рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Развитие польских земель в 60-е гг. XIX в. – 1914 г

Идеи современного национализма, получившие во второй половине XIX в. широкое хождение в Европе, также нашли своих горячих последователей в стране и среди эмигрантов. В Царстве Польском их пропагандой занялся в 1886 г. еженедельник "Глос"(“Голос”). В 1887 г. в Швейцарии эмигрантами была создана “Лига Польская”. В это же время возникают родственные организации в Галиции и прусской части польских земель. В 1893 г. “Лига Польская”, которую к этому времени возглавили деятели молодого поколения (Р.Дмовский, З.Балицкий, Я.Поплавский), свободные от повстанческого романтизма, была преобразована в "Лигу Народовую” (“Национальная Лига”), поставившую во главу своей деятельности сплочение всех поляков, независимо от социального положения, для борьбы за восстановление национальной государственности. Помимо пропаганды классового солидаризма, члены лиги занимались распространением настроений ксенофобии, особенно активно эксплуатируя антисемитизм. Укрепление Лиги произошло на антирусской основе при ориентации на австро-германский союз.

В 1897 г. члены “Национальной Лиги” создают Национально-демократическую партию в Царстве Польском, в 1904 и 1905 г. такие же партии возникают соответственно в прусских и австрийских землях Польши. Национальные демократы (эндеки) полагали, что путь к независимости Польши лежит не через социальную революцию, как считали социалисты, а через политические перевороты национального характера, которые обязательно должны произойти в Европе. Основную свою задачу они видели в сплочении польского народа, в его политическом и национальном просвещении, чтобы он мог воспользоваться результатами этих переворотов. Национальные демократы очень скоро стали основной буржуазной партией современного типа. Эндеками велась интенсивная пропагандистская работа, были созданы многочисленные организации, охватывавшие своим влиянием даже гимназии.

Политическая организация польского общества не ограничивалась в конце века только партиями социалистического и националистического толка, хотя они были самыми влиятельными и действовали во всех польских землях.

Результатом совместной деятельности прогрессивно настроенной интеллигенции и более образованных и зажиточных крестьян стало создание в 1895 г. в Галиции крестьянской партии (Стронництва людового), выдвинувшей требования защиты интересов крестьянства, демократизации общественной и политической жизни, восстановления национальной независимости. До начала первой мировой войны крестьянское движение концентрировалось в основном в Галиции, в других землях оно не приобрело более прочных организационных форм.

На рубеже веков в Силезии и Царстве Польском набирает силу христианско-демократическое движение, ставившее своей целью реализацию социальной доктрины католической церкви. Особое влияние оно имело среди мелкой буржуазии и части рабочих, активно действовало в профсоюзном движении.

Новые партии и идеи постепенно теснили из общественной жизни консерваторов, последователей теории "позитивной работы", "угодовцев" и "реалистов" (сторонников соглашения с захватчиками взамен за уступки полякам). Создание современных политических партий, ориентировавшихся на массовую социальную базу, открывало более благоприятные условия для отстаивания национальных интересов и защиты прав польского народа. С этой целью широко использовались парламентские трибуны Австро-Венгрии, Германии, а затем и России, периодическая печать, митинги, демонстрации, стачки, акции протеста против ассимиляторской политики Германии и России и т.д.

3. Революция 1905-1907 гг в Царстве Польском

Общественно-политическая жизнь в польских землях в начале ХХ в. определялась стремлением сознательной части народа к национальной независимости, борьбой рабочих против капиталистической эксплуатации, а крестьян за землю. Распространенными формами борьбы трудящихся были забастовки промышленных и сельскохозяйственных рабочих под экономическими лозунгами, сопротивление крестьян попыткам ликвидации сервитутов (т.е. права на совместное использование помещиками и крестьянами лесов и пастбищ).

Наиболее острые формы эта борьба приобрела в Царстве Польском, на экономике которого тяжело сказался мировой промышленный и финансовый кризис 1901-1903 гг. Ответом на рост безработицы и снижение заработной платы были массовые выступления рабочих Лодзи, Ченстохова, Варшавы. Осенью 1904 г. Царстов Польское охватила волна протестов против мобилизации в армию, объявленной правительством в связи с русско-японской войной.

Революционный кризис в России распространился и на Царство Польское. В январе 1905 г. всеобщая забастовка охватила промышленные предприятия, транспорт, связь. Стачку объявили учащиеся средних и высших учебных заведений, требуя демократизации обучения и преподавания на польском языке.

Власти пытались силой остановить надвигавшуюся революцию. Войска и полиция стреляли в участников первомайских демонстраций в Лодзи и Варшаве. Но ожидаемого эффекта это не дало. Особенно упорными были выступления рабочих Лодзи, переросшие 22 июня 1905 г. в шестидневные баррикадные бои. Осенью 1905 г. в политическую борьбу активно включились рабочие Домбровского бассейна. Новая волна забастовок в октябре-ноябре 1905 г. стала кульминационной точкой революции в Царстве Польском.

Революционные события 1905 г. активизировали политическую жизнь, способствовали притоку в партии массы новых членов. Часть рабочего класса поддерживала СДКПиЛ и левое крыло ППС, которые ориентировались на борьбу с самодержавием вместе с пролетариатом других частей Российской империи. Но поддержкой пользовалось и другое течение в ППС, возглавлявшееся Ю.Пилсудским, которое делало ставку на антирусское национальное восстание, а также национальные демократы и их лидер Р.Дмовский, добивавшиеся от самодержавия автономии Царства Польского и не останавливавшиеся перед террором в отношении социалистов и бастующих рабочих, деятельность которых, по их мнению, вредила коренным интересам польской нации.

С конца 1905 г. революционная волна в Царстве Польском пошла на убыль. Было введено военное положение, реакция перешла в наступление, начались преследования активных участников событий. Спад промышленного производства еще больше усугублял и так нелегкое материальное положение рабочих. Поэтому в 1906-1907 гг. преобладали экономические, а не политические стачки.

Революция 1905-1907 гг., ставшая временем практической проверки партийных программ, четче выявила существовавшие в обществе политические разногласия. Осенью 1906 г. произошел раскол в ППС. Ее левое крыло добилось исключения из партии Ю.Пилсудского и его сторонников, разуверившихся в чисто политических формах борьбы и сконцентрировавших основное свое внимание на терроризме. Итогом раскола стало образование двух партий. ППС-левица выступала за мобилизацию всех сил пролетариата на борьбу против самодержавия, за союз с общероссийским революционным движением, постепенно сближалась с СДКПиЛ. ППС-революционная фракция во главу угла ставила завоевание независимости Польши, и только потом борьбу за социализм. Что же касается Пилсудского, то он основное внимание сконцентрировал на подготовке необходимых военных кадров для борьбы за восстановление польской государственности в ходе войны Австро-Венгрии с Россией, неизбежного начала которой он ожидал, начиная с Боснийского кризиса 1908 г. Сторонники борьбы против России за независимость Польши создали в Галиции ряд военизированных организаций, наиболее массовыми из которых были стрелецкие союзы и польские стрелецкие дружины. На их базе в начале войны были организованы польские легионы.

Национальные демократы основную работу вели в Царстве Польском, принимали самое активное участие в выборах в Государственную Думу и возглавляли в ней Польское коло (фракцию). Главные усилия они сосредоточили на охвате своим влиянием всех слоев общества и взаимодействии с властями с целью добиться от них уступок в польском вопросе, в том числе предоставления Царству Польскому автономии, которую Дмовский считал не конечной целью, а первым шагом на пути к полной государственной независимости. Одновременно они не снижали своей активности в Галиции и прусской части, где у них было достаточно много сторонников.

СДКПиЛ в идеологическом отношении продолжала сближение с большевистским течением в РСДРП. Послереволюционный террор и аресты, жертвой которых стали многие ее деятели, в том числе Ф.Дзержинский, крайне ограничили сферу влияния партии в Царстве Польском, а в других землях организационных структур у нее не было.

Таким образом, в предвоенные годы происходит новый глубокий политический раскол общества, отмеченный печатью не только несогласия по ряду кардинальных вопросов жизни народа, но и взаимного отчуждения и даже вражды.

4. Основные черты развития польской культуры

После разделов Речи Посполитой важной областью общественной жизни польского народа стала национальная культура, переживавшая с начала XIX в. активный процесс демократизации. Это касалось не только доминировавших направлений и форм художественного творчества, которые в целом следовали за западноевропейской культурой. Более важными были качественные изменения в среде творцов и потребителей культуры. Постепенно эта среда утрачивала свой прежний преимущественно шляхетский характер, в то же время возрастала роль интеллигенции и мещанства. Уже к концу 30-х гг. XIX в. представители свободных профессий, ученые в большинстве своем рекрутировались из интеллигенции. Новые творцы культурных ценностей углубляли демократическое содержание культуры, культивировали патриотические чувства, несли в общество прогрессивные взгляды. Меняется и характер занятия культурной деятельностью. В отличие от помещиков, для которых культурное творчество был скорее возможностью реализовать свои эстетические и духовные потребности, своего рода хобби, для интеллигенции очень часто занятие им было единственным источником существования.

Культурная жизнь постепенно перемещается из аристократических резиденций и богатых шляхетских поместий в города, главным образом в большие, все чаще совмещавшие функции административных, культурных, индустриальных и торгово-деловых центров.

Важными средствами приобщения населения к ценностям культуры становились газеты, литературно-художественные и иллюстрированные журналы, выставочные залы. В это время появляются специальные издания для народа, что знакомило с последними прозаическими, поэтическими, живописными произведениями, с капризами моды те социальные слои, интересы которых прежде не выходили за рамки традиционной культуры. Наряду с высокой культурой постепенно складывается своеобразная городская субкультура.

Дольше всего приверженность традиционным культурным ценностям (быту, обычаям, диалектическим региональным особенностям) демонстрировало крестьянство. И тем не менее, и в сельской жизни наблюдаются некоторые перемены. Это происходило под влиянием новых веяний, идущих из городов, начального школьного образования, постепенно охватывающего все большее число детей, особенно в прусской части Польши.

Расширение круга потребителей культурных ценностей в определенной степени компенсировало для их творцов сокращение меценатства аристократии в первые десятилетия после разделов, но не могло кардинально улучшить положения. Основными препятствиями развитию современной культуры было отсутствие у поляков собственной государственности и ассимиляторские действия Австрии, Пруссии и России. Наблюдается разобщенность культурной жизни в отдельных польских землях, замедление развития тех отраслей науки и искусства, которые требовали государственной поддержки (естественные и технические науки, градостроительство, скульптура). Поэтому в культурном и научном творчестве отмечается преимущественное развитие литературы, живописи, музыки, гуманитарных исследований.

Историческим феноменом является факт, что народ, лишенный свободы и разорванный на части, сопротивляющийся насильственному включению в состав чужих государств и ассимиляции, создал произведения литературы и искусства, ставшие гордостью национальной культуры и обогатившие сокровищницу мировой культуры.

В рассматриваемый период польская культура прошла два этапа развития, каждый из которых характеризовался преобладанием определенного художественного направления и философии. В первые десятилетия после разделов - это был классицизм. В 20-е гг. классицизм постепенно уступает место романтизму, который особенно бурно развивается в период национально-освободительной борьбы. Расцвет романтизма приходится на 40 - 50-е гг., а закат - на первую половину 60-х годов XIX в. Он значительно обогатил польскую культуру, особенно литературу, живопись, музыку.

Первые годы после падения Польши наблюдается некоторый культурный застой. Общество не сразу пришло в себя от пережитого шока, вызванного утратой независимости. Это особенно заметно на примере шляхты. В жизни ее средних и низших слоев стали проявляться элементы сарматизма, т.е. подчеркнутое культивирование традиционных польских бытовых и культурных традиций, а крупная шляхта демонстрировала космополитизм, малую заинтересованность польскими проблемами. Классицизм как литературное направление постепенно утрачивал присущие ему до этого элементы реализма, сатиры и интереса к политической проблематике. Форма брала верх над содержанием.

Патриотические чувства придавали особый смысл некоторым поэтическим произведениям, в частности, Ю.У. Немцевича (1757 или 1758 - 1841). Большой популярностью пользовались его “Исторические песни” - 33 стихотворных образа прошлого польского народа. Они сыграли большую роль в популяризации польской истории, в воспитании любви к родине у нескольких поколений поляков. В целом же для польской поэзии конца XVIII - начала XIX в. был характерен сентиментализм.

Свою роль важного культурного центра сохранял созданный В. Богуславским польский театр. Постоянные театры в это время имели Варшава, Краков, Вильно и Львов. Драматурги и режиссеры откликались на важные общественно-политические события, стремились поддержать чувство патриотизма у поляков. Крупнейшим достижением польской драматургии этого периода было творчество А. Фредро (1793 - 1876).

Живопись и архитектура в начале ХIХ в. переживали не лучшие времена. Ситуация изменилась после 1815 г., когда улучшились условия для развития живописи, особенно в Варшаве и Вильно. Этому способствовали художественные конкурсы, постоянные выставки, растущий интерес богатой интеллигенции и буржуазии к портретной живописи. Доминировал классицизм, но все более смело заявлял о себе реализм (А. Бродовский, А. Орловский). Заметное оживление в архитектурном творчестве наблюдалось в период автономии Царства Польского.

Старые города, благодаря новым урбанистическим веяниям, превращались в современные торговые и административные центры, характерной чертой которых стали широкие, обсаженные деревьями улицы, большие площади и монументальные административные здания в классическом стиле. В эти годы варшавский архитектурный ансамбль пополнился дворцом Сташица, Большим театром и многими другими памятниками архитектуры. Одновременно разбирались башни и крепостные стены. Появились проекты типовых объектов (почт, городских застав, зданий мануфактур).

Среди музыкантов большой популярностью пользовался М. Огиньский, автор знаменитых полонезов.

В начале XIX в. на отошедших к России землях Речи Посполитой успешно развивалась польская высшая школа. В 1802 г. Виленская академия была преобразована в университет, ставший главным центром польской науки. Его ректором был известный польский ученый Я. Снядецкий. Здесь успешно развивались естественные и историческая науки, медицина. В Виленском университете началась научная карьера видного историка И. Лелевеля (1786-1861). Университет оказал большое влияние на развитие просвещения. А. Чарторыйский, будучи куратором Виленского учебного округа, реформировал школу в российской части разделенной Польши по образцу Комиссии национальной эдукации. В 1805 г. был открыт Кременецкий лицей, в котором получали образование главным образом дети шляхтичей. В 1816 г. начал действовать Варшавский университет с пятью факультетами.

После 1815 г. заметное место среди польских учебных заведений занял Ягеллонский университет в Кракове, в котором некоторое время училась молодежь из всех польских земель. Но постепенно его автономия была ограничена и в нем было разрешено учиться только гражданам Краковской республики.

Наука и образование в остальных польских землях находились в более тяжелой ситуации. Львовский университет, восстановленный в 1817 г., был немецким и уровень преподавания в нем был невысок. В прусской части польских земель развивалось начальная и частично средняя школа с преобладанием немецкого языка преподавания. Создание польских высших учебных заведений было запрещено.

Несмотря на материальные и кадровые трудности, определенные сдвиги произошли в науке. Этому способствовали и высшие учебные заведения, и различные научные общества. Одно из наиболее известных - Общество друзей науки - было создано в Варшаве в 1800 г. Оно объединяло профессиональных ученых и любителей, видных педагогов, врачей. Общество явилось инициатором многих научных начинаний, особенно в области изучения польской истории и культуры, а также развития польского языка. Подобную роль играли Краковское научное общество (1815) и Национальный институт им. Оссолиньских во Львове (1817).

В естественных науках следует отметить работы братьев Я. и Е. Снядецких в области математики и природоведения и С. Сташица в области геологии. Более заметны в этот период достижения представителей гуманитарных наук. Я. Бандтке и Т. Чацкий положили начало развитию в Польше истории права. В 1814 г. появилась первая история польской литературы Ф. Бентковского. В 1806 - 1814 гг. С. Линде издал 6-томный Словарь польского языка.

В моменты оживления политической жизни заметным элементом культурной жизни становилась пресса - особенно в Княжестве Варшавском и Царстве Польском. Но более важную роль играли многочисленные специальные журналы - экономические, научные, литературные.

В 20-е гг. XIX в. разгорелся спор классиков с романтиками. Он проистекал как из-за различного подхода к культуре, так и из-за несовпадения политических и общественных взглядов. Против элитарности и консерватизма классицизма выступила молодежь, особенно из среды интеллигенции. Острие своей критики они адресовали аристократии и зажиточной шляхты, осуждая их консерватизм и соглашательство с властями держав, разделивших Польшу. Свою борьбу они вели под лозунгами романтизма, нового направления в художественном творчестве и общественной мысли.

После подавления восстания 1831 г. и усиления наступления на польскую автономию роль центров польской культуры на вошедших в состав Российской империи землях Речи Посполитой была решительно ограничена. Российские власти всячески препятствовали развитию польской культуры, науки и образования.

В первые послеповстанческие годы центр польского художественного творчества перемещается в эмиграцию, прежде всего во Францию. Воспоминания молодости, горечь поражения, контакты с европейской интеллектуальной элитой и конечно же талант творцов - все это стало основой для появления зрелых, общественно значимых, подлинно народных произведений. Эстетика романтизма позволила порвать с тесными канонами классицизма и его салонной культурой, выступить против проповеди примирения с действительностью. Романтики, черпавшие вдохновение в народной культуре, чувствовали свою гражданскую ответственность перед обществом, старались стать его рупором. Этим объясняется их исключительная роль в формировании польского национального и политического сознания в XIX в.

Золотой порой романтической поэзии были 30-е годы. Тогда были созданы самые известные произведения А. Мицкевича (1798-1855) - III часть драматической поэмы “Дзяды” и эпопея “Пан Тадеуш”. Позднее Мицкевич ярко себя проявил как историк литературы и публицист.

В эти же годы с большой силой зазвучал голос Ю. Словацкого (1809-1849), драматурга и поэта с богатейшей творческой фантазией. Из многочисленных его поэтических произведений наиболее типичной для той эпохи была поэма “Кордиан“. В основе большинства драматических произведений Словацкого лежат сюжеты из польской истории - начиная с легендарных времен и вплоть до XIX в. Прекрасным образцом романтической литературы явилась неоконченная поэма “Бенёвский”, в которой поэт затронул животрепещущие вопросы политической и художественной жизни.

Среди видных поэтов той поры аристократическим происхождением выделялся З. Красиньский. В своем творчестве он пытался примирить свои консервативные взгляды с патриотическими идеями. Он считал, что шляхта может договориться с народом и им вместе удастся преодолеть социальные противоречия. Самым известным драматическим произведением стала Небожественная комедия. В последующие годы среди польской интеллигенции получает распространение мессианизм, приписывающий польскому народу исключительное предназначение. Его влияние испытали на себе и польские поэты-романтики.

Польскую музыку прославил Ф. Шопен (1810-1849). В 1830 г. он навсегда покинул родину, и расцвет его творчества пришелся на годы эмиграции. Музыка Шопена имела подлинно романтическое звучание и выражала разнообразные человеческие чувства. Мастерски использовав народные мотивы, Шопен придал своим произведениям истинно польский характер. Особенно велик его вклад в развитие фортепьянной музыки. Из композиторов, творивших в польских землях, выделялся С. Монюшко (1919-1872). Наибольшую известность получили его оперы “Галька” и “Страшный двор”.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.