегии и Синод. Указы, не подписанные Советом, выполнять запрещалось. Главную роль в Совете играл Меншиков, расправляясь с теми, кто не подчинялся ему безоговорочно. По настоянию Александра Даниловича в своем завещании Екатерина I объявила наследником внука Петра Великого Петра Алексеевича и назначила «верховников» регентами при малолетнем государе.

В мае 1727 г. умерла Екатерина I и императором стал Петр II (1727 — 1730 гг.). Поначалу А.Д. Меншикову удавалось сохранять влияние. Он даже добился обручения своей дочери Марии с императором. Однако невиданное могущество светлейшего князя раздражало не только его противников, но и тех, кто ранее его поддерживал. Воспользовавшись болезнью Меншикова и его временным отсутствием при дворе, на сторону Долгоруковых и Голицыных перешел воспитатель Петра II А.И. Остерман. В сентябре 1727 г. А.Д. Меншиков был арестован, лишен всех чинов, званий и вместе с семьей сослан в сибирский город Березов, где и умер в 1729 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.