рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Отчет по практике: Преподавание права в школе

Секретарь. – Суд идёт! Прошу всех встать! Председательствующим суда является Ваулина Алла Ивановна. В состав судебной коллегии входят два народных заседателя.

Судья. – Объявляю заседание открытым.

Все участники судебного разбирательства предупреждаются, что дача заведомо ложных показаний в соответствии со ст. 181 УК РФ наказывается лишением свободы на срок до одного года или исправительными работами на тот же срок.

Судья. – В суд поступил иск от родителей, законных представителей несовершеннолетнего, 13-летнего Николая Иванова, пострадавшего во время дорожно-транспортного происшествия.

Следствием установлено, что обвиняемый является молодой водитель-таксист Петров Виктор Андреевич, сбивший мальчика-велосипедиста, 13 летнего Николая Иванова. Пострадавший уже поправился и находится в первом ряду. Вместе со своими родителями он требует наказать шофёра «по всей строгости закона».

Судья. – Подсудимый Петров, встаньте. Ваша настоящая фамилия, имя, отчество, дата рождения, род занятий.

Петров. – Петров Виктор Андреевич, родился 5 февраля 1975 года, водитель-таксист.

Судья. – Прошу садиться. Подсудимый, согласно ст. 46 УК РФ, вы имеете право заявлять отводы, приносить жалобы на действия и решения прокурора и суда, защищать свои права и законные интересы любыми другими средствами и способами, не противоречащими закону. Помимо этого, вы имеете право на последнее слово.

Слово секретаря. – Начинаем судебное следствие. Оглашается обвинительное заключение прокурором.

Выступление прокурора. – В результате дорожно-транспортного происшествия здоровью Николая был причинён средней тяжести вред. Это произошло «вследствие ненадлежащего исполнения водителем своих профессиональных обязанностей», ст. 118 УК РФ. Неумелое управление автомобилем представляет большую опасность для жизни и здоровья граждан.

Водитель только недавно получил водительское удостоверение. Менее года назад он был принят на работу в таксопарк.

Слово секретаря. – Слово предоставляется пострадавшему.

Слово адвоката. – С какого возраста вы управляете велосипедом? Где вы катаетесь на велосипеде? Знаете ли вы правила дорожного движения?

Слово пострадавшего. – Велосипед мне подарили родители, когда мне исполнилось 12 лет. Сначала я ездил в своём микрорайоне, а когда научился хорошо водить велосипед, то стал ездить по дороге в другие микрорайоны. Управляю велосипедом хорошо, даже могу ездить держась одной рукой. А о правилах дорожного движения нам рассказывали на классных часах.

Слово секретаря. – Вызывается свидетель со стороны обвинения.

Слово свидетеля (со стороны обвинения). Я друг Николая, Владимир, мне 14 лет. Я его учил ездить на велосипеде. Мы с ним везде катались. Летом на речку, в лес отдыхать ездили. И всё было нормально. Но сейчас много такси ездит у нас в городе, что даже велосипедистам опасно стало кататься. Ведь водители должны уступать дорогу велосипедистам.

Слово секретаря. – Вызывается свидетель со стороны защиты.

Слово свидетеля. – Я водитель машины, ехал сзади водителя-таксиста и заметил следующее. Велосипедист двигался по середине дороги, когда стал поворачивать налево, одной рукой он махнул своему товарищу, стоявшему на другой стороне дороги. В это время и произошло столкновение.

Слово секретаря. – У прокурора, адвоката, судей есть ли ещё вопросы к свидетелям? Заключительное слово прокурора.

Слово прокурора. – Водитель не проявил бдительность. Не имеет хороших профессиональных навыков. И совершил преступление по ст. УК №118. Требую наказания.

Слово секретаря. Защитная речь адвоката.

Слово адвоката. – Водитель не виновен. Это я могу доказать.

Во-первых: следствие установило, что велосипедист двигался по середине дороги. А в пункте 24.2 Правил дорожного движения сказано (адвокат открывает текст правил) «Велосипедисты… должны двигаться только по правой полосе… возможно правее». Пострадавший во время следствия не мог объяснить, почему он двигался так далеко от тротуара.

Во-вторых, велосипедист до столкновения ехал, держа руль одной рукой, а в момент столкновения уже совершал поворот налево. Всё это подтвердили свидетели. А в пункте 24.3 ПДД сказано: «Водителям велосипеда и мопеда запрещается: ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой…, поворачивать налево… на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении…»

В-третьих, пострадавшему исполнилось 13 лет. А в пункте 24.1 ПДД говориться: «Управлять велосипедом… при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом – не моложе 16 лет». Я прошу вынести водителю оправдательный приговор.

Слово секретаря. – Последнее слово обвиняемого.

Слово обвиняемого. – Граждане судьи. Прошу Вас оправдать меня. Я сожалею, что причинил вред здоровью Николая Иванова. Я очень переживаю за его состояние здоровья. Но моей вины в том, что произошло дорожно-транспортное происшествие нет. Да и в результате аварии моя машина получила повреждения, т. к. я попытался уйти от столкновения и врезался в дерево.

Слово секретаря. – Суд удаляется на тайное совещание. Он должен принять решение.

Слово эксперта суда.

1. Чьи выступления были грамотные и аргументированные.

2. Кто из участников судебного процесса художественно исполнял роль, умело импровизировал.

3. Знал хорошо материал, основные понятия.

4. Могут ли сделать сообщение журналисты о ходе судебного заседания.

Слово секретаря. – Встать, суд идёт!

Судья зачитывает приговор (все стоят). Суд выносит решение – оправдать водителя такси Петрова Виктора Андреевича из-за отсутствия состава преступления. По ходатайству адвоката, суд принял решение обязать родителей велосипедиста возместить водителю ущерб, причинённый аварией. Петров Виктор Андреевич освобождается в зале суда.

Слово секретаря. – Заседание суда закончено. Но есть слово у журналистов.

V. Проверка понимания нового материала (10 мин)

1.  Справедливо или несправедливо решение суда?

2.  А если бы суда не существовало, решение о наказании водителя принимал чиновник, которому родители пострадавшего принесли заявление и медицинское описание травмы. Как вы думаете, чем могло бы закончиться это дело для водителя?

3.  Какова роль прокурора в суде, адвоката в суде?

4.  Для чего нужны свидетельские показания?

5.  Почему никто кроме суда, не имеет право назвать человека преступником?

Учитель: Высказывание другого мудреца древнегреческого поэта-драматурга Еврипида «Прекрасно сказано, что в споре двух сторон, суд обе стороны обязан выслушать» (480–406 гг. до н. э.).

Сравните обе мысли. Как вы думаете, мог ли Еврипид иметь в виду высказывание именно Солона и почему?

Ученик. – Да, т. к. он жил позже Солона и был знаком с его произведениями.

Учитель благодарит учащихся за урок, даёт оценку работы в группах журналистов, участникам состава суда и выставляет оценки в журнал.

VI. Закрепление нового материала.

VII. Домашнее задание § 20, повт. 18,19.

4.2 Конспект урока по теме: "Нравственные и правовые основы семьи"

Дата проведения урока: 03.10.07.

Тип урока: изучение нового материала

Цели и задачи урока:

обучающая – раскрыть вопрос о роли нравственности в браке, познакомить учащихся с Семейным кодексом и основами семейного права, рассмотреть некоторые проблемы, возникающие на ранних этапах существования семьи, проанализировать факторы, влияющие на стабильность брака, изучить некоторые методы конструктивного решения семейных конфликтов;

развивающая – совершенствование коммуникативных умений и навыков, умения работать и анализировать текст законов, получение социального опыта;

воспитательная – способствовать нравственному воспитанию, воспитанию чувства гражданской ответственности, развитие интереса к изучению дисциплин социально-гуманитарного цикла.

План:

1. Вводная часть (эмоциональный настрой).

2. Потребность человека в семье (беседа, дискуссия).

3. Правовые основы семьи (работа с текстом учебника, лабораторная работа с Семейным кодексом).

4. Гармоничная семья. Функции семьи (беседа, элементы проектной методики).

5. «Тили-тили тесто, жених да невеста…» (деловая игра, элементы проектной методики).

6. Рефлексия.

7. Подведение итогов.

Оборудование урока: копии отдельных статей семейного кодекса, лист ватмана и маркеры, карточки с заданиями, возможно музыкальное оформление.

Подготовительный этап:

1. Всему классу было дано опережающее домашнее задание – изучить текст § 35 (учебник под редакцией Боголюбова).

2. Была создана инициативная группа, которая за две недели до урока должна была сделать:

а) обойти магазины и узнать средние цены на товары, указанные в списке;

б) провести социологический опрос среди родителей, учителей и других взрослых людей с целью получения ответа на вопрос: «Какие факторы положительно и отрицательно влияют на стабильность брака»;

в) придумать (с помощью взрослых) несколько спорных ситуаций, возникающих в семье. За три дня до урока инициативная группа должна отчитаться.

3. Разделить класс на группы. Я всегда это делаю сама, положив листы с фамилиями на стол каждой группе.

Ход урока

1. Вводная часть.

Слово учителя: «Прежде чем начать урок, мне хотелось бы прочитать вам отрывок из книги В.А. Сухомлинского «Мудрость родительской любви». Возможно, через несколько лет вы вспомните наш урок, и полученная на нем информация вам поможет».

«Мать привела в школу дочь. Она почти не изменилась с того времени, как 10 лет назад вышла к столу, взяла экзаменационный билет и без подготовки выдержала экзамен – блестяще ответила на все вопросы… Она была гордостью школы. Прошли годы. Сейчас она уже мать, привела записывать в дошкольную группу дочку. Словно угадывая мое желание узнать что-нибудь о ее жизни, молодая мать рассказывает:

– Поступила в институт, окончила два курса. Училась очень хорошо. Но суждено было иное. Вышла замуж. У мужа работа была связана с переездами, институт пришлось оставить. С мужем прожила полгода. Разошлись. Когда скажешь кому-нибудь об этом – сочувственно молчат или пытаются утешить какими-нибудь случайными словами. Не нужно ни сочувствия, ни утешения. Я в большой обиде на тех, кто воспитывал нас в годы юности.

Женщина вздохнула и замолчала. Я чувствовал, что ее волнуют те же мысли, которые не один год волнуют и меня, и спросил:

– Какая же у вас обида?

– Не учили жить. Ведь разошлись мы с мужем не из-за какого-то разочарования друг в друге, не из-за того, что, как привыкли говорить, «не сошлись характерами». Нет, мы просто не умеем жить. Не умеем быть мужем и женой. Ни он, ни я. Не умеем любить друг друга. Да, человеческая любовь требует большого умения. Мы просто не представляем себе, что это такое – любовь мужа и жены, и никто нам даже не пытался сказать об этом. Не умеем мы уважать друг друга. Не умеем чувствовать рядом с собой человека. Не умеем уступать друг другу. Не умеем подчинять чувства разуму, не умеем дорожить жизнью.

Ведь действительно, мы не учим в школе самому главному – не учим жить. Учим всему, знают наши дети множество нужных (а иногда и не очень нужных) вещей: и в каком состоянии материя в центре Солнца, и что такое гравитация., но ничего не знают о том, как человеку готовиться к семейной жизни, что это значит – быть женой и мужем, матерью и отцом своих детей.

На протяжении последних 10 лет я изучил причины разводов 200 молодых семей. 189 разводов произошли именно из-за неумения молодоженов понять друг друга. Вступая в брак, юноша и девушка понятия не имеют о той сложной, тонкой культуре взаимоотношений, которой требует жизнь в браке. Им никто не говорил, и они не знают, что жить в браке, жить изо дня в день вместе, в одной комнате, не в считанные часы свиданий, а всю жизнь, – это большой, ни с чем не сравнимый труд.

Подумайте сами: не всем быть физиками и математиками, а родителями, мужем и женой быть всем».

2. Потребность человека в семье.

Слово учителя: «В каждом человеке изначально заложена потребность в любить и быть любимым, каждому хочется встретить своего единственного и неповторимого и жить с ним счастливо всю жизнь, разделяя радости и горести, воспитывая детей».

Вопросы для беседы:

А) Как вы думаете, зачем человеку семья?

Также можно предложить учащимся послушать следующий текст и ответить на вопросы:

«Прекрасно помню разговор с одним парнем, Володей, членом нашего клуба. Я его как-то спросил: «Володь, ты парень здоровый, крепкий, тебе двадцать три года и зарабатываешь нормально – что не женишься?» Спросил его вроде в шутку, а он отвечает всерьез: «Николай Иванович, а зачем мне жениться?» Я был не готов к такому вопросу, даже немного опешил: «Как зачем? Ведь человеку нужна семья, дети». – «А что дети? – отвечает Володя, – я свой вклад вношу…»

Народ собирается вокруг нас, а он продолжает свою мысль, уже в наступление перешел:

– А действительно, Николай Иванович, давайте разберемся, зачем мне жениться. Во-первых, семья мне экономически выгодна? Девушки, – обращается он к рядом стоящим девушкам, – вы как рассчитываете, что вы мужа будете содержать или он вас должен содержать? (Девушки засмеялись, ответ ясен.) И смотрю я на своих знакомых: вот они дружат-встречаются, у него зарплата небольшая, но ему хватает, у нее немного, но как-то тоже хватает, поженились – обоим не хватает… Развелись – снова все нормально… Парадокс, никто его не объяснил, но факт остается фактом – семья «съедает» деньги вообще, и у мужчин в особенности. Мужчине семья экономически невыгодна. Дальше, – продолжает Володя, – с социально-бытовой точки зрения. Конечно, приятно, я женился, жена и носки заштопает, и борщ сварит. Но у меня и мама пока жива, обо мне заботится, и сам я не без рук, плюс подруги рядом – помогут, пока понравиться хотят.

Н.И. Козлов – современный психолог, писатель

Вопросы и задания:

1. Как бы вы ответили Володе, зачем человеку семья?

2. Согласны ли вы с его мнением о том, что жена нужна носки штопать и борщ варить? Поясните свой ответ.

3. Каково ваше отношение к суждению о том, что мужчине семья экономически невыгодна? Свой ответ поясните.

4. Н.И. Козлов отмечает, что через некоторое время после приведенного выше разговора Володя появился в клубе с девушкой и объявил, что они собираются пожениться. Как вы думаете, чем были вызваны перемены в отношении юноши к браку? Аргументируйте свой ответ.

Б) Что, по вашему мнению, составляет главную опору семейной жизни?

В) Что является моральной основой брака?

Также можно предложить учащимся послушать следующий текст и ответить на вопросы:

«Связь двух лиц различного пола, называемая браком, – это не просто естественный, животный союз и не просто гражданский договор, а прежде всего моральный союз, возникающий на основе взаимной любви и доверия и превращающий супругов в одно лицо. <>

Долг родителей перед детьми – заботиться об их прокормлении и воспитании: долг детей – повиноваться, пока они не стали самостоятельными, и чтить родителей всю свою жизнь: долг братьев и сестер вообще – обходиться друг с другом с любовью и в высшей степени справедливо.

Брак мы должны поэтому ближе определить следующим образом: он есть правовая нравственная любовь; при таком определении из последней исключается все, что в ней преходяще, капризно и лишь субъективно.

Г. Гегель (1770–1831) – немецкий философ, представитель классической философии

Вопросы и задания:

1. Как автор приведенного текста определяет сущность брака?

2. Какое значение для понимания роли нравственности в браке имеет осознание неразрывной связи членов семьи?

3. Возможен ли, по мнению Гегеля, брак вне моральных отношений? Согласны ли вы с ним?

Г) Можно ли регистрацию в ЗАГСе считать моральной основой брака?

Д) Что такое мужской долг?

Также можно предложить учащимся поразмышлять над следующими словами:

«Уважать женщин – это долг, которому каждый честный человек должен повиноваться с рождения». (Лопе де Вега, испанский драматург)

Е) Что такое девичья гордость?

Также можно предложить учащимся поразмышлять над следующими словами:

«Честь девушки – все ее богатство, оно дороже всякого наследства». (В. Шекспир, английский поэт и драматург)

3. Правовые основы семьи.

Что же такое семья и брак с правовой точки зрения? Учащимся предлагается поработать в тетрадях с учебником и Семейным кодексом, выписав следующие определения и ответив на вопросы (под контролем учителя): семья, семейное право, семейный кодекс, брак, порядок заключения брака, условия вступления в брак, брачный договор, личные права супругов, имущественные права супругов, основания и порядок расторжения брака, права и обязанности родителей и детей, основания для лишения родительских прав.

Закрепление:

А) «Согласны ли вы с утверждением?»

1. Новый Семейный кодекс был принят в 1998 году? (нет)

2. Брак – это добровольный союз между мужчиной и женщиной с целью создания семьи. (да)

3. Брак заключается в здании суда. (нет)

4. Брак не может быть заключен между близкими родственниками. (да)

5. Брачный возраст в РФ составляет 18 лет. (да)

6. В браке права супругов равны. (да)

7. При регистрации брака супруги должны в обязательном порядке заключить брачный договор. (нет)

8. Все приобретенное до брака имущество становится совместной собственностью супругов. (нет)

9. Родители ни при каких обстоятельствах не могут быть лишены родительских прав. (нет)

10. В РФ запрещены разводы. (нет)

Б) предлагается разгадать Кроссворд.

4. Гармоничная семья. Функции семьи.

Слово учителя: «Тема семьи волновала людей во все времен. Существует огромное количество пословиц о семье: «Муж да жена – одна душа», «Муж и жена – одно дело, одно тело, один дух», «Муж и жена из одного кремня искры». Большое количество данных свидетельствует о том, что большинство людей, испытывающих к кому-либо привязанность, чувствуют себя счастливее, чем те, кто этого лишен. Череда исследований, основывающихся на опросах десятков тысяч европейцев и американцев, неуклонно приводит к одному и тому же результату: по сравнению с вдовами и одинокими людьми, и особенно с разведенными и брошенными, люди, состоящие в браке, чувствуют себя более удовлетворенными жизнью. Однако более важным является не сам факт брака, а качество брачных отношений. Люди, удовлетворенные своим браком и испытывающие любовь к своему партнеру, редко говорят, что они несчастны либо недовольны жизнью, реже находятся в состоянии депрессии. Как вы себе представляете гармоничную семью? (Вопрос к классу)»

Слово учителя: «Одним из традиционных направлений изучения семьи является исследование факторов, влияющих на стабильность брака. Приведу некоторые из них, а вы добавите данными вашего социологического опроса» (Записи делаются на доске)

Положительные факторы

1. Положительная реакция родителей

2. Эмоциональная стабильность

3. Разница в возрасте не более 10 лет

4. Сходные условия воспитания

5. Сходство суждений по главным вопросам

6. Общие интересы и виды деятельности

7. Одинаковые стремления и желания

8. Уважение друг к другу

9. Одинаковое социальное положение

10. Благоприятные жилищные условия

11. Экономическая независимость

12. Одинаковая внешняя привлекательность

13. Одинаковые потребности в сексе

Факторы риска

1. Слишком ранний брак

2. Добрачная беременность

3. Замужество как способ уйти из родительского дома

4. Замужество с целью досадить другому (другой)

5. Частые размолвки и ссоры

6. Эмоциональная неуравновешенность

7. Чувство собственника, ревность

8. Большая разница в возрасте

9. Измены

10. Отсутствие собственного жилья

11. Отсутствие детей


Очень важно обсудить каждый пункт и обязательно отметить, что факторы риска не всегда могут сыграть роковую роль, однако в таком браке необходимо более бережно относиться друг к другу.

Слово учителя: «Хороший брак дает каждому партнеру надежного товарища, любовника, друга. Гармоничная семья выполняет много различных функций. Функции семьи – это сферы жизнедеятельности семьи, непосредственно связанные е удовлетворением определенных потребностей ее членов. Рассмотрим основные функции семьи. (Учащиеся делают записи в тетрадях)

Воспитательная функция состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве, материнстве, в воспитании детей и самореализации в детях.

Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей семьи, получении хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других. В большинстве семей существует распределение обязанностей на мужские и женские, феминистически настроенные женщины протестуют против такой организации быта, однако главное – это присутствие взаимопомощи и заботы друг о друге.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.