рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Чешские земли в второй половине XІХ в. - 1914 г.

22 августа 1868 г. в день открытия чешского земского сейма, который не созывался с апреля 1867 г., от имени 81 чешского депутата была подана Декларация, в которой обосновывался их отказ от участия в работе сейма. Декларация не признавала новое дуалистическое устройство империи. Этот документ представлял собой программное заявление чешской политической элиты, в котором защищалась государственно-правовая самобытность чешских земель, указывалось, что заключение австро-венгерского соглашения означает признание политического приоритета австрийских немцев и венгров над славянами, говорилось о необходимости справедливого политического представительства в рейхсрате чешского народа, подписании договора между ним и государем. Речь шла о чешско-австрийском соглашении между “чешским королем, монархом и политическо-исторической чешской нацией”, об обеспечении равноправия чехов и немцев в чешских землях.

В этой ситуации историческое дворянство стало рассматриваться старочехами как перспективный союзник на пути конституционных преобразований монархии, в достижении федералистского соглашения с австрийским императорским домом. Младочехи же, в свою очередь, хотя и с рядом оговорок, шли в фарватере стратегической линии старочехов.

Начавшиеся переговоры с правительством вылились в подготовку трех документов: Фундаментальных статей, определявших положение Чехии в составе Австро-Венгрии, проекта закона о защите национальностей в Чехии и нового избирательного закона, определявшего порядок выборов в чешский сейм. 10 октября 1871 г. Фундаментальные статьи были приняты чешским сеймом за исключением немецких депутатов-либералов. По сути чешские парламентарии признали австро-венгерский дуализм, отказались от идеи реорганизации империи на основе триализма: Австрия - Венгрия - комплекс объединенных чешских земель. По аналогии с текстом австро-венгерского соглашения Чешское королевство предоставляло “всем королевствам и землям империи право решения общих вопросов”: иностранных и военных дел, финансов. Оговаривалось число и условия участия чешских представителей в составе австрийской делегации, избранной, правда, не рейхсратом, а сеймом. Общеавстрийскими делами являлись торговля, налоговая политика (косвенные налоги), денежная система, коммуникации, законодательство о гражданстве. Законодательная компетенция в этих сферах передавалась бы особому конгрессу делегатов - сенату, заменяющему верхнюю палату рейхсрата Цислейтании. Исполнительный орган - общеавстрийское правительство - формировался из придворных канцлеров или же земских министров, т.е. глав правительств отдельных земель.

Чешская политическая элита вела переговоры о положении Чехии, а не всех земель Чешской короны, не имевших в то время ни единого представительства и органа управления, и не обладавших необходимым уровнем сознания своей общности. Так, представители Силезии выступили против чешско-австрийского соглашения, а депутаты моравского сейма трактовали единство земель Чешской короны как их персональную унию.

Жесткое противодействие венгерских политических кругов, увидевших в соглашении угрозу интересам Венгрии, резкое неприятие его австро-немецкими депутатами рейхсрата, опасавшимися славянизации империи, бурный протест немецкого населения Цислейтании, выступившего с антиправительственными и антиславянскими лозунгами, отрицательная позиция высшего руководства образованной в 1871 г. Германской империи, особенно Вильгельма I и Бисмарка, привели к тому, что император Франц Иосиф отказался подписать соглашение, объявил об отставке кабинета Гогенварта, сторонника заключения договора с чехами. Все это свидетельствовало о провале чешского политического курса на федерализацию двуединой монархии, не нашедшего понимания в обществе, у политической элиты Австро-Венгрии и ее союзника. Победу одержали противники соглашения с чехами, что означало крушение надежд чешских либералов.

Что касается идеологических установок Национальной партии во второй половине 60-х гг. XIX в., то на смену австрославизму, исходившему в 1848 г. в основном из этнического принципа (естественного права), пришел австрофедерализм на основе государственного исторического права, когда в программных выступлениях лидеров партии социально-политические вопросы были оттеснены, а порой просто заменены на государственно-правовые и национальные требования. Это привело к тому, что социальная база Национальной партии оказалась в чешских землях недостаточно надежной.

1871 г. стал пиком в развитии Национальной партии. Провал государственно-правовой борьбы привел к углублению внутрипартийного кризиса, к изменению программы и тактики действий чешских политиков. Младочехи приняли решение участвовать в работе земского сейма, в то время как старочехами тактика пассивного сопротивления расценивалась как мощный рычаг воздействия на правительство. Кризис в Национальной партии завершился ее расколом, сопровождавшимся потоком взаимных обвинений и дискредитации политической линии соперников в печати. В конце 1874 г. на съезде младочехов была образована Национальная партия свободомыслящих.

Программа новой партии в качестве основных задач предусматривала демократизацию общественного устройства, введение равноправия, защиту прав и свобод, отстаивание конституционных принципов и совершенствование парламентского устройства, расширение местного самоуправления и др.

Что касается тактики, то партия рассматривала пассивное сопротивление как тормоз в борьбе за права чешского народа, высказалась за активное участие в выборных органах, особенно в земском сейме. Младочехи поставили цель: добиваться признания самостоятельности чешских земель на основе государственного исторического права, издания справедливого указа о защите национальностей, введения всеобщего избирательного права.

3. Экономическое развитие чешских земель в последней трети XIX в.

В 80 - 90-х годах XIX в. в чешских землях произошло окончательное завершение промышленной революции, была проведена первая фаза индустриализации, в ходе которой Чехия, Моравия и Силезия превратились в индустриальную область. Для этого времени характерны, во-первых, возникновение государственного регулирования экономической деятельности; во-вторых, ускорение темпов развития основных отраслей тяжелой и легкой промышленности; интенсивное внедрение новых отраслей (электротехнической, моторо-, автомобиле-, и локомотивостроение), и на этой основе электрификация, механизация производства; в-третьих, все более очевидный переход от экстенсивных форм хозяйствования к интенсивным как в промышленности, железнодорожном транспорте, так и в сельском хозяйстве; в-четвертых, распространение городского стиля жизни.

Экономическое развитие чешских земель в последнее 20-летие XIX в. имело циклический характер. Так, выделяются три цикла:

- рост производства во всех отраслях промышленности в начале 80-х гг., ибо с весны 1884 г. во всей австрийской части монархии начался новый экономический кризис (в чешских землях больше всего пострадала промышленность, связанная с переработкой сахара);

- очень короткий период подъема пришелся на 1889-1890 гг.;

- оживление, начавшееся в 1894-1895 гг., переросло в мощный рост во второй половине 90-х гг., что проявилось не только в росте объема, но и в расширении производства, широкой инвестиционной деятельности, когда активизация захватила промышленность, банковское дело, сельское хозяйство. Подъем продолжался вплоть до 1900 г. - очередного общего экономического кризиса, приведшего к банкротству большого числа мелких и средних предприятий, поглощению слабых фирм более крупными и тем самым - к ускорению процесса концентрации производства и капиталов, монополизации всей хозяйственной и финансовой жизни в целом.

В последнее 20-летие XIX в. наряду с преобладанием товарного производства в промышленности существенное место в экономике чешских земель занимало мелкое производство. Крупные дворянские латифундии по-прежнему играли заметную роль в развитии сельского хозяйства; рост товарности капиталистических хозяйств помещиков сопровождался обезземеливанием беднейших слоев деревни, увеличением числа малоземельного крестьянства. Переход к интенсивному способу ведения хозяйства в деревне завершился к концу XIX в. В 1900 г. в сельскохозяйственном производстве было занято 38,3 % трудоспособного населения (в 1869 г. соответственно 56 %).

В крайне накаленной атмосфере конца 70-х годов чешские политические деятели, представители двух основных политических партий - Национальной партии и Национальной партии свободомыслящих - после 16 лет пассивной оппозиции (1863 - 1879) возвратились в парламент, войдя в состав правительственного большинства. Переход к активной политике определялся рядом причин. Подписанный между Австро-Венгрией и Германией договор на десятилетия стал стержнем внешнеполитической концепции монархии. Нарастающий внутренний кризис, особенно усилившийся в 1878 г. в ходе оккупации Боснии и Герцеговины, уход немецких либералов, до того составлявших опору правительственных кабинетов, в оппозицию, возобновление австро-венгерского Соглашения, смена правительства и приход в августе 1879 г. к власти Е. Тааффе в результате трудных переговоров депутатских фракций немцев, чехов, поляков, давления и поддержки двора знаменовали серьезные перемены в Цислейтании и открывали новые перспективы для чешской политики.

На первом этапе чешские депутаты составили общую парламентскую фракцию во главе с Ф.Л. Ригером, политиком, имевшим к началу 80-х годов огромный политический опыт. Чешский клуб, образованный в октябре 1879 г., включал и представителей исторического дворянства под предводительством графа И. Клам-Мартиница. Это означало, что чешские политические деятели встали на путь взаимных уступок. Так, взамен на благосклонность императора они обещали быть умеренными в своих требованиях, выступив за проведение ограниченной избирательной реформы, которая бы увеличила количество чешских голосов в земском сейме. Однако тактика соглашений, получение чехами портфеля министра по чешским делам (им стал старочех А. Пражек) не дали тех результатов, на которые рассчитывали чешские политики. В 4-х Меморандумах к императору, сформулированных осенью 1879 г., речь шла о введении языкового равноправия в администрации, учреждениях, судах, в Пражском университете, средних школах и профессиональных училищах, а также об их равномерном распределении у чехов и немцев. Несмотря на правительственное распоряжение о провозглашении официального равенства языков, опубликованное для Моравии 28 апреля, для Чехии 13 мая 1880 г. и лишь спустя 2 года для Силезии, в действительности немецкий язык оставался государственным языком.

В апреле 1881 г. было принято решение о разделении Пражского университета, вступившее в силу в 1882 г. Были также увеличены субсидии на образование, росло число новых чешских средних и профессиональных школ. В 1882 г. было проведена избирательная реформа по выборам в чешский сейм, в результате которой чешские представители получили большинство. Начавшееся интенсивное внедрение чешского языка в систему государственного управления, укрепление национальной школы, быстрый рост национального чиновничества в конечном итоге вели к созданию важнейших атрибутов, необходимой базы национальной государственности, что следует рассматривать как позитивный результат политики старочехов в 80-е годы XIX в.

Между тем чешские успехи вызывали ожесточенное сопротивление немецких националистов. С другой стороны, тактика соглашений, которой придерживались старочехи, оказалась неприемлемой для радикального крыла младочехов. Идея Ригера о мирном сосуществовании славян и немцев в рамках единого государства, умеренность требований чешской политической элиты вызывали все большее возражение радикализирующихся представителей мелкой буржуазии. В такой ситуации очень убедительной оказалась идея младочехов противопоставить себя старочехам. Представители Национальной партии свободомыслящих выдвигают программу, ориентированную на текущий момент, а в публицистике активно развивают тему о том, что монархия не оценила заслуги чешского народа. Дальнейшее развитие чешского общества, укрепление его положения в Цислейтании младочехи связывают исключительно с ростом духовных и материальных сил самого чешского народа, вопреки неблагоприятным внешним обстоятельствам.

Быстрому подъему авторитета этой партии способствовало нарастание массового недовольства чешского населения курсом правительства, прежде всего так называемыми ордонансами Гауча (1887), усилившими позиции немецких школ в Цислейтании. В ответ младочехи организовали несколько таборов (митингов), подали протест, текст которого был подготовлен Э. Грегром. Они требовали прекращения политики поддержки немцев в чешских землях, начав пропаганду в печати идеи чешского государственного исторического права, русофильства и традиционно сопутствующих ему французских симпатий. На IV съезде членов Национальной партии свободомыслящих они заявили о себе как о сторонниках всеобщего и равного избирательного права. Что касается политической линии младочехов, то она строилась на осуждении наследия старочехов, крайнем радикализме (национализме) в отношении к немцам, открытой оппозиционности к властям.

В начале 1888 г. младочехи создали “Клуб независимых чешских депутатов в парламенте”. Это событие знаменовало собой важное изменение в чешской политической жизни.

В середине 80-х гг. начался довольно длительный (до конца 90-х гг.) процесс формирования чешского реализма как политического течения. Становление общественно-политической концепции реалистов шло вместе с обсуждением научных вопросов, с глубоким анализом социально-экономических и политических проблем развития чешского общества. Сторонники этого движения группировались вокруг Т.Г. Масарика (1850-1937), Й. Кайзла (1854-1901) и К. Крамаржа (1860-1937).

В 1863 г., объединив вокруг себя молодых ученых, Масарик приступил к изданию нового чешского ежемесячника “Атенеум”, на страницах которого вскоре началась борьба за признание фальшивыми широко известных Краледворской и Зеленогорской рукописей (РКЗ). В сложных условиях политической жизни середины 80-х гг. Масарика, так же как и других исследователей, выступивших с опровержением подлинности РКЗ, обвинили в измене национальному делу. Острота борьбы обусловливалась тем, что спор приобрел политический, а не только научный характер, поскольку рукописи вошли в арсенал чешской прогрессивной культуры и рассматривались как национальные святыни.

Основные усилия интеллигенции были направлены помимо преодоления провинциализма в науке на обновление чешской общественной мысли. Наиболее правильными методами, способными коренным образом изменить положение, могли быть, по мнению реалистов, воспитание новой политической элиты и новой политической культуры народа. К этому должна была привести всесторонняя критика существующей действительности, способствующая пробуждению здоровых сил общества и направлению их энергии на интенсивное развитие чешской нации.

Реалисты поставили вопрос о проблеме государственной самостоятельности или же автономии, гарантирующей национальную самобытность. При этом возрождение государственности могло произойти лишь при успешном функционировании общественной экономики, созданной путем поддержки мелкого и среднего предпринимательства со стороны государства и общества (путем ассоциирования возникла бы и крупная промышленность), в политической сфере - при максимальном усилении влияния избирателей на парламент и общественную жизнь. К концу 80-х гг. в пропаганде и деятельности начинающих реалистов основной акцент был перенесен с вопросов культуры и науки в область практической политики. Отдавая должное двухпартийной системе, сначала Масарик, а затем Крамарж и Кайзл выступили за реорганизацию сложившейся партийной структуры в чешском обществе как авторитарной по характеру и вступили на путь переговоров на определенных условиях со старочехами. Однако принятие так называемых Пунктаций (чешско-немецкого соглашения об урегулировании национальных, в том числе языковых конфликтов), подписанных в январе 1890 г. представителями этой партии, исторического дворянства и немецких либералов вызвало волну возмущения в чешских землях, было воспринято как победа немцев и непоправимая уступка старочехов. Тем самым они утратили свои притягательные качества надежного союзника партнера.

В результате длительной и упорной целенаправленной борьбы в 1896 г. было расширено избирательное право, регулирующее выборы в рейхсрат: во-первых, был снижен имущественный ценз для избирателей городской и сельской курий, во-вторых, была учреждена пятая избирательная курия, в которой вводилось всеобщее избирательное право для мужчин старше 24 лет по выборам 72 депутатов, 27 из них представляли чешские земли (18 - Чехия, 7 - Моравия, 2 - Силезия).

Реальностью 90-х годов стало то, что партия старочехов в течение нескольких месяцев распалась и сошла с политической арены. В таких условиях реалисты повернулись в сторону младочехов, во главе которых в конце XIX в. становится Карл Крамарж. По своему социальному составу партия представляла эклектичное соединение буржуазных, мелкобуржуазных, радикальных , аграристских и прочих группировок. Взяв на себя роль лидера, младочехи стали рупором чешского промышленного и банковского капитала, возглавили борьбу за отечественные и общеавстрийские рынки.

4. Социально-экономическое развитие чешских земель на рубеже XIX - XX вв.

В экономической структуре Цислейтаниии, как и в Австро-Венгрии в целом, чешские земли занимали особое место, являясь наиболее развитым индустриально-аграрным районом монархии Габсбургов. Несмотря на то, что Чехия, Моравия и Силезия составляли лишь 26,45%территории австрийской половины империи, на их долю приходилось более 36% населения (в начале XX в. численность чехов и богемских немцев превысила 10мил.), причем 45% самодеятельного населения чешских земель было занято в промышленности (в собственно Австрии - 22). Здесь находилось 35% всех промышленных предприятий Цислейтании.

В конце XIX в. чешским землям практически принадлежала монополия в ряде промышленных отраслей, в том числе в добыче каменного и бурого угля, производстве стекла, фарфора и керамики, в сахароварении. Высоко были развиты текстильная, машиностроительная (особенно сельскохозяйственное машиностроение), химическая и некоторые другие наукоемкие отрасли, использовавшие передовые технологии. Быстро набирала темпы тяжелая индустрия, предприятия которой входили как в австрийские, общегосударственные, так и в иностранные монополистические объединения. Вместе с тем мелкие ремесленные мастерские по изготовлению широкого круга, как правило, высококачественных изделий по-прежнему играли существенную роль в экономике земель. При этом необходимо подчеркнуть, что сельскохозяйственное производство велось здесь передовыми методами и по уровню интенсивности опережало многие другие регионы этого государства.

На рубеже XIX - XX вв. чешские земли добились заметных успехов и в финансовой сфере. Особенностями развития чешского финансового капитала были, во-первых, стремительный, скачкообразный рост банковского и промышленного капиталов (даже по сравнению с общеевропейскими темпами), во-вторых, проникновение и упрочение позиций чешского капитала в важнейшие направления национальной экономики, в-третьих, большая роль сберегательных касс, что способствовало сохранению его национального характера, в-четвертых, тяготение к экономической экспансии. Так, если акционерный капитал венских банков с 1890 по 1913 гг. вырос в 2,5 раза, то чешский многократно, что свидетельствует о высокой эффективности источников накопления собственно чешского капитала. В то же время это одна из причин глубочайшего интереса чешской буржуазии к экономическому освоению Словакии, других славянских регионов монархии (Галиции, Словении, Хорватии), стран Балканского полуострова (Болгарии, Сербии, Румынии) и России, к внешнеполитическому курсу государства.

Достигнутый уровень экономического развития чешских земель показывает, что в 90-е гг. XIX в. чешская нация вступила в стадию индустриальной зрелости. Между тем одна из экономически развитых территорий монархии Габсбургов не обладала сколько-нибудь значительной самостоятельностью, а чешская буржуазия все еще не имела необходимого политического веса в имперских представительных органах, исполнительной власти и т.п.

Политическая жизнь в чешских землях в последнее десятилетие XIX в. проходила в условиях напряженной борьбы, все более открытого противостояния чехов и немцев. Точкой отсчета очередного мощного взрыва недовольства служат указы премьера К. Бадени (апрель 1897 г.) о равноправии чешского и немецкого языков в судебных и административных органах чешских земель (во внутреннем делопроизводстве сначала Чехии, затем Моравии), узаконившие для лиц обеих национальностей возможность обращаться на родном языке в инстанции, а для чиновников обязательное знание немецкого и чешского языков с 1901 г. Жесткий отпор австро-немецких депутатов в парламенте, богемских немцев особенно в районах, где они составляли большинство населения, вынудили кабинет заявить о своей отставке, дистабилизировали обстановку в Цислейтании. Приход правительства Гауча мало изменил ситуацию. В ходе массовых беспорядков в Праге было введено военное положение, распущен рейхсрат.

Ни разделение Чехии на одноязычные и смешанные округа декретами правительства, ни встречные требования чехов учредить специальное министерство чешских земель, открыть политехнический институт в Брно и др. не меняли положение к лучшему. Разгул национальных страстей достиг небывалых размеров, борьба распространилась на все сферы общественной жизни вплоть до повседневного быта.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.