рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Научная работа: Организационное развитие красной армии в 1939-1941 гг. и проблема соотношения сил сторон к началу Великой Отечественной войны

14 октября нарком обороны и начальник Генштаба направили в Политбюро ЦК ВКП(б) доклад № орг/1/106163/сс/ов, в котором предлагали мероприятия по усилению войск в первой половине 1941 г. Следовало сформировать 8 корпусных артполков, что позволяло довести их общее количество до 73 в мирное и до 83 — в военное время на 62 стрелковых корпуса. Для усиления артиллерии РГК предлагалось сформировать 3 пушечных 122-мм, 4 гаубичных 152-мм, 1 гаубичный 203-мм артполков, 1 пушечный 210-мм, 3 гаубичных 203-мм и 1 гаубичный 305-мм артдивизионов. Причем корпусные и артиллерийские полки РГК в ЗакВО, СКВО, ОдВО, КОВО, ЗапОВО и ПрибОВО предлагалось содержать частично по штатам военного времени, а частично в 80% от этих штатов. Следовало сформировать 20 пулеметно-артиллерийских моторизованных бригад, «имеющих мощное пушечное и пулеметное вооружение, предназначенных для борьбы и противодействия танковым и механизированным войскам противника», сформировать новый мехкорпус в КОВО, реорганизовать существующие 6 авиадесантных бригад в более мощные воздушно-десантные бригады, способные к самостоятельным действиям, и сформировать 20 отдельных танковых бригад Т-26, предназначенных для усиления и сопровождения пехоты в бою, исходя из расчета по одной бригаде на стрелковый корпус.

Все эти мероприятия предлагалось провести за счет перераспределения военнослужащих в частях в связи с уточнением штатного расписания, изменения системы подготовки командных кадров запаса и сокращения тыловых подразделений. Создание частей следовало завершить к 1 мая 1941 г., а полностью обеспечить их материальной частью — к 1 октября 1941 г. Предлагалось реорганизовать существующие 35 запасных стрелковых полков в 42 резервных полка для обеспечения развертывания в первый месяц войны 42 стрелковых дивизий. Военное руководство просило утвердить общую штатную численность Красной Армии в количестве 3 574 705 человек. После утверждения этих предложений 16 октября Политбюро ЦК ВКП(б) нарком обороны 4 ноября направил Военным советам ЛВО, ПрибОВО, ЗапОВО, ЗакВО, УрВО, САВО, ХВО, ОдВО, СКВО, МВО, ПриВО, ОрВО, КОВО, ДВФ, СибВО и ЗабВО директивы №№ орг/1 /106609 — 106624/сс соответственно о сформировании до 1 января 1941 г. 1 мехкорпуса, 20 танковых и 20 пулеметно-артиллерийских моторизованных бригад, 16 артполков, 5 артдивизионов, 7 резервных стрелковых полков, реорганизации 6 воздушно-десантных бригад и сокращении штатов стрелковых войск.

Проведение всех этих мероприятий позволило к концу 1940 г. развернуть в Красной Армии 166 стрелковых, 10 горнострелковых, 3 мотострелковых, 20 танковых, 9 моторизованных, 20 кавалерийских дивизий, 5 стрелковых, 6 воздушно-десантных, 45 танковых, 3 мотоброневых и 20 пулеметно-артиллерийских моторизованных бригад.

Новый этап организационного совершенствования Красной Армии начался с 1941 г. 12 февраля военное командование представило советскому правительству новый мобилизационный план, согласно которому в случае мобилизации советские войска должны были развернуть 198 стрелковых, 10 горнострелковых, 2 мотострелковые, 60 танковых, 30 моторизованных, 14 кавалерийских дивизий, 2 стрелковые и 6 воздушно-десантных бригад. Утверждение этого мобплана позволило наркому обороны 20 февраля издать директивы о формировании в периоде 1 марта по 1 июля 1941 г. управлений 16 стрелковых и 21 механизированного корпусов, а также недостающих стрелковых, танковых, моторизованных дивизий и о расформировании излишних кавдивизий, 20 пулеметно-артиллерийских моторизованных и 45 танковых бригад. 8 марта Политбюро утвердило назначения командиров формируемых мехкорпусов, танковых и моторизованных дивизий.

Кроме того, 23 апреля постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР № 1112-459сс НКО разрешалось к 1 июня сформировать 10 противотанковых артиллерийских бригад (5 в КОВО, 3 в ЗапОВО и 2 в ПрибОВО), 16 воздушно-десантных бригад и 5 воздушно-десантных корпусов трехбригадного состава (2 — в КОВО, по 1 — в ПрибОВО, ЗапОВО и ОдВО). С целью сохранения штатной численности Красной Армии следовало расформировать 11 стрелковых дивизий и управления 29-го механизированного и 46-го стрелкового корпусов, а 10 стрелковых дивизий перевести на штаты горнострелковых.

Таким образом, сухопутные войска Красной Армии во второй половине 1939 г. — первой половине 1941 г. значительно возросли и организационно преобразовались. За это время были сформированы управления 42 стрелковых, 29 механизированных, 5 воздушно-десантных корпусов, 125 стрелковых, 31 моторизованная, 61 танковая дивизии, 108 артполков, 3 отдельных артдивизиона, 29 мотоциклетных полков и другие части обеспечения.

ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ

К началу 1939 г. в составе ВВС РККА имелось 3 управления армий особого назначения (АОН), 38 управлений авиабригад и 117 авиаполков (10 тяжелобомбардировочных, 9 дальнебомбардировоч-ных, 27 скоростных бомбардировочных, 11 легкобомбардировочных, 13 штурмовых, 43 истребительных, 2 смешанных, 1 разведывательный и 1 запасной). В январе — августе 1939 г. было сформировано и восстановлено взамен переброшенных на Дальний Восток 8 управлений авиабригад и 13 авиаполков (7 истребительных, 3 смешанных, 2 скоростных бомбардировочных и 1 штурмовой). Соответственно, росло и количество самолетов, увеличившееся с 10 397 на 1 апреля, до 11 167 на 1 июля идо 12 381 на 13 сентября. К 1 октября в составе ВВС насчитывалось 48 управлений авиабригад, 136 авиаполков и 93 авиабазы. В докладе правительству от 23 октября нарком обороны предлагал сохранить ВВС в штатной численности 230 тыс. человек и продолжать их перевооружение на более современные самолеты.

16 ноября начальник Главного управления ВВС РККА направил начальнику Генштаба докладную записку № 325778/сс с предложением основное внимание в 1940 г. уделить перевооружению летных частей на новые самолеты. Предусматривалось формирование 1 даль-небомбардировочного авиаполка для 2-й ОКА, 1 истребительного авиаполка — для Украинского фронта, 3 запасных авиаполков, учебного авиаполка академии ВВС, отдельного авиаполка особого назначения (ОСНАЗ) и авиаэскадрильи для перегонки самолетов, а также переформирование 1 истребительной эскадрильи САВО в авиаполк. Кроме того, в связи с выполнением плана развития ВВС до 1 января 1943 г. предлагалось поставить вопрос об увеличении количества боевых полков в 1941 —1942 гг. 10 декабря командование ВВС подготовило наркому обороны доклад, в котором сообщало о планах развития авиации в 1940 г., а также предлагало реорганизовать все АОН в дивизии с уменьшением их штатного состава и иметь к 1 января 1943 г. 28 училищ, школ и курсов для улучшения подготовки личного состава.

Во время советско-финляндской войны 1939—1940 гг. формировались новые части ВВС. Уже к 1 января 1940 г. в авиации насчитывалось 143 авиаполка (63 истребительных, 61 бомбардировочный, 13 штурмовых и 6 смешанных). К 1 февраля советские ВВС располагали 48 управлениями авиабригад, 149 авиаполками (4 тяжелобомбардировочными, 13 дальнебомбардировочными, 40 скоростными бомбардировочными, 4 легкобомбардировочными, 13 штурмовыми, 63 истребительными, 7 смешанными, 5 резервными), 49 отдельными эскадрильями, 22 корректировочными, 5 транспортными и 16 прочими отрядами, 101 авиабазой и 19 инженерно-аэродромными батальонами. 20 февраля Военные советы ОдВО, ОрВО, БОВО, СКВО, ХВО, КалВО, САВО, ЗакВО и КОВО получили директивы №№ 1/5/176350 — 1/5/176358/сс соответственно о формировании к 1 июля 1940 г. 10 управлений авиабригад, 35 авиаполков (7 даль-небомбардировочных, 7 скоростных бомбардировочных, 6 ближнебом-бардировочных и 15 истребительных) и 36 авиабаз. Штатная численность авиации тоже росла, что отражало процесс формирования новых авиаполков и создание новых летных училищ. К маю 1940 г. в ВВС имелось 58 управлений авиабригад, 188 авиаполков, Юдаль-неразведывательных, 8 армейских, 20 войсковых разведывательных эскадрилий, 18 корректировочных отрядов и 160 авиабаз. 21 мая было решено сохранить штатную численность ВВС в количестве 291 210 человек.

Образованная весной 1940 г. комиссия ГВС по вопросам ВВС 21 апреля предложила, учитывая значительный рост авиачастей, перейти на дивизионную структуру организации авиации, усилить ВВС приграничных округов, увеличить количество оперативных игр с авиацией на вероятных ТВД, усилить аэрофотослужбу, сократить армейскую авиацию, сведя ее в крупные оперативные соединения для лучшего использования, усилить инженерную подготовку ТВД, особенно в ОдВО, ЗакВО и САВО, и разработать порядок прохождения службы личным составом ВВС. 8 июля начальник Главного управления ВВС Красной Армии командарм 2 ранга Я.В. Смушкевич представил наркому обороны доклад, в котором предлагал создать 34 авиадивизии (25 смешанных, 5 бомбардировочных и 4 истребительных) в составе 144 авиаполков и сохранить 34 отдельных авиаполка. Эти мероприятия требовали увеличения штата ВВС на 4370 человек. 16 июля Политбюро ЦК ВКП(б) утвердило назначение командиров авиадивизий.

25 июля Политбюро ЦК ВКП(б) утвердило изданное в тот же день постановление СНК СССР № 1344-524сс, согласно которому изменялась организационная структура ВВС. Отныне в авиации следовало иметь авиационные дивизии (по 4—5 авиаполков) и отдельные авиационные бригады (по 2 — 3 авиаполка). Создавалось три типа авиадивизий: смешанные, «имеющие своим назначением непосредственное взаимодействие с войсками и поддержку механизированных, кавалерийских и общевойсковых соединений», дальнебом-бардировочные, «имеющие своим назначением разрушение военных объектов и дезорганизацию тыла противника», и истребительные, «имеющие своим назначением борьбу за господство в воздухе и прикрытие политических и экономических центров» СССР. Требовалось к 1 сентября 1940 г. сформировать 38 авиадивизий (26 смешанных, 7 дальнебомбардировочных и 5 истребительных), в состав которых включалось 163 авиаполка. До 1 января 1941 г. следовало сформировать еще 48 авиаполков (13 дальнебомбардировочных, 18 скоростных бомбардировочных и 17 истребительных), объединив их в 12 новых авиадивизий (5 смешанных, 4 дальнебомбардировочные и 3 истребительные). Кроме того, в составе ВВС АрхВО, СибВО, САВО и ДВФ сохранялись управления отдельных авиабригад. В тот же день были изданы директивы наркома обороны №№ 0/4/104724— 0/4/104735/сс по реорганизации ВВС и формировании 10 разведывательных и 1 смешанного авиаполков'*.

По решению Комитета Обороны от 27 августа в конце сентября 1940 г. был проведен переучет общего количества самолетов, которых, по данным на 25 сентября, оказалось 29 869 (из них 26 239 в ВВС Красной Армии и 3630 в ВВС Военно-Морского Флота). К концу 1940 г. в ВВС РККА насчитывалось 50 управлений авиадивизий, 4 управления отдельных авиабригад, 249 авиаполков, 5 отдельных и 59 корпусных эскадрилий.

23 октября нарком обороны и начальник Генштаба докладывали Сталину и Молотову переработанную «по Вашему указанию программу подготовки летно-технического состава и усилению ВВС Красной Армии (доведение до 20 ООО самолетов в строю)». В соответствии с решением правительства от 25 июля 1940 г. к 1 января 1941 г. следовало иметь 239 авиаполков и 62 корпусные эскадрильи — 15 672 самолета по штату. С учетом авиации военно-учебных заведений ВВС — 6942 самолета (по списку 8081 самолет) и транспортной авиации — 105 самолетов по штату должно было быть 22 719 самолета. В общем составе ВВС боевая авиация без учета разведывательных полков и корпусных эскадрилий составит по штату 14 108 самолетов. Выполнение этой программы даст следующее соотношение родов авиации: дальнебомбардировочная — 14,7%, бомбардировочная — 42,5%, истребительная — 42,8%. Предлагалось в дальнейшем иметь соотношение 60% бомбардировщиков на 40% истребителей. Для осуществления этой программы в 1941 г. требовалось сформировать 98 новых авиаполков, что было сделать затруднительно. Поэтому в качестве компромиссной меры предлагалось увеличить число самолетов в эскадрильях существующих авиаполков и сформировать 20 новых авиаполков (15 дальнебомбардировочных и 5 ближнебомбардировочных), что позволило бы иметь в строю 19 977 самолетов и 3082 самолета во вспомогательной авиации. Авиацию военно-учебных заведений ВВС предлагалось сократить с 8081 самолета до 7018 самолетов, что позволяло обучать одновременно до 50 тыс. человек. Правда, это сокращение числа самолетов можно было провести лишь к концу 1941 г., поэтому пока общая численность военно-учебной авиации составит 8202 самолета. Выполнение предложенных мер дало бы ВВС в целом 31 596 самолетов.

Одновременно следовало подготовить к концу 1941 г. 60 тыс. летчиков и 144 945 авиатехников, из которых осенью 1940 г. имелось 37 558 летчиков и 81 563 авиаспециалиста. Для этого предлагалось увеличить штаты существующих училищ на 7680 человек и сформировать 33 новых училища. Причем в 1942 г. вновь возникнет вопрос о дальнейшем развитии сети военно-учебных заведений ВВС. Кроме того, предлагалось расширить на ТВД сеть оперативных аэродромов, количество которых не обеспечивало нормальную работу авиации. В течение 1941 г. следовало довести численность аэродромов до 3 на 1 авиаполк, что требовало создания 16 новых инженерно-аэродромных батальонов. Для создания условий, при которых передовые аэродромы западных приграничных округов находились бы в постоянной готовности принять авиационные части, предлагалось сформировать 53 авиатехнические роты. Осуществление всех этих мероприятий требовало увеличения численности армии на 138 692 человека, что довело бы штатную численность ВВС до 502 954 человек, а общую штатную численность Красной Армии — до 3 713 397 человек.

Вместо расформированных приказом начальника Главного управления ВВС № 063 от 23 апреля 1940 г. согласно распоряжению Генштаба от 12 января 1940 г. 3 авиационных АОН было решено создать Дальнебомбардировочную авиацию (ДВА). Подготовленный 31 октября проект решения СНК СССР предлагал выделить авиаполки, вооруженные самолетами ТБ-3, ДБ-3 и ТБ-7, в отдельные авиадивизии, которые должны были именоваться авиадивизиями дальнего действия (ДД). Для управления ими вводилась должность заместителя начальника Главного управления ВВС по ДБА. Всего предлагалось сформировать 13 авиадивизий ДД, 10 из них объединить в 5 авиакорпусов, в составе которых следовало сформировать по 1 авиадивизии двухмоторных истребителей. В течение 1941 г. довести количество боевых самолетов до 20 000 при соотношении бомбардировщиков (без штурмовой, разведывательной и войсковой авиации) 45% и истребителей 55%. В период с 1 февраля 1941 г. по 1 января 1942 г. следовало сформировать управления 25 авиадивизий и 104 авиаполка (2 дальнебомбардировочных, 23 ближ-небомбардировочных, 22 двухмоторных и 53 одномоторных истребительных и 4 смешанных авиаполков). Выполнение этих мероприятий должно было дать ВВС к концу 1941 г. 32 432 самолета, из них 22 171 боевых. Для подготовки в 1941 г. 32 500 летчиков и 69 тыс. авиаспециалистов создавались 33 новые авиашколы, а также соответствующие части для строительства и обслуживания аэродромов. В итоге штатная численность ВВС возросла бы до 542 746 человек, а Красной Армии — до 3 753 189 человек.

5 ноября Политбюро ЦК ВКП(б) утвердило эту программу. В тот же день было издано постановление СНК СССР № 2263-976сс «О комплектовании школ и училищ летчиков ВВС Красной Армии», согласно которому Осоавиахим к 15 мая 1941 г. должен был подготовить 20 тыс. летчиков, а ГВФ к 1 октября 1941 г. — 10 тыс. летчиков на У-2, для чего разрешалось привлекать с отрывом от производства учащихся старших классов и работающую молодежь с выплатой стипендии в 250 рублей в месяц. Дополнительно Осоавиахиму выделялось 350 самолетов, а ГВФ — 720 самолетов и соответствующее количество запасных частей, горючего и продфондов. В тот же день было издано постановление СНК СССР № 2265-977сс «О военно-воздушных силах Красной Армии», согласно которому следовало сформировать 13 авиадивизий (по 3 авиаполка в каждой), объединенных в 5 авиакорпусов, и 1 отдельный авиаполк ДД. Помощником начальника Главного управления ВВС по ДВА был назначен генерал-лейтенант авиации И.И. Проскуров. Постановление утверждало вышеуказанную программу развития ВВС в 1941 г. К концу года ВВС должны были иметь 32 432 самолета и 60 тыс. летных экипажей. НКО должен был подготовить предложения по содержанию резерва летного состава ВВС после выполнения программы 1941 г. и поддержанию его летной квалификации. Штатная численность ВВС возрастала до 542 746 человек, а общая штатная численность Красной Армии с 1 января 1941 г. — до 3 753 189 человек.

6 ноября нарком обороны направил командующим войсками ОдВО, ЗакВО, КОВО, ЗабВО, ДВФ, ЛВО, ПрибОВО, ОрВО и ЗапОВО приказы №№ орг/3/106705 — 106713/сс соответственно, согласно которым следовало к 15 декабря 1940 г. сформировать авиакорпуса и авиадивизии ДД. 30 ноября Политбюро ЦК ВКП(б) утвердило постановление СНК СССР № 2434-1082сс «О тыловой авиации», согласно которому планировалось к концу 1941 г. в 10 учебных авиаполках иметь по штату 1260 самолетов, в 41 авиашколе летчиков и штурманов, 13 авиашколах стрелков-бомбардиров и 1 аэрофотограммшколе — 6841 самолет, а в высших ВУЗах и центральных учреждениях ВВС — 794 самолета. Всего же тыловая авиация должна была насчитывать 8895 самолетов (2125 боевых, 104 транспортных и 6666 учебных).

На 1 января 1941 г. в ВВС РККА насчитывалось 26 392 самолета (14 954 боевых и 11 438 вспомогательных и учебных) при штате в 32 628 самолетов (22 171 боевых и 10 457 вспомогательных и учебных). Выполняя утвержденную СНК СССР программу развития ВВС, начальник' Генштаба 18 января направил Военному совету ДВФ директиву № орг/1997, 24 января — Военным советам СибВО, ЛВО, КОВО и ПрибОВО директивы № орг/3/520432 — 520435, а 25 января — Военным советам МВО, ОдВО, ЗакВО, ПриВО, ЗабВО, СКВО, ОрВО, ЗапОВО и ХВО директивы № орг/3/520470 — 520478 о формировании управлений 17 истребительных, 4 бомбардировочных, 5 смешанных авиадивизий, 1 авиабригады и 106 авиаполков (75 истребительных, 2 дальнебомбардировочных, 23 ближнебомбардировочных, 4 штурмовых и 2 резервных).

Примечания: 1. В графах по авиадивизиям: первая цифра — формирования 1940 г., вторая цифра — формирования первой половины 1941 г.

2. В графах по авиабригадам и авиаполкам: первая цифра — формирования первой половины 1940 г., вторая цифра — формирования второй половины 1940 г., третья цифра — формирования первой половины 1941 г.

Согласно мобилизационному плану от 12 февраля в ВВС предполагалось иметь 5 управлений авиакорпусов, 79 управлений авиадивизий и 5 управлений авиабригад, 36 дальнебомбардировочных, 102 скоростных бомбардировочных, 6 тяжелобомбардировочных, 171 истребительный, 15 штурмовых, 3 смешанных, 10 резервных авиаполков, 42 отдельные разведывательные эскадрильи, 39 отдельных эскадрилий связи, 76 корпусных эскадрилий, 24 отряда аэростатов наблюдения. Летом 1940 г. на вооружение ВВС были приняты новые самолеты, развертывание серийного выпуска которых требовало от командования ВВС перевооружения 239 авиаполков. Согласно подготовленному НКО 23 января 1941 г. плану, в первой половине 1941 г. предполагалось перевооружить из 34 дальнебомбардировочных полков 12, из 79 ближнебомбардировочных — 19, из 11 штурмовых — 5, из 96 истребительных — 41, из 10 разведывательных — 5 и из 62 корпусных авиаэскадрилий — 5.

25 февраля было утверждено постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР № 368-167сс «О реорганизации авиационных сил Красной Армии», согласно которому устанавливалась новая система подготовки кадров для ВВС. Создавались Школы первоначального обучения с курсом в 4 месяца в мирное и 3 месяца в военное время с общим налетов на курсанта 30 часов, а также Школы военных пилотов с курсом в 9 месяцев в мирное и 6 месяцев в военное время с общим налетов бомбардировщиков 20 часов и истребителей 24 часа. Задачей школ было научить курсанта-пилота пилотированию и применению боевого самолета в простых метеоусловиях, групповым полетам в составе звена и дать практику в маршрутных полетах в составе звена с посадкой на незнакомых аэродромах, для чего в программу подготовки включалось 10 таких полетов. Истребителей, кроме того, требовалось научить начальным воздушным стрельбам и основам воздушного боя, а бомбардировщиков — пикированию под углом 40 градусов. Следовало к 1 июня 1941 г. сформировать 6 военных авиаучилищ для подготовки командного состава ВВС с обучением 2 года в мирное и 1 год в военное время. Первый набор должен был обучаться по одногодичному курсу. В течение 1941 г. следовало сформировать 30 школ первоначального обучения с общим годовым выпуском 45 тыс. человек. В строевых частях устанавливался общий налет 160 часов на каждого летчика, которых следовало готовить сначала в простых, а затем в сложных метеоусловиях и ночью. Для ускорения переучивания летчиков на новую технику за месяц до ее получения следовало передать 2—3 новых самолета для переучивания с первоначальным налетом 8—10 часов. Следовало к 1 июля 1941 г. перевооружить 41 истребительный, 18 ближнебомбардировочных и 5 штурмовых авиаполков, перевести авиатылы на организацию районов авиабазирования и построить в 1941 г. 240 бетонных взлетно-посадочных полос.

3 марта нарком обороны издал приказ № 0017 о сформировании к 1 июня 1941 г. 5 военных авиаучилищ и 30 школ первоначального обучения. Требовалось расширить подготовку техников при Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского и на базе Ленинградского института инженеров ГВФ. В тот же день своим приказом № 080 нарком обороны установил новую систему подготовки летно-техни-ческого состава ВВС в соответствии с решением СНК СССР от 25 февраля 1941 г. 11 марта был издан приказ наркома обороны № 0020, установивший сроки налета в строевых частях ВВС в 160 часов (140 часов на выполнение курсов боевой подготовки и 20 часов на совместные учения с наземными войсками и летно-технические учения). Переподготовку на новых самолетах следовало организовать так, чтобы к 1 июля 1941 г. командный состав изучил и облетал новую технику. Также требовалось ускорить подготовку бомбардировщиков-пикировщиков на самолетах СБ, Ар-2 и Пе-2. В итоге количество военно-учебных заведений ВВС возросло с 32 в 1939 г. до 64 в 1940 г. и до 111 в середине 1941 г. К июню 1941 г. имелось 3 академии, 4 военно-авиационных училища, 2 курсов усовершенствования комсостава ВВС, 2 высшие школы штурманов, 29 школ первоначального обучения, 21 школа пилотов истребительной авиации, 22 школы пилотов бомбардировочной авиации, 12 школ стрелков бомбардировщиков, 16 школ авиамехаников. Кроме того, имелись военно-морские авиационные училища, учебные эскадрильи ГВФ и школы по подготовке младших авиаспециалистов — мотористов, оружейников, воздушных стрелков.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.